Реферат по предмету "Культура и искусство"


Японская светская живопись и гравюра

Японская светская живопись и
гравюра

Для традиционной японской
живописи характерно большое разнообразие стилей, форм и техник. Живописные
произведения могли иметь форму висячих свитков, свитков горизонтального
формата, разворачивающихся по мере рассмотрения, могли быть в виде отдельных
альбомных листов, они украшали веера, ширмы, стены. Основу же всех стилей при
всем их многообразии составляют два главных направления: континентальное
(привнесенное из Китая и Кореи) и чисто японское.

Примерно до десятого века в
японской живописи, безусловно, доминировало китайское направление, кара-э,
причем преимущественно буддийского содержания. С десятого века начинает
появляться японская живопись, ямато-э, совершенно непохожая на китайскую. Самые
ранние произведения в стиле ямато-э представляли собой роспись складных ширм и
сдвижных экранов. Несколько позднее появились многометровые живописные свитки
эмакимоно, а также живописные произведения на отдельных листах альбомного
формата (сооси). Наиболее ранние из сохранившихся свитков — эмакимоно относятся
к XII в., они служат иллюстрацией
классических произведений японской литературы периода Хэйан — «Гэндзи
моногатари» («Повесть о Гэндзи», история похождений блистательного принца
Гэндзи), «Исэ моногатари», «Хэйкэ моногатари» (повесть о войне между домами
Тайра и Минамото) и т. д. Большую известность также получили такие
произведения, как «Свиток придворного Бан дайнагон», «Свиток ежегодных обрядов
и церемоний», «Свиток веселящихся животных» и «Свиток адских миров». К XIV в. жанр эмакимоно угасает, будучи вытесненным
монохромной живописью тушью в дзэнской манере, суми-э, которая далеко выходит
за рамки монастырской традиции и становится неотъемлемой частью светского искусства.
В это же время развивается жанр полихромного портрета, к которому обращаются
многие дзэнские художники, например великий Мусоо Сосэки и его ученик Мутоо
Сюуи. Однако преобладающим жанром на протяжении XIV—XV вв. был монохромный пейзаж в
стиле сансуйга; произведения в этом жанре украшали дворцы аристократов.
Представителями этого жанра были, как правило, высокообразованные художники;
основу их принципов изображения природы составляют китайские философские
концепции, восходящие к даосизму, конфуцианству и чань-буддизму (принципы
природной и социальной гармонии и идеализация природы как безупречного
божественного творения). Наиболее известными художниками этого периода являются
Минтё (1352—1430), Дзёсэцу (первая половина XV в.), Тэнсёо Сюубун (ум. в 1460 г.) и Сэссюу Тооёо (1420—1506), не
довольствовавшиеся простым следованием китайской традиции, а пытавшиеся
утвердить собственный подход к монохромному пейзажу. В 1481 г. официальным
художником при дворе Асикага становится Каноо Масанобу (1434—1530), положивший
начало одной из ведущих школ японской живописи, творчески объединившей принципы
китайской живописи с традицией ямато-э. К школе Каноо, пользовавшейся особыми
покровительством сегунов Асикага и Токугава, относится целая плеяда блестящих
художников, развивавших направление живописи Каноо из поколения в поколение.
Помимо монохромной живописи тушью художники этой школы разработали целое
направление декоративной и изысканной полихромией живописи. Расписанные ими
ширмы, веера и настенные панно стали лицом японского изобразительного искусства
конца XVI в. (период Адзути-Момояма).
Например, Каноо Эйтоку (1543—1590) был дизайнером роскошных интерьеров
грандиозного замка Адзути, резиденции Ода Нобунага, а позже — дворца
Дзюракудай, возведенного по приказу Тоётоми Хидэёси в Киото как императорскую
резиденцию. К сожалению, оба этих великолепных сооружения просуществовали не
более десяти лет и были уничтожены в результате военных конфликтов. Эйтоку был
первым японским живописцем, использовавшим золотую фольгу как основу для
больших композиций настенной живописи. Его последователи (Кано Санраку и Каноо
Танюу) утвердили себя как ведущие живописцы при дворе сегунов Токугава. К
важнейшим школам японской живописи эпохи Эдо относят школы Тоса и Римпа,
специализировавшиеся в стиле ямато-э. Школа Тоса, находившаяся под патронажем
императорского двора, процветала с начала XV по конец XIX в. В основе сюжетов,
предпочитавшихся художниками этой школы, были классические произведения
японской придворной литературы, главным образом — «Повесть о Гэндзи». Для стиля
Тоса характерны изысканная, деликатная линия, богатая палитра, тщательная
прорисовка деталей и плоская декоративная композиция. Школа Римпа возникла в
1600 г. Ее основоположниками считаются Таварая Соотацу (ум. в 1643 г.) и Хонами
Кооэцу (1553—1637), а самым выдающимся мастером признают Огата Коорин
(1656—1716), чьи работы вдохновляли не только японских художников, но и
западных: так, популярный в Европе в конце XIX — начале XX вв. стиль «арт-нуво» («модерн»)
во многом обязан достижениям художникам школы Римпа, которые прославились
изысканным декоративным дизайном своих композиций, представляя классические
сюжеты и декоративные мотивы в новой, необычной трактовке. В эпоху Эдо
процветали также и другие направления живописи: школы — Маруяма-Сидзэёо, Акита,
Итоо и др. Было популярно также направление намбан — буквально «южный варвар» —
так японцы называли европейцев. Художники, работавшие в стиле намбан, подражали
западной живописи, по-своему использовали западные сюжеты и пытались
использовать законы перспективы. С начала XVIII в. в Японии в моду входит стиль бундзинга — буквально «просвещенная
живопись». Художников этого направления — их иногда называют «японскими
импрессионистами» — вдохновляла южно-китайская живопись эпохи династии Юань,
называемая в Японии нанга. Наиболее выдающиеся художники этого направления
Икэ-но Тайга (1723—1776), Урагами Тёкудо (1745—1820), Окада Бэйсандзин
(1744—1820), Таномура Тикудэн (1777—1835) и др. творчески переосмысливали
принципы традиционной японской и китайской пейзажной живописи, пытаясь придать
своим работам настроение глубокой лиричности и неповторимой индивидуальности.
Этот жанр повлиял на развитие японской школы Кано, а также на таких художников,
как Икэ-но Тайга и Ёса Бусон (стиль нанга), а также Тани Бунте, Маруяма Оке и
Кацусика Хокусай.

«Ики» и «суй» — эстетические
принципы городской культуры периода Эдо, отражавшие вкусы образованных и
материально обеспеченных представителей торгового сословия, не привязанных, тем
не менее, к деньгам и материальным благам, способных оценить красоту и роскошь,
но не ставящих целью своей жизни исключительно чувственные наслаждения — они
способны взглянуть на это как бы со стороны. Термин суй означает определенную
изысканность в манерах поведения: познав всю горечь земной жизни, такой
человек, тем не менее, способен ценить красоту и умеет сострадать печалям
других людей; вместе с тем он способен принимать правильные решения, умеет
подстроиться к любой ситуации, а также утвердить себя в качестве лидера. Ики
также подразумевает изысканность, с которой человек с «высокой душой» ведет
себя на людях, одевается, общается и т. д. Этот стиль поведения относился также
и к образованным и изысканным женщинам (т. е. к гейшам и куртизанкам высших
рангов), профессией которых было развлечение других людей. Принципы ики и суй
нашли свое отражение, в частности, в стиле укиё-э.

Укиё-э — это один из
популярнейших стилей японского изобразительного искусства периода Эдо. Он
появился в первой половине XVII века, во второй половине XIX в. пришел в упадок. Расцветом укиё-э считается XVIII век. Обычно под укиё-э понимают популярные и широко
распространенные в период Эдо жанровые произведения — живопись и, в
особенности, гравюру. Термин укиё, заимствованный из буддийской философии,
означает буквально «мир скорби» — так именуется мир сансары, мир преходящих
иллюзий, где удел человека — скорбь, страдания, болезни и смерть. Этот мир, с
точки зрения традиционно мыслящих японцев, такой же иллюзорный и преходящий,
как сновидение, и его обитатели не более реальны, чем существа из мира грез. В XVII веке представления об изменчивости и иллюзорности этого
мира, будучи несколько переосмыслены, породили особого рода эстетику:
непостоянство бытия воспринималось не только и не столько как источник
страдания, а, скорее, как призыв к наслаждениям и удовольствиям, которые дарует
это непостоянство. Мир преходящих наслаждений также стал именоваться укиё,
только записывался он уже другим иероглифом с тем же звучанием, буквально
означавшим «плывущий», «проплывающий мимо». Укиё-э и означает «картинки
плывущего мира». Есть и другой оттенок смысла: художники, работавшие в стиле
укиё-э. были знакомы с принципами западного искусства и нередко использовали в
своих произведениях знание законов перспективы, что было нетипично для
традиционной японской живописи ямато-э («японская картина») или кара-э
(«китайская картина»). Поэтому для японских зрителей, привыкших к совершенно
плоским изображениям, мир на картинках укиё-э воспринимался как объемный,
«всплывающий» на поверхности листа или, наоборот, «тонущий» в его глубине. В
центре внимания художников укиё-э были обитатели этого непостоянного мира
преходящих удовольствий: прекрасные дамы, как правило, — знаменитые гейши и
куртизанки (жанр бидзинга), актеры театра кабуки, воспринимавшиеся в ту эпоху
как «куртизаны» мужского пола (жанр якуся-э), эротические сцены (так называемые
сюнга — «весенние картинки»), сцены любования прекрасными природными явлениями,
праздники и фейерверки, «цветы и птицы» (катёга), а также знаменитые виды
природных ландшафтов, благодаря их живописной красоте ставшие местами
паломничества. По мере развития направления укиё-э рамки отражаемого им среза
бытия все время расширялись: появилось много картинок укиё-э, иллюстрировавших
известные литературные произведения, особенно Исэ-моногатари и
Гэндзи-моногатари, а также военные хроники гунки-моногатари; в конце концов ко
времени расцвета жанра он охватил буквально все аспекты повседневной жизни всех
слоев японского общества. Темой укиё-э стали также исторические сюжеты:
изображения знаменитых самураев (жанр муся-э), особенно эпохи Сэнгоку Дзи-дай,
батальные сцены, сцены кровопролития, изображенные очень натуралистично, пожары
и борьба с огнем, а также мир признаков и демонов, фантастические гротески и т.
д. Весьма широкое распространение получили прекрасные пародии-подражания
изысканному стилю ямато-э: куртизанки изображались в одеяниях и позах
бодхисатвы Каннон или знатных дам Хэйанской эпохи; дзэнский святой Дарума
(Бодхидхарма) — в одеянии куртизанки; популярные в народе божества —
предающиеся разного рода удовольствием. Первые картинки в стиле укиё-э
появились еще в начале века в лавках Киото; сначала это были не гравюры, а
живописные работы, как правило, — анонимные, монохромные, с непритязательной композицией,
а потому и недорогие. Эти картинки назывались сикоми-э, «быстро изготовленные
картинки», их в огромных количествах писали художники-матиэси, объединенные в
большие артели. Главной темой картинок были так называемые «банные девушки» из
разряда дешевых проституток, а также известные куртизанки. Картинки сикоми-э
были очень популярны среди горожан, однако как художественный стиль быстро
достигли предела своих творческих возможностей и перестали удовлетворять
художников. Первым мастером укиё-э, начавшим подписывать свои работы, то есть
относиться к ним как к произведениям высокого искусства, стал Хисикава Моронобу
(ум. в 1694 г.), объявивший себя мастером ямато-э и имевший огромный успех. Его
первой известной работой стала серия иллюстраций к поэтическому сборнику «Букэ
хякунин иссю», изданному в 1672 году в Эдо (нынешний Токио), ставшим к концу XVII века главным центром производства гравюр. Всего Моронобу
стал автором серий иллюстраций более чем к 150 книгам. Также он считается
создателем авторской гравюры так называемой итшлаи-э, «отпечаток на одном
листе» — то есть гравюры как отдельного, самодостаточного художественного
произведения. Моронобу основал школу Хисикава, ставшую одной из основных
эдоских школ укиё-э. Моронобу был известен не только как мастер гравюры, но и
как автор живописных произведений укиё-э, и как дизайнер декоративных
орнаментов косодэ. У Моронобу было много учеников и эпигонов, например, его
современник Сугимару Дзихэи, не принадлежавший к школе Хисикава, однако
творивший в очень похожей на Моронобу манере. После смерти Моронобу жанр
укиё-э, потеряв своего главного вдохновителя, некоторое время переживал
творческий застой, выход из которого предложили Тории Киёнобу (1664—1729) и
Кайгэцудо Андо, оба — ярые поклонники Моронобу, не принадлежавшие к числу его
учеников, но ставшие основателями собственных школ укиё-э.

Революцию в укиё-э произвел
Судзуки Харунобу (1725—1770), в 1764 году впервые применивший технику цветной
печати, названной нисики-э, «парчовые картинки», или Эдо-э, эдоские картинки.
Около 1770 года новый взлет пережил жанр якуся-э: выступившие новаторами
Кацукава Сюнсё (1726—1793) и Иппицусай Бунте впервые стали изображать актеров
как конкретных личностей, исполняющих конкретные роли, добиваясь портретного
сходства с самим актером, в то время как на более ранних гравюрах отличить
изображенных на них актеров можно было только по их личным гербам на одежде.
Стиль Кацукава Сюнсё в значительной степени определил творческую манеру его
знаменитого ученика и преемника — Кацукава Сюнэя (1762—1819), а также повлиял и
на ранние работы другого ученика, ставшего впоследствии великим мастером
укиё-э, — Кацусика Хокусая (1760—1849). Воспеванием женской красоты
прославились такие художники, как Исода Корюсай и Китао Сигэмаса (1739—1820),
избравшие прекрасных обитательниц веселых кварталов, занятых повседневными
бытовыми заботами. Работы Сигэмаса были выполнены, как правило, в форме обан
(39 х 26 см).

Конец XVIII— начала XIX вв., а именно эры Тэнмэй и
Кансэй считается золотым «веком» укиё-э. В эти годы творили такие фигуры, как
Тории Киёнага (1752-1815), Китагава Утамаро (1753-1806), Тосюсай Сяраку (г. ж.
н.), Тёбунсай Эйси (1756—1815), Кубо Сюнман (1757—1820), Кацукава Сюите и др. В
это же время дебютировал Утагава Тоёкуни (1769—1801), ведущий мастер укиё-э
первой четверти XIX века. Первое тридцатилетие XIX в. стало эпохой наиболее массового распространения
укиё-э, в это время в Японии — не только в Эдо, но и в других городах (Киото,
Осака, Нагоя и др.) — работали сотни художников, создававших десятки тысяч
гравюр. Тогда же одной из любимых тем укиё-э становится пейзаж. Непревзойденным
мастером японской пейзажной гравюры считается Ка-цусика Хокусай. Такие работы,
как «Фугаку сандзюроккэй» («36 видов Фудзи») и «Хокусай манга», принесли ему мировую
славу. Хокусай создал индивидуальную и неповторимую манеру, творчески вобрав
самые разные стили: в его работах можно найти и отголоски классического
китайского пейзажа, и влияние традиционных японских школ Тоса и Каноо, и приемы
художественно-декоративной школы Римпа, и знание основ западноевропейской
живописи. К поздним мастерам относятся также Кэйсай Эйсэн (1790—1848) и
представители школы Утагава, доминировавшие в этот период. Примерно половина
всех сохранившихся к настоящему времени гравюр укиё-э были созданы именно ими.
Основателем школы Утагава считается Утагава Тоёхару (1735—1845), живший в
эдоском районе Утагава. Тоёхару прославился своими пейзажами в стиле «укиё-э».
Его двумя наиболее известными учениками были Утагава Тоёхиро (1773—1830) и Утагава
Тоёкуни (1769—1825), враждовавшие друг с другом. Учениками Тоёкуни были такие
блестящие и одаренные художники, как Утагава Кунимаса (1773—1810), Утагава
Куни-сада (1798—1861), создавший более 20 тысяч гравюр, и Утагава Куниёси
(1798—1861). Несколько особняком стоит Утагава Хиросигэ (1797—1858), второй
великий мастер японского пейзажа, создавший свою собственную манеру,
считающуюся наиболее близкой к традиционному японскому взгляду на свою природу
и землю.

Следует также отметить, что в
токугавской Японии укиё-э долгое время считался «низким» жанром; поэтому
огромное количество работ было утеряно. Примечательно, что самим японцам
взглянуть на укиё-э как на полноправные художественные произведения помогли
иностранцы. На западе японские гравюры вошли в моду, коллекционеры и любители
искусства стали закупать их в большом количестве. Эстетика укиё-э оказала
огромное влияние на становление импрессионизма, особенно на таких художников,
как Эдгара Дэга, Клода Монэ и, особенно, на Винсента Ван-Гога, который просто
скопировал некоторые гравюры Утагава Хиросигэ — например, «Сливовый сад
Камэйдо» и «Внезапный дождь над мостом Син-Охаси на реке Атака».
Список литературы

Мировая художественная культура:
Учеб. пособие /Колл. авт.: Б.А. Эренгросс, В.Р. Арсеньев, Н.Н. Воробьев и др.;
Под. ред. Б.А. Эренгросс/ - М.: Высшая школа, 2001. - 767 с.

Для подготовки данной работы были
использованы материалы с сайта http://leit.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Особенности коррекционной работы по формированию навыков звукоанализа и синтеза
Реферат Рынок капитала и особенности его развития в современной российской экономике
Реферат Интеллектуальная готовность к обучению в начальной школе дошкольников посещающих ДОУ компенсирующего 2
Реферат Управление операциями с ценными бумагами
Реферат Stress In College Students Essay Research Paper
Реферат Неправомірне використання виборчих бюлетенів підлог виборчих документів або неправильний підрах
Реферат Мониторинг качества подземных вод на крупных городских водозаборах
Реферат Мысль народная как основа художественного содержания романа-эпопеи Л Н Толстого Война и мир
Реферат Strange Doctor Essay Research Paper The strange
Реферат 36. Какую роль в мотивации играет вознаграждение?
Реферат Стабилизационная политика в открытой экономике
Реферат Аутэкология/Живое вещество биосферы
Реферат "Реформы П. А. Столыпина и их итоги"
Реферат Психология личности 2
Реферат Орхоэпидидимит