Евгений Павлович Ильин, доктор психологических наук,профессор Российского государственного педагогического университета им.А.И.Герцена, заслуженный деятель науки РФ.
Целеустремленностьподдерживается достижением поэтапных целей. Часто возникает конфликт междудолгосрочной доминантой, отражающей целеустремленность, и ситуативнымиинтересами, желаниями, потребностями, снижающими его активность. В связи с этимнеобходимо знать основные пути поддержания целеустремленности.
Воля— это обобщенное понятие, за которым скрывается много разных психологическихфеноменов. Это и сознательное управление своими действиями, и волевое усилие, испецифические его проявления (волевые качества). Поэтому развивать надо неабстрактную волю, а конкретные компоненты воли и конкретные проявления силыволи (волевые качества), причем специфичными для них методами. Непониманиеэтого приводит, например, к таким весьма странным рекомендациям: «осознаниепоставленной цели может закалить волю» или «тренировать волю надо, прежде всегопреодолевая свои недостатки (лень, неаккуратность, дурные привычки и т. п.)».
Говоряо развитии силы воли и волевых качеств, следует учитывать их многокомпонентнуюструктуру. Один из компонентов этой структуры — моральный компонент воли, по И.М. Сеченову, т. е. идеалы, мировоззрение, нравственные установки — формируетсяв процессе воспитания, другие (например, типологические особенности свойствнервной системы), как генетически предопределенные, не зависят отвоспитательных воздействий, и у взрослых людей практически не изменяются.Поэтому развитие того или иного волевого качества в значительной степенизависит от того, в каком соотношении в структуре этого качества находятсяуказанные компоненты.
Частовозникает конфликт между долгосрочной доминантой, отражающейцелеустремленность, и ситуативными интересами, желаниями, потребностями,снижающими его активность. В связи с этим необходимо знать основные путиподдержания целеустремленности.
1.Конкретизация цели и перспектив деятельности. Неопределенность цели и ситуацииснижает степень мобилизованности и старательности, приводит к уменьшениюработоспособности.
2.Разнообразие средств, форм и методов деятельности. Длительная и поройоднообразная работа, повторяющаяся изо дня в день, приводит к развитиюхронических состояний монотонии и психического пресыщения, которые не толькоснижают эффективность работы, но и уменьшают настойчивость ицелеустремленность. В связи с этим для поддержания целеустремленностинеобходимо разнообразить средства, формы и методы деятельности.Черезудовлетворение, получаемое от выполнения определенного здания, формируетсяудовлетворенность всем трудовым процессом, которая поддерживаетцелеустремленность. В этом случае и неудачи, неизбежные при достиженииотдаленной по времени цели, будут переживаться не так остро и, следовательно,окажут меньшее отрицательное влияние на формирование целеустремленности.
3.Соблюдение принципа доступности. Целеустремленность поддерживается достижениемпоэтапных целей. В связи с этим для развития волевой сферы личности необходимопредъявлять преодолимые трудности. Б. Ф. Скиннер считал, что уровень трудностивсегда должен быть достаточно низким, чтобы обеспечить непрерывность полученияподкрепляющих стимулов, т. е. достижение успеха. Большинство ученых, однако,высказываются за оптимальную трудность заданий, которая заставит прилагатьопределенные волевые усилия. Слишком легкое задание неэффективно дляподдержания целеустремленности и воспитания настойчивости. Однако и чрезмернотрудное задание может вызвать чувство разочарования, утрату веры в свои силы. Оптимальнаяже трудность, находящаяся вблизи верхней области трудности, подстегивает кбольшей мобилизации возможностей, бросает вызов самолюбию и стимулируетактивность, направленную на преодоление трудности.
4.Использование эффекта соперничества. В определенные моменты трудового процессадля поддержания целеустремленности и повышения настойчивости целесообразноиспользовать эффект соперничества. Наиболее простым способом его достиженияявляется соревновательный метод. Можно, например, сообщить сотрудникам, чтодругая рабочая группа успешно справляется с предложенным заданием, илипредложить посмотреть, какая из групп успешнее справится с ним. Усиление мотиватакими способами повысит настойчивость, создаст новый эмоциональный заряд дляподдержания целеустремленности.
5.Осознание человеком своей ответственности. При недостаточном развитии учеловека чувства ответственности настойчивость может не выражаться в полноймере. Правда, ее проявление возможно при эгоистических устремлениях(корыстолюбии, чрезмерном честолюбии), однако такая целеустремленность и такоепроявление настойчивости недолговечно и малопродуктивно.Осознание человекомсвоей меры ответственности за развитие и реализацию своего талантасвидетельствует о том, что у него имеются все предпосылки для саморазвитияцелеустремленности и настойчивости. Если у человека имеется ярко выраженноестремление преодолеть все трудности, он может компенсировать некоторыенедостаточно выраженные у него способности и достичь поставленной цели.
Развитиесамостоятельности
Развитиесамостоятельности проходит ряд этапов.
Напервом этапе самостоятельность проявляется лишь в исполнении того, что былозапланировано руководителем совместно с подчиненными.
Навтором этапе самостоятельностьвыражается не только в исполнении, но и всамоконтроле.
Натретьем этапе к ним присоединяется возможность самому планировать деятельность.
Начетвертом этапе появляется творческая инициатива, т. е. самостоятельность впостановке цели, выборе путей ее достижения, в принятии на себя ответственностиза осуществление дела.
Успешноеформирование самостоятельности требует учета ряда обстоятельств и созданияопределенных условий:
Развитиесамостоятельности возможно лишь на основе приобретения знаний и умений,необходимых в данном виде деятельности.
Развитиесамостоятельности должно проходить под контролем наставника (руководителя), нобез лишней опеки, без сковывания инициативы.
Необходиминтерес обучаемого к данному виду деятельности.
Развитиерешительности
Основнымпутем развития решительности является тренировка с многократным повторениемпроблемных ситуаций, т. е. таких, когда необходимо принять решение в условияхвыбора, при недостатке информации и т. п. Способствует развитию решительности ивыполнение опасных упражнений, например тех, которые используются для развитиясмелости.
И.П. Петяйкиным было испробовано два варианта адаптации к «опасным» упражнениям —со страховкой преподавателя и без страховки. Испытуемые быстрее и в большейстепени развивали решительность в тех случаях, когда страховка неиспользовалась.
Развитиюрешительности способствует создание соревновательной обстановки. Однако слишкомбольшая значимость действий и ответственность снижают решительность. Здесьимеет место проявление закона Йеркса–Додсона, согласно которому повышение силымотива стимулирует деятельность, но чрезмерная сила мотива ухудшает ее.
Повышениюрешительности способствует возникающая по мере овладения изучаемым навыкомуверенность в своих силах. Для быстрейшего возникновения этого чувства и снятиябоязни на первых этапах целесообразно давать посильные задания и оказыватьпомощь.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.elitarium.ru/