Реферат по предмету "Психология"


Особенности социальной адаптации подростков

/>/>СодержаниеВведение1. Теоретический анализ проблемы социальной адаптации вподростковом и юношеском возрасте1.1 Понятие адаптации и ее виды1.2 Процесс социальной адаптации в подростковом и юношескомвозрастеВыводыЗаключениеСписок литературыПриложение
Введение
Актуальность: Каждыйгод детства, подростничества и юности — это не только новый шаг в психическомразвитии, становлении личности, формировании психических функций и «вызревании»интеллектуальных возможностей, но это еще и ступень социального становления,расширения и качественного изменения социально-психологических возможностейчеловека. Социально-психологическое развитие — это процесс усвоения человекомдоступного ему на данный момент социального опыта; творческая переработка последнегов личный опыт, во внутренние социальные ценности и установки. Определениегромоздкое, но оно отражает суть этого процесса (14, С.46). Находясь внекоторой среде — семье, образовательном учреждении, компании сверстников — ребенок как бы «заглатывает» те нормы и ценности, которые в этой средеглавенствуют, а затем постепенно перерабатывает их, изменяя и приспосабливая ксвоим индивидуальным особенностям и жизненным целям. Но все очень непросто.Процессы «поглощения» и переработки социального опыта разнесены во времени.Есть целые этапы жизни, когда ребенок руководствуется в основном усвоенным, ноне переработанным опытом, то есть живет чужим умом. В другие периоды жизни идетбурный процесс переработки, осмысления опыта: в это время главное — жить не каквсе, быть непохожим на других. Сложная спираль социально-психологическогоразвития должна привести к социальной зрелости личности — состоянию гармониитипического и индивидуального в человеке. Но случается это не быстро и невсегда (2, С.101).
В детстве и в юностиистория взаимоотношений человека с нормами драматична, полна опасностей,преодолеть которые без помощи и поддержки удается далеко не всем. На каждомэтапе можно выделить некоторые принципиально важные задачи для взрослых,работающих с детьми. От эффективности их решения зачастую зависит, будет лиразвитие ребенка естественным и продуктивным (27, С.56). Методологическойи теоретической основой исследования являются: понятия и определения социологиии психологии о социализации и социальной адаптации (АндрееваГ.М. (4), Ковалева A.M., Луков В.А. (15), Мясищев В.Н. (24) и др.), положенияпсихологии и педагогики о возрастных особенностях психического развития вподростковом и юношеском возрастах (Аверин В.А (2), Арсеньев А.С. (5), ВолковБ.С. (6), Драгунова Т.В. (9), Колесков Д.В., МягковИ.Ф. (17), Кон И.С. (18-20), Реан А.А. (27)).
Цель работы – изучениеособенностей социальной адаптации в подростковом и юношеском возрастах.
Объект исследования: подростки12-15 лет и старшеклассники 16-17 лет.
Предмет исследования: социальнаяадаптация.
Задачи исследования:
1. Провеститеоретический анализ литературы по проблеме социальной адаптации в психологии ио ее развитии в подростковом и юношеском возрастах.
2. Разработать анкетудля изучения представлений о социальных нормах у подростков и старшеклассников.
3. Эмпирическиисследовать различия в уровне социальной адаптации в подростковом и юношескомвозрастах.
Гипотеза: мыпредполагаем, что в подростковом возрасте представления о социальных нормах ещене сложились и находятся в стадии формирования, тогда как в юношеском возрастепредставления о социальных нормах имеют более высокий уровень сформированности,поэтому и уровень социальной адаптации старшеклассников выше, чем уровеньсоциальной адаптации подростков.
Практическаязначимость: результаты исследования весьма актуальны в практикеработы школьных психологических служб в работе с подростками истаршеклассниками, семейных консультаций в работе с родителями, воспитывающихподростков.

/>/>1. Теоретический анализпроблемы социальной адаптации в подростковом и юношеском возрасте/>/>/>/>/>/> 1.1Понятие адаптации и ее виды
Одним из первых, кто стал изучать проблему функционирования живогоорганизма как целостной системы, был французский физиолог К. Бернар. Он выдвинулгипотезу о том, что любой живой организм, в том числе и человеческий,существует, так как обладает возможностью постоянно сохранять благоприятные длясвоего существования параметры внутренней среды организма, а это, в своюочередь, происходит потому, что все системы и протекающие в организме процессынаходятся в равновесном состоянии. До тех пор, пока это равновесие сохраняется,организм живет и действует. Таким образом, постоянство внутренней среды, помнению Бернара, — это условие свободной жизни. Позднее идея Бернара опостоянстве внутренней среды организма была поддержана и развита американскимфизиологом У. Кэнноном, который назвал это свойство гомеостазом (4, С.439).
Гомеостаз — этоподвижное равновесное состояние какой-либо системы, сохраняемое путем еепротиводействия нарушающим это равновесие внутренним и внешним факторам. Однимиз центральных моментов учения о гомеостазе является представление, о том, чтовсякая система стремится к сохранению своей стабильности. По мнению У. Кэннона,получая сигналы об угрожающих системе изменениях, организм включает устройства,продолжающие работать до тех пор, пока не удастся возвратить ее в равновесноесостояние. Если же нарушить равновесие процессов и систем организма, топараметры внутренней среды нарушаются, живой организм начинает болеть. Причемболезненное состояние будет сохраняться на протяжении всего временивосстановления параметров, обеспечивающих нормальное существование организма.Если же необходимых для сохранения равновесия внутренней среды прежнихпараметров достичь не удается, то организм может попытаться достичь равновесияпри других, измененных параметрах. В этом случае общее состояние организмаможет отличаться от нормального. Очень часто проявлением такого равновесияявляется хроническое заболевание.
Однако жизнедеятельность организма обеспечивается не только засчет стремления к внутреннему равновесию всех систем, но и за счет постоянногоучета факторов, воздействующих на этот организм извне. Дело в том, что любойживой организм существует в определенной среде. Он не может существовать внесреды, поскольку вынужден постоянно получать из внешней среды необходимые дляжизни компоненты (например, кислород). Полная изоляция живого организма отвнешней среды равносильна его гибели. Поэтому живой организм, стремясь кдостижению внутреннего равновесия, должен одновременно приспосабливаться кусловиям среды, в которой он находится. Именно это явление и определяетсодержание понятия «адаптация».
Точнотак же и человек не может жить, не соприкасаясь со средой, но его главнымотличием по сравнению с другими представителями животного мира является то, чтоон не может существовать, не соприкасаясь не только с физической, но и с социальной средой, поскольку человеческие качества исвойства конкретный индивид приобретает, только находясь в социуме.Следовательно, адаптация человека протекает на более высоком уровне иосуществляется за счет сложных механизмов физиологической, психической исоциальной адаптации (4, С.440).
Начинаяс работ К. Бернара, адаптация рассматривается как совокупность динамичныхобразований, как соотношение между неравновесными системами.
Современное представление об адаптации основывается на работахИ.П. Павлова, И.М. Сеченова, П.К. Анохина, Г. Селье и др. Несмотря на наличиемногочисленных определений феномена адаптации, объективно существует несколькоее основных проявлений, которые позволяют утверждать, что адаптация — это,во-первых, свойство организма, во-вторых, процесс приспособления к изменяющимсяусловиям среды, суть которого состоит в достижении одновременного равновесиямежду средой и организмом, в-третьих, результат взаимодействия в системе«человек—среда», в-четвертых, цель, к которой стремится организм (4, С.441).
Таким образом, можно выделить два общих подхода к рассмотрениюфеномена адаптации. С одной стороны, адаптация рассматривается как свойстволюбой живой саморегулируемой системы, обеспечивающее ее устойчивость к условиямвнешней среды (что предполагает наличие определенного уровня развитияадаптационных способностей). При другом подходе адаптация рассматривается какдинамическое образование, как непосредственный процесс приспособления кусловиям внешней среды.
Поскольку адаптация является свойством любого живого организма,данное свойство присуще и человеку. Однако человек — это не просто живойорганизм, а прежде всего биосоциальная система и элемент социальноймакросистемы. Поэтому при рассмотрении проблем адаптации человека принятовыделять три функциональных уровня: физиологический, психологический исоциальный, при этом говорят о физиологической, психической и социальнойадаптации, а иногда к этому добавляют психофизиологическую исоциально-психологическую адаптацию. Более того, существуют определенныефизиологические и психические механизмы, обеспечивающие процесс адаптации наэтих трех уровнях.
Выделенные нами три уровня адаптации взаимосвязаны между собойсамым тесным образом, оказывают друг на друга непосредственное влияние иопределяют интегральную характеристику общего уровня функционирования всехсистем организма. Эта интегральная характеристика представляет собой весьмадинамичное образование, которое принято называть функциональным состояниеморганизма. Данное понятие, одно из центральных в современной физиологии ипсихологии человека, непосредственно связано с проблемой адаптации (4, С.442).
Таким образом, под словом «адаптация» понимается приспособлениеорганизма к внешним условиям.
Выделяют следующие виды адаптации:
Адаптация личности путем преобразования или полного преодоленияпроблемной ситуации, в том числе различных конфликтов: Это активная, преимущественно незащитная адаптация. В этом случаересурсы и механизмы адаптации личности мобилизуются для реконструкции реальнойсоциальной ситуации, а в самой личности происходят сравнительно небольшие и восновном положительные изменения (приобретение новых знаний и навыков,социальной компетентности).
Адаптация личности путем ухода от проблемной ситуации: Это «пассивная» адаптация, поиск новых, более благоприятных длябезопасности и удовлетворения потребностей стратегий. В этом случае личностьпретерпевает более глубокие изменения, однако некоторые из них чаще всего неспособствуют ее самоактуализации и самосовершенствованию.
Адаптация с сохранением проблемной ситуации и приспособлением кней: Такая адаптивная стратегия может осуществляться либо путёмпреобразования восприятия и истолкования ситуации, т.е. создания еенепроблемного субъективного образа, либо путем более глубокого изменения самойличности, в первую очередь ее Я-концепции (3).
Конечно, есть много случаев адаптации с частичным сохранениемпроблемной ситуации или же, в результате её преобразования, возникновением инойпроблемной ситуации, требующей новых процессов адаптации.
Многие процессы адаптации могут иметь несколько направлений, всвязи с этим выделяются ещё две разновидности адаптации: внешняя и внутренняя.
Внешняя адаптация – это процессадаптации, с помощью которого личность приспосабливается к внешним объективнымпроблемным ситуациям (может быть с сохранением проблемной ситуации или с ееустранением и т.д.).
Внутренняя адаптация имеет такиеразновидности:
> адаптация, направленная наразрешение внутренних конфликтов и других внутренних проблем личности;
> структурная адаптация вузком смысле – процесс координирования какого-либо механизма с теми ужеобразованными механизмами, с которыми он составляет комплекс;
> структурная адаптация в широком смысле – приспособление еемеханизма или комплекса ко всей структуре личности./>/>1.2 Процесссоциальной адаптации в подростковом и юношеском возрасте
Этапысоциально-психологического развития жестко к возрасту не привязаны. Хотя естьнесомненная связь между социальной зрелостью и уровнем развития интеллекта. Ивообще, высокий уровень социальной ответственности и самостоятельностивозможен, по мнению Кольберга, одного из признанных авторитетов в областивозрастной психологии и воспитания, лишь при достижении высшей стадии развитиямышления (по Ж. Пиаже) (5, С.276).
Подростковый возраст,возносящий ребенка на высшую, из доступных ему, ступень интеллектуальногоразвития, наиболее богат и драматичен с точки зрения социально-психологическогоразвития. Но и задолго до него ребенок вступает в активное взаимодействие смиром ценностей и норм.
К 12-ти годам начинаетнабирать силу социальная активность, потребность в реализации своего моральногомировоззрения. Я бы сравнила этот этап возрастного развития с историческимпериодом крестовых походов. Младших подростков отличает особый интерес к обобщеннымнравственным нормам, отвлеченным социальным представлениям.
Принцип явнопревалирует над конкретным случаем. Оценивая частную ситуацию, ребенок пытаетсяприменить к ней тот или иной нравственный закон, почерпнутый им из книг,героических фильмов, семейных разговоров. Но не из своей жизни. Личный опыт всееще не обладает большой ценностью в глазах его носителя.
Соедините всевышесказанное с потребностью ребенка быть активным в отстаивании своих взглядовна жизнь, его способность к совершению сильных поступков, которой он неотличался еще 2-3 года назад, и вы получите взрывоопасный, драматичныйвнутренний мир, вы увидите зародыш грядущих душевных потрясений. Вы найдететакже источники жизненных сценариев типа «Павлик Морозов», молодежных фашистскихорганизаций, экстремистских религиозных организаций. Нужно быть оченьосторожным в словах и поступках при общении с младшим подростком. Ложь,двуличие взрослых вызывают у него сильные негативные чувства. Трудно вернутьдоверие человека, весь мир для которого черно-белый, если вы уже ступили хотябы одной ногой на черную его сторону.
13-15 лет — возраствсепобеждающего стремления к индивидуализации и отрицания типическогосоциального опыта. Но подросток еще не готов к полной личностной автономизации,его душит сильный эмоциональный протест, на фоне мощных душевных переживанийеще нет места анализу, осмыслению, поиску собственных ценностных ориентиров(28, С.215).
Половинчатаяавтономизация подростка выражается так же причудливо, как половинчатаянорматизация в дошкольный период. Подросток освобождается от обобщенных, неработающих в жизни и некритично усвоенных социальных норм мира взрослых, черезнекритичное, полное погружение в нормы референтной группы сверстников. Теперьосновной источник, из которого он черпает материал для познания мира социальныхотношений, — стихийный личный опыт, получаемый часто в рискованных,экстремальных формах. Подросток не свободен от типического опыта, ребенокразвивается в противофазе к нему. И он не ищет свободы, он к ней не готов. Емунужна жизненная дорога, по которой можно было бы идти, свободно размахиваясвоими длинными непропорциональными и неловкими руками, и у которой были бычетко очерченные, понятные и недвусмысленные бордюры. Нет возврата кнекритичной нормативности. Вернее, есть, но ценой отказа от индивидуальности.
Есть путь «вечногоподростка», находящегося в мнимо свободном полете, и есть путь формированиясоциально-психологической самостоятельности, осознанной, лично сформированной ипринятой нормативности. По мнению Кольберга, путь к социально-психологическойзрелости начинается после 15-ти лет. Но начало и конец этого пути труднопривязать к возрастным этапам. Зрелость — это такой уровень развития, когдачеловек ориентируется в действиях и оценках на собственные ценности и нормы, нообладающие общечеловеческой широтой и универсальностью. У зрелой личностидостаточно высокий интеллект, многообразный социальный опыт, чувствособственного достоинства, пронесенное через все бури и потрясения детства иподростничества.
Подростки тяготятся,если их поведение определяется внешним регулированием. Они охотнее соблюдаютправила поведения, если эти правила хорошо осознаются ими и выступают как ихсобственные моральные принципы. Вот почему глубокое разъяснение моральных норми правил и формирование у подростков нравственных взглядов и убеждений должносоставлять существенную особенность нравственного воспитания. Вместе с тем нетеряет своего педагогического значения и тактично осуществляемая регламентация,а также контроль за поведением учащихся как меры, предупреждающие шалости инеобдуманные поступки (9, С.14).
Исследованиявнутреннего мира подростков показывают, что одна из самых серьезных проблемсреднего школьного возраста — несогласованность убеждений, моральных идей ипонятий, с одной стороны, с поступками, действиями, поведением, с другой.Намерения обычно благие, а поступки далеко не всегда благовидные.
Нравственные идеалы иморальные убеждения подростков складываются под влиянием различных факторов ипоэтому очень разнообразны. Наряду с положительно ориентированными качествамивстречается немало ошибочных, незрелых, и даже аморальных представлений.Подростки — мальчики склонны выбирать своими кумирами сильных, мужественных,смелых людей. Притягательными для них могут стать не только книжные пираты иразбойники, но и вполне земные местные хулиганы, которых «даже милициябоится». Подражая им, подростки, сами того не понимая, переходят туопасную грань, за которой смелость оборачивается жестокостью, независимость — подлостью, уважение к себе — насилием над другими. У нынешних девочек — подростков также немало ложных идеалов. Исследования показывают заметноесмещение акцентов с традиционно-положительных моральных ценностей на мнимые,ложные и даже антисоциальные. Некоторые девочки — подростки не осуждаютпроституцию, спекуляцию, тунеядство, гордятся своими знакомствами справонарушителями.
К концу подростковогопериода перед школьниками реально встает проблема выбора профессии. Большинствоподростков правильно понимают смысл честного и добросовестного труда,ответственно подходят к будущему. Но исследования последних лет подтверждают,что инфантилизм, безразличие, социальная незрелость прогрессируют. Все большеподростков, не желающих связывать свою будущую жизнь не только с трудом в сферематериального производства, но и с трудом вообще. Идеал честного труженикаперестал быть привлекательным (11, С.23).
В подростковом возрастепроисходит смена авторитета учителя на авторитет сверстника, авторитетвзрослого вернется только в юношеском возрасте к 18-20 годам. Реакциягруппирования — через общение познание и оценка себя, утверждения своегодостоинства и престижа среди товарищей. Подросток начинает совершать большоеколичество действий для того, что бы завоевать внимание ровесников:
— общественно значимыепоступки — спорт, учеба, общественная жизнь, если такой коллектив, которыйспособен направить на это.
— антисоциальныепроявления — хамство, срывы уроков, демонстративное поведение, особенно, еслионо поддерживается друзьями. «Первое хамство прощать нельзя, иначе вырастетподлец», считал А.С. Макаренко (13, С.241).
В этот периоддоминирует стремление к риску, преодоление всего, в том числе правил, обычаев.
Экстравагантность водежде, стремление к противоречиям. Независимость в поведении. Склонность кдевиантному поведению, то есть отклонениям от нормы. Преступление — тоже каксредство заполнить вакуум. Стремление к переживанию сильных эмоций, кпредельным переживаниям.
То есть, с однойстороны, стремление к независимости, взрослости, а с другой стороны, — негатив.Его протекание у мальчиков и девочек отличается: девочки — негативныепроявления более пассивны, в основном высокая утомляемость, раздражительность,стремление к уединению; мальчики — негативные проявления более агрессивны,грубы, выражаются в более жесткой форме (17, С.208).
Специфика усвоения социальных норм в юности связана с особенностьюэтапа социализации, включающего завершение первичной ее стадии и началовторичной.
В юности подвергается сомнению обретенная ранее идентичность.Осознание необходимости решать взрослые задачи вызывает переживание того, какиндивид выглядит в глазах других в сравнении с его собственным представлением осебе. В поисках нового чувства тождественности и преемственности, молодым людямприходится вновь вести многие из сражений прошлых лет, привлекая к этому своивнутренние силы, а также реальных значимых «других». Эта новая, финальная наэтапе перед взрослостью идентичность, есть нечто большее, чем сумма детскихидентификаций. Новая идентичность есть чувство уверенности в том, чтовнутренняя тождественность и непрерывность сочетается с тождественностью инепрерывностью значения индивидуума для «других». Эта идентичность подтверждаетготовность индивида интегрировать все свои прежние идентификации (индивидные иличностные) с возможностью выполнять социальные роли взрослого человека (29,С.156).
/>/>Заключение
В данной работе нам были изучены особенности социальной адаптациии представления о социальных нормах в подростковом и юношеском возрасте.
Изпроведенного анализа теоретической литературы, мы можем сделать следующиевыводы:
Данная работа направлена на решение весьма актуальной практическойпроблемы, социальной по своей значимости и масштабам и психологической посодержанию, — проблемы социальной адаптации подростков и старшеклассников, малоизученной в отечественной психологии.
Выделяют следующие виды адаптации:
- Адаптация личности путем преобразования или полного преодоленияпроблемной ситуации, в том числе различных конфликтов.
- Адаптация личности путем ухода от проблемной ситуации.
- Адаптация с сохранением проблемной ситуации и приспособлением кней.
Социальныенормы — это стандарты деятельности и правила поведения, выполнение которыхожидается от члена группы или общества и поддерживается с помощью санкций.Социальные нормы упорядочивают и регулируют социальные взаимодействия.
Одной из разновидности социальных норм, являются моральные нормы. Моральныесоциальные нормы – это нравственные императивы; требования определенногоповедения, основанные на принятых в обществе представлениях: о добре и зле; одолжном либо непозволительном.
Еще однойразновидностью социальных норм являются групповые нормы. Групповыенормы – это нормы морали, эталоны приемлемого и неприемлемого поведения вгруппе. Групповые нормы: выполняют функции социального контроля задеятельностью личности; способствуют устойчивости и стабильности существованиягруппы; могут препятствовать перестройке деятельности группы в изменившихсясоциальных условиях.
С понятием социальной нормы тесно связано понятие социализационнойнормы. В широком смысле социализационная нормаопределяется какрезультат успешной социализации, позволяющей индивидам и обществу воспроизводитьсоциальные связи, общественные отношения и культурные ценности и обеспечиватьих дальнейшее развитие.
На индивидуальном уровнеуказанная норма — это многомерныйэталон социализированности человека с учетом его возрастных ииндивидуально-психологических характеристик. На уровне обществаонапредставляет собой устоявшуюся совокупность правил передачи социальных норм икультурных ценностей от поколения к поколению.
В практической части данной работы, нами было проведеноэмпирическое исследование различий в представлениях о социальных нормах иуровне социальной адаптации подростков и старшеклассников при помощи,разработанной нами анкеты и методики социальной адаптации.
В результате проведенного нами исследования мы доказали гипотезу, выдвигаемуюв начале нашего исследования.
/>/>Списоклитературы
1. Абульханова-Славская,К.А. Проблемыактивности личности // Социально-психологические аспекты изучения личности. —М.: Педагогика, 1988.
2. Аверин, В.А. Психология детей иподростков / В.А. Аверин. — СПб.: Изд. Михайлова, 1998. – 312 с.
3. Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды / Б.Г. Ананьев.-Т.1. — М.: Педагогика, 1980. — 386 с.
4. Андреева, Г.М. Психология социального познания: Учеб. пособие длявысших учеб, заведений / Г.М. Андреева. — М.: Аспект Пресс, 1997. — 239 с.
5. Арсеньев,А.С. Подросток глазами философа / А.С. Арсеньев. — М.: Владос, 1996. – 523 с.
6. Волков,Б.С. Психология подростка: учебное пособие / Б.С. Волков. – М.: АкадемическийПроект, Гаудеамус, 2005. – 208 с.
7. Волочков, А. Ценностная направленность личности как выражениесмыслообразующей активности: Психология личности / А. Волочков //Психологический журнал. – 2004. – март-апрель. — С.17-26.
8. Грановская,Р.М. Элементы практической психологии / Р.М. Грановская. — СПб.: Свет, 1997. –487 с.
9. Драгунова,Т.В. Подросток / Т.В. Драгунова. — М.: Знание, 1976. — 96 с.
10. Дьяченко, М.И. Краткий психологический словарь: Личность,образование, самообразование, профессия / М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбович. — Мн.: Хэлтон, 1998. — 399 с.
11. Забродин, Ю.М. Мотивационно-смысловые связи в структуренаправленности личности / Ю.М. Забродин, Б.А. Сосновский // Вопросы психологии.1999. — № 6. – С.23-32.
12. Захарова, Л.Н. Личностные особенности, стили поведения итипы, профессионально самоидентификации старшеклассников / Л.Н. Захарова //Вопросы психологии 1998. — № 2. – С.57-67.
13. Зотова, О.И. Ценностные ориентации и механизм социальнойрегуляции поведения / О.И. Зотова, М.И. Бобнева // Методологические проблемысоциальной психологии / Отв. ред. Е.В. Шорохова. М.: Владос, 1995. С. 241–254.
14. Иванчик, Т.Ф. К вопросу о формировании значимойнаправленности личности / Т.Ф. Иванчик // Актуальные проблемы социальной психологии:Материалы всесоюзного симпозиума. Кострома, 1996. – с. 46 – 48.
15. Ковалева A.M., Луков В.А. Социология молодежи:Теоретические вопросы. — М.: Владос, 1999.
16. Ковалева А.М. Социализация личности:норма и отклонение. М.: Владос, 1996.
17. Колесков, Д.В., Мягков И.Ф. Опсихологии и физиологии подростка / Д.В. Колесков. — М.: Педагогика, 1986. –419 с.
18. Кон, И.С. В поисках себя: Личность иее самосознание / И.С. Кон. — М.: Политиздат, 1984. – 298 с.
19. Кон, И.С. Открытие «Я» / И.С. Кон. —М.: Политиздат, 1987. – 288 с.
20. Кон, И.С. Психология юношеского возраста / И.С. Кон. –М.: Политиздат, 1989. – 378 с.
21. Леонтьев, Д.А. Психология смысла / Д.А. Леонтьев. – М.: Академия,1999. – 289 с.
22. Леонтьев, Д.А. Выбор как деятельность: личностные детерминанты ивозможности формирования / Д.А. Леонтьев, Н.В. Пилипенко //Вопросы психологии.– 1995. — №1. – С.97-110.
23. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.:Академия, 2002. – 456 с.
24. Мясищев, В.Н. Понятие личности васпектах нормы и патологии / В.Н. Мясищев // Психология личности. Том 2.Хрестоматия. — Самара: Издательский дом БАХРАХ, 1999. – 367 с.
25. Носенко, Э.Л. Проблема эмоциональной разумностичеловека, как детерминанты успешной жизнедеятельности // Вопросы психологии. –2007. — №1. – С.23-34.
26. Психологическийсловарь / Под ред. Давыдова В.В. — М.: Просвещение, 1983. – 489 с.
27.  Психологияподростка: учебник / под ред. Члена-корреспондента РАО А.А. Реана. – СПб.:Прайм-Еврознак, 2006. – 480 с.
28. Формирование личности в переходный возраст: от подросткового кюношескому возрасту / Под ред. И.В. Дубровиной.— М.: Педагогика, 1987. – 432 с.
29. Формированиеличности старшеклассника / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Академия, 1999. – 302с.
30. Шорохова,Е.В. Психологический анализ нравственной устойчивости личности / Е.В. Шорохова.– М.: Наука, 1983. – 158 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат 11. Управление каналами распределения тема 11. Управление каналами распределения 1
Реферат Жизнь и творчество Н.В. Гоголя
Реферат 1. Морган
Реферат Эффективное совещание
Реферат Нормы права РФ, регулирующие запрет и ограничение недобросовестной конкуренции и злоупотребления
Реферат Понятия светскости и веротерпимости Принципы регулирования отношений Государства и Церкви в сфере
Реферат Числівники в латинській мові
Реферат Александр Грин
Реферат Окказиональная лексика в произведениях В. Хлебникова
Реферат Никитин И.С.
Реферат Бумага история и современность
Реферат Особливості перекладу юридичної термінології
Реферат Введение в специальность "Менеджмент“ и специализации"
Реферат Некоторые модели социокультурной трансформации
Реферат Fips (Федеральный стандарт по обработке информации), в частности, стандартов шифрования и электронной подписи для данных, не составляющих государственной тайны. Aes (Advanced Encryption Standard)