ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Юридический институт
Кафедра уголовного права и процесса
Допустить к защите в ГЭК
Зав. кафедрой теории, истории государства и права, административногоправа,
доктор юридических наук, профессор
_____________ А.Ф. Волович
«____» _____________ 2000 г.Вологдина НатальяНазначение наказания несовершеннолетним
(Дипломнаяработа)
Научный руководитель
Канд. юрид. наук,
ст. преподаватель
_____________ А.М. Дягтерева
Выполнила:
Студентка 653 гр.
Н.А. Вологдина
Томск— 2000ОГЛАВЛЕНИЕ
TOC o «1-2» … PAGEREF _Toc480201287 h
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЯ ОБЩИХ НАЧАЛ НАЗНАЧЕНИЯ НАКАЗАНИЯ ПОУГОЛОВНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСВУ… PAGEREF _Toc480201288 h
1.1. Сущность общих начал назначения наказания… PAGEREF _Toc480201289 h 5
1.2. Соотношение принципов и общих начал назначения наказанияPAGEREF _Toc480201290 h 7
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ОБЩИХ НАЧАЛ НАЗНАЧЕНИЯ НАКАЗАНИЯ ПО ДЕЛАМО ПРЕСТУПЛЕНИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ… PAGEREF _Toc480201291 h
2.1. Пределы назначения наказания по российскомууголовного законодательству… PAGEREF _Toc480201292 h 14
2.2. Учет характера и степени общественной опасностипреступления при назначении наказания лицу, совершившему преступление в несовершеннолетнемвозрасте… PAGEREF _Toc480201293 h 25
2.3. Требования закона об учете личности
при назначении наказания… PAGEREF _Toc480201294 h 31
2.4. Смягчающие и отягчающие обстоятельства и их роль в индивидуализациинаказания несовершеннолетним… PAGEREF _Toc480201295 h 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ… PAGEREF _Toc480201296 h
ЛИТЕРАТУРА… PAGEREF _Toc480201297 h
ПРИЛОЖЕНИЕ… PAGEREF _Toc480201298 h ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время население нашей страны серьезнообеспокоено явным ростом различных нарушений закона и преступностью и недостаточной,по мнению многих людей, активностью властей в противодействии этому злу. Особуютревогу испытывают родители и иные родственники подростков. Их опасенияпонятны: они бояться, что дети либо станут правонарушителями, либо окажутсяжертвами правонарушений. И тут взрослые ждут помощи от юристов не только вборьбе с нарушениями закона, но и в предупреждении возможных конфликтов с ним.Моя дипломная работа будет раскрывать один из многих вопросов этой проблемы —это назначение наказания несовершеннолетних.
В предупреждении преступлений несовершеннолетних важная рольпринадлежит суду. Только он, осуществляя предоставленное ему право, можетпринимать решения о виновности лица и его ответственности. В ряде странправосудием по делам несовершеннолетних занимаются суды со специальнойюрисдикцией. Постановлением от 14 февраля 2000 года Пленум Верховного СудаРоссийской Федерации наконец-то признал необходимость специализации судей поданной категории дел, что предполагает их профессиональную компетентность, опыт,обучение, повышении квалификации не только по вопросам права, но и педагогики,социологии, психологии.
Необходимо напомнить и роль прокурора врассмотрении этого вопроса. Его деятельность имеет не менее важное значение.Участвуя в качестве государственного обвинителя при рассмотрении уголовных делв судах, прокурор должен добиваться, чтобы наказание, назначенное судомконкретному несовершеннолетнему, не только бы соответствовало тяжестисовершенного преступления, учитывало личность подсудимого, но и обеспечивало быего исправление и перевоспитание с тем, чтобы не было повторных преступлений.
В моей работе я изучала вопросы, связанные с назначениемнаказания несовершеннолетним. При рассмотрении этих вопросов был изучена специальнаялитература, нормативные материалы, а также материалы 80-ти уголовных дел поделам несовершеннолетних, рассмотренных Кировским судом за 99-й год.
Эти вопросы, надеюсь, отображены мною глубоко и полностью.ГЛАВА 1. ПОНЯТИЯ ОБЩИХ НАЧАЛ НАЗНАЧЕНИЯ НАКАЗАНИЯПО УГОЛОВНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСВУ1.1. Сущность общих начал назначения наказания
В научной литературе содержатся немало определений понятия«общих начал назначения наказания». Так, Л.А, Прохоров характеризует общиеначала назначения наказания как отдельные правила, содержащиеся в ст. 32Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик (ст. 37Уголовного Кодекса РСФСР), и каждое такое начало определяет как «четкообозначенное в законе общее правило определения меры наказания, отвечающийобъективным и субъективным признакам преступления, а также личности виновного»[1]. Да и в настоящее времяочень важно, чтобы при определении меры воздействия на совершившегопреступления суд оценивал степень и характер самого деяния, так и степень ихарактер самого преступника. В этих целях суд не ограничивается изучением всейобстановки совершенного преступления, а изучает и личность преступника,поскольку это помогает выявить мотив, цель совершенного деяния, образ жизни.Это помогает установить, насколько само деяние в данных условиях времени иместа нарушает основы общественной безопасности. Если проанализироватьсформулированные в литературе определения понятия общих начал назначения наказания,то можно прийти к выводу, что, несмотря на некоторые в них расхождения, посвоей сути они мало чем отличаются друг от друга. «Общие начала назначениянаказания характеризуются как правила, которыми должен руководствоваться суд вкаждом случае при назначении меры наказания виновному»[2].
На основании изложенного общие начала назначения наказанияСкрябин определяет: «Как отправные требования уголовного закона о порядке ипределах назначения наказания, которыми обязан руководствоваться суд в каждомконкретном случае». В ст. 60 Уголовного Кодекса РФ установлены общиеначала назначения наказания, которые можно рассматривать в качестве основныхпринципиальных показаний, которыми должен руководствоваться суд при назначениинаказания лицу, виновному в совершении преступления.
Прежде всего, в статье 60 Уголовного Кодекса РФконкретизируется принцип справедливости, который изложен в ст. 6Уголовного Кодекса РФ. В ней сказано: «Наказание и иные меры уголовно-правовогохарактера, применяемые к лицу, совершившему преступление, должны бытьсправедливыми, то есть соответствовать характеру и степени общественной опасностипреступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. Никто неможет нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление».Общими началами назначения наказания установлена обязанность суда учитывать приназначении наказания те же обстоятельства, о которых сказано в ст. 6 УголовногоКодекса РФ. Справедливость наказания означает соответствие его тяжести преступления,обстоятельствам его совершения и личности виновного. Нарушение принципасправедливости наказания является основанием для отмены или изменения приговора(ст. 342 Уголовно-процессуального Кодекса).
Наказание должно осознаваться несовершеннолетнимпреступником как необходимый результат его собственного деяния. И пределомнаказания должен быть предел его деяния. Чрезмерно мягкое наказание способнопородить у несовершеннолетнего чувство безнаказанности. Оно не удерживает отсовершения новых преступлений, тем самым не достигает стоящей перед наказаниемцели — предупреждения совершения новых преступлений. Завышенное же наказаниесоздает чувство обиды, несправедливости, и учитывая психику подростка. Дажеозлобления, недоверия в законность, что мешает исправлению осужденного, то естьопять-таки достижению целей наказания.
В части 3 статьи 60 Уголовного Кодекса РФ содержится понятие,в соответствии с которым «при назначении наказания учитываются характер истепень общественной опасности преступления и личность виновного, в том числеобстоятельства, смягчающие и отягчающие наказания, а также влияния назначенногонаказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи».
Учитывая изложенное, содержание общих начал назначениянаказания можно свести к следующим требованиям: во-первых, суд обязанопределить наказание в пределах, установленных статьей закона,предусматривающей ответственность за совершенное преступление; во-вторых, судобязан определить наказание в точном соответствии с положениями общей части УголовногоКодекса; в-третьих, при назначении наказания суд обязан учитывать:1) характер и степень общественной опасности совершенного преступления;2) личность виновного; 3) обстоятельства дела, смягчающие иотягчающие ответственность. Требования общих начал назначения наказаниянаходятся в неразрывной связи между собой. Лишь неуклонное их соблюдение ведетк назначению законного и обоснованного, справедливого наказания.1.2. Соотношение принципов и общих
начал назначения наказания
Проблем назначения наказания, определения понятия принципови общих начал назначения наказания, их соблюдение в судебной практике приобретаютособое значение в настоящее время. Особенно в связи с вопросами, возникающими усудов при применении законодательства по делам о преступленияхнесовершеннолетних. Принципы и общие начала назначения наказания взаимосвязаны.На наличие такой взаимосвязи указывали многие авторы. Однако суждения,высказанные ими по этому вопросу, разноречивы.
Большинство авторов принципы права определяют черезкатегорию идеи. А.А. Прохоров определял принцип назначения наказания как«руководящая идея, воплощающая в себе ту или иную характерную черту всех нормУголовного Кодекса, регламентирующих порядок назначения наказания»[3]. Спорным являлся вопрос отом, должны ли основные «руководящие идеи», чтобы считаться принципами права,быть закрепленными в законе. По этому поводу высказывались мнения, чторуководящие идеи являются принципами права независимо от того, получили онисвое нормативное закрепление или нет[4]. Была и другая точказрения, сторонники которой считали, что основанием для отнесения руководящихидей к числу принципов права является факт их нормативного закрепления[5].
Новый Уголовный кодекс Российской Федерации в отличие отпрежнего непосредственно закрепляет принципы уголовного права. Это принцип законности,равенства граждан перед законом, вины, справедливости и гуманизма. В связи стем, что сейчас принципы определены и закреплены в уголовном законе, утратилазначение имевшая место в прошлые годы дискуссия о подразделении принципов(общеправовые, межотраслевые, специальные). Принцип вообще — этоосновополагающее начало. Применительно к уголовному праву считать «основополагающие идеи, которые закреплены в нормах уголовного права иопределяют его содержание в целом и отдельных институтов, составляющих егосистему»[6]. В соответствии со ст. 49Конституции РФ только суду предоставлено право сделать окончательный вывод овиновности лица в совершении преступления и назначить за него наказание. Суд,принимая такое решение, излагает его в обвинительном приговоре если приходит квыводу, что нет предусмотренных законом оснований для освобождения совершившегопреступление от уголовной ответственности и наказания. Назначая наказание, суд подводит итог всему судебномуразбирательству. Поэтому необходимо руководствоваться общими началами назначениянаказания, как основными положениями, но и необходимо соблюдать принципыназначения. Общие начала назначения показания определяют не только правовуювозможность действия суда при назначении наказания, но и возлагают на судобязанность учитывать при этом соответствующие требования.
Рассмотрим содержание принципов назначения наказания.
Законность наказания означает, что назначается только приуказанных в уголовном законе основаниях и в точном соответствии с уголовным законом.Этот принцип закрепляется в ст. 3 Уголовного кодекса. Таким образом, наказаниюподлежит лицо, виновное в совершении преступления, предусмотренного Уголовнымкодексом Российской Федерации. Наказание может быть назначено лишь по приговорусуда в строгом соблюдении уголовного закона. Каждое наказание может назначатьсялишь в порядке и приделах, указанных в Уголовном кодексе. Принцип законностипронизывает все нормы уголовного права, но поскольку в сфере назначениянаказания законность находит свое специфическое выражение, то выделение данногопринципа представляется обоснованным.
Гуманизм наказания как принцип его назначения требует отсуда применения к подсудимому лишь таких мер наказания, которые в данном случаедействительно необходимы. Наказание не имеет целью причинение физическихстраданий или унижение человеческого достоинства (ст. 722 УголовногоКодекса). Оно должно исправлять осужденного, а цели наказания должныдостигаться гуманными средствами. Принцип гуманизма, как и принцип законностипроявляется во многих нормах уголовного права. Этот принцип закреплен вст. 7 Уголовного Кодекса РФ. Его можно усмотреть в нормах, определяющихвозможность применения отсрочки исполнения приговора, условного осуждения. Принципгуманизма находит свое отражение в перечне смягчающих обстоятельств и ряде другихнорм. Гуманизмом обусловлены и те особенности, которые должны учитываться приназначении наказания несовершеннолетним. Уголовное законодательство имеет своейцелью обеспечивать безопасность человека. Принцип гуманизма пронизывает многиенормы уголовного права.
Принцип справедливости назначения наказания непосредственнозакреплен в ст. 6 Уголовного Кодекса РФ. В ней сказано: «Наказание и иныемеры уголовно-правового характера, применяемые к лицу, совершившихпреступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать характеру истепени общественной опасности преступления, обстоятельствам его совершения иличности виновного. Никто не может нести уголовную ответственность дважды заодно и то же преступление». Этот принцип справедливости конкретизируется вобщих началах назначения наказания. Ими установлена обязанность суда учитыватьпри назначении наказания те же обстоятельства, о которых сказано в ст. 6Уголовного Кодекса. Справедливость наказания означает соответствие его тяжестипреступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного. ПрежнийУголовный Кодекс РСФСР 1960 г. не содержал прямого указания нанеобходимость назначения именно справедливого наказания. Однако такой выводвытекал из общих начал назначения наказания, которые перечислялись вст. 37 Уголовного Кодекса. Он зафиксирован также в ст. 347Уголовно-Процессуального Кодекса, в которой сказано: «…не соответствующимтяжести преступления и личности осужденного признается наказание, когда онохотя и не выходит за пределы, предусмотренные соответствующим уголовным законом,но по своему характеру является явно несправедливым как вследствие мягкости,так и вследствие суровости». И нарушение принципа справедливости наказанияявляется основанием для отмены или изменения приговора (ст. 342Уголовно-Процессуального Кодекса). Наказание должно осознаваться преступникомкак необходимый результат его собственного деяния. Пределом наказания долженбыть предел его деяния. Чрезмерно мягкое наказание способно породить как усамого преступника, так и у других лиц чувство безнаказанности. И это чувствоне удерживает от совершения новых преступлений. И, естественно, не достигаетстоящей перед ним (наказанием) цели — предупреждения новых преступлений. Крометого, оно не соответствует цели восстановления социальной справедливости(ст. 43 Уголовного Кодекса). Завышенное же наказание создает чувство обиды,несправедливости, даже озлобления, недоверия в законность.
Принцип индивидуализации наказания, он находит своевыражение во многих нормах уголовного права, обязывающих учитывать приназначении наказания характер и степень общественной опасности совершенного преступления,личность виновного и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.Основой для индивидуализации наказания при его назначении служат прежде всегопределы санкций статей Особенной части Уголовного Кодекса, по которойквалифицировано преступление. Они, как правило, позволяют учитывать различныеобстоятельства, характеризующие особенности каждого преступления. Общие началаназначения наказания обязывают суд определить наказание в соответствии суголовным законодательством. Эти положения (ст. 60 Уголовного Кодекса)выражают принцип индивидуализации наказания при его назначении. Принципиндивидуализации был отражен уже в первом кодексе — Уголовном КодексеРСФСР 1922 г. в ст. 24, гдеговорилось, что «при определении меры наказания учитываются степень и характеропасности как самого преступника, так и совершенного преступления. Для изученияэтого изучается обстановка совершенного преступления, выясняется личностьпреступника, поскольку таковая выявилось в учиненном им преступлении и егомотивах и поскольку возможно уяснить ее на основании его образа жизни ипрошлого, а также устанавливается, насколько само преступление в данныхусловиях времени и места нарушает основы общественной безопасности». Далеепринцип индивидуализации наказания был отражен и в Уголовном Кодексе РСФСР1926 г. (ст. 45) и в Основах уголовного законодательства СССР исоюзных республик (ст. 32) и Уголовном Кодексе РСФСР 1960 г.
Индивидуализация наказания в уголовном праве, — «этопринцип, закрепляющий в учете характера и степени общественной опасности совершенногопреступления, личности виновного, отягчающих и смягчающих обстоятельств,который позволяет посредством наказания, сочетающего в себе цели кары и воспитания,добиться в конечном счете исправления и перевоспитания преступника, а такжепредупредить совершение новых преступлений как осужденным, так и другим лицам»[7].
В настоящее время большое внимание уделяется принципуиндивидуализации. Этот принцип пронизывает, как уже говорилось, многие нормы уголовногозаконодательства. Очень важно, что при назначении наказания суд учитываетличность виновного. Ведь сознания человека индивидуально, у каждого своясистема взглядов, убеждений, привычек, свое отношение к работе, семье и другимценностям жизни.
В настоящее время применение принципов назначения наказанияявляется обязательным условием рассмотрения дела в суде. Особенно важно «обратитьвнимание судов на необходимость повышенного внимания к своевременному и качественномурассмотрению дел о преступлениях несовершеннолетних. Судопроизводство по деламэтой категории должно основываться на строгом соблюдении требованийматериального и процессуального законодательства, максимально способствоватьобеспечению интересов, защиты законных прав несовершеннолетних, назначениюсправедливого наказания, предупреждению совершения новых преступлений»[8].ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ОБЩИХ НАЧАЛ НАЗНАЧЕНИЯ НАКАЗАНИЯПО ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ2.1. Пределы назначения наказания
по российскому уголовного законодательству
Необходимость специальных норм об уголовной ответственностинесовершеннолетних в уголовном праве прямо вытекает из принципов справедливостии гуманизма. С одной стороны, несовершеннолетний, «ввиду его физической иумственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе»[9], и потому общество неможет предъявить ему требования, равные с требованиями, предъявленными к лицузрелого возраста. С другой стороны, особенности психологии несовершеннолетнегопозволяют лучшим образом реализовать цели уголовного наказания. Частооптимальный путь исправления несовершеннолетнего — применение мервоспитательного воздействия, не являющихся уголовным наказанием. Раскрытиесущности и особенностей уголовной ответственности несовершеннолетних тесносвязано с рассмотрением форм, в которых выступает эта ответственность.Специфика уголовной ответственности несовершеннолетних обусловливает иособенности наказания этой категории преступников. Установление уголовнойответственности предполагают не только определение круга деяний, признаваемыхобщественно опасными и в силу этого противоправными, но и их порицание, общегосударственнаяотрицательная оценка; при том мера этой оценки заранее определена в видесанкций соответствующих норм закона. Определяя существующее здесь соотношениеО.Э. Лейст считает, что «санкция и ответственность соотносятся каксодержание и форма»[10]. Мне думается, наоборот,санкция с предусмотренным ею наказанием является формой выражения ответственности.Такое соотношение сохраняется и при субъективном восприятии и пониманииуголовной ответственности правосубъектными лицами (субъектами ответственности).«Ответственное» состояние субъекта предполагает наличие у него представления обугрозе наказанием, которое он может понести в случае нарушения закона,совершения преступления. Представление об ответственности связано с сознаниемнеотвратимости наказания. Вопрос о том, что уголовная ответственность немыслимабез наказания, имеет большое значение, особенно когда речь идет о несовершеннолетних.Новое российское уголовное законодательство, введя в действие ряд новыхинститутов освобождения от уголовной ответственности и наказания, «дало богатуюпищу для размышлений, поколебало традиционное представление о неотъемлемойсвязи наказания с преступлением, о немыслимости ответственности наказания»[11]. Особый интереспредставляет законоположение, предусмотренное ч. 1 ст. 90 УголовногоКодекса РФ, которое гласит: «Несовершеннолетний, впервые совершившийпреступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовнойответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнутопутем применения принудительным мер воспитательного воздействия». Их этогоположения вытекает очень важный вывод: привлечение несовершеннолетнего куголовной ответственности не всегда заканчивается применением наказания; ономожет ограничиваться применением судом принудительным мер воспитательного характера,не являющихся уголовным наказанием. И, как говорилось выше, происходит освобождениеот наказания, но не от ответственности. Кроме того, предусматривая возможностьзамены уголовного наказания в отношении несовершеннолетних мерамивоспитательного характера, законодатель учитывал специфику самой уголовнойответственности несовершеннолетних, обусловленную возрастными ипсихологическими особенностями личности преступника (ст. 89 УголовногоКодекса РФ). Итак, при решении вопроса о назначении наказаниянесовершеннолетним «суду следует обсуждать прежде всего возможность применениянаказания, не связанного с лишением свободы, имея в виду не только требования,изложенные в ст. 60 Уголовного Кодекса РФ (характер и степень общественнойопасности совершенного преступления, данные о личности, обстоятельства,смягчающие и отягчающие наказание), но и условия, предусмотренные ст. 89Уголовного Кодекса РФ (условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровеньпсихического развития, иные особенности личности, влияние старших по возрастулиц). Суд вправе принять решение о назначении несовершеннолетнему наказания ввиде лишения свободы лишь тогда, когда исправление его невозможно без изоляцииот общества, обязательно мотивировав в приговоре принятое решение»[12]. Суды не должны допускатьслучаев применения уголовного наказания к несовершеннолетним, впервые совершившимпреступление, не представляющие большой общественной опасности, если их исправлениеи перевоспитание может быть достигнуто путем применения принудительных мервоспитательного воздействия, предусмотренных ст. 90 Уголовного Кодекса РФ.Необходимо также напомнить, что решение об освобождении несовершеннолетнего отуголовной ответственности или от наказания и применения к нему принудительныхмер воспитательного воздействия, предусмотренных ст. 90 ч. 2 и ч. 2 ст. 92Уголовного Кодекса РФ, принимается судом коллегиально, в результате судебногоразбирательства. А поступившее в суд прекращенное органами следствия уголовноедело в отношении несовершеннолетнего, исправление которого может бытьдостигнуто путем принудительных мер воспитательного воздействия, в соответствиис ч. 2 ст. 8 Уголовно-Процессуального Кодекса РСФСР рассматриваетсясудьей единолично.
При этом в судебное заседание должны быть вызваны прокурор,несовершеннолетний, его законный представитель, защитник и заслушано мнениеучастников процесса о возможности ограничиться применением принудительных мервоспитательного воздействия. В соответствии с Постановлением Пленума ВерховногоСуда Российской Федерации № 7 «О судебной практике по делам о преступленияхнесовершеннолетних» от 14 февраля: «Судам следует иметь в виду, что всоответствии со ст. 90 Уголовного Кодекса РФ несовершеннолетнемуодновременно может быть назначено несколько принудительных мер воспитательноговоздействия, например, предупреждение и передача под надзор родителей,возложение обязанности загладить причиненный вред и ограничение досуга».
Необходимо обратить внимание, что при передаченесовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, суд долженубедиться в том, что указанные лица имеют положительное влияние на подростка,правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить надлежащее поведение иповседневный контроль за несовершеннолетним. Для этого необходимо истребоватьхарактеризующий материал, проверить условия жизни родителей или лиц, ихзаменяющих, возможность материального обеспечения подростка и т.д. И несмотряна то, что закон не требует согласия родителей или лиц, их заменяющих, напередачу им несовершеннолетнего под надзор, такое согласие судам должно бытьполучено. В постановлении суда о решении о прекращении уголовного дела и применениик несовершеннолетнему мер воспитательного воздействия передачи под надзорродителей (родственников, опекунов), либо специализированного государственногооргана или ограничения досуга и установления особых требований к поведению, внем необходимо указать срок, в течение которого применяется данная мера.
Определяя пределы назначения наказания несовершеннолетним,важно определить возраст уголовной ответственности. Наступление уголовной ответственностивозможно только для лиц, которые осознают фактический характер своих действий(бездействия) и понимают их социальное значение. А определенный уровеньразвития приобретается с возрастом, малолетний же ребенок еще не осознаетсоциальные ценности, а нередко не понимает и фактического значения своихдействий, он не способен проследить развитие причинных связей между своимидействиями и последующими явлениями. «Только воспитательное воздействиевзрослых, контакты со сверстниками, собственный жизненный опыт позволяютребенку приобрести знания, необходимые для нормальной жизни в обществе»[13].
Поэтому установление возрастных границ ответственности засвое поведение предполагает, что по достижении определенного возраста уже понимают,что хорошо и что плохо, что делать нельзя, в каких случаях их действия могутпричинить вред. Итак, несовершеннолетним «признаются лица, которым по временисовершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилосьвосемнадцати лет»[14]. Судам необходимо иметь ввиду, что в соответствии со статьей 329 Уголовно-Процессуального Кодекса РСФСРустановление возраста несовершеннолетнего входит в число обстоятельств, подлежащихдоказыванию по делам несовершеннолетних.
При этом «нужно учитывать, что лицо считается достигшимвозраста, с которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, апо истечении суток, на которые приходится этот день, т.е. с ноля часовследующих суток»[15].А при установлении возраста судебно-медицинской экспертизой днем рожденияподсудимого надлежит считать последний день того года, который названэкспертами, и при определении возраста минимальным и максимальным количествомлет суду следует исходить из предполагаемого экспертизой минимального возрастатакого лица.
В Уголовном Кодексе РФ впервые в истории русского прававопросам ответственности и наказания несовершеннолетних, совершивших общественно-опасныедеяния, запрещенные уголовным законом, посвящен специальный раздел V в Уголовном Кодексе РФ.Вместе с тем, уголовное законодательство России и зарубежный стран всегда предусматривалонормы, отмечающие правовые последствия за преступления, совершенные взрослымилицами и несовершеннолетними. Итак, как уже было сказано выше, достижениеустановленного законом возраста — один из обязательных признаков субъекта преступления.И очевидно, что при определении возраста, с достижением которого лицо можетбыть привлечено к уголовной ответственности, за основу берется уровень сознаниячеловека, его способность понимать характер совершаемых им действий, ихобщественную опасность и значение, а также возможность руководить ими. Следуеттакже учитывать, что согласно части 3 статьи 20 Уголовного Кодекса РФ «еслинесовершеннолетний достиг возраста, с которого он может быть привлечен куголовной ответственности, но имеет не связанное с психическим расстройствомотставание в психическом развитии, ограничивающее его способность осознаватьфактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либоруководить ими, он не подлежит уголовной ответственности»[16].
Законодатель установил, что при наличии данных,свидетельствующих об умственной отсталости несовершеннолетнего подсудимого, всилу статей 78 и 79 Уголовно-Процессуального Кодекса РСФСР назначается судебнаякомплексная психолого-психиатрическая экспертиза для решения вопроса о наличииили отсутствии у несовершеннолетних отставания в психическом развитии. При этом«в обязательном порядке должен быть поставлен вопрос о степени умственнойотсталости несовершеннолетнего, интеллектуальное развитие которого несоответствует его возрасту»[17].
Как установление возраста, так и психического, умственногоразвития несовершеннолетнего является необходимо стадией в уголовном процессепри рассмотрении дела в суде. Ведь установление этих обстоятельств могутсущественно влиять на степень вины и, разумеется, на меру наказания.
В случае совершения общественно опасного деяния лицом, недостигшим возраста уголовной ответственности, либо несовершеннолетним, достигшимэтого возраста, который вследствие отставания в психическом развитии не могосознавать характер и опасность совершенного им деяния, отсутствуют признакисубъекта преступления, т.е. основание для уголовной ответственности. В этомслучае принудительные меры воспитательного воздействия применяются к этим лицамне в порядке, предусмотренным административным законодательством.
Особенности психики несовершеннолетнего и его социальногостатуса предполагают особенности применяемых к нему мер уголовного наказания:меры эти более мягкие, в большей степени ориентированы на воспитательноевоздействие и отражают условия жизни несовершеннолетнего в обществе. Кнесовершеннолетним не применяются наиболее суровые меры уголовного наказания.Так, в соответствии со статьей 59 Уголовного Кодекса РФ, смертная казнь неможет быть применена «лицам, совершившим преступления в возрасте довосемнадцати лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения приговорашестидесятилетнего возраста». Также к несовершеннолетним не может быть примененатакая мера уголовного наказания, как пожизненное лишение свободы. Лишение свободынесовершеннолетним не может быть назначено свыше десяти лет (ст. 88Уголовного Кодекса РФ). Уголовный закон не предусматривает применения кнесовершеннолетним наказаний, применение которых невозможно или нецелесообразноввиду особенностей социального статуса несовершеннолетнего (лишение правазанимать определенные должности, конфискация имущества, ограничение свободы инаказания, применяемые к военнослужащим). К примеру, за преступления противвоенной службы, совершаемые рядовым и сержантским составом в соответствии сЗаконом РФ от 11 февраля 1993 г. «О воинской обязанности и военнойслужбе», могут отвечать лица, достигшие 18-летнего возраста, а в отношенииофицерского состава возрастной «потолок» подымается еще выше. Субъектомпреступлений против правосудия, совершаемых, например, судьями, может бытьлицо, достигшее 25-летнего возраста