Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Мотив карточной игры в рассказе Шаламова "На представку"

Оглавление
Введение
Основная часть
1. Начальный мотив поединка
2. Особенности карточной игры
3. Игра с судьбой
4.Проигрыш
Заключение
Список используемой литературы

Введение
ВарламШаламов – не новатор при использовании мотива карточной игры в своёмтворчестве. Этот мотив наблюдается в текстах фольклорных произведений, втворчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского. Носодержание мотива карточной игры у Шаламова, несомненно, отличается, ибоклассики опирались на две основные традиции: фольклорные традиции и традиции романтизма.Отчётливо видно влияние народной сказки при игре в карты с нечистой силой.Влияние романтизма проявляется в наличии романтического двоемирия и изображениифантастических, мистических образов.
Вданной работе будет рассматриваться интерпретация мотива карточной игры врассказе В.Шаламова «На представку», что и станет основной целью. Отсюдазадачи, стоящие перед нами: сравнение рассказа Шаламова с произведениямирусской литературы и выявление особенностей карточной игры в рассказе «Напредставку».
Помнению Елены Михайлик: «Шаламовские образы, как правило, многозначны имногофункциональны. Так, например, первая фраза рассказа «На представку» задаетинтонацию, прокладывает ложный след – и одновременно придает рассказуобъемность, вводит в его систему отсчета понятие исторического времени. Стертаяпамять персонажей многократно усиливает впечатление, производимое на читателя».[1]
ИгорьСухих в своей работе «Жизнь после Колымы» отмечает, что «…личной, внутреннейтемой Шаламова становится не тюрьма, не лагерь вообще, а Колыма с ее опытомграндиозного, небывалого истребления человека и подавления человеческого.«Колымские рассказы» — это изображение новых психологических закономерностей вповедении человека, людей в новых условиях».[2]
Интереск этому произведению не случаен, ведь в нем буквально на поверхности лежат всетайны и ужасы лагерной жизни, и особенно ярко выделяется процесс карточнойигры, как нечто дьявольское и роковое.
Впроизведениях классиков в карты играют представители высшего общества, а уШаламова карточный поединок разворачивается между представителями тюремной«элиты». Казалось бы, что в классической русской литературе, что в Шаламовскомрассказе в карты играют лишь избранные. Но в рассказе « На представку» авторчетко дает понять, что игра для заключенных, это намного больше, чем простоигра — это схватка, поединок не на жизнь, а на смерть.
Вдоступной нам литературе этот вопрос никогда не рассматривал ни один изисследователей – в этом и состоит новизна работы.

1Начальный мотив поединка
Каждыйрассказ В.Шаламова уникален, ведь он обращается к непривычной и пугающей настеме — жизни заключенных, ну а если выражаться точнее, то не жизни, асуществованию, где каждая секунда для человека — это борьба. У людей нет нипрошлого, ни будущего, есть только «сейчас» и ничего больше.
Рассказ«На представку» начинается с фразы: «Играли в карты у коногона Наумова»(5,с.182). Как было отмечено Еленой Михайлик, эта фраза «задает интонацию,прокладывает ложный след — и одновременно придает рассказу объемность, вводитего в систему отсчета понятия исторического времени, ибо «мелкое ночноепроисшествие» в бараке коногонов предстает читателю как бы отражением,проекцией пушкинской трагедии. Шаламов использует классический сюжет как зонд — по степени и характеру повреждений читатель может судить о свойствах лагернойвселенной»[3]. Писатель как бывозвращает нас на несколько веков назад, чтобы показать всю отсталость инеразвитость лагерного быта, ведь Колыма совершенно не приспособлена для жизни,весь «мир ГУЛАГа» замкнут, ограничен. Такое понятие, как свобода здесь вовсе неприменимо, человек даже боится думать, все его мысли сосредоточены на том,чтобы выжить. Даже сны не позволяют его душе отдохнуть — они пусты.
Какизвестно, в лагерь отправляли тех, кто неугоден правительству, наравне с теми,кто совершил и более тяжкое преступление. Люди образованные, интеллигентныечасто не выдерживали напора блатных (урок) и становились либо их слугами, либоих очередной жертвой. Урки же отбирали себе «самый лакомый кусочек» и вполне«прилично» существовали.
В баракеу коногона безопасно и тепло. И именно это «теплое местечко» было выбраноблатными для карточных поединков.
Поединок– противостояние, чаще всего дух сторон, нередко с печальными последствиями.
Ночь– время дьявола, когда из-под земли выходит вся нечисть. В народе считается,что ночью людям легче грешить, якобы Господь Бог не заметит. «… И каждую ночьтам собирались блатные» (5, с.182).
Напервый взгляд, в этой фразе нет ничего странного, так как ночь – единственноесвободное время для заключенных, но если провести аналогию с классиками русскойлитературы, то можно отметить, что в то время карточные игры были запрещены ииграли в них преимущественно по ночам. Таким образом, мы снова отмечаемгубительность лагерного быта.
Вбараке темно, единственный свет дает колымка. Свет от нее неяркий, тусклый соттенком красного, так что барак коногона внешне больше напоминает ад, чемживое пространство.
И какраз в этом месте игроки собрались на поединок. «На одеялах лежала грязнаяпуховая подушка, и по обеим сторонам ее, сложа по-бурятски ноги, сиделипартнеры...» (5, с.182).
Советскаявласть, придя к управлению, уничтожала дворянское общество и все что с нимсвязано. В этот период карточные игры строго воспрещались, и карты невозможнобыло купить, однако, «Русь талантами полна» и находились умельцы, которыесамостоятельно изготавливали карты.
«Наподушке лежала новенькая колода карт...» (5, с.182). Как и в классическойазартной игре, новая игра начинается с новой колоды карт. Но эти картынеобыкновенные, они сделаны из томика Виктора Гюго. Позволим высказатьпредположение, что, возможно, из текста того самого романа, где речь идет такжео каторжниках «Отверженные», таким образом, мы можем провести параллель с миромвремен французской революции. Мы делаем это для того, чтобы увидеть пагубноедействие разобщенности и неразвитости общества во время репрессий. В картыиграют на подушке, что делать категорически нельзя, так как энергетика картотрицательна и воздействует на подсознание человека.
Этиотступления от правил классической игры становятся звонком для читателя, свидетельствующимо том, что герои рассказа вынуждены играть, чтобы выжить в этом лагерном хаосе.
 
2Особенности карточной игры
«Мастине различались по цвету – да различие и не нужно игроку» (5, с.183). Мы видимполное обезличивание пространства, это объясняется тем, что в мире лагерногобыта нет красок, все одинаково: серо и черно.
Все вжизни имеет обратную сторону, противоположность, и карты тоже. Масти «черные»(трефы и пики) противоположны «красным» (червям и бубнам), так же как злопротивоположно добру, а жизнь смерти.
«Существуетглубокая связь между игральными картами, астрологией и сменой времен года. 52карты, содержащиеся в колоде, соответствуют 52 неделям, из которых состоит год.А 4 карточные масти легко соотносятся четырьмя временами года. Каждая мастьсостоит из пятнадцати карт, что соответствует количеству лунных месяцев году.На четыре карточные масти приходится двенадцать фигурных карт (короли, дамы,вальты) и двенадцати же равняется количество знаков Зодиака»[4].
Умениесамостоятельно изготавливать карты считалось нормой приличия среди «рыцарей-зеков», и игра в карты была, чуть ли не обязательной среди тюремнойэлиты. «Новенькая колода карт лежала на подушке» (5, с.183) смыл, значение этойфразы целиком и полностью соответствует фразе «На подушке лежала новенькаяколода карт». Возможно, автор хочет этим повтором показать, что судьба игроковуже предрешена и невозможно разорвать этот порочный круг. « …Один из играющихпохлопывал по ней грязной рукой с тонкими, белыми нерабочими пальцами» ( 5, с.183).Это рука Севочки – местного барона. Данный герой является двуликим-противопоставлением белого и черного. «Ноготь мизинца был сверхъестественнойдлины…» (5, с.183) В народе еще с древнейших времен бытует мнение, что вовнешности дьявола всегда сохраняются те или иные приметы зверя – рога, копыта,когти. Мы могли бы счесть эту семантическую связь случайной, однако, в текстенемало доказательств и соотношений Севочки с дьяволом: «Ноготь Севочкивычерчивал в воздухе замысловатые узоры. Карты то исчезали с его ладони, топоявлялись снова» (5, с.185).
Исходяиз всего вышесказанного, позволим себе высказать предположение, что Наумов, самне осознавая того, подписал себе приговор – он сел играть в карты с«дьявольщиной», и если он и выйдет из этого поединка живым, то победителем емуточно не стать.
Но иНаумов не так чист, как кажется: на его груди цитата из стихотворения Есенина«Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок». Есенин – своеобразныйполитический хулиган, именно поэтому он признан зеками, как поэт. Наумов неверит в Бога, однако, на его груди крест. Крест на теле неверующегосвидетельствует о продажности души. В воровской же семантике крест являетсяпризнаком высшего общества.
 
3 Играс судьбой
Игруначинает Севочка. «Севочка стасовал карты…» (5, с.185). Повествование ведетсянепосредственно от лица рассказчика. Он и его товарищ Гаркунов являютсяежедневными свидетелями игр. А тем временем Наумов успел проиграть всё, кроменичего не стоящих и никому не нужных казенных вещей. « По правилам бой не можетбыть окончен, пока партнер может еще чем-нибудь отвечать» (5, с.185).
«Наумовставит на кон какой-то подсигар с вытесненным профилем Гоголя» (5, с.185) этапрямая апелляция к украинскому периоду творчества Гоголя естественно соединяет« На представку» с пропитанными своеобразной чертовщиной «Вечерами нахуторе близ Диканьки». Таким образом, отсылки к фольклору и общественнымлитературным произведениям прочно вводят блатного картежника в информальныйассоциативный ряд. Наумов разорен. Единственная надежда – это риск – идти напредставку. Представка — это как бы ставка «в найм», возможность отыграться, неимея ничего. Севочка покапризничал немного и, в конце концов, в роли этакогоблагодетеля согласился дать ему шанс.
 
4 Проигрыш
«Онотыграл одеяло, подушку, брюки – и вновь проиграл все». «Тяжелый черный взглядобводил окружающих. Волосы спутались» (5, с.186) – Наумов будто бы сходит сума. Он болезненно осознает ужас сложившейся ситуации. Фраза, оброненнаяСевочкой: «Я подожду»,- относится не только к предложению подварить чифирку, нои непосредственно к проигрышу Наумова. Представка давалась всего на час, акарточный долг – это дело чести. В его голове внезапно родилась мысль: «Еслисвоих вещей для откупа не осталось, нужно забрать их у более слабого!» На аренекарточного поединка появляются еще два героя – это рассказчик и его другГаркунов. Обнаружив, что поживиться чем-либо можно только у Гаркунова, Наумовподзывает его к себе. Этот инженер-текстильщик – человек, не сломленныйлагерным бытом. (Герой необычен уже тем, что имеет профессию не свойственнуюдля лагеря) Инженер-текстильщик творит, соединяет,…а в лагере есть лишь однаразруха и ничего больше.) Он, словно кольчугой, защищен свитером, связанным егоженой, от окружающей мерзости. Эта вещь является его памятью о прошлой жизни,он не теряет надежды вернуться.
Наотрицательный ответ Гаркунова относительно свитера, несколько людей кинулись нанего и сбили с ног, но тщетно. Гаркунов не собирался так просто сдаваться. Влагере нет места светлым чувствам, таким как дружба, преданность или простосправедливость. Слуга Наумова, как верный оруженосец рыцаря, набросился наинженера с ножом…
«…Гаркунов всхлипнул и стал заваливаться на бок.
— Немогли что ли без этого!- закричал Севочка».
Этотгерой как будто винит всех в случившемся, но на самом деле он просто расстроениз-за того, что товар слегка испорчен.
«Сашкастянул свитер с убитого» (5, с.187) Кровь на красном свитере не видна – жизнь Гаркунованичего не стоит, да и, в конце концов, еще одна капля в море крови совершенноничего не значит.
«Теперьнадо было искать другого партнера для пилки дров»…
Влагере человеческая жизнь – НИЧТО, а сам человек – это букашка, хотя и та имеетбольше прав на жизнь, чем люди в лагере.
Нетчеловека — на его место придет другой, и вся эта дьявольская машина будетработать в том же ритме, не смотря ни на что.

Заключение
Результатыпроведенного исследования показали, что в рассказе Варлама Шаламова «Напредставку» мотив карточной игры отличается рядом следующих особенностей:
1. Врассказе Шаламова игроки не играют на деньги, в отличие от представителейвысшего общества в произведениях классиков, потому что денег у них простонапросто нет.
2.Карточная игра у зеков не является развлечением, она представляет собойпоединок – способ уничтожения и унижения противника.
3. Врассказе В. Шаламова «На представку» мотив карточной игры выступает в ипостасирока – и люди идут на поединок со своей судьбой.
Взаключение отметим, что карты в этом рассказе играют важную, но в тоже времятаинственную роль: в начале рассказ, они появились буквально из ниоткуда (былисделаны умельцами зоны из томика Виктора Гюго) и повлекли за собой смерть иразрушение. В конце же они, тем же загадочным образом исчезают, выполнив своюдьявольскую миссию.
Такимобразом, мы можем сделать вывод, что и карты и мотив карточной игры являютсяключевым мотивом в рассказе Варлама Шаламова «На представку», и в тоже время онсовершенно отличен от мотива карточной игры в произведениях классиков.

Список используемой литературы
 
1. Лотман Ю.М. Тема карт и карточнойигры в русской литературе начала XIXвека. [Текст]: научная литература / Ю.М. Лотман. – М.: Просвещение, 1977г.
2. Михайлик Елена. В контекстелитературы и истории. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.Fiction Book.ru
3. Струзерс Джейн. Загляни в своебудущее. [Текст]: любительская литература / Д.Струзерс. – М.: Мой мир, 2004г.
4. Сухих Игорь «Жизнь после Колымы»[Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.Fiction Book.ru
5. Шаламов Варлам. Колымские рассказы/ Шаламов Варлам. Преодоление зла. Избранное. [Текст], — М., Эксмо 2003г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.