Реферат по предмету "Философия"


Философия Николая Кузанского

ВВЕДЕНИЕ
Николай Кузанский являетсякрупнейшим европейским мыслителем XV века, одним из видных гуманистов эпохиВозрождения и родоначальником итальянской натурфилософии.
Время жизни и творчествафилософа — эпоха перехода от средневековья к новому времени, когда формируетсяранняя буржуазная культура, эпоха, которую принято называть эпохой Возрождения.Как и все переходные эпохи в истории человечества, она была противоречивой.
Именно противоречивость,свойственная данной эпохе, — одна из особенностей философии Николая Кузанского,представляющих борьбу разных тенденций. Антифеодальное в основе своейсодержание его философии еще сковано средневековыми представлениями.
Спекуляции об ангелах,восхваление веры, призывы к аскетизму, придание в развитии организма человекачислу семь особого значения, призывы к умерщвлению плоти, несовместимые сжизнерадостным духом Возрождения и в тоже время — свойственные новым временамкритическое отношение к схоластике, интерес к античности, к познанию природы,высокая оценка математики, человеческого разума характерны для философииКузанца. Недаром горячий поклонник Николая Джордано Бруно писал о нем: «Онбыл подобен пловцу, которого бурные волны кидают то вверх, то вниз, ибо он невидел непрерывного, открытого, ясного света, он не плавал в спокойной, яснойводе» [1, с. 368].
В наши дни философскоетворчество Николая Кузанского представляет большой интерес и занимает прочное местов истории философии: ни один историк философии, анализирующий мировоззрениеэпохи Возрождения, не может пройти мимо философского учения Николая из Кузы,поскольку именно философия Кузанского демонстрирует путь перехода отсредневековья к возрожденческим представлениям.
Однако чтобы лучше понятьзначение философского творчества Кузанца в истории Возрождения, следуетрассмотреть и исследовать не только его философию, но и обстоятельства личнойжизни, его взаимоотношения с различными слоями тогдашнего общества.
1 ВЕХИ ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВАНИКОЛАЯ КУЗАНСКОГО
1.1 Начало пути
Николай Кузанский родился в1401 году в Германии — в местечке Куза Трирской епархии, в семье зажиточногокрестьянина — рыбопромышленника Иоганна Кребса. Биографы сообщают [2, c. 11],что незаурядные способности Николай обнаружил еще в детстве: он много читал, иочень скоро его интересы вышли за пределы отцовских занятий. Отцу не удалосьзаставить сына идти по своим стопам. Подростком Николай бежал из родного дома инашел прибежище у графа Теодориха фон Мандершайда, который занялся образованиемподающего надежды подростка.
Граф покровительствовалНиколаю в течение многих лет, способствуя его карьере. Предполагают, что напервых порах граф отдал способного подростка в школу «братьев общей жизни»в Девентере (Голландия), где впоследствии обучался Эразм Роттердамский. Этобыла школа мистиков, владевших имуществом сообща, отвергающих богатство, славу,а вместе с ними и все светское, мирское. Наставники этой школы проповедовалиаскетизм и благочестие, с помощью которых надеялись приблизиться к Христу.Обучали в Девентере «семи свободным искусствам» и в то же времяотвергали знание, считая его недостаточным для постижения бога. Возможно, здесьНиколай проникся ненавистью к роскошной, разнузданной жизни высших сановниковримской церкви, здесь получил первые уроки аскетизма, отсюда вынес неприязнь кпремудростям схоластиков.
Вернувшись в Германию,Николай некоторое время изучал философию в Гайдельбергском университете.Шестнадцатилетним юношей, подобно знаменитым соотечественникам Пурбарху иРегиомонтану, будущий философ устремился в Италию, известную своими гуманистамипо всей Европе. Здесь, в Падуанском университете в школе церковного праваНиколай завершил свое образование.
Именно в Падуе проявилось увлечениеКузанца естественными науками математикой, медициной, астрономией, географией.Одним из его друзей стал Паоло Тосканелли (1377-1446), будущий знаменитыйматематик, физик, географ, первый наблюдатель-астроном в Европе, которомумногим был обязан Кузанец. Тосканелли обратил его внимание на ошибкиастрономических альфонсовых таблиц, которые Кузанец пытался исправить. В ПадуеКузанец познакомился и со своим будущим другом, профессором права ДжулианоЦезарини (1398 — 1444), который пробудил в ученике любовь к классическойлитературе и философии. Свои основные философские трактаты «Об ученомнезнании» и «О предположениях» Николай посвятил именно Цезарини.
В годы учебы Николая в Падуепреподавал лучший эллинист и латинист своего времени Филельфо (1398 — 1481),лекции которого, возможно, слушал Николай.
Окончив университет в 1423году и получив степень доктора канонического права, Николай посетил в следующемгоду Рим, где познакомился с гуманистом Поджо Браччолини, в то время канцлеромРимской сеньории.
1.2 Церковно-политическаядеятельность Николая Кузанского
Вернувшись на родину ипроиграв здесь судебный процесс, затеянный его покровителем-графом, Кузанецрешил посвятить себя богословской деятельности. В течение года будущий кардинализучал богословие в Кельнском университете, где значительным влияниемпользовались следовавшие неоплатонической традиции средневековья сторонникиАльберта Великого [2, с. 53]. Получив звание священника, в 1426 году Кузанецпоступил секретарем к папскому легату в Германии кардиналу Орсини. Став черезнекоторое время священником, а затем деканом церкви св. Флорина в Кобленце,Николай не утратил своего увлечения античностью. По примеру других гуманистовон разыскивал в монастырских библиотеках древние рукописи; ему удалось найти 12неизвестных в то время комедий Плавта.
Близко был знаком Кузанец и скрупными гуманистами того времени Амброджо Траверсари (ум. 1439) и ЛоренцоВалла (1407-1457). Именно благодаря содействию Траверсари Николай Кузанскийпоступил на службу в папскую курию.
Необычайно одаренный,преданный церкви и энергичный священник делает успешную церковную карьеру,много сил уделяя попыткам реформирования церковных нравов и учреждений, истановится (в 1448 году) кардиналом.
Его многообразнаяцерковно-политическая деятельность была направлена к попыткам восстановленияединства и авторитета католицизма, достижению мира и согласия вероисповеданий.Например, когда в 1437 году церковное руководство решило послать вКонстантинополь миссию для переговоров с греками по поводу объединения западнойи восточной церквей, в это посольство включили и Николая, учитывая егопрекрасное знание греческого языка. Необходимо отметить, что Кузанец был к томуже знатоком арабского и древнееврейского языков, что позволило ему глубоковникнуть в существо средневековой арабской и еврейской философии. ВКонстантинополе он собрал ценные греческие рукописи, которые привез в Италию.Возвращаясь из Константинополя, после изучения работ Псевдо-Дионисия онприходит к одному из основных положений своей философии — к идее совпаденияпротивоположностей [2, c. 13].
Кроме того, Кузанец ведетпереговоры с гуситами в Чехии (результаты которых были неудачными), выдвигаетпланы имперских реформ, борется с развращенностью духовенства.
Благодаря покровительству пап(особенно папы гуманиста Пия II) Николай Кузанский играл выдающуюся роль вцерковно-политической жизни Европы своего времени, вместе с тем уделяя большоевнимание научным занятиям. В 1459 году Кузанский даже замещал в Римеотлучившегося на некоторое время папу Пия II. Уже на склоне лет Николайпутешествовал по монастырям Германии с целью реформировать их, чтобы удержатьдуховенство от падения нравов.
Видную роль играл Кузанец наБазельском соборе, куда прибыл в 1433 году. Здесь он выступал сначала каксторонник верховной власти соборов и противник папского абсолютизма, но затемвстал на сторону папы Евгения IV. Возможно, здесь сыграло роль покровительстворимских пап этого времени гуманистам.
Николай, начиная с 1437 годаи вплоть до своей смерти в Тоди в 1464 году, связывает свою судьбу с римскимипапами. При этом он отличался честностью и принципиальностью и не боялсявыступить с критикой папы и римской курии.
1.3 Гуманисты и НиколайКузанский
Связи Николая Кузанского свеликими гуманистами Энеем-Сильвием Пикколомини (впоследствии папой Пием II), сЛоренцой Валлой, Амброджо Траверсари и другими не исчерпывались личнымзнакомством и дружбой.
Филологическая культурагуманизма сказалась в том, что кардинал из Кузы изучил греческий язык иобратился к подлинным памятникам античной философии (известно, что он читал воригинале Платона и Прокла), а имевшие прочную средневековую традицию«Ареопагитики» предпочитал читать в новом латинском переводе,сделанном для него его другом гуманистом Амброджо Траверсари. Но собственнофилологические занятия играли для Кузанца роль подсобную.
С гуманизмом НиколаяКузанского связывает обращение к диалогической форме в ряде важных егосочинений (цикл диалогов, объединяемых участием в них «Простеца»).Само обращение в этих диалогах к образу «неученого»,«простака», которому открыты глубочайшие истины философии, имелополемический, антисхоластический характер и, несомненно, связано сгуманистической полемикой против «профессиональной» философииуниверситетов. Правда, стиль его латинских сочинений далек от легкости иизящества творений итальянских гуманистов.
С гуманистами связываютНиколая Кузанского и общность научных интересов, углубленное внимание кпроблемам астрономии, космографии, математики — при этом речь идет не о«литературном», «филологическом» движении в гуманизме, а огуманистах-ученых, таких, как его друг и соученик Паоло Тосканелли.Естественнонаучные и математические интересы Николая Кузанского ближе к новойнауки итальянского Кватроченто [3, c. 55], чем к схоластической наукесредневековья.
В области естествознания онидет дальше многих современников-гуманистов.
1.4 Естественные науки втворчестве Кузанского
Естественнонаучные принципыКузанца во многом соответствовали духу времени. Николай Кузанский выдвинултребование методического использования математики, требование счета,взвешивания, измерения в деле познания природы. Его сочинение «Об опыте совзвешиванием» являлось провозвестником новой эпохи, эпохи господства наукии техники [2, с.19]. Николай ставит в этой работе проблемы статики и динамики,экспериментальной физики. От передовых ученых и художников своего времени онунаследовал принцип связи теории и практики. Кузанец первым составилгеографическую карту Европы. Он же предложил реформу юлианского календаря, давнонуждавшегося в улучшении, которая была осуществлена лишь через полторастолетия.
Кантор, известный историкматематики, отмечает весьма значительную роль философа в истории математики, вчастности, в решении вопроса о квадратуре круга, об исчислении бесконечно малыхвеличин. Впрочем, еще Бруно оценил роль «божественного» Кузанца вобласти математики, назвав его «изобретателем прекраснейших тайнгеометрии» [1, с. 287].
Идеи Николая в областикосмологии в некотором отношении были революционнее идей Коперника иподготовили учение Бруно о бесконечности вселенной, о существовании обитаемыхмиров за пределами Земли.
Им оставлено обширноелитературное наследие, включающее научные трактаты и проповеди, сочинения пофилософии, богословию, по церковно-политическим вопросам и объединяемое единойсистемой религиозно-философских воззрений.
1.5 Философия в творчествеКузанского
Философские идеи развитыНиколаем Кузанским в сравнительно небольшом количестве произведений. К главнымфилософским сочинениям Кузанского относят [3, с.53] трактат «Об ученомнезнании» (1440), примыкающий к нему одновременно написанныйлогико-философский трактат «О предположениях», теологические трактаты«О сокрытом боге», «О поисках бога», «О сыновностибога», «О подателе света», относящиеся к 1442-1445 годам;«О творении» (1447) и содержащие дальнейшее развитие его философскойсистемы «Апология ученого незнания» (1449), диалоги с участием«Простеца»; «О мудрости», «Об уме», «Обопыте со взвешиванием», относящиеся к 1450 году, «О видениибога» (1453), «О берилле» (1458), «Обытии-возможности» (1460), «О неином» (1462), «Об охоте замудростью» (1463), «О вершине созерцания» (1464).
Именно в этих сочиненияхзаключены основные идеи философского творчества Николая — о совпадениипротивоположностей (coincidentia oppositorum), о взаимосвязи (nexus) сущего, обесконечности вселенной, о человеке как микрокосмосе, кроме того, здесьнаиболее ярко проявилась пантеистическая традиция философии Кузанского.Например, в своем трактате «О предположениях» Кузанец развиваетучение о человеке, о познании человека, о связи человека с абсолютом.
Вместе с тем, в своихпроповедях и работах богословского характера («О католическомсогласии», «О мире веры», «Построения» и др.) немецкийкардинал выступает, скорее, как теолог, в большой мере отдающий дань церковнойтрадиции.
Таким образом, можноотметить, что философия Николая Кузанского наглядно демонстрирует путь переходаот средневековых традиций к возрожденческим. При этом главное философскоеоткрытие Кузанца состояло в развитии понятия предела, которое он использовал втолковании природы Бога и геометрических фигур
2 ФИЛОСОФИЯ НИКОЛАЯКУЗАНСКОГО
2.1 Проблема соотношения богаи мира
Центральной проблемойфилософии Николая Кузанского является проблема соотношения бога и мира. Но еготеоцентризм представляет собой явление новое и совершенно чуждое всей традициисредневекового католического богословия. Самоуверенному схоластическому«знанию» о боге и мире Николай Кузанский противопоставляет концепцию«ученого незнания», давшего имя его первому и важнейшему философскомутруду.
Ученое незнание не есть отказот познания мира и даже бога, это не уход на позиции скептицизма. Речь идет оне возможности выразить полноту знаний в терминах формальной схоластическойлогики, о сложности и противоречивости самого процесса познания. Философ долженисходить в постановке и решении проблемы мира и бога именно из своего«незнания», из несоизмеримости объекта познания и прилагаемых к немупонятий и определений.
«Ученое незнание»есть отказ от господствовавшей в богословской мысли католического средневековья«положительной теологии». Единственно возможным способом постижениябога объявляется так называемое апофатическое или отрицательное богословие [3,с. 55].
Само понимание бога вфилософии Николая Кузанского свидетельствует не столько о религиозном, сколькофилософском подходе к проблеме бога и мира. Бог трактуется им как бесконечноеединое начало и вместе с тем как скрытая сущность всего. В основу своегофилософствования Кузанец кладет такое понимание бога, которое было выработанофилософией античного неоплатонизма и воспринято от нее христианским богословиемв творениях Псевдо-Дионисия Ареопагита и его последователей.
Прежде всего, это означалоотход от религиозной персонификации бога и упрощенно антропоморфныхпредставлений о нем. Характерно, что, защищаясь от обвинений в еретическомпантеизме, выдвинутых против него томистским богословом Иоганном Венком,Николай Кузанский счел необходимым различать бога как предмет религиозногопочитания, культа, основывающегося на «положительных утверждениях»ортодоксальной теологии, от бога как объекта философского познания, возможноготолько с позиций ученого незнания, сохраняющего за собой «суждениеистины» [2, с. 47].
Итак, Николай Кузанский,ставит проблему бога не столько как теологическую, сколько как собственнуюфилософскую проблему. Речь при этом идет о соотношении конечного мира, мираконечных вещей с их бесконечной сущностью, с бесконечным, безмерно великимпервоначалом. Постижение бесконечного бытия в его соотношении с бытием конечныместь глубоко философская проблема.
Рассматриваемая в такомплане, данная проблема не могла быть поставлена и решена в пределахтрадиционного богословия с его формально-логическим аппаратом и жесткимидистинкциями [3, с. 56]. Здесь необходим был другой, в сущности своей глубокодиалектический подход, и именно диалектика бога и мира составила главноесодержание философии Кузанца. Трактовка бога как бесконечного единства связанау Николая Кузанского с диалектическим учением о боге как средоточии единствапротивоположностей и о переходе от бога к миру как процессе раскрытия этогодиалектического единства, как о переходе от единства к множественности, отбесконечности к конечному.
2.2 «Максимум»,«Неиное», «Бытие-Возможность»
Бог, рассматриваемый НиколаемКузанским в полном отвлечении от мира конечных вещей как несоизмеримое с нимивеличайшее начало бытия, получает у него наименование абсолютного максимума,или абсолюта. Бог есть единое и единственное начало: «Абсолютный максимумединственен, потому что он — все, в нем — все, потому что он — высшийпредел» [4, с. 8].
Он — максимум, так как он то,более чего не может быть, но так как он не может быть и менее того, что онесть, то может быть поименован также и минимумом, и в нем абсолютный максимум иминимум совпадают. Максимум бесконечен, и поэтому он не только превосходит всевещи и заключает их в себе, но он «несравненно выше их».
В более поздних сочиненияхНиколай Кузанский применяет для наименования бога понятие «неиное» и«бытие-возможность». «Неиное» есть наиболее полноевыражение «отрицательного» определения бога, в качестве«неиного» он не есть «ни субстанция, ни сущее, ни единое, ничто-либо другое», «ни не-сущее, ни ничто» [3, с.57]. Именноопределение бога как «неиного» приводит к категоричному выводуотрицательного богословия, что «бог есть все во всем и в то же время ничтоиз всего» [4, с. 234].
Понимание бога как«бытия-возможности» (possest) исходит из того, что «только одинбог есть то, чем он может быть» [3, с. 57], т. е. заключает в себе всювозможность бытия и в то же время всю полноту вечной актуализации бытия.
Именно такое«отрицательное» определение бога в философии Кузанского выявляет непотусторонность, трансцендентность бога миру, а его неразрывное единство с ним.Вопрос о соотношении бога и мира Кузанец решает вне ортодоксальнойкреационистской концепции временного творения мира «из ничего». Онотвергает дуалистическую трактовку мира и бога.
Мир содержится в боге, богохватывает собой весь мир. Эта позиция пантеистическая, но склоняющаяся скореек пантеизму мистическому: не бог отождествляется с природой, а природа, мирзаключены в боге.
2.3 Понятия«развертывания» и «свертывания»
Для характеристики процессаперехода от бога к миру Кузанец избегает понятия единовременного акта творенияиз ничего. Не употребляет он и неоплатонического понятия «эманации»,истечения мира из бога. Применяемый им термин позволяет раскрыть глубокийинтерес перехода от бога к миру и от мира к богу. В этом процессе происходитто, что Николай Кузанский именует «развертыванием» из бога того, чтосодержится в нем в «свернутом» виде [2, с. 61].
Здесь речь идет о«саморазвертывании» абсолюта, что ведет к более глубокому пониманиюмира как единства, к преодолению иерархических представлений о мире. Однакобожественное первоначало не находит своего исчерпывающего воплощения в миреприроды: Кузанец подчеркивает, что «никакое создание не есть в смысле актавсе то, чем оно может быть, так как творческая потенция бога не исчерпывается вего творении» [4, с.294]. Бог есть все, но он «есть все в свернутомвиде». Созданный же богом мир, «все, что создано и будет создано,развертывается из того, в чем оно существует в свернутом виде». Если бог«есть все во всем», но «в свернутом виде», то это же«все», будучи «развернуто», существуя «в развернутомвиде в мирской твари», — «есть мир».
Подобно тому, как линия естьразвертывание точки, время — развертывание мгновения, движение — развертываниепокоя, так и весь мир предстает как развертывание собственной сущности,свернутой в боге, как раскрытие или развитие (термин evolutio также встречаетсяв сочинениях Кузанца в качестве синонима «развертывания) заключенной вбоге развития бытия. В учении о „развертывании“ заключенаонтологическая основа диалектического представления о „совпадениипротивоположностей“ в бытии бога и мира [2, с. 48].
Понимаемое как развертываниетворение не может быть временным: „Поскольку творение есть бытие бога,никто не подвергает сомнению, что оно — вечность“, оно „не могло всамом бытии находиться в вечности“ [4, с. 64]. Но в таком случае и сам акттворения, не будучи временным, не будучи творением „из ничего“,становится проявлением заключенной в боге необходимости, а не проявлениембожественной воли, как учила религия откровения.
Поэтому, сославшись на мнение»благочестивых авторов" о том, что бог создал мир, «чтобы датьузреть свою доброту». Кузанец сопоставляет с этим суждением свое положениео том, что бог создал мир «потому, что он — сама абсолютная максимальнаянеобходимость» [3, с. 59].
2.4 Проблема бесконечности иновая космология
Вселенная, существующая каквечное развертывание божественного первоначала, лишь в нем, едином максимуме,«существует в степени максимальной и наиболее совершенной»; «вомножестве», т. е. вне максимума, она «существует лишь ограниченнымобразом» [3, с. 60]. Но эта «ограниченность» — лишь показательотличия Вселенной от бога. Представление о Вселенной в философии НиколаяКузанского подвергается самому радикальному пересмотру. Схоластической картинемира, где сотворенный во времени конечный мир ограничен сферой неподвижныхзвезд и небом эмпиреев, где «перводвигатель» отождествляется с богомхристианской религии, Николай Кузанский противопоставляет свое учение окосмосе, отвечающее его пантеистическим представлениям о боге и мире.
Если бог есть«окружность и центр, так как он везде и нигде», то мир не имеетсамостоятельного, ограниченного от бога существования, а стало быть, изамкнутой фигуры с самостоятельной окружностью и центром в духе томистской иаристотелево-птолемеевой космологии. Ибо нигде в космосе «вне бога нельзяотыскать точной, равно отстоящей от различных точек, окружности, потому что онодин бесконечное равенство» [4, с.100].
В результате такогоуподобления природного космоса богу мир «имеет свой центр повсюду, аокружность нигде». Мир не бесконечен, так как в таком случае он был быравен богу, но он не имеет и границ, «ибо если бы он имел центр иокружность, то имел бы, таким образом, в себе свое начало и конец, и сам был бызавершен в отношении чего-то другого» [4, с. 97]. Так из принципазависимости мира от бога Кузанец выводит его безграничность: мир не может бытьобособлен от божественного «свернутого» начала даже в своемпространсвенно-физическом существовании. Из этого следует важнейший вывод длякосмологии, что «Земля не есть центр мира» и что «окружность егоне является сферой неподвижных звезд».
В космологии НиколаяКузанского Земля лишается своего привилегированного положения центра Вселенной:не Земля, а бог «является и центром земли, и всех сфер, и всего того, чтоесть в мире». Поэтому бессмысленно приписывать Земле неподвижность, равнокак и полюсам, замыкающей мир небесной сферы фиксированных звезд: «Нельзянайти для звезд середины, равно отстоящей от полюсов» [2, с. 81].
Однако, отвергаянеподвижность и центральное положение Земли, Николай Кузанский не отдавалпредпочтения какой-либо иной схеме движения небесных тел. Но расшатываятрадиционное представление о мире, он открыл путь к десакрализации космологии.Тем самым геоцентризм лишался своего теологического оправдания.
В то же время космологияНиколая Кузанского не просто умозрительная концепция, оторванная отастрономических исследований и наблюдений. Она имела как философское, так инаучное обоснование. Им был выдвинут ряд плодотворных идей, в частности одвижении Земли, о том, что небесные тела движутся не по правильным окружностям.Космология Кузанского вела к признанию материального единства земной и«небесной» субстанции: и Земля, и другие небесные тела признавалисьодинаково «благородными».
Разрушая старое — ирелигиозное, и свойственное древним неоплатоникам — иерархическое представлениео мире, Кузанец видит в боге не «нисхождение», не«опускание» божества до низшей материальной ступени бытия, апроявление божественного могущества. Поэтому мир рассматривается им в качествепрекраснейшего божественного творения: "… по красоте и стройности вещей,которые мы лицезреем, искусство и превосходство бога поражают нас" [3, с.61]. Мир прекрасен, и «даже тленность» всего земного «не естьдействительное доказательство» недостатка благородства. Это последнееположение особенно важно: временное и тленное, оказавшись результатом«развертывания» вечного первоначала, получает свое оправдание.Красота мира, проявляющаяся в «универсальной связи» всего сущего,выявляет внутреннюю стройность творения. Бог, говорит Кузанский,«пользовался при сотворении мира арифметикой, геометрией, музыкой иастрономией, всеми искусствами, которые мы также применяем, когда исследуемсоотношение вещей, элементов и движений» [4, с. 106].
Гармония мира находит своевыражение и в человеке — величайшем из божественных творений, в существе,которому суждено познать бога и созданный им прекрасный мир. Антопология игносеология Николая Кузанского теснейшим образом связаны с его пантеистическойонтологией и космологией.
2.5 Человек микрокосма — наиболее совершенное подобие природы и бога
Человеческая природарассматривается Кузанским в качестве высшего и наиболее значительногобожественного творения: она «помещена над всеми творениями бога». Какбудто поставленный на определенной ступени иерархии человек оказываетсяобожествленным и уже потому вне иерархическим существом: природа его«заключает в себе умственную и чувственную природу и стягивает в себе всюВселенную: она есть микрокосм, малый мир, как называли ее с полным основаниемдревние» [4, с. 119].
Характерное для всего сущегосовпадение противоположностей находит свое отражение и в человеческой природе.Соотношение «свернутого» в боге максимума и «развернутой вкосмосе ограниченной бесконечности отражается и „малом“ мире»человеческой природы. «Она такова, — утверждает Кузанский, — что, будучивозведена в соединение с максимальностью, становится полнотой всех всеобщих иотдельных совершенств таким образом, что в человечестве все возведено в высшуюстепень» [5, с. 55].
Но эта «полнотасовершенства» есть на что иное, как божественность. Она может бытьсвойственна лишь человеческой природе в целом, а не отдельному человеку.Человек, поднявшийся до «соединения с максимальностью», «был бычеловеком так же, как и богом, и богом так же, как и человеком», он можетмыслиться только в качестве богочеловека [3, с. 63].
Подобное соединениебожественной и человеческой природы возможно только в «сыне божием»,богочеловеке — Христе. Так учение Николая Кузанского о человеке сливается с егохристологией. Христология Николая Кузанского неразрывно связана с его учением«о свертывании и развертывании» божественного начала, о совпадениипротивоположностей — бесконечного максимума и конечной природы — спантеистическими тенденциями его философии.
Совершенная, абсолютнаячеловеческая природа Христа есть «свертывание» человеческой природы,подобно тому, как космос в «свернутом» виде содержится в боге.Поскольку сущность человека воплощена во Христе, то человек бесконечен;поскольку эта сущность ограничена в каждом отдельном индивиде, человек конечен.Следовательно, по Кузанскому, человек — конечно-бесконечное существо [2, с.98].
Тенденция к отождествлениюИисуса с человечеством позволяет Кузанцу при анализе микрокосма сместить акцентс идеи сотворенности человека, что было присуще церковному учению, на идеютворческой активности человека. Человек в представлении философа не столькотворение, сколько творец; именно в этом видит Кузанец уподобление человекабогу. С особой силой эта мысль выражена в рассуждениях о свойствахчеловеческого ума, способного подняться к бесконечному постижению мира на путяхего познания.
2.6 Познание
Совершенно в духе передовыхмыслителей Возрождения Кузанец видит цель в познании, духовном освоении мира:«Всякий разумный дух стремится к познанию. Ибо познание есть жизнь ума, тацель, к которой он стремится...» [2, с. 99]. Возможность познания заложенав самой природе человеческого разума. «Благородное подобие бога»,человеческий ум именно в своей познавательной деятельности осуществляет своепредназначение. Если бог «развертывает» из себя мир, то человеческийразум развертывает из себя «предметы рассудка» [2, c. 103]. Это,однако, не означает, что по Николаю Кузанскому, в человеческом разуме ужезаключены заранее готовые понятия, что знание предшествует ощущению внешнегомира. «Развертывание» не есть и субъективное «творение»понятий, речь идет о прирожденной человеку — по самой человеческой природе — способностисуждения. Осуществить эту способность, «развернуть» ее человек можеттолько при соприкосновении с миром природы — этой божественной книги, в которойбог раскрыл себя человеческому знанию.
Ум человека, единый по своейприроде, обладает способностями [5, с. 56], низшей из которой является ощущениес воображением. Эти способности принадлежат единому по своей природе уму илидуху.
Начало процесса познанияневозможно без чувственного пробуждения. На основе ощущений с помощью рассудкаразум составляет себе понятие о вещах. Воздействие вещей на ум человека черезощущения возможно благодаря наличию в человеческом организме некоего жизненного«духа» — телесной субстанции, связывающей по представлениямсредневековой медицины и физиологии, ощущения с разумной способностью человека[3, c. 65].Воображение служит посредствующей ступенью между ощущением ирассудком. Рассудок есть проявление активной способности человеческого разума.Будучи тесно связан с телом как орудием познания, рассудок осмысляет полученныеощущением внешние впечатления и позволяет, путем их логического различения исопоставления, прийти к более глубокому пониманию сути вещей. Однако ирассуждение не способно дать полноты знания. К постижению истины ведет разумнаявысшая способность человека — его разум, способный к интуитивному постижению.Он возвышается над рассудочной деятельностью. Если рассудок не может идти вышеи дальше знания конечного мира вещей, то функция разума — высшее знаниесущности вещей и явлений, познание бесконечности. Рассудочное знание не можетпостичь бесконечной сущности мира, оно не может постичь совпаденияпротивоположностей в «свернутой» природе максимума.
Онтологическому учениюКузанца о боге и космосе и их диалектической связи соответствует и егогносеологическое представление о предмете познания. «Существует лишь одинобъект для духовного видения и чувственного зрения, — утверждает Кузанец, — первое видит то, как он существует в себе, второе — как он познаетсяпосредством знаков. Единый объект есть „Сама Возможность“ [3, с. 65].
Итак, единый и единственныйобъект познания — пантеистически понятый и истолкованный бог, трактованный внеразрывном единстве с чувственно воспринимаемым миром природы [2, с. 100].
Чувственная познавательнаяспособность направлена на „некий чувственный предмет“, но это — »тот же объект", но познаваемый «только тем способом, которым онстановится известным чувству посредством видимых знаков».
Эти рассуждения НиколаяКузанского содержат постановку проблемы сущности и явления. Интеллектуальнымпознанием постигается сущность вещей, отождествляемая с «СамойВозможностью» (Бытие-Возможность, Неиное). Максимум в других сочиненияхКузанца, определяющего этими понятиями бога как бесконечную сущность вещей.Поскольку сущность вещей есть бесконечность, в которой совпадают противоположности,процесс познания рассматривается как раскрытие этого совпадения, каквосхождение от знания конечных вещей к постижению их бесконечной сущности.
2.7 Вера и знание
С пантеизмом НиколаяКузанского связано и решение им важнейшего для средневековой и ренессанснойфилософской мысли вопроса о соотношении веры и знания.
В основе учения НиколаяКузанского о соотношении веры и знания лежит представление о космосе, природекак «божественной книге», в которой бог «раскрывает» себячеловеческому знанию, и о боге как «свернутом» начале Вселенной [3,с. 66]. Поэтому здесь нельзя ограничиться простым приведением высказыванийфилософа о приоритете веры.
Вера есть путь постижениябога в нем самом в «свернутом» виде. Но познание«развернутого» мира, более того, познание бога, в результате чегочеловеческий разум достигает объекта, переходя от конечных вещей к бесконечнойсущности, — есть дело разума, и верой оно заменено быть не может.
Николай Кузанский ещесформулировал учения о «двух книгах» (Писания и Природы) каксоответственно объектах веры и знания. И именно через познание «книгиприроды», по Кузанцу, идет путь подлинного разумного знания, несмешиваемый с путем веры.
2.8 Интуиция и бесконечностьпознания
Неполному и недостоверномучувственному и рассудочному знанию Кузанец противопоставляет не веру, а высшееинтеллектуальное созерцание, дающее понимание совпадения противоположностей вединстве, когда «в своей простоте ум все созерцает, как бы свою величину водной точке, и все — вне всякой слаженности из частей, и не так, что одно естьэто, а другое — иное, а так, что все есть и одно есть все» [4, с. 188].Это знание определяется у Николая Кузанского как интеллектуальное видение илиинтеллектуальная интуиция, противопоставляемая рассудочному формально-логическомузнанию как средству, недостаточному для охватывания бесконечности и совпадениюпротивоположностей. Это «постижение непостижимого», познание«невидимым образом» не отождествляется с мистическим экстазом: в немподчеркивается, прежде всего, его интеллектуальный характер [3, с. 67].
Интеллектуальная интуициярассматривается в философии Николая Кузанского как «ученое незнание»,выступающее в данном случае не в качестве предпосылки, а в качестве итогапроцесса познания. Ученое незнание есть именно «ученое». И оно естьименно «знание», но знание того, что истина не дана в готовом виде,что постижение истины есть процесс. Оно есть «знание того, что существуетабсолютно несоизмеримое» [2, с. 130]. И оно есть именно знание, а не религиозныйэкстаз.
Процесс постижения истиныесть бесконечное движение к ней. Познание бесконечно из-за бесконечностиобъекта, и потому, что оно никогда не может быть завершено. И сама истинарассматривается в философии Кузанца как объективная, но недостижимая в своейполноте цель усилий разума. Ибо познание никогда не сможет остановиться: истинанеисчерпаема. «Разум так же близок к истине, как многоугольник к кругу,ибо, чем больше число углов вписанного многоугольника, тем более он приблизитсяк кругу, но никогда не станет равным кругу» [4, с. 10].
В этом гениальном образесодержится глубочайшая мысль о бесконечности познания. Утверждая историческуюограниченность каждого данного этапа познания мира, Кузанец отвергаетсамоуверенное «всезнайство» схоластики, считавшей возможным достижениеполноты знания. С эти связан и отказ Кузанца от принципа авторитета [3, с. 68]- не только человеческого, но, по существу, и от авторитета Писания, котороерассматривалось как «способ выражения» истины, но не сама истина,постигаемая собственными усилиями разума.
Бесконечный процесс познания,бесконечное приближение вписанного многоугольника к кругу завершается вфилософии Николая Кузанского полным совпадением субъекта и объекта, именно вэтом своем совершенстве обретающем мистический характер. Конечным результатоминтуитивного постижения бога оказывается «обожествление» человека.Таким образом, Кузанец ставит основой процесса «обожествления» неволю, а именно разум и интеллектуальную интуицию.
Характерно, что свою мысль оботносительности человеческих знаний — «предположений» — НиколайКузанский распространял и на область религиозных знаний. Каждая религия, поучению Кузанца, есть, по существу, также — в той же логике вписанногомногоугольника — лишь приближение к полноте истины. Эта точка зрения (при этомКузанский наиболее близким к истине считал католическое христианство) вела втенденции к преодолению религиозного фанатизма и утверждению принциповверотерпимости [3, с. 69].
Необходимым условиемприближения к истине в философии Николая Кузанского становится путьматематизации знания. И здесь, несмотря на следы пифагорейской мистики чисел,нашла свое отражение глубочайшая мысль о необходимости математического методапознания мира [2, с. 115]. Дело тут не только в гениальности отдельныхматематических открытий и догадок, сделанных Николаем Кузанским, и даже не вподчеркивании им необходимости точных измерений при изучении природных явлений,вплоть до призыва к экспериментальному методу исследований. Математизацияпроцесса познания, провозглашенная Николаем Кузанским, имела огромноеметодологическое, выходящее за рамки собственно науки, но тем болеесущественное для создания нового метода научного познания мира метода,противостоящему авторитарному, книжному, оторванному от подлинныхестественнонаучных изысканий методу схоластического знания.
ВЫВОДЫ
Основное содержаниетворчества Николая Кузанского было плодотворным и прогрессивным для развитияфилософии. Кузанец, испытавший влияние развивающегося естествознания, а такжегуманизма Возрождения, был сам выдающимся представителем естественнонаучной игуманистической мысли той эпохи.
Прогрессивное значение еготворчества определяется той ролью, которую Кузанец сыграл в истории диалектики.
Именно диалектическое учениеНиколая Кузанского о совпадение противоположностей нашло свое продолжение иразвитие в философии немецкого классического идеализма конца XVIII — начала XIXвеков. Диалектичность философии Николая Кузанского позволила ему сделать шаги кматериализму. Эти шаги, не будучи последовательными, привели философа кпантеизму, заключавшему в себе известную материалистическую тенденцию.
Именно понимание бога как«свернутого» и мира как «развернутого» максимума нашло своепродолжение в материалистическом пантеизме Б. Спинозы.
Не менее важную роль сыгралатакже космология Николая Кузанского, базировавшаяся надиалектико-пантеистическом мировосприятии философа. Революционная идеябесконечности Вселенной, идея отсутствия во Вселенной центра и окружности,верха и низа была воспринята и развита Джордано Бруно.
Николай Кузанский стоит водном ряду с гуманистами Возрождения. Один из первых мыслителей этого времениКузанский высоко поднял значение личности человека, проповедуя могущество,безграничную способность человеческого ума к познанию. Человек — бог, творец;эта идея гуманиста Николая Кузанского носит, по существу, атеистическийхарактер, ибо несовместима с религиозным представлением о человеке.
Велика заслуга Кузанца и вразработке гносеологических проблем. В соответствии с потребностями буржуазииКузанец пытался решить задачу наиболее эффективного познания природы. Он ввел впознание математический и естественнонаучный методы, что роднит его с будущим.
Николай Кузанский одним изпервых среди философов высказал мысль о противоречивости процесса познания,догадку о том, что «познание есть вечное, бесконечное приближения мышленияк объекту», каковым была для него бесконечность, понимаемая как совпадениепротивоположностей.
Объективно идеи Кузанцапротиворечили феодальной идеологии и подрывали ее. Именно в его учении беретсвое начало натурфилософия Возрождения. Поэтому на основании вышесказанногоНиколая Кузанского можно считать одним из выдающихся представителемранебуржуазной культуры.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Slave Culture Essay Research Paper Slave CultureSlavery
Реферат Культура периода создания русского централизованного государства (вторая половина ХIII — начало XIV в.)
Реферат Максимизация прибыли в условиях монополии 2
Реферат Спонсорство и благотворительность
Реферат Влияние температуры на пластичность металла
Реферат Госзакупки в новом формате
Реферат Система непрерывного мониторинга протяженных объектов для предотвращения экономического и экологического ущерба
Реферат Аккумулирование радионуклидов растениями лесных фитоценозов
Реферат Методы оценки инвестиционной привлекательности регионов
Реферат Меры пресечения в уголовном процессе 2
Реферат Методы расследования убийств
Реферат Местное самоуправление 9
Реферат Структурно-системный анализ формирования и динамики развития рынка труда России
Реферат Методика расследования грабежей
Реферат Захариадис, Никос