Аннотация программы дисциплины «Психология лидерства»1. Цели и задачи дисциплины Цели: сформировать целостное систематическое знание в вопросах психологии формирования лидера. Задачи: - изучить теоретические представления о личности лидера и ее структуре; - изучить закономерности восприятия лидера людьми; - обеспечить реализацию синтеза научного образования и практического применения полученных знаний. 2. Место дисциплины в структуре ООП Данная дисциплина входит в вариативную часть профессионального цикла подготовки бакалавра по направлению «Психология». Изучение данной дисциплины должно предваряться знанием таких дисциплин как «Общая психология», «Психология личности», «Социальная психология», «Политология», «Социология». 3. Требования к результатам освоения дисциплины. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных компетенций: - пониманию значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1); - использованию системы категорий и методов, необходимых для решения типовых задач в различных областях профессиональной практики (ОК-4); - нахождению организационно-управленческих решений в нестандартных ситуациях и ответственности за них (ОК-8). Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих профессиональных компетенций: способность и готовность к: - описанию структуры деятельности профессионала в рамках определённой сферы (психологического портрета профессионала) (ПК-3); - ассистированию деятельности магистра или специалиста-психолога при осуществлении психологического вмешательства и воздействия с целью оптимизации психического функционирования индивида, группы, сообщества в различных сферах жизнедеятельности (ПК-8). - пониманию и постановке профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-10); - проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии (ПК-12); - самообразованию на протяжении всей профессиональной жизни (ПК-19); - анализу форм взаимодействия в трудовых коллективах (ПК-21); - проведению работ с кадровым составом с целью отбора кадров и создания психологического климата, способствующего оптимизации производственного процесса (ПК-22). В результате изучения дисциплины студент должен:Знать: - роль лидера в общественной жизни общества; - теоретические представления о лидере, лидерстве; - способы и технологии формирования лидерских качеств;Уметь: - формулировать цели и задачи практической деятельности по формированию лидерских качеств; - диагностировать наличие лидерских качеств; - подобрать необходимый инструментарий для коррекции и развития лидерского потенциала личности.Владеть: - навыками самопрезентации лидерских качеств; - навыками формирования имиджа лидера. 4. Содержание дисциплины. Основные разделы. Лидерство как феномен современного общества. Теории лидерства Лидерство и власть. Элементы теории лидерства. Психологическая основа лидерства Структура и динамика лидерства. Понятие социально-психологического ресурса лидера. Психо-физиологический, социально-культурный, экономический, практический потенциал лидера. Лидерство и руководство. Стили лидерства. Гендерные и возрастные особенности личности лидера. Поведение лидера и групповые социально-психологические процессы. Имидж лидера. Политическое лидерство и его особенности. Основные приемы лидерской коммуникации. Отработка техник лидерской самопрезентации.