Реферат по предмету "Психология"


Особенности взаимодействия людей с разными соционическими типами

Реферат
на тему: Особенности взаимодействиялюдей с разными соционическими типами

Введение
Человек, какпсихосоциальное существо, является самым активным из всех живых существ наЗемле в области взаимодействия, поэтому человечество старается как можно глубжеизучить и понять природу и сущность взаимодействия, его результаты и цели.
Взаимодействие этоопределяющий фактор человека как существа социального, существование человекабез взаимодействия с обществом и другими людьми невозможно. Взаимодействиенеобходимо человеку, в первую очередь, для самореализации и саморазвития, а также оно важно в сфере социализации человека.
Взаимодействие человека сдругими людьми, заключающееся в многоплановом развитии контактов с людьми,порождаемое потребностями совместной деятельности, может выражаться в трехформах: сотрудничество, конформизм, конфликт.
В настоящее время,изучение взаимодействия людей является одной из основных направленийпсихологии, в особенности, социальной психологии. А соционика — учение,становящееся все более популярным, — изучает различные способы взаимодействиялюдей, особенно информационного. Думаю, именно этим можно обосноватьактуальность выбранной темы.
Целью данной работыявляется теоретическое рассмотрение взаимодействия людей с точки зрениясоционики.
Предметом являетсярассмотрение проблемы взаимодействия людей с разными соционическими типами.
Задачи перед собой яставлю следующие:
1. Изучить,что представляет собой соционика.
2. Рассмотреть,какие социотипы и исходя из каких критериев выделяют в соционике.
3. Проанализироватьспособы взаимодействия людей, исходя из их социотипов, предположить, какиеособенности типов личности нужно учитывать при личном общении, как избежатьвероятных конфликтов.

1. Соционика – наукаили социопрактика?
Приступая к рассмотрениювзаимодействия людей, необходимо, в первую очередь, понять, что же такоесоционика.
Одно из самыхраспространенных определений соционики говорит, что соционика – это учение обинформационном взаимодействии психики человека с окружающим миром, в том числеи с другими людьми.
Соционика во многомпостроена на исследованиях австрийского психолога Карла Густава Юнга и теорииАнтония Кемпинского об информационном метаболизме, а позднее, в 70-х годах, еепринципы были во многом сформированы литовской исследовательницей АушрейАугустинавичюте (Aušra Augustinavičiūtė), которая ипредложила термин «соционика», происходящего от одного из терминов теории,социон (от лат. societas — общество). Под информационным метаболизмом всоционике понимают процесс восприятия, выборки и обработки психикой информацииоб окружающей среде и происходящих в нёй процессах. Подход соционики к анализучеловеческой психики заключается в построении модели информационногометаболизма, анализе свойств 16 возможных типов информационного метаболизма,которые обуславливаются моделью (называемых социотипами, психотипами или ТИМ), исопоставления этих свойств с проявлениями психики человека. Одним из основныхнаправлений соционики является исследование влияния психотипа на взаимодействиялюдей.
С момента изобретениясоционики, ученые ведут споры, относить ли ее к наукам или все-таки ксоциопрактикам. Как наука соционика ставит целью изучение и анализ человеческойпсихики, как социопрактика – предназначена для регулирования взаимоотношенийлюдей. Аушра Аугустинавичюте, например, считала, что оба эти аспекта одинакововажны, многие ученные сейчас склоняются к такому же мнению, однако есть и те,которые выбирают какую-то одну точку зрения, и те, кто вообще не признаютсоционику ни наукой, ни социопрактикой. По моему мнению, соционику можно считатькак наукой, так и социопрактикой, так как эти аспекты независимы. Для научностине важна широта ее практического применения, а для практического примененияпрактически не важна степень научности.
Если рассматриватьсоционику как науку, важно отметить, что, по сути, на данный момент онаявляется скорее набором гипотез, чем самостоятельной наукой. Наука, преждевсего, строится на фактах, а многие из гипотез соционики либо совсем не имеютфактического подтверждения, основанного на экспериментах, либо имеют слабоеобоснование. Скорее всего, в первую очередь это вызвано тем, что социониканачала развиваться относительно недавно, и, вероятнее всего, со временем онаполучит большее распространение, и многие гипотезы будут доказаны и обоснованы.
Рассматривая соционику вкачестве социопрактики, необходимо учитывать, что данное учение, в отличие отмногих психологических наук, предполагает обширное практическое применение, повозможности как можно более широкое, для обеспечения комфортного взаимодействиялюдей для обеспечения наиболее высоких результатов в совместной деятельности.Сейчас соционика, именно как практика, широко распространена в России, Уркаинеи Прибалтике. К началу 2011 года в русскоязычном секторе Интернетанасчитывалось около одного миллиона страниц, так или иначе связанных ссоционикой. К тому же, сейчас появляются не только курсы по изучению соционике,но и школы, как, например, в школе прикладной соционики специалиста Е.Удаловой.
Сложно точно сказать, чемна данный момент является соционика, наукой, социопрактикой или учением, нонесомненно, что она будет только развиваться, как одна из перспективных ветвейпсихологии.

2. Социотипы и способыих выделения
Как говорилось ранее,основной подход соционики выражается в формировании моделей информационногометаболизма и выделение 16 различных психотипов.
Прежде всего, рассмотрим,что же понимается под психотипом в соционике.
Соционический тип(социотип, тип информационного метаболизма, ТИМ, психотип) человека — это типпсихики, который определяется степенью осознанности информации, получаемойчеловеком о разных аспектах мира. ТИМом человека определяются способыобработки, получения и усваивания информации, сильные и слабые стороны привзаимодействии с окружающим миром. Всего выделяют 16 типов информационногометаболизма, путем разделения по четырем дихотомиям, выделенным Юнгом:интроверсия — экстраверсия, интуиция — сенсорика, логика-этика,иррациональность – рациональность. Люди с разными соционическими типамиобладают своими сильными и слабыми сторонами, особенностями мышления иповедения, различными взглядами на жизнь и ценностями. Понятно, что характерчеловека во многом складывается под влиянием воспитания, окружающей среды имногих других факторов, однако влияние социотипа явно очень сильно, так как улюдей одного типа легко можно выделить схожие черты в характере и поведение. Всоционической теории утверждается, что социотип человека неизменен в течениевсей жизни, одна информационное наполнение разных функций со временем может иизменяться.
Прежде чем приступить кнепосредственному рассмотрению социотипов, необходимо рассмотреть аспекты,образующие их. Как было отмечено ранее, информационный метаболизм – это процессиспользования получаемой информации, использование информации определеннымобразом – функции психики, а части информации, используемые этими функциями –информационные аспекты. Аушра Аугустинавичюте в своих исследованиях немногоизменила терминологию. В частности, она использовала вместо признаков«мышление» и «чувство» термины «логика» и «этика», а для обозначения признака«ощущение» — «сенсорика».
В первую очередь, онаразделяет все признаки на «рациональные» – «иррациональные». «Рациональные»аспекты делятся на «этические» и «логические», «иррациональные» соответственнона «сенсорные» и «интуитивные». Аспекты «интроверсия» и «экстраверсия»обозначаются как дополнительные, показывающие акцентированность функций психикина внутренних («интроверсия») и внешних («экстраверсия») составляющих аспектахбазовых дихотомий.
Для графическогообозначения Аугустина Вичюте ввела следующие символы:
1. Логика– квадрат
2. этика- квадрат с отсутствующим верхне-левым углом
3. сенсорика- круг
4. интуиция- треугольник.
Кроме того, экстравертныеаспекты обозначаются чёрным цветом, а интровертные аспекты обозначаются белым.
Кратко опишем основныеаспекты:
1. Чёрнаялогика или деловая логика — принципы работы различных механизмов и технологий,высокий уровень эффективности и целосообразности. Следствие наличия данногоаспекта – хорошие огранизаторские способности.
2. Белаяили структурная логика – причинно-следственные связи между объектами, хорошеепонимание различных схем. Как следствие, отличное понимание формальных правил,а также стремление к систематизации деятельности.
3. Чернаяэтика или этика эмоций – отличное понимание эмоционального состояния человека,оценка событий в эмоционально-объективном ключе. Следствием являетсявозможность управлять эмоциональным фоном, влиять на эмоции других людей.
4. Белаяэтика или этика отношений – огромное внимание уделяется межличностнымотношениям, субъективно-моральная оценка явлений и людей. Следовательно,возможность манипуляции отношениями, свойственно сочувствие, пониманиетонкостей поведения в зависимости от среды.
5. Чернаяили силовая сенсорика – физическая сила, воля, объективные качества оценкивнешнего вида предметов и людей. Следствием внимания к данному аспекту являются«пробивные» качества, настойчивость, властность, стремление к занятиюлидирующих позиций в обществе.
6. Белаясенсорика или сенсорика ощущений – физическое состояние человека, гармонияположения и форм одних объектов над другими. Следствие внимания к данномуаспекту – стремление к комфорту, уюту, физическим удовольствиями, умение ивозможность это обеспечить.
7. Чернаяинтуиция или интуиция возможностей – варианты, способности, потенциальновозможные качества и характеристики объектов. Следствие – стремление кноваторству, многоплановое восприятие реальности.
8. Белаяинтуиция или интуиция времени – возможности и пути перехода от одной ситуации кдругой, связь времен, предсказывание тенденций. Следствие внимания в данномуаспекту – способности к оценки временных затрат, прогнозированию, возможностипо планированию и правильному распределению своего и чужого времени.
Психических функций всоционике также восемь и каждая из них соотносится с одним из аспектов.
1. Перваяфункция является базовой. Она так же называется программной, так как определяетпрограмму поведения человека и основные направления приложения сил.
2. Втораяфункция называется творческой. С помощью нее определяется механизм и стильреализации первой функции носителя социотипа.
3. Третья– ролевая или, иначе, нормативная. Она называется ролевой потому, что человекчасто пытается показать себя в ней компетентной, однако ему сложно долго в нейработать.
4. Четвертаяфункция – болевая, мобилизационная. Болевой ее называют из-за того, что по нейчеловек наиболее болезненно воспринимает информацию. По ней так же носительсоциотипа нуждается в сочувствии и помощи.
5. Пятаяпсихическая функция – внушаемая (суггестивная). По ней информациявоспринимается легко, некритично, и по ней же человек нуждается в помощи исоветах. Так же, человек плохо осознает свои потребности в этой функции.
6. Шестая– активационная, по ней носитель социотипа ориентируется на окружение,положительно отзывается на воздействие со стороны.
7. Седьмая- наблюдательная (а также контрольная, ограничительная, рамочная), по ней учеловек не возникает проблем с усваиванием и обработкой информации, однако онпредпочитает критиковать и корректировать поведение других, чем проявлять в нейинициативу. С её помощью носитель социотипа ограничивает нежелательноевоздействие на себя, может также выражать с помощью этой функции протест или жеотказ.
8. Восьмаяфункция называется демонстративной или фоновой. Она обычно проявляется легко ина деле, очень естественно, без лишних объяснений.
Первая и вторая функцииобразуют блок «Эго», третья и четвертая функции — блок «Суперэго», пятая ишестая функции образуют блок «Суперид», седьмая и восьмая функции — блок «Ид».
Блоки «Эго» и «Ид»являются сильными функциями, а блоки «Суперэго» и «Суперид» слабыми.
Исходя извышеперечисленных функций и аспектов выделяют шестнадцать социотипов. Их такжеразбивают на четыре квадры. (Указаны только базовая и фоновая функция,подробные функции в приложение 1.)
Iквадра (альфа):
· Интуитивно-логическийэкстраверт (ИЛЭ) – «Дон Кихот», «Искатель».
· Сенсорно-этическийинтроверт (СЭИ) — «Дюма», «Посредник»
· Этико-сенсорныйэкстраверт (ЭСЭ) — «Гюго»,«Энтузиаст»
· Логико-интуитивныйинтроверт (ЛИИ) — «Робеспьер», «Аналитик»
IIквадра(бета):
· Этико-интуитивныйэкстраверт (ЭИЭ) — «Гамлет»,«Наставник»
· Логико-сенсорныйинтроверт (ЛСИ) — «Максим Горький», «Инспектор»
· Сенсорно-логическийэкстраверт (СЛЭ) — «Жуков», «Маршал»
· Интуитивно-этическийинтроверт (ИЭИ)- «Есенин», «Лирик»
III квадра (гамма):
· Сенсорно-этическийэкстраверт (СЭЭ) — «Наполеон», «Политик»
· Интуитивно-логическийинтроверт (ИЛИ) — «Бальзак», «Критик»
· Логико-интуитивныйэкстраверт (ЛИЭ) — «Джек Лондон», «Предприниматель»
· Этико-сенсорныйинтроверт (ЭСИ) — «Драйзер», «Хранитель»
IV квадра (дельта):
· Логико-сенсорныйэкстраверт (ЛСЭ) — «Штирлиц», «Администратор»
· Этико-интуитивныйинтроверт (ЭИИ) — «Достоевский», «Гуманист»
· Интуитивно-этическийэкстраверт (ИЭЭ) — «Гексли», «Советчик»
· Сенсорно-логическийинтроверт (СЛИ) — «Габен», «Мастер»
3. Интертипныеотношения
Анализ и рассмотрениеинтертипных отношений является одним из самых важных направлений в соционике.Между людьми с разными социотипами будут разные интертипные отношения, из-заразличий в информационном метаболизме. Так же, типы отношений не зависят отжеланий и предпочтений носителей социотипа, а обусловлены ТИМом людей. Наиболееизвестная теория интертипных отношений основана на теории психических функций(модель А). Характер взаимоотношений в модели А определяется исходя из того, накакие функции одного партнера попадут функции другого для тех же аспектов. Так,например, по ролевой функции человеку требуется критика и рекомендации, а поактивационной критика не будет восприниматься, а лишь гасить активность. Повнушаемой функции – осознаваемая, реальная поддержка, а по болевой, наоборот,незаметная помощь, часто неосознанная. По сильным функциям можно отметитьвлияние человека на партнера (как осознанное, так и непреднамеренное). Отраспределения функций между носителями социотипа будет зависеть возможностьконфликта, комфортность отношений, степень взаимопонимания и наличие илиотсутствие различных точек соприкосновения (интересы, вкусы, взгляд на жизнь,ценности).
На данный момент выделяютчетырнадцать типов взаимоотношений (их 14, так как показываются взаимоотношениямежду социотипом и пятнадцатью другими типами, а все отношения, кроме заказа иревизии, симметричны).
Типы взаимоотношений:
· Тождественные
В данных отношениях всестадии информационного метаболизма аналогичны, партнеры отлично понимают другдруга(это получается из-за совпадения сильных функций), однако они не могутпомочь друг другу, так как их слабые функции также совпадают. Совпадениесильных функций делает обмен информацией быстрым и легким, поэтому такиеотношения отлично подходят для совместного обучения, некоторых видов работы.Такой тип отношений встречается у людей с одинаковыми социотипами.
· Дуальные
В дуальных отношенияхпартнеры отлично дополняют друг друга, общение между ними легкое инепринужденное, однако возможна тяжелая «притирка». Все сферы деятельностиоказывают в сильных функциях кого-либо из партнеров, а ценностные функции иритмы жизни (оба рационалы или иррационалы) совпадают. Такие отношения обычносчитаются наиболее удачными для длительных, серьезных отношений, так каксильные функции одного дуала удачно влияют на слабые функции второго.
· Зеркальные
Зеркальные отношенияинтересны для рахличной совместной деятельности и общения, наблюдается вомногом схожесть интересов, так как частично совпадают слабые и сильные функции.По модели А, программная функция пересекается с творческой, что вызываетразногласия (ведь для одного человека то, что является для другого высшейценностью, может оказать лишь средством для достижения целей). Однако,разногласия решаются мирно, так как оба партнера хорошо разбираются в аспектах,с пониманием относятся к аргументам другого. В таких отношениях партнеры неприслушиваются к критике другого, однако получают неплохую поддержку для своихслабых функций от сильных функций партнера. Отношения называют зеркальными, таккак из-за того, что наблюдательная функция приходится на демонстративную, словаодного часто имеют отражение в поступках другого.
· Активации
Отношения легкие иприятные, завязываются быстро, любая сфера деятельности оказывается в сильныхфункциях какого-либо из партнеров, однако они имеют разный ритм жизни (рационали иррационал), а так же отличаются по аспекту интроверсии и экстраверсии, чтоприводит при длительном общении к усталость от партнера. Хорошо подходят длянедлительных встреч, совместного отдыха.
· Родственные
Данные отношенияосложняет сходство жизненных целей и различие в способах их достижения. С точкизрения модели А программные, ролевые, суггестивные и наблюдательные функциипартнеров совпадают, творческая функция одного партнера попадает на болевую(часто приводит к конфликтам), демонстративная функция приходится наактивационную. Отношения неблагоприятны для семейной жизни, могут возникатьсложности и при дружеском общении.
· Полудуальные
Отношения ещеназываются отношениями неполного совпадения. Люди при таких отношениях бываюткрайне интересны друг другу (это вызвано тем, что программная функцияприходится на суггестивную), однако при сближении возможно серьезные конфликты(творческая пересекается с демонстративной, ролевая пересекается снаблюдательной, а болевая с активационной). Партенры не получают нужной поддержки,что вызывает чувство неудовлетворения.
· Деловые
Отношения равноправия сэлементами соперничества за лидерство в отношениях (программная функцияприходится на ролевую), несмотря на разные цели. Сотрудничество обусловленосовпадением творческих функций.
· Миражные
Комфортные и приятныеотношения, оставляющие, однако, легкую неудовлетворенность партнером.Творческая функция в таких отношениях покрывает активационную, что даетощущение понимания и теплоты, однако то, что ролевая функция попадает на внушаемую,порождает неудовлетворенность. Такие отношения хорошо подойдут для семейнойжизни, одна малопригодны для совместной деятельности и обучения.
· Погашения
Такие отношенияназывают отношениями полной противоположности. В таких отношениях партнеры имеютсходные слабые и сильны стороны, однако при совокупной деятельности происходит«погашение». Получается, что партнеры препятствуют деятельности другого.Программная функция попадает на наблюдательную, а творческая надемонстративную, что и приводит к погашению.
· Суперэго
Эти отношения, когдадержится психологическая дистанция, можно назвать отношениями уважения ивзаимной симпатии. Эффект восхищения вызван тем, что программная функцияприходится на функцию ролевую. Однако, творческая функция приходится наболевую, из-за чего могут возникать конфликты. Этот тип отношения плохоподходит для семейной жизни, лучше подходят приятельские отношения.
· Квазитождественные
Отношения мирные,вызванные совпадением сильных и слабых сторон, однако сильно отличаются интересыи цели.
· Конфликтные
Отношения вялотякущего,однако все более нарастающего конфликта. При начале отношений, партнеров можетпритягивать друг другу, так как не совпадают ни сильные, ни слабые функции,однако вскоре такие отношению будут вызывать дискомфорт, будут постояннопредприниматься безрезультатные попытки достичь компромисса. Программнаяфункция приходится в этих отношениях на болевую, что вызывает постоянныененамеренные указания на слабые места партнера, творческая на ролевую – партнерпостоянно утомляет второго своей активности в тех сферах, что болезненнее всеговоспринимаются им. Активность партнеров гасит то, что наблюдательная функцияприходится на активационную. Так же партнеры страдают от излишней критики,чувствуют себя непонятыми.
· Заказа
Ассиметричныеотношения. Заказчик в таких отношениях имеет больше влияния на подзаказного,чем подзаказный на него. Заказчик часто недооценивает подзаказного, а тот либостарается из-за всех сил угодить партнеру, либо пытается не попасть под его влияние.Из-за того, что программная функция заказчика приходится на демонстративнуюфункцию подзаказного, тот видит в подзаказном человека, способного реализоватьего цели. Однако подзаказный не всегда может понять цели заказчика, так какдемонстративная функция у него неосознанная. Однако он хорошо улавливает туинформацию, которая исходит из творческой функции заказчика, так как онаприходится на его внушаемую функцию. Стараясь угодить партнеру, подзаказныйактивирует свою творческую функцию, но от того, что она приходится нанаблюдательную функцию заказчика, лишь вызывает критичное отношение к своимпопыткам. Это часто вызывает обиду у подзаказного и недоумение у заказчика.Однако обидевшийся подзаказный может задеть в ответ болевую функцию заказчика,так как она приходится на его наблюдательную.
Все это в совокупностичасто дает эффект неудовлетворенности партерном, отчего эти отношениямалопригодны для совместной жизни.
· Ревизии
Ассиметричныеотношения. Ревизор постоянно ненамеренно указывает на слабые местаревизируемого, так как его программная функция приходится на болевую функциюревизируемого. Более того, наблюдательная функция ревизора приходится наактивизируемую, из-за чего ревизор гасит инициативу партнера. А так кактворческая функция ревизора приходится на программную ревезируемого, тот неможет ничего возразить на критику и чувствует себя слабым перед партнером, ведьревизор так же ориентируется в его базовом аспекте. Критика ревизиуемогоостается без внимания, так как приходится на демонстративную функцию ревизорасо стороны наблюдательной, а в демонстративной функции ревизор действуетнеосознанно. В итоге, ревизируемый постоянно чувствует себя подавленным, аревизор не чувствует давление со стороны ревизируемого, однако и удовлетворенияи удовольствия от отношений не получает. Эти отношения, пожалуй, наиболеенеблагоприятны для совместной жизни, так как, в отличие от конфликтных, необоюдно опасны. Однако, если партнеры не будут намеренно задевать болевые точкидруг друга, совместная жизнь возможна.

Заключение
соционикалогика сенсорика интуиция
Подводя итоги, нужноотметить, что соционика является довольно молодым учением, поэтому вряд ливозможно рассмотрение отношений людей исключительно исходя из их социотипов.При проверки соционических типов и интертипных отношений часто возникаютэффекты Барнума (оценка размытого понятия как подходящего) и Розенталя(ожидание человека исполнения обещанного заставляет его самого действоватьсогласно предсказанию), вследствие чего невозможно точно рассмотреть отношениялюдей по модели А, даже зная их ТИМы.
Но с другой стороны,даже те гипотезы, которые есть сейчас, могли во многом помочь людям вотношениях, в организации учебного и рабочего процесса, при условии широкогораспространения теории. Возможно, соционика сможет занять место и вменеджменте, в управленческом консультировании фирм, в кадровых службах.Поэтому при возможности не стоит пренебрегать возможностью анализавзаимодействия людей и со стороны соционики.

Список использованнойлитературы
 
1. http://ru.wikipedia.org/
2. http://www.socionika.info/
3. АугустинавичютеА. Дуальная природа человека – Литовская ССР: Отдел рукописей БиблиотекиЛитовской АН, 1983, — С. 51.
4. Бескова.Л,Удалова.Е Уроки соционики, или Самое главное, чему нас не научили в школе — «Астрель», 2003. – С. 197.
5. Гуленко.ВОписание соционических типов и интертипных отношений.
6. Гуленко.ВКонцепция Соционики – Киев, 1992. – С. 2.
7. Филатова.Е.«Дельта», 1999 – С. 368.

Приложение 1
Подробные схемысоциотипов
 
/>/>

Приложение2
 
Схемаинтертипных отношений
 
/>
/>
Д — Дуальные отношенияили полное дополнение
пД — Отношенияполудополнения
А — Отношения активации
М — Миражные отношения
пп — отношения полнойпротивоположности
З — Зеркальные отношения
К — Конфликтные отношения
Т — Тождественныеотношения
ро — родственныеотношения
сэ — Отношения суперэго
д — Деловые отношения
кт — Отношенияквазитождества
Отношения ревизии (Р — вы- ревизор, р — вы ревизуемый).
Отношения социальногозаказа (П — вы — Передатчик или Заказчик, п — вы — Приемник или Подзаказный).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат «Скай Линк» представляет первую серию коробочного комплекта «Детский мобильный интернет» с героями мультфильмов Disney «История игрушек» и «История игрушек-2», российская 3 d премьера которых состоится 1 октября 2009 года
Реферат Права, обязанности и ответственность главного бухгалтера
Реферат Групповые дисперсии. Агрегатный индекс себестоимости
Реферат Информационно - консультационные услуги, необходимые для успешной деятельности сельскохозяйствен
Реферат Аннотация рабочей программы учебной дисциплины информационные технологии в профессиональной деятельности колледж Братский педагогический колледж гоу впо «БрГУ»
Реферат Проектирование информационных систем 2
Реферат Экзаменационные вопросы по курсу "Международное финансирование" (укр)
Реферат Система ГУЛАГа как элемент власти
Реферат Контроль оподаткування доходів громадян
Реферат Сравнительная характеристика бухгалтерского и управленческого учета 2
Реферат Формирование политического сознания личности. Типы политического сознания
Реферат Антипова Марина Михайловна Русский язык 5 класс Подготовка к сочинению по картине И. И. Левитана «Золотая осень». Тип урок
Реферат Система законодательства и правовая система
Реферат Порядок исчесоения и уплаты в бюджет налога на имущество предприятия.
Реферат О специфичности паразитов аквариумных рыб