Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Расчеты с покупателями и заказчиками

КУРСОВАЯРАБОТА
 
Подисциплине: Финансовый учет
Тема:Расчеты с покупателями и заказчиками

Содержание
1. Введение
2. Теоретическое основырасчетов с покупателями и заказчиками, как объекта учета.
3.        Методология учетарасчетов с покупателями и заказчиками на основе национальных стандартов.
4.        Первичныедокументы и документальное оформления учета расчетов с покупателями изаказчиками.
5.        Синтетический ианалитический учет расчетов с покупателями и заказчиками.
6.        Инвентаризация  расчетовс покупателями и заказчиками.
7.        Организация учетарасчетов с покупателями и заказчиками в условиях применения компьютернойтехники.
8.        Заключение
9.        Списокиспользуемой литературы
10.     Приложение

Введение
Возможность предприятияосуществлять расчеты с покупателями заказчиками в результате хозяйственнойдеятельности является возможным показателем его финансовой устойчивости. Ниодно предприятие не может существовать, не осуществляя расчетов с покупателямии заказчиками в результате своей деятельности.
Цель работы состоит визучении и систематизации основных методических принципов и организационныхоснов усовершенствования учета в условиях действующего законодательства.
Предметом исследованияявляется методика и организация учета расчетов с покупателями и заказчиками.
Теоретическое и методологическойосновой исследования являются акты Украины.
Для достижения намеченнойцели в работе поставлены и решены следующие задачи:
— документальноеоформление, аналитический и синтетический учет расчетов с покупателями изаказчиками;
— технология использованияинформационных систем в процессе учета расчетов с покупателями и заказчиками.
В процессе исследованияизучены труды аспиранта Мордова-Гераси-мович;
Доцента Бутынец Т.А.;доктора экономических наук Бутынця Ф.Ф.; кандидата экономических наук, доцента кафедрыучета и аудита Лайчуг С.М.; доцента кафедры учета и аудита Олийнык О.В.;доцента кафедры учета и аудита Шиши М.М.
Курсовая работа состоитиз вступления, шести разделов, выводов, списка использованных источников иприложения.
Во вступлении обоснованаактуальность выбранной темы, определена цель, объекты исследования.
В первом разделе«Теоретические основы расчетов с покупателями и заказчиками» и во второмразделе «Методология учета расчетов с покупателями и заказчиками на основенациональных стандартов» показана нормативная база, использованная для учета спокупателями и заказчиками (Законы, Приложения).
В третьем разделе«Документальное оформление учета расчетов с покупателями и заказчиками»,рассмотрены первичные документы по расчетам с покупателями и заказчиками.
В четвертом разделе«Синтетический и аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками»отражаются особенности синтетического и аналитического учета.
В пятом разделе«Инвентаризация расчетов с покупателями и заказчиками».
В шестом разделе«Организация учета расчетов с покупателями и заказчиками в условиях применениякомпьютерной техники» отражаются особенности проведения расчетов в условияхкомпьютерной обработки учетной информации.
В выводе сформулированыосновные направления по усовершенствованию учета.

1. Теоретическое основы расчетов с покупателями изаказчиками как объекта учета.
Бухгалтерскийучет – это способ документального наблюдения, отражения и контроля захозяйственной и финансовой деятельностью производственников и хозяйственников (предприятий,организаций, арендных, совместных предприятий, акционерных обществ и т.д.), атакже система сбора, измерения, обработки, интерпретации и передачи информациио хозяйственной деятельности предприятия, учреждения, организаций внутренним ивнешним пользователям для принятия оптимальных решений. Учет ведется встоимостном, натуральном и трудовом измерителях. Он основывается на строгомсоблюдении документации и осуществляется на основе государственных правовыхактов, то есть на основе правовых факторов, которые предусматриваютвозникновение производственных хозрасчетных подразделений (цех, бригада, звено,производственник), малых предприятий.
Построениебухгалтерского учета зависит от развития всех факторов, обуславливающих егосуть. Так, применение ПЭВМ дает возможность одному работнику оперироватьнормативной, технологической, учетной. Правовой информацией, что поднимаетинтегрированность бухгалтерского учета в  системе управления на более высокийуровень, порождая новое качество бухгалтерского учета и новые факторы егопостроения.
Бухгалтерскийучет – это процесс выявления, измерения, регистрации, накопления, обобщения,сохранения и передачи информации о деятельности предприятия внешним ивнутренним пользователям для принятия решения.
В отличиеот других видов учета бухгалтерский учет обеспечивает сплошную регистрацию всеххозяйственных операций на основе документов первичного учета.
Бухгалтерскийучет базируется на документировании всех хозяйственных процессов и проведениипериодических инвентаризаций, обеспечивает выявление и мобилизацию резервовпредприятия с целью снижения себестоимости продукции (работ, услуг).
Классификацияхозяйственных средств (ресурсов) предприятия в соответствии с Национальнымистандартами бухгалтерского учета представлена на рисунке (рис. 1).
Всоответствии с Инструкцией № 291 счет 36 «Расчеты с покупателями и заказчиками»предназначен для обобщения информации о расчетах с покупателями и заказчикамиза отгруженную продукцию, товары,  выполненные работы и предоставленные услуги,кроме задолженности, обеспеченной векселем.
Счет36 «Расчеты с покупателями и заказчиками» имеет следующие субсчета:
361«Расчеты с отечественными покупателями»
362«Расчеты с иностранными покупателями».
Приотражении в учете расчетов с покупателями и заказчиками следует учитыватьположения П (С) БУ 10 «Дебиторская задолженность».
Дебиторскаязадолженность – сумма задолженности дебиторов предприятию на определенную дату.
Дебиторы– юридические и физические лица, которые в результате прошедших событийзадолжали предприятию определенные суммы денежных средств, их эквивалентов илидругих активов.
Указанныерасчеты являются текущей дебиторской задолженностью, которая возникает в ходенормального операционного цикла. Поскольку счет 36 активный, то увеличениедебиторской задолженности отражается по дебету, а ее погашение – по кредитусчета. Дебетовое сальдо по счету 36 относится к составу оборотных активов, акредитового сальдо при правильном ведении учета не должно быть.
Цельюдеятельности предприятия является получение прибыли, заполнение рынка Украинывысококачественной продукцией промышленного производства, снижение аналогичнойпродукции, что закупается в других государствах, производство и реализациятоваров народного потребления, расширение номенклатуры экспортных товаров и услуг,конкурентоспособных на мировом рынке.
Основнаязадача бухгалтерского учета на данном предприятии: определение объемапроизведенной продукции, приобретенных товаров, их реализации, определениефактических затрат по изготовленной продукции или полученных товаров, анализ иконтроль за себестоимостью произведенной продукции и ее снижение, определениеконечных результатов деятельности предприятия.
На ОООиспользуются две формы бухгалтерского учета: автоматизированная и журнальная.
Журналыоткрываются для каждого синтетического счета. Записи совершаются на основаниипервичных документов по кредиту в соответствующих всех корреспондирующих с нимисчетов дебету.
Оборотыза месяц показывают сумму кредитового оборота по данному синтетическому счету сразделением ее по дебетующим счетам.
Автоматизациябухгалтерского учета базируется на постоянной обработке учетной информации, наЭВМ при полном охвате механизации всех учетных операций. При этом основнуючасть операций учетного процесса выполняет персонал. Основным элементомавтоматизации является разработка и использование единой номенклатуры кодов.
Дебиторскаязадолженность возникает вследствие  выполнения условий договора (контракта).
На предприятиипрежде составляется договор (контракт) с контрагентами на поставку продукции,материалов, предоставление услуг и выполненных работ для обеспеченияпотребностей своих в ходе производственной деятельности.
Вдоговоре (контракте) указываются условия поставки, определяющие основные праваи обязанности сторон при транспортировке и маркировке товаров, по страхованиюгрузов, оформлению коммерческой документации, а также определяет место и времяперехода права собственности на товар с продавца на покупателя и риска егослучайного повреждения и утраты.
Форс-мажорныеобстоятельства – обстоятельства непреодолимой силы, влияющие на выполнениедоговора (контракта) и независящие от сторон-участников договора (контракта).
Обязательствапо договору (контракту) оформляются таким образом, чтобы они обеспечиваличеткую и полную регламентацию взаимоотношений сторон. Договор (контракт)подписывается председателем правления и другими уполномоченными должностнымилицами предприятия.
Кромеруководителя, персональную ответственность за заключение, исполнение и закрытиедоговора (контракта) несут конкретные исполнители, в соответствии с ихдолжностными инструкциями.
Договор(контракт) содержит следующие разделы:
— название, номер договора (контракта), дата и место его заключения;
— преамбула (полное наименование сторон; лицо, от имени которого заключаетсядоговор (контракт) и наименование документов, которыми руководствуются стороны– Устав, доверенность и т.д.;
— предмет договора (контракта), где указывается вид продукции (работ, услуг) сточным указанием наименования, марки, сорта или выполняемой работы;
— количество и качество товара (объемы выполнения работ, оказания услуг);
— базисные условия поставки товара (приема-сдачи выполненных работ или услуг);
— цена и общая стоимость;
— порядок расчетов (определяется валюта, способ, порядок и сроки финансовыхрасчетов и гарантии взаимных платежных обязательств);
— условия сдачи (приемки) товара (работ, услуг) – определяются сроки, условия иместо передачи продукции, перечень товаросопровождающих документов;
— форс – мажорные обстоятельства (стихийные бедствия, военные действия и другиеобстоятельства, возникшие непредвиденно);
— ответственность сторон (при неисполнении договора (контракта) применяютсяштрафные санкции);
— урегулирование споров (условия и порядок разрешения споров в судебном порядке);
— срок действия договора (контракта);
— юридические адреса и банковские реквизиты сторон.
Подписанныйи заверенный печатью договор (контракт) направляется контрагенту.

2.Методология учета расчетов с покупателями изаказчиками на основе национальных стандартов.
Согласно П (С)БУ 10 дебиторская задолженность делится надолгосрочную и краткосрочную.
Долгосрочная дебиторская задолженностью признаетсязадолженность, которая не возникает в ходе нормального операционного цикла ибудет погашена после двенадцати месяцев с даты баланса.
Операционный цикл согласна П (С) БУ 2 «Баланс» — этопромежуток времени между приобретением запасов для осуществления деятельности иполучением средств для реализации, произведенной из них продукции или товаров иуслуг. Определение нормального операционного цикла в стандартах нет, однакоможно сделать вывод, что это операционный цикл в обычных условиях деятельности.Обычно операционный цикл не превышает двенадцати месяцев, но по некоторым видамдеятельности он может продолжаться более года. Несмотря на это задолженность,возникает в ходе такого операционного цикла, все равно признается недолгосрочной, а текущей.
Следовательно, долгосрочная задолженность – это восновном задолженность, не связанная с операционной деятельностью.
Обычно экономическая выгода от дебиторскойзадолженности выражается в том, что предприятие в результате ее погашениярассчитывает рано или поздно получить денежные средства или их эквиваленты.Соответственно дебиторскую задолженность можно признать активам только тогда,когда существует вероятность ее погашения должникам. Если такой вероятностинет, сумму дебиторской задолженности следует списать.
В Балансе суммы дебиторской задолженности отражаются вразличных странах в зависимости от ее видов. Основные виды дебиторскойзадолженности и их отражения на счетах бухгалтерского учета и в финансовойотчетности.
Для учета сумм дебиторской задолженности применяетсянесколько видов оценок.
1.       Дисконтированная  стоимостьбудущих платежей, которые ожидаются для погашения этой задолженности.
Оценка по дисконтированной стоимости будущих платежейприменяется арендодателями для отражения платежей по договорам финансовойаренды. Сумма таких платежей должна отражаться в сумме чистых инвестиций варенду, которая равна общей сумме минимальных арендных платежей инегарантированной ликвидационной стоимости за вычетом незаработанногофинансового дохода.
2.       Чистая реализационная стоимость.
Оценкапо чистой реализационной стоимости применяется для текущей дебиторскойзадолженности за продукцию, товары, работы и услуги. Смысл этой оценки заключаетсяв следующем.
Дебиторская задолженностьпризнается активом, если существует вероятность получения предприятием будущих экономическихвыгод и может быть достоверно определена ее сумма.
Текущая дебиторскаязадолженность за продукцию, товары, работы, услуги признается активомодновременно с признанием дохода от реализации продукции, товаров, работ иуслуг и оцениваются по первоначальной стоимости.
Текущая дебиторскаязадолженность за продукцию, товары, работы, услуги включается в итог баланса почистой реализационной стоимости на дату баланса исчисляется величина резервасомнительных долгов.
Величина резервасомнительных долгов определяется, исходя из платежеспособности отдельныхдебиторов или на основе классификации дебиторской задолженности.
Классификация дебиторскойзадолженности за продукцию, товары, работы, услуги осуществляется группировкойдебиторской задолженности по срокам ее непогашения с установлением коэффициентасомнительности для каждой группы. Коэффициент сомнительности устанавливаетсяпредприятием, исходя из фактической суммы безнадежной дебиторской задолженностиза продукцию, товары, работы, услуги за предыдущие отчетные периоды.Коэффициент сомнительности, как правило, возрастает с увеличением сроковнепогашения дебиторской задолженности. Величина резерва сомнительных долговопределяется как сумма произведений текущей дебиторской задолженности запродукцию, товары, работы, услуги соответствующей группы и коэффициентасомнительности соответствующей группы.
Начисление суммы резервасомнительных долгов за отчетный период отражается в отчете о финансовыхрезультатах в составе других операционных расходов.
Исключение безнадежнойдебиторской задолженности из активов осуществляется одновременным уменьшениемвеличины резерва сомнительных долгов.
Текущая дебиторскаязадолженность, не связанная с реализацией продукции, товаров, работ, услуг,признанная безнадежной, списывается с баланса с отражением потерь в составепрочих операционных расходов.

3.Первичные документы и документальное оформление учета расчетов с покупателями изаказчиками.
«Положение одокументальном обеспечении записей в бухгалтерском учете», утвержденноеприказом Министерства финансов Украины №88 от 24 мая 1999 года, устанавливает порядок создания, принятия и отражения в бухгалтерском учете, а также храненияпервичной документации, учетных регистров, бухгалтерской отчетностипредприятиями, их объединениями и хозрасчетными организациями независимо отформ собственности, учреждений и организации, основная деятельность которыхфинансируется за счет средств бюджета.
Документация – это способоформления хозяйственных операций соответствующими документами. Бухгалтерскиедокументы используются для передачи распоряжений от распорядителя исполнителю,для управления деятельности. Документация выполняет роль импульса, дающегоначало движению учетной информации. Она обеспечивает бухгалтерскому учетуцельное и непрерывное отражение хозяйственной деятельности предприятия. Спомощью документации контролируется правильность осуществления операций,ведется текущий анализ выполненной работы.
Первичные документы –документы, состоящие в процессе ведения хозяйственной операции или тот часпосле ее завершения.
Первичные документыдолжны иметь обязательные реквизиты: название, код формы, содержаниехозяйственной операции, измерители хозяйственной операции, должности лиц,ответственных за осуществление хозяйственной операции и правильность ее оформления,личные подписи.
Основанием дляосуществления расчетов с покупателями и заказчиками является договор, в которомопределяется обязанности сторон по выполнению условий договора иответственность сторон в случаи нарушения принятых обязательств.
Кроме договора обязательнымусловием отражения операций в бухгалтерском учете является наличие первичныхдокументов.
На суммы оплаты заотгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги предприятие –покупатель  обязано получить от поставщика расчетные документы (табл.1)
Таблица №1 Первичныедокументы по расчетам с покупателями и заказчиками/> /> /> /> /> />
Возникновение задолженности   /> /> /> /> />
Погашение задолженности  
/>

Под постоянным контролемработников бухгалтерии должно находиться подписание договоров о материальнойответственности; соответствие документов оприходованию, расходам материальныхценностей; наличие на предприятии соответствующих нормативных актов, нормрасхода сырье на производство; первичные документы на перевозку материальныхценностей.
На сумму оплаты заотгруженную продукцию, выполненные работы и оказанные услуги отечественным изарубежным покупателям и заказчикам и по начисленному налогу на добавленнуюстоимость на выручку составляются бухгалтерские проводки:
/>Дт 361 «Расчеты с отечественными покупателями»
362 «Расчеты сзарубежными покупателями»            отражен доход от
Кт 70 «Доходы отреализации»                                           реализации
71 «Прочие операционныйдоход»
74 «Прочие доходы»
/>

Дт 70 «Доходы отреализации»                                          
71 «Прочие операционныйдоход»                   начислен НДС
74 «Прочие доходы»
Кт 64 «Расчеты по налогами платежам»
При погашениизадолженности покупателей и заказчиков составляются бухгалтерские проводки:
/>Дт 30«Касса»                                                            погашенадебиторская
31 «Расчеты сбанком»                                         задолженность
Кт 36 «Расчеты спокупателями и заказчиками» денежными средствами
/>Дт 16 «Долгосрочная дебиторская задолженность» получен вексель в
34 «Краткосрочные векселяполученные»           погашение дебиторской
Кт 36 «Расчеты спокупателями и заказчиками»        задолженности
4.Синтетическийи аналитический учет расчетов с покупателями и заказчиками.
По способу группированияи обобщения учетных данных бухгалтерские счета подразделяются на синтетическиеи аналитические.
Синтетические счета – этобалансовые счета, обобщающие учет хозяйственной деятельности предприятия. Синтетическиесчета предназначены для учета  информации в обобщенном виде и в денежномизмерителе. Учет наличия и изменений совокупности экономически однородныххозяйственных средств и источников их образования в денежном измерителеназывается синтетическим учетом. Учет на синтетических счетах используют призаполнении Баланса предприятия в соответствующих форм отчетности.
Для деятельнойхарактеристики объектов бухгалтерского учета используются аналитические счета,в которых, кроме стоимостного (денежного) измерителя, используются натуральныеи трудовые измерители. Учет наличия и изменений отдельных видов и объектовхозяйственных средств, а также источников их образования с использованиемразличных измерителей называются аналитическим счетом.
Между синтетическим ианалитическим счетами существует неразрывная связь, т.е. на аналитическихсчетах отражаются те же изменения, что и на синтетических, но более подробно;значения дебета и кредита каждого аналитического счета те же, что исинтетического: сумма сальдо, сумма оборотов по дебету, сумма оборотов накредите всех аналитических счетов данной группы соответственно равняютсясальдо, обороту на дебете и обороту на кредите синтетического счета. Поэтомуобщие итоги записей на аналитических счетах должны соответствовать суммам,записанным на синтетических счетах бухгалтерского учета.
Все хозяйственныеоперации записываются на синтетических и аналитических счетах бухгалтерскогоучета с использованием метода двойной записи, т.е. каждая операция одновременнозаписываются на двух взаимосвязанных бухгалтерских счетах в одной и той жесумме – по дебету одного счета и одновременно по кредиту другого. Эти записипозволяют достичь равенства  Актива и Пассива бухгалтерского Баланса.
С помощью двойной записихозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета обеспечивается контроль,поскольку каждая операция в одинаковой сумме отражается по дебету одного икредиту другого бухгалтерского счетов, чем и достигается равенство итоговзаписей по дебету счетов итогам  записей по кредиту счетов.
Двойную запись,отражающую соответствующую взаимосвязь между бухгалтерскими счетами, принятоназывать корреспонденцией счетов. На счетах бухгалтерского учета всехозяйственные операции записываются в последовательности их осуществления, т.е.в хронологическом порядке. Такая регистрация хозяйственных операций получиланазвание хронологической записи.
Рассмотрим действующегопредприятия отражение хозяйственных операций по расчетам с покупателями(табл.2)
Таблица № 2 Журналхозяйственных операций

п/п Первичные документа и содержание хозяйственных операций
Корреспонденция
счетов Сумма, грн. Дт          Кт 1
Выписка банка
Получен аванс от покупателей под
будущую поставку продукции 311 681 12000 2
Счет – фактура, налоговая накладная,
Накладная отгружена готовая продукция
Покупателю и отражена сумма НДС
36
701
701
64
12000
2000 3
Калькуляция, справка бухгалтерии
Отражена себестоимость реализованной
Продукции с одновременным отнесением
ее на финансовый результат
90
79
26
90
1600
1600 4
Справка бухгалтерии.
Отражен доход от реализации продукции
В составе финансовых результатов 70 79 10000 5
Справка бухгалтерии.
Отражен зачет аванса, полученного после
осуществления фактической отгрузки 681 36 12000 6
Выписка банка
Перечислена покупателями и заказчиками
денежная сумма за поставленные
материалы предприятию 361 311 18000 7
Счет-фактура, накладная, налоговая накладная.
Оприходованы материалы на предприятие от
поставщиков и отражен НДС
201
64
63
63
15000
3000 8
Справка бухгалтерии.
Отражен зачет оплаты за поставленные
материалы покупателю 63 36 18000 9
Справка бухгалтерии.
Списывается просроченная дебетовая задолженность 944 36 2000 10
Авансовый отчет.
Заличена сумма аванса, полученная подрядчиком
За выполненные работы 371 361 5000 11
Вексель.
Получен вексель за отгруженную продукцию 341 361 10000
Учетными регистрами посчету 36 «Расчеты с покупателями и заказчиками» является журнал № 11 иведомость 3.1, в которой данные предоставлены в аналитическом разрезе (табл. 3)
Таблица № 3 Журнал № 11по кредиту счета 36 «Расчеты с покупателями и заказчиками» за март 2006 года

ряда По дебету счета.                                                             С кредита счета 36 1 30 «Касса»
1200
12000 2 38 «Резерв сомнительных долгов 3 50 «Долгосрочные займы» 4 68 «Расчеты по прочим операциям» 5 70 «Доходы от реализации» 6 Прочие ИТОГО: 13200
Таким образом, в журнале№11 отражается только кредитовые обороты по счету 36. Ведомость 3.1 ведется вразрезе каждого отдельного покупателя и заказчика. С ее помощью бухгалтер илименеджер может взять детальную информацию по каждому покупателю (табл.3)
По данным видно, что: 1)на начало месяца на балансе предприятия числилась задолженность ЧП «Каштан» всумме 1200 грн., которая на протяжении месяца была списана за счет резервасомнительных долгов;
2) ООО «Прогресс» былоотгружено продукции на 12000 грн., первоначально получив предоплату на всюсумму;
3) на конец месяцазадолженности этих покупателей нет.
Начисление резервасомнительных долгов отражается по кредиту счета 38 «Резерв сомнительныхдолгов». Списание сомнительной задолженности отражается по дебету счета 38«Резерв сомнительных долгов» в корреспонденции со счетами учета дебиторскойзадолженности.
Дт 38 «Резервсомнительных долгов»
Кт 36 «Расчеты спокупателями и заказчиками»
( списана по окончанииотчетного периода часть дебиторской задолженности покупателя, котораяопределена безнадежной за счет создания резерва)
Дт 949 «Прочие расходыоперационной деятельности»
Кт 36 «Расчеты спокупателями и заказчиками»
( списана частьвыявленной дебиторской задолженности, оставшаяся, на прочие операционныерасходы)
Дт 38 «Резервсомнительных долгов»
Кт 71 «Прочиеоперационные доходы»
( уменьшена сумма резервасомнительных долгов в связи с уменьшением финансового состояния предприятия)
На предприятии учетнымрегистром по счету 38 «Резерв сомнительных долгов» является журнал №12 (табл.4)
Таблица №4 Журнал № 12 заапрель 2006 года№ Основание и содержание записи С Кт счета 38 в Дт счетов 93 «Расходы на сбыт» 944 «Сомнительные и безнадежные долги» 1 Начисление резерва сомнительных долгов - 135000 ИТОГО: 135000 ИТОГО по Кт счета 38 135000
На предприятии за апрель2006 года был начислен резерв сомнительных долгов в сумме 135000 грн.
Создание резервасомнительных долгов исходя из периодизации дебиторской задолженностипредусматривает группировку дебиторской задолженности по срокам ее погашения сустановлением коэффициента сомнительных долгов для каждой группы. Для расчетасуммы резерва сомнительных долгов определяет такие показатели:
1.     коэффициентсомнительных долгов (КС) по оплате дебиторской задолженности исходя изфактической суммы безнадежной дебиторской задолженности за продукцию, товары,услуги за предыдущие периоды, сгруппированной по увеличению срока погашения;
2.     сумму текущейдебиторской задолженности за продукцию, товары, работы, услуги сгруппированнойпо соответствующим группам увеличения сроков ее погашения.
Величину резервасомнительных долгов определяют по формуле:
РСД =  n (КСi *ДЗТГi) /100,
Где I – соответствующая группа непогашения дебиторскойзадолженности по срокам роста непогашения;
N – Общее количество группнепогашенной задолженности.
Сумма списаннойбезнадежной задолженности учитывается на забалансовом счете в течении не менеетрех лет для наблюдения за возможностью ее взыскания в случаях измененияимущественного состояния должника. Для учета суммы списанной задолженностиприменяется субсчет 071 «Списанная дебиторская задолженность» забалансовогосчета 07 «Списанные активы». Если в течении трех лет задолженность не будетвозмещена должником, следует окончательно списать сумму с забалансового счета.
В балансе сумма резервапоказывается в активе строкой (162) после первоначальной себестоимостидебиторской задолженности за товары, работы, услуги (161). При подсчете суммабаланса суммы резерва вычитывается из суммы первоначальной себестоимостидебиторской задолженности.

5.Инвентаризация расчетов с покупателями и заказчиками.
Инвентаризация – этоспособ выявления у учета тех средств и источников (или их отсутствие), которыене нашли документального отражения в текущем учете.
Как правило,инвентаризируют товарно-материальные ценности, денежные средства и другиехозяйственные средства, и их источники.
В соответствии с ЗакономУкраины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности» № 996-XIV от 16.07.99 г. Предприятие дляобеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетностиобязаны проводить инвентаризацию активов и обязательств, во время которой проверяютсяи документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка.
Объекты и периодичностьпроведения инвентаризации определяются собственником (руководителем)предприятия, когда ее провидение является обязательным в соответствии сзаконодательством.
Проведение инвентаризацииявляется обязательным:
·       При передачеимущества государственного предприятия, учреждения в аренду, приватизацииимущества государственного предприятия, а также в иных случаях, предусмотренныхзаконодательством;
·       Передсоставлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризациякоторого проводилась ранее 1 октября отчетного года;
·       При сменематериально ответственных лиц (на день приема-передачи);
·       При установлениифактов хищений или злоупотреблений порчи ценностей, а также по предписаниюсудебно-следственных органов;
·       В случае пожараили стихийного бедствия.
Ответственность заорганизацию проведения инвентаризации несет руководитель предприятия, которыйдолжен создать необходимые условия для ее проведения в сжатые сроки, определитьобъекты, количество и сроки инвентаризации. Кроме случаев, когда ее проведениеявляется обязательным.
Инвентаризация проводитсяна основании Инструкции об инвентаризации денежных средств и документов,расчетов и других статей Баланса. Утверждена приказом Главного управленияГосударственного казначейства Украины №90 от 30.10.98 г.
При инвентаризациирасчетов с покупателями и заказчиками инвентаризационная комиссия выявляется наосновании документов (счета-фактуры, ведомостей по отгрузке и реализациипродукции, книг учета депонентов, журналов) остатки сумм, которые учитываютсяна соответственных счетах. Далее определяют сроки возникновения задолженностипо счетам дебиторов и выявляются особы, виновные в упущении сроков исковойдавности. Исковая давность – период времени (3 года) на протяжении которогопредприятие имеет право требовать дебиторскую задолженность.  Всем дебиторампредприятия – кредиторы направляют выписки из расчетов про задолженность, (актысверки), которая за ними числится. Предприятия дебиторы обязаны на протяжении10 дней после получения выписок подтвердить остаток   задолженности илисообщить о своих разногласиях.
По расчетам споставщиками проверяют, не пришли ли материалы, которые находятся в пути, а понеотфактурованным поставкам должны быть присланы от поставщиков счета –фактуры.
Результатыинвентаризационных расчетов оформляются актом инвентаризации расчетов спокупателями и заказчиками (в одном экземпляре).
В акте указываетсянаименование проинвентарных счетов, задолженность с оконченными сроками исковойдавности, суммы непогашенной задолженности. К акту прилагается справка, вкоторой отражается следующие данные: наименование и адрес дебиторов; за чточислится задолженность; с какого времени; суммы дебиторской задолженности;документы, которые подтверждают задолженность (акты сверки расчетов с печатью иподписями руководителя предприятия и главного бухгалтера), и особы, которые  виновныв пропуске сроков исковой давности.
На акт инвентаризациирасчетов с покупателями и заказчиками представлен  в виде таблицы (табл.№5)
Таблица № 5 Акт №1инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками на 1 апреля 2006 года.
При инвентаризацииустановлено следующее:Наименование статей баланса и дебиторов Код балансового счета Суммы по балансу Задолженность, по которой истек срок исковой давности Всего В том числе Задолженность, подтвержденная дебиторами Задолженность неподтвержденная дебиторами Расчеты с дебиторами за товары, работы, услуги, срок оплаты которых не наступил ООО «Прогресс» 36 1200 1200 Расчеты с дебиторами за товары, услуги не оплаченные в срок ЧП «Каштан» 36 12000 12000 12000 Всего: 13200 13200 12000
Безнадежная дебиторскаязадолженность списывается по решению руководителя предприятия на результатыфинансово- хозяйственной деятельности. Списание задолженности вследствие неплатежеспособностидолжника не является причиной для аннулирования задолженности. Этазадолженность может отражаться за балансом на протяжении 5 лет с моментасписания для наблюдения за возможностью ее изъятия в случае измененияимущественного состояния должника. При этом в бухгалтерском учете на основанииакта инвентаризации расчетов с покупателями и заказчиками будет сделана записьпо списанию дебиторской безнадежной задолженности: Дт -949; Кт-36.
Одновременно этазадолженность учитывается 5 лет по дебету забалансового счета «Списание наубытки задолженности неплатежеспособных должников». Суммы, которые нашливследствие изъятых ранее списанной на убытки задолженности, отражают по дебетусчетов по учету денежных средств – 30, 31 и кредиту счетов 746 «Финансовыерезультаты» — другие доходы от обычной деятельности. При этом одновременнопроводится запись по кредиту забалансового счета 07 «Списанные активы».Аналитический учет по счету 07 ведется отдельно по каждому должнику.

7. Организацияучета расчетов с покупателями и заказчиками в условиях применения компьютернойтехники.
Новый подход корганизации бухгалтерского учета при комплексной его механизации в условиях использования электронно-вычислительных машин (ЭВМ) выявил новые формыбухгалтерского учета – автоматизированные.
В основу комплексноймеханизации (автоматизации) бухгалтерского учета заложен принцип непрерывности обработки учетной информации на вычислительной установке при полном охватемеханизацией всех учетных операций.
Основным элементомкомплексной механизации бухгалтерского учета является разработка ииспользование единой номенклатуры кодов, которые удовлетворили бы потребностивсех звеньев учетной работы. Эти коды обеспечивают прохождение потокаинформации от первичного документа до машинограмм, т.е. учетных регистров.Важное значение придается разработке и правильному применению кодовсинтетических счетов и объектов их аналитического учета. Как правило, кодысодержат семь знаков. Первые 2 знака кода означают номер синтетического счета всоответствии с планом счетов бухгалтерского учета. Третий знак означает субсчетили другой высший групповой знак аналитического учета и код аналитическогоучета первого порядка. Четвертый, пятый, шестой и седьмой знаки детализируютобъекты аналитического учета.
Создание и внедрение впрактику учета ЭВМ привело к разработке новой формы бухгалтерского учета –таблично-автоматизированной. При этой форме осуществляется полной автоматизациисбора, передачи, систематизации и обработки информации.
Притаблично-автоматизированной форме бухгалтерского учета на основе одновременноговведения и многоразового использования первичной информации, а такжепрограммное группирование дебетовых и кредитовых оборотов по счетам на основеметода двойной записи; проводится автоматизация логических операцийбухгалтерского учета; решаются задачи бухгалтерского учета в двух режимах –регламентом и запрашиваемым; выходную информацию получают в виде печатныхрегистров, видеограмм, а также существует возможность расшифровкирезультативных показателей по запросам пользователей.
Автоматизация повышает нетолько качество учета, но и качество бизнеса предприятия. Поэтому выбор средствавтоматизации осуществляется заинтересованными специалистами – бухгалтером ируководителем предприятия.
Для проведения учета,контроля и аудита расчетов с организациями и предприятиями в главном менюпредусмотрен режим «Учет расчетных операций». Данная задача предназначена длярасчетов с разными дебиторами и кредиторами.
При выборе функции«Лицевой счет» на экран выводится информация по каждому отдельному объектурасчетов, т.е. по предприятию, организации.
Бухгалтер анализируеткаждый объект, проверяет достоверность данных и дает предложение по выявленнымнедостачам.
Для обобщения информациив целом по предприятию, на АРМБ формируется «Ведомость расчетов по счету 36» Поданным  этой ведомости  бухгалтер определяет состояние расчетов на определеннуюдату по каждому объекту и в разрезе аналитического учета.
На предприятиииспользуется специально  разработанная программа для ведения бухгалтерскогоучета.
Настроенность системыдолжна быть на только на специфику отдельного предприятия, но и на возможныеизменения в законодательстве. Рекомендуется применять на предприятиях программу1С «Бухгалтерии».
Для бухгалтерии переход крыночным отношениям означает повышение требований к объему, качеству иоперативности работы. Повышаются требования к автоматизированным системам (этои возможность предоставления данных для финансового анализа, и расширениявозможностей бухгалтерского делопроизводства и документооборота, и системы сводногоучета и отчетности  для многопрофильных объединений, а также системы,позволяющей автоматизировать финансово – хозяйственную деятельность ипланирование.
По имеющимся данным спомощью Microsoft Excel строим таблицу «Ведомость 3.1 к журналу № 11 за март2006 года». Производим при помощи программы расчет сумму дебетового икредитового оборотов, сальдо на конец месяца и итоговые суммы всех колоноктаблиц.
«1С: Бухгалтерия» — этоуниверсальная бухгалтерская программа, которая работает в двух основных режимах– режиме ведения бухгалтерского учета и режиме конфигуратора. Выполнив всезадачи и задания, можно получить представление о реальной технологии веденияучета с применением современной компьютерной технологией бухгалтерскойпрограммы 1С: Бухгалтерия.
Предприятие в процессехозяйственной деятельности выступает не только в качестве покупателятоварно-материальных ценностей, но и в качестве продавца производимой продукцииили оказываемых услуг и возникают расчеты с покупателями и заказчиками.Возможны 2 варианта расчетов – оплата выполненных работ и поставленных товаровили авансовые платежи (предоплата) за предстоящие поставки и еще невыполненныеработы. Документом для первого вида платежей являются счета, акты о приемевыполненных работ и других, для выплаты авансов служат договора.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.