Реферат по предмету "Таможенная система"


Определение таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с однородными товарами

Содержание
Введение
1. Понятие таможеннойстоимости, назначение и направление использования
2. Системаметодов определения таможенной стоимости
3. Сущностьметода таможенной оценки по стоимости сделки однородными товарами
4.Документальное оформление и контроль таможенной стоимости определённой постоимости сделки однородными товарами
5.Совершенствование таможенной стоимости ввозимых товаров с применением стоимостисделки однородными товарами
Заключение
Списокиспользованных источников
Приложение

Введение
Актуальность темы курсовойработы. Таможенная стоимость товаров играет значительную роль в сферегосударственного регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Онаиспользуется в качестве базы для исчисления таможенных платежей, рассчитываемыхпо адвалорным ставкам, а также служит исходной величиной для формированияинформации о стоимостном объеме внешней торговли. Контроль таможенной стоимоститоваров и таможенная оценка являются одними из наиболее значимых видовдеятельности таможенных органов России.
После ликвидации государственноймонополии на внешнюю торговлю в России существенные усилия были приложены кпостроению соответствующей новым экономическим условиям системы таможенногорегулирования ВЭД, важной частью которой являются механизмы определения и контролятаможенной стоимости.
При существующем порядке оценкитоваров в таможенных целях и технологии контроля участники ВЭД имеютвозможность декларировать таможенному органу недостоверную таможеннуюстоимость. При этом зачастую используются фиктивные внешнеторговые документы.Прямыми последствиями такой практики являются недополучение государствомзначительной суммы таможенных платежей, снижение эффективности тарифногорегулирования ВЭД и искажение информации о стоимостном объеме внешней торговли.
Косвенными последствиями являютсянегативное влияние на развитие цивилизованного внутреннего рынка, вызванноенедобросовестной ценовой конкуренцией, легализация денежных средств, полученныхнезаконным путем, нелегальный вывод денежных средств за рубеж.
Таможенная служба Россиипостоянно совершенствует инструменты контроля заявляемой участниками ВЭДтаможенной стоимости, что позволяет в определенной мере сократить масштабы еезанижения. Однако, несмотря на это, уровень недостоверного декларированиятаможенной стоимости товаров все еще значителен (по отдельным товарным группамон составляет до 80% от общего количества товаров).
Следует отметить, что контролютаможенной стоимости подлежат в настоящее время 100% перемещаемых черезтаможенную границу товаров и обычно он занимает в среднем 20-40% всего времени,затрачиваемого на основное таможенное оформление товаров.
На современном этапе развитиявнешней торговли и в связи с предстоящим присоединением России к Всемирнойторговой организации (ВТО), перед таможенной службой России возникают новыезадачи.
Среди них — упрощение игармонизация таможенных процедур и сокращение времени таможенного оформления. Всвязи с этим одним из наиболее перспективных направлений развития системытаможенного регулирования ВЭД, включая и систему таможенной оценки, являетсяприменение выборочного таможенного контроля на основе анализа рисков нарушениятаможенных правил.
Основной целью курсовойработы является исследование метода таможенной оценки по стоимости сделкиоднородными товарами.
В соответствии с данной целью висследовании были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение понятиютаможенной стоимости и рассмотреть назначение и направление её использования.
2. Охарактеризовать системуметодов определения таможенной стоимости.
3. Раскрыть сущность методатаможенной оценки по стоимости сделки однородными товарами.
4. Проанализироватьдокументальное оформление и контроль таможенной стоимости определённой постоимости сделки однородными товарами.
5. Рассмотреть вопросы совершенствованиятаможенной стоимости ввозимых товаров с применением стоимости сделки однороднымитоварами.

1. Понятие таможенной стоимости, назначение инаправление использования
Понятия «таможенная оценка» и«таможенная стоимость» являются достаточно сложным по содержанию и структуреявлениями. По этой причине в литературе и официальных документах не существуетединообразного определения таможенной оценки и таможенной стоимости,раскрывающего их сущность.
Термин «таможенная оценка» (CustomsValuation) широко применяется в мировой таможенной практике. Как правило, подтаможенной оценкой понимается процесс определения таможенной стоимости товара.В тексте Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) под таможеннойоценкой понимается процесс определения таможенной стоимости товара таможенныморганом.
Из этого определения следует что,во-первых, таможенная оценка — это процесс, т.е. совокупность последовательныхдействий, направленных на достижение определенного результата. Действительно, впроцессе таможенной оценки выполняются определенные действия в определеннойметодикой таможенной оценки последовательности.
Во-вторых, таможенный орган,осуществляющий таможенное оформление товара, производит контроль таможеннойстоимости, т.е. контроль правильности применения декларантом методикитаможенной оценки и соблюдения иных правовых норм в сфере таможенной оценки.
Под контролем понимаетсясовокупность мероприятий, проводимых таможенным органом и направленных наобеспечение соблюдения норм таможенного права. Однако при наличии определенныхусловий таможенный орган также может производить таможенную оценку товара.
В-третьих, таможенная оценкаприменяется к товару.
В-четвертых, таможенная оценкапроизводится в целях определения таможенной стоимости товара.
Термин «таможенная стоимость»имеет гораздо большее количество определений, нежели термин «таможеннаяоценка». В международной практике основными являются три.
Первое определениетаможенной стоимости дано в статье VII Генерального соглашения по тарифам иторговле (далее ГАТТ), принятого в 1947 г. В этом документе таможеннаястоимость определяется как: величина, основанная на «действительной стоимостиввезенного товара, который облагается пошлиной, или аналогичного товара».
В этом случае таможеннаястоимость привязана к той стоимости товара, по которой он продан из страныэкспорта на экспорт в страну импорта или к стоимости аналогичного товара,проданного из той же страны экспорта в ту же страну импорта.
Второе определение закрепленов Конвенции об оценке товаров в таможенных целях (г. Брюссель), заключенной в1950 г. В этом документе таможенная стоимость товара определена как нормальнаяцена, то есть цена, которая могла бы быть выручена за товары, при их продаже насвободном рынке между независимыми друг от друга покупателем и продавцом.
Такая нормальная цена прямо несвязана с ценой, по которой товар продан на экспорт в страну импорта. Эторыночная цена товара — наиболее вероятная цена, по которой товар может бытьотчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделкидействуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине ценысделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. Нормальная ценаопределялась для каждого товара. Фактическое отклонение цены сделки от такойцены учитывалось только при ее превышении нормальной. Отклонение в сторонууменьшения учитывалось в пределах 10%.
К Брюссельской конвенцииприсоединилось свыше 70 государств. Однако США и Канада Конвенцию не подписали,поэтому вопрос об унификации национальных правил определения таможеннойстоимости оставался нерешенным.
Проходившие в начале 1970-х годовмногосторонние торговые переговоры в рамках Токийского раунда ГАТТ завершилисьпринятием в 1979 году ряда соглашений.
В Соглашении о применении ст. VIIГАТТ, заключенном в рамках Токийского раунда ГАТТ в 1979 г. (т.н. Кодекстаможенной стоимости), таможенная стоимость товаров понимается как: «ценасделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате при продажетовара на экспорт в страну импорта, скорректированная с учётом возможныхдобавлений (предусмотренных в ст. 8 ч.1 названного Соглашения)», сопределенными вычетами и доначислениями.
Однако далее по тексту возникаетуже несколько иное определение: «таможенная стоимость импортируемых товаров — стоимость товаров для целей обложения адвалорными таможенными пошлинамиимпортируемых товаров». Данное определение относится исключительно кимпортируемым товарам.
Заключительный акт, принятый порезультатам Уругвайского раунда многосторонних торговых переговоров (Марракеш,15 апреля 1994 года), содержит новую редакцию Соглашения по применению статьиVII ГАТТ, в принципиальных вопросах не отличающуюся от Соглашения 1979года.
В указанных документахподчеркивается, что назначение таможенной стоимости — обложение пошлинами илидругими сборами, либо применение импортных и экспортных ограничений, основанныхна стоимости товара.
Кодекс о таможенной стоимостиГАТТ закрепляет в качестве основного принципа таможенной оценки использованиецены сделки, под которой понимается цена, реально уплаченная за импортируемыетовары. В цену сделки могут включаться некоторые дополнительные расходы(например, расходы покупателя на лицензионное вознаграждение, комиссионные и брокерскиевознаграждения, стоимость упаковки и др.).
Цена, реально уплаченная илиподлежащая уплате за товар при его продаже в страну-импортер, становится (всоответствии с Кодексом о таможенной стоимости ГАТТ) таможенной стоимостью присоблюдении следующих требований:
— цена сделки или реализациясамой сделки не могут зависеть от каких-либо условий, влияющих на цену, кромеусловий, определяющих необходимые качественные и количественные характеристикисамого товара;
— экспортер и импортер не должныбыть взаимозависимы;
— импортер не возвращаетэкспортеру прямо или косвенно часть прибыли;
— не должно существоватьограничений в отношении переходящих к импортеру прав пользования и распоряженияоцениваемыми товарами, за исключением ограничений трех видов:
ограничений, предусмотренных законодательствомгосударства-импортера;
ограничений того региона, вкотором товары могут быть перепроданы;
ограничений, не влияющихсущественно на контрактную цену.
Если же с помощью изложенныхправил не удается определить таможенную стоимость товара, таможенные органы иимпортер консультируются на предмет определения таможенной стоимости на базеальтернативных методов (с использованием цены идентичного или однородноготовара). При невозможности использовать альтернативные методы таможеннаястоимость устанавливается на расчетной основе с учетом основных ценообразующихэлементов: издержек производства, стоимости материалов и сырья, прибыли, атакже расходов, связанных с реализацией товара.[1]
Это Соглашение и сталотем международно-правовым стандартом, на который было сориентировано российскоетаможенное законодательство в соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона РФ«О таможенном тарифе» 1993г.
Третье определение былодано в подпункте 6 прежней редакции статьи 5 Закона РФ «О таможенном тарифе»(далее Закон), где понятие таможенной стоимости определялась через перечислениеосновных целей таможенной стоимости:
1) обложение товара таможеннойпошлиной;
2) ведение внешнеэкономической итаможенной статистики;
3) применения иных мергосударственного регулирования торгово-экономических отношений, связанных состоимостью товаров, включая осуществление валютного контроля внешнеторговыхсделок и расчетов банков по ним, в соответствии с законодательными актамиРоссийской Федерации.
В Постановлении Правительства РФот 5 ноября 1992 года № 856 сказано: «таможенная стоимость используетсяпри начислении таможенной пошлины, сборов и иных таможенных платежей,установления стоимости для иных таможенных целей, включая взыскание штрафов иприменение иных санкций за таможенные правонарушения, предусмотренныезаконодательством Российской Федерации, ведения таможенной статистики».
В настоящее время термин«таможенная стоимость товаров», используемый в российском законодательстве иправоприменительной практике достаточно широко, не содержит своего детального иподробного определения в соответствующих актах, в том числе и в понятийномаппарате Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе», а также вФедеральных законах — Таможенном кодексе Российской Федерации и Налоговомкодексе Российской Федерации.
Приведенное выше общееопределение понятия «таможенная стоимость» теперь исключено из Закона наосновании вступившего в силу с 1 июля 2006 г. Федерального закона от 08.11.2005№ 144-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О таможенномтарифе». [2]
Главная цель вносимых изменений –приведение российского законодательства по таможенной стоимости и таможеннойоценке товаров в соответствие с международными документами – Соглашением оприменении статьи VII ГАТТ, Примечаниями ВТО к указанному Соглашению, ссобственным национальным законодательством, а также более четкая и подробнаярегламентация методологии определения таможенной стоимости.
При этом п. 1 ст. 19 названногоЗакона законодателем установлено, что «таможенной стоимостью товаров,ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, является стоимостьсделки, то есть цена, фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары приих продаже на экспорт в Российскую Федерацию».
Формулировка «стоимость сделки»,определенная в Законе России «О таможенном тарифе», адаптирована с юридическими экономическим понятием, содержащимся в Соглашении о применении статьи VIIГАТТ-1994. Универсальный правовой подход, используемый в названном Соглашении ипримененный законодателем в Законе России «О таможенном тарифе», заключается втом, что для расчёта таможенной стоимости берётся величина, складывающаяся вусловиях свободного, конкурентного рынка.
Функциональное назначениеинститута таможенной стоимости установлено в ином законодательном акте –Таможенном кодексе РФ (далее ТК), согласно статье 322 которого таможеннаястоимость наряду с количеством товаров служит налоговой базой для целейисчисления таможенных пошлин, налогов и определяется согласно методамопределения таможенной стоимости, установленных законодательством РоссийскойФедерации — Законом РФ «О таможенном тарифе».[3]
Фактически таможенная стоимость –это «вторичный» показатель по отношению к стоимости сделки. Именно цена товара,определенная во внешнеторговой сделке (договоре) купли-продажи с учётомдополнительных расходов (издержек), понесённые отечественными покупателями(перечисленными в ст. 19.1 Закона), которые возникли в связи с подготовкой иисполнением конкретной сделки купли-продажи, и является основой (базой) дляопределения таможенной стоимости товара.
В отечественнойправоприменительной практике основное назначение таможенной стоимости являетсяопределение исходной расчётной налоговой базой для исчисления таможенныхплатежей (таможенной пошлины, НДС, акциза), и применяется к товарам, вотношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки.
Вторичное назначениетаможенной стоимости это применение нетарифных мер регулирования основанных настоимостных ограничениях импортируемых товаров, ведение таможенной статистики,осуществление валютного контроля.
Третье назначениетаможенной стоимости, мало озвучиваемое — создание экономического порядка дляформирования равных конкурентных условий хозяйствующих субъектов на территорииРоссийской Федерации.
Под товарами в качестве объектаналогообложения в Налоговом Кодексе РФ (далее НК) (п. 3 ст. 38) понимаетсялюбое имущество, реализуемое или предназначенное для реализации. При этом в НКРФ содержится оговорка о том, что в целях регулирования отношений, связанных свзиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество,определяемое ТК РФ.
В соответствии со ст. 11 ТК РФтовары — любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, атакже перемещаемые через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещамтранспортные средства (за исключением транспортных средств, которыеиспользуются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо дляплатной и бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров).
Налоговая база, как этозакреплено в ст. 53 НК РФ, представляет собой стоимостную, физическую или инуюхарактеристику объекта налогообложения. Налоговой базой для целей исчислениятаможенных платежей (таможенной пошлины, НДС, акцизов) являются:
— таможенная стоимость товаров;
— количество товаров;
— таможенная стоимость иколичество товаров.

2.Система методов определения таможенной стоимости
Порядок применения системытаможенной оценки товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ,устанавливается Правительством РФ на основании положений Закона РФ „Отаможенном тарифе“. Действующий с 1 января 1993 г. Порядок определениятаможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию РФ, утвержденПостановлением Правительства РФ от 5 ноября 1992 г. N 856. В п. 3 этогоправового акта закреплено: „Таможенная стоимость импортируемых вРоссийскую Федерацию товаров определяется декларантом согласно правиламтаможенной оценки, предусмотренным настоящим Порядком, применяемым всоответствии с общими принципами системы таможенной оценки Генеральногосоглашения о тарифах и торговле“.
Этот порядок распространяется какна юридических, так и на физических лиц. Некоторые его положения могутуточняться в правовых актах ГТК России (приказах, указаниях и т.д.).
Определение таможенной стоимоститоваров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, основываетсяна принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормамимеждународного права и общепринятой международной практикой.
Исчерпывающий перечень методовопределения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территориюРоссийской Федерации, установлен Законом РФ «О таможенном тарифе» (статья 12) ипроизводится путем применения одного из следующих шести методов:
– по стоимости сделки с ввозимымитоварами (ст. 19 Закона РФ „О таможенном тарифе“);
– по стоимости сделки сидентичными товарами (ст. 20);
– по стоимости сделки соднородными товарами (ст. 21);
– вычитания стоимости (ст. 22);
– сложения стоимости (ст. 23);
– резервный метод (ст. 24).
Перечень методов являетсяисчерпывающим, т.е. в законе отсутствует норма, устанавливающая возможностьвведения еще какого-либо дополнительного метода иным правовым актом, например,Указом Президента Российской Федерации или Постановлениями ПравительстваРоссийской Федерации.
При использовании каждогоконкретного из предусмотренных Законом шести методов структуру и понятиетаможенной стоимости образуют различные компоненты:
1) Стоимость сделки (цена сделки+ некоторые обязательные дополнительные начисления к ней) – первый метод (методпо стоимости сделки с ввозимыми товарами);
2) Цена сделки с идентичнымитоварами, скорректированная с учетом конкретных условий продажи и поставки, –второй метод (по стоимости сделки с идентичными товарами);
3) Цена сделки с однороднымитоварами, скорректированная с учетом конкретных условий продажи и поставки, –третий метод (по стоимости сделки с однородными товарами);
4) Цена единицы товара припродаже на рынке РФ – четвертый метод (метод вычитания);
5) Расчетная стоимость – пятыйметод (метод сложения);
6) Одна из предусмотренных вышеоснов – шестой метод (резервный).
Главными принципами таможеннойоценки, которые в равной мере должны соблюдаться и декларантами, и таможеннымиорганами при определении таможенной стоимости товаров, являются следующие:
Первоосновой таможенной стоимостипризнается стоимость сделки, как она определена в ст. 19, 19.1 Закона РФ «Отаможенном тарифе». Исходя из изложенного, основным методом таможенной оценкиявляется метод по стоимости сделки с ввозимыми товарами (первый метод).Определение первого метода как основного означает, что таможенная стоимость ввозимыхна таможенную территорию РФ товаров должна определяться по этому методу во всехслучаях, когда выполняются условия его применения, установленные Законом РФ «Отаможенном тарифе»
Законодательное определениетаможенной стоимости при ее расчете по первому методу можно выразить формулой:Таможенная стоимость = Стоимость сделки с ввозимыми товарами = Цена сделки сввозимыми товарами + Дополнительные начисления, обозначенные в ст. 19.1 ЗаконаРФ «О таможенном тарифе». Цена сделки – основной компонент таможеннойстоимости.
Под ценой сделки понимается цена,фактически уплаченная или подлежащая уплате за товары при их продаже на экспортв РФ, т.е. общая сумма всех платежей, осуществленных или подлежащихосуществлению покупателем продавцу за ввозимые товары; такие платежи могут бытьосуществлены прямо или косвенно в любой форме покупателем непосредственнопродавцу и/или третьему лицу в пользу продавца.
Остальные методы определениятаможенной стоимости (2–6 метод) применяются только при невозможностииспользования метода по цене сделки (метод 1). По сути, методы со 2-го по 6-йнаправлены на конструирование стоимости внешнеторговой сделки в отличие от 1-гометода, когда готовая стоимость сделки уже есть. При этом каждый последующийметод применяется, если таможенная стоимость не может быть определена путемиспользования предыдущего метода. Методы вычитания и сложения стоимости могутприменяться в любой последовательности.
Необходимо обратить внимание наважный момент: если нельзя применить метод 1, то уже не так важно, какой из нихприменяется, потому что расчет таможенной стоимости по любому из них должендать примерно одну и ту же величину таможенной стоимости. Главное, чтобывыбранный метод был правильно применен, то есть в соответствии с требованиемЗакона РФ «О таможенном тарифе».
Методы таможенной оценкиприменяются в строго заданной последовательности. Порядок последовательногоприменения методов таможенной оценки означает, что каждый последующий методможет быть применен только в том случае, если не выполняются условия примененияпредыдущего метода, за исключением методов вычитания и сложения (методы 4 и 5).
В новой редакции Закона (п. 2 ст.12) однозначно установлено, что последовательность применения методов 4 и 5может быть изменена только по желанию декларанта, таможенный орган присамостоятельном определении таможенной стоимости не вправе изменитьпоследовательность применения методов таможенной оценки.
Резервный метод (метод 6) можетиспользоваться для определения таможенной стоимости товаров только в случаеневозможности использования методов 1–5 (абзац 4 пункта 2 статьи 12 Закона).Законодательно запрещено использование метода 6, игнорируя (не применяя) метод1–5, причем в установленной последовательности.
Сведения, используемые приопределении таможенной стоимости должны соответствовать требованию одокументальном подтверждении, количественной определенности и достоверности.Данному требованию должны соответствовать сведения, относящиеся ко всемструктурным компонентам таможенной стоимости, при использовании каждого изпредусмотренных Законом методов. Заявленная таможенная стоимость идостоверность сведений, используемых для ее определения, подтверждаютсяразличными документами, сопровождающими внешнеторговую сделку и представляемымив таможенные органы в ходе таможенной оценки товаров.
Обоснование правомерностиизбранного метода таможенной оценки и правильности ее определения –одновременно право и обязанность декларанта, неисполнение либо ненадлежащееисполнение которой может повлечь корректировку заявленной таможенной стоимости.
Следует помнить, что речь идет осистеме из шести взаимозаменяемых методов, а не о том, что какой-то из методовлучше и заранее рассчитан на более низкую величину налоговой базы.
Принцип последовательностииспользования методов определения таможенной стоимости доказанправоприменительной практикой. Из анализа судебной и административной практикиобжалования действий и бездействий должностных лиц таможенных органовусматривается, что нарушение установленной процедуры перехода от первого методак последующим относится к типовым нарушениям, допускаемым таможенными органамина этапе контроля таможенной стоимости. Это нарушение, как правило, становитсяоснованием для признания решений таможенных органов незаконными и их отмене.
Процедура определения таможеннойстоимости товаров должна быть общеприменимой, то есть не различаться взависимости от источников поставки товаров (абзац 2 пункт 3 статьи 12 Закона).Это означает, что независимо от основания ввоза товара (в результате сделки купли-продажи,бартера, дарения и т. д.), от того, какие это товары, из какой страны, кто идля каких целей их поставляет, процедура определения таможенной стоимости единаи одна и та же.
Таможенная стоимость товаровопределяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости изаявляется в таможенный орган при декларировании товаров.
Существуют два основных способазаявления таможенной стоимости. Первый предполагает использование специальнойформы декларации, а второй допускает заявление таможенной стоимости в ГТД.
При ввозе товаров на таможеннуютерриторию РФ формы деклараций таможенной стоимости ДТС-1 и ДТС-2 применяются вслучае, когда ввозимые товары облагаются таможенными пошлинами и иными налогами(НДС, акцизами) в соответствии с заявленными таможенными режимами. Если жедекларируемые таможенные режимы предусматривают освобождение от налогообложения,таможенная стоимость может быть заявлена в ГТД.
В последнем случае таможенныйорган сохраняет за собой право требовать от декларанта заполнения специальнойдекларации таможенной стоимости при возникновении обоснованных сомнений вотношении заявленной таможенной стоимости.[4]

3. Сущность метода таможенной оценки по стоимости сделкиоднородными товарами
В соответствии с нормой,закрепленной абзацем 2 пункта 2 статьи 12 Закона «О таможенном тарифе»таможенная стоимость товаров определяется с использованием метода по стоимостисделки с идентичными товарами (метод 2) или метода по стоимости сделки соднородными товарами (метод 3) в случае невозможности определения таможеннойстоимости товаров с использованием метода 1.
При этом метод 3 — метод постоимости сделки с однородными товарами применяется последовательно, в случаеневозможности применения метода 2.
Суть метода 3 — »Оценка по цене сделки с однородными товарами" заключается в том, чтотаможенная стоимость оцениваемых (ввозимых) товаров определяется путемиспользования в качестве исходной базы стоимости сделки с однородными имтоварами, таможенная стоимость которых была определена по методу 1 и принятатаможенными органами.
Т.е. в качестве основы дляопределения стоимости ввозимых (оцениваемых) товаров используется стоимостьтоваров по другой сделке. При этом обязательным требованием является условие,чтобы таможенная стоимость сравниваемых товаров была определена по методу 1.
Кроме того, Закон требует, чтобытовары, выбранные для сравнения, были ввезены в одно или примерно в одно и тоже время, примерно в одинаковых количествах и на одном коммерческом уровне что,и ввозимые (оцениваемые) товары.
Если эти характеристикиразличаются, то цена сделки с однородными товарами должна быть подвергнутасоответствующей корректировке для компенсации (нивелирования) этих различий иприведения сравниваемых условий в сопоставимый вид.
3-й метод применяется привыполнении следующих условий:
1) товары проданы для ввоза натерриторию Российской Федерации;
2) ввезены одновременно соцениваемыми товарами или не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров;
З) ввезены примерно в том жеколичестве и (или) на тех же коммерческих условиях (в случае, если однородныетовары ввозились в ином количестве и (или) на других коммерческих условиях,декларант должен произвести соответствующую корректировку их цены с учетом этихразличий и документально подтвердить таможенному органу Российской Федерации ееобоснованность).
В ст. 5 Закона дано определениеоднородных товаров «Однородные товары — товары, не являющиеся идентичными, ноимеющие схожие характеристики и состоящие из схожих компонентов, что позволяетим выполнять те же функции, что и оцениваемые товары, и быть с ними коммерческивзаимозаменяемыми.
При определении, являются литовары однородными, учитываются такие характеристики, как качество, репутация иналичие товарного знака. Товары не считаются однородными, если они непроизведены в той же стране, что и оцениваемые товары, или если в отношенииэтих товаров проектирование, опытно-конструкторская разработка, художественноеоформление, дизайн, эскизы, чертежи и иные аналогичные работы были произведены(выполнены) в Российской Федерации.
Товары, произведенные иным лицом,нежели производитель оцениваемых товаров, рассматриваются лишь в случаях, когдаоднородные товары того же производителя не выявлены на таможенной территорииРоссийской Федерации».
При определении однородноститоваров учитываются следующие их признаки:
— качество, наличие товарногознака и репутация на рынке;
— страна происхождения;
— производитель.
При использовании 3-го методаопределения таможенной стоимости необходимо иметь ввиду, что:
а) товары не считаютсяоднородными с оцениваемыми, если они не были произведены в той же стране, что иоцениваемые товары;
б) товары, произведенные непроизводителем оцениваемых товаров, а другим лицом, принимаются во вниманиетолько в том случае, если не имеется однородных товаров, произведенных лицом — производителем оцениваемых товаров;
в) товары не считаютсяоднородными, если их проектирование, опытно конструкторские работы над ними, иххудожественное оформление, дизайн, эскизы и чертежи и иные аналогичные Работывыполнены в Российской Федерации.
Исходя из этих требований прирешении вопроса о том, могут ли товары рассматриваться как однородные,необходимо проанализировать следующие их параметры:
а) Физические характеристики,т.е.
— размер и форма;
— уровень технических и другиххарактеристик;
— метод изготовления.
б) Материалы, из которыхизготовлены товары, например:
— стеклянные предметы илипредметы из пластика;
— драгоценные металлы или черныеметаллы;
-    ткань или бумага и т. д.
в) Функции и сфераприменения, т.е. каковы функции выполняемые данными товарами? Способны лисравниваемые товары выполнять одни и те же функции?
г) Коммерческаявзаимозаменяемость, т.е. примет ли покупатель сравниваемый товар в качествезаменителя (как с точки зрения его функционального назначения, так икоммерческих характеристик)? При этом необходимо учитывать качество товара, егорепутацию на рынке и наличие товарного знака.
Рассмотрим примеры.
Пример 1.
Краска для бумаги сравнивается скраской для ткани. Для отнесения товаров к однородным, необходимо, чтобы онибыли взаимозаменимы, в том числе, с точки зрения их функционального назначенияи сферы применения. Краски, пригодные только для печати на бумаге, не могутбыть использованы для печати на ткани. Поэтому данные товары не являютсяоднородными, даже в том случае, если краска для ткани пригодна для печатания набумаге.
Пример 2.
Резиновые покрышки одинаковыхразмеров ввозятся от двух различных производителей, расположенных в одной и тойже стране. При этом каждый изготовитель покрышек имеют свой товарный знак.Однако покрышки, изготовленные этими фирмами, имеют одинаковый стандарт и одинаковоекачество. Они пользуются одинаковой репутацией и применяются предприятиями, производящимиавтомобили в стране — импортере.
Могут ли данные покрышкирассматриваться как однородные товары? Несмотря на то, что каждый производительиспользует разные товарные знаки, резиновые покрышки имеют одинаковые стандарты,качество, одинаковую репутацию на рынке.
На основании этих данные могутбыть сделаны следующие выводы:
а) в связи с тем, что данныерезиновые покрышки имеют различные товарные знаки, они не могут рассматриватьсяв качестве идентичных товаров;
б) вместе с тем, хотя данныепокрышки и не являются одинаковыми во всех отношениях, они все же имеютодинаковые характеристики, что дает им возможность выполнять одинаковыефункции.
В связи с тем, что товары выполненыс учетом одинаковых стандартов, из одинаковых исходных материалов, одинаковы вотношении качества и репутации на рынке и имеют определенный товарный знак, тоих следует рассматривать в качестве однородных, даже несмотря на разныетоварные знаки.
Пример З.
Имеются поставки обычной перекисинатрия для отбеливания и специальной (особого качества) перекиси натрия.Перекись особого качества изготовляется из тех же исходных материалов, но спомощью процесса, использующего очень высокую степень очистки. Поэтому онаболее дорогая, чем обычная перекись натрия. Обычная перекись не можетиспользоваться вместо специальной, так как не обладает необходимой чистотой всоответствии с требованиями спецификации и не растворяется полностью, находясьв порошкообразной форме.
Являются ли данные товарыоднородными?
Рассматриваемые товары неявляются одинаковыми во всех отношениях. Оба вида перекиси натрия изготовленыиз одних и тех же исходных материалов, но они не будут полностьювзаимозаменяемыми, так как обычная перекись не может использоваться длялабораторных целей и ее цена ниже, чем у специальной в связи различнымкачеством товаров. Поэтому указанные виды перекиси нельзя рассматривать какоднородные товары.
Пример 4.
Имеются партии 2-х различныхсортов сыра «Рокфор». Обе представляют собой сыр из снятого овечьегомолока. Один из сортов изготовляется с помощью метода непрерывногососкабливания плесени, которая образуется на внешней стороне сыра в течениепроцесса его старения, так что плесень может проникнуть внутрь головки. Этовызывает крошение сыра при отрезании ломтиками и использовании в готовке,приготовлении соусов, салатов и т.д. Головки сыры другого сорта не подвергалисьскоблению во время процесса старения сыра и, таким образом, плесень не проникаетвнутрь головки. При нарезке на ломтики такой сыр не крошится и можетиспользоваться в случаях, когда необходимы ломтики сыра.
Будут ли эти сыры рассматриватьсякак однородный товар?
Эти два продукта, хотя и содержатодинаковые материалы, не одинаковы по физическим характеристикам (один из нихкрошится, другой нет, один имеет глубокие вкрапления плесени, а другой не имеетих), методы изготовления этих сыров также различаются (один из них подвергалсяскоблению, а другой нет). Таким образом, эти сорта сыра не будутвзаимозаменимыми с коммерческой точки зрения и, следовательно, они не должнырассматриваться как однородные товары.
При применении метода 3 должнасначала использоваться информация по продаже однородных товаров на одних и техже коммерческих условиях и приблизительно в тех же количествах, что и оцениваемыетовары. Когда случаи такого рода продаж не выявлены, можно использовать продажуоднородных товаров, имевшую место в соответствии с одним из следующих трех условий:
а) продажа на тех же коммерческихусловиях, но в разных количествах;
б) продажа на различныхкоммерческих условиях, но приблизительно в тех же количествах;
в) продажа на различныхкоммерческих условиях и в разных количествах. Требования по приведению условийсделки как с однородными, так и с идентичными товарами в сопоставимый вид с условиямиввоза оцениваемых товаров одинаковы. В случае, если при применении настоящегометода выявляются более одной цены сделки по однородным товарам, то дляопределения таможенной стоимости ввозимых товаров применяется самая низкая изних.
Таможенная стоимость,определяемая по цене сделки с однородными товарами, должна быть скорректированас учетом расходов. Корректировка производится декларантом на основе достоверныхи документально подтвержденных сведений.
Рассмотрим примеры.
Пример 1.
Осуществляется бесплатнаяпоставка товара, например в счет уставного фонда предприятия. В связи с тем,что отсутствует сделка купли-продажи, метод 1 не применим. Как рассчитатьтаможенную стоимость оцениваемого товара?
Следует попытаться найтисделки с однородными товарами (сделки с идентичными товарами отсутствуют). Дляэтого могут использоваться как сведения, имеющиеся у декларанта (таможенные илитоваросопроводительные документы), так и сведения, имеющиеся у таможенногооргана, но обязательно в обезличенном виде (например, информация из базы данныхГТД, ДТС). При этом таможенная стоимость однородного товара должна быть определенапо методу 1.
Предположим таможенные органырасполагают сведениями о двух сделках купли-продажи с однородным товаром,ввезенным примерно на тех же коммерческих условиях и примерно в том жеколичестве и не ранее чем за 90 дней до ввоза оцениваемых товаров (см. рис. 1):
/>
Рис. 1. Сведения о двух сделкахкупли-продажи с однородным товаром.
 а) сделка купли-продажиоднородного товара совершенная 02.11.04г., цена сделки = 4000$; б) сделкакупли-продажи однородного товара совершенная 10.10.04г., цена сделки = 4500$;
Требуется определить таможеннуюстоимость поставки с использованием 3-го метода.
В данном примере в качествебазовой (исходной) цены сделки с однородными товарами для целей определениетаможенной стоимости оцениваемого товара должна быть принята цена сделкиоднородного товара, купля-продажи которого осуществлена по минимальной ценесделки, совершенная 02.11.04г. по цене 4000$.
Пример 2.
Осуществляется бесплатнаяпоставка товара, представляющая собой партию из 10 единиц, а единственнаяимеющаяся в распоряжении таможенного органа стоимость сделки по однороднымтоварам, удовлетворяющая условиям применения метода 3, относится к продажепартии в 500 единиц. При этом документально подтверждено, что продавецпредоставляет скидки на количество.
В этом случае требуемаякорректировка может быть осуществлена с помощью прейскуранта продавца ииспользования цены применительно к продаже 10 единиц.
Это не означает, что должна бытьнайдена реальная продажа в количестве 10 единиц, достаточно данныхпрейскуранта, однако расценки в прейскуранте должны заслуживать доверия идолжна быть установлена (подтверждена) цена товара на основе продаж и в другихколичествах. При отсутствии такой объективной информации определение таможеннойстоимости по методу 3 не производится.
В том случае, если в распоряжениидекларанта или таможенного органа нет информации о таможенной стоимости ниидентичных, ни однородных товаров, то необходимо переходить к другим методамоценки.
При этом следует помнить, что пожеланию декларанта может быть изменена последовательность применения 4-го и5-го методов. Алгоритм последовательности действий таможенного органа прииспользовании метода 3 определения таможенной стоимости представлен на рис.4(см. Приложение 1). [5]

4. Документальное оформление и контроль таможеннойстоимости определённой по стоимости сделки однородными товарами
Таможенная стоимость товаровопределяется на количественной, достоверной и документально подтвержденнойинформации. Достоверность информации — подлинность сведений, заявляемых вотношении декларируемого товара, с целью определения и подтверждения таможеннойстоимости.
Количественные элементыинформации — это в первую очередь контрактная цена за единицу товара,количество товара и другие сведения, влияющие на величину таможенной стоимоститоваров. Информация, лежащая в основе расчета таможенной стоимости, должнаподтверждаться соответствующими документами.
При определении таможеннойстоимости по методу по цене сделки с однородными товарами для подтверждениязаявленных сведений по таможенной стоимости декларантом представляютсядокументы, которые ранее были представлены для подтверждения обоснованностиприменения метода 1 для определения таможенной стоимости рассматриваемыходнородных товаров, цена сделки с которыми выбрана в качестве основы дляопределения таможенной стоимости (приказ ГТК от 19.09.2003 № 1022):
— грузовую таможенную декларациюи декларацию таможенной стоимости (форма ДТС-2);
— договор купли-продажи(контракт) и дополнительные соглашения к нему(если они предусмотрены);
— счет-фактуру (инвойс);
— банковские платежные документы(если счет был оплачен) или счет-проформа (для условно-стоимостных сделок), атакже другие платежные и (или) бухгалтерские документы, подтверждающие стоимостьтовара;
— транспортные (перевозочные)документы;
— страховые документы, если ониимелись в зависимости от условий поставки;
— счет за транспортировку иликалькуляцию транспортных расходов в случаях, когда транспортные расходы не быливключены в цену сделки или были вычтены из нее при определении таможеннойстоимости;
— акт таможенного досмотра, актповторного таможенного досмотра (если он производился);
— таможенная декларация страныотправления (если она имеется);
— другие документы, которые былипредставлены для подтверждения заявленной таможенной стоимости при примененииметода 1 в отношении однородных товаров: упаковочные листы; лицензия на товары,ввоз которых осуществляется по лицензиям в соответствии с установленнымпорядком; сертификат о происхождении товара; сертификат соответствия и др.
Декларация таможенной стоимости(далее — ДТС) является неотъемлемой частью грузовой таможенной декларации.
ДТС представляется таможенномуоргану, производящему таможенное оформление товаров, при декларировании товароводновременно с подачей грузовой таможенной декларации и другими необходимымидля таможенных целей документами в порядке, установленном таможеннымзаконодательством Российской Федерации.[6]
К таможенному оформлению должнабыть представлена составленная в двух экземплярах ДТС, которые подписываются иудостоверяются в порядке, установленном пунктом 17 Инструкции, а также ееэлектронная копия.
После принятия таможенным органомрешения по таможенной стоимости один экземпляр ДТС остается в таможенноморгане, другой экземпляр передается декларанту.
При применении метода определениятаможенной стоимости по стоимости сделки с однородными товарами заполняетсяДТС-2.
ДТС-2 состоят из двух основныхлистов: первого листа, содержащего сведения, распространяемые на вседекларируемые в одной ГТД товары, и второго листа, в котором указываютсясведения, используемые при определении таможенной стоимости декларируемыхтоваров, и расчет величины таможенной стоимости. Все листы ДТС, начиная стретьего, являются дополнительными.
При применении метода определениятаможенной стоимости по стоимости сделки с однородными товарами второй листДТС-2 имеет установленный для этого метода вид (см. Приложение 2).
Помимо основных документовтаможенный орган на основании п. 4 ст. 323 Таможенного кодекса РФ вправезапросить у декларанта дополнительные документы в целях подтверждениязаявленной таможенной стоимости.
В качестве дополнительныхсведений таможенным органом могут быть затребованы, например, следующиедокументы:
— контракты с третьими лицами,имеющие отношение к сделке;
— счета за платежи третьим лицамв пользу продавца;
— счета за комиссионные,брокерские услуги, имеющие отношение к сделке с оцениваемым товаром;
— бухгалтерская документация;
— лицензионные или авторскиесоглашения;
— экспортные (импортные)лицензии;
— складские квитанции;
— заказы на поставку;
— каталоги, спецификации,прейскуранты цен (прайс-листы) фирм-изготовителей;
— калькуляция фирмы-изготовителяна оцениваемый товар (если фирма согласна представить ее российскомупокупателю);
— другие документы, которые могутбыть использованы для подтверждения сведений, заявленных в декларациитаможенной стоимости.
Непредставление истребованныхтаможенным органом у декларанта документов должно рассматриваться какнесоблюдение условия о достоверности, количественной определенности и документальномподтверждении таможенной стоимости только в случае, если такие документы имеютзначение для таможенного оформления и определения таможенной стоимости товара.Данное положение соответствует позиции Президиума ВАС РФ, отраженной впостановлении от 19.04.2005 № 13643/04.
При определении таможеннойстоимости ввозимых товаров не должна использоваться произвольная или фиктивнаятаможенная стоимость товаров (пункт 6 статьи 12 Закона). Этот принцип вытекаетиз положения об определении таможенной стоимости товаров методами,установленными Законом РФ «О таможенном тарифе», и затрагивает случаи, когданепонятно, на основе какой информации и каким образом рассчитывается таможеннаястоимость. То есть еще раз подчеркивается необходимость, чтобы все данные длярасчета таможенной стоимости обязательно были количественно определимыми,достоверными и документально подтвержденными.
Перечисленное выше направлено наобеспечение законности, единообразия и беспристрастности при определении иконтроле таможенной стоимости товаров. Особенно ярко это проявляется в анализесудебной практики, связанной с обжалованием применения таможенными органамирезервного (шестого) метода.
Суды, исходя из анализа практикиработы таможенных органов, указывают, что основным методом определениятаможенной стоимости товаров стал шестой (резервный) метод, который, по ихмнению, применяется должностными лицами таможенных органов независимо отколичества и качества документов, представляемых декларантом для подтверждениязаявленной таможенной стоимости. Некорректный выбор таможенными органами ценовойосновы при использовании шестого резервного метода вынуждает участниковвнешнеторговой деятельности обращаться в суд. Объяснения должностных лицтаможенных органов, непосредственно принимавших такие решения, основываютсялишь на том, что заявленная декларантом таможенная стоимость товара ниже, чемта ценовая информация, которая имеется в распоряжении таможенного органа.
По мнению судов, когда за основудля определения таможенной стоимости товара должностными лицами таможенныхорганов берется цена сделки (единицы товара) без указания на источникформирования цены с учетом 6-го метода и нормативно-правовые акты, она не можетбыть принята в качестве доказательств правомерности принятых таможенным органомрешений (совершенных действий).
Подобная ценовая информация непозволяет однозначно доказать в суде, что таможенная оценка товара произведенадолжностными лицами таможенных органов с учетом мировой практики еще и потому,что информационные письма вышестоящих таможенных органов содержат только среднеконтрактные цены о товарах, обобщенные по группам.
В судебных актах отмечается, чтообщим требованием ко всем исходным ценовым данным, применяемым должностнымилицами таможенных органов для расчета таможенной стоимости по шестому методу,должна являться их строгая адресность, то есть ориентировочная цена должнасоотноситься с конкретным товаром. Товар должен быть описан таким способом,который позволил бы его однозначно идентифицировать (коммерческое наименованиетовара, его характеристики, сведения о фирме-изготовителе, техническиепараметры и пр.).[7]
С целью всестороннего икомплексного контроля таможенной стоимости был выпущен Приказ ГТК РФ №1399 от 05.12.03 «Об утверждении Положения о контроле таможенной стоимоститоваров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации» и Приказ ГТКРФ № 696 от 18.07.04 «Об утверждении Инструкции по проведению проверки правильностиопределения таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможеннуютерриторию Российской Федерации», который совсем недавно был обновлен и вышелуже с новыми реквизитами — Приказ ФТС РФ № 1206 от 22.11.06.
Контроль за правильностьюисчисления таможенной стоимости со стороны таможенных органов выражается вкомплексе мероприятий, который включает в себя в том числе:[8]
— проверку соответствия сведенийо товаре, заявленных в таможенных документах (и частности, в ГТД, ДТС, ДКД),сведениям о товаре, содержащимся в коммерческих документах, представленным входе таможенного оформления;
— проверка достаточностидокументов для принятия решения по таможенной стоимости, представленных притаможенном оформлении;
— проверка соблюдения декларантомпри определении таможенной стоимости требований законодательства РоссийскомФедерации, в частности, требований п. 2 ст. 19 Закона Российской Федерации «Отаможенном тарифе» (о структуре таможенной стоимости);
— проверка достоверностипредставленных документов;
— сравнение таможенной стоимоститовара, указанной декларантом в таможенных документах, с имеющейся утаможенного органа ценовой информацией (уровнем цен) о товарах аналогичных соцениваемыми.
Отклонение цены сделки в ту или иную сторону от имеющейся у таможенного органаценовой информации о стоимости товаров, аналогичных с оцениваемыми, являетсяоснованием для возникновения сомнений в ее достоверности и назначениянеобходимых проверочных мероприятий.
Для контрольно-аналитических итехнологических целей выделяют три этапа контроля таможенной стоимости.
Первый этап — контроль припроизводстве таможенного оформления товаров и транспортных средств — включает всебя все действия таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление, поконтролю таможенной стоимости (включая процедуру ее корректировки, запросдополнительной информации для подтверждения заявленных декларантом сведений), атакже действия специализированных подразделений таможни и вышестоящихтаможенных органов в части принятия решений в отношении заявленной декларантомтаможенной стоимости в соответствии с их компетенцией.
Второй этап — контроль,осуществляемый при последующих документальных проверках правильности иобоснованности решений, принятых таможенными органами по таможенной стоимостипри осуществлении таможенного оформления (последующий документальный контроль).
Последующий документальныйконтроль осуществляется на основе документов, предъявленных декларантом ктаможенному оформлению и дополнительно запрошенных таможенным органом припроизводстве таможенного оформления (например, от перевозчика, банка, страховыхорганизаций, органов статистики и т.д.).
Если в результате последующегодокументального контроля выявлены ошибки в определении таможенной стоимости, тов установленном порядке осуществляется ее корректировка.
Третий этап — контроль,осуществляемый при проведении целевых и комплексных проверокфинансово-хозяйственной деятельности участника внешнеэкономической деятельности(внешняя проверка). К этому этапу относятся все действия таможенных органов, ккомпетенции которых в соответствии с установленным порядком относитсяпроведение проверок финансово-хозяйственной деятельности, касающихся, средипрочего, правильности определения таможенной стоимости.
По результатам проведенногоконтроля уполномоченные должностные лица таможенных органов принимают решение:
— о принятии заявленнойдекларантом таможенной стоимости;
— о запросе у декларантадополнительных документов и сведений, необходимых для подтверждения заявленнойтаможенной стоимости, и (или) о получении пояснений по условиям продажитоваров, которые могли повлиять на цену сделки, и пояснений о влияющих на ценуфизических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров;
— о необходимости корректировкитаможенной стоимости путем изменения величины таможенной стоимости в рамкахвыбранного декларантом метода определения таможенной стоимости или путемприменения другого метода определения таможенной стоимости.
Принятое решение отражается напервом листе декларации таможенной стоимости в поле «Для отметоктаможни», а в тех случаях, когда она не заполняется, — в графе«С» основного листа ГТД, в виде одной из следующих записей суказанием цифрового кода по классификатору решений таможенного органа потаможенной стоимости товаров:
— «ТС принята»,
— «ТС уточняется»,
— «ТС подлежиткорректировке».
В случае если уточнениетаможенной стоимости требуется не по всем товарам, декларируемым в соответствиис рассматриваемой ГТД, то из граф 32 основного и добавочных листов ГТД,заполненной согласно Инструкции о порядке заполнения грузовой таможеннойдекларации[9],указываются номера товаров, по которым необходимо такое уточнение.
Таможенная стоимость принимается,если уполномоченными должностными лицами таможенных органов не выявленопризнаков, указывающих на то, что декларантом неправильно избран методопределения таможенной стоимости и неправильно определена заявленная таможеннаястоимость.
После принятия таможенной стоимости таможенные органы могут продолжить контрольтаможенной стоимости после выпуска товаров в соответствии с установленнымпорядком.
Уточнение заявленной декларантомтаможенной стоимости требуется, если согласно результатам контроляпредставленные декларантом документы и сведения не являются достаточными дляпринятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров илиобнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные сведения о таможеннойстоимости могут являться недостоверными.
В зависимости от условийконкретной сделки уполномоченные должностные лица таможенных органов проводятвсе или некоторые из ниже перечисленных мероприятий:
— запрашивают у декларантадополнительные документы и сведения (приложение 1 к приказу ГТК от 05.12.2003 №1399) с установлением срока для их представления, который должен бытьдостаточен для этого, но не более 45 дней после принятия таможенной декларации;
— запрашивают у декларанта поприведенной в приложении 2 к приказу ГТК от 05.12.2003 № 1399 форме поясненияпо условиям продажи товаров, которые могли повлиять на цену сделки, сустановлением срока для их представления, который должен быть достаточен дляэтого, но не более 45 дней после принятия таможенной декларации;
— запрашивают у декларантапояснения о влияющих на цену физических характеристиках, качестве и репутациина рынке ввозимых товаров с установлением срока для их представления, которыйдолжен быть достаточен для этого, но не более 45 дней после принятия таможеннойдекларации;
— в целях выпуска товаровнаправляют декларанту оформленное по установленной форме требование[10]с приложением расчета суммы обеспечения уплаты таможенных платежей, которыемогут быть дополнительно начислены по результатам проверки правильностиопределения таможенной стоимости (форма расчета приведена в приложении 3 кприказу ГТК от 05.12.2003 № 1399).
После получения и анализадополнительных документов и сведений или получения письменного обоснования причин,по которым такие документы не могут быть представлены, уполномоченныедолжностные лица таможенных органов в течение трех рабочих дней со дня ихполучения принимают решение:
— о принятии заявленнойдекларантом таможенной стоимости;
— о необходимости корректировкитаможенной стоимости путем изменения величины таможенной стоимости в рамкахвыбранного декларантом метода определения таможенной стоимости или путемприменения другого метода определения таможенной стоимости.
Если в установленные срокидекларантом не представлены запрошенные таможенным органом дополнительныедокументы и сведения и в письменной форме не дано объяснение причин, по которымтакие документы и сведения не могут быть представлены, то в течение трехрабочих дней, начиная со дня, следующего за днем окончания срока, должностныелица принимают решение о таможенной стоимости исходя из имеющихся в ихраспоряжении документов и сведений.
По результатам контролятаможенной стоимости уполномоченные должностные лица таможенных органов могутпринять решение о необходимости корректировки таможенной стоимости путемизменения величины таможенной стоимости в рамках выбранного декларантом методаопределения таможенной стоимости или путем применения другого методаопределения таможенной стоимости.
При самостоятельном определениитаможенной стоимости уполномоченные должностные лица таможенных органов вобязательном порядке заполняют декларацию таможенной стоимости и уведомляютдекларанта о принятом решении в письменной форме не позднее дня, следующего за днемпринятия такого решения с направлением ему декларации таможенной стоимости.Если требуется доплата таможенных пошлин, налогов, одновременно с принятиемрешения по таможенной стоимости в соответствии с установленным порядкомвыставляется требование об уплате таможенных платежей.
Решение таможенного органа потаможенной стоимости может быть обжаловано в соответствии с установленнымпорядком.
Если в сроки выпуска товаровпроцедура определения таможенной стоимости не завершена, выпуск товаровпроизводится при условии обеспечения уплаты таможенных платежей, за исключениемслучаев, предусмотренных п. 2 статьи 337 Таможенного кодекса РоссийскойФедерации.
Размер обеспечения определяетсятаможенным органом:
— на основе информации о товарахтого же класса или вида, включая однородные [11] тем,декларирование которых проводится, если у таможенного органа возникли сомненияв обоснованности заявленной декларантом величины таможенной стоимости;
— без учетавычетов из выбранной декларантом основы для начисления таможенной стоимости,если у таможенного органа возникли сомнения в обоснованности заявленныхвычетов;
— исходя из приведенных вышестоящими таможенными органами сведений в случае ввозатоваров, в отношении которых в рамках системы управления рисками полученысведения о признаках, указывающих на то, что заявленная декларантом таможеннаястоимость является недостоверной либо должным образом не подтверждена.
Нарушениевышеуказанного порядка контроля таможенной стоимости, как со стороны таможни,так и со стороны декларанта, ведет — в первом случае к последующемуаннулированию судом или вышестоящим таможенным органом принятого решения по таможеннойстоимости, а во втором случает к отказу декларанту в принятии заявленнойстоимости по методу 1 и последующему определению ее величины другим методом.

5. Совершенствование таможенной стоимости ввозимыхтоваров с применением стоимости сделки однородными товарами
Новая редакция ст. 21 „ Метод постоимости сделки с однородными товарами“ Закона «О таможенном тарифе»практически не отличается, за исключением более четкого формулированияотдельных норм, от предыдущей. [12]
Добавлена только норма,предусматривающая при определении таможенной стоимости оцениваемых товаров пометоду по стоимости сделки с однородными товарами возможность корректировкитаможенной стоимости однородных товаров для учета значительной разницы врасходах по перевозке, погрузке, выгрузке или перегрузке товаров и попроведению иных операций, связанных с их перевозкой до места прибытия товаровна таможенную территорию, а также в расходах на страхование, обусловленныхразличиями в расстояниях перевозки товаров и использованных при этом видах транспорта.В остальном правовое регулирование применения данного метода изменений непретерпело.
Методология таможенной оценки наоснове третьего метода – по стоимости сделки с однородными товарами –аналогична методологии таможенной оценки на основе второго метода – по стоимостисделки с идентичными товарами. Схематично она может быть представлена следующимобразом:
I. Подбор однородных товаров,соответствующих критериям, заложенным в Законе РФ «О таможенном тарифе» ( п. 1ст. 21);
II. Проверка соблюдения условийприменения метода, установленных в ст. 21 Закона (однородные товары проданы наэкспорт в РФ, ввезены в РФ в тот же или соответствующий ему период времени,проданы на том же коммерческом уровне (оптовом, розничном, ином) и по существув том же количестве, что и оцениваемые).
III. Корректировка стоимостисделки с однородными товарами с целью учета значительной разницы в расходах,обусловленных различиями в расстояниях перевозки товаров и использованных приэтом видах транспорта (- по перевозке (транспортировке) товаров до аэропорта,морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию РФ; — по погрузке, выгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанныхс их перевозкой (транспортировкой) до аэропорта, морского порта или иного местаприбытия товаров на таможенную территорию РФ; — на страхование в связи смеждународной перевозкой товаров). [13]
IV. Если выявлено более однойстоимости сделки с однородными товарами (с учетом проведенных корректировок),для определения таможенной стоимости оцениваемых товаров применяется самаянизкая из них.
Для таможенных органов вопросналичия адекватной ценовой информации в течение длительного времени являетсясерьёзной проблемой. И это послужило поводом для применения таможеннымиорганами в практике контроля таможенной стоимости, так называемых, «приказных»цен или «контрольного уровня стоимости товаров», которые в настоящее времяявляются профилями риска.[14]
Так, например, контрольныйуровень цен на струйные принтеры – 82 $/шт., сканеры – 57 $/шт., в действительностиже нижний уровень цен, как на струйные принтеры, так и на сканеры начинается с27-30 $/шт. С другой стороны, контрольный уровень цен на компьютерные мыши –5,5 $/кг, тогда как их нижний уровень цен начинается с 4 $/шт., а в одномкилограмме может быть от 2-3 до 7-10 «мышей».
Для более объективного контролязаявляемой импортерами таможенной стоимости Федеральная ТаможеннаяСлужба формирует Единую базу данных справочных цен на основные товары иуслуги (ЕБДСЦ).
При этом планируется использоватьразличные источники ценовой информации (Рис.1).
/>
 
 
 
 
 
 
 
Рис. 2.Создание Единой базы данных справочных цен на основные товары иуслуги.
В течение 2006 года ФТСразвернула активную работу по сбору прайс-листов производителей товаров,поставляемых на российский рынок, и в настоящее время у таможенных органов ужеимеется ценовая информация от 170 производителей. В основном это производителитоваров массового потребления 84 и 85 групп ТН ВЭД. Наличие ценовой информациина ассортиментном уровне позволяет таможенным органам более объективно контролироватьтаможенную стоимость товаров (Рис.2).

/>
Рис 3. Алгоритм использованияЕдиной базы данных справочных цен на основные товары и услуги дляконтроля таможенной стоимости.
Заключение
Цель курсового исследованиядостигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённогоисследования по теме «Определение таможенной стоимости ввозимых товаров постоимости сделки с однородными товарами» можно сделать ряд выводов:
Определение таможенной стоимоститоваров — очень важный вопрос для многих участников ВЭД, особенно дляимпортеров. Ведь именно от нее зависят размер таможенных пошлин и налогов,которые подлежат уплате в бюджет России, цены на импортные и экспортные товары.
Важнейшим законодательнымактом по вопросам таможенно – тарифного регулирования является Закон РФ «Отаможенном тарифе», принятый в 1993 году. Закон содержит основополагающиепринципы и понятия государственного метода таможенно – тарифного регулированиявнешнеэкономической деятельности. В законе четко определены понятия: таможеннаяи особые виды пошлин, таможенная стоимость и методы ее определения, принципыопределения страны происхождения товара и тарифные льготы.
В целях совершенствованиятаможенного регулирования, усиления администрирования вопросов определениятаможенной стоимости Федеральным законом от 8 ноября 2005 г. N 144-ФЗ «Овнесении изменений в Закон Российской Федерации „О таможенномтарифе“» в его текст были внесены существенные коррективы. Изменения,вступившие в силу 1 июля 2006г., касаются описания методов определениятаможенной стоимости товаров, а также трактовки основных используемых понятий.
В основе определения таможеннойстоимости ввозимых товаров по-прежнему лежит общепринятая международнаяпрактика и сложившиеся на ее основе методы определения таможенной стоимости.Изменения коснулись, в основном, ключевого термина в названии каждого из шестиметодов. А именно вместо «метода по цене сделки…» введен термин «по стоимостисделки…».
Важным также являетсяурегулирование и обеспечение достоверности ценовых показателей, так кактаможенная стоимость лежит в основе расчета основных таможенных платежей.Практика подтверждает, что организационные условия реализации требованийзаконов не обеспечивают достоверность ценовых показателей. Существует огромныйразрыв между мировыми и контрактными ценами, между ценами в торговле состранами СНГ и дальнего зарубежья.
В новой редакции законаконкретизировано понятие однородных товаров, что позволяет исключитьдвойственность толкования этого понятия.
Ввозимый товароценивается по стоимости сделки однородного по отношению к нему товара.Однородными признаются товары, не являющиеся идентичными, но имеющие схожиехарактеристики, состоящие из схожих компонентов, что позволяет им выполнять теже функции, что и оцениваемые товары, и быть коммерчески взаимозаменяемыми.
При определенииоднородности товара учитываются такие характеристики, как качество, репутацияна рынке, наличие товарного знака. Если товары имеют различные торговые марки,но одинаковы по качеству, соответствуют одним и тем же стандартам, пользуютсяодинаковой репутацией и выполняют одинаковые функции, их следует признатьоднородными.
В то же время товары небудут считаться однородными, если они не были произведены в той же стране, чтои оцениваемые товары, либо их проектирование, дизайн и иные аналогичные работывыполнены в России. Товары, изготовленные лицом, не являющимся производителемоцениваемых товаров, рассматриваются в качестве однородных лишь в случае невыявлениятоваров того же производителя на территории РФ. Однородные товары должны бытьпроданы на экспорт и вывезены в Россию в тот же или соответствующий ему периодвремени, что и оцениваемые товары.
Таможенная стоимость ихкорректируется на определенные расходы. При наличии более одной стоимостисделки с однородными товарами (с учетом корректировок) применяется самая низкаяиз цен.
Списокиспользованных источников
1.        Налоговый кодекс РФ. Часть первая. Федеральный закон Российской Федерации31 июля 1998 года № 146-ФЗ (в ред. Федерального закона от04.11.2005 № 137-ФЗ).
2.        Таможенный Кодекс РФ. Федеральный закон Российской Федерации от 28 мая 2003 года № 61-ФЗ(в ред. Федерального закона от 18.07.2005 № 90-ФЗ).
3.        Федеральный закон «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г. № 5003-1 (вред. Федерального закона от 10 ноября 2006 года № 191-ФЗ).
4.        Федеральный закон от 8 ноября 2005 года № 144-ФЗ «О внесении изменений вЗакон Российской Федерации «О таможенном тарифе».
5.        Указ Президента Российской Федерации от 11 мая 2006 года № 473«Вопросы Федеральной таможенной службы».
6.        Постановление Правительства РФ от 5 ноября 1992 года № 856 « О порядкеопределения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию РФ».
7.        Постановление Правительства РФ от 28.09.2005 № 585 «О Порядкеосуществления контроля за исполнением таможенными органами нормативных правовыхактов по вопросам исчисления и взимания таможенных платежей, определениятаможенной стоимости товаров».
8.        Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 года №459 «Об утверждении Положения о Федеральной таможенной службе».
9.        Приказ ГТК РФ от 05.12.03 № 1399 «Об утверждении Положения о контролетаможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РоссийскойФедерации».
10.     Приказ ГТК РФ от 02.10.2003 № 1096«Об утверждении форм документов».
11.     Приказ ГТК РФ от21.10.1999 № 714«О порядке предоставления дополнительных сведений о стоимостиотдельных товаров для подтверждения их таможенной стоимости», утвержденный
12.     Приказ ФТС России от 11.08.2006 № 762 «Об утверждении Инструкции опорядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации»
13.     Приказ ФТС РФ от 01.09.2006 № 829 «Об утверждении формы бланков декларациитаможенной стоимости (ДТС-1 и ДТС-2) и Инструкции о порядке заполнениядекларации таможенной стоимости»
14.     Приказ ФТС РФ от 22.11.2006 № 1206 «Об утверждении Инструкции попроведению проверки правильности определения таможенной стоимости товаров,ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации».
15.     Приказ ФТС РФ от 20.09.2007 № 1166 «Об утверждении Инструкции о порядкезаполнения форм корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей».
16.     Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от26 июля 2005 г. № 29 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров,связанных с определением таможенной стоимости товаров».
17.     Козырин А.Н. Комментарий к Закону РФ «О таможенном тарифе». — М.: Статут, 2001.
18.     Комментарий к Таможенному Кодексу Российской Федерации. / Под редакциейдоктора юридических наук, профессора А.Н. Козырина. – М.: Издательство«Проспект», 2006. — 788с.
19.     Краснолуцкая Н.Т Таможенная стоимость товара// Таможенный альманах. — 2004. — № 5.
20.     Кулешов В.В., Шавшин В.П., Сизова К.А. Федеральный закон от 08.11.2005 №144-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „О таможенномтарифе“. Комментарий // Налоговый вестник. – 2006. — № 4-5.
21.     Тимошенко И. В. Таможенное право России. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. –512с.
22.     Травинский П. С. Таможеннаястоимость товаров: теория и правоприменительная практика. – М. Московскаябизнес-школа, 2007.
Приложение 1
/>
Рис.4. Алгоритм последовательности действий таможенного органа при использованииметода 3 определения таможенной стоимости
Приложение 2
Форма ДТС-2 для метода таможенной оценки по стоимостисделки однородными товарами
Графа»Товар N".
Заполняетсяприменительно к порядку заполнения соответствующих граф ДТС-1.
Графа«Код ТН ВЭД».
Заполняетсяприменительно к порядку заполнения соответствующих граф ДТС-1.
Графа11.
Указываетсяв рублях стоимость сделки с идентичными или однородными товарами, проданными наэкспорт в Российскую Федерацию и вывезенными в Российскую Федерацию в тот жеили соответствующий ему период времени, что и оцениваемые товары. Стоимостьюсделки с идентичными или однородными товарами является таможенная стоимостьэтих товаров, принятая таможенным органом в соответствии со статьей 19 ЗаконаРоссийской Федерации «О таможенном тарифе», то есть цена, фактическиуплаченная или подлежащая уплате за идентичные или однородные товары при ихпродаже в Российскую Федерацию и дополненная в соответствии со статьей 19.1Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе».
РазделБ «Корректировки стоимости сделки (+/-)».
Внастоящем разделе приводятся в рублях корректировки указанной в графе 11стоимости сделки с идентичными или однородными товарами.
Корректировкимогут быть как со знаком (+), если они увеличивают стоимость сделки сидентичными или однородными товарами, так и со знаком (-), если они уменьшаютстоимость сделки с идентичными или однородными товарами.
Корректировкастоимости сделки с идентичными или однородными товарами на количество и (или)коммерческий уровень проводится на основе сведений, подтверждающих обоснованностьи точность таких корректировок.
Приотсутствии таких сведений метод по стоимости сделки с идентичными (однородными)товарами для целей определения таможенной стоимости не используется.
Фактсуществования различия в количестве и (или) коммерческом уровне сам по себе недолжен являться основанием для проведения корректировки стоимости сделки с идентичнымиили однородными товарами.
Корректировкина количество и (или) коммерческий уровень не проводятся в случае, еслиразличия в коммерческом уровне (оптовом, розничном и ином) и (или) в количествене повлияли на разницу (расхождение) в цене.
Графа12а.
Указываетсявеличина, на которую должна быть уменьшена приведенная в графе 11 стоимостьсделки с идентичными или однородными товарами за количество меньшее, чемколичество оцениваемых товаров. Указанная величина рассчитывается таким образом,как если бы идентичные или однородные товары были проданы в том же количестве,что и оцениваемые товары.
Графане заполняется, если в графе 11 указана стоимость сделки с идентичными илиоднородными товарами, проданными по существу в том же количестве, что и оцениваемыетовары.
Графа12б.
Указываетсявеличина, на которую должна быть уменьшена приведенная в графе 11 стоимостьсделки с идентичными или однородными товарами, проданными на ином, чемоцениваемые товары коммерческом уровне. Указанная величина рассчитывается такимобразом, как если бы идентичные или однородные товары были проданы на том жекоммерческом уровне, что и оцениваемые товары.
Графане заполняется, если в графе 11 указана стоимость сделки с идентичными илиоднородными товарами, проданными на том же коммерческом уровне (оптовом, розничноми ином), что и оцениваемые товары.
Графа12в.
Указываются:
— место (географический пункт) прибытия идентичных или однородных товаров натаможенную территорию Российской Федерации;
— расходы по перевозке (транспортировке) идентичных или однородных товаров.
Графа12г.
Указываются:
— место (географический пункт) прибытия идентичных или однородных товаров натаможенную территорию Российской Федерации;
— расходы по погрузке, выгрузке/перегрузке и иным операциям, связанным с перевозкойидентичных или однородных товаров.
Графа12д.
Указываютсярасходы на страхование в связи с международной перевозкой идентичных или однородныхтоваров.
Графыс 12в по 12д заполняются, если:
— оцениваемые товары перевозятся по другому маршруту или другим видом транспорта;
— и (или) соответствующие расходы в отношении оцениваемых товаров существенноотличаются от таких расходов, включенных в стоимость сделки с идентичными илиоднородными товарами, указанной в графе 11.
Графа13.
Указываетсяв рублях сумма величин, приведенных в графах с 12а по 12д.
Графа14а.
Указываетсявеличина, на которую должна быть увеличена приведенная в графе 11 стоимостьсделки с идентичными или однородными товарами за количество большее, чемколичество оцениваемых товаров. Указанная величина рассчитывается такимобразом, как если бы идентичные или однородные товары были проданы в том жеколичестве, что и оцениваемые товары.
Графане заполняется, если в графе 11 указана стоимость сделки с идентичными илиоднородными товарами, проданными по существу в том же количестве, что и оцениваемыетовары.
Графа14б.
Указываетсявеличина, на которую должна быть увеличена приведенная в графе 11 стоимостьсделки с идентичными или однородными товарами, проданными на ином, чемоцениваемые товары, коммерческом уровне. Указанная величина рассчитываетсятаким образом, как если бы идентичные или однородные товары были проданы на томже коммерческом уровне, что и оцениваемые товары.
Графане заполняется, если в графе 11 указана стоимость сделки с идентичными(однородными) товарами, проданными на том же коммерческом уровне (оптовом,розничном и ином), что и оцениваемые товары.
Графа14в.
Указываются:
— место (географический пункт) прибытия оцениваемых товаров на таможеннуютерриторию Российской Федерации;
— расходы по перевозке (транспортировке) оцениваемых товаров.
Графа14г.
Указываются:
— место (географический пункт) прибытия оцениваемых товаров на таможеннуютерриторию Российской Федерации;
— расходы по погрузке, выгрузке/перегрузке и иным операциям, связанным сперевозкой оцениваемых товаров.
Графа14д.
Указываетсявеличина, отражающая превышение расходов на страхование в связи с международнойперевозкой оцениваемых товаров над расходами на страхование в связи смеждународной перевозкой идентичных или однородных товаров.
Графыс 14в по 14д заполняются, если:
— оцениваемые товары перевозятся по другому маршруту или другим видом транспорта;
— и (или) соответствующие расходы в отношении оцениваемых товаров существенноотличаются от таких расходов, включенных в стоимость сделки с идентичными илиоднородными товарами, указанной в графе 11.
Графа15.
Указываетсяв рублях сумма величин, приведенных в графах с 14а по 14д.
Графа16.
Указываетсяв рублях стоимость сделки с идентичными или однородными товарами, уменьшеннаяна сумму, указанную в графе 13, и увеличенная на сумму, указанную в графе 15.
Графане заполняется, если в графе 11 указана стоимость сделки с идентичными илиоднородными товарами, проданными на том же коммерческом уровне (оптовом, розничноми ином) и по существу в том же количестве, что и оцениваемые товары, а такжеотсутствует необходимость корректировки такой стоимости на различия врасстояниях перевозки товаров и использованных при этом видах транспорта.
Графы17.
Указываетсяколичество товаров в соответствующих сопоставимых единицах измерения(килограммы, штуки и т.д.) с указанием таких единиц измерения непосредственнопосле приведенной величины.
Графа17а.
Указываетсяколичество идентичных (однородных) товаров, на основе стоимости сделки с которымиопределяется таможенная стоимость оцениваемых товаров.
Графа17б.
Указываетсяколичество оцениваемых товаров.
Графа18а.
Указываетсяв рублях таможенная стоимость оцениваемых товаров, рассчитанная путем умножениявеличины, приведенной в графе 17б, на отношение величины, указанной в графе 16,а в случаях, когда она не заполняется, — в графе 11а, к величине, приведенной вграфе 17а.
Графа18б.
Указываетсяприведенная в графе 18а таможенная стоимость, пересчитанная в доллары США посоответствующему курсу (пункт 14 Инструкции).
Графа«Дополнительные данные».
Принеобходимости указываются любые дополнительные данные (расчеты), относящиеся кприводимым в ДТС сведениям.
Графа«Подпись, печать».
Листподписывается декларантом или таможенным брокером (представителем), еслидекларирование производится таможенным брокером (представителем), и заверяетсяв порядке, установленном пунктом 17 Инструкции.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.