Реферат по предмету "Социология"


Социальная работа с детьми - инвалидами

--PAGE_BREAK--
 1.2 Особенности социальной работы с детьми инвалидами.


Конституция, как основной   закон   государства, важнейшие   законы, нормативно-правовые   акты   образуют   то   правовое   пространство, в котором   функционирует   социальный   механизм   защиты   и   поддержки   всех   слоев   населения. Эффективность деятельности   этого   механизма   непосредственно связана с   профессиональной   деятельностью   специалистов: социальных   и   медицинских   работников,  педагогов, дефектологов, психологов   и   т.д. Поэтому   необходима  юридическая   компетентность   всех   профессионалов, особенно   в   области   работы   с   наиболее   незащищенными   слоями   населения, к   которым   относятся    и    дети – инвалиды .

В   основу   законодательства   Республики   Беларусь   в   сфере  работы    с  детьми    с    ограниченными    возможностями     положены   международные   документы   ООН, гарантирующие   всем   категориям  населения    равные    права. Однако, для   детей-инвалидов, как   и   для    некоторых   других   малозащищенных   слоев   населения  , предусматривается   ряд   специфических   прав   и   льгот, учитывающих   их   особые    нужды   и    положение .

В   числе   основных   международных   документов, защищающих    и   гарантирующих   права   этой   категории    детей, можно   назвать   следующие: “Всеобщая    Декларация     прав    человека”, “Декларация    о   правах   инвалидов”, “Декларация   о   правах   умственно   отсталых   лиц”, “Конвенция   о   правах   ребенка”,“Стандартные   правила   обеспечения   равных    возможностей    для    инвалидов” .    

Для   детей–инвалидов, согласно   “Конвенции   о   правах   ребенка”, предусматривается   приоритетное   удовлетворение   особых   потребностей   такого   ребенка   в   области   образования, профессиональной   подготовки, медицинского   обслуживания, восстановления   здоровья, подготовки   к   трудовой   деятельности, а   так   же   обеспечивается     соответствующая   помощь   такому   ребенку   и   его   семье (статья  23).

На   удовлетворение   тех   же   нужд   направлен   закон   “О   правах   ребенка” (1993 г.).Он   определяет   правовой   статус   этой   категории   детей, как   самостоятельных   субъектов, и   направлен   на   обеспечение   его   физического   и   нравственного   здоровья, формирование   национального   самосознания   на   основе   общечеловеческих   ценностей   мировой   цивилизации. Особое   внимание   и   социальная   защита   гарантируются   детям–инвалидам, с   особенностями   психофизического   развития   и   оказавшимся   в   других   неблагоприятных  ситуациях .

Как   и   все   другие   дети, ребенок   со   специфическими   потребностями   имеет   право   жить   и   воспитываться   в   семье, которое   закрепляется   “Кодексом   о   браке   и    семье”.Родители, соответственно, должны   принять   на   себя   обязанности   по   содержанию   своего   ребенка   до   16   лет   и   далее, если   ребенок   в   этом   нуждается. Однако, особое   внимание   уделяется   и   людям, воспиты-вающим   ребенка–инвалида(его   родителям, опекунам). Государством   выплачивается   пособие   по   уходу   за   такими   детьми, независящие   от   дохода   семьи. Время   ухода   за   ребенком   со   специфическими    нуждами   зачисляется   одному   из   родителей (который   осуществляет   уход) в   стаж   работы   для   получения   трудовой   пенсии. Матери, воспитывающие  ребенка-инвалида   в   возрасте   до   16   лет, ежемесячно   получают   оплачиваемый   свободный   день(Постановление   Совета   Министров   РБ  №533   от  27.05.1997г.). Кроме   того, родители   инвалидов   с   детства   имеют   право   на   более   ранний   срок   ухода   на   пенсию  ( Закон   РБ   “О    пенсионном    обеспечении” ) .

Дети   со   специфическими   потребностями   имеют   право   на   получение   пенсии, которая   зависит   от   его  (ребенка)  степени    нарушения   здоровья. Так, дети-инвалиды   первой   степени   нарушения   здоровья   имеют   право   на   пенсию   в   размере   150%   от   минимального   размера   пенсии   по   возрасту, второй   степени -  175%, третьей    степени  -  200%  ,  четвертой   степени  -  250%   [ 19 ]  .

Предусматривается    для    таких    детей    и   бесплатное   получение   медикаментов, а   так   же   предоставление   физкультурно-оздоровительных   услуг    с   их    частичной   оплатой    или    бесплатно [ 23 ] .

 Важным    документом   в   сфере   организации    помощи    детям    с  ограниченными   способностями    являются   “Основные    направления    в   государственной     семейной     политике”  ( 1998 г. ) .  Одной    из   ее   целей   является   создание   условий   для   воспитания   в   семье    детей-инвалидов   с   последующей   интеграцией   их   в   общество. Для реализации    этой    цели    предлагаются следующие    меры:

— предоставление    нуждающимся   семьям    с   детьми    дополнительной    финансовой     и    натуральной     помощи, услуг ;

— развитие    сети    дошкольных   учреждений   различных   форм   собственности   с   гибким   режимом   работы, различного   типа   и   назначения  ( в   том   числе    и    для    детей   с   особенностями    развития );

— предоставление   возможностей   для   обучения   и   воспитания   детей   с   особенностями   психофизического   развития   в   учебно –воспитательных    учреждениях    общего     типа;

— развитие   сети    специализированных    учреждений, предназначенных   для     содержания     детей-инвалидов; 

— формирование   системного   подхода   к   решению   проблем   этой   категории   детей   и   созданию   условий   для   их   реабилитации   и   интеграции    в    общество;      

— совершенствование   системы   социальной   защиты   семей, воспитывающих   детей –инвалидов .
        Глава  2. Опыт социальной  работы с детьми инвалидами.

2.1 Отечественный опыт социальной работы с детьми инвалидами.

 Вопрос    об    оказании    помощи    и    обучении    детей –инвалидов    был    поставлен     довольно    давно. На    территории    нашего    государства    призрение    таких    детей    первоначально    осуществлялось    при    монастырях,  школах,  в    приютах, воспитательных     домах, богадельнях .

          Изучением    исторического    опыта    работы    с    детьми-инвалидами    занималась    Бобла  И.М.  .В    своей    работе    она     указывает    на    то, что    первые    упоминания     о     благотворительности    в    отношении    ребенка-инвалида     относятся    к   9 — 13  векам. Однако ,  она    касалась    в    основном    только    некоторых    отдельных    детей    из    числа    сирот    и    подкидышей  .  Большинство    слепых  ,  глухонемых,  слабоумных    и    искалеченных    детей    воспитывалось    в   семье  , ее   силами    или    бродило    по    свету, существуя    на     подаяния .

          Хотелось     бы     отметить  ,  что    до    второй    половины    20  века  системы    оказания    помощи    этой    категории    детей    не    было ,  да    и    позже    она    не    сложилась. Однако, общественные    организации    и    частные    лица    стали    больше    внимания    и    материальных    средств    отдавать    решению    этого    вопроса. Стали    открываться     спецприюты  ,  школы, больницы, училища    для    различных    категорий    детей-инвалидов  (кроме    душевнобольных    и    слабоумных, которые, преимущественно, содержались    в    домах    для    умалишенных, а    так   же    в    заведениях    больничного    типа ) .

           По   мнению    Григорьева    А.Д., большую    роль    в    оказании    помощи    слепым    и    слабослышащим    детям    играло    Мариинское    попечительство    о    слепых, функционировавшее    с    1881    года    в    России    и    на    территории    Беларуси. Одним    из    первых   его    шагов    стала    перепись    слепых    в    стране. В    результате    деятельности     этого     общества     появилось     несколько    школ ,  приютов    и    училищ    для  слепых    детей, было    издано    несколько     книг    с    использованием    системы    Брайля.  При     обучении    важное    место    отводилось    профессиональному    образованию.

           В    нашей    стране    существовало    так    же    несколько    специальных    заведений     для    детей    с    нарушениями    слуха. Первая    школа    для    них    была    организована    в    Вильно    в    1823    году     Маклаховцом  К… Надо    заметить  , что    опыт    обучения     этой    категории    детей    к    тому    времени     уже    был    накоплен    за    рубежом,  функционировали    Варшавский  ,  Берлинский  ,  Лейпцигский      и    Парижский    институты    глухонемых    и    т.д… Интересен    опыт    работы    частного    Минского    училища    для    глухонемых    и    заикающихся    еврейских    детей    ( 1888 г), т.к .     там     впервые     было     применено     обучение     на    двух    языках  ( русский    и    еврейский )  .  Большой    вклад    в    оказание    помощи    глухонемым    внесла    деятельность    Попечительства    о    глухонемых    ( 1898  г.), в    ходе    которой    было    открыто    несколько    учебных    заведений ,  выдавались    пособия    семьям, воспитывающим    глухонемых    детей, организовывались    приюты    для    таких    семей, а    так    же    были  созданы    курсы    для    обучения    специалистов    по    работе    с    этими    детьми. В    России    Институтом    развития     личности    РАО ( Москва )    при   участии     кандидата    педагогических    наук     Репринцевой  Г.И.    была   разработана  “Иглотерапия”.Она   рекомендована    для    использования    психологами  ,  социальными    работниками     и    педагогами     в    работе    с    детьми    с    ограниченными    возможностями    (3-9   лет ). Иглотерапия    применяется     для    предупреждения    и    коррекции     невротических    реакций, утомляемости    и    отклонений     в    поведении    и    общении    этой    категории    детей. Она   может    быть    групповой    и    индивидуальной  , может    носить    личностный     характер  (игры   с  предметами)    или личностный    характер  (игры     с    людьми) .  В    игру  включаются     средства     “Арттерапии”. Параллельно    с    работой    с    детьми    проводятся    семинары  , консультации    с    родителями .  Таким    образом ,  в    рамках   Федеральной      программы    “ Дети    России ”    на    основе    русских    народных    сказок  ( “Репка” ,”Гуси-лебеди”   и    другие)    были    разработаны    и    апробированы    в    реабилитационном      центре    “Сломанный     цветок”    иглотерапевтические  аттракционы   для   детей  дошкольного и младшего школьного  возраста.  “ Особенностью  разработанных   аттракционов    является     активное использования  игровых  способов общения ребенка с    иглотерапевтом, сверстниками и родителями. Уникальность методов    заключается     в    том, что    с    первых    шагов    общения    с    ними    и    в    течение  последующих  встреч  ребенок    погружается    в    самый     понятный     ему    мир    сказок, игрушек, наполненный загадками, сюрпризами, элементами     новизны” В    России    была    разработана    комплексная    инновационная    модель    “Центр    независимой    жизни     для    детей    с    ограниченными    возможностями”. Это    система   социальных    служб, которые    в    условиях дискриминирующего законодательства, недоступной государственной    архитектурной    среды    и    консервативного   в    отношении    инвалидов    общественного    сознания, создает    режим    равных    возможностей    для    детей    с    особыми    проблемами .  Основная    задача    модели  — обучение    детей    и    родителей     умениям    и    навыкам    независимой    жизни. В   работе    используются     следующие     формы     оказания    помощи: беседы, семинары, творческие    кружки  , исследования, проведение    различных   мероприятий, создание    служб ( например   “От   родителя    к   родителю”), обучение    родителей, представительство    интересов, оказание    помощи    на     дому    и    т.п. [ 24 ] .

Участие  социального    работника    в     реабилитации     инвалидов    носит    многоаспектный    характер, который     предполагает     не    только    разностороннее образование, но   и    наличие     соответствующих   личностных   качеств, позволяющих   инвалидам    относиться    к    ним    с  доверием .

Учитывая, что    деятельность    социальных    служб    основывается   на    законодательстве, регулируется    им, мы    считаем    необходимым  обратиться    к    этому    вопросу .                            

                                                   продолжение
--PAGE_BREAK--
2.3 социальная работа с детьми инвалидами зарубежом.

В    развитых    странах    за    рубежом    уже    сложились    определенные    стандарты  , формы    и    методы    работы    с    детьми-инвалидами.Естественно, в    каждой    стране    существуют    свои    особенности    оказания    помощи    этой    категории    населения, обусловленные    национальным    своеобразием, социально — экономическими     условиями   ,  психолога — педагогическими   традициями, ориентацией    на    определенные    научные    подходы. Однако, можно    выделить    и    некоторые    общие    тенденции, которые    необходимо    учитывать    при    создании    системы    оказания    помощи    таким    детям .


Во-первых ,  это    максимально    возможная    интеграция    ребенка    с  ограниченными    способностями    в    общественную    жизнь ( в    том    числе    и    интегрированное    обучение ) .

Во-вторых , преимущество    воспитания    этих    детей     в    семье .

В-третьих , направленность    на    раннюю    диагностику    нарушений    и    их    лечение .

В-четвертых , индивидуальный    подход    к    реабилитации    и    абилитациии     ребенка     в     каждом     конкретном      случае .

           В    настоящее   время    создается, разрабатывается    ряд    программ, учитывающих    данные    тенденции .  Одна из таких    программ, предложенная    ООН ,  -  это    Реабилитация, базирующаяся    на    непосредственном    окружении  ( РНБО ). Она определяется, как    “стратегия  развития    общества, проводимая    с    целью    реабилитации, уравнивания   возможностей    и   социальной   интеграции    всех     инвалидов. Ее  цели  :  изменить    положение     дел     в    этой     области,  проводить    обучение, с    вовлечением    правительства    и    общественности  ; разработать    систему  , способную     оказать     помощь    всем    нуждающимся    инвалидам” [  18, 113]. Суть   РНБО    заключается     в   том, семья    и    непосредственное окружение, освоив некоторые основные    реабилитационные   навыки, а  так  же  сам  инвалид  способны     самостоятельно     осуществлять    реабилитацию  .  Безусловно  ,  им     оказывается     помощь    и    поддержка    соответствующих    учреждений    систем    здравоохранения, образования, занятости    и    социальной    защиты .

           В    США    действует    программа    “Инклюжен”.  Ее    основы   были    заложены    “Реабилитационным    Актом”  ( закон   № 93-112, 1973г. ) и    законом     об    обучении    детей-инвалидов ( 1974-1975 гг. ), в    которые    было    внесено    несколько    поправок    и    дополнений    со    временем. В    80-е    годы    20    века    в    Америке    начался     процесс    постройки    новых зданий     и    перестройки    старых    с    учетом     потребностей    различных    категорий    инвалидов. Для    этих    целей    правительством    выделялись    дополнительные    финансовые    средства    и ,  в    то    же    время ,  налагались    жесткие    санкции    за    нарушение    принятых    стандартов  .  Для    изменения     у    граждан    отношения     к     инвалидам     проводилась    продуманная    и   разработанная    психологами    и    другими    специалистами    кампания    в    средствах    массовой    информации    и    т.п., большую   роль    в    этом    сыграли    и    религиозные    организации. Таким    образом    инвалиды    получили    доступ    ко     всем    сферам    жизнедеятельности    общества ,  при    этом    изменилось    восприятие    их    здоровыми    людьми .

По    всей     стране     стали     появляться     общественные    организации    и    клубы    для    инвалидов ,  а    так    же    различные    фонды .  Хотелось    бы     отметить  ,  что    в    США    именно    специализированные    фонды    и    организации    осуществляют    значительную     часть    услуг, положенных    человеку    со    специфическими    потребностями    по    закону, за    финансовые    средства, предоставленные     муниципалитетом .

           Что     касается     интеграции     в    обучении  , то    трудности    возникли    с    разработкой    программ  ,  подготовкой    персонала  ,  разработкой    психологических     моделей    восприятия    детей –инвалидов    здоровыми    детьми     и    наоборот. Модель    “ Инклюжен”     подразумевает  ,  что     даже    ребенок    с    синдромом    Дауна    может     обучаться    с    нормальными     детьми  . Конечно  ,  для    него    разрабатываются     отдельная    программа  , свои    облегченные    задания. Многое    в    успешности     осуществления    программы    зависит    от    учителя .

            В    поддержку    этой     модели    обучения    было    снято    несколько    фильмов    об    успешном    обучении    детей    с    ограниченными    возможностями. Однако ,  в    США    не    отказываются     и     от   специальных    школ, но    помещение    туда    ребенка    осуществляется    лишь    в    крайних    случаях [ 32 ].

            Говоря    о    социальном    обеспечении     в     Соединенных    Штатах  ,  необходимо    отметить  ,  что    инвалидам     обеспечивается    медицинское    обслуживание ,  выплата    пособий    и    компенсаций, жилищно-бытовое    устройство    и   доставка    в    учебные    заведения,  бассейн    и    т.п., которую    осуществляют    социальные    службы. Используется    и    такой вид    социального    обслуживания  , как     надомные    услуги  [ 28 ].

            Итак, можно    было    убедиться  , что    в    США     функционирует    отлаженная    система    оказания    помощи     инвалидам ,  которая    охватывает    все    сферы    жизнедеятельности    и    способствует   максимально    возможнойинтеграции    человека    с    особыми    потребностями    в    общество, а    так    же    обеспечивает    принятие     таких    людей    обществом  . Немаловажную роль   при     осуществлении    социальной    работы    играет    комплексный     поход     и     участие    целого    ряда    специалистов    из     различных    областей     знаний    в    разработке    программ .

            В     Великобритании    помощь     инвалидам  , в   том    числе     и   детям-инвалидам ,  оказывают   3   группы    организаций: частные    владельцы    домов  , обеспечивающих    уход     за     определенную    плату; общественный    сектор;  местные     власти  ,  которые    обеспечивают    большую    часть    социальных    услуг .

            Социальные   службы    оказывают    помощь    на    дому ,  в    дневных    центрах, интернатах    или    дневных    школах. В  перечисленных    учреждениях     при     работе    с    детьми     с    нарушенным    интеллектом     особое    внимание    уделяется     обучению     навыкам    общения ,  правилам     поведения    на    улице, в   общественных    местах, для    чего    организуются    специальные    прогулки  . Для    подростков    с    умственной    отсталостью    функционируют    центры    профессиональной    подготовки .

Для    детей-инвалидов    и    больных    детей     при     госпиталях организуются    специальные    отделения     трудотерапии  . Трудотерапевты    в    области     педиатрии    ставят    своей    целью    “развитие    у    детей    оптимального    уровня    независимости    в    повседневной     жизни    с    точки    зрения    физической  ,  психической     и    социальной” [ 28, 182 ] .

Социальный   работник     из     Департамента     социальных    служб    в    Великобритании    оказывает    помощь    в    виде    совета, поддержки    и    консультирования     по    личным    делам    инвалида    и    его    семьи; помогает    в    разработке    индивидуальных    программ     реабилитации  , которые    согласовываются    с    клиентом    и    его    семьей;  организуют    нормальную  ,  интересную    культурную    жизнь    инвалида    вне    дома    и   т.п. Департамент  может    предоставить    необходимое    оборудование    взаймы, выделить   дотацию,  оказывать    помощь    по    телефону    и    другим    видам    связи.

В    Великобритании  так    же    существуют    частные    реабилитационные    фирмы, которые    по    заказу    инвалида    могут     предоставить    любое    оборудование .

Что   касается    образования    детей   с  ограниченными  возможностями, то    интеграция    в    обучении    и    наличие     спецшкол     рассматриваются    как    необходимые    параллельные    условия    образования.  Они    поддерживают    порядок    и    гибкость    системы    образования    и    позволяют    таким    детям    включаться    в    нее    и    отходить    от    нее    по    мере    того, как    меняются     их    потребности .

До    поступления    в     школу    в    большинстве     регионов     Англии  , а    так    же    в    некоторых    других    странах, достаточно    эффективно    используется    система    Потедж   ( педагогическое     обслуживание    на    дому    детей    от   0   до  4-5  лет    с    задержками    в    развитии ), которая    зародилась    в    1970 году   в    США. В   основе    работы    с    такими    детьми    лежит    индивидуальная    программа, которая    составляется    для    каждого    ребенка    с     учетом    его    особенностей .

Для     работы     с    детьми    с    нарушениями    интеллекта    в   ряде    стран, преимущественно    Скандинавских, организуются    дома, в    которых    проживает    не    более    30    детей. В    них  создается    обстановка, максимально  приближенная к  семейной. Специалисты проводят   наблюдения   за    детьми, определяют    методы     лечения     и    реабилитации  , разрабатывают    индивидуальные    программы  обучения. Обучение  всех    категорий    детей-инвалидов, в    основном, осуществляется    в    общеобразовательных   школах. Школьная  и  общественная    политика    направлена    на    то ,  чтобы    создать    условия    для    установления    максимально    близких    взаимоотношений    между    учениками    всех     категорий. Таким    образом,  в настоящее   время    в    большинстве    стран    идет    переход    от     раздельного    образования    и    присмотра    за    детьми    со    специфическими    нуждами     к     их    полной     интеграции  ,  если    это    возможно  .  Этот    переход     регулируется     законодательством     стран. Мировым    опытом    образования    этой    категории    детей    выработаны    некоторые     минимальные     стандарты     для     организации     обучения    детей–инвалидов:                                                                                                       

1. Учеников  с    серьезными    нарушениями    по    возможности    необходимо    включить  с  учетом  педагогических    особенностей    в    обычные классы начальных и средних школ.

2. Если     степень    нарушения     мешает     полной     интеграции    в   обычном    классе, ученики  должны    иметь  социальный  и    образовательный    базис  в   обычном    классе  и    получать   дополнительные, лечебно-коррекционные  уроки  вне  класса  ( индивидуальные    или    в    группах ) . 

3. Дети     с    серьезными     умственными    и    физическими    недостатками    могут    обучаться    в    отдельных    классах  в   рамках   начальной    и    средней    школ    при    систематических   планируемых  контактах  со    здоровыми     сверстниками  . При  принятии  решений  относительно  системы    обслуживания    приоритет  отда-ется  возможностям   для  детей получить    образование, а    не   неудобствам    администрации .                                           

4. Индивидуальные    учебные    планы    разрабатываются    совместно    педагогами   и    родителями    с    учетом     потребностей    учеников    в    интегрированном    обучении    и    обстоятельств    окружающей    среды . 

5. При    организации    обучения    сознательно    планируется    самостоятельность          

6. Содержание    учебного    процесса    должно    быть   соотнесено  с    функциональными     навыками, которые    соответствуют     возрасту    ребенка    и    необходимы    для    деятельности     в    интегрированной    среде  ( домашний    быт  , профессиональное    обслуживание ,   транспорт   и   т.п. ) .     

7. Обучение ,  взаимодействие    между    людьми    должно    быть    гарантией    того  ,  что    дети     действительно    будут     взаимодействовать    с    другими    индивидами     в    интегрированном    окружениии .
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :