Реферат по предмету "Психология, педагогика"


Рефлекс цели

Виктор Давидович Пекелис, профессиональный литератор,автор работ по кибернетике и развитию творческих способностей человека
Природа оказалась чрезвычайно предусмотрительной,снабдив наших предков драгоценным качеством — «рефлексом цели». Так назвал этокачество академик И. П. Павлов.
«Рефлекс цели,— писал Павлов,— есть основная формажизненной энергии каждого из нас. Жизнь только для того красна и сильна, ктовсю жизнь стремится к постоянно достигаемой, но никогда не достижимой цели…Вся жизнь, все ее улучшения, вся ее культура делается рефлексом цели, делаетсятолько людьми, стремящимися к той или другой поставленной ими себе в жизницели».
В определенном смысле можно говорить, что рефлекс целиприсущ всему живому, поскольку все живое обладает раздражимостью, то естьспособностью отражать в виде ответных реакций различные воздействия внешней ивнутренней среды.
Однако в подлинном своем значении рефлекс целивыступает на более высокой ступени развития живой материи, когда у животныхформируется способность иметь ощущения и на этой основе у них развиваетсядифференцированное восприятие свойств окружающего мира.
Качественно иным рефлекс цели становится у человека.Для людей цель — это уже вполне и полностью осознаваемый элемент поведения ивсей деятельности (как духовной, так и материальной), которая в конечном счетенаправлена на преобразование окружающего мира и самих себя.
В соответствии со вторым законом термодинамики внеживой природе непрерывно повышается так называемая энтропия, то естьувеличиваются дезорганизация, беспорядок. Создатель кибернетики Норберт Винертак и говорит: энтропия — мера хаоса. Можно привести этому много примеров.Разрушаются и превращаются в песок горы (гора — определенным образоморганизованная система песчинок). Ржавеют машины и механизмы. Человек построилбашню. Проходят годы, и от случайных ненаправленных воздействий извне башняпревратится в груду камней — энтропия системы увеличится. Опыт говорит нам — внеживой природе явно преобладают тенденции к разрушению.
Живое в природе, наоборот, стремится к повышениюупорядоченности, организованности, к созиданию. Блестящим подтверждениемналичия этого антиэнтропийного процесса служит эволюция живых существ.Организация животного царства непрерывно — от амебы до обезьяны — усложнялась.А когда появился человек, антиэнтропийная борьба на Земле перешла в качественноновую фазу. Человек-творец стал главным борцом с дезорганизаторской«деятельностью» энтропии. Эта борьба идет путем познания законов природы ииспользования накопленных знаний для созидания нового, для предотвращенияразрушений. Река размывает берега — человек строит плотины; атмосфера разрушаетметалл — человек покрывает его защитной краской.
Только теперь мы начинаем сознавать, какую величайшуюценность представляют для нас знания. Знания — вот истинный золотой запасчеловечества. С точки зрения борьбы с энтропией главное назначение человека,его «сверхзадача» — добывать, хранить, перерабатывать и практическииспользовать все новую и новую информацию об окружающем мире. Добывать новуюинформацию можно отнюдь не только из первых рук, при непосредственном изученииокружающего мира. Очень много открытий, изобретений сделали люди путемобработки уже известных сведений, или синтеза уже существующего.
Таким образом, в борьбе с энтропией участвует ичеловек-творец, и человек, синтезирующий добытую информацию. Но в этой борьбеучаствует и тот, кто созидает, строит, работает — кто своим трудом помогаетсоздавать все нужное людям для жизни. Творчества в труде достигают тогда, когдаработают по призванию, когда о человеке можно сказать, что он работает с душой,с выдумкой. Вот почему проблема поиска призвания для миллионов приобретаетогромный социальный смысл. Ведь от степени ее решения в определенной мерезависит темп прогресса всего нашего общества.
Вот почему важно не терять веру в себя, помнить оцели. Это она обеспечивает человеку внутреннюю готовность к действию. Это онавыполняет роль своеобразной пружины, толкающей по целенаправленному пути.Знать, чего хочешь, твердо идти к цели — это должно стать золотым правиломкаждого. Оно приведет через все трудности и неудачи к победе, к радости отдостижения цели. И радость от достижения цели тем больше, чем значительнеецель, чем труднее досталась победа.
Как видите, чисто теоретический аспект рефлекса цели,философские его толкования привели нас к пониманию необходимости находить своеподлинное призвание, чтобы иметь возможность, трудиться с максимальной пользойи полным внутренним удовлетворением.
Усовершенствуйсебя
Что такое характер, все знают и… ничего не знаютопределенного. Говорят: хороший, плохой характер; человек сильного характера,бесхарактерный; преодолел свой характер, не сумел воспитать характера и томуподобное. Но ведь за всем этим множество вопросов: как, почему, с помощью чегоили с чьей помощью и так далее.
Вопрос о психологической сущности характерапринадлежит к числу наименее изученных. Из всех определений характера намбольше всего подходит такое:
«Характер — своеобразная привычная манера поведениячеловека, в которой проявляется его отношение к окружающей действительности».
Добавим — манера устойчивая, создающая определенныйсклад личности.
Что формирует характер? Три фактора: наследственность,общественная среда, самовоспитание. Характер также тесно связан с волевымикачествами человека. Почему? Да потому, что воля есть сознательное ицеленаправленное регулирование человеком своей деятельности.
Психологи говорят, что воля — напряжение сил привстрече с препятствием. Если нет борьбы, нет сопротивления, нет необходимости ив волевом усилии.
Великий Микеланджело работал над фресками вСикстинской капелле на лесах, запрокинув голову. Труд был долгим и напряженным.В результате художник на какое-то время стал калекой: у него не опускаласьголова. Он не мог прочесть простого письма, не подняв его над головой. Но ни намгновение он не пожалел о том, что случилось. Его воля, направленная к великойцели, помогла преодолеть личные муки. И он продолжал работу. И закончил ее. Человечествос благодарностью вспоминает имя художника, создавшего неповторимый шедевр. Апреодолеть физические муки ему помогало волевое напряжение.
Творчество доставляло художнику наслаждение, давалоощущение счастья. Творческая личность — не фанатик, истязающий свой дух и телоради пустой цели. Воля как самоцель, одержимость ради одержимости —античеловечна. Истинное творчество приносит человеку и счастье, и радость.
Если, поставив себе цель и напрягая волю, вы неполучаете в конечном счете удовлетворения, — знайте: вы насилуете свою природу,уродуете изумительное создание жизни — «высочайшую разумную машину».
Радость, испытываемая личностью, в процессепреодоления тяжелейших препятствий чаще всего обратная сигнализация о том, чтоваш волевой порыв действует в правильном направлении. Вот почему главное вжизни — найти истинную, большую цель и направить на ее достижение свою волю.
Воля — это не умение тупо идти к случайно выбраннойцели, терпя трудности, а умение целенаправленно и разумно найти полезное длясебя и общества дело и стремление к его выполнению, изыскивая при этом —терпеливо и рационально — программу преодоления препятствий, находя и реализуяоптимальные варианты решений в самых разных ситуациях.
Всякое волевое действие раскладывается на несколько этапов.Вначале — это осознание цели. Затем — стремление к ее достижению. Потом —осознание ряда возможностей. За ним следует осознание мотивов, их подкрепляющихи опровергающих. После этого наступает борьба мотивов. Завершается она выборомрешения. И наконец, наступает осуществление решения.
Как видите, волевое действие не так просто. «Воля неесть какой-то безличный агент, распоряжающийся только движением, — говорилСеченов, — это деятельная сторона разума и морального чувства».
Важнейший этап волевого действия — это борьба мотивов.Здесь сталкиваются «надо» и «не хочу», «хочется» и «не следует», «быть или небыть». В быту, в повседневной жизни, среди мелочей поведения, отдельных нашихдействий, мы часто не обращаем внимания на акт «хотения». Мы обычно забываем,что хотеть — это значит мочь! Хотеть и сделать должны быть слитны. Недаромговорят: волевой человек хочет, а безвольный — только хочет хотеть.
Одним волевые задатки достаются по наследству, нобольшинству надо развивать это качество — приходится учиться властвовать собой.Надо быть режиссером своей жизни.
И. П. Павлов сформулировал понятие о рефлексе свободы.Он говорил: у человека наряду с низшими рефлексами (такими, как, например,пищевой — стремление к пище) есть высший рефлекс — стремление к преодолениюпреград. Надо сознательно и систематически развивать в себе этот рефлекс.
Поставив цель, пусть даже самую простую, — например,делать по утрам зарядку — надо стремиться во что бы то ни стало достичь ее.Однако развивая волю, надо помнить об одном из важных законов жизни — законецелесообразности.
В какой-то мере полярно противоположно указанномунедостатку слабоволие. Причины его многообразны. Тут и распущенность, иневоспитанность, и отсутствие сильных мотивов. Пожалуй, отсутствие сильныхмотивов — одна из наиболее существенных причин. У многих людей набор жизненныхинтересов беден, и поэтому не возникает поводов для «включения» волевогоаппарата.
В этих случаях полезно расширять круг своих интересов.Интересы будут рождать цели и стремление к их достижению. А стремление самопризовет на помощь волю, заставит ее работать. Управлять своими хотениями можетчеловек, обладающий эмоционально-волевым усилием, умеющий заставлять себяработать, сконцентрировав свое внимание, свои мысли на определенном деле.
Человек как бы обладает внутренним регуляторомповедения. И столь мощным, что он служит иногда своеобразной «смирительнойрубашкой» для отвлекающих хотений. Эмоционально-волевому усилию помогает слово.Словесный стимулятор важный фактор — о нем не следует забывать. Доброе словодруга, умное слово книги, совет родителей, товарищей — стимул к действию.
Помогает и предварительный психологический «проигрыш»задания, модель вашего поведения. Можно все взвесить, настроить себя надействие. Во многом помогает и внешняя эмоциональная обстановка. Не случайнофутболисты чаще выигрывают на своем поле. И вы лучше работаете «на любимомместе», и у вас лучше дело идет в привычных условиях: «Дома и стены помогают».В волевом усилии важную роль играют положительные эмоции: радость творчества,гордость за свое дело, чувство удовлетворения — эмоциональный «попутный ветер».
К сожалению, бывает и так, что сильная воля иногдасковывает эмоции, ограничивая тем самым человека, и даже наносит вредтворчеству. Образовавшаяся в сознании жесткая программа создает своего родашоры, сужает пространство творческих поисков. Чрезмерная воля, концентрируя всеусилия в одной точке, не дает отклониться от жестко заданного направления.
Сковывая эмоции, чрезмерные волевые усилия как быотсекают побочные пути творческого поиска. Вот почему оптимальная стратегиятворчества требует сочетания чрезвычайной целеустремленности, «терпения думатьоб одном и том же», как говорил Ньютон, и способности взглянуть на проблемупо-новому, поддаться интуитивному порыву.
Развить в себе эти качества нелегко. Однако и тут прижелании можно достичь существенных результатов. Чтобы научиться властвоватьсобой, надо овладеть способностью регулировать действия в соответствии сзаранее намеченным планом, а главное — преодолевать препятствия на пути к цели.
Списоклитературы
Для подготовки данной работы были использованыматериалы с сайта www.elitarium.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.