Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Состояние народного образования и школы в капиталистических странах в середине ХХ века

Н.А.Константинов, Е.Н.Медынский, М.Ф.Шабаева
Характерные черты буржуазных систем народногообразования.
Системынародного образования развитых капиталистических стран создавались в XIX—XXвеках соответственно с историческими, экономическими, социально-политическими икультурными условиями и особенностями каждой отдельной страны. Однакосуществуют общие тенденции и характерные черты, присущие системам народногообразования капиталистических стран.
Общимичертами систем народного образования развитых капиталистических стран являютсяклассовый характер школы, расовая, национальная и религиозная дискриминация,наличие привилегированных частных школ. Широко распространены мнения обинтеллектуальной неполноценности детей трудящихся, насаждаемые так называемойтеорией «умственной одаренности», направленной на лишение детей трудящихсяполноценного образования.
Господствующиесилы — руководители государства и монополий, представители военно-промышленногокомплекса — стремятся воспитывать подрастающее поколение в духе антикоммунизмаи приспособления к существующим капиталистическим отношениям, настойчивопрививают учащимся ненависть к СССР и социалистическим странам.
Классовыйхарактер буржуазной школы зачастую проявляется в завуалированной форме.Образование формально доступно всем слоям населения; действуют законы о всеобщембесплатном обучении, но фактически они не выполняются.
Поэтому поводу В. И. Ленин говорил в конце XIX века, что буржуазная школа незнает сословий, она имеет дело с гражданами. В отличие от феодальных времен,когда школа носила сословный характер и для каждого сословия создавались особыешколы, при капитализме формально провозглашается единая школа, якобы доступнаявсем слоям населения, но фактически существует неравенство в областиобразования. Буржуазная школа по сравнению с феодальной сделала шаг вперед враспространении образования, но не сделала его общедоступным. Далеко не вседети трудящихся попадают в средние школы и только редкие из них учатся дальше.Даже в тех странах, где провозглашено бесплатное среднее образование, детитрудящихся не могут воспользоваться этим правом: не имеют материальных средствна оплату стоимости учебников, спортивных занятий, лабораторных работ и насодержание себя во время учения.
Буржуазнымсистемам народного образования присущ двойственный характер. Хотя официально рекламируетсядоступность и равенство образования для всех, фактически существуют дверазличные системы: одна для элиты, другая для материально необеспеченных людей.Переход детей из одной системы в другую фактически невозможен. Дети трудящихсяучатся обычно в обязательной школе и тесно связанных с ней низшихпрофессиональных учебных заведениях. Для них создаются школы-тупики, которые недают достаточных общеобразовательных знаний, необходимых для продолженияобразования в средних школах, а готовят к деятельности в сфере физическоготруда.
Детипредпринимателей и коммерсантов, высших чиновников и привилегированной частиинтеллигенции учатся в средних школах, затем поступают в высшие учебныезаведения. Многие из них предпочитают государственным частные школы с высокойплатой за учение, но с хорошим оборудованием и квалифицированными учителями.Они готовятся к тому, чтобы занять командные должности в промышленности,торговле, государственном аппарате.
Ввысших учебных заведениях Франции число студентов из рабочих семей в 5 разменьше по отношению к удельному весу рабочих в населении страны, тогда какстуденты из привилегированных слоев в процентном отношении в 6 раз превышаютудельный вес этой социальной группы.
Ограничениюдоступа трудящихся в средние и высшие школы в капиталистических странах служиттакже расовая, национальная и религиозная дискриминация в области образования.Особенно укоренилась дискриминация, основанная на различиях между расами ицветом кожи людей.
Вкапиталистических государствах существует религиозная дискриминация в областинародного образования. Если в период революционной борьбы с феодализмомбуржуазия добивалась светского образования и отстранения церкви от влияния нашколу, то после прихода к власти буржуазии не было полностью введено светскоеобразование и установился союз с церковью.
Внастоящее время в капиталистическом мире возрастает влияние церкви на школу,укрепляются позиции духовенства в области образования. Значительное числочастных школ принадлежит религиозным организациям, в эти школы принимаются, какправило, дети, исповедующие определенную религию. Различия в религиозныхверованиях влекут за собой предпочтения или ограничения в области образования.
В60-е годы XX века под влиянием роста общественной активности трудящихся,достижений и успехов социалистических стран, все усиливающейсянаучно-технической революции, требующей более подготовленных в образовательномотношении людей, господствующие классы империалистических стран вынуждены былипровести необходимые преобразования школьных систем.
Требованияпо народному образованию, сформулированные при активном участиикоммунистических партий этих стран, вошли в программу все нарастающей борьбытрудящихся за свои права. Но решающий голос при определении перспектив развитияшколы принадлежит в конечном счете представителям монополии, и они стремятсяиспользовать все нововведения для укрепления своих позиций и против народныхмасс.
Политикавоенно-промышленного комплекса, владельцев концернов, фирм и монополий вызываетвсе усиливающееся обострение классовой борьбы. Никогда еще дна не достигалатакой остроты, как в наши дни. В условиях большого накала классовых битвтрудящихся с империалистами против гонки вооружений, провоцирования военныхконфликтов, роста нищеты, налогового бремени и эксплуатиции активизируетсядеятельность прогрессивного учительства. Наряду с требованиями улучшенияусловий работы и повышения оплаты труда, учителя выступают с лозунгами отменырасовой дискриминации и интегрированного равного образования, за отмену военныхналогов и повышения ассигнований для школ. В этом их поддерживает прогрессивнаячасть учащихся.
Огромныйразмах приобрело оппозиционное движение студенчества, выступающего, наряду стребованиями демократических реформ образования, против внешней и внутреннейполитики империалистических правительств.
Состояние народного образования и школы.
Характерныечерты современной буржуазной школы, отмеченные выше, по-своему проявляются врамках определенных систем народного образования, исторически сложившихся вкаждой капиталистической стране. Рассмотрим систему народного образования внекоторых развитых капиталистических странах.
Школы Англии.
Структураанглийской системы народного образования определена школьным законом 1944 года,или так называемым «Актом об образовании». Этот закон, принятый в условияхроста послевоенного демократического движения, предусматривал унификациюшкольной системы, расширение возможности всех граждан на получение среднегообразования, улучшение подготовки молодежи в области естественных наук итехники, развития интересов и способностей школьников.
Вдействительности эти важные задачи были решены прежде всего в интересахгосподствующих сил. Основой системы народного образования в Англии являетсяначальная школа, которая охватывает детей с 5 до 11 лет, имеет две ступени:двухлетнюю школу для малышей 5—7 лет и собственно начальную школу счетырехгодичным сроком обучения для детей 7 — 11 лет.
Вначальных школах обучают чтению, письму, счету, ручному труду, домоводству,религии. В младших классах занимаются физическим и эстетическим воспитаниемдетей, в старших — даются сведения по естествознанию, географии, истории.
Припоступлении в школу детям предлагают дать ответы по тестам и таким образомопределяют их умственную одаренность. В зависимости от установленного уровняодаренности детей делят на способных и неспособных к интеллектуальнойдеятельности и помещают в различные потоки: способных — в поток А, среднихв В,менее способных — в С (иногда в Д и Е). Обучение в потоках проводится по разнымпрограммам и различными методами. В потоках А и В внимание учащихся направленона изучение теоретических знаний, в других потоках — на выработку практическихи трудовых навыков. В результате этого дети, оканчивающие начальную школу,имеют различный уровень развития и подготовки.
В11 лет дети снова подвергаются испытаниям для установления уровня умственнойодаренности и в зависимости от их результатов направляются в средние школыразличных типов.
«Актомоб образовании» 1944 года были введены три типа среднего образования:грамматическая семи-, восьмилетняя средняя школа; средняя техническая школа спяти-, семилетним сроком обучения и, наконец, так называемая современнаячетырехгодичная школа.
Всеэти школы, именуемые средними, резко отличаются друг от друга сроками обучения,целями, задачами, содержанием и методами образования, а также правами, которыеони предоставляют своим выпускникам.
Толькограмматические школы, существующие в Англии с эпохи Возрождения и традиционноотдающие предпочтение классицизму и гуманитарным наукам, дают полное среднееобразование, готовят к поступлению в университет. В эти школы из потоков А и Впопадает около трети учащихся, окончивших начальную школу, из детей буржуазии,а также среднеобеспеченной интеллигенции.
Основнаямасса учащихся выбывает из этой школы после окончания пятого класса; сдавсоответствующий экзамен, они идут работать служащими фирм, контор и т. п. илипродолжают учиться в профессиональных школах.
Остальныеучащиеся приобретают серьезные знания в течение 2 лет в старших классахграмматической школы и получают свидетельство «повышенного» уровня — аттестатзрелости, дающий право на поступление в вузы. В грамматических школах имеетместо дифференцированное обучение.
Вучебных планах младших классов 60—65% времени занимают предметы гуманитарногоцикла (родной, латинский и один из современных языков, история, география,музыка, искусство), математика и естествознание — 20—25%, физическое воспитание— 10—13%, религия — 3%. Девочки занимаются домоводством, мальчики — работами подереву и металлу. С III—IV классов учащиеся обучаются в избранных ими профиляхпоследующего обучения — гуманитарном, естественнонаучном, математическом,замыкаясь в их рамках в ущерб своему общему образованию. В VI (выпускном)классе снова требуется выбрать одно из отделений: гуманитарное, естественное,математическое (или естественно-математическое), социально-экономическое,техническое, домоводческое и др., где углубленным образом каждый изучаетнебольшое число учебных предметов по желанию.
Грамматическиешколы хорошо оснащены учебным оборудованием, в них работают квалифицированныеучителя. За последние двадцать лет число учащихся грамматических школ несколькоувеличилось, сейчас около 20—25% молодых людей этого возраста приобретает полноесреднее образование и некоторая часть из них поступает в вуз.
Проводимаяреформа содержания образования повысила в учебном плане грамматических школ весестественных наук. Однако под влиянием традиций «нового воспитания» ипрагматизма имеет место чрезмерное увлечение самостоятельными «исследованиями»и собственными «открытиями» учащихся.
Всредние технические школы (сравнительно немногочисленные)направляют техвыпускников начальной школы, которые проявили большие способности к изучениюестественных и технических наук. Они составляют 5—7% всех окончивших начальныешколы. Средние технические школы дают солидные знания тем, кто собираетсяпродолжать обучение в высших технических учебных заведениях.
Подавляющеебольшинство оканчивающих начальные школы направляется в современные школы счетырех-, пятилетним сроком обучения — самый массовый тип английской школы снаиболее высоким процентом детей из среды трудящихся. Они содержатся на местныесредства и не получают правительственных ассигнований.
Вних отводится на изучение английского языка 960—1100 часов, социальных наук —560, иностранных языков — 480, предметов естественно-математического цикла —920—960, на ручной труд и техническое черчение — 600 часов. Примерно 10%учебного времени отводится физическому воспитанию, 6% — религии.
Однакоуровень, объем и характер знаний учеников зависят от того, в каком потоке ониучатся. Только 16—20% учащихся сдают экзамены на аттестат зрелости, всеостальные получают свидетельство об окончании школы, не открывающее им дороги квысшему образованию. Вместо теоретических знаний по основам наук большинствуучащихся даются сведения прикладного характера. Система обучения в этой школеотличается крайним утилитаризмом, и вся ее атмосфера не способствуетформированию у учащихся духовных интересов, поскольку их относят к людям снизким интеллектом, способным к практическим действиям. Низкий уровень знанийучащихся этих школ обусловливается также перегруженностью, отсутствиемнеобходимого оборудования, неудовлетворительным положением и слабой подготовкойучителей.
Подвлиянием все возрастающей оппозиции к теории умственной одаренности и делениюучащихся на потоки стали создаваться так называемые объединенные школы,состоящие из трех отделений: гуманитарного, технического, естественно-математического.В старших классах некоторых объединенных школ имеются профессиональныеотделения, в которых учащиеся получают специальности механика, строителя,водопроводчика и др. Тестовый отбор в этих школах проводится менее жестко.Прогрессивная общественность борется за широкое развитие этих школ. Пришедшее квласти правительство консерваторов, проводящее школьную политику в интересахмонополий, противодействует этому движению.
Специфическойособенностью английской системы образования является наличие в ней особыхдорогостоящих частных школ-интернатов, так называемых паблик скулз. Этитрадиционные аристократические учебные заведения, сложившиеся еще в XVII—XVIIIвеках, пользуются в кругах английской буржуазии большим авторитетом, котораяупорно отстаивает их привилегированное положение как якобы лучших образцованглийского воспитания.
Основнаязадача этих школ — подготовка будущих государственных, политических деятелей.Подавляющее большинство руководителей современного английского государстваокончили паблик скулз, а затем учились главным образом в Оксфордском илиКембриджском университете. Располагая большими материальными средствами (платаза обучение в них очень высокая) и пользуясь огромной поддержкой английскойаристократии и буржуазии, паблик скулз имеют возможность обеспечить своимвоспитанникам необходимые условия для развития и образования.
Системапрофессионального образования Англии включает несколько ступеней, причем низшеепрофобразование организуется главным образом промышленными и коммерческимифирмами. Высшее образование дается в университетах с трехлетним срокомобучения.
Подготовкаучителей проводится в трехгодичных педагогических колледжах для начальных и«современных» школ (принимаются окончившие грамматические школы) и вуниверситетах (по окончании какого-либо факультета будущий учитель должензаниматься в одногодичном педагогическом отделении при университете).
Ввысшем образовании традиционно отдается предпочтение гуманитарным наукам. Этаконсервативная традиция упорно поддерживается, несмотря на то что Англияиспытывает в настоящее время огромную потребность в инженерах, техниках, лицахс естественно-математическим образованием.
Школы США.
ВСША управление народным образованием вверено штатам, которые имеют свои органыруководства школами, комплектуемые, как правило, не из педагогической среды, аиз числа промышленников, банкиров, чиновников. Каждый штат делится на учебныеокруга, различные по территории, материальной обеспеченности и др.
В70-е годы XX века созданы федеральное Министерство образования (ранеесуществовало Ведомство образования, входившее в Министерство здравоохранения,социального обеспечения и образования), Национальный научно-исследовательскийинститут образования и Комитет руководителей образования штатов для координацииих действий. Вмешательство федерального правительства в дела школы за последниегоды усиливается, однако система финансирования по-прежнему базируется насредствах штатов, а не центрального бюджета, в котором львиную долю съедаютрасходы на вооружение.
Существующаядецентрализация управления и финансирования, содействовавшая отчасти развитиюобщественной инициативы, создает неравенство материальных условий школразличных учебных округов. Она влечет за собой в современных условиях ростаимпериалистических, антикоммунистических и расистских настроений усилениевлияния на школу со стороны местных реакционных сил (характерным являетсяотношение к неграм расистов южных штатов, рьяно поддерживающих сегрегацию школ,несмотря на решение американского суда о совместном обучении белых и черныхдетей). В системе народного образования основное место занимает так называемаяединая («всеохватывающая») общеобразовательная школа.
Начальноеобразование дается в элементарных школах с шести- или восьмилетним срокомобучения детей с 6 до 12—14 лет. В небольших населенных пунктах существуетсистема 8+4, т.е. восьмилетняя элементарная школа и ее продолжениечетырехлетняя средняя школа. Большее развитие получили системы 6+3+3 и 6+6,установившиеся в городах и крупных населенных пунктах. В нее входят шестилетняяэлементарная школа, трехлетняя младшая средняя школа и трехлетняя старшаясредняя школа. Младшая и старшая средние школы могут быть самостоятельными,объединенными в шестилетнюю школу (6+6).
Нарядус государственными в США существуют частные платные школы, в которых учится 8%всех школьников. Они принадлежат различным религиозным организациям, главнымобразом католическим. В жизни этих школ большое место занимает религия.
Внутренняяструктура американских школ отличается многими специфическими особенностями.Кроме деления детей на потоки по тестовому отбору, как и в Англии, учащиесякласса часто разбиваются на разные группы в зависимости от уровня знаний потому или иному учебному предмету. Дело в том, что в американских школах несуществует переводных экзаменов и все ученики переходят из класса в класснезависимо от своих успехов. Когда выясняется, что некоторые ученики класса немогут усваивать новый учебный материал, их объединяют в отдельные группы.
Приорганизации учебной работы отдается предпочтение индивидуальным формам передколлективными. Совместным урокам и объяснениям учителя предпочитаютсясамостоятельные работы учащихся по заданиям и «проектам». В связи с этимиособенностями организации школы один и тот же ученик может заниматься по разнымучебным предметам в разных группах и ученики одного потока и класса могутотличаться друг от друга своими знаниями. Большой сложностью отличаютсяорганизация обучения и внутренняя структура средней школы. Учебные планысредних школ не являются строго обязательными для учащихся. Наряду с немногимиобязательными учебными дисциплинами изучается много учебных курсов посвободному выбору. В старших классах проводится дифференцированное обучение иимеются различные отделения, называемые «профилями».
Еслив VII и VIII классах средних школ (в системах 6+3+3 или 6+6) все учащиесяданного потока (А, В, С) изучают одни и те же учебные предметы, то начиная с IXкласса они изучают, кроме обязательных, учебные предметы или курсы посвободному выбору.
ВIX—XII классах к числу обязательных предметов относятся родной язык илитература (изучаются 3—4 года), история США или граждановедение (1 год),физическое воспитание (1—2 года). В IX классе каждый ученик обязан изучитькакой-либо математический курс (алгебры, геометрии, иногда математический курс,объединенный со знаниями из области физики, а то и географии). Другие предметыи занятия ученик выбирает в пределах изучаемых в данной школе курсов ипрофилей. Циклы занятий — курсы — бывают годичными или (реже) полугодичными. Поличному выбору каждый ученик должен ежегодно изучить 4 таких курса, а за всевремя пребывания в IX—XII классах — 16. Среди них наряду с академическимиучебными предметами, представляющими циклы знаний по основам наук, могут быть икурсы практических знаний, такие, как «химия в быту», «арифметика для торговли»или даже для девушек курс «умение нравиться».
Такимобразом, американский школьник, окончивший 12-летнюю среднюю школу потрадиционным учебным планам и программам, может не иметь систематических знанийпо всеобщей истории, биологии, физике, химии и другим основам наук.
ВСША официально признано, что в средних школах меньшая часть учащихся изучаетфизику, химию, геометрию, биологию. Отмечается, что преподаваниеестественнонаучных дисциплин в массовых школах находится на очень низкомуровне, ввиду недостатка квалифицированных учителей, учебного оборудования иотсутствия обязательных учебных планов и программ. В старших классахамериканские школьники делятся, как уже было сказано, по несколькимразнообразным профилям, среди которых наиболее распространенными являются:академический (включает учащихся только потоков А и В и готовит к высшейшколе); коммерческий (готовит мелких служащих различных фирм, компаний,агентств) и общий. Общий профиль не дает полного среднего образования. Ондолжен готовить к практической деятельности, но не доводить ее до конкретнойспециализации. В некоторых округах, в экономике которых преобладает сельскоехозяйство, организуются сельскохозяйственные профили для подготовки учащихся кработе в хозяйствах родителей или на крупных капиталистических фермах. Наакадемическом профиле учится около 30%, коммерческом — 8—10%, на общем — 40—45%учащихся. Таким образом, почти половина всех учащихся, окончив среднюю школу,получает практическое, утилитарное образование, имеющее своей целью подготовкурабочей силы в сфере низкооплачиваемого труда.
Вединой и многопрофильной американской школе существует классоваядифференциация. Дети богатых родителей готовятся на академическом профиле кпоступлению в высшую школу, коммерческий профиль заканчивают дети среднихбуржуазных слоев, а на общем профиле учатся дети рабочих и фермеров, причемполовина их уходит, не окончив школы, зачастую пополняя собой опять-таки рядыбезработных. Они не получают ни серьезного общего образования, ни достаточнойпрофессиональной подготовки. Так, средняя школа США, состоящая из разныхпрофилей, представляет собой совокупность различных неравноценных путейобразования, а распределение ее учащихся по профилям соответствует классовойструктуре современного американского буржуазного общества.
Впоследние годы в средней школе изменяются учебные планы и программы наосновании «Акта об образовании в целях национальной обороны» и «Акта о развитииэлементарного и среднего образования», которые были результатом огромногодвижения трудящихся и прогрессивных сил, вынудивших правительство внестинекоторые изменения в работу школы. В связи с принятием этих законов несколькоувеличились расходы федерального правительства на финансирование школьныхрасходов. В некоторых районах, где живет цветное население, введено обучение народном языке, улучшено обучение языку и арифметике в младших классах, большевнимания уделяется изучению основ естествознания.
Ворганизации и содержании среднего образования наибольшие изменения произошли наотделениях, предназначенных для «академически способных». В создании для нихучебных программ по основам наук приняли участие научно-исследовательскиецентры, различные научные общества, профессора университетов. Многочисленнымиусилиями были созданы новые учебные программы и учебники поестественно-математическим дисциплинам и иностранным языкам.
Вокругэтих серьезных вопросов, как и в разработке идей программированного обучения иприменения технических средств обучения, возникает нездоровая ситуацияконкуренции и ажиотажа, что сводит на нет многие усилия.
Новыеучебные материалы рассчитаны на «способных», т. е. тех, кто и раньше имеллучшие условия для развития и обучения, по ним занимается небольшая частьучащихся частных школ и школ учебных округов с богатым, обеспеченнымнаселением. Реформа мало затрагивает систему обучения большинства учащихся,по-прежнему не попадающих в число способных. К тому же все меньшее значениепридается классно-урочной системе, заменяемой индивидуальной работой иобучением в маленьких группах, с тем чтобы каждый ученик продвигался своимтемпом. «Учение,— говорится в одном официальном документе, — это индивидуальныйпроцесс, и каждый ребенок должен делать свое собственное учение».
Сетьпрофессиональных учебных заведений в США очень разнообразна и включает учебныезаведения различных уровней и специальностей. В нее входят школы и курсы сразными сроками обучения, принадлежащие государственным и частным организациям.Наряду со стационарным дневным обучением распространены вечерние формыобразования для работающих людей. Преобладающее место в профессиональномобразовании принадлежит промышленным, сельскохозяйственным и коммерческимшколам и курсам.
Высшееобразование в США дается в университетах, в колледжах и различныхпрофессиональных институтах. Более 2/3 учебных заведений, относящихся к высшим,являются частными или конфессиональными. Они финансируются монополиями икомпаниями, находятся в прямой зависимости от них. Высшие школы взимают состудентов высокую плату за обучение, что и определяет социальный составамериканского студенчества. В связи с тем что ежегодные затраты на обучениепревышают годовой доход американской семьи, высшее образование фактическидоступно лишь тем, кто материально хорошо обеспечен.
Школы Франции.
Основнымзвеном системы образования Франции является пятилетняя начальная школа, вкоторую поступают все дети, достигшие 6 лет (так называемый элементарный циклобразования). На базе этой школы существуют различные учебные заведения:старшие классы начальной школы, общеобразовательные коллежи (неполные средниешколы), в которых завершается обязательное восьмилетнее образование подростков11—14 лет, и лицеи, в которых дается полное среднее образование подросткам июношам 11—19 лет.
Окончившиеначальные школы учатся затем в профессионально-технических училищах или идут нанеквалифицированные работы в сфере физического труда, окончившие коллежи — всредних специальных учебных заведениях или работают в сфере обслуживания.Только лицеи открывают путь в высшие учебные заведения. Будущее учащегосярешается, таким образом, когда ему исполнится 11—12 лет. В зависимости отспособностей, а на самом деле от материальных возможностей и общественногоположения ученики выбирают по рекомендации дирекции начальной школы иинспектора учебного округа учебное заведение для продолжения образования. Какправило, в старших классах начальной школы преобладают дети рабочих и крестьян,в общеобразовательных коллежах — дети средних слоев населения, в лицеях —социальная элита, среди выпускников лицеев дети рабочих составляют небольшойпроцент.
Обучениево французских школах раздельное.
Лицеиделятся на классические (гуманитарные) и реальные (естественнонаучные).Фуркация начинается с первого года обучения. Полное среднее образование делитсяна два цикла: в первый включены VI—III классы, во второй — II, I и выпускнойкласс (обозначение классов ведется в обратном порядке). Классическое отделениес третьего года делится еще на два. На втором цикле обучение проводится на 7—8отделениях, в каждом из которых различное соотношение учебных часов на языки,гуманитарные и естественнонаучные дисциплины. По окончании I класса учащиесясдают первую часть экзамена на бакалавра, и те, кто получит это звание,переходят в выпускной класс с отделениями: философское, естественнонаучное иматематическое, где готовятся к поступлению на соответствующие факультетыуниверситета. По окончании этого класса они сдают экзамены комиссиям приуниверситетах, вторую часть экзамена — на бакалавра, и те, кто его выдержит,поступают в университет. Таким образом, в средних школах действует системанепрерывного отсева неугодных и отбора «способных», а в действительности детейимущих классов. Среднее образование отличается большой односторонностью:преобладающее место занимают гуманитарные науки.
Послевторой мировой войны прогрессивные общественные деятели пытались изменитьаристократический и классовый характер французского образования, обеспечить егодемократизацию, ввести единство и преемственность школ. В 1947 году быласоздана комиссия Ланжевена-Валлона, которая разработала ценный проект школьнойреформы. Однако он не был осуществлен.
В1959 году была проведена реформа школы, продлившая срок обязательного обучениядо 16 лет и установившая для изучения всех школьников 11—15 лет «цикланаблюдения и ориентации». В этот период педагоги всех школ должны изучатьспособности и интересы детей не только путем тестов на установление умственнойодаренности, но и привлекая другие методы. Жизнь показала, что эта реформа неотменила дуалистического характера французской школы и социальнойдифференциации учеников внутри разнотипных школ.
В1965 году несколько изменилась дифференциация в старших—II и I —классах лицея исближены классические и современные отделения, но в то же время в I и выпускномклассах лицея введено больше отделений и усиливается специализация в каждом изних за счет сокращения общеобразовательных знаний.
Профессиональноеобразование дается во Франции в различных школах и разных ступенях. Наиболеераспространенным типом низшего профобразования являются государственные ичастные центры ученичества со сроком обучения от 1 до 3 лет. Ученики сначалазанимаются последовательно в нескольких мастерских, а затем работают поизбранному профилю. Дети крестьян обычно посещают трехгодичныесельскохозяйственные курсы, которые обязательны для юношей 14—17 лет, непродолжающих образование.
Системасреднего профессионального образования включает технические коллежи и школыремесла. Технические коллежи готовят кадры средней квалификации дляпромышленности и торговли, дают право поступления в высшие технические учебныезаведения. Школы ремесла — это школы-тупики, учащиеся которых приобретают узкуюспециализацию и не получают права продолжать образование в высшей школе.
Вчисле средних профессиональных школ имеются так называемые «нормальные школы»,где готовят учителей начальных школ. Высшее образование осуществляется вуниверситетах и в так называемых «больших школах», которые готовят деятелейвысшей администрации. В эти школы принимают слушателей путем сложных конкурсов,женщины к ним не допускаются.
Школы ФРГ.
ВФедеративной Республике Германии организация народного образования находится введении отдельных земель (всего 10 земель). На каждой из этих территорийсоздано министерство, ведающее вопросами культуры, просвещения,вероисповеданий. На правах общефедеративного органа действует Постояннаяконференция министров культов, в составе которой имеется Германский комитет повопросам просвещения и воспитания. Общий характер, направление и содержаниеработы школы определяются различными законами, земель, принятыми после 1946года.
В1955 году Постоянная конференция приняла «Декларацию», в какой-то мереунифицировавшую работу всех школ ФРГ. Система общего образования включаетнародные школы, неполные средние школы и гимназии.
Народнаяшкола принимает детей с 6 лет и делится на две ступени: 1) основная школа (I—IVклассы), которую обязаны посещать все дети; 2) старшая ступень народной школы (V—VIII,иногда IX классы), с 1965 года носит название «главная». После окончанияобязательной ступени дети распределяются для дальнейшего образования путемотбора «по способностям» и конкурсным экзаменам. 75—80% детей остаютсядоучиваться на старшей ступени, по окончании которой они должны заниматься восновном физическим трудом. Среди них лишь немногие поступают в низшиепрофессиональные школы, еще меньше попадают в особые подготовительные классы,из которых можно поступить в сокращенные гимназии (IX—XI классы). 20—25%учащихся основной школы, признанные способными к дальнейшему образованию ивыдержавшие экзамены, переходят в неполные средние школы с шестилетним срокомобучения — с 1965 года именуются «реальными» — и в классические гимназии сдевятилетним курсом. Гимназия — основной тип средней школы, только она готовитучащихся к высшему образованию.
Народныешколы организованы по конфессиональному принципу и делятся на католические,евангелические и др. Деление школ по различным вероисповеданиям приводит кбольшой дробности и малокомплектности. Более половины народных школ ФРГявляются одно- и двухкомплектными.
Внародной школе действует комплексная система обучения, уделяется большоевнимание ручному труду, садоводству и огородничеству, в тесной связи с этимизанятиями изучается естествознание, преподавание которого имеет резковыраженный практический уклон.
Большоеместо в учебно-воспитательной работе школы занимает религия, на преподаваниекоторой отводится по 2—4 часа в неделю. Гимназии делятся на классические, новыхязыков и естественно-математические. В классической гимназии изучаютсялатинский, греческий и один современный язык. Учебный план других типов общийдля V—Х классов. В старших классах усиливается внимание к профилирующимдисциплинам. Во всех типах гимназий главное внимание обращено на преподаваниеязыков и математики.
Вгимназию принимаются в подавляющем большинстве дети из буржуазных слоевнаселения. Однако далеко не все они оканчивают гимназию вследствие большогоотсева, который становится массовым в последних, старших классах. Только 25—30%учащихся получают аттестат зрелости, что составляет около 5% всей молодежиданного возраста. Таким образом, в ФРГ только незначительная часть молодежиполучает полное среднее образование.
Шестилетняянеполная средняя школа — реальная — готовит кадры средней квалификации ипредназначается для тех детей, которые якобы обладают «теоретико-практическимиспособностями». В эту школу поступают главным образом дети мелкой буржуазии иматериально обеспеченных рабочих. В учебный план этой школы включаютсяследующие предметы, изучаемые по выбору учащихся: латинский и французскийязыки, естественнонаучные предметы, музыка, физкультура, ручной труд,домоводство и др. Все эти предметы имеют прикладной, утилитарный характер иставят своей целью готовить учащихся к практической деятельности. Окончившиешколу имеют право поступить (после обучения в профессиональной школе идвухлетней производственной работы) в средние технические учебные заведения.
Системанародного образования в ФРГ носит открыто выраженный классовый характер.Распределение учащихся по типам школ соответствует классовой структурезападногерманского общества.
Профессиональноеобразование включает в себя различные типы школ, среди которых много низшихпрофессиональных школ, работающих на базе народной школы с узкойпроизводственной специализацией. Другие профшколы принимают окончивших 10классов неполных средних школ или гимназий и дают право поступления втехнические вузы. Высшее образование дается в университетах и специальныхинститутах.
Учителянародных школ готовятся в педагогических институтах и академиях с трехлетнимсроком обучения на базе гимназий. Окончившие институт сдают первый учительскийэкзамен и работают стажерами в народных школах. После двух-трех летпедагогической работы они держат второй учительский экзамен, дающий право наштатную должность.
Учителягимназий готовятся в университетах. Они получают полные права учителя последвухлетней практической работы и сдачи второго учительского экзамена.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.biografia.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Социальноэкономическое развитие России в эпоху империализма
Реферат Джордж Бернард Шоу. Пигмалион
Реферат Управление денежными потоками на предприятии 2
Реферат Eudora Essay Research Paper Conflict in A
Реферат Форми і методи здійснення екологічної освіти молодших школярів на уроках курсу "Я і Україна"
Реферат Вьетнам в XVI-XIX вв.
Реферат Управление многомерными автоматическими системами
Реферат Мальчик у Христа на елке
Реферат Произведения Аркадия и Бориса Стругацких и нравственность
Реферат Отношение Флоренского к символизму
Реферат Научно-технический прогресс и производство
Реферат Электродуговая сварка технология процесса и безопасность труда
Реферат ВВ Налимов и межфакультетская лаборатория статистических методов
Реферат Системы органов государственной власти субъектов Российской Федера
Реферат Анализ финансового состояния МУП ЖКХ "Металлург"