Реферат по предмету "Психология"


Трансгенерационные паттерны материнского поведения

Введение
Мама…Это слово отзывается в сердце едва ли не каждого из нас сложной, порой противоречивойгаммой чувств: любовь, обида, благодарность, раздражение, стремление что-тодоказать, нежность, разочарование, боль – все это сплетается в нашей душе втугой и плотный клубок, который мы не всегда можем распутать. В современномпсихоанализе до сих пор не утихают споры о важности материнской фигуры вразвитии человека. Разные школы придерживаются разных точек зрения, но самаэмоциональная насыщенность темы говорит о том, что она – одна из главных,определяющих и всегда актуальных.
Изучениематеринства – важная задача в современной психологии. Это объясняется тем, чтомать – первый человек, который вносит свой вклад в развитие ребенка и влияет наформирование его личности и ход жизни в целом. Изучая механизмы, виды,тенденции и закономерности в материнском поведении, можно привнести многонового в интерпретации каких-либо проблем в других сферах психологии.
Идеальнаямать… Наверно, каждая женщина хотела бы стать такой для своего ребенка. Нокаков этот идеал? К чему стремятся современные матери? Установки на материнскуюроль, понятия «как надо» формируются у каждой женщины вне зависимостиот того, какие жизненные обстоятельства у нее складываются.
Внашей работе мы хотели проследить, насколько похожи установки на материнство инекоторые аспекты семейной жизни у трех поколений женщин, связанных родством.Безусловно, от поколения к поколению какие-то материнские черты передаются безособых изменений, становясь стереотипами поведения. Другие, наоборот, меняютсяс течением времени, и зависеть это может от изменений в обществе.
Крометого, мы хотели выявить аналогичные установки у девочек, по каким-либо причинамоставшимся без материнского воспитания и общения. Их модель материнствастроится без непосредственного участия матери, но с присутствием негативного семейногоопыта. Мы считаем важным сравнение степени выраженности конкретных установок удевушек с разными условиями воспитания (семья и детский дом) для определенияпаттернов материнского поведения. В ситуации отсутствия различий, мы можемговорить о влиянии на формирование установок материнства каких либо другихфакторов, а не предыдущего материнского опыта.
Цельисследования: выявить материнские паттерны у женщин трех поколений и сравнитьих с установками на выполнение роли матери воспитанниц детских домов, неимеющих родственников по женской линии.
Задачиисследования:
·         выявитьустановки на выполнение роли матери у женщин трех поколений, передающиеся инепередающиеся от поколения к поколению;
·         выявитьматеринские установки у девушек, воспитывающихся вне семьи;
·         обнаружитьвзаимосвязи между материнскими установками девушек, воспитывающихся в семьях, иматеринскими установками их матерей и бабушек; выявить существующие моделиповедения переходящие из поколения в поколение;
·         сравнитьматеринские установки девушек, передающиеся в поколениях, с аналогичнымиустановками девушек, воспитывающихся в семье и вне семьи.
Объектнашего исследования – особенности материнского поведения. Предмет исследования –паттерны материнских установок у женщин.
Вкачестве гипотез исследования выступили следующие предположения:
1.        Существуютматеринские установки на выполнение роли матери в семье, которые передаются изпоколения в поколение;
2.        Существуютматеринские установки, которые от поколения к поколению «нарастают» иматеринские установки, которые «изживают себя»;
3.        Материнскиеустановки девушек, воспитывающихся в семьях, не совпадают с материнскими установкамивоспитанниц детских домов.
Висследовании была использована методика:
1.        МетодикаPARI Е. Шеффер и Р. Белла, адаптированнаяТ.В. Нещерет [Райгородский Д.Я., 2005].

Глава1. Теоретические основы исследования. Материнство
1.1     Материнствои его основные компоненты
Материнство– сложный феномен, имеющий физиологические механизмы, эволюционную историю,культурные и индивидуальные особенности.
Вкаждой культуре есть целый институт материнства, который в качестве составнойчасти включает в себя способы воспитания женщины как матери. Эти способырассчитаны на то, что часть содержания своих функций мать будет осознавать, а часть– нет. Соответственно, в общественном сознании также не все функции материполностью осознаются. Часть из них представлена в форме поверий, примет,суеверий и т.п. Все вместе это может быть охарактеризовано какконкретно-культурный «путь к модели» материнства, которое само посебе есть инструмент, созданный природой и обществом для «производства»ребенка как представителя своего вида и своей культуры. В обществе постояннопроисходят изменения модели материнства и детства, соответствующие изменению всамих общественных отношениях [Шнейдер Л.Б., 2000]. Элизабет Бадинтер писала: «Женщинастановится лучшей или худшей матерью в зависимости от того, ценится или жеобесценивается в обществе материнство».
Всовременном обществе происходит разрыв межпоколенных связей, потерятрадиционных способов опыта и оформления материнско-детского взаимодействия.Женщина на пороге материнства оказывается неосведомленной об элементарныхособенностях развития ребенка и своих функциях в уходе за ним и общении. Крометого, уменьшение количества детей в семье ведет к тому, что часто первыймладенец, с которым встречается мать, — это ее собственный ребенок [ШнейдерЛ.Б., 2000].
Материнство,как психосоциальный феномен, рассматривается с двух основных позиций:материнство как обеспечение условий для развития ребенка (в частностиматеринско-детские взаимоотношения) и материнство как часть личностной сферыженщины (например, удовлетворенность женщины своей материнской ролью).
Подролью в психологии и социальной психологии чаще всего понимаются «нормативноодобренные формы поведения, ожидаемые от индивида, занимающего определеннуюпозицию в системе общественных и межличностных отношений» [ПетровскийА.В., Ярошевский М.Г., 1985]. Кроме самого поведения, в понятие «роль»включаются также «желания и цели, убеждения и чувства, социальныеустановки, ценности и действия, которые ожидаются или приписываются человеку,занимающему в обществе определенное положение» [Петровский А. В.,Ярошевский М. Г., 1985].
Этополностью относится и к семейным ролям «отец», «мать», «муж»,«жена», «ребенок», «родственник». Так, от любойматери ожидается, что она будет заботиться о своих детях. В роль «матери»входит и комплекс чувств, важнейшее из которых — любовь к детям. Мать — это нетолько определенные поведение и чувства, но и цели, к достижению которых онадолжна стремиться, а именно воспитать своих детей, вырастить из них достойных людей.[Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 2000].
Феномен материнства – явлениединамическое, включающее в себя процесс становления и развития (формированиеустановок, затем совершенствование материнского поведения, пересмотрениеустановок).
На стадии развитой формыматеринство включает в себя [Овчарова Р.В., 2003]:
1. Родительские ценности
2. Установки и ожидания
3. Родительское отношение
4. Родительские чувства
5. Родительские позиции
6. Родительскую ответственность
7. Стиль семейного воспитания
Связь компонентов между собойосуществляется через пересечение элементов их составляющих: когнитивного,эмоционального и поведенческого аспектов, которые являются критериямиреализации этих компонентов.
Особенности семейных ценностейсостоят в том, что они представляют сплав эмоций, чувств, убеждений иповеденческих проявлений. Они являются основополагающими для остальныхкомпонентов материнства и реализуются в направленности личности матери инаправленности ее поведения.
Материнские установки и ожиданиявключают в себя три уровня:
—   репродуктивныеустановки
—   установкии ожидания в детско-родительских отношениях
—   установкии ожидания в отношении образа собственного ребёнка
По мнению Мэш Э., Вольфа Д.материнские установки зависят от тех традиций, ценностей, норм и ожиданий,которые свойственны социальной, культурной, национальной и религиозной среде, ккоторой принадлежит та или иная семья. Именно все эти факторы во многомопределяют особенности родительского поведения.
Родительское отношение — относительно устойчивое явление, включающее в себя альтернативные элементыэмоционально-ценностного отношения и способного изменяться в определённыхпределах. Отношение матери реализуется в поддержании контакта с ребёнком,формах контроля, воспитании взаимоотношениями. По утверждению Варга А.Я., типматеринского отношения и соотношение его структурных компонентов определяетсяне только ее индивидуальными особенностями, но и возрастом ребенка.
Родительские чувства — значимаягруппа чувств, занимающих особое место в жизни человека. Родительские чувствапротиворечивы, реализуются в родительском отношении и родительских позициях.
Родительские позиции представляютсобой реальную направленность взаимодействия с ребёнком, в основе которой лежитсознательная и бессознательная оценка ребёнка. Материнские позиции реализуютсяв подвижных коммуникативных позициях.
Материнская ответственность — ответственностьперед социумом и своей совестью. Она возникает в контроле своего поведения исемейной ситуации; характеризуется занимаемой ролью в семейном воспитании.
Стиль семейного воспитания являетсявыразителем взаимодействия перечисленных выше компонентов, его проявлениянаиболее очевидны. Стиль семейного воспитания намного обширнее, чем другиекомпоненты материнства.
Таким образом, данные материнскиеустановки во многом влияют на специфику поведения матери в отношении своегоребенка. В следующем параграфе мы бы хотели обратить внимание на особенностиотношения матери к своей роли в детско-родительских отношениях.
1.2     Матьв детско-родительских отношениях
Становясьматерью, женщина понимает, что теперь от нее зависит маленькое, беззащитноесущество и что теперь она должна выполнять определенные обязанности поотношению к своему ребенку.
Таким образом, материнство можноопределить как особую сферу деятельности: это процесс взаимодействия матери сребенком, обусловленный физиологическими потребностями ребенка и необходимостьювоспитания его как представителя своего вида и своей культуры. В ходе этоговзаимодействия мать на основе имеющихся у нее образов и моделей материнства, вкоторые входят конкретные ценности, установки и ожидания, отношение к ребенку, родительскиечувства и родительские позиции, ответственность за жизнь ребенка и в целом –стиль семейного воспитания, создает личность ребенка. Мудрая и психологическиздоровая мать может организовать воспитание своего ребенка так, чтобысформировать у него необходимые, нужные и ценные качества. Она может повлиятьна его успехи и неудачи, самооценку и стремления, в целом – на многое, еслиприложит к этому усилия. В случае невыполнения своей материнской деятельностиили осуществления ее не так как следует, мать может и травмировать ребенка. Этиидеи идут еще от психоанализа, который отводит матери главенствующее место вопределении жизненных неурядиц и проблем своего ребенка. Из этих же идей беретсвое начало система взглядов, предложенная Мелани Кляйн и названная «теориейобъектных отношений». Суть ее в том, что для психического развитиячеловека решающее значение имеют его отношения с первичным объектомпривязанности, то есть с матерью или фигурой, ее заменяющей. Даже то, какребенок будет воспринимать своего отца, в первую очередь зависит от егоотношений с матерью. Эта теория, несомненно, накладывает на материнские плечинепомерный груз ответственности перед ребенком за каждую свою ошибку.Получается, что каждая мать должна быть идеальной. Однако об идеальной материТ. М. Афанасьева пишет: «С одной стороны идеальная мать должна все своевнимание сосредоточить на своем потомстве. Но такой идеал вряд ли может вызватьвосхищение. Более того, не убеждена, что точное его копирование вообщеосуществимо. Трудно подготовить ребенка к жизни, к миру, будучи оторванной отэтого мира. Трудно научить любви к другим людям, будучи отстраненной от чужихбед и тревог. Трудно быть беспристрастным судьей своим детям, не зная всехсложностей реального бытия за стенами собственного дома» [Афанасьева Т.М.,1988]. Получается, идеальная мать, вовсе таковой и не является. Тогда какойдолжна быть мать?
На этот вопрос попытался ответитьанглийский педиатр и психоаналитик Дональд Винникотт. В 1949 году он ввел впсихоанализ новое понятие «достаточно хорошая мать», сняв с женскихплеч слишком уж тяжелый груз ответственности, которую должна была всоответствии с теорией объектных отношений чувствовать каждая женщина, заводяребенка.
«Достаточно хорошая», впонимании Винникотта, — это та, которая способна чувствовать малыша и адекватноудовлетворять его потребности, не привнося в этот процесс своих чрезмерныхстрахов или желаний. Винникотт одним из первых описал то особое состояниеслияния с ребенком, в котором находится каждая молодая мать: оно легко доступнолюбой женщине, если она доверяет своим чувствам и телу и если ей не навязываютжестких директив по поводу того, как именно она должна поступать. Ощущениеребенка как продолжение себя позволяет матери откликаться на его сигналы инаилучшим образом удовлетворять его потребности – физиологические иэмоциональные. Революционность идей Винникотта в том, что он дал женщиневозможность не стремиться быть идеальной, а позволил ей быть просто достаточнохорошей. Отныне матери получили возможность ошибаться и исправлять свои ошибки,не терзаясь угрызениями совести из-за того, что они плохо выполняют своиматеринские обязанности. Это позволило женщинам вести себя более естественно сосвоими детьми. Винникотт дал матери право чувствовать себя усталой,раздраженной, но при этом сохранять понимание, что все эти чувства присущи ей,как любому другому человеку, и ничуть не умаляют ее материнских достоинств [Д.Винникотт, 2004].
В современных условиях,пропагандирующих культ ребенка, каждая мама чувствует себя обязанной сделатьребенка абсолютно счастливым. В значительной мере это обусловленопопуляризацией идей психоанализа, который возводит многие трудности в жизнивзрослого человека ко временам его детства и в первую очередь – к проблемам вотношениях с матерью. Но задача вырастить ребенка абсолютно счастливымнепосильна. Если мама постоянно старается уберечь его от боли, грусти, душевныхпереживаний, она лишает его возможности взрослеть, ведь взросление происходитименно в те моменты, когда человек что-то преодолевает в себе или в мире [НаталияКедрова, 2006]. В этом случае понятие «достаточно хорошей матери»играет очень значительную роль в организации материнской деятельности. Еслимать хочет быть «идеальной», но, естественно, не достигает этогодалекого и, возможно, в корне неверного идеала, то переживания ее ребенка будутактуализировать у нее чувство вины за свою несовершенность, несоответствиемнимому идеалу. А вот стремление стать «достаточно хорошей»,возможно, будет толкать мать к самосовершенствованию в вопросе развития своегоребенка, к изучению и пониманию своих детей, поиску оптимальных, а не принятыхметодов воспитания. А переживания малыша будет вызывать у нее не чувство вины,а желание отыскать причину и помочь ребенку ее преодолеть.
1.3     Механизмыформирования материнства
Чтобыстать матерью, не достаточно просто родить ребенка. Ощущение, которое можновыразить словами «быть мамой», начинает появляться у девочки уже враннем детстве. Это чувства и эмоции, взгляды и жесты, похвала и осуждение,переданные матерью своему малышу в ходе общения и воспитания. Все это и многоедругое впитывает и запоминает ребенок, часто неосознанно, чтобы потом,воспользовавшись уже имеющимся опытом построить отношения со своим ребенком.
ДональдВинникотт пишет, что способность женщины «быть достаточно хорошей матерью»формируется на основе ее опыта взаимодействия с собственной матерью, в игре, вовзаимодействии с маленькими детьми в детстве, а также в процессе собственнойбеременности и материнства.
Таким образом, факторы, влияющие наформирование материнства, иерархически организованы и представлены на несколькихуровнях [Овчарова Р.В., 2003]:
—   макроуровень– уровень общества;
—   мезоуровень– уровень родительской семьи;
—   микроуровень– уровень собственной семьи;
—   уровеньконкретной личности.
Макроуровень.Как уже отмечалось выше, сюда входят различные общественные нормы, стереотипы «хорошейматери», установки «как надо» и самое важное, под влиянием чегоформируется все перечисленное, — это общественные, экономические и культурныеотношения. Любые изменения в данных формациях непременно сказываются на моделиматеринства в целом. Так со второй половины XXвека социально-политическая эмансипация женщин и все более широкое вовлечениеих в общественное производство делает их семейные роли, включая материнство, нестоль всеобъемлющими и, возможно, менее значимыми для них. Самоуважение женщиныимеет, кроме материнства, многие другие основания – профессиональныедостижения, социальную независимость, самостоятельно достигнутое, а неприобретенное благодаря замужеству общественное положение. Некоторыетрадиционно материнские функции в семье принимают на себя общественныеинституты и профессионалы. Это не отменяет ценности материнской любви ипотребности в ней, но существенно меняет характер материнского поведения.
Мезоуровень.Накопленные на сегодняшний день исследования свидетельствуют о том, чтородительская семья является первичным и необходимым условием формированияматеринства. Нарушение межличностных взаимоотношений в семье неблагоприятновлияют на развитие личности будущей матери. Многие исследователи подчеркивают,что личность женщин, не готовых к эффективному материнству, зачастуюформировалась в своеобразной субкультуре агрессии (холодное отношениеродителей, унижение, угнетение, грубость, крик, побои). На формирование ролевыхоснов девочки большое влияние играет отсутствие отца, низкий материальныйдостаток, невысокий культурный уровень, что в конечном итоге негативносказывается на качестве ее будущего материнства.
Не менее важным является взаимодействиес собственной матерью. Этот этап начинается с внутриутробного периода развитияи продолжается практически всю жизнь женщины. Наиболее значимым являетсямладенческий и ранний возраст, так как этот период жизни сам по себе являетсясензитивным для формирования базовых основ личности и отношения к миру. Большоезначение в формировании эффективного материнского поведения отводится феноменупривязанности матери и ребенка. Исследования привязанности показали, чтосуществуют внутрисемейные циклы непрочной привязанности, передающиеся поматеринской линии. Разные формы непрочной привязанности матери являютсяисточником непрочной привязанности ребенка. Отмечено, что глубокие внутренниеконфликты, коренящиеся в детстве, мешают возникновению у матерей привязанностик ребенку. Не имеющие опыта подлинной близости с собственной матерью они и всвоей жизни воплощают подобную модель отношений с другими. Для таких матерейхарактерен внутренний конфликт любви-ненависти, в основе которого лежитстремление к глубоким эмоциональным отношениям и неумение, неспособность ихвыстроить, желание любви и неспособность любить. Исследования подтверждают, чтоу отверженного ребенка есть тенденция стать отвергающим родителем [ШнейдерЛ.Б., 2000].
На мезоуровне имеют место такие этапыформирования материнства как игровая деятельность и процесс нянчанья. Так всюжетно-ролевых играх «дочки-матери» и «семья» происходитконкретизация и развитие некоторых компонентов материнской сферы. Важноотметить, что в игре с куклой участвует и отношение взрослых, как к самимкуклам, так и к играм девочки. От него во многом могут зависеть взгляды ребенкана роль матери и собственное отношение к ней.
В процессе нянчанья у девочкипоявляется интерес к ребенку и положительное эмоциональное отношение. Особенностивзаимодействия с младенцами, содержание субъективного опыта и его роль вразвитии материнской сферы недостаточно изучены.
Этап нянчания, по Филипповой,начинается примерно с 4,5 лет, когда хорошо развита сюжетно-ролевая игра, изаканчивается к началу полового созревания. Наиболее сензитивным являетсявозраст от 6 до 10 лет. Удачно пройденный, этот этап помогает детям усмотретьво взаимодействии с младенцем источник богатых впечатлений и удовольствия исформировать базу положительного отношения к ребенку. В противном случаеформируется безразличное или негативное отношение к ребенку.
Микроуровень.Этот уровень характеризуется взаимодействием с собственным ребенком. Онявляется необыкновенно сложным для развития всех блоков материнской сферы. Внем можно выделить несколько самостоятельных периодов. Часть из них(беременность, роды, период грудного вскармливания ребенка) обеспеченаэволюционными психофизиологическими, в том числе и гормональными, механизмамирегуляции.
Г.Г. Филиппова выделяет следующиеэтапы взаимодействия женщины с ее ребенком [Филлипова Г.Г., 1999]:
1.        Идентификациябеременности. Этот период начинается и заканчивается еще до возникновенияпервых изменений в физическом состоянии женщины и непосредственно связан сосознанием факта беременности. Переживания женщины в этот период носят оттенокбеспокойства, причиной которого может быть либо страх наступления беременности,либо страх ее ненаступления. Однако переживание идентификации беременности невлияет на дальнейшее развитие материнства, а только отражает «стартовое»содержание материнской сферы.
2.        Доначала ощущений шевеления. Физиологически этот период характеризуетсяпоявлением симптоматики беременности, неприятными физическими ощущениями,изменении в эмоциональном состоянии. Для него характерна тревожность, резкаясмена настроений, появляется раздражительность, снижается общая активность.Физиологической основой этих изменений является гормональная перестройка.Адаптивное значение изменения эмоционального состояния состоит в ограниченииконтактов с внешним миром, что способствует сохранению беременности и успешномуразвитию плода. Можно сказать, что это первый опыт приспособления себя к нуждамбудущего ребенка, опыт интерпретации своих переживаний с точки зрения себя какматери.
3.        Появлениеи стабилизация ощущений шевеления ребенка. Первые такие ощущения создаютволнующее ощущение сопричастности, желания быть вместе с ребенком. Этот периодявляется наиболее благоприятным относительно физического и эмоциональногосамочувствия матери. Женщина уже свыклась с фактом беременности, неизбежностьюизменений, у нее было время представить себе не только то, что она теряет, но ито, что приобретает с рождением ребенка. Появление шевелений позволяетконкретизировать образ ребенка и дает богатую пищу для интерпретации егосубъективных состояний. В этот период многие женщины отмечают изменениеинтересов, концентрацию на задачах беременности и послеродового периода,подготовке к материнству. Характерным становится поиск дополнительнойинформации в книгах, журналах, посещение специальных курсов.
4.        Седьмойи восьмой месяцы беременности. Этот период считается достаточно сложным. Уженщины несколько ухудшается самочувствие, она быстро устает, затрудняетсядвигательная активность, часто ухудшается сон. Отмечается некоторое повышениетревожности, страхов родов, беспокойство по поводу послеродового периода.Снижается интерес ко всему, не связанному с ребенком. Повышается активность,связанная с подготовкой к родам и послеродовому периоду. К концу периода у женщинвозникает чувство «скорей бы уж все закончилось», но одни егоинтерпретируют, как нетерпение увидеть ребенка, а другие – как избавление отнеудобств беременности. Это уже свидетельствует о некоторых установках напоследующие отношения с ребенком.
5.        Предродовой.Физиологически этот период является очень важным. В организме происходятизменения, способствующие гибкости и эластичности костно-мышечной системы.Эмоциональное состояние характеризуется неким «отупением». Ограниченаактивность и способность резкого эмоционального реагирования, что предохраняетот преждевременных родов. У матери снижается страх перед родами. Женщинынаиболее адекватно по сравнению с другими периодами представляют ребенка и своидействия с ним. По данным многих исследователей адекватность представленийматери о родах и послеродовом периоде, своих возможностях и особенностяхребенка является существенным показателем успешного развития ее материнскойсферы и дальнейшего благополучного отношения к ребенку.
6.        Родыи послеродовой период. В этот период происходит встреча с ребенком, чтообеспечивает возможность изменений в содержаниях материнской сферы. На этомпериоде происходит замыкание эволюционно ожидаемых условий для матери иребенка, способствующих образованию эмоциональной взаимосвязи. Для матери этиусловия возникают и поддерживаются в процессе послеродовой обработки ребенка иприкладывания к груди.
7.        Новорожденность.Период новорожденности во всех культурах выделяется и оформляетсямногочисленными правилами и обрядами. Мать и ребенок всегда более или менеестрого изолируются от внешнего мира контактов с другими людьми (М. Мид). Помимогигиенического значения в этом заложен глубокий психологический смысл.Обеспечивается центрация всей жизни матери на ребенке и своих переживаниях,создаются условия, способствующие приданию всем ее переживаниямположительно-эмоционального значения и закреплению личностной ценности для нееэтого периода жизни.
8.        Совместно-разделеннаядеятельность матери с ребенком. В этом периоде у матери уже есть определенныйстиль эмоционального сопровождения взаимодействия с ребенком. Происходитдальнейшее развитие ее переживаний и поведения в ситуациях, где требуются еефункции как объекта привязанности и участия в деятельности ребенка в качествеэмоционального санкционера успешности достижения целей. При благоприятныхусловиях само развитие ребенка обеспечивает перевод интереса матери спереживаний от контакта с ним на удовольствие от результатов его активности.
9.        Возникновениеинтереса к ребенку как личности. Первое полугодие второго года для ребенкасчитается сензитивным для изменения формы привязанности. Это связано снеобходимостью нового отношения к матери к его активности, сочетаниюобеспечения безопасности и самостоятельности. Излишняя тревожность и ограничениеактивности ребенка ведут к тому, что его вера в надежность мира и защиту материмогут поколебаться. Нечувствительность матери к проблемам ребенка, возникающимв связи с расширением его взаимодействия с миром, когда он вынужден самсправляться со своими страхами и фрустрациями, способствует развитию избегающейпривязанности.
Уровень конкретнойличности. Этот уровень включает в себя личностныехарактеристики женщины, ее ценности и жизненные установки, которые могут взначительной мере повлиять на формирование материнской роли, порой даже вразрезс общественными традициями.
Таким образом, описанные вышеуровни и входящие в них компоненты во многом определяют формированиематеринских установок и материнского поведения в целом. Однако протеканиепроцессов, характерных для каждого уровня, зависит от многих внешних факторов,и в частности от влияния сформировавшихся сценариев детско-родительскихотношений, воспроизводящихся в поколениях.

1.4Сценарий воспроизведения детско-родительских отношений
Понятие«сценарий» впервые было использовано американским психотерапевтом Э.Берном. Он определил его как постепенно развертывающийся жизненный план,который формируется… еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей [Э.Берн;1992].Это своего рода бессознательное принятие ребенком предписывающего «образа»будущей взрослой жизни. Истоки многих жизненных сценариев, по Берну, лежат дажене в родительской семье, а в более ранних поколениях. Автору удалось проследитьтрансляцию сценария «Мой сын будет врачом» на протяжении пятипоколений.
Н.Пезешкиан считал, что от одного поколения к другому передаются стратегиипереработки конфликтов и формирования симптомов, структуры мировоззрения иструктуры отношения, которые переходят от родителей к детям. Он назвал это «семейныеконцепции»; они берут начало в критических переживаниях одного из членовсемьи, в религиозных и философских идеях, укореняются, усваиваются детьми иснова передаются следующему поколению. Примеры семейных концепций могут бытьтакими: «Что скажут люди», «Верность до смерти», «Ничегоне дается легко» и т.п.
Вотечественной психологии Э.Г. Эйдемиллер и В.В. Юстицкис рассматриваютпатологизирующее семейное наследие, характерное для дисфункциональных семей какформирование, фиксацию и передачу эмоционально-поведенческого реагирования отпрародителей к родителям, от родителей к детям, внукам и т.д. Ригидные,иррациональные, жестко связанные между собой убеждения, заимствованные упредставителей старшего поколения, формируют личность, малоспособную к адаптации,страдающую пограничными нервно-психическими расстройствами [Е.И. Артамонова,Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова; 2002].
Впрактических исследованиях психотерапевты обнаружили важнейшую закономерность:неосознанную тенденцию повторять модель отношений своих родителей в собственнойсемье. Психологический механизм этого процесса можно представить следующимобразом: человек воспроизводит не свое поведение и не поведение других людей поотношению к себе, а усваивает путем неосознанного подражания поведение людей поотношению друг к другу, и только тех людей, которые значимы для него.
Обнаруженыи другие закономерности: ребенок обучается своей будущей супружеской роли,мысленно отождествляя себя с родителем того же пола. Что касается родителяпротивоположного пола, то его образ очень важен при выборе будущего партнера.Вероятность гармоничного союза между мужчиной и женщиной напрямую определяетсясходством моделей семей, из которых происходят супруги.
Вобщем целом сценарий социализации и воспроизводства семьи выглядит так:
1.        Детипервоначально получают в качестве образца модель отношений супругов вродительской семье.
2.        Затемони проигрывают эти отношения, выступая в разных ролях в играх с братьями илисестрами или сверстниками.
3.        Наоснове оценки сходства моделей семьи они выбирают партнера и воспроизводятструктуру ролевых отношений родительской семьи в своей новой семье [Э.Берн;1992].
Получается, что родительская семья– а именно сложившиеся сценарии детско-родительских отношений – несет в себебогатый материал для становления материнских установок и, следовательно,материнского поведения в целом.

Выводы из первой теоретическойглавы
1.        Материнство– это сложный феномен, имеющий физиологические механизмы, эволюционную историю,культурные и индивидуальные особенности. Как психосоциальный феномен,материнство рассматривается с двух основных позиций:
·         какобеспечение условий для развития ребенка;
·         какчасть личностной сферы женщины.
Феноменматеринства – явление динамическое, включающее в себя процесс становления иразвития. Динамика развития материнства проходит ряд стадий, таких как формированиеустановок, совершенствование материнского поведения и пересмотрение установок. Динамикаизменения модели материнства в целом, соответствует изменению в самих общественныхотношениях.
2.        Материнствокак особая сфера деятельности – это процесс взаимодействия матери с ребенком,обусловленный физиологическими потребностями ребенка и необходимостьювоспитания его как представителя своего вида и своей культуры. Это та областьдеятельности, в которой женщине легче всего самоутвердится, ощутить себязначимой и незаменимой.
3.        Чтобыстать матерью, не достаточно просто родить ребенка. Существуют факторы,влияющие на формирование материнства, которые иерархически организованы и представленына нескольких уровнях:
·         макроуровень– уровень общества;
·         мезоуровень– уровень родительской семьи;
·         микроуровень– уровень собственной семьи;
·         уровеньконкретной личности.
Каждый уровень накладывает своиотпечатки, формирует конкретный опыт и установки, из которых складываетсяматеринство. В нашем исследовании мы изучаем влияние именно мезоуровня, т.к.родительская семья является первичным и необходимым условием формированияматеринства. Нарушение межличностных взаимоотношений в семье неблагоприятновлияют на развитие личности будущей матери.
4.В родительской семье человек усваивает определенные стереотипы поведения («сценарии»по Э. Берну), которые потом претворяет в жизнь уже в собственной семье.

Глава2. Особенности формирования материнских установок у девушек, воспитывающихсябез матерей
2.1         Сиротствокак особая система формирования материнских установок
Для исследования материнских установок девочек, воспитывающихся безматерей, следует хотя бы в некоторой степени ознакомится с условиями тойсистемы, в которой эти установки формируются, а именно – с явлением сиротства ипоследствиями, которые оно накладывает на формирование личности ребенка и, какследствие, на формирование материнства у девушек-сирот.
Сиротство – это социальное явление, обусловленное наличием вобществе детей, родители которых умерли, а также детей, оставшихся безпопечения родителей вследствие лишения их родительских прав, признания вустановленном порядке родителей недееспособными, безвестно отсутствующими и т.д.Сюда также относят детей, родители которых не лишены родительских прав, нофактически не осуществляют какой-либо заботы о своих детях [3].
Наиболее грозным явлением в последние годы стало значительноеувеличение размеров «социального» сиротства, появление его новыххарактеристик. Всё большее количество детей теряют родительское попечение неиз-за смерти родителей, а по социальным причинам. Обнаруживается так называемое«скрытое» социальное сиротство, которое связано с ухудшением условийжизни семьи, падением её нравственных устоев и изменения отношения к детям,вплоть до их полного вытеснения из семей, вследствие чего растёт беспризорностьогромного количества детей и подростков. Социальное сиротство – явлениеустранения или неучастия большого круга лиц в выполнении ими родительскихобязанностей (искажение родительского поведения). А в обязанности родителейвходит: воспитывать детей, готовить их к общественно полезному труду, содержатьнесовершеннолетних детей, защищать их права и интересы во всех учреждениях и т.д.
Однако до сих пор остаётся малоизученной и непонятной природа этойаномальной формы материнского поведения. Практика работы с такими женщинами,анализ немногочисленной литературы по проблеме свидетельствует о чрезвычайнойсложности взаимодействия социальных, психологических и патологических факторов,нарушающих важнейшую форму социального поведения женщин – материнство [3].
Бельгийский комитет по социальным проблемам женщин, исследоваваспекты отказа от ребёнка, описал три основные категории бросающих матерей.Первая, наиболее распространенная – отец ребёнка бросил беременной будущуюмать. Вторая – женщина рожает ребёнка от внебрачной связи. Третья категория –женщины с низкой социальной и моральной приспосабливаемостью и с низкойответственностью.
Одно из заметных изменений последнего времени – быстрый рост долидетей, рождаемых вне брака. В связи с этим увеличивается количество отказныхдетей.
Основными причинами, способствующими широкому распространениюсоциального сиротства, являются дезорганизация семьи, материальные и жилищныетрудности родителей, нездоровые отношения в семье, алкоголизм родителей [3;6].Эти причины мешают нормальному воспитанию детей. Зачастую их помещают вспециальные детские учреждения, однако в таких условиях развитие ребенка всеравно остается ограниченным. Можно выделить некоторые причины, неблагоприятновлияющие на психологическое развитие детей [3]:
-      неправильная организация общения взрослых с детьми, несостоятельностьтех его форм, которые доминируют в детских учреждениях, особенно в домахребёнка и дошкольных детских домах;
-      непостоянство, частая сменяемость взрослых, воспитывающих детей;
-      недостаточная работа по формированию игры, особенно в дошкольных детскихдомах;
-      бедность конкретно-чувственного опыта детей, проистекающая изчрезвычайной сужености окружающей среды;
-      недостаточность психолого-педагогичеcкой подготовленности воспитателейдетских домов, их безучастное отношение к детям;
-      недостаток программ воспитания и обучения, компенсирующих дефектыразвития, вызванные отсутствием семьи;
-      недифференцированный подход к детям в процессе их воспитания и обучения:помещение детей с разной степенью задержек в психическом развитии в однугруппу.
Подводяитог, можно сказать, что дети-сироты (пусть даже у них есть биологическиеродители) лишены нормальных, здоровых и адекватных условий развития, что,несомненно, сказывается на формировании их личности. В этой области проводилосьнемало исследований, некоторые из которых мы считаем нужным привести вследующем параграфе.
2.2     Исследованиядетей, лишенных семейного воспитания в психологии
Многие известные психологи уделяют самое серьёзное вниманиепроблемам семейного воспитания, рассматривая его как наиболее естественнуюоснову формирования психического и нравственного склада личности, развитиятворческих способностей человека на всех возрастных этапах жизни.
Но в последние сто лет нарастающий темп общественных преобразованийзахватил и сферу семейных отношений, традиционные формы которых стали меняться:огромные патриархальные семьи распадаются, уступают место, так называемой,нутеарной семье, количество детей в семье неуклонно сокращается, тесные связимежду её членами становятся ломкими и непрочными. В нашем веке семья, помимовсего прочего ещё и перестала быть той единственной средой, где воспитывается иразвивается ребёнок.
Возникли разнообразные типы детских учреждений – от прогулочныхгрупп до детских домов. Одни учреждения дети посещают только днём, в других ониживут пять дней в неделю, возвращаясь к родителям на субботу и воскресенье. Вучреждениях третьего типа дети пребывают постоянно, лишь к некоторым из нихизредка и ненадолго приходят родственники. Эти учреждения называются закрытыми[3].
Исследования, проведённые во многих странах мира, свидетельствуют отом, что вне семьи развитие ребёнка идёт по особому пути и у него формируетсяспецифические черты характера, поведения, личности, про которые часто нельзясказать, хорошие они или плохие, они просто другие.
В настоящее времяприходится констатировать, что ко всему психическому развитию дети,воспитывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесников, растущих всемье. Темп развития первых замедлен. Их развитие и здоровье имеют рядкачественных негативных особенностей, которые отличаются на всех ступенях детства– от младенчества до подросткового возраста и дальше. Особенности по-разному ив неодинаковой ступени обнаруживают себя на каждом возрастном этапе. Но все оничреваты серьезными последствиями для формирования личности подрастающегочеловека.
Воспитаниевне семьи неблагоприятно сказывается и на формировании психологического поларебенка, поскольку, по мнению отечественных психологов, в основе формированияпсихологического пола лежит активное взаимодействие ребенка и родителей, причемопределенную роль играет форма контроля за поведением ребенка в сочетании сполом контролирующего родителя [Корсакова Т.Л., 2002].
В 1951 г. Всемирная организация здравоохранения опубликовала вЖеневе книгу английского психолога Дж. Боулби «Материнская забота идуховное здоровье» (1951), которая произвела глубокое впечатление назападную общественность. В книге подчёркивалась императивная необходимостьсвязей ребенка именно с биологической матерью для его нравственного развития враннем возрасте. Однако много сторонников имела так же идея о том, что это нетак важно, главное, чтобы ребенка окружали должным вниманием, постоянновыражали ему любовь и заботу, обеспечивали разнообразие воздействий,стимулирующих развитие.
Однакофактом остается то, что дети, воспитывающиеся в детских учреждениях, безматеринской заботы и ласки, вырастают эмоционально обедненными, уплощенными.Е.Т. Соколова считает, что последствием материнской депривации может бытьразвитие личности, для которой характерны повышенная тревожность,неуверенность, жажда любви и навязчивый страх потери объекта привязанности [КорсаковаТ.Л., 2002].
Исследования психологов У. Денниса и П. Наджарьяна показали, что вприюте дети действительно отстают от сверстников из семьи уже к концу первогогода жизни. Причинами, которые указали ученые, были конкретные обстоятельства –апатичность сестёр, ухаживающих за детьми, их безразличие к воспитанникам,равнодушие и упадок интереса и привязанности со стороны малышей.
Исследователь Л. Ярроу (1972) выявил помимо «материнской депривации»множество разнообразных причин отставания воспитанников детских учреждений. Онустановил серьёзное обеднение среды в подобных учреждениях за счёт резкогоснижения в них яркости и разнообразия впечатлений (сенсорная депривация),уменьшение коммуникаций с окружающими людьми (социальная депривация), уплощениеэмоционального тона при взаимоотношениях с персоналом (эмоциональная депривация)и по ряду других линий.
Г.Х. Рейноолд и Н. Бейли попытались выяснить психологическое влияниена ребёнка «множественности матерей». Они организовалиэкспериментальную группу, в которой три месяца подряд – от начала шестого доконца 8 месяца жизни – за детьми ухаживал только 1 воспитатель. В контрольнойгруппе работали, как обычно, четыре воспитателя. К концу эксперимента детиэкспериментальной группы обнаружили повышенную активность по сравнению сосвоими ровесниками из контрольной группы. Но обследование, проведённое черезгод, показало, что разница между ними исчезла. Авторы заключают, что наличиеединственного взрослого, заботящегося о ребёнке, по-видимому, не оказываетособого воздействия на его развитие, во всяком случае, если такое условиедействовало всего 3 месяца [3].
Русские учёные тоже придавали большое значение исследованиюотношений матери и ребёнка, но не считали их биологически обусловленными,находя более целесообразным политропность малыша – наличие у негомногочисленных и прочных связей с окружающими взрослыми. Как предполагает А. В.Запорожец, в дальние времена, на заре человечества политропность привязаностейэффективно способствовала выживанию потомства. «Еще в тридцатые годы Н.М.Щелованов показал, – пишет А.В. Запорожец, – что в доме ребенка дети могутуспешно развиваться при условии хорошо организованной педагогической работы,что не разлука с матерью, а дефицит воспитания задерживает нормальное развитиеребенка. Это развитие зависит от количества и качества впечатлений, которые онполучает главным образом в процессе общения с взрослыми, от овладенияразличными видами деятельности» [3].
Психологи выяснили также,что для ребенка нет ничего фатального даже в сильном отставании, появившемсявпервые месяцы жизни. Попав позднее в благоприятные условия, он может быстродогнать сверстников, воспитывающихся в семье. Уникальные результаты,подтверждающие этот оптимистический вывод, Х. Скилз в 1966 году, которыйдвадцать лет следил за судьбой воспитанников одного приюта. Он сравнивалмедленное и скудное продвижение вперед семи человек, долго остававшихся взакрытом детском учреждении, и быстрое развитие тринадцати других. Этихпоследних рано усыновили, они развивались затем в семейной обстановке и, начавс того же уровня, что и первые семь, уверенно обогнали их.
Большинству брошенныхдетей не хватает личного внимания и эмоционального стимулирования необходимогодля развития. Наблюдая у таких детей тяжелые повреждения личности, самосознанияи интеллектуального развития, ученые высказывали предположение о том, чтоэмоциональная депривация делает особенно актуальным сам «момент отторжения».Этот травмирующий комплекс сохраняется у ребенка на всю жизнь. Дети,изолированные с рождения до шести месяцев навсегда, остаются менееразговорчивы, чем их сверстники из семей. Изоляция ребенка от матери от 1 до 3лет обычно приводит к тяжелым последствиям для интеллекта и личностных функций,которые не поддаются исправлению. Разлука с матерью, начиная со второго годажизни, также ведет к печальным последствиям, не поддающимся реабилитации, хотяих интеллектуальное развитие может нормализироваться [3].
Результаты приведенныхисследований говорят о некотором отклонении развития детей, воспитывающихся вспециальных детских учреждениях. Однако для нас важным является отсутствие утаких детей семей, а значит отсутствие моделей материнского поведения длядевушек, отсутствие конкретных семейных ценностей, норм и сценариев, на которыеони могли бы ориентироваться, отсутствие матери, с которой можно было бы себяидентифицировать для научения материнскому поведению. Специфическая обстановкадолжна накладывать определенные, «несемейные» отпечатки наформирование материнства у девушек-сирот, а значит в их возрасте установки навыполнение роли матери должны отличаться от материнских установок девушек изсемей.

Выводыиз второй теоретической главы
Внашем обществе довольно развито такое явление как сиротство. Зачастую сиротамисчитают даже тех детей, родители которых живы, однако, они не выполняют своихродительских обязанностей. В любом случае таких детей помещают в специальныеучреждения, и их развитие во многом зависит от условий конкретного детскогодома, а также от отношения к ним воспитателей. В любом случае личностьребенка-сироты формируется иначе, не так как ребенка из семьи. Исследования,проведённые во многих странах мира, свидетельствуют о том, что вне семьиразвитие ребёнка идёт по особому пути и у него формируется специфические чертыхарактера, поведения, личности, про которые часто нельзя сказать, хорошие ониили плохие, они просто другие. Однако практически во всех работах авторыговорят о том, что детям-сиротам не хватает личного внимания и эмоциональногостимулирования, необходимого для развития. Для ребенка актуален так же сам «моментотторжения», который является для него травмирующимкомплексом переживаний, следы которых остаются на всю жизнь. Задержкив развитии детей, находящихся вне семьи, в основном объясняют с двух точекзрения: говорят либо о разлуке с матерью, общение с которой не может заменитьобщение с воспитателями, либо о дефиците воспитания и грамотных программразвития. На наш взгляд, каждая из этих причин актуальна на определенномвозрастном этапе. Если для малышей, пожалуй, определяющим в развитии являетсявзаимодействие с матерью (а именно с фигурой привязанности), то, начиная сболее старшего возраста, дети могут адекватно воспринимать свое положение и прикачественных программах воспитания развиваться на уровне своих сверстников изсемей. Отсутствие у девушек-сирот семей, а, следовательно, отсутствиеконкретных моделей материнского поведения, сказывается на процессе формированииматеринства.

Глава3. Эмпирическое исследование паттернов материнского поведения
3.1Программа исследования
Цельисследования: выявить материнские паттерны у женщин трех поколений и сравнитьих с установками на выполнение роли матери воспитанниц детских домов, неимеющих родственников по женской линии.
Задачиисследования:
·         выявитьустановки на выполнение роли матери у женщин трех поколений, передающиеся инепередающиеся от поколения к поколению;
·         выявитьаналогичные установки у девушек, воспитывающихся вне семьи;
·         обнаружитьвзаимосвязи между установками девушек, воспитывающихся в семьях, и установкамиих матерей и бабушек; выявить существующие модели поведения переходящие изпоколения в поколение;
·         сравнитьустановки девушек, передающиеся в поколениях, с аналогичными установкамидевушек, воспитывающихся в семье и вне семьи.
Объектнашего исследования – особенности материнского поведения. Предмет исследования– паттерны материнских установок у женщин.
Вкачестве гипотез исследования выступили следующие предположения:
1.   Существуютматеринские установки на выполнение роли матери в семье, которые передаются изпоколения в поколение;
2.   Существуютматеринские установки, которые от поколения к поколению «нарастают» иматеринские установки, которые «изживают себя»;
3.   Материнскиеустановки девушек, воспитывающихся в семьях, не совпадают с материнскимиустановками воспитанниц детских домов.
Базаисследования: в качестве испытуемых выступили семьи с одним ребенком – дочерью– проживающие в городе Кострома и костромской области, а также воспитанницыдетских домов.
·    ГруппаБабушек; n=12 человек в возрастеот 57 до 80 лет.
·    ГруппаМатерей; n=12 человек в возрастеот 36 до 55 лет.
·    ГруппаДочерей; n=12 человек в возрастеот 16 до 22 лет.
·    ГруппаДевочек-сирот; n=10 человек ввозрасте от 16 до 18 лет.
Методисследования: исследование проводилось с помощью методики PARIЕ.Шеффер и Р.Белла, адаптированной Т.В.Нещерет, которая предназначена дляизучения отношения родителей (прежде всего матерей) к детям вообще, а так же кразличным сторонам семейной жизни (семейной роли) [Райгородский Д.Я., 2005]. Методикасодержит 115 вопросов, распределяющихся по 23 шкалам: вербализация, чрезмернаязабота, зависимость от семьи, подавление воли ребенка, ощущениесамопожертвования, опасение обидеть ребенка, семейные конфликты,раздражительность, излишняя строгость, исключение внесемейных влияний,сверхавторитет родителей, подавление агрессивности ребенка, неудовлетворенностьролью хозяйки, партнерские отношения с ребенком, развитие активности ребенка,уклонение от конфликта, безучастность мужа, подавление сексуальности ребенка,доминирование матери, чрезвычайное вмешательство в мир ребенка, уравнениеотношения (товарищество), стремление ускорить развитие ребенка,несамостоятельность матери.
Шкалыобъединяются в группы по отдельным аспектам семейных отношений, а именно:хозяйственно-бытовые, межсупружеские, родительско-детские отношения. Имеютсятестовые нормы опросника для матерей (n=169человек).

3.2Изучение паттернов материнского поведения
Висследовании принимали участие представители трех поколений – бабушка, мать идочь. Каждому из трех представителей материнской линии требовалось заполнитьбланк для ответов предложенной методики. С помощью приведенных вопросов каждойженщине (девочке) предлагалось оценить свои взгляды на роль матери и некоторыеаспекты семейной жизни и материнского поведения.
Такимобразом, мы получили данные по трем группам: группе Бабушек, группе Матерей игруппе Дочерей.
Приведемрезультаты, полученные нами с помощью качественного анализа каждой из групп.Чтобы описать модель материнства, характерную для каждого отдельного поколения,мы расположили черты материнства в иерархию и сравнили их с тестовыми нормами. Полученныерезультаты занесли в таблицы.
Таблица1. Иерархия материнских установок в группе Бабушек.Шкала Среднее значение Сверхавторитет матери 17,75 «Жертвенность» матери 17,42 Поощрение активности ребенка 17,25 Опасение обидеть 17 Доминирование матери 17 Вербализация 16,08 Товарищеские отношения с ребенком 15,92 Зависимость от семьи 15,75 Навязчивость матери, вмешательство в мир ребенка 15,67 Подавление воли ребенка 15,42 Супружеские конфликты 15,33
Исключение внесемейных влияний,
зависимость ребенка от матери 15,33 Строгость матери 15,25 Партнерские отношения, равенство матери и ребенка 15 Безучастность мужа 15 Подавление сексуальности ребенка 15 Несамостоятельность матери 14,83 Чрезмерная забота, оберегание от трудностей 14,5 Подавление агрессивности ребенка 14 Раздражительность матери 13,83 Неудовлетворенность ролью хозяйки 13,67 Уклонение от конфликта 13,5 Стремление ускорить развитие ребенка 13,42
Изтаблицы видно, что в группе Бабушек распространены такие черты материнскогоповедения как сверхавторитет и доминирование матери, «жертвенность»,поощрение активности ребенка, опасение обидеть. При сравнении с нормативнымиданными оказалось, что практически все имеют средний уровень выраженности.Повышенный уровень имеет лишь сверхавторитет матери.
Такимобразом, можно предположительно описать модель материнского поведения,предпочитаемую старшим поколением: женщина – хозяйка своего дома, она занятабытовым делами, практически не уделяет времени специальному развитию своегоребенка. Она привязана к семье. Нет особого контроля над детьми, им даетсявозможность активности в поиске своего места в жизни, трудовой активности,однако, если взгляды ребенка перечат взглядам матери и он говорит об этом, матьвмешивается в мир ребенка, старается переубедить его, давя на свой авторитет.Тактику доминантной матери она применяют и к взрослым детям, стараясь навязатьим свое мнение и отстоять свою правоту. Многие вещи объясняет исходя из того,что вся жизнь «принесена в жертву» детям.
Таблица2. Иерархия материнских установок в группе Матерей.Шкала Среднее значение Вербализация 17,5 Товарищеские отношения 16,33 Несамостоятельность матери 16,33 Поощрение активности ребенка 16,08 Опасение обидеть ребенка 15,67 «Жертвенность» матери 15,42 Сверхавторитет матери 15,25 Партнерские отношения, равенство матери и ребенка 14,58 Супружеские конфликты 14,5 Доминирование матери 14,42 Навязчивость родителей, вмешательство в мир ребенка 14,33 Подавление воли ребенка 14,17 Безучастность мужа 13,58 Зависимость от семьи 13,42 Исключение внесемейных влияний 13,33 Подавление агрессивности ребенка 13,25 Подавление сексуальности ребенка 13 Строгость матери 12,67 Чрезмерная забота 12,33 Уклонение от конфликта, избегание общения с ребенком 12 Стремление ускорить развитие ребенка 11,83 Раздражительность матери 11,08 Неудовлетворенность ролью хозяйки 10,67
Приописании модели материнского поведения в группе Матерей отметим, что в целомсредние значения по каждой шкале ниже средних значений в группе Бабушек. Этоможет свидетельствовать о еще неокончательно сформировавшихся взглядах на своюматеринскую роль.
Вгруппе Матерей распространены такие черты материнского поведения каквербализация, товарищеские отношения с ребенком, несамостоятельность матери,поощрение активности ребенка. В сравнении с нормативными показателямитоварищеские отношения имеют пониженный уровень выраженности, а все остальные –средний.
Модельматеринства в этой группе предположительно можно описать следующим образом: матьпрактически удовлетворена ролью хозяйки и не считает, что эта роль сильноограничивает ее. Мать находит время позаниматься с ребенком, стараетсяподстроиться под него и учитывать его взгляды, разрешая ребенку открытовысказывать свои мысли. Поощряет активность ребенка. Однако соблюдаетсянекоторая дистанция между матерью и ребенком (товарищеские отношения имеютпониженный уровень выраженности), возможно, продиктованная какими-либотрадициями семьи. При воспитании мать прибегает к помощи «третьих лиц»,возможно, из-за несамостоятельности, либо из-за нехватки времени.
Таблица3. Иерархия материнских установок в группе Дочерей.Шкала Среднее значение Вербализация 16,75 Сверхавторитет матери 15,67 Товарищеские отношения 15,58 Несамостоятельность матери 15,25 «Жертвенность» матери 15,17 Поощрение активности ребенка 14,92 Опасение обидеть ребенка 14,67 Подавление воли ребенка 14,33 Супружеские конфликты 13,83 Партнерские отношения, равенство матери и ребенка 13,83 Безучастность мужа 13,5 Доминирование матери 12,83 Строгость матери 12,67 Раздражительность матери 12,67 Неудовлетворенность ролью хозяйки 12,5 Стремление ускорить развитие ребенка 12,33 Исключение внесемейных влияний 12,25 Подавление агрессивности ребенка 12,17 Навязчивость родителей, вмешательство в мир ребенка 11,92 Зависимость от семьи 11,67 Чрезмерная забота 11,33 Уклонение от конфликта, избегание общения с ребенком 11,33 Подавление сексуальности ребенка 11,33
Вгруппе Дочерей распространены такие установки на реализацию материнскогоповедения как вербализация, товарищеские отношения с ребенком,несамостоятельность матери. По этим шкалам группа Дочерей совпадает с группойМатерей, однако, Дочери в качестве актуальных для них черт материнскогоповедения отмечают так же сверхавторитет матери и ее «жертвенность»,что больше совпадает с мнением группы Бабушек. Возможно, это объясняетсявлиянием обоих поколений на воспитание отношения к материнской роли у будущихмам.
Хочетсяотметить, что установка на подавление сексуальности ребенка у молодогопоколения уходит на последнее место в иерархии. Видимо, будущие мамы считают, чтовопросы такого плана обсуждать с ребенком необходимо. Если предположить, что нанижних позициях иерархии стоят те черты поведения, которые девушки хотели быкак-то видоизменить в собственной семье, то можно сказать, что модельматеринского поведения в группе Дочерей в целом похожа на модель в группеМатерей. Однако будущие мамы в отношениях со своим ребенком хотели бы быть болееавторитетными, чем их матери. Добиться этого можно не навязываясь и не слишкомопекая своего ребенка, а так же, обсуждая с ним проблемные вопросывзаимоотношения полов. На наш взгляд, такие установки могут быть продиктованынедавним переживанием подросткового возраста и свежестью воспоминаний онаиболее трудных моментах этого периода. Ошибки собственных матерей моглипородить подобные установки на будущее отношение со своим ребенком.
Такимобразом, мы получили качественное описание моделей материнского поведения вкаждой из выделенных групп. В них есть похожие моменты и явные различия и чтобыиз представленных в трех поколениях материнских установок выделить паттерныматеринского поведения, мы применили метод математической статистики U-критерийМанна-Уитни. Он используется для выявления различийв уровне исследуемого признака; в нашем случае мы сравнивали уровеньвыраженности каждой материнской установки в группах Бабушек и Матерей и вгруппах Матерей и Дочерей.
Врезультате вычислений из 23 установок были выявлены 12, различий по которым ненаблюдается на протяжении трех поколений:
1.        Вербализация(предоставление ребенку возможности высказаться).
2.        Подавлениематерью воли ребенка.
3.        Опасениеобидеть (страх причинить ребенку вред).
4.        Супружескиеконфликты.
5.        Исключениевнесемейных влияний (зависимость ребенка от матери).
6.        Подавлениематерью агрессивности ребенка.
7.        Партнерскиеотношения (равенство матери и ребенка).
8.        Уклонениеот конфликта (избегание общения с ребенком).
9.        Безучастностьмужа (невнимательность мужа к жене).
10.     Товарищескиеотношения между матерью и ребенком.
11.     Стремлениеускорить развитие ребенка.
12.     Несамостоятельностьматери (необходимость посторонней помощи в воспитании ребенка).
Такимобразом, данные установки передаются из поколения в поколение и этостатистически подтверждено. Поскольку при сравнении с нормативными показателямипрактически все эти материнские установки имеют средний уровень выраженности(кроме товарищеских отношений), мы можем говорить о том, что материвоспроизводят их в своих отношениях с детьми. В ходе нашего исследования быливыявлена тенденция уменьшения выраженности некоторых установок от старшегопоколения к младшему. К ним относятся:
1.        Опасениеобидеть
2.        Супружескиеконфликты
3.        Исключениевнесемейных влияний
4.        Подавлениематерью агрессивности ребенка
5.        Безучастностьмужа
6.        Уклонениеот конфликта
7.        Партнерскиеотношения
Тенденцииотражены в следующем графике.

/>
Награфике видно, что наиболее резкий перепад в уровне выраженности наблюдается пошкалам, определяющим установки матерей на опасение обидеть ребенка, наподавление матерью агрессивности ребенка, на уклонение от конфликта, напартнерские отношения с ребенком, на исключение внесемейных влияний. То есть отпоколения к поколению эти установки постепенно изживают себя. Молодые и будущиематери не так боятся навредить ребенку, они меньше, чем в прежние временаподавляют агрессивные проявления своих детей, реже уклоняются от конфликтныхситуаций, стараются не отказываться от общения с ребенком в сложныхобстоятельствах, не исключают возможность развития ребенка вне семьи. Однакоони в силу каких-то обстоятельств постепенно отступают от партнерских отношенийсо своими детьми.
Установки матерей на супружескиеконфликты и безучастность мужа также уменьшаются, но более плавно. Возможно,это связано с более позитивным восприятием семейной роли в группе Матерей и,следовательно, в группе Дочерей. Учитывая повышенную выраженностьнесамостоятельности современных и будущих матерей, можно говорить, что они,видимо, более склонны доверять воспитание ребенка отцу, чем их прародительницы.
Такимобразом, наша гипотеза о том, что в паттернах материнского поведения существуютматеринские установки, которые от поколения к поколению «нарастают» иматеринские установки, которые «изживают себя», подтвердилась лишьчастично. С помощью используемой методики мы не выявили материнских установок,уровень выраженности которых повышался бы от старшего поколения к младшему.
3.3Сравнительный анализ материнских установок девушек, воспитывающихся в семье идевушек-сирот
Последнейгипотезой нашего исследования было предположение того, что материнскиеустановки девушек, воспитывающихся в семьях, не совпадают с материнскимиустановками воспитанниц детских домов. Проведя качественный анализ, мы выявили,что из 23 материнских установок 9 находятся на одной позиции в иерархии илиниже на одну позицию. В основном это установки с высокими среднимипоказателями, т.е. находящиеся на первых местах иерархии. Кроме того, удевушек-сирот интервал между самым высоким и самым низким средним значениемзначительно превышает аналогичный интервал у девушек, воспитывающихся в семье(7,7 и 5,42 соответственно). Это может свидетельствовать о том, что удевушек-сирот материнские установки сформированы в большей степени. Данный фактможет быть связан с тем, что они в силу негативного опыта собственной семьи ужеточно знают, что не хотят переносить в собственные отношения с ребенком. Адевушки из семей, видимо, склонны сомневаться в своем будущем поведении ипоэтому не так категорично отвечают на вопросы методики, чаще выбирая средниеварианты ответов.
Таблица4. Иерархия материнских установок в группе Дочерей и группе Девочек-сирот.Группа Девочек-сирот Среднее значение Группа Дочерей Среднее значение Вербализация 17,9 Вербализация 16,75 Товарищеские отношения 17,1 Сверхавторитет матери 15,67 Навязчивость родителей 16,4 Товарищеские отношения 15,58 «Жертвенность» матери 15,7 Несамостоятельность матери 15,25 Сверхавторитет матери 15,7 «Жертвенность» матери 15,17 Поощрение активности ребенка 15,5 Поощрение активности ребенка 14,92 Опасение обидеть ребенка 15,3 Опасение обидеть ребенка 14,67 Супружеские конфликты 15,3 Подавление воли ребенка 14,33 Партнерские отношения 15,3 Супружеские конфликты 13,83 Несамостоятельность матери 15,2 Партнерские отношения 13,83 Безучастность мужа 14,8 Безучастность мужа 13,5 Подавление воли ребенка 14,5 Доминирование матери 12,83 Подавление агрессивности ребенка 14,5 Строгость матери 12,67 Стремление ускорить развитие ребенка 14,4 Раздражительность матери 12,67 Зависимость от семьи 14,1 Неудовлетворенность ролью хозяйки 12,5 Раздражительность матери 13,7 Стремление ускорить развитие ребенка 12,33 Подавление сексуальности ребенка 13,3 Исключение внесемейных влияний 12,25 Доминирование матери 13,2 Подавление агрессивности ребенка 12,17 Избегание общения с ребенком 13 Навязчивость родителей, вмешательство в мир ребенка 11,92 Исключение внесемейных влияний 12,1 Зависимость от семьи 11,67 Чрезмерная забота 11,7 Чрезмерная забота 11,33 Неудовлетворенность ролью хозяйки 11,3 Избегание общения с ребенком 11,33 Строгость матери 10,2 Подавление сексуальности ребенка 11,33
Спомощью метода математической статистики U-критерияМанна-Уитни мы выявили статистически значимыеразличия в уровне выраженности материнских установок в группе Дочерей иДевочек-сирот. Различия выявились по следующим 8 установкам:
·          зависимостьот семьи (ограничение матери ролью хозяйки),
·          супружескиеконфликты,
·          строгостьматери,
·          подавлениеагрессивности ребенка,
·          партнерскиеотношения (равенство матери и ребенка),
·          безучастностьмужа,
·          навязчивостьматери,
·          стремлениеускорить развитие ребенка.
Изних 5 установок совпадают с выявленными в ходе исследования паттернамиматеринского поведения. Это супружеские конфликты, подавление агрессивностиребенка, партнерские отношения, безучастность мужа и стремление ускоритьразвитие ребенка. По всем этим установкам группа Девочек-сирот имеетзначительно более высокие показатели, чем группа Дочерей, т.е. девушеквоспитывающихся в семье. Получается, что для них эти установки более актуальны,возможно, в силу полученного негативного опыта в отношениях с собственнойсемьей.
Повышенныйуровень выраженности супружеских и семейных конфликтов, а так же безучастностьмужа могут свидетельствовать о том, что в родительской семье эти черты былиявно выражены, и девушка, оценивая свою будущую семью, уже имеет определенныеустановки на взаимоотношения супругов. Она считает, что семейные конфликты – «обычноедело», и муж не особо помогает в воспитании детей.
Повышенныйуровень выраженности подавления агрессивности ребенка может быть связан с тем,что в учреждениях, где дети живут все вместе и не исключены конфликты междуними, воспитатели и прочий персонал старается внушить детям, что «так поступатьнехорошо». Поскольку воспитатели являются значимыми людьми для большинствадетей-сирот, то, возможно, они имеют некоторое влияние на формированиематеринских установок у девочек-сирот.
Повышенныйуровень выраженности партнерских отношений и стремлениеускорить развитие ребенка могут быть также связаны с негативным личным опытом.Если в бывшей семье с девочками-сиротами никто не занимался, не было близкихтеплых отношений, а им хотелось обратного, то можно предположить, что они быхотели преодолеть подобное материнское поведение в собственной семье.
Крометого, хотелось бы отметить еще три статистически значимых различия междугруппой Дочерей и группой Сирот. Это ограничение матери ролью хозяйки,строгость матери и навязчивость матери.
Уровеньвыраженности зависимости от семьи выше в группе Сирот. Это говорит об ихнастрое на то, что место женщины – в семье, а матери – рядом с ребенком. Удетей-сирот вообще проявляется повышенный уровень ценности семьи, чем и можнообъяснить повышенные показатели по данной шкале.
Уровеньвыраженности вмешательства матери во внутренний мир ребенка в значительной меревыше в группе Сирот. По этой установка наблюдается наиболее значимое различие.Данный факт может быть связан с недостаточностью внимания к детям-сиротам состороны бывших родителей и воспитателей, с невмешательством окружающих – чтоможет трактоваться как безразличие – в их внутренние переживания. В силу этогодевочки-сироты убеждены, что с собственными детьми так себя вести не будут.
Уровеньстрогости матери (в отличие от всех прежде описанных материнских установок) вгруппе Сирот гораздо ниже, чем в группе Дочерей. Это говорит о том, что будущиемамы из группы Сирот будут менее строги к своим малышам, будут баловать их, чтоможет свидетельствовать о некоторой идеализации своей материнской роли.
Вцелом, если сравнить Девушек из группы Сирот и девушек из группы Дочерей, можносделать вывод о том, что первые более серьезно относятся к семейной роли, болеесамостоятельны во взглядах, в большей степени уверены в своем будущемматеринском поведении. Девушки-сироты склонны к излишней концентрации наребенке, у них выражено стремление к эмоциональной близости с ребенком, низкаявыраженность доминирования над ребенком и подавления его желаний и воли.
Девушки,воспитывающиеся в семьях более неуверенны в своих материнских установках, естьстремление к доминированию, подавлению и управлению ребенком. Нет такогожелания к близости с ребенком, представления о материнской роли ограниченынекоторыми рамками, которые, видимо, формируются под влиянием семьи.
Такимобразом, мы можем сказать, что наша гипотеза том, что материнские установкидевушек, воспитывающихся в семьях, не совпадают с материнскими установкамивоспитанниц детских домов, подтвердилась.

Выводы
1.        Существуютустановки на выполнение роли матери в семье, выраженность которых передается изпоколения в поколение. Это свидетельствует о наличии определенных паттерновматеринского поведения.
2.        Существуютматеринские установки, которые от поколения к поколению с разными темпами «изживаютсебя». Эта тенденция говорит о том, что данные установки со временемстановятся ненужными или неактуальными.
3.Материнские установки девушек, воспитывающихся в семьях, не совпадают сматеринскими установками воспитанниц детских домов.

Заключение
Итак,цель нашего исследования заключалась в выявлении установок на выполнение ролиматери у женщин трех поколений и сравнении их с материнскими установкамивоспитанниц детских домов, не имеющих родственников по женской линии. Объектомнашего исследования выступали особенности материнского поведения. В качествепредмета исследования мы рассматривали паттерны материнских установок у женщин,передающихся от поколения к поколению.
Входе исследования мы достигли поставленных перед нами задач, а именно:
·         выявилиустановки на выполнение роли матери у женщин трех поколений; выявили материнскиеустановки у девушек, воспитывающихся вне семьи;
·         обнаружиливзаимосвязи между установками девушек, воспитывающихся в семьях, и установкамиих матерей и бабушек; выявили материнские установки, переходящие из поколения впоколение;
·         сравнилиматеринские установки девушек, воспитывающихся в семье и девушек,воспитывающихся вне семьи.
Входе анализа результатов проделанной работы мы подтвердили наши гипотезы, выявилинекоторые тенденции в изменении уровня выраженности некоторых установок наматеринство, а также различия во взглядах на роль матери у девушек из семей ииз интернатов. Мы считаем, что результаты данной работы могут послужить толчкомдля дальнейших исследований.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.