Реферат по предмету "Психология"


Влияние массовой культуры на поведение подростков

Министерство образованияРеспублики Башкортостан
Башкирскийгосударственный педагогический университет
имени М. Акмуллы
Контрольная работа подисциплине «Возрастная психология»
на тему:
Влияниемассовой культуры на поведение подростков
Выполнила: студентка 4-го курса
Валиева Р.Р.
Проверила: Ст.пр. каф. психологии,
к. пс. н. Янгирова Г.Ф.
Уфа, 2009.

Содержание
Введение
1. Специфика и тенденции массовой культуры: анализ основныхаспектов
1.1 Понятие массовойкультуры и её структура
1.2 Проблемные аспекты влиянияСМК на массовое сознание подрастающего поколения
2. Практическая часть
2.1 Роль Масс – медиа вжизни подростка
2.2Опасность СМИ для школьников
Заключение
Литература
Приложение

Введение
Интерес кявлению массовой культуры возник довольно давно и на сегодняшний деньсуществует немало исследований, теорий и концепций «массовой культуры». Авторыбольшинства из них склонны рассматривать ее как особый социальный феномен,имеющий свой генезис, специфику и тенденции развития.
Изучение жевлияния массовой культуры на поведение школьников и подростков в последнеевремя стало едва ли не самым популярным направлением исследовательскойдеятельности психологов всего мира. В Европе и Америке регулярно проводятсямеждународные конференции и семинары по этой проблематике. Исследования в этойобласти показали, что подростки под влиянием СМК И СМИ становятся агрессивными,также всё это влияет на умственную сторону подростков и не только.
В последнеевремя у родителей и у специалистов вызывают модели агрессии, демонстрируемые потелевидению. И это не случайно, ведь вербальная и физическая агрессия на нашихтелеэкранах вовсе не редкость. В связи с тем, что дети так часто сталкиваются снасилием в масс-медиа, напрашиваются выводы, что подобная «видеодиета» можетповысить у детей склонность к агрессивному поведению. И не случайно эта тема,представляющая особый интерес для науки и обладающая высокой социальнойзначимостью, последнее время притягивает к себе все более пристальное вниманиеисследователей.
Объектомнашего исследования стало изучение массовой культуры. Мы будем рассматривать средствамассовой информации как один из основных источников воздействия на поведениешкольников
Предметом работы,здесь выступает поведение школьников-подростков.
Цельюявляется изучение влияния массовой культуры на становление поведенияшкольников.
Исходя извсего вышесказанного, можно сформировать ряд задач, необходимых для достиженияцели нашего психолого-педагогического исследования:
1)     Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблемеисследования;
2)     Следует изучить понятие «массовой культуры»;
3)     Определить роль средств массовой коммуникации и информации в жизнишкольника, и какую опасность они представляют;
4)     Провести исследование в данной области (анкетирование, беседа).
Гипотеза нашей работы: массовая культура оказывает влияние наповедение подростков.

1. Спецификаи тенденции массовой культуры: анализ основных аспектов
 
1.1 Понятиемассовой культуры и её структура
Теоретики иисторики культуры придерживаются далеко не тождественных точек зрения по поводувремени возникновения массовой культуры как самостоятельного социальногофеномена. Так, Е.П. Смольская полагает, что оснований для того, чтобы говоритьо тысячелетней истории массовой культуры не существует [6]. Напротив,американский социолог Д. Уайт считает, что к первым элементам массовой культурыможно отнести, например, бои римских гладиаторов, которые привлекалимногочисленных зрителей. Согласно А. Адорно, прототипами современной массовойкультуры следует считать формы культуры, которые появились во время становлениякапитализма в Англии, т. е. на рубеже XVII-XVIII веков. Он убежден, что романы,написанные в этот период (Дефо, Ричардсон) предназначались для рынка и имелиявную коммерческую направленность. Следовательно, они тяготели скорее к«массовой», чем к «элитарной» культуре. Однако, российские оппоненты (Е.П.Смольская и др.) указывают, что эти произведения не содержали известныхшаблонов, которые характерны для произведений массовой культуры.
Вероятно, точкойотсчета в появлении и развитии массовой культуры следует все же считать конецXIX – начало XX века. Явление массовой культуры не просто некая разновидность«традиционной культуры», но существенное изменение культуры в целом. То есть,развитие средств массовой информации и коммуникации (радио, кино, телевидение,гигантские тиражи газет, иллюстрированных журналов, Интернет),индустриально-коммерческий тип производства и распределение стандартизированныхдуховных благ, относительная демократизация культуры, повышение уровняобразованности масс при парадоксальном снижении духовных запросов.
Активное, аточнее стремительное развитие массовой культуры начинается с середины XX века.С этого момента она становится тотальной и экспансивной.
Как и вслучае с традиционной культурой универсального определения массовой культуры досих пор не существует. Такая ситуация имеет свое рациональное объяснение. Делов том, что как научно-философская категория, «массовая культура» включает всебя целых три понятия. Во-первых, «культуру», как особый характер продукта.Во-вторых, «массовость», как степень распространения продукта. В-третьих,«культуру», как духовную ценность. Давайте, посмотрим, как выглядят наиболеераспространенные определения массовой культуры.
Некоторыеисследователи полагают, что массовая культура – это особый культурный феномен,автономное образование, в котором часто происходит разрыв формы и содержания. Вчастности, А.Б. Гофман отмечает, что массовая культура – это особое состояниекультуры в кризисный период общества, когда развивается процесс распада еесодержательных уровней. Поэтому массовая культура часто принимает формальныйхарактер. Функционируя, она лишается сущностного содержания, и, в частности,традиционной морали.
В другомподходе массовая культура определяется как явление, характеризующее особенностипроизводства культурных ценностей в современном обществе. Предполагается, чтомассовую культуру потребляют все люди, независимо от места и страны ихпроживания. Массовой культура является еще и потому, что она массово ежедневнопроизводится. Это культура повседневной жизни, доступно предоставляемаяаудитории средствами массовой коммуникации.
Одним изнаиболее интересных и продуктивных следует признать подхода Д. Белла, согласнокоторому массовая культура – это своего рода организация обыденного сознания винформационном обществе, особая знаковая система или особый язык, на которомчлены информационного общества достигают взаимопонимания [7]. Она выступает каксвязующее звено между постиндустриальным обществом высокой специализации ичеловеком. Сейчас массовая культура проникает практически во все сферы жизниобщества и формирует свое единое семиотическое пространство.
Очевидно,массовая культура – явление далеко не однородное. Оно имеет свою структуру иуровни. Современные культурологи, как правило, выделяют три основных уровнямассовой культуры: кич-культура (т. е. низкопробная, даже вульгарная культура);мид-культура (так сказать, культура «средней руки»); арт-культура(мас-культура, не лишенная определенного, иногда даже высокого, художественногосодержания и эстетического выражения).
Анализируямассовую культуру как особое социо-культурное явление, необходимо указать ееосновные характеристики. Такими характеристиками, на наш взгляд, являются: 1) ориентированностьна гомогенную аудиторию; 2) опора на эмоциональное, иррациональное,коллективное, бессознательное; 3)эскейпизм; 4)быстродоступность; 5)быстрозабываемость;6)традиционность и консерватизм; 7)оперирование средней языковой семиотическойнормой; 8)занимательность.
Кроме того,некоторые теоретики массовой культуры полагают, что под её влиянием изменяетсясистема ценностей: стремление к занимательности и развлекательности становитсядоминирующим. К негативным моментам, связанным с влиянием массовой культуры наобщественное сознание, относят также и то, что массовая культура основываетсяне на образе ориентированном на реальность, а на системе имиджей,воздействующих на бессознательную сферу человеческой психики.
Призвание иназначение истинной культуры – облагораживание и совершенствование человека.Массовая культура исполняет обратные функции – она реанимирует низшие аспектысознания и инстинкты, которые, в свою очередь, стимулируют этическую,эстетическую и интеллектуальную деградацию личности.
Между тем,исследователи, придерживающиеся оптимистической точки зрения на роль массовойкультуры в жизни общества, указывают что: она притягивает к себе массы, неумеющие продуктивно использовать свое свободное время; создает своего родасемиотическое пространство, которое способствует более тесному взаимодействиюмежду членами высоко технологичного общества; дает возможность широкойаудитории познакомиться с произведениями традиционной (высокой) культуры [9].
И все же,вероятно, противопоставление определенно позитивной и определенно негативнойоценок массовой культуры будет не совсем корректным. Очевидно, что влияниемассовой культуры на общество далеко не однозначно и не вписывается в бинарнуюсхему «белое – черное». В этом заключается одна из главных проблем анализамассовой культуры.
 
1.2Проблемные аспекты влияния СМК на массовое сознание подрастающего поколения
Средствамассовой коммуникации включают в себя достаточно расширенный арсенал способоввоздействия на подсознание, с целью внедрения соответствующих установок,заложения паттернов поведения. К средствам массовой коммуникации, относятсяпомимо СМИ (средств массовой информации), еще и кино, театр, видеофильмы, ит.п., то есть все, посредством чего можно воздействовать на массовую аудиторию,что передается посредством каких-либо носителей (например открытки илирекламные плакаты тоже можно отнести к средствам массовой коммуникации).
Коммуникация— это информация, сообщение. Средства коммуникации — способы передачи сообщенийна большие территории. Массовая коммуникация — означает вовлеченность вподобный процесс масс. Следует понимать, что воздействие на массовое сознаниепроисходит главным образом посредством средств массовой коммуникации. При этомтермин «массовое сознание» весьма условен, и скорее обозначает как нечтопонятное большинству. При этом, если рассматривать психику подрастающегопоколения, то в данном случае следует обратить внимание, что чуть ли не вообщелюбое воздействие на психику несовершеннолетнего (будь-то ребенок илиподросток), в т.ч. и воздействие со стороны СМК и СМИ — являетсярезультативным, потому что в детской психике еще не успели сформироватьсямеханизмы противостояния какой-либо информации.
С развитиеммасс-медиа, мы должны обратить внимание на отрицательную роль современноговоздействия средств массовой коммуникации. При этом подростковая преступность вРоссии приобретает масштабы национального бедствия, и среди прочих важныхсоциальных причин «многие юристы в качестве ее катализатора называютнизкопробные боевики»…
Ведь послеотмены цензуры в средствах массовой информации, случившейся в России, какизвестно, на рубеже 90-х годов ХХ века, на кино/теле/видео/компьютерных экранахстали демонстрироваться (практически без соблюдения официально принятыхвозрастных ограничений) тысячи отечественных и зарубежных произведений,содержащих эпизоды насилия».
Подобнымобразом (демонстрацией секса, насилия) манипуляторы от власти посредствомсредств массовой коммуникации фактически уничтожают генофонд нации. Происходит ещебольшая деградация общества через деградацию подрастающего поколения, упредставителей которых нарушаются способности адекватно восприниматьреальность. Такой человек начинает жить в своем вымышленном мире. Причемтелевидение и кино (да и вообще все средства массовой коммуникации) формируют впсихике подростка определенные устойчивые механизмы (паттерны поведения), всоответствии с которыми на ту или иную жизненную ситуацию он уже будетреагировать в соответствии с теми установками, которые оказались у негосформированы посредством просмотра телепередач и кинофильмов. Причем мы напервый план выносим именно телевидение и кино, потому как в отличие от печатныхили электронных СМИ, в данных видах воздействия на психику, наибольшийманипулятивный эффект достигается еще и от сочетания музыки, картинкиизображения, голоса диктора или героев фильма. И это все значительно усиливаетсмысловую нагрузку, которую заложили манипуляторы массовым сознанием отсоздателей теле — или кинофильма.
Изсказанного можно сделать вывод, что ещё в ранних фазах детского и подростковоговозраста современное экранное искусство своим гипертрофированным интересом кживописанию насилия взращивает негативные моменты в социально-ролевойзрительской идентичности, а через неё — способствует также формированиюнетерпимости и агрессивности как составляющих общеличностной идентичностичеловека[2].
Возвращаяськ вопросу влияние средств массовой коммуникации на психическое сознание масс,еще раз обратим внимание, что наиболее сильную нагрузку испытывает детскаяпсихика, психика ребенка, подростка, молодежи. Связанно подобное, как мы ужезаметили, с тем, что такая структура психики как цензура или своеобразныйбарьер критичности на пути информации, поступаемой из внешнего мира, еще доконца не сформирована. Информация, преподносимая средствами массовойкоммуникации (различными ее компонентами: глянцевые журналы (особенноподростковые; хотя они фактически дублируют модели, заданные взрослымижурналами подобной направленности), телевидение (различные ток-шоу)),закладывает негативные модели поведения в подсознание аудитории: подростков имолодежи[4]. И можно говорить наверняка, что в последующем, при возникновениисхожих ситуаций уже в жизни самого индивида, смотревшего подобные передачи, онбудет бессознательно мыслить и совершать поступки в русле установок, заложенныхраннее в его подсознание. И иного тут не дано. Такой негатив становится заметенили после, когда в жизни подросток начинает демонстрировать поведение,смоделированное раннее в результате просмотра ТВ, или же заметен в результатепоследующего анализа (психологического анализа в т.ч.), когда явновычерчивается та негативная информация, которая закладывается в бессознательноеиндивида. Влияние на психику подростка и молодежи становится опасной еще ипотому, что психика подрастающего поколения, детская психика, оказываетсявесьма предрасположена к зависимости.
Прослеживаянегативную роль воздействия СМК и СМИ на подсознание ребенка, подростка имолодежи, следовало бы обратить внимание на такую важную деталь, как подачаматериалов СМИ в виде готовых схем, шаблонов. В результате чего мозг индивидалюбого возраста как бы отучается лишний раз думать. И такой индивидбессознательно ждет, что ему будет преподнесена готовая информация, безнеобходимости совершения над такой информацией какого-либо анализа. Такойанализ становится не нужен, как раз потому, что о том, как надо реагировать,индивиду (массам) покажут сами представители СМИ. Главной декларируемой цельюдеятельности СМИ является преподнесение информации.
Рассматриваявопрос влияния на поведение подростка установок, полученных в результатепредварительного воздействия на его сознание, например, средств массовойкоммуникации, мы должны обратить внимание и на тот факт, что фактическиподобную теорию подтверждает известный советский психолог, докторпедагогических наук, профессор А. Н. Леонтьев. Рассматривая образ мира, образформирования и влияние этого образа (образа мира, образа окружающей среды) насознание, проф. А. Н. Леонтьев писал: «Мы действительно строим… образ, активно«вычерпывая» его, как я обычно говорю, из объективной реальности. Процессвосприятия и есть процесс, средство этого «вычерпывания»…»[3].

2.Практическая часть
 
2.1 Роль Масс – медиа в жизни подростка
В свободное от школьных занятий время подростки реализуютразличные возможности спонтанного усвоения социального опыта, черпая информациюиз наиболее привлекательных для них коммуникационных каналов.
Телевидение – почти у всех на первом месте. Являясь доминирующимдосуговым компонентом, оно заслуживает особого внимания при анализе его роли восвоении различной информации подростками и юношеством, ведь для этоговозрастного периода характерны интенсивное формирование мировоззрения,становление духовно-нравственных основ и ценностных ориентаций личности, еесоциализация.
Оценки роли телевидения в обществе, его влияния на духовноеразвитие человечества порой бывают совершенно противоположными. Телевидениеназывают «окном в мир» и «ящиком для дураков», средством стать культурным человекоми способом превратиться в обывателя, источником просвещения и одновременноотупения.
С одной стороны, оно расширяет общую информированность граждан,углубляет их знания. Способствует духовному росту, обеспечивает причастность к культуре,искусству, литературе, праву, формирует нравственные оценки. С другой –обладает возможностью манипулировать сознанием, создавать пространство дляпустого времяпрепровождения, исключающего духовно – личностное развитие,зачастую распространяет ложную информацию, лишает человека способности ксамостоятельному размышлению или волевому действию, критическому суждению илисвободному выбору.
Воздействие ТВ на подростка представляет собой явление глубоконеоднозначное: его положительные стороны связаны с процессами социализациииндивида, эффективными способами передачи социального опыта; отрицательныекасаются же возможностей манипулирования сознанием, навязывания тех или иныхстереотипов мышления и поведения. Здесь возникает проблема поиска своего рода«противоядия» от подобного манипулирования. Основой такого «противоядия»является воспитание и духовное развитие личности.
Совместный просмотр видеофильмов ужасов и насилия является внастоящее время одним из наиболее типичных способов времяпрепровожденияподростков. Особенно значимы видеофильмы ужасов и насилия для тех подростков,которые чувствуют себя неполноценными по сравнению с ровесниками и другимичленами компании в физическом, социальном или учебном плане и подвергаютсядискриминации со стороны сверстников и компаний. Кровавый фильм ужасов, которыйони могут спокойно обсуждать с другими подростками, дает им возможность подвидом прожженного типа вполне соответствовать идеалу компании и таким образомдобиться признания.
Таким образом, средства массовой коммуникации «помогаютсформировать и закрепить в сознании подростка уверенность в том, чтожестокость, агрессивность и сила являются самыми действенными регуляторами вмежличностных отношениях. А это в свою очередь не может не увеличивать числатех молодых людей, которые не только восхищаются насилием, но и дажеобожествляют его.
2.2 Опасность СМИ для школьников
В нашей исследовательской работе мы рассмотрели, что такое«массовая культура», её составляющие, а также воздействие СМК и СМИ на поведениешкольников и подростков. Помимо теоретической части, мы взяли на себя смелостьпровести небольшое практическое исследование, методом анкетирования и методомбеседы.
При анкетировании была поставлена цель – выяснить, какиепрограммы, кинофильмы, какой направленности смотрят современные школьники,узнать их мнение по поводу влияния СМИ на современное общество, определитьосознание ими всего отрицательного в информационной сфере mass-media.
В период проведения исследования (6 дней) было опрошено 42школьника возрастом 12-17 лет и 34 взрослых людей возрастом от 25 лет. Врезультате опроса были получены следующие данные (для упрощения выводовисследования половые различия школьников и взрослых людей не учитывались):
Среди школьников, большинство предпочитает смотреть развлекательныепередачи и с криминальным уклоном. Подростки смотрят телевизор в основном днеми вечером в период примерно с 15.00 до 00.00, как раз в это время TV-программаперенасыщена криминальными программами. В ходе исследования, как детских анкет,так и взрослых, была получена интересная особенность, современные родителисвободно позволяют смотреть TV своим чадам после 23.00.
Что касается кинофильмов, то тут преимущество на стороне ужасов ибоевиков (40% и 35% соответственно). Боевики привлекательны, прежде всего,своими спецэффектами. Говоря об ужасах, то они на данный момент очень популярныне только среди молодежи, но и среди старшего поколения.
Затрагивая проблему влияния СМИ и следуя полученным данным, мысделали вывод, что все опрошенные школьники считают просмотр TV исключительноположительным занятием, так как оно повышает интеллектуальный уровень испособствует развитию школьника как личности. Группа взрослых испытуемыхразделилась: 30% — отрицательное влияние, 70% — положительное. Остается толькозадуматься, или взрослые люди действительно не понимают, что СМИ манипулируетих сознанием, или не хотят этого понимать.

/>
Беседа проводилась после заполнения анкет, состоящих из 7вопросов, она проводилась в свободной форме, поэтому вопросы беседы в своейпрактической части мы указывать не будем. Была поставлена цель – выяснить,какие программы, кинофильмы, какой направленности смотрят современные школьники,узнать их мнение по поводу влияния СМИ на современное общество, определитьосознание ими всего отрицательного в информационной сфере mass-media.
Данные беседы, проводимой после анкетирования с каждым школьникомнаедине, позволяют сделать следующие выводы.
Так,смотреть телевизор в среднем предпочитают 76,6% учащихся старших классов,слушать магнитофон, плеер – 69,6%, проводить время с друзьями – 67,4%, смотретьвидеозаписи – 51,7%, читать книги 45,1%, общаться в кружке, секции – 39,2%,читать газеты и журналы – 37,1%, общаться по телефону – 34,8%, общаться сосвоей девочкой или своим мальчиком – 27,4%, играть в компьютерные игры – 21,3%,проводить время с родителями и другими взрослыми – 19,4%, обмениватьсяинформацией по компьютерной сети – 4,7%, путешествовать по компьютерной сети –3,1%. Эти данные можно представить в данной диаграмме.

/>
В качестве вывода отметим, что СМИ в настоящий момент достиглитаких высот своего развития, что способны воздействовать на общество гораздосильнее, чем выше стоящие инстанции на СМИ. Именно поэтому взаимоотношения соСМИ превратились в одну из наиболее острых проблем мирового сообщества.

Заключение
В ходенашего исследования мы выяснили, что точного определения понятия «массоваякультура» нет. Она включает в себя и телевидение, и СМК, и Интернет, и радио имногое другое. Выходит, что это понятие многогранно. И изучить в одной работевсе влияние массовой культуры на поведение подростков невозможно, поэтому мырассмотрели только влияние СМК и СМИ на подростков. В результате нашегоисследования поставленная гипотеза подтвердилась: массовая культура оказываетогромное влияние на подростков и с положительной стороны и с отрицательной.
Негативноевлияние средств массовой информации на школьную аудиторию было бы неправильноприписывать самой их природе. Это скорей объясняется неумелым и ошибочнымиспользованием их богатейших возможностей. Ведь и книга, и театральнаяпостановка, и художественный фильм также могут способствовать познанию мира,делать человека лучше, но с не меньшим успехом порождать бегство от жизни,уводить от острых социальных проблем в нереальный мир авторской фантазии. СМИспособны стать как рычагом величайшего социального и духовного прогресса, так иисточником пассивности, апатии, бездуховности. Все зависит от того, какуюинформацию предлагают потребителю, и какую он выбирает.
После многолетних исследований с использованием самыхразнообразных методов и приемов еще не выяснена точная степень влияния СМИ наповедение. Несомненно, масс-медиа оказывает влияние на школьников, но сила егоостается пока до конца неизвестной.
В заключениеданной темы о воздействии средств массовой коммуникации, информации ипропаганды на массовое психическое сознание (подсознание) подрастающегопоколения нужно сказать о путях противостояния « массовой культуре»:
—Формирование критического мышления, навыков анализа, умения работать синформацией, и т.п.
— Формированиеиндивида как личности;
—Совместные обсуждения (в составе групп, коллективов, школьных классов, проч.)негативного влияния СМИ (примеры и следствия, обоснование полученных выводов) сцелью обретения навыков (воспитания) умения анализировать различные медиа-тексты,выделять направленность интересов создателей подобных текстов (текстовразличного содержания);
— Лекции поманипулированию личностью и массами средствами массовой коммуникации,информации и пропаганды;
—Специальные циклы курсов (в виде лекций и практических занятий) поинформационной безопасности (роли и воздействии информации на подсознание);
— Болееширокому введению в педагогических вузах и факультетах переподготовки кадров попедагогике — дисциплины, спектр внимания которой будет уделен теме влияниясредств массовой коммуникации (масс-медиа) на психику, на массовое психическоесознание;
— Краткоеизучение теории средств массовой коммуникации;
—Проведение лекций и практических занятий по теме — «Противостояние массовойкультуре». Негативная роль массовой культуры в воспитании нового поколениясовременной России.
Тематическаявариативность подобных курсов воспитания подрастающего поколения в целяхпротиводействия негативному влиянию средств массовой коммуникации напсихические процессы, происходящие в массах, включает в себя также и многиедополнительные направления работы с детско-юношеской и молодежной аудиторией, ини в коем случае не ограничивается перечисленным нами. Наиболее важной задачейподобного образования является воспитание медиа-грамотности массовой аудитории.На это и должны быть направлены все силы и знания специалистов-педагогов,родителей, и прочих лиц, работающих с подрастающим поколением.

Литература
 
1. Евгеньева Т.В. Установкии стереотипы массового сознания. Сайт образовательного проекта Элитариум. www.elitarium.ru
2. Козырева А. «СМИ:манипуляция или управление общественным мнением?» / Козырева А. //Обозреватель. – 2003г. — №5.
3. ЛеонтьевА.Н. Избранные психологические сочинения в 2-х Т.М., Издательство «Педагогика»Академии педагогических наук СССР. 1983.
4. РоманенкоН.М. «Особенности восприятия телеинформации школьниками». /Романенко Н.М.//Педагогика. – 2003г.- №4.
5. Руднев В.П. СловарьКультуры XX века. – М., 1999.
6. Смольская Е.П. «Массоваякультура»: развлечение или политика?» — М., 1986.
7. Теплиц К.Т. Всё для всех.Массовая культура и современный человек. //Человек: образ и сущность. – М.,2000.
8. «Трудный подросток:почему у него появляются криминальные установки».// Народное образование. –2004г. — №4.
9. Флиер А.Я. Массоваякультура и её социальные функции. // ОНС: Общественные науки и современность. –М., 1998. — №6.
10. Шагинская Е.Н. Массоваякультура XX века: очерк теорий. – М., 2000. – №2. 12. 11. Энциклопедическийсловарь по культурологии. – М., 1997

Приложение
1) Анкета для подростков:
1.     В какое время суток вы смотрите TV?
а) Утром    б) Днем      в) Вечером          г) Ночью
2.     Какие передачи предпочитаете?
а) Развлекательные б) Информационные в) С криминальным уклоном
г)______________(свой вариант).
3.     Чем они Вас привлекают?
__________________________________________(Свой вариант)
4.     Фильмы, какого жанра предпочитаете смотреть?
а) Боевики б) Мелодрамы в) Ужасы г) Триллеры д) Комедии
5.     Чем они Вас привлекают?
а) Сюжетом б) Спецэффектами в)______________(свой вариант)
6.     Разрешают ли вам родители смотреть телевизор после 23.00?
а) Да          б) Нет
7.     Как Вы думаете, какое влияние оказывает TV на людей? Ответобъясните.
а) Положительное, потому что_______________________________
б) Отрицательное, потому что________________________________
в)___________________________________________(Свой вариант)
2) Анкета для взрослых:
1.  В какое время суток ваши дети обычно смотрят TV?
а) Утром    б) Днем      в) Вечером          г) Ночью
2. Передачи, какой направленности они предпочитают смотреть?
а) Развлекательные б) Информационные в) С криминальным уклоном г)______________(свойвариант).
3. Как Вы думаете, чем они привлекают?
___________________________________________(Свой вариант)
4.  Фильмы, какого жанра предпочитают смотреть ваши дети?
а) Боевики б) Мелодрамы в) Ужасы г) Триллеры д) Комедии
5.  По вашему мнению, чем они привлекают детей?
а) Сюжетом б) Спецэффектами в) ______________(свой вариант)
6.  Разрешаете ли Вы своим детям смотретьTV после 23.00?
а) Да          б) Нет
7. Как Вы думаете, какое влияние оказывает TV на детей? Ответобъясните.
а) Положительное, потому что_______________________________
б) Отрицательное, потому что________________________________
в)___________________________________________(Свой вариант)
Примерныевопросы беседы.
1) Чем вы занимаетесь в свободное от учебы время?
2) Как выотноситесь к ТV?
3) Васпривлекают возможности Интернета?
4) Вылюбите читать классическую литературу? Если да чем она вас привлекает?
5) Чем бывы занимались, если бы вам не нужно было ходить в школу?
6) Как выпроводите время на каникулах?


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.