Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Характеристика основных выгод и проблем, связанных с развитием туризма. Туристский продукт Алтайского края

Федеральное агентство по образованию
Федеральное государственное образовательноеучреждение
Высшего профессионального образования
Российский государственный университет туризма исервиса
(ФГОУВПО «РГУТиС»)
Институт туризма и гостеприимства
(г. Москва) (филиал)РГУТиС
 
Кафедра «Туризма»
Курсовая работа
по дисциплине: «Маркетинг туристских территорий»
на тему: «Характеристика основных выгод и проблем,связанных с развитием туризма. Туристский продукт Алтайского края»

Выполнил:
студентгр. ТТВ-5 ______________________________ Герасимова П.А.
Проверил:
к.э.н.__________________________________________Лапочкина В.В.
 
Москва2010

Содержание:
Введение
1. Теоретическая часть
1.1 Основные тенденции развитиятуризма, влияние туризма на экономическое развитие стран и регионов
1.2 Выгоды и проблемы, связанные сразвитием туризма и рекреации
1.3 Использование концепцииустойчивого развития при формировании стратегии развитиятуристско-рекреационных регионов
2. Практическая часть
2.1 PEST-анализ Алтайского края
2.2 SWOT-анализ Алтайского края
2.3 Ключевые факторыконкурентоспособности Алтайского края
2.4 Анализ информационных ресурсовАлтайского края
2.5 Туристический дайджестАлтайского края
Заключение
Библиографический список

Введение
 
Туризм является однойиз ведущих и наиболее динамично развивающихся отраслей мировой экономики. Забыстрые темпы роста он признан экономическим феноменом столетия минувшего и емупророчат блестящее будущее в столетии грядущем. Согласно прогнозу ВсемирнойТуристской Организации рост туристической индустрии будет необратим в ХХIвеке, и к 2020 году количество международных туристических посещений составит1,6 биллиона единиц [6].
Как известно, даннаяотрасль хозяйства является фундаментальной основой многих развитых иразвивающихся стран мира. Путешествия и туризм обеспечивают свыше 11%международных инвестиций и приносят в казну государств 302 млрд. долларов ввиде налоговых поступлений.
Все это доказывает то,что тема туризма на сегодняшний день – одна из самых актуальных, итуристическая деятельность является в настоящее время одним из самых прибыльныхвидов бизнеса в мире. Как и в любом бизнесе, в туризме есть свои законыразвития, проблемы и выгоды связанные с ними, а также пути решения этих проблеми методы извлечения максимальной прибыли. Для того чтобы была возможность яснопредставлять состояние развития туризма, понимать основные тенденции его роста,видеть слабые и сильные стороны и совершенствовать систему анализа, существуетмаркетинговая деятельность. Маркетинг — совокупность всех видовпредпринимательской деятельности, обеспечивающей продвижение товаров и услуг отпроизводителей к потребителям, а также изучение положения, предпочтений иустановок потребителей и систематическое использование этой информации длясоздания новых потребительских товаров и услуг[2].
Для туризма какотдельного и емкого сектора экономики особую роль играет маркетинг территории,который базируется на активном использовании природных, трудовых,материально-технических и финансовых ресурсов региона, а также на возможностяхих реализации и воспроизводства [3].
В своей работе япроведу исследование территориального туристского продукта Алтайскогокрая, уделяя особое внимание таким видам маркетинговой деятельности, каквыявление основных политических, экономических, социальных и технологическихфакторов внешней среды региона, анализ содержания и структуры web-сайтовтуристской администрации Алтайского края, оценка их соответствия ЮНВТО исоставление краткого дайджеста Алтайского края для туристов.
Таким образом, цельюмоего исследования является представление туристской территории Алтайского краякак продукта, который способен удовлетворять туристские и рекреационныепотребности. К задачам данной работы можно отнести:
— доказательствоважности и практической значимости туристской территории как объектапродвижения;
— выявление особенностеймаркетинговой деятельности в регионе;
— доказательствовлияния туризма на региональное развитие;
— выявление основныхметодов оценки влияния туризма на региональное развитие;
— доказательствонеобходимости формирования и продвижения регионального туристского продукта.

1.Теоретическая часть
1.1 Основные тенденции развития туризма, влияниетуризма на экономическое развитие стран и регионов
 
По прогнозам экспертов ЮНВТО, мировая индустрия туризма входит в период постоянно увеличивающегося объема путешествий и экскурсий, усиливающейся конкуренции среди регионов и стран пребывания. При этом появляется все большее количество хорошо информированных потребителей туристических услуг, обращающих особое внимание на качество и безопасность предлагаемого туристического продукта [6].
Согласно прогнозам экспертов дальнейшее развитие мирового туристического рынка все больше будет определяться новейшими информационными технологиями.
В мире наблюдается и другая тенденция – рост средств размещения, предлагающих самообслуживание. Желание туристов быть независимыми при проведении путешествия, большая стоимость подбора, обучения и содержания обслуживающего персонала подразумевают, что высокие уровни обслуживания будут оправданы только в элитарном секторе туристического рынка.
Кроме того, в настоящее время групповыми туристическими пакетами на западном туристском рынке пользуются лишь немногие потребители, то есть уместно говорить и о тенденции усиления индивидуализма будущего потребителя.
В ближайшем будущем можно прогнозировать следующие направления развития индустрии международного туризма:
— создание новых и развитие уже существующих туристических услуг и рынков, учитывающих состояние туристских (природных, культурных и исторических) ресурсов в странах пребывания туристов;
— широкое вовлечение местной общественности и муниципальных властей в планирование и развитие туристской деятельности, обеспечение ее безопасности;
— развитие связей между организаторами туризма и муниципальными структурами с целью достижения понимания потребностей каждого из них и поиска путей их удовлетворения;
— рост благосостояния местного населения, устранение налоговых, таможенных и других трудностей, которые могут препятствовать развитию туризма; при этом особое внимание должно быть уделено поддержанию цен на услуги в области туризма на уровнях, которые являются приемлемыми для туриста и выгодными для туристической индустрии;
— уделение особого внимания вопросам защиты окружающей среды (строительство, архитектура, антропогенные нагрузки);
— осуществление более четкого маркетинга и выделение большего количества ресурсов для продвижения услуг, поиск определенных групп туристов и организация для них адресной информации по предлагаемым услугам;
— повышение профессионального уровня сотрудников индустрии туризма;
— развитие системы владения клубным отдыхом (таймшером) [1].
Кроме того, на конференции ЮНВТО в Лиссабоне по результатам исследования «Tourism 2020: Vision» провозглашены 5пять перспективных туристских направлений XXI века: приключенческий туризм, круизы, экотуризм, культурно-познавательный и тематический туризм.
Согласно прогнозу ЮНВТО Китай к 2020 году станет ведущим туристским направлением в мире, обогнав лидирующую пятерку – Францию, США, Испанию, Италию и Великобританию. Предполагается, что при ежегодном приросте 8% число туристских прибытий в Китай достигнет к 2020 году 137, 1 миллионов прибытий. Вторым по популярности туристским направлением станут США (102,4 миллионов прибытий), затем – Франция (93,3 млн.), Испания (71,0 млн.) и Гонконг (59,3 млн.)[6].
Туриндустрия имеетуникальную структуру. Она характеризуется наличием целого ряда отдельныхэлементов, включающих различные отрасли обслуживания: небольшие рестораны,мотели и отели, дома отдыха, прачечные, магазины, торгующие изделиями местныхремесленников и предметами искусства, и т. п. Таким образом, инвестицииправительства в инфраструктуру, а иногда и дорогую материально-техническую базутуризма стимулируют инвестирование многочисленных предприятий малого бизнеса.Исходные инвестиции в туризм привлекают еще большие инвестиции в будущем вовспомогательные и поддерживающие отрасли хозяйства. Сюда входят крупныеинвестиции в основные отели, рестораны, торговые центры, порты, аэропорты и т.д. Совершенствованная благодаря туризму инфраструктура региона используетсятакже и местными жителями. Так как индустрия туризма охватывает многочисленныепредприятия малого бизнеса, которые поддерживают индустрию, выручка от туризмабыстро распределяется среди самых широких слоев населения принимающего региона,таким образом, все общество получает экономическую выгоду.
Следующий положительныйаспект развития туризма заключается в том, что туристы вынуждены платитьналоги, как и большинство населения. Так как путешественники в основномприезжают из других регионов, то их расходы для правительства принимающейстраны представляют собой расширенную налоговую базу. В дополнение к обычномуналогу с продаж туристы иногда платят и менее прямые налоги. Аэропортовыесборы, въездная и таможенная пошлины, визовые сборы — это лишь несколькопримеров обычно используемых методов налогообложения туристов. Кроме этихособых случаев, обычные налоги, собираемые как с туристов, так и с местныхжителей, повышаются вследствие туристских расходов. Таким образом, туризмповышает доходы региона, занятость, инвестиции и т. п.
Тем не менее,существуют пределы, до которых правительство принимающего региона можетмаксимизировать прибыль от данных аспектов туризма. Эти ограничения бывают двухтипов: социальные и экономические. Социальные ограничения возникают благодаряувеличению налогов, взимаемых с местных жителей при развитии туриндустрии врегионе. А экономические ограничения представляются в форме потенциальныхиздержек неиспользованных возможностей (альтернативных издержек), которыевозникают вследствие развития туриндустрии. Они заслуживают внимательногоисследования с тем, чтобы достичь более глубокого понимания проблемыоптимизации, которая стоит перед правительством принимающей страны.
Наряду с позитивнымипоследствиями развития туризма не следует забывать о негативном воздействииотрасли, о так называемой монокультуре туризма. В конкурентной борьбе за землю,ресурсы, капитал туризм теснит сельское хозяйство и другие традиционныеисточники дохода местных жителей. Более высокая заработная плата в туриндустриипривлекает работников, что пагубно влияет на сельское хозяйство из-за оттокарабочей силы. В результате снижаются объемы сельскохозяйственной продукции, вто время как объемы потребления растут благодаря многочисленным туристскимприбытиям. Одновременно нарушается или полностью разрушается традиционный укладжизни и природный ландшафт в центрах массового туризма. Монокультура туризмасама подрывает основы своего существования.
Разнообразие — это основаэкономической стабильности. Когда одна отрасль переживает резкий экономическийспад, другая процветает, и таким образом снижается возможность кризиса илисглаживаются его последствия, если кризис все же наступает. Следовательно,вместо того, чтобы способствовать диверсификации экономики, туризм поройзамещает сектор сельского хозяйства. По многим причинам нежелательно, чтобытуризм стал замещающей отраслью. Во-первых, по сути своей туризм — явлениесезонное. Иногда сезонные колебания в спросе могут быть снижены, но никогданельзя избежать их полностью. Поэтому если туризм — основная отрасль в регионе,то «низкий» сезон приносит серьезные проблемы занятости. Во-вторых, спрос натуризм и путешествия в значительной степени зависит от доходов и вкусов туристов.И оба эти фактора находятся вне контроля принимающего региона. Другими словами,полная зависимость региона от одного-единственного сектора индустрии крайненежелательна.
Более того, туризмпорождает определенные социальные издержки и дополнительные расходы наподдержание окружающей среды, которые «ложатся на плечи» принимающего региона иего жителей. Слишком бурное развитие туризма и полная зависимость от негоставит следующую дилемму: если прекратить дальнейшее развитие, это грозитэкономическим спадом; если же не ограничивать туризм в дальнейшем развитии, топриродные и культурные ресурсы страны из-за чрезмерного использования оскудеют,придут в негодность и обесценятся.
Иногда правительстваразвивающихся стран смотрят на туризм слишком оптимистично. Они воплощают вжизнь активные инвестиционные программы, направленные на развитие туризма иносящие приоритетный характер. В определенных случаях такой подход можетпривести к отрицанию более значимых потребностей страны в инвестициях
Порой туризм порождаетрост темпов инфляции в регионе, где он развивается. Туристы вкладывают своиденьги, заработанные в другом регионе или стране, в экономику данноготуристского региона. Поскольку это повышает доходы региона, то может явиться ипричиной инфляционного давления. Повышаются цены на товары первойнеобходимости: продукты, одежду, жилье, транспорт. Как правило, в туристскихрегионах особенно стремительно растут цены на землю (рост цен может достигнуть20000 %). Цена, которую иностранцы готовы заплатить за свое проживание во времяотпуска в туристском регионе, может резко понизить спрос на жилье самих местныхжителей. Местные жители (имеющие сравнительно небольшие доходы) попростувытесняются с рынка жилья в районах с развитой туриндустрией.
Таким образом, хотятуризм и обладает значительным потенциалом как инструмент экономическогоразвития, но он не является панацеей от всех экономических недугов.Правительство должно приложить все усилия к оптимизации (а не максимизации)прибыли от туризма, принимая во внимание те издержки, которые может повлечь засобой его развитие. Следует отметить, что возможность возникновения и величинаиздержек от туризма для развивающихся стран гораздо больше, чем дляпроцветающих. Развитые страны по определению обладают здоровой экономикой,которая способна с легкостью покрыть все издержки туризма. Обычно экономикиподобных стран диверсифицированы, а правительственные инвестиционные программыне полностью сосредоточены на развитии [1].
Итак, к преимуществамразвития туризма для каждой страны относятся:
— увеличение денежногопотока в регион, в том числе приток иностранной валюты
— рост валовогонационального продукта
— создание новыхрабочих мест
— реформированиеструктуры отдыха, которая может быть использована как туристами, так и местным населением
— привлечения капитала,в том числе и иностранного
— увеличение налоговыхсборов принимающего региона
Недостатки развитиятуризма проявляются в том, что туризм:
— влияет на рост цен наместные товары и услуги, на земельные и другие природные ресурсы и недвижимость
— способствует оттокуденег за границу при туристском импорте
— вызываетэкологические и социальные проблемы
— может наносить ущербразвитию других отраслей [1].

1.2 Выгоды и проблемы, связанные с развитием туризма и рекреации
 
Туриндустрия – уникальный бизнес, который содержит в себе множество элементов, включающих различные отрасли деятельности человека. Поэтому влияние туризма и рекреации на регион следует рассматривать в нескольких направлениях [1].
Выгоды, связанные сразвитием туризма и рекреации:
— социально-экономического характера:
— создание рабочихмест, способствующее прямой занятости, косвенной занятости, генерированнойзанятости;
— эффектмультипликации, выраженный в росте доходов туристской территории;
— вклад в общегосударственныедоходы;
— социокультурногохарактера:
— повышение жизненногоуровня населения;
— сохранениекультурного наследия;
— содействие созданию иподдержке музеев, сохранение и финансирование культурно-историческихпамятников;
— усиление чувствагордости местного населения за свою культуру;
— обеспечениевозможностей для межкультурных обменов.
Проблемы, связанные сразвитием туризма и рекреации:
— социокультурногохарактера:
— большая антропогеннаянагрузка на территории;
— недовольство жителей,если они не ощущают значительных экономических выгод от развития туризма в томслучае, если развитие туризма подчинено чуждым для населения интересам;
— культурная деградациятерритории;
— чрезмернаякоммерциализация, сопровождающаяся потерей регионом самобытности, обычаев,традиций, народного фольклора, ремесел и других культурных моделей;
— усугубление сложныхсоциальных проблем, связанных с наркоманией, алкоголизмом, проституцией;необходимость усиления мер безопасности;
— экологическогохарактера:
— загрязнениеокружающей среды (почвы, воздуха, вод);
— ухудшение эстетикиландшафтов;
— проблемы сутилизацией отходов и бытового мусора;
— нарушение экологииприродных зон (парков, заповедников и других природных охраняемых объектов);
— ущерб историческим иприродным памятникам [3].
1.3 Использование концепции устойчивого развития приформировании стратегии развития туристско-рекреационных регионов
В последние годы числонеправительственных организаций, сфера интересов которых захватывает туристскуюиндустрию, заметно увеличилось, что связано, главным образом с ростом секторатуризма, а также с усилением экономических, социальных и других эффектов от егоразвития [2].
Туризм, как таковой,является результатом взаимодействия широкого круга заинтересованных сторон — правительстви органов управления на национальном и местном уровнях, туристов и другихэкономических секторов, обеспечивающих поставку товаров и предоставление услугв системе туризма, а также собственно индустрии туризма. Только ихвзаимодействие и сотрудничество способно обеспечить рациональное управлениеэтой сферой, смягчить неблагоприятные последствия туризма и извлечьмаксимальные выгоды для всех участвующих сторон.
Кроме того, самитуристы должны осознавать, какое воздействие они оказывают на окружающую среду.Многие неправительственные организации уже существенно повлияли на предпочтенияпотребителей и их поведение путем осуществления общепросветительских иобразовательных программ. Однако в этой области предстоит сделать еще оченьмногое [1].
Для стимулированиянадлежащих действий ЮНЕП (United Nations Environment Programme) совместно сдругими международными организациями, и в частности с Всемирной туристскойорганизацией и ЮНЕСКО, занимается определением понятия устойчивого туризма иего пропагандой путем публикации руководств и справочников, а также путемобмена опытом и поддержки показательных проектов. ЮНЕП также выдвигает принципыустойчивого туризма, которые направлены на создание прочной основы дляразличных соглашений, регламентирующих эту индустрию, и для оказания помощивсем заинтересованным в деле внедрения устойчивой практики [2].
ЮНВТО рассматривает устойчивоеразвитие туризмакак управление всеми видами ресурсов,обеспечивающее удовлетворение экономических, социальных и эстетических потребностейпри сохранении культурной целостности, основных экологических процессов,биологического разнообразия и систем жизнеобеспечения [6].
Туризм долженразвиваться так, чтобы способствовать развитию местной экономики, рациональномуи бережному использованию природных ресурсов, приносить пользу местномунаселению через обеспечение стабильной занятости, развитие местных ремесел инародных промыслов.
Главнойзаинтересованной стороной устойчивого развития туризма должны выступитьнациональные и региональные органы государственной власти и туристскиеорганизации. Именно государство через инструменты контроля, налоговой политикидолжно устанавливать пределы и условия развития туризма [3].
В качестве основныхзадач, решение которых позволит обеспечить устойчивое развитие, можно выделить:
— замену культурыинтенсивного потребления культурой разумного потребления;
— уравновешиваниеэкономических, экологических и социальных факторов развития;
— обеспечение балансаинтересов туристов и местного населения;
— справедливоераспределение доходов от туризма между всеми членами местного сообщества,включая все слои населения, в том числе самые незащищенные (дети, пенсионеры,инвалиды и др.) [6].
Обобщая вышеизложенное,следует отметить, что одной из новых черт современности является растущийинтерес человечества к бесконечному разнообразию мира, в котором мы существуем,с его мощным динамизмом современных процессов и уникальным величием прошедшихэпох.
Только туризм позволяетсовременному человеку приблизиться к пониманию картины мира в целом. В новомпостиндустриальном обществе туризм опирается на обширное историко-культурноенаследие, оставленное прошлыми поколениями. Сохранение этих ценностей – залогвыживания и стабильного развития не только определенного региона, но всего мирав целом [1].

2.Практическая часть
2.1PEST– АНАЛИЗ Алтайского края
Для всестороннегоисследования туристского продукта Алтайского края я воспользуюсь такиминструментом маркетинговой деятельности, как PEST-анализ.Он предназначен для выявления политических (Policy), экономических (Economy),социальных (Society) и технологических (Technology) аспектов внешней среды,которые могут повлиять на стратегию региона. Политика изучается потому, что онарегулирует власть, которая в свою очередь определяет среду региона и получениеключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики этосоздание картины распределения ресурсов на уровне государства, которая являетсяважнейшим условием деятельности региона. Не менее важные потребительскиепредпочтения определяются с помощью социальной компоненты PEST Анализа.Последним фактором является технологическая компонента. Целью её исследованияпринято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которыезачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новыхпродуктов [2].
PEST-анализАлтайского края приведен в таблице 1.
Таблица 1 PEST-анализАлтайского краяПолитические факторы Влияние (+/-)
1. Политически нестабильный регион.
2. Отсутствие сильного авторитетного лидера.
3. Продуманная национальная политика, направленная на формирование максимально выгодных условий для привлечения инвестиций
4. Поддержка туристской индустрии со стороны правительства.
5. Положение края на пересечении трансконтинентальных транзитных грузовых и пассажирских потоков
6. Наличие широкого диапазона международных и внутригосударственных связей
7. Постановление администрации края от 12 марта 2009 г. № 88 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие сельского туризма в Алтайском крае» на 2009-2012 годы»
8. Отделение от края в 1991 г. Горно-Алтайской автономной области и возникновение Республики Алтай, в результате чего появилось два субъекта Федерации, претендующих на использование одного известного «бренда» по имени «Алтай»
9. Создание на Алтае одной из четырех федеральных «игорных зон»
10. Создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь»
11. Широкомасштабное поднятие целинных и залежных земель (1954—1957 гг.) и испытания ядерных устройств на Семипалатинском полигоне (1949— 1963 гг.), следствием которых стали экологические проблемы
-
-
+
+
+
+
+
+
-
+/-
+
- Экономические факторы Влияние (+/-)
1. Зрелая диверсифицированная экономика
2. По уровню инвестиционного потенциала Алтайский край занимает 27-е место в России, являясь одним из наиболее привлекательных регионов
3. В 2009 году инфляция в Алтайском крае составила 10,1%, что является нормальным для современной экономики и даже считается стимулом для увеличения объема выпуска
4. Стоимость минимального набора основных продуктов питания в Алтайском крае остается значительно ниже средней как по России, так и по сибирскому федеральному округу
5. Национальная валюта – рубль, частично конвертируемая. 1 Евро примерно равен 37,5 рублям, 1 доллар США – 30,5 рублям.
6. Туристический поток в Алтайском районе ежегодно увеличивается: 2003 год – 350 тыс. человек; 2005 год – 500 тыс. человек; в 2009 году -более 1 млн туристов
7. Наличие больших запасов минеральных и биологических ресурсов. Имеются уникальные ресурсы (огромная группа лекарственных растений, минеральные лечебные воды и грязи, биоресурсы) для развития индустрии услуг и товаров, связанных с оздоровлением, лечением, питанием, косметологией и т.п.
8. Энергозависимость края; практически 100% используемых первичных энергоресурсов край получает из источников, находящихся в ведении других субъектов Российской Федерации
9. На территории края находится большой запас питьевой воды
10. Положительное сальдо туристского баланса
+
+
+
+
-
+
+
-
+
+ Социальные факторы Влияние (+/-)
1. Численность населения — 2 491 627 человек. Край многонационален (русские, украинцы, немцы, алтайцы, кумандинцы, казахи и многие др.)
2. С 1996 года в Алтайском крае происходит постоянное сокращение абсолютной численности населения, обусловленное его естественной убылью (за счет превышения смертности над рождаемостью)
3. Наблюдается динамика превышения денежных доходов над расходами населения
4. Структура использования денежных доходов: 1 место — покупка товаров, 2- оплата услуг, 3 — оплата обязательных платежей и взносов, 4 – сбережения, 5 – покупка валюты. Наблюдается прирост денег на руках у населения
5. Утверждение администрацией Алтайского края ведомственной целевой программы «Формирование и пропаганда здорового образа жизни среди населения Алтайского края» на 2008-2010 годы
6. Положительный имидж Алтайского края улучшается из года в год
7. Алтайский край — этнокультурный район, специфику которого составляет тесное переплетение севернорусских и южнорусских, а также украинских народных традиций
8. Наблюдается бурный рост национального (этнического) самосознания, конструирование этнической истории, возрождение традиционных религиозных культов и практик, активизация деятельности общественных организаций
9. Пониженный уровень экономической активности населения относительно среднероссийского. Это связано с высокой долей сельского населения, часть которого выживает за счет занятости в нетоварном личном подсобном хозяйстве и не считается активной
10. Неразвитость инфраструктуры и низкий уровень жизни в регионе
11. По индексу качества жизни край занимает 57-е место по РФ
12. По уровню зарплаты и числу безработных показатели в Алтайском крае хуже, чем в соседних регионах
13. Наблюдается миграционный отток наиболее активно настроенной и квалифицированной части населения
+
-
+
+
+
+
+
+
-
-
-
-
- Технологические факторы Влияние (+/-)
1.    Содействие администрацией края развитию рынков наукоемкой продукции, защита интеллектуальной собственности, стимулирование взаимосвязанности инвестиций с научно-исследовательскими и опытно-конструкторскими разработками
2.    Подписание соглашений о сотрудничестве между Администрацией Алтайского края и Сибирскими отделениями Российской академии наук и Российской академии сельскохозяйственных наук
3.    Проведение на территории края конкурса инновационных проектов, развитие информационной базы инноваций, которая облегчит поиск объектов производства и технологий для обеспечения инновационного процесса
4.    Строительство «бизнес-инкубатора» инновационного типа в г. Бийске, центра высокотехнологичной медицинской помощи в г. Барнауле (медицинского кластера), оснащение Центра коллективного пользования в г. Бийске научным оборудованием
5.    Высокий инновационный потенциал действующих в крае вузов, организаций фундаментальной и прикладной науки
6.    Край занимает 21 место по уровню инновационной составляющей в рейтинге инвестиционной привлекательности регионов России
7.    Отсутствие взаимосвязи научно-исследовательских организаций с конкретными промышленными предприятиями, опыта коммерциализации высоких технологий
8.    В Алтайском крае действует учебно-производственный центр туристских и сервисных технологий
9.    Распоряжение Администрации Алтайского края от 12.05.2009 N 154-Р „Об утверждении Концепции использования и развития информационно-коммуникационных технологий в Администрации края и органах исполнительной власти Алтайского края на период до 2015 года“
10. Алтайский край признан одним из лидеров по созданию условий для внедрения в образовательное учреждение информационно-коммуникативных технологий
11. Создание краевого лизингового фонда
12. Развитая система связи, ёмкость телефонной сети — 562, 8 тыс. номеров
12. Услуги сотовых компаний в Алтайском крае на 12% дороже среднероссийского показателя. Край занимает 26-е место среди регионов РФ
13. Развитая сеть транспорта
14. Удаленность края от западных и восточных границ Российской Федерации, что сказывается на высоких транспортных тарифах
15. Реконструкция федеральной трассы М52 «Чуйский тракт» в дорогу первой категории, строительство объездной дороги вокруг Бийска и реконструкция 55-киллометрового участка от Бийска до границы с Республикой Алтай
16. Проведение в Барнауле периодической выставки-фестиваля «Мастерская рекламы»
17. Ассоциация рекламных компаний Алтая объединяет 38 краевых СМИ, издательский дом «Алтапресс» входит в пятерку ведущих издательских компаний России
18. Крупные транснациональные компании, международные компании и рекламные агентства активно начинают освоение сибирского рынка рекламы, что создаёт определенный уровень качества, обуславливает заметный переход от экстенсивного роста рекламного рынка к росту качественному и содействует пониманию ключевой роли креатива и неординарного мышления
+
+
+
+
+
+
-
+
+
+
+
+
-
+
-
+
+
+
+
2.2SWOT-анализАлтайского края
Для того чтобы тщательнее исследоватьтуристский продукт Алтайского края, я воспользуюсь таким инструментоммаркетинга, как SWOT-анализ.SWOT — метод анализа встратегическом планировании, заключающийся в разделении факторов и явлений начетыре категории: Strengths (Сильные стороны), Weaknesses(Слабые стороны), Opportunities(Возможности) и Threats(Угрозы).
Это легкий в применении инструментбыстрой оценки стратегического положения региона. SWOT — анализ подчеркивает,что стратегия развития объекта исследования должна как можно лучше сочетатьвнутренние возможности территории (ее сильные и слабые стороны) и внешнююситуацию (частично отраженную в возможностях и угрозах) [2].
SWOT- анализАлтайского края представлен в таблице 2.
Таблица 2 SWOT-анализ Алтайского краяСильные стороны Слабые стороны
1. Уникальный природный, экологический и ресурсный потенциал
2. Уникальное культурно-историческое наследие
3. Наличие практически всех природных зон России [11]
4. Наличие накопленного инфраструктурного потенциала
5. Наличие лечебной базы и технологической платформы [7]
6. Позитивные ассоциативные представления об Алтае
7. Поддержка на федеральном и региональном уровне в направлении развития туризма
8. Растущий из года в год поток туристов (в том числе наличие внутреннего спроса)
9. Хорошая транспортная доступность
10. Быстрое развитие речного круизного туризма [8]
11. Продуктивная маркетинговая стратегия региона
12. Наличие широкого диапазона международных и внутригосударственных связей
13. Наличие федеральных и краевых стимулирующих программ [7]
14. Имена и фигуры культурно-исторического значения общероссийского и международного масштаба, связанные с Алтайским краем
15. Уникальное разнообразие флоры и фауны [9]
1. Ярко выраженная сезонность
2. Низкая квалификация персонала
3. Медленное развитие инфраструктуры
4. Отсутствие единых стандартов обслуживания
5. Высокие экологические нагрузки в некоторых районах
6. Низкий уровень жизни населения
7. Миграционный отток наиболее активно настроенной и квалифицированной части населения
8. Дороговизна размещения и сервиса при их общем невысоком уровне
9. Высокие транспортные тарифы
10. Многие потенциально привлекательные туристические объекты расположены на значительном удалении от аэропортов и железнодорожных магистралей и недостаточно подготовлены для приема туристов
11. Недостаточное нормативно-правовое обеспечение возможности организации досуга на территории особо охраняемых природных территорий [8] Возможности Угрозы
1. Возможность для развития широкого диапазона видов туризма (климатическая и бальнеологическая рекреация, грязелечение, экологический и культурно-познавательный туризм, охота, рыболовство, этнографический, экстремальный и сельский туризм)
2. Строительство и ввод в эксплуатацию новых горнолыжных трасс приводят к значительному снижению фактора сезонности
3. Инвестиционные проекты инфраструктуры туристской отрасли и гостиничного комплекса
4. Внедрение стандартов туристского обслуживания
5. Создание благоприятных институциональных условий развития предпринимательской инициативы в индустрии туризма
6. Финансирование туризма со стороны государства и администрации края
7. Развитие игорного бизнеса
8. Рост интереса мировых и российских гостиничных сетей
9. Повышение уровня жизни населения, следовательно, увеличение платежеспособного спроса
10. Развитие сотрудничества с другими регионами РФ
11. Формирование системы музеев-заповедников [7]
1. Продолжение спада численности населения
2.Недостаток квалифицированных кадров
3. Экологические проблемы,
4. Угроза существования объектов культурного наследия из-за бурного роста объемов строительства на объектах туристической инфраструктуры без проведения охранных мероприятий
5. Стремительное истощение ресурсов [10]
6. Большое количество сильных конкурентов: Кемеровская область, Республика Алтай и Хакасия, регионы Байкала [7]

На основаниипроведенного SWOT-анализа можно сделатьвывод, что Алтайский край – один из самых перспективных в плане туризмарегионов РФ. Он обладает широким диапазоном уникальных преимуществ: особыйприродный, экологический, ресурсный, историко-культурный потенциал. Поддержкатуриндустрии со стороны государства и края, наличие стимулирующих программ даютогромные возможности для быстрого развития туризма и создания качественного иузнаваемого туристского продукта Алтайского края. Однако администрация краядолжна ясно осознавать возможные угрозы развитию туризма и через инструментыконтроля, налоговой политики должна устанавливать пределы и условия егоразвития.
2.3Ключевые факторы конкурентоспособности Алтайского края
Показательуровня конкурентоспособности территории является результативным показателем,так как его можно рассматривать как результат действия одной или несколькихпричин. Показатели, определяющие поведение результативного признака иопределяющие конкурентные преимущества объекта исследования, называютсяфакторами.
Для того чтобы оценитьуровень конкурентоспособности территории необходимо оценить каждый фактор, обеспечивающийее конкурентные преимущества [2].
Характеристика ключевыхфакторов конкурентоспособности Алтайского края и оценка их влияния наконкурентоспособность территории представлена в таблице 3.

Таблица 3 Оценкаключевых факторов конкурентоспособности Алтайского краяНаименование фактора Характеристика фактора Оценка фактора Фактор аттрактивности
— уникальный природный, экологический и ресурсный потенциал
— уникальное культурно-историческое наследие
— наличие практически всех природных зон России
— имена и фигуры культурно-исторического значения общероссийского и международного масштаба
— широкий диапазон видов туризма
— создание одной из четырех федеральных «игорных зон»
— создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь»
— сложившаяся материальная база рекреации
— уникальное разнообразие флоры и фауны
Высокая
Высокая
Высокая
Высокая
Высокая
Высокая
Высокая
Средняя
Высокая Экономические факторы
— низкий уровень жизни населения в регионе
— отсутствие единых стандартов обслуживания
— низкая квалификация персонала
— стабильный валютный курс
— медленный рост доходов населения
— медленное развитие рынка услуг средств размещения
— качество туристско-рекреационных услуг
— уровень цен на услуги отдыха
— разработанность каналов сбыта
— применение современного маркетингового инструментария
— дороговизна размещения и сервиса при их общем невысоком уровне
— высокие транспортные тарифы
Низкая
Низкая
Низкая
Средняя
Средняя
Средняя
Средняя
Низкая
Низкая
Средняя
Низкая
Низкая Факторы безопасности
— высокий уровень преступности
— слабое обеспечение безопасности от терактов
— угроза межэтнических внутренних конфликтов
— степень незащищенности гостей
— создание 760 советов общественности для профилактики правонарушений
Низкая
Низкая
Низкая
Низкая
Высокая Экологические факторы
— экологически чистые ландшафты
— ухоженность территорий
— острая экологическая ситуация в крупных городах и промышленно развитых районах Алтайского края
— система экологического мониторинга
— наличие современных очистных сооружений
— исследование антропогенной нагрузки на территории
Высокая
Средняя
Низкая
Средняя
Низкая
Низкая Технологические факторы
— состояние туристической инфраструктуры
— положение края на пересечении трансконтинентальных транзитных грузовых и пассажирских потоков
— состояние транспортной инфраструктуры
— состояние коммунального хозяйства
— состояние лечебной базы
— система жизнеобеспечения
— отсутствие взаимосвязи научно-исследовательских организаций с конкретными промышленными предприятиями
Средняя
Высокая
Средняя
Низкая
Средняя
Низкая
Низкая Политические факторы
— политическая нестабильный регион
— широкий диапазон международных и внутригосударственных связей
— въездные формальности
— недостаточное нормативно-правовое обеспечение возможности организации досуга на территории особо охраняемых природных территорий
Низкая
Высокая
Высокая
Низкая
Таким образом, можносделать вывод, что на конкурентоспособность Алтайского края влияют какположительные, так и (в большей мере) отрицательные факторы. Ключевымифакторами конкурентоспособности Алтайского края являются природный, ресурсный иэкологический потенциал, разнообразие флоры и фауны. Алтайский край, всравнении с другими регионами РФ, богато одарен природой, и в задачу администрациикрая входит сохранение и бережное использование экологических и природныхресурсов. Основными отрицательными факторами региона являются экономические иэкологические факторы, то есть такие факторы, влияние которых можно сгладитьили нейтрализовать при определенных усилиях, как со стороны властных структур,так и со стороны местного населения.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.