Реферат по предмету "Разное"


B. Грамматики: XVI-XVIII вв

Леонид Геллер Литературные теории в России: кратчайший обзор1. Начало размышлений о литературе—изучения литературы a. Отрывки из античных трактатов: Изборники XI-XII вв. b. Грамматики: XVI-XVIII вв. • Мелетий Смотрицкий и зачатки поэтики жанров c. Школьные риторики Юго–западной Руси (Беларусь, Украина) XVI-XVII вв. • Вторая половина XVII в.: поэтика “школьного барокко” (Симеон Полоцкий и его ученики); • Начало XVIII в. Феофан Прокопович и его Ars poetica et Ars rhetorica. 2. “Классики” a. Филологи: Антиох Кантемир, Василий Тредьяковский, Михаил Ломоносов • Филология, идеология и политика: языки словенский (слово), славянский (слава), словеноросский… b. Поэтика: Тредьяковский, Александр Сумароков, Ломоносов • Нормативная поэтика: жанры, стихосложение, темы • “Славянский” язык и западные заимствования: Иван Елагин и его кружок • Поэтика жанров в классицизме; Буало и Кантемир, Сумароков, Ломоносов c. Риторика: Ломоносов, Аполлон Байбаков • Теория 3–х стилей • Языковая славянско–русская диалектика , ее историческая мотивировка (эллинизм) и ее продуктивность. • Латинские риторики в дворянском семейном образовании3. “Собиратели” и “Издатели” a. Николай Новиков и его деятельность (^ Словарь российских писателей, 1772; Древняя российская Вивлиофика, 1773–75) b. Собрания и псевдособрания песен и сказок: Михаил Чулков, Михаил Попов, Василий Левшин c. Рукописи и летописи: Михаил Щербатов, Иван Болтин, кн.Мусин–Пушкин… • Болтин, Херасков и первые концепции истории литературы («литературного развития») • Начало ХІХ в.: митрополит Евгений (Болховитинов), ^ Словарь русских писателей 4. Николай Карамзин versus Александр Шишков a. Карамзин и его Новый Стиль; сентиментализм и новый дискурс о литературе, новая поэтика, новый статус поэта • Стилистическая нормализация (униформизация); регуляция синтаксиса b. Защита славянской традиции (“славянофильство”) и лингвистическая утопия Шишкова • Стилистическая диверсификация c. Поэзия, филология и пророчество. • Тредьяковский, Сумароков, Шишков…5. Влияния. a. Жан–Жак Руссо b. Гердер и немецкие идеалисты–философы; немецкий романтизм c. Философы–позитивисты (Огюст Конт, Спенсер) • “материалисты”: Фогт (Vogt), Бюхнер, Молешотт (Moleschott), (^ Дарвин), Ренан • “эволюционисты”: (Гиббон), (Дарвин), Бокль • Бенфей (Benfey: санскрит) и компаратистика • Литтре, Ипполит Тэн6. Академические школы a. “Археографы”: Тимковский (летопись Нестора); Калайдович (Былины Кирши Данилова); Востоков (Остромирово Евангелие) b. “Исследователи” (этнографы, лексикографы) • Буслаев, Афанасьев, Даль, Киреевский, Вельтман • Тихонравов c. “Историки”: Николай Греч, ^ Очерк истории русской литературы (1822); Максимович, История древней русской литературы (1839): понятие “направления” d. “Критики”: Галахов, Надеждин…7. Романтизм vs классицизм vs реализм (Кюхельбекер, Булгарин, Сенковский, Полевой)8. Славянофилы и западники a. “Философская школа”: любомудры, Шевырев • Хомяков, Вельтман: парафилологические исследования (мифология, приоритаризм) • Шевырев, Погодин b. Эстетика ангажированности: Виссарион Белинский • “Натуральная школа” и анти–романтические теории9. Николай Чернышевский и “революционные демократы” a. Борьба против теории “искусства для искусства” • Методология: социологическое и антропологическое толкование (анализ содержания и тематики) • Метод: материалистическая редукция (прим.: возвышенное = очень большое) • Дуализм: разделение содержания и формы; диалектика обратного действия (формалистический детерминизм) b. Поэтика пользы (утилитаристическая) и социализм • Писарев и Добролюбов; критики-“нигилисты” (Зайцев и др.)10. Писатели и их теории a. Теории национального гения (Гоголь, Лесков, Григорьев, Достоевский) • Мистика творения и сотворенного (произведения); искусство и язык как элементы утопии • “Почвенничество” Аполлона Григорьева (нео–славянофильство) • Постулат русской специфики • Метод: анализ содержания • “Реализм в высшем смысле”11. Академические школы: продолжение a. Историко–культурное направление (Александр Пыпин) • Литературное произведение как документ культуры и общества данной эпохи • Социологический и исторический метод: анализ содержания b. Психологическое направление: Потебня • Литературное произведение как энергия (аналогия слову); ср. Вильгельм фон Гумбольдт • Методология: лингвистика и филология ••• Исследование форм/жанров как “высказываний” c. Сравнительное направление: Александр Веселовский • Литературное произведение как продукт общей эволюции • “Историческая поэтика” • Методология: “культурно–историческая компаратистика” ••• Анализ форм/жанров: “мотивология”12. Веселовский vs Потебня: a. Веселовский: “онтологическая” позиция — изучение форм существования и эволюции поэзии (история, генетический подход); Потебня: “эпистемологическая” позиция — изучение форм прозаической и поэтической “мысли”… • Научная методология: историческая и культурная аналогия (объяснение Ренессанса с помощью романтизма, древней поэзии с помощью современного фольклора…); формулировка гипотезы и проверка на материале. b. Веселовский: специфика художественной деятельности (“мысли”) определяет функцию языка; Потебня: структура/функции (психологические, логические) языка определяют поэтическую мысль. c. Веселовский: интерес к материальным аспектам слова и, следовательно, к его изменениям в результате изменения конвенций (поэтических, жанровых); Потебня: интерес к “прагматическому” (суггестивному) аспекту слова и, следовательно, к внутренним отношениям в высказывании и слове (полисемия, означающее и означаемое, знак и референт). • мотивы, сюжеты Веселовского; внутренний образ Потебни13. Формалисты: позиция бунта/отрицания; стратегии полемики a. Генезис: связь с футуризмом; b. Задачи: борьба против установленного «академического» порядка, утверждение нового поколения критиков и художников; расширение сферы «науки». c. Отрицание академизма и его схем: • Против биографизма (отделение произведения от автора) • Против историцизма и социологизма, предшествующим анализу текста • Против филологизма и «философизма» (за автономное «литературоведение», за «поэтику») • Против психологизма и метафизики восприятия14. Формалисты: утверждение текста в его материальном аспекте как автономного целого; ср. Тодоров, кантовский мотив: «искусство самоцельно» (art est autotélique); a. Разработка точного терминологического языка; попытки формализации b. Теоретические предложения • Нейтрализация (отказ от «пресуппозиций», от предзаданного знания, от автоматизмов: искусство и его восприятие суть не «узнавание», а «видение» — Шкловский • Конденсация (осложнение формы) • Остранение: défamiliarisation (Aucouturier), estrangement (Brecht: Entfremdung), distantiation c. Роль приема • Обнажение приема; условность искусства • Торможение в построении сюжета; текст как «сделанность» (Эйхенбаум); функции текста (Тынянов) d. Теория порождения смысла • Поэтический ряд (Тынянов) e. Теория литературной эволюции • Теория пародии (Тынянов) • Теория борьбы и активизирования «низких» и периферийных жанров (Шкловский); развитие и генезис (Тынянов); история как система (Тынянов, Якобсон) • Литературный факт и литературный быт (Тынянов, Эйхенбаум)15. Критика формализма a. Марксисты и пара-марксисты (социологическая критика) b. Традиционная «импрессионистическая» критика (В. Ходасевич и др.) c. М.Бахтин, П. Медведев: ^ Формальный метод в литературоведении (1928).16. Ответ Бахтина: социологическая поэтика (научный анализ «идеологий») a. творчество: акт социальной оценки (языковой акт = акт социального общения = ценность); отличие искусства от «этических» или «познавательных» актов (чья данная историческая реальность подчинена реальности акта или объекта): • • художественные высказывания «отделены» от действительности внеположной высказыванию, данной в акте или объекте, завершены (замкнуты на себя). b. Теория «чужого слова» и концепция диалогизма • Теория жанров • Понятие хронотопа c. Теория полифонии d. Теория карнавализации17. «Наследники формализма» a. Юрий Лотман и Московско-тартуская школа. Первые работы: статья в ^ Вопросах литературы (1963), Лекции по структуральной поэтике (1964) • Кибернетические понятия модели и информации. Литература: вторичная моделирующая система (первичная: естественный язык) • Семиотическое понятие знака и кода 18. Лотман и «культурологическая» школа • «Нео-мифологизм», археология знания (этимологизм и т.д.(; «концептуальная лингвистика» • Семиотика культуры19. Русские постструктурализм и постмодернизм • новые концепции (деконструкция, шизоанализ, постколониализм…) и русское литературоведение: А.Жолковский, И.Смирнов, М.Эпштейн, В.Подорога… • журнал Новое литературное обозрение • Неонарратология: В.Шмид, В.Тюпа • Обновление «классицизма» в литературоведении: М.Гиршман • Эпистемология литературоведения (журнал Миргород)***


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Правовий захист використання земель
Реферат Остеохондроз: болезнь и ее лечение
Реферат Джеванширы
Реферат Посттравматический синдром изнасилования
Реферат Психиатрия (неврозы)
Реферат Women Entrepreneurs In Small Business Essay Research
Реферат Методика предупреждения речевых диалектных ошибок у младших школьников
Реферат Преступность несовершеннолетних в Новгородской области
Реферат Акт о результатах проведения в Московской области плановой выездной проверки полноты и качества осуществления переданных полномочий в области содействия занятости населения
Реферат Житие Великого князя Андрея Боголюбского
Реферат Этические проблемы искусственного оплодотворения
Реферат PLEBES или PLEBS. PLEBEII.
Реферат Створення та діяльність ОУН
Реферат Общественное питание Рецептура Товароведная оценка
Реферат Бизнес план ООО Спецодежда