Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Разработка плана предприятия на 3 квартал 2007 года

Федеральноеагентство по образованию
 
Государственноеобразовательное учреждение
Среднегопрофессионального образования
Санкт-Петербургскийпромышленно-экономический колледж
 
Группа:57202-Ш
Специальность:«Экономика и бухгалтерский учет»
Вариант № 7

Курсоваяработа по дисциплине:
«Экономикапредприятия»
на тему:«Разработка плана предприятия
на IIIквартал 2007 года
Выполнила: Концова В. В.
Проверила: Немытченко А. П.
Оценка_______________
№ ___ от «___»____________ 2007г.
Сургут, 2007
Содержание
Введение…………………………………………………………………...3
1.        Основныепоказатели деятельности предприятия и их оценка…15
2.        Планированиесбыта продукции (работ, услуг)………………….18
3.        Планированиепроизводства продукции (работ, услуг)…………30
4.        Планированиетруда и заработной платы………………………...35
5.        Планированиесебестоимости продукции, прибыли и рентабельности…………………………………………………………………..58
6.        Основныефинансовые результаты……………………………….76
Список литературы……………………………………………………….81
Введение.
          В планировании нуждается любое предприятие, любое производство, экономика в целом. Спланировать бизнес — значит, оценить возможности, необходимость и объемы выпуска конкурентоспособной продукции, определить емкость рынка и его конкретного сегмента, оценить спрос на продукцию, выпускаемую фирмой, результативность ее работы на рынке.     
          В  сложнейшей  системе  общественного  производства   важно   честное, слаженное функционирование всей системы в целом,  а  не  только  безупречная работа  отдельных  ее  звеньев.   Именно  такую   задачу   целенаправленного воздействия на все элементы производства в условиях  перехода  экономики  на рыночные отношения и достижения высокой экономической  эффективности  решает наука о планировании.
          Разработка  и   обоснование   теоретических   положений   в    области планирования основывается на изучении, анализе, систематизации  и  обобщения опыта  передовых   отечественных   и    зарубежных    предприятий.   Вопросы планирования производства рассматриваются в непосредственной  взаимосвязи  с техническими в аспекте НТП и организации производства.
          Постоянно  меняющиеся  условия  хозяйствования  вызывают  изменения  в организации производства. Нормальное функционирование  любого  промышленного предприятия должно обеспечиваться  наличием  и рациональным  использованием основных средств,  материальных  запасов,  трудовых  ресурсов  и  финансовых средств. 
          Бизнес-план– это документ, отражающий в концентрированной форме ключевые показатели,обосновывающие целесообразность некого проекта, четко и наглядно раскрывающийсуть предполагаемого нового направления деятельности фирмы. Отсутствие такогодокумента приводит к неэффективному распределению ограниченных финансовых иматериальных ресурсов; не позволяет сконцентрировать усилия всего персонала нарешении наиболее перспективных задач; создает сложности для проведенияэффективного контроля, позволяющего оценить степень отклонения фактическидостигнутых результатов от запланированных.
         Бизнес-планявляется традиционным для рыночной экономики документом, без которого в сферебизнеса не предпринимаются никакие сколько-нибудь серьезные действия. Вопределенном смысле он представляет собой формализацию системного подхода кпроцессу планирования, форму обоснования экономической целесообразностивыбранных фирмой направлений деятельности и использования тех или иныхисточников финансирования этой деятельности,  оценки ожидаемых финансовыхрезультатов (продажи, прибыли, отдачи от вложенного капитала).
        Бизнес-план нужен для организации деятельности предприятия, а не только дляполучения инвестиций, кредита, ссуды и т. п.
      Предпринимая первые шаги в бизнесе, или реализуя новый  проект,  фирма сталкивается,  во-первых,  с  нехваткой  финансовых  средств,  во-вторых,  с множеством непредвиденных обстоятельств, которые могут увести предприятие  в сторону   от   выбранного   курса.   Чтобы   избежать   этого,    необходимо предварительно определить свои  идеи,  оценки  и  прогнозы,  т.е.  составить бизнес-план. Существуют две важнейшие причины подготовки бизнес-плана:
      -  убедить  посторонних  инвесторов  в  целесообразности   вкладывания
средств в ваш бизнес или предоставления кредита;
      -  помочь  сохранять  избранный  курс   и   не   позволить   случайным
обстоятельствам отклонить фирму от выбранной цели.
 
      Основная  цель  бизнес-плана  –  достижение  разумного  и  выполнимого
компромисса между тем, что фирма хочет, и  что  может  достичь.  Бизнес-план
должен показать, как эффективно перейти из настоящего состояния в  желаемое,
отразить как текущие задачи, так и задачи на средне- и долгосрочный период.
Бизнес-план.
     Первый  раздел  представляет   собой   краткое   изложение   плана   с подчеркиванием его привлекательности  для  потенциальных  инвесторов.  Здесь указываются факторы, которые обеспечат успех фирмы на конкурентном рынке. В данном разделе рассматриваются следующие аспекты:
·     основные   направления   бизнеса   (потребности;   которые   будут удовлетворены; предлагаемые товары/услуги);
·     описание      рынка       (местный/национальный/международный; промышленный/потребительский), его характеристики и  предполагаемые размеры;
·     потенциальные возможности бизнеса за период от одного до пяти  лет.
        Стратегия их реализации;
      — конкурентные преимущества фирмы. Что делает ваш бизнес непохожим на
        бизнес конкурентов;
      — прогноз продаж и прибыли.
 
 
 
Второй раздел: Компания и отрасль, в которой она занята
      Цель раздела – показать  тенденции  развития  отрасли  (развивающаяся, стабильная или стагнирующая)  и  место  компании  в  ней.  Работа  над  этим разделом является первым шагом в попытке довести до читателя суть бизнеса.
      В данном разделе указывается:
      — основные направления и цели деятельности фирмы. Потребности  рынка,  которые предполагается удовлетворить;
      — расположение компании, в каких географических пределах  планируется  развитие бизнеса (регион, страна, мировой рынок);
      — история, прошлые успехи компании. Важно отметить, на  какой  стадии  развития находится фирма;
      — характеристика отрасли, к  которой  относится  описываемый  бизнес.  Динамика продаж  товара  за  последние  годы  по  России,  мировая.     Прогнозы развития;
      — доля отрасли в продукции отрасли;
      — отличие  фирмы  от  других   предприятий   отрасли,   конкурентные  преимущества  (персонал,  географическое   положение,   эффективная   система сбыта, учет потребностей покупателей);
      — законы, налоги и другие факторы внешней среды, влияющие  на  данную  отрасль в целом и конкретно в частности.
Третий раздел: Продукция/услуги.
      Приводится описание продукции с  точки  зрения  потребителей,  избегая специфических  технических  подробностей.  Делается  акцент  на   уникальных качествах продукции, ее способности удовлетворять  конкурентные  потребности рынка.
Четвертый раздел: Рынок и маркетинг
      В этом разделе  следует  определить  и  оценить  рыночные  возможности бизнеса. Оценить существующие  и  потенциальные  потребности  продукции  или услугах.  Дается  точная  и  реалистическая  оценка  состояния  конкуренции, сильных  и  слабых  сторон  фирмы  по  сравнению  с  другими  предприятиями. Характер используемого материала и методы его подачи существенно зависят  от специфики рынка, продукции и предприятия.
Пятый раздел: Стратегия маркетинга
      В  этом  разделе   описываются   основные   составляющие   маркетинга: ценообразование, сбыт, система продвижения товара на рынке. Цель  –  описать стратегию маркетинга, которая позволит выйти на уровень  продаж  и  прибыли, которые указываются в финансовом плане.
Шестой раздел: Производственная деятельность
      В этом разделе следует указать потребность в помещении, оборудовании и трудовых  ресурсах,  необходимых  для  достижения  целей,  описать   систему снабжения. Демонстрируется высокий  уровень  продуманности  технологического процесса и механизм контроля качества продукции.
      Отражается следующее:
      — расположение помещений, потребность в ремонте;
      — схема производственного процесса;
      — состав необходимого оборудования, его поставщики, условия поставок,  стоимость;
      — сырье и материалы – поставщики, ориентировочные цены, норма запаса;
      — наличие альтернативных источников снабжения сырьем и материалами;
      — экологичность и  техническая  безопасность  производства.  Контроль  качества;
      — требования в отношении трудовых ресурсов;
      — возможности снижения прямых и накладных расходов;
      — система обслуживания и сервиса.
 
Седьмой раздел: Управление и право собственности
      Данный раздел представляет особый интерес,  так  как  средства  обычно вкладываются в людей, а  не  в  идеи.  Следует  показать,  что  менеджеры  и персонал предприятия отличаются компетентностью и могут  успешно  заниматься бизнесом.
      В этом разделе указывается:
ü  организационно-правовая форма бизнеса. По товариществам указываются условия создания и партнерства, по акционерным обществам – основные  пайщики и принадлежащие им  доли,  количество  привилегированных  и обыкновенных акций. Указывается доля государственной  собственности в уставном фонде;
ü  для  акционерных  обществ:  состав  совета   директоров,   краткие биографические   справки,   телефоны,   степень   вовлеченности   в деятельность предприятия;
ü  для открытых  акционерных  обществ:  сколько  акций  уже  выпущено, возможность дополнительной эмиссии;
ü  организационная   структура   управления   предприятием,   команда  управляющих, распределение обязанностей между ними, формы и условия оплаты труда;
ü  предполагаемые изменения в структуре управления  в  соответствии  с  требованиями проекта, в том числе  планируемое  пополнение  команды менеджеров;
ü  заинтересованность местной администрации в проекте;
ü  консультанты, аудитора фирмы.
Восьмой раздел: Стратегия финансирования
      Данный  раздел  содержит  финансовые  показатели,  подкрепляющие   всю информацию,  содержащуюся  в  других  разделах,  т.е.  по  сути,  приводится обоснование всего  бизнес-плана.  Этот  раздел  является  ключевым  с  точки зрения эффективности  проекта  и  сроков  возврата  заемных  средств.  Четко показываются  перспективы  для  инвестора  и  «пути  выхода»,   т.е.   меры, позволяющие инвесторам вернуть свои деньги.
      Даются ответы на следующие вопросы:
·           потребность в  финансовых  средствах.  Метод  расчета  потребности. Возможные источники получения средств;
·           использование финансовых средств (капитальные вложения, пополнение оборотных средств, выплата долга, приобретение других фирм);
·           долговременные   финансовые   стратегии   (возможности   изменения организационных форм бизнеса, изменение позиций учредителей,  схемы погашения кредита);
·           финансовые данные на перспективу;
·           финансовые данные за прошедшие периоды (при необходимости документы могут быть представлены в приложении);
·           данные об аудиторской фирме, с которой сотрудничает предприятие.
Девятый раздел: Риски и их учет
      В бизнес-плане нужно обязательно отметить их наличие (риски), проблемы и сложности, но  не  акцентировать  на  них  все  внимание.  Демонстрируется уверенность в успехе бизнеса, но вместе с тем упоминаются и сложности.
      В этом разделе описываются:
      — условия, угрожающие деятельности предприятия.  Необходимо  показать
        инвесторам, что риски оценены всесторонне и объективно;
      — пути преодоления рисков.
           План– это программа действий в области производства, закупок сырья, реализациипроизведенной продукции, в которой должно быть обеспечено согласованиеотдельных мероприятий. Количество выпускаемой продукции зависит от ожидаемогосбыта, величина отпускной цены – от того, каких затрат требует программапроизводства и сбыта, и какие плановые показатели по прибыли определеныразработчиками с учетом конъюнктуры рынка.        
         Прежде чемприступить к планированию будущей деятельности, необходимо четко определитьнаправления развития своего дела, разработать стратегические цели, сформулироватьконцепцию бизнеса, наметить стратегию поведения на рынке. Необходимо такжерешить, на кого будет рассчитана предпринимательская деятельность (массовыйпотребитель или отдельные группы потребителей), специализированным или некимтиповым видом будет заниматься фирма. Лишь после этого целесообразно приступатьк составлению плана.
       Планирование – это разработка и корректировка  плана,  включающая предвидение,   обоснование,   конкретизацию    и    описание    деятельности хозяйственного объекта на ближайшую и отдаленную перспективу.  Планированием на предприятии  поэтапно  охватывается  работа  людей  и  движение  ресурсов (материальных и финансовых), нацеленных  на  получение  заданного  конечного результата.  Утвержденный  руководителем  план  имеет силу   приказа   для указанных в нем лиц и структурных единиц. В нем предельно четко  и  подробно указываются:
 
1.          цель деятельности предприятия и  его  структуры  на  плановый  период, количественно выраженная системой установленных показателей;
2.          средства достижения цели (финансовые, материальные и трудовые);
3.          правила и сроки увязки целей  и  средств  по  этапам  на  весь  период действия плана;
4.          этапы и сроки выполнения работ;
5.           исполнители плана по срокам и видам работ
6.          методы, этапы и средства контроля выполнения плана.
 
          Практически  вся  система  хозяйственного  управления  и  регулирования деятельности фирмы  строится  на  методах  планирования.  Завершение  одного этапа  работы  служит  началом   следующего   этапа.   Связать   все   этапы производственного  процесса   другим   методом   без   помощи   планирования невозможно.   Планирование   занимает   центральное   место   в    механизме хозяйственного   управления   как   способ   достижения   цели   на   основе сбалансированности и  последовательности  выполнения  всех  производственных операций.
         Технология планирования включает:
·           определение и обоснование основной цели и вытекающих  из  нее  задач предприятия;
·           оформление поставленной задачи, установление конкретных  показателей и заданий для исполнителей;
·           детализацию задания по видам и  объемам  работ,  конкретным  рабочим местам и срокам исполнения;
·           детальные расчеты затрат и получаемых  результатов  на  весь  период планирования.
         Для  разработки  плана   специалистам   по   планированию   требуется соответствующая информация. Помимо прогнозных и маркетинговых  данных,  т.е. в основном внешней  информации,  в  органы  планирования  поступает  большой объем внутренней информации. Сбор  и  обобщение  поступающей  информации,  ее  анализ  относится  к предплановой работе специалистов. Предплановая работа столь  же  необходима, как и разработка самого плана.
         Составление плана деятельности  предприятия  начинается  с  подготовки проекта отдельных его частей:
Ø  плана производства и реализации продукции;
Ø  плана материально-технического обеспечения;
Ø  плана по кадрам и заработной плате;
Ø  перспективного    плана    по    новой    технике    и     капитальным вложениям;
Ø  финансового плана.
        
         План производства  и  реализации  продукции  является  основой,  на которой разрабатываются все остальные части общего плана предприятия  и  его подразделений.
         После  разработки  частей   плана   предприятия   и   их   взаимная корректировка до полной увязки  и  сбалансированности  как  по  материально- финансовым ресурсам, так и по времени исполнения. Каждая часть общего  плана предприятия оказывается при этом непосредственно связанной  и  обусловленной другими его частями.
         Таким образом,  достигается  сбалансированность  плана  деятельности предприятия. Создается динамическая  система  взаимосвязи  производственных, технических,  экономических,  организационно административных,  технических, экономических и социальных мероприятий, направленных на достижение  конечной цели. Определяются источники и размеры  финансирования,  а  также  предельно допустимые затраты по каждому мероприятию, этапам и видам работ. В плане обязательно указываются точная характеристика  и  масштабы  конечных результатов работы предприятия в целом по датам, а также  результаты  работы цехов и других подразделений по каждому мероприятию в отдельности.
        С началаисполнения плана начинается расходование ресурсов.  Поэтому любые ошибки  в планировании  неизбежно  оборачиваются  потерей  средств  и времени  на исправление  выявившихся   просчетов.   Потери,   связанные   с просчетами  в планировании,  достигают  порой   таких   размеров,   что   у предприятия неоказывается достаточных средств для  погашения,  и  наступает банкротствопредприятия.
        Нормативно-расчетную базу планирования на предприятии составляет сбыт ипроизводство, труд и заработная плата, себестоимость продукции и прибыль отпроизводственной деятельности, а также финансы и капитальное строительство.
Планирование – этопроцесс установления целей и путей их достижения. Планирование являетсяобязательным и необходимым условием и основой грамотного управленияхозяйственной деятельностью предприятия.
         Цели,относящиеся к основной цели производства (извлечение прибыли):
·         Увеличениевыпуска продукции (работ, услуг);
·         Рациональноеиспользование всех ресурсов, снижение себестоимости и обеспечениевысокоэффективного производства;
·         Гибкая ценоваяполитика;
·         Кардинальное повышениекачества продукции, работ, услуг;
·         Полноеиспользование отходов производства;
·         Обеспечениеоптимальных условий труда и социального
развития участников производства.
Все цели предприятия,выступающего как определенная система, могут быть сгруппированы по двумкатегориям в зависимости от состояния данной системы – это цели стабилизации иразвития.
Стабилизационные цели предполагают сохранение достигнутогоуровня производства, потребления, использование ресурсов либо сохранениеопределенного состояния производственной системы.
Цели развития направлены на достижения новых,более совершенных состояний системы либо на создание дополнительных ресурсов,которыми данная система не обладает и которые ведут к достижению желаемогосостояния системы. 
Различные вариантыпроизводственной деятельности отличаются друг от друга тем, что они по-разномуобеспечены материально-сырьевыми ресурсами. Следовательно, при разработкевариантов достижения целей предприятия необходимо этот аспект проанализироватьи составить задачи, приводящие к благополучному разрешению данной проблемы. Влюбом случае решение выбора варианта во многом определяется егорезультативностью. Результативность напрямую зависит от прогрессивностииспользуемой технологии, что, конечно же, связано с новыми повышеннымииздержками по его реализации. Поэтому необходимо оценить выгоды использованияновых технологий в сопоставлении с затратами различных видов ресурсов, которыепотребуются для их внедрения.
Разработка целей (сучетом влияния на них указанных факторов), путей решения обозначенных целей (сконкретизацией задач) позволяет сформировать конкретную модель развитияпредприятия. Действенность выбранной модели развития определяется еерезультативностью. В качестве конечных результатов используются категорииприбыли, дохода, выполнения хозяйственных договоров, ассортимента. Однако,поскольку конечный результат – это степень достижения цели, то обобщающаяоценка хозяйственной деятельности сводится к достижению этой цели минимальнымизатратами.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Раздел I.
Основныепоказатели деятельности предприятия и их оценка.
Таблица 1.
Основные показатели деятельностипредприятия.
На III квартал 2007 годазапланированы следующие показатели сбыта и производства продукции: количествопродаж в натуральном выражении по изделиям (в шт.)
— машина01-13 – 1025;
— машина01-14 – 1342;
— машина01-15 – 645;
— машина01-16 – 1525.
№ п/п
Наименование показателей
Единица измерения
 
План на IIIквартал
2007 г.
1
2
3
4
1
2
3
4
5
СБЫТ И ПРОИЗВОДСТВО
Количество продаж в натуральном выражении
-  машина 01-13
-  машина 01-14
—  машина 01-15
-  машина 01-16
Объем сбыта (реализации) – всего в оптовых ценах предприятия в т.ч.
-  машина 01-13
-  машина 01-14
-  машина 01-15
-  машина 01-16
Налог на добавленную стоимость
Объем сбыта (реализации) – всего в свободных отпускных ценах
Объем производства – всего в оптовых ценах предприятия (товарная продукция)
шт.
шт.
шт.
шт.
тыс. руб.
тыс. руб.
тыс. руб.
тыс. руб.
тыс. руб.
тыс. руб.
тыс. руб.
тыс. руб.
1025
1342
645
1525
178741
41715
62616
29117
45293
32173
210914
174393
6
7
8
9
ТРУД И ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА
Производительность труда (выработка продукции на одного работающего в оптовых ценах предприятия)
Численность работающих – всего
в т.ч. промышленно-производственного персонала
из них рабочих
Фонд оплаты труда
в т.ч. промышленно-производственного персонала
Средняя заработная плата промышленно- производственного персонала
тыс. руб./чел.
чел.
чел.
чел.
тыс. руб.
тыс. руб.
руб.
74
2411
2361
2247
86884
85229
12033
10
11
СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ И ПРЫБЫЛЬ ОТ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Себестоимость товарной продукции
Прибыль от реализации продукции (работ, услуг)
тыс. руб.
тыс. руб.
134630
39763
12
13
14
15
16
17
ФИНАНСЫ И КАПИТАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
Общая сумма прибыли
Платежи в бюджет (налог на прибыль)
Прибыль, остающаяся предприятию (чистая прибыль) в т.ч.
а) на материальное вознаграждение ППП и оплату труда НПГ
б) на развитие производства
в) на социальное развитие
г) в резервный фонд
д) на прочие расходы
Рентабельность товарной продукции
Средняя производственная мощность
Использование производственных мощностей
тыс. руб.
тыс. руб.
тыс. руб.
тыс. руб.
тыс. руб.
тыс. руб.
тыс. руб.
тыс. руб.
%
тыс. руб.
%
44218
11496
32720
9162
9816
6544
4908
2290
32,8
4595
96,2
 
 
 
 
Расчеттаблицы № 1
Ст. 1 = данные по заданию
Ст. 2 = таб. 2 гр. 4 (итого)
Ст. 2.1 – ст. 2.4 = таб. 2 гр. 4
Ст. 3 = таб. 2 гр. 6 (итого)
Ст. 4 = таб. 2 гр. 7 (итого)
Ст. 5 = таб. 3 гр. 7 (итого)
Ст. 6 = таб. 13 ст. 10
Ст. 7 = таб. 7 (всего)
Ст. 8 = таб. 13 ст. 2
Ст. 9 = таб. 13 ст. 11
Ст. 10 = таб. 19 ст. 11
Ст. 11 = таб. 19 ст. 13
Ст. 12 = таб. 22 ст. 1
Ст. 13 = таб. 22 ст. 2
Ст. 14 = таб. 22 ст. 3
Ст. 15 = таб. 21 ст. 9
Ст. 16 = таб. 4 гр. 7 (итого)
Ст. 17 = таб.4 гр.3(итого) / таб.4гр.7 (итого) * 100 = 96,2 %
           Вывод: изпредставленных предприятием изделий наиболее высоким спросом обладает машина01-16, так как она по сравнению с остальными имеет большее количество продаж,но наиболее выгодным для выпуска изделием для предприятия будет машина 01-14,так как она принесет больше прибыли и повлияет на финансовые результатыпредприятия.
 
 
Раздел II.
 II.1 Планирование сбыта продукции(работ, услуг).
 
        План  производства   и   реализации (сбыта)  продукции   —   основной   раздел плана предприятия; он определяет  главные  задачи,  стоящие  перед  предприятием  в  планируемом  периоде.  Особое  значение  этого плана объясняется его влиянием на другие  показатели  плана  и  на решение главной экономической проблемы государства — создание в нём  высокой материально-технической базы и обеспечение  изобилия  материальных  средств. При  этом  рост  выпуска  и  реализации  продукции  нужной  номенклатуры   и ассортимента  при  выполнении  рациональных  требований  к  ее  качеству   и минимальном уровне издержек производства является первостепенным делом. При  планировании  и  учете  производственной  деятельности   применяют следующую унифицированную классификацию предметов труда на предприятиях:
·     сырье  и  материалы  —  предметы  труда,  еще  не  поступившие  в обработку,  но  предназначенные   и   подготовленные   к   производственному потреблению;
·     полуфабрикаты — предметы труда,  полностью  обработанные  в  одном подразделении (цехе) и предназначенные для производственного  потребления  в других подразделениях (цехах) этого предприятия;
·     незавершенное  производство  (НЗП)  —  предметы  труда,  находящиеся   в обработке в одном из подразделении (цехов) предприятия;
·     готовая продукция (ГП) — предметы труда, прошедшие все этапы обработки, предусмотренные на  предприятии,  принятые  отделом  технического  контроля, сданные  на  склад  готовой  продукции  и  предназначенные  для  отпуска  на сторону.
 
II.2 Последовательность планированиясбыта продукции (работ, услуг).
1.       определениеколичества продаж по каждому изделию за предполагаемый период;
2.       определениеоптовой цены предприятия в соответствии с данными калькуляции себестоимости ицен, согласованных с заказчиками и оформленных протоколом согласования (безсуммы НДС);
3.       объем продажпутем перемножения количества на оптовую цену;
4.       объем продаж вотпускных оптовых ценах (в ценах продаж), в т. ч. НДС;
 
II.3  Пути формирования номенклатурыпродукции.
        Производить нужнолишь те товары, которые могут принести прибыль и пользуются спросом, а тетовары, производство которых влечет за собой убытки и которые не пользуютсяспросом, производиться не должны.
         Получениеприбыли или ее отсутствие определяют:
— общий доход;
— общие издержкипроизводства.
         Общий доход –это доход, который фирма получает от продажи произведенного продукта илиуслуги. Он исчисляется умножением цены продукта на количество проданногопродукта.
         Общие издержки –расходы (затраты фирмы), связанные с приобретением ресурсов для созданияпродукта или услуги. Они исчисляются умножением цены каждого ресурса наколичество ресурса, использованного в производстве, а затем суммированиемзатрат на каждый ресурс.
         Сумма превышенияобщего дохода над общими издержками называется чистой, или экономическойприбылью. Экономическая прибыль служит свидетельством того, что отрасльпроцветает. Отсюда возникает тенденция к появлению расширяющейся отрасли. Инаоборот, убытки ведут к появлению сокращающейся отрасли.
         В решениипроблемы «что производить» важную роль играет потребительский спрос. Увеличениеспроса, т. е. увеличение числа «потребительских голосов», поданных за продукт,обеспечивает прибыль для отрасли, производящей этот продукт. Голоса потребителейиграют важную роль в решении вопроса о том, какие продукты необходимопроизводить, чтобы отрасль была прибыльной.
         В рыночнойэкономике производить – значит применять новую технику и технологиюпроизводства.
         Применение новойтехники и технологии обеспечивает рост экономической эффективности в результатеснижения издержек производства. Экономическая эффективность зависит не толькоот техники и технологии, но также от рыночных цен на ресурсы. Экономическаяэффективность означает максимум продукции при минимуме затрат.
II.4 Условия установления и порядокформирования хозяйственных связей.
         План должентакже включать выбор посредников и торговых представителей, время начала ихдеятельности, связанной с реализацией продукции фирмы, регионы их работы.Целесообразно также определить динамику объема продаж, приходящегося на каждогоиз посредников. При использовании собственной торговой сети приводятся ееструктура, расчет объема продаж, приходящегося на одного продавца в год, размеркомиссионных или зарплаты в сопоставлении с этими же цифрами в среднем поотрасли. Кроме того к плану прилагается смета затрат на реализацию продукции играфик работы сбытового подразделения фирмы.
         Произведенныйпродукт распределяется между  членами общества для личного потребления ипроизводственного накопления.
Цены на продукты играютключевую роль в формировании структуры личного потребления, а цены на ресурсы,в свою очередь, играют ключевую роль в формировании производственногонакопления.  
        Конечный продуктпо своему натуральному содержанию состоит из двух групп товаров: материальныхресурсов (средств производства) и предметов потребления. Маркетинговые каналы –это система обмена или сбыта конечного продукта.
Каналы сбыта ведут отизготовителя к потребителям продукции. В наиболее широком смысле канал сбытаохватывает также взаимодействия производителя  с поставщиками сырья,материалов, комплектующих. Такое расширенное понимание канала сбыта особенноактуально для неразвитых рынков, где слабы товарно-денежные отношения ираспространен бартер: в этом случае поставщик материалов одновременно являетсяи покупателем конечной продукции.
        Рынок ресурсовудовлетворяет общественную потребность в ценностях, необходимых дляосуществления не просто производства, а расширенного воспроизводства, илиувеличения производства. От этого зависит уровень социально-экономическогоразвития страны.
       Потребительскийрынок индивидуализирован, он должен довести товар до отдельного человека,удовлетворить его личные потребности и способствовать воспроизводству рабочейсилы.
        Потенциальныхпокупателей необходимо информировать об имеющихся товарах, причем такимобразом, чтобы у них возникло желание эти товары приобретать. Такую функциювзяла на себя реклама – она информирует и убеждает. Некоторые виды рекламыабсолютно необходимы. Без нее потребители вообще не имели бы информации опредлагаемых им разнообразных товарах, и их выбор, таким образом, был быограничен.
         Необходимоинформировать потребителей о выпуске и свойствах новых продуктов, когда они ужемогут быть предложены к продаже. Основная цель рекламы состоит в том, чтобыощутимо увеличить потребление определенного товара или услуги.
Порядок формированияхозяйственных связей:
·         маркетинговыеисследования:
·         стимулированиесбыта (представление и рекламирование товара);
·         установлениеконтакта с покупателями, общение с ними;
·         приспособлениетовара;
·         ценообразование;
·         организацияфизического товародвижения (складирование, погрузка и разгрузка,транспортировка);
·         принятие риска иответственности за функционирование канала.
II.5 План сбыта продукции (работ,услуг).
            Важнойсоставной частью планирования сбыта является система планов, включающаястратегический (долгосрочный) и среднесрочный планы предприятия, а такжегодовой и краткосрочные планы сбыта предприятия.
          Стратегическийплан предприятия должен определять на перспективу важнейшие рынки сбыта,разработку перспективных технологий, выпуск важнейших видов продукции, основныепринципы взаимодействия с внешней средой деятельности на рынках.Ответственность за разработку стратегического плана несет руководствопредприятия. Среднесрочный план конкретизирует стратегический план предприятия.Годовой план сбыта продукции целесообразно разрабатывать в трех вариантах:пессимистический, оптимистический и наиболее вероятный.
         Пессимистическийвариант предполагает наихудшие внешние и внутренние условия деятельности и посуществу может обеспечить выживание предприятия при неблагоприятном развитииконъюнктуры рынка.
         Оптимистическийвариант плана нацелен на благоприятную конъюнктуру. Этот план должен быть цельюотдела сбыта предприятия.
         План,разработанный для наиболее вероятного развития рынка, является по существуплановым заданием для отдела сбыта. Этот план должен быть обсужден в отделах,имеющих отношение к его разработке и выполнение: отделе маркетинга,производственном отделе, отделе сбыта. При этом осуществляется координациягодового плана сбыта с производственной мощностью предприятия, производственныйотдел должен подтвердить возможность выполнения плана сбыта с учетомпроизводственной мощности. После обсуждения плана сбыта, согласования его свозможностями предприятия план подлежит утверждению руководством предприятия ипередаче отделу сбыта для выполнения. Квартальные планы базируются на годовомплане сбыта и анализе фактических данных по сбыту продукции за предшествующийпериод, данных прогноза объемов сбыта, ограничениях ресурсов. Выполнение планасбыта должно постоянно контролироваться, квартальные планы необходимокорректировать в соответствии с результатами, достигнутыми в предшествующихпериодах.
         Выпуская товарна рынок, предприятие всегда решает, сколько требуется посредников для того,чтобы обеспечить максимальный уровень охвата рынка и построить эффективнуюсбытовую сеть. В маркетинге разработаны три подхода к решению данной проблемы:
1.       интенсивноераспределение – производитель стремится обеспечить наличие своих товаров вмаксимально большом количестве в торговых точках, чтобы обеспечить максимальныйохват рынка;
2.       эксклюзивноераспределение – выбор ограниченного числа посредников, которые непосредственноработают с товарами производителей. Эта стратегия используется тогда, когда производителюнеобходимо установить контроль над деятельностью продавцов и уровнем сервиса,который они оказывают;
3.       селективное(выборочное распределение) представляет собой нечто среднее между интенсивным иэксклюзивным распределением. Здесь также используется ограниченное числопосредников, но больше чем в эксклюзивном. Данное распределение позволяетпроизводителю добиваться необходимого охвата рынка при более жестком контроле ис меньшими издержками.
 Кроме перечисленныхпланов целесообразна также разработка недельных планов – графиков отгрузкипродукции покупателям. С помощью этих планов-графиков координируются планысбыта с планами производства.
Для многих предприятийсущественной проблемой является распределение объемов сбыта по регионам, т.е.развертывание в регионах торговой сети.
Распределение объемовсбыта в региональном разрезе: открытие собственных фирменных магазинов, баз,складов готовой продукции должно быть обоснованным и приносить определенныйдоход. При обосновании распределения объемов сбыта по регионам нужно оценитьпривлекательность каждого региона для продавца, уровень доходности регионов дляфирмы сравнением возможной выручки от продаж и расходов.
Большое значение припланировании сбыта имеет установление предельного ценового показателя, нижекоторого цена не должна опускаться. Определяется он издержками производства итой минимальной ценой, неполучение которой делает продажу продукциибессмысленной. В редких случаях может возникнуть ситуация, когда продавец идетна установление бесприбыльной цены (на уровне издержек производства), если онжелает обойти конкурента посредством более низкой цены. Наиболее сложнымявляется установление объективной цены продажи определенного изделия.Объективная цена базируется на установившейся средней цене данного илианалогичного изделия с качественными средними характеристиками. Частопредприятие недополучает доход именно из-за того, что не имеет сведений осредней цене нового товара (или аналогичного ему), которая служила бы емуориентиром. Чтобы определить объективную цену продажи товара, целесообразносоставить конкурентный лист. Конкурентный лист представляет собой анализимеющихся на рынке аналогичных изделий, сравнение с этими изделиями товарасвоего предприятия и определение на этой основе этого сравнения возможной цены,которую можно запрашивать за свой товар.
Рыночное прогнозированиеобъема сбыта продукции возможно с помощью неколичественных и количественныхметодов.
 Неколичественные методыпрогнозирования основаны на экспертных оценках руководителей высшего звена,мнениях торговых агентов и покупателей (настоящих и будущих). Эти методыпрогнозирования имеют свои преимущества и недостатки. Прогнозирование сбытапродукции на основе экспертных оценок руководителей высшего звена предприятияимеет следующие преимущества: возможность оценки различных точек зрения, чтосравнительно недорого, а также оперативность получения результатов. Недостаткомэтого метода является распыление ответственности между руководителями.Преимущество прогноза сбыта на основе мнений торговых агентов заключается втом, что такой прогноз может быть дифференцированным: в разрезе товаров,территорий и покупателей. Недостатком указанного метода прогноза может бытьвероятность неправильной оценки сбыта из-за неполноты знания торговыми агентамиэкономических факторов и планов компании. Прогнозирование сбыта продукции наоснове мнений покупателей имеет недостаток – субъективный подход. Например,покупатель товара не может ответить с достаточной степенью точностью, какоеколичество этого товара он собирается приобрести в обозримом будущем.
Среди неколичественныхметодов прогнозирования сбыта особое место занимает метод экспертных оценокДельфи. Он получил широкое распространение в развитых странах. Этот методзаключается в том, что сбор мнений экспертов о возможных объемах сбытаопределенного товара осуществляется путем письменного анкетного опроса внесколько туров. При этом каждый эксперт свой прогноз дает независимо отдругих. В процессе обработки результатов компетентность каждого специалистаможно оценить с помощью специального коэффициента.
 Количественным методомпрогнозирования сбыта продукции являются: методы экстраполяции, корреляционногои регрессионного анализа, анализа временных рядов, метод Бокса-Дженкинса и др.Метод экстраполяции основан на изучении сложившихся в прошлом и настоящемзакономерностей развития изучаемого экономического явления и распространенияэтих закономерностей, на будущее исходя из того, что они могут быть устойчивы втечение некоторого периода времени. С помощью корреляционного анализа можноотобрать факторы, влияющие на сбыт продукции, измерить степень связи междувыбранными факторами и объемом сбыта и составить прогноз сбыта определенноготовара в будущем периоде. Регрессионный анализ позволяет выразить факторы,влияющие на объем сбыта, в виде регрессионной модели и воспользоватьсяполученной моделью для прогнозирования сбыта продукции.                          
 Анализвременных рядов относится к статистическим методам прогнозирования, сущностькоторых состоит в том, чтобы на основе математических моделей сформироватьпрогнозы объемов сбыта продукции. Метод Бокса-Дженкинса получил широкоераспространение в развитых странах для прогнозирования объемов сбыта. Онзаключается в разработке и отборе на базе компьютерной техники тойматематической модели, которая наилучшим образом отражает результат прежнихобъемов сбыта. Выбор конкретного метода прогнозирования зависит от техконкретных задач, которые ставит предприятие.  
В практикепрогнозирования сбыта для получения достоверных результатов целесообразноиспользовать сочетание различных методов. Только в этом случае можно достичьэффективного прогноза.
Прогнозобъема сбыта служит составной частью плана сбыта.
Протокол согласования цен – этодокумент, составленный по определенной форме, содержащий реквизиты (№документа, стороны, которые согласуют цену, дата согласования, подписи и печатис обеих сторон), наименование продукции (услуг), количество на заказ, единицыизмерения и установленную сторонами свободную оптовую цену единицы изделия ссуммой НДС
План сбытана Ш  квартал 2007 г.
    Таблица 2.Наименование изделий Кол-во продаж, шт. Оптовая цена пр-ия, руб./шт. Объем продаж, тыс.руб.
НДС
% Сумма НДС, тыс.руб. Объем продаж в отпускных ценах (в ценах продаж), тыс.руб. 1 2 3 4 5 6 7 Машина 01-13 1025 40698 41715 18 7508 49223 Машина 01-14 1342 46659 62616 18 11271 73887 Машина 01-15 645 45143 29117 18 5241 34358 Машина 01-16 1525 29700 45293 18 8153 53446 ИТОГО: X X 178741 18 32173 210914
 
 
Расчеттаблицы №2
Графа 1 и 2 заполняются всоответствии с заданием
Графа 3 заполняется по даннымкалькуляции себестоимости и цен, согласованных с заказчиками и оформленныхпротоколом согласования.
Графа 4 = графа 2 * графу 3 / 1000
Графа 5 – согласно действующемузаконодательству, т. е. 18 %
Графа 6 = графа 4 * графу 5 / 100
Графа 7 = графа 4 + графа 6.
Руководитель________________               Ген… Директор_________________   
 ___________________________                         ____________________________   Подпись_____________________                             Подпись ____________________
                          (фамилия)                                                (фамилия)
« 15 » декабря               2007г.                             «15  »  декабря                2007 г.
М.П.                                                                        М.П.

ПРОТОКОЛ№_21_
согласованиясвободной оптовой цены (тарифа)
напродукцию (услуги) производственно-технического назначения
_______________________________
_________________________________________________

№п/п
Наименование продукции (услуг), марка, тип и т.п.
№ заказа
Количество на заказ
Ед. изм
Свободная оптовая цена ед. изделия в руб. с НДС 18%
1
2
3
4
5
6 1 Машина 01-13 1 1025 шт. 48022 2 Машина 01-14 2 1342 шт. 55057 3 Машина 01-15 3 645 шт. 53268 4 Машина 01-16 4 1525 шт. 35047
 
Общая сумма заказа                   210914 тыс. руб.
В том числе сумма НДС            32173 тыс. руб.
На срок действия договора заводоставляет за собой право изменения цен.
Начальник планово-экономического              Подпись_______________________
 
 
 
 
Раздел III.
Планированиепроизводства продукции (работ, услуг).
        Планирование производства продукции имеет целевую направленность и последовательность. Для их определения существует несколько форм планирования. Формы планирования в зависимости  от  длительности  планов  делятся  на  пять видов:
             ~ оперативно – календарный;
             ~  текущий;
             ~  среднесрочный;
             ~ долгосрочный;
             ~ стратегический.
       Группировка планов на долгосрочный, текущий и оперативно-календарный в определенной мере   носит условный характер. Различие между  ними  состоит в сроках получения конечного результата. Что касается объекта  планирования, то, как правило, он не изменяется. Одно и то же изделие может включаться  во все виды планов.
       Например, подготовка производства и  продажи  изделия  включается  в  долгосрочный  план.   Проектирование   изделия,   закупка   оборудования   и материалов для его производства включается в  текущие  планы.  Распределение персонала по объемам, связанным с производством  нового  изделия,  и  оплата текущих расходов включаются в оперативные планы.
Наряду с этим каждый вид планирования имеет характерные отличия. Они заключаются главным образом в:
·     точности устанавливаемого интервала планирования;
·     степени  интеграции  и  дифференциации,   а   также   количестве показателей планирования;
·     степени точности расчетов затрат и результатов производства;
·     порядке распределения обязанностей между исполнителями плана.
        Рамки стратегического плана почти  всегда  подвижны,  так  же,  как  и сроки   получения  конечного  результата  и  суммы  расходов.  Как  правило, устанавливается лишь основной ответственный исполнитель, так как при  первом этапе еще не ясны  ни  содержание  работ,  ни  их  объемы.  Точное  адресное распределение заданий по срокам их исполнения, объемам расходов  и  конечным результатам определяется  в  текущих  и  особенно  в  оперативно-календарных планах.
        В целом долгосрочное, текущее  и  оперативно-календарное  планирования взаимосвязаны и представляют собой единую систему планирования.  Посредством планирования  связывается  в  единый  целостный   комплекс   весь   механизм управления предприятием.
        Стратегическое  планирование  заключается  в  основном  в  определении главных  целей  деятельности  предприятия  и  ориентировано  на  определение намечаемых конечных результатов  с  учетом  средств  и  способов  достижения поставленных  целей   и  обеспечения  необходимыми   ресурсами.   При   этом разрабатываются    новые    возможности    фирмы,    например,    расширение производственных  мощностей  путем  строительства  новых   предприятий   или приобретения оборудования, изменения  профиля  предприятия  или  радикальное изменение технологии. Стратегическое планирование охватывает период в  10-15 лет,  имеет отдельные последствия, влияет на функционирование  всей  системы управления и основывается на огромных ресурсах.
         Тактическое  планирование  заключается  в  определении  промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и  задач.  При  этом  детально разрабатываются средства и способы решения задач,   использование  ресурсов, внедрение новой технологии.
         Представляет  интерес  следующее  толкование  терминов,  связанных   с планированием:
       планомерность – это основа управления;
       плановость – это  принцип управления;
       планирование –  важнейшая функция управления;
       плановые задачи  – метод управления;
       разработка и реализация плана  –  это  основное  содержание  процесса
   управления.
Среднесрочный план обычно содержит количественные  показатели,  в  том числе и  в отношении распределении  ресурсов.  В  нем  приводятся  детальные сведения о разбивки по продуктам, данные о  капиталовложениях  и  источниках финансирования. Он разрабатывается в производственных отделениях.
Текущее  планирование  осуществляется  путем   детальной   разработки оперативных планов для компании в целом  и  ее  отдельных  подразделениях  в международном масштабе, в частности, программ маркетинга, планов по  научным исследованиям, планов по  производству  материально-техническому  снабжению. Основным звеном текущего  плана  производства  является  календарные  планы, которые  представляют  собой  детальную   конкретизацию   целей   и   задач, поставленных  стратегическим  и  среднесрочным  планами.  Календарные  планы производства составляются на основе о  наличии  заказов,  обеспеченности  их материальными ресурсами:  степени  загрузки  производственных  мощностей  их использовании с учетом обусловленных сроков  исполнения  каждого  заказа.  В календарных планах производства предусматривается расходы  на  реконструкцию имеющихся мощностей,  замену  оборудования,  сооружение  новых  предприятий, обучение рабочей силы. В планы по сбыту  продукции  и  предоставлении  услуг включаются показатели по экспорту  продукции,  заграничному  лицензированию, предоставлению технических услуг и обслуживанию
        Оперативно-календарное  планирование  является  развернутым  продолжением текущего планирования производства. Оно включает:
v детализацию текущего плана и  доведение  его  заданий  до  каждого  цеха, отдела или участка;
v организацию доставки на рабочие места материалов, топлива, вывоз  готовой продукции, организацию контроля качества;
v обеспечение сплошного контроля  за  ходом  производственного  процесса  и оперативное устранение неполадок и сбоев в работе.
 
      Реализация оперативных планов осуществляется  через  системы  бюджетов или финансовых планов, которые составляются  обычно  на  год  или  на  более короткий срок по каждому отдельному подразделению – центру прибыли, а затем консолидируются в единый бюджет или финансовый план предприятия. Бюджет формируется на основе прогноза сбыта, что необходимо  для  достижения намеченных  планов  финансовых  показателей.  При  его  составлении,  прежде всего,  учитывается   показатели,   разработанные   в   стратегических   или оперативных  планах.  Через  бюджет   осуществляется    взаимосвязь   между стратегическим, текущим и другими видами планирования.
           Последовательностьпланирования производства продукции (работ, услуг):
1.       определениеостатков нереализованных изделий на начало квартала и на конец квартала;
2.       определениеколичественного план производства;
3.       установлениеоптовой цены предприятия
4.       определение объемапроизводства в оптовых ценах предприятия.
        План производства продукции(работ, услуг) разрабатывается с целью определения объема продукции в оптовыхценах предприятия, с учетом количественного плана производства и оптовой ценыпредприятия в рублях.
 Применяемые цены при составлениистоимостного плана производства продукции (работ, услуг) – свободная оптоваяцена (по протоколу согласования) и отпускные цены.
 Составим количественный истоимостной план производства продукции (работ, услуг):
Таблица 3.
Планпроизводства продукции (работ, услуг) на IIIквартал 2007г.
Наименование изделия
Кол-во продаж шт.
Остатки нереализованных изделий, шт.
Количеств-ый план производства, шт.
Оптовая цена пр-ия,    руб.
Объем пр-ва в оптовых ценах пр-ия, тыс.руб.
 
 
На начало квартала
На конец квартала
 
 
 
1
2
3
4
5
6
7 Машина 01-13 1025 60 33 998 40698 40617 Машина 01-14 1342 78 45 1309 46659 61077 Машина 01-15 645 58 53 640 45143 28892 Машина 01-16 1525 125 75 1475 29700 43807 ИТОГО: X X X X X 174393
 
Расчеттаблицы №3
Графа 1 и 2 согласно плану сбыта
Графа 3 и 4 согласно даннымметодическим указаниям:
Остатки нереализованной продукцииВремя машина 01-13 машина 01-14 машина 01-15 машина 01-16 на начало квар 60 78 58 125 на конец кварт 33 45 53 75
Графа 5 = графа 2 – графа 3 + графа 4
Графа 6 согласно табл.14, гр.21
Графа 7 = графа 5 * графу 6 /1000
          С целью обоснованияпроизводства продукции (работ, услуг) составляется баланс производственныхмощностей.
Необходимые данные приведены ниже:
Наименование изделия
Ед. изм.
Входная мощность на начало квартала
Средняя за квартал вводимая мощность
Средняя за квартал выводимая мощность
1
2
3
4
5 Машина 01-13 шт. 980 90 40 Машина 01-14 шт. 1320 110 65 Машина 01-15 шт. 650 80 50 Машина 01-16 шт. 1470 120 70
Таблица 4.
Баланспроизводственных мощностей и их использование по плану на IIIквартал 2007г.
Наименование изделия
д. изм
Выпуск по плану производства
Входная мощ-ть на начало квартала
Среднеквартальная вводимая мощность
Среднеквартальная выводимая мощность
Среднекв. произ-ная мощ-ть
% использования произв-й мощ-ти
1
2
3
4
5
6
7
8 Машина 01-13 т.р. 998 980 90 40 1030 96,9 Машина 01-14 т.р. 1309 1320 110 65 1365 95,9 Машина 01-15 т.р. 640 650 80 50 680 94,1 Машина 01-16 т.р. 1475 1470 120 70 1520 97,0
ИТОГО: т.р.
4422
4420
400
225
4595
96,2
Расчеттаблицы №4.
Графа 3 = таб. 3 гр. 5
Графа 4 = по данным, приведенным вышегр.3
Графа 5 = по данным, приведеннымвыше, гр. 4
Графа 6 = по данным, приведеннымвыше, гр. 5
Среднеквартальная              Входная                   Ср.квартальная      Ср.квартальная
произв. мощность   =    мощность         +                         вводимая мощ-ть         -                                выводимаямощ-ть
  гр. 7            =        гр.4             +               гр.5        -                   гр.6
% использования                  Выпускпо плану производства
мощности      =      Ср.квартальнаяпроизв. мощ-ть     *   100
   гр. 3
гр. 8 =     гр. 7    *   100
По данным баланса производственныхмощностей построим график использования мощностей
/>
 
 
 
 
 
 
 
Раздел IV.
Планированиетруда и заработной платы.
IV. 1 Содержание плана по труду и зарплате.
Заработная плата производственных рабочих определяется на основе  часовых тарифных ставок, зависящих от условий работы,  квалификационного  разряда  и форм оплаты труда. Точное  распределение  рабочих  по  разрядам  и  условиям труда  зависит  от  условий  конкретного   производства
К основной относится  заработная  плата,  начисленная  пропорционально отработанному времени (выполненной работе) по тарифным ставкам, окладам  или сдельным расценкам, а так  же  различные  виды  премий,  надбавок  и  доплат стимулирующего    характера.
К  дополнительной  заработной  плате   относится   оплата   очередных отпусков, вознаграждения за выслугу лет, выходные пособия и др.
Общий фонд заработной  платы  рабочих  (ФЗП) слагается  из  заработной платы основных  и вспомогательных  рабочих.
Предприятие от начисленной заработной  платы  производит  обязательные отчисления в пользу государственных внебюджетных фондов.
Служащие  –  это  категория  работников,   в   деятельности   которых преобладают  те  или  иные  виды  умственного  труда.   В   соответствии   с действующей  Единой  номенклатурой  должностей  служащих  к  этой  категории относятся руководители, специалисты  и  технические  исполнители.  Численный состав  служащих  определяется  по  штатным  расписаниям,  разработанным  на основе рациональных  систем  управления,  которые  зависят  от  особенностей отрасли и производственной структуры конкретного предприятия
Оплата труда напредприятии является важным элементом затрат в себестоимости продукции. Можновыделить следующие особенности расчетных операций с персоналом предприятия повсем видам начислений и удержаний:
v    Сжатые и строгоопределенные сроки на расчеты по оплате труда подготовку всей необходимойдокументации;
v    При начислении ивыплате суммы заработной платы необходимо руководствоваться значительным числомнормативных актов;
v    Важное значение имеетточность оформления первичных документов, служащих основанием для расчетов сработниками.
 Для организации учетатруда, выработки и заработной платы, составления отчетности и контролем зафондом заработной платы и выплатами социального характера весь персонал,например, промышленного предприятия распределяется на три группы:промышлено-производственный, непромышленный и работники несписочного состава(выполняющие работы по договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера).
Кроме того, в отчетностипо труду из группы промышленного производственного персонала выделяются двекатегории — рабочие и служащие (руководители, специалисты и другие служащие).Показатели численности и состава персонала по указанным группами категориямрегламентируются в соответствии с Инструкцией по статистике численности изаработной платы рабочих и служащих. Первичными документами по учетучисленности персонала и его движения являются приказы о приеме, увольнении илипри переводе на другую работу и о предоставлении отпусков.
Предприятиясамостоятельно, но в соответствии с законодательством устанавливают штатноерасписание, формы и системы оплаты труда, премирования. Различают две основныеформы оплаты труда: сдельную (когда в основу расчета берется объем работы ирасценка за выполнение его единицы) и повременную (за основу — тарифная ставказа час работы или оклад и отработанное время). Кроме того, возможно применениеразновидностей этих форм (простая повременная, повременно премиальная, прямаясдельная, сдельно премиальная и т.д.).
 На основании выбраннойсистемы оплаты труда на предприятии учет ее регламентируется следующимидокументами:
— выписка из протоколасобрания о ставках повременщиков;
— табель учета рабочеговремени;
— карточка учетавыработки;
— наряды, договора,контракты, трудовые соглашения с визой руководителя о выплате, приказы и др.
 Заработная платавыплачивается еженедельно, два раза в месяц, ежемесячно — согласно порядку,установленному на предприятии. При этом в день выплаты заработной платы в банкпредоставляются платежные поручения на перечисление подоходного налога,транспортного налога, налога на нужды образовательных учреждений, а такжеплатежи в фонды (пенсионный, медицинского страхования, социального страхования,занятости).
Производственных рабочихпринято  подразделять  на  основных  (занятых непосредственным  изготовлением продукции)  и  вспомогательных.  Заработная плата основных рабочих входит всостав прямых затрат на  производство  и  ее величина используется  при  укрупненном способе  определения  себестоимости продукции.
   Баланс рабочего времени включает в себя три фонда времени:
ü  календарный – количество календарных дней в планируемом периоде;
ü  номинальный  –  максимальное  число  рабочих  дней  (определяется  как разность между календарным фондом и количеством выходных и праздничных дней за соответствующий период);
ü  эффективный – время фактического пребывания  рабочего  на  предприятии (которое получается вычитанием из номинального  фонда  неиспользуемого рабочего времени в результате отпусков всех видов,  болезни  и  других причин).
          Определяя заработную плату,необходимо иметь в виду два понятия: номинальная заработная плата и реальнаязаработная плата.
Номинальная заработнаяплата – это сумма денег, полученная работником за час, день, неделю, год.
Реальная заработная плата– это количество товаров и услуг, которые можно приобрести на номинальнуюзаработную плату, т. е. это покупательная способность номинальной заработнойплаты. Реальная заработная плата зависит от номинальной заработной платы и ценна приобретаемые товары и услуги.
Исходные данные:
(из расчета на год длясоставления баланса рабочего времени на III квартал 2007 года.)
1.            Продолжительностьотпусков – 30 календарных дней, из них 24 дня – рабочих.
2.            Прочиепланируемые неявки – 8 дней.
3.            Внутрисменныепотери – 2% от продолжительности рабочего дня.
4.            Продолжительностьрабочего дня – 8 часов.
Таблица 5.
Баланс рабочего времени на IIIквартал 2007г.
№ п/п
Категория рабочего времени
Единица измерения
Результат
1
2
3
4 1 Календарный фонд дн. 92 2 Выходные и праздничные дни дн. 27 3 Предпраздничные дни дн. --- 4 Номинальный фонд дн. 65 5 Планируемые неявки — всего дн. 8 в т. ч. 5.1 очередные отпуска дн. 6 5.2 прочие неявки дн. 2 6 Явочный фонд дн. 57 7 Внутрисменные потери час. 0,16 8 Средняя продолжительность рабочего дня час. 7,84 9 Полезный фонд рабочего времени на одного среднесписочного рабочего час. 447
Расчеттаблицы №5
Ст. 1 = данные по календарю за III квартал 2007г.
Ст. 2 = данные по календарю за III квартал 2007г.
Ст. 4 = ст.1 – ст.2
Ст. 5 = ст.5.1 + ст. 5.2
Ст.5.1 = 24 рабочих дня / 4 квартала= 6 дней в 1 квартал
Ст. 5.2 = 8 дней прочих планируемыхнеявок / 4 квартала = 2 дня
Ст. 6 = ст. 4 – ст. 5
Ст. 7 = продолжительность рабочегодня * 2% = 8 часов * 2 / 100 = 0,16 час.
Ст. 8 = продолжительность рабочегодня – ст. 7 = 8 часов – 0,16 = 7,84 час.
Ст. 9 = ст. 8 * ст.6 = 7,84 * 57 =447 час.

План почисленности работающих на IIIквартал 2007г.
Таблица 6.
Расчет трудоемкостипродукции и численности основных производственных рабочих (сдельщиков).
Виды продук-ции
Вы-пуск, шт.
Трудовые затраты на ед.изд. н.ч.
Трудоем-кость про-дукции на весь выпуск
н.ч.
Коэф-т выпол-нения норм
Потребное кол-во чел/час. на выпуск продукции
Полезный фонд рабочего времени, час.
Численность рабочих сдельщиков, чел
1
2
3
4
5
6
7
8
Заготовительный цех Машина 01-13 998 95 94810 1,3 72931 447 163 Машина 01-14 1309 100 130900 1,3 100692 447 225 Машина 01-15 640 170 108800 1,3 83692 447 187 Машина 01-16 1475 45 66375 1,3 51058 447 114 ИТОГО: X X 400885 1,3 308373 X 689
Механический цех Машина 01-13 998 60 59880 1,3 46061 447 103 Машина 01-14 1309 129 168861 1,3 129893 447 290 Машина 01-15 640 65 41600 1,3 32000 447 72 Машина 01-16 1475 48 70800 1,3 54461 447 122 ИТОГО: X X 341141 1,3 262416 X 587
Сборочный цех Машина 01-13 998 97 96806 1,3 74466 447 166 Машина 01-14 1309 60 78540 1,3 60415 447 135 Машина 01-15 640 79 50560 1,3 38892 447 87 Машина 01-16 1475 85 125375 1,3 96442 447 216 ИТОГО: X X 351281 1,3 270216 X 604
ВСЕГО:
X
X
1093307
1,3
841005
X
1880
 
Расчеттаблицы № 6
Гр. 2 = таб. 4 гр.3
Гр. 4 = гр. 2 * гр. 3
Гр. 6 = гр. 4 / гр. 5
Гр. 7 = таб.5 ст.9
Гр. 8 = гр. 6 / гр. 7
Численностьвспомогательных рабочих
Принимаем согласнообщемашиностроительным нормам обслуживания:
·             Инструментальныйцех – 130 чел.
·             Ремонтно-механический– 135 чел.
Численностькладовщиков:
·             Заготовительныйцех – 3 чел.
·             Механический цех– 3 чел.
·             Сборочный цех – 3чел.
·             Инструментальныйцех – 3 чел.
·             Ремонтно-механическийцех – 3 чел.
Численностькомплектовщиков:
·             Механический цех– 7 чел.
·             Сборочный цех –12 чел.
·             Ремонтно-механический– 3 чел.
Численностьраспределителей работ:
·             Заготовительныйцех – 16 чел.
·             Механический цех– 11 чел.
Уборщики, ученики,работники охраны – 38 чел.
Численность служащих:
(руководителей,специалистов, прочих) по нормативам по следующим функциям:
1.            Технико-экономическоепланирование – 10 чел.
2.            Бух. учет ифинансовая деятельность – 15 чел.
3.            Комплектование иподготовка кадров – 4 чел.
4.            Материально-техническоеснабжение и сбыт – 11 чел.
5.            Организация трудаи зарплаты – 5 чел.
6.            Технологическаяподготовка производства – 14 чел.
7.            Конструкторскаяподготовка производства – 12 чел.
8.            Оперативно-производственноепланирование – 6 чел.
9.            Охрана труда итехника безопасности – 2 чел.
10.         Прочие функции –5 чел.
11.         Руководители – 20чел.
12.         Прочие служащие –10 чел.
Численность работающихнепромышленной группы– 50 чел.
В основных цехах:
Премии – 30%, доплаты –10%, дополнительная зарплата – 12%.
Средний разрядвспомогательных рабочих:
·             в заготовительномцехе – 3,4
·             в механическомцехе – 3,3
·             в сборочном цехе– 3,2
·             винструментальном – 3,8
·             времонтно-механическом – 4,2
Для расчета фондазарплаты вспомогательных рабочих примем:
Премии – 25%, доплаты –10%, дополнительная зарплата – 12%
В заготовительном цехеработы с тяжелыми условиями труда.
Часовые ставки повышенына 14%.
Фонд з/п прочихвспомогательных рабочих (уборщики, ученики) составляет 300000 руб. Фонд з/пслужащих (руководителей, специалистов и прочих) определяем по месячнымдолжностным окладам с учетом надбавок.
      
Таблица 7.
Сводная ведомость работающих по плану на IIIквартал 2007г.
 
№ п/п
Группы и категории работающих
Численность, чел.
1
2
3
I
1
1.1
1.2
2.
2.1
2.2
2.3
II
Промышленно-производственный персонал
в том числе:
рабочие
из них — основные
            — вспомогательные
служащие
из них — руководители
            — специалисты
            — прочие служащие
Непромышленная группа
2361
2247
1880
367
114
20
84
10
50
 
ВСЕГО:
2411
 
План по оплате труда на IIIквартал 2007г.
В этом подразделенеобходимо определить фонд зарплаты по категориям работающих и фонд оплатытруда с учетом отчислений от прибыли.
Фонд зарплаты каждойкатегории работающих определяем в соответствии с принятой системой оплатытруда:
а) основныхпроизводственных рабочих – по сдельным расценкам с учетом премий и доплат;
б) вспомогательныхрабочих – по тарифным ставкам с учетом премий и доплат;
в) служащих (руководителей,специалистов и прочих) – по месячным должностным окладам с учетом установленныхнадбавок.
IV.2Расчет фонда заработной платы.
Часовые тарифные ставкирабочих 1 разряда, принятые на предприятии, руб.:
— для сдельщиков – 28руб.
— для повременщиков – 27руб.
Тарифные коэффициентыприведены в таблице 8.
Рассчитаем тарифныеставки у повременщиков и сдельщиков (расчет таблицы№8):
·             Повременщики
I     1,0 * 27 = 27,0 руб.
II    1,1 * 27 = 29,7 руб.
III   1,22 * 27 = 32,94 руб.
IV   1,36 * 27 = 36,72 руб.
V    1,56 * 27 = 42,12 руб.
VI   1,82 * 27 = 49,14 руб.
·             Сдельщики
I     1,0 * 28 = 28 руб.
II    1,1 * 28 = 30,8 руб.
III   1,22 * 28 = 34,16 руб.
IV   1,36 * 28 = 38,08 руб.
V    1,56 * 28 = 43,68 руб.
VI   1,82 * 28 = 50,96 руб.
 
Таблица 8.
Тарифныеставки.
Разряд
I
II
III
IV
V
VI
1
2
3
4
5
6
7 Тарифный коэффициент 1,0 1,1 1,22 1,36 1,56 1,82 Повременщики 27 29,7 32,94 36,72 42,12 49,14 Сдельщики 28 30,8 34,16 38,08 43,68 50,96
 
Средний разряд работ (дляпроизводственных рабочих):
·             по машинам 01-13– 4,2
·             по машинам 01-14– 4,4
·             по машинам 01-15– 3,9
·             по машинам 01-16– 3,8
Часовая ставка среднего разрядаопределяется:
Сч ср. = Сч м+ (Сч б – Сч м) (Рср – Рм), где
Сч м – часовая ставка меньшегоразряда
Сч б – часовая ставка большего разряда
Рср – значение среднего разряда.
Рассчитаем по каждой машине средниетарифные ставки:
·             машина 01-13
Сч ср. = 38,08 + (43,68 –38,08) (4,2 – 4) = 38,08 + 5,6 * 0,2 = 39,20 руб.
·             машина 01-14
Сч ср. = 38,08 + (43,68 –38,08) (4,4 – 4) =  38,08 + 5,6 * 0,4 = 40,32 руб.
·             машина 01-15
Сч ср. = 34,16 + (38,08 –34,16) (3,9 – 3) = 34,16 + 3,92 * 0,9 = 37,68 руб.
·             машина 01-16
Сч ср. = 34,16 + (38,08 –34,16) (3,8 — 3) = 34,16 + 3,92 * 0,8 = 37,29 руб.
Средний разрядвспомогательных рабочих:
·             в заготовительномцехе – 3,4
·             в механическомцехе – 3,3
·             в сборочном цехе– 3,2
·             винструментальном – 3,8
·             времонтно-механическом – 4,2
Часовая ставка среднегоразряда определяется также как и для производственных рабочих: Сч ср. = Сч м +(Сч б – Сч м) (Рср – Рм).
Рассчитаем среднюю часовую тарифнуюставку по цехам (для вспомогательных рабочих):
·             Заготовительныйцех
Сч ср. = 32,94 + (36,72 – 32,94) (3,4– 3) = 32,94 + 3,78 * 0,4 * 1,14 = 34,45 руб.
·             Механический цех
Сч ср. = 32,94 + (36,72 – 32,94) (3,3– 3) = 32,94 + 3,78 * 0,3 * 1,14 = 34,07 руб.
·             Сборочный цех
Сч ср. = 32,94 + (36,72 – 32,94) (3,2– 3) = 32,94 + 3,78 * 0,2 * 1,14= 33,70 руб.
·             Инструментальныйцех
Сч ср. = 32,94 + (36,72 – 32,94) (3,8– 3) = 32,94 + 3,78 * 0,8 * 1,14 = 35,96 руб.
·             Ремонтно-механическийцех
Сч ср. = 36,72 + (42,12 – 36,72) (4,2– 4) = 36,72 + 5,4 * 0,2 * 1,14= 37,80 руб.
Рассчитав средние тарифные ставки,можно определить фонд заработной платы основных и вспомогательных рабочих:


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Диагностика уровня подготовки учащихся начальных классов на уроках русского языка
Реферат Эллинистическая философия. Основные черты Эллинистического стиля мышления. Основные направления Эллинистической философии(неоплатонизм)
Реферат Анализ деятельности ООО "Сигнальные системы"
Реферат Обзор рынка киллеров
Реферат Трансформация ценностных ориентаций в современной российской семье
Реферат Выездные налоговые проверки назначение и основные гарантии прав налогоплательщиков при их проведении
Реферат Издержки и прибыль предприятия
Реферат Российский абсолютизм становление, особенности, идеология
Реферат Туркменістан економіко-географічна характеристика
Реферат Психоанализ З. Фрейда и неофрейдизм
Реферат Hindu Temple Essay Research Paper Inside a
Реферат Зарубежная философия
Реферат Русское искусство 18 века
Реферат Анализ финансового состоянния и экономической эффективности предприятия (на примере ООО "Югсервис")
Реферат Концептуальные основы развития дополнительного профессионального образования