«Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) юридических лиц» Выполнила: Ястребова Г.А. ТЛ 215 СОП Проверил: Тольятти 2009 Содержание . Введение… 1. Понятие несостоятельности (банкротства) юридического лица…………2. Источники законодательства о несостоятельности (банкротстве) юридического лица…3. Система правового регулирования несостоятельности (банкротства) юридического лица….16 4.
Особенности удовлетворения требований кредиторов при несостоятельности (банкротстве) юридического лица….26 Заключение…33 Список использованной литературы… 35 Введение В любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве). В настоящий момент нашей рыночной экономике присущи такие явления как спад промышленности, экономический
кризис, отсутствие инвестиций, ужесточение денежно-кредитных отношений, что, несомненно, приводит к несостоятельности хозяйствующих субъектов обанкротившимися предприятиями. Существовавшая до 1998 года в России нормативно-правовая база, регламентирующая процесс банкротства, оказалась неработоспособной в современных экономических условиях и привела к тому, что крупные предприятия получили возможность, не опасаясь банкротства, продолжать усугублять кризис неплатежей.
Но, не смотря на это, с каждым годом число дел о несостоятельности, рассмотренных арбитражными судами, растет, что, несомненно, свидетельствует о том, что институт банкротства в России занимает одно из ведущих мест в развитии нормальных экономических отношений среди участников хозяйственного оборота. В настоящее время основным нормативным документом, регламентирующим процедуру банкротства, является Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)” от 8 января 1998 года № 6-83.
Необходимость принятия нового закона была обусловлена не только несовершенством Закона «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» 1992 года, но и тем, что вступил в силу новый Гражданский Кодекс РФ. В данной курсовой работе делается попытка, на основе действующих нормативных документов, сложившейся арбитражной практики, мнения ведущих юристов и иных материалов, проанализировать действующее законодательство о несостоятельности (банкротстве).
Актуальность и практическая значимость темы настоящей работы обусловлена необходимостью более углубленного исследования проблем несостоятельности (банкротства) юридических лиц. Цель курсовой работы заключается в анализе существующей на данный момент системы правого регулирования несостоятельности (банкротства) юридических лиц в Российской Федерации. В соответствии с поставленной целью в ходе исследования предполагается решить следующие основные
задачи:  раскрыть понятие несостоятельности (банкротства) юридического лица, основные факторы возникновения несостоятельности (банкротства) предприятий, предпосылки и закономерности их развития;  рассмотреть основные источники, лежащие в основе законодательства о несостоятельности (банкротстве);  исследовать систему правового регулирования несостоятельности (банкротства) юридического лица;  провести анализ особенностей удовлетворения требований кредиторов при
несостоятельности (банкротстве) юридического лица. Методической основой данной работы является современная нормативно-правовая база деятельности предприятия РФ и ключевые аспекты законодательства, определяющие особенности правового регулирования несостоятельности (банкротства) юридического лица. В работе использовались законодательные акты, регулирующие вопросы несостоятельности (банкротства), судебно-арбитражная практика, комментарии к законодательству, а также
работы многих известных юристов и экономистов, затрагивающих в своих публикациях тему банкротства: Витрянский В. В Баренбой П. Д Телюкина М. В Трофимов К.Т Степанов В.В Шабалин Е.М. и другие. 1. Понятие несостоятельности (банкротства) юридического лица Институт банкротства является важнейшим элементом рыночных отношений, поскольку своевременное выявление предприятий, находящихся в тяжелом финансовом положении и применение к ним процедур банкротства способствует
структурной перестройке и оздоровлению российской экономики. Несостоятельность хозяйствующих субъектов – явление, распространенное и типичное для стран с рыночной экономикой. Существование института банкротства обусловлено несколькими причинами. Во-первых необходимо оградить экономический оборот и его участников от последствий неэффективной работы тех из них, кто проявил неспособность надлежащим образом исполнять принятые на себя обязательства, если
эта неспособность приобретает стойкий характер. С одной стороны возникает необходимость устранения из оборота такого участника. С другой стороны, желательно попытаться сохранить его как производителя товаров, работ или услуг и работодателя. При этом в обоих случаях, поскольку юридические лица отвечают всем своим имуществом, следует предотвратить обращение всего или большей части всего этого имущество на удовлетворение требований одного или нескольких наиболее расторопных кредиторов и лишение остальных кредиторов возможности
получить хотя бы частичное удовлетворение. Наряду с этим нужно защитить интересы самого несостоятельного должника, и решение вопроса о сохранении или ликвидации подчинить установленным законом процедурам. Иначе говоря, значение института банкротства заключается в том, что из гражданского оборота исключаются неплатежеспособные субъекты (в случае их ликвидации), что служит оздоровлению рынка, а с другой стороны, этот институт дает возможность ответственно действующим субъектам предпринимательской деятельности
(гражданам предпринимателям и юридическим лицам различных форм собственности) реорганизовать свои дела и вновь достичь финансовой стабильности. Предполагается, что употребление слова «банкротство» идет из средневековых городов Италии (bankarupta). Это слово образовалось либо от bank broken, либо от bench broken (клиенты переворачивали стол, на котором неудачливый торговец менял деньги на площади, либо просто торговал). В настоящее время западное законодательство использует термин «несостоятельность», так как
существует точка зрения, что «банкротство» - это уголовно-правовая сторона несостоятельности. Поэтому в большинстве стран, нормы регулирующие уголовно-правовые вопросы, исключены из законов о несостоятельности, инкорпорированы в уголовные кодексы и применимы только к физическим лицам. В США лицо, в отношении которого возбуждены процедуры банкротства, во время производства считается несостоятельным, а после судебного решения может быть признано банкротом.
В российской правовой истории встречаются различные варианты смыслового использования определений несостоятельности и банкротства. Наибольший интерес представляет предреволюционный период, так как уровень российского права того времени оценивается достаточно высоко. Г.Ф. Шершеневич считал, что банкротством является «неоспоримое или умышленное причинение несостоятельным должником ущерба кредиторам посредством уменьшения или сокрытия имущества».
В современном российском законодательстве понятия «несостоятель-ность» и «банкротство» равноценны. Между тем существует мнение, что банкротство является несостоятельностью, сопряженной с виновным поведением должника, направленным на причинение вреда кредиторам. Такова была позиция российского дореволюционного права; под банкротством понималось «неосторожное или умышленное причинение несостоятельным должником ущерба кредиторам посредством уменьшения или сокрытия
имущества». Часть первая Гражданского Кодекса РФ содержит две статьи, касающиеся несостоятельности (банкротства) юридических лиц. Статья 65 ГК РФ определяет круг юридических лиц, которые могут быть признаны несостоятельными. Это коммерческие юридические лица, за исключением казенных предприятий, а также юридические лица, действующие в форме потребительского кооператива, благотворительного или иного фонда. Эта же статья устанавливает два способа признания несостоятельности (банкротства): признание несостоятельности
посредством судебного разбирательства, то есть по решению суда, и признание несостоятельности в добровольном порядке. Оба способа предусматривают в качестве последствия ликвидацию должника. Вторая статья ГК РФ, касающаяся несостоятельности (банкротства), статья 64, устанавливает очередность удовлетворения кредиторов. Необходимость применения этой статьи определена в п.3 ст. 65 ГК РФ. Согласно Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)», должник – юридическое лицо или предприниматель
может быть признан банкротом в случае его неплатежеспособности, но наличие у него имущества, превышающего общую сумму кредиторской задолженности, является свидетельством реальной возможности восстановить его платежеспособность и, следовательно, может служить основанием для применения к должнику процедуры внешнего управления, а значит возможности спасения бизнеса и предотвращения причинения вреда кредиторам. В основе понятия банкротства лежит презумпция, согласно которой участник имущественного оборота (юридическое
лицо), не оплачивающий полученные им от контрагентов товары, услуги, работы, а также не уплачивающий налоги и иные обязательные платежи в течение длительного срока (более трех месяцев), не способен погасить свои обязательства перед кредиторами. Чтобы избежать банкротства, должник должен либо погасить свои обязательства, либо представить суду доказательства необоснованности требований кредиторов, налоговых или иных уполномоченных государственных органов. Согласно
Федерального Закона несостоятельность (банкротство) есть неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Должник - юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены в течение трех месяцев с наступления даты их исполнения.
Что касается должника-гражданина, то для его признания банкротом необходимо также, чтобы сумма задолженности по его обязательствам превысила стоимость принадлежащего ему имущества, то есть закон для физических лиц устанавливает критерий неоплатности. При этом условием возбуждения дела о несостоятельности (банкротстве) является неспособность уплатить в течении указанного срока 500 минимальных размеров оплаты труда – юридическими лицами и 100 минимальных размеров оплаты труда – физическими лицами.
А.Д. Шеремет и Р.С. Сайфулин понимают под банкротством неспособность предприятия финансировать текущую операционную деятельность и погашать срочные обязательства, которое является следствием разбалансированности экономического механизма воспроизводства капитала предприятия и результатом его неэффективной ценовой, инвестиционной и финансовой политики. Более емкое по своему содержанию определение банкротства предлагают Э.С. Минаев и В.П. Панагушин. По их мнению, банкротство – это рыночный механизм защиты здоровых хозяйствующих
субъектов от безнадежно больных. Н.А. Русак приводит следующее определение банкротства – это подтвержденная документально экономическая несостоятельность субъекта хозяйствования, выражающаяся в его неспособности финансировать текущую основную деятельность и оплачивать срочные обязательства. С.Г. Беляев и В.И. Кошкин в своей работе «Теория и практика антикризисного управления» указывают на то, что банкротство в строго юридическом смысле слова есть юридический факт, наступающий после признания
данного факта арбитражным судом суда либо после официального объявления должника о своем банкротстве при его добровольной ликвидации. До этого можно говорить лишь о неплатежеспособности, несостоятельности, предбанкротном или кризисном состоянии предприятия, испытывающего устойчивые трудности в расчетах. Основной целью Закона о несостоятельности (банкротстве), как и любого иного нормативно-правового акта, является соблюдение баланса интересов кредиторов и должника в процессе производства по делу о несостоятельности.
Достижение этой цели крайне затруднено в силу природы несостоятельности, когда, с одной стороны, у должника недостаточно средств для удовлетворения требований всех кредиторов, что порождает естественное желание разделить имеющееся средства как можно раньше, а с другой стороны, в ряде случаев необходимо продолжение функционирования предприятия-должника, если это будет способствовать его выходу из кризисного положения. Указанные обстоятельства порождают сложности в процессе производства дел о несостоятельности,
так как очень часто защита интересов кредиторов ведет к ухудшению положения должника, а меры, направленные на защиту должника, ущемляют права акционеров. К внешним признакам несостоятельности (банкротства) предприятия относятся приостановление его текущих платежей, если предприятие не обеспечивает или заведомо не способно обеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения. В соответствии с ранее действующим положением для признания юридического лица несостоятельным необходимо
было установить его неоплатность, то есть недостаточность всего имущества для удовлетворения требований кредиторов и уплаты обязательных платежей. Для этого в каждом случае производства по делу о несостоятельности требовалось проводить анализ баланса должника, и только если структура баланса оказывалась неудовлетворительной, то есть величина долгов превышала величину активов, возможно, было вынесение решения о признании несостоятельности. В противном случае суд должен был прекратить производство по делу о несостоятельности, это происходило
даже в тех случаях, когда юридическое лицо в течение многих месяцев, а иногда и лет не удовлетворяло предъявленные ему требования по обязательствам кредиторов и обязательным платежам. 2. Источники законодательства о несостоятельности (банкротстве) юридического лица Первые упоминания о нормах, предназначенных для регулирования банкротства, встречаются уже в древнем законодательстве России. При этом, как отмечает Г.Ф.
Шершеневич, «замечательным представляется то явление, что чем более отдаляется развитие права от первоначальной эпохи, тем слабее становятся черты несостоятельности. Наиболее ясны и подробны постановления, содержащиеся в русской Правде, тогда как к XVIII веку не остается уже почти и следов конкурсного права». В статье 68 Карамзинского списка (XIII век) различаются понятия несчастной несостоятельности произошедшей
по вине должника: «Банкротство, утрата купцом взятых в долг денег не влечет за собой уголовной ответственности, ему дается возможность восполнить утраченное и в рассрочку выплатить долг. Эта льгота не распространяется на купца, утратившего капитал в результате пьянства и иных предосудительных действий. Судьба такого купца в этом случае зависит от кредиторов, которые могут или получить возмещение также в рассрочку или, по мнению большинства, потребовать возмещения ущерба путем продажи его имущества
и его самого в холопы». В статье 69 указан порядок распределения имущества должника между кредиторами: «Очередность возмещения долгов зависит от положения кредиторов: княжеские деньги отдаются в первую очередь, за ними долги приезжего купца и затем местных купцов, которые делят между собой остаток». Истории известно о существовании нескольких проектов Уставов о банкротстве (1740, 1753, 1763, 1768 гг.), которые не став законами, тем не менее имели ограниченное
применение на практике. Лишь император Павел 1 издал в 1800 году Устав о банкротах, который определял буквально все аспекты регулирования неплатежеспособности субъектов гражданских правоотношений. Этот закон состоял из двух частей, первая была посвящена торговой (купеческой) несостоятельности, вторая - несостоятельности дворян. В уставе различается три вида несостоятельности: от несчастья, от небрежности и от пороков, от подлога.
Если банкротство случилось из-за несчастья, должник освобождается от бремени неудовлетворенных требований. В то время как при банкротстве по неосторожности и тем более при наличии умысла освобождения от обязательств не производилось. В уставе были предусмотрены правила об отсрочке платежей, возможность заключения мировой сделки большинством кредиторов, назначение куратора (конкурсного управляющего), составление активной (конкурсной) массы, специальные процедуры и условия признания недействительности сделок.
В 1832 году был принят новый устав о несостоятельности, однако он оказался менее полным и более сложным, чем Устав 1800 года. Новый закон вместо прежнего простого порядка удовлетворения требований установил сложную систему родов и разрядов долгов, главное внимание в нем обращено на процессуальные правоотношения, а не на вопросы материального конкурсного права, не указаны точные определения начала и окончания конкурсного производства. В середине XIX века законодательство о несостоятельности было разрозненным.
Процедуры различались и для разных субъектов, и в зависимости от того, на какой территории имеет место производство о несостоятельности. В советский период развития нашего государства в 1922 году был принят Гражданский кодекс, содержащий нормы, регулирующие отношения, возникающие в связи с несостоятельностью гражданских и торговых товариществ и физических лиц В 1927 году - Гражданско-процессуальный кодекс, в который были введены главы
XXXVII-XXXIX, предназначенные для регулирования вопросов несостоятельности. Все эти нормативные акты были выполнены весьма качественно и профессионально. Так, в ГПК было очень тщательно прописано конкурсное производство, определены специальные условия признания недействительности сделок, указаны правила зачета взаимных требований, установлена возможность отказа управляющего от исполнения неисполненных договоров.
Также был предусмотрен механизм реабилитации предприятий (особое управление) - своего рода прообраз современного внешнего управления. Однако в дальнейшем развивалась плановая социалистическая экономика, при которой банкротство не могло иметь место. В начале 60-хх годов нормы, определяющие банкротство были окончательно исключены из соответствующих законов. В современной России первая попытка возродить отношения, связанные с несостоятельностью, была принята
в связи с указом Президента РФ от 14 июня 1992 г. № 623 «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применения к ним специальных процедур». Однако на практике этот указ имел весьма ограниченное применение из-за содержавшихся в нем неточностей и ошибок. Указ определил срок его действия: с момента опубликования до принятия Закона «О банкротстве». 19 ноября 1992 г. был принят
Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», в соответствии с которым стало возможным проведения конкурсного процесса. Постепенно практика применения этого закона выявила существенные его недостатки. Однако, несомненно, он имел и положительный эффект. Прежде всего, появилась принципиальная возможность признания банкротом нерентабельных хозяйствующих субъектов. Количество рассмотренных арбитражными судами дел увеличилось со 100 в 1993 г. до 1035 в 1996
г . В 1997 г. по данным Федеральной службы по делам о несостоятельности было 3700 банкротств предприятий. Следующий акт – Постановление Правительства РФ № 498 от 20.05.1994г. «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) ввело систему критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса и установило, что по этим критериям структуру баланса можно признать таковой, а предприятие неплатежеспособным «вне зависимости от наличия установленных законодательством внешних признаков несостоятельного
предприятия», то есть вне зависимости от неспособности предприятия в течении трех месяцев удовлетворить требования кредиторов. Следующим этапом развития конкурсного процесса стало принятия нового Закона Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998г. Новый Закон, по словам руководителя ФСНБ Г.Таля, означает для самого банкрота возможность возобновления бизнеса, для кредиторов максимальное возмещение его требований .
Новый федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г. значительно отличается от действовавшего ранее, и включает в себя целый ряд положений, являющихся новыми для российского законодательства. Закон «О несостоятельности (банкротстве)» не является однако отредактированным вариантом Закона РФ от 19 ноября 1992 г. «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», «в его основу заложена совершенно иная идеология, основанная на отказе от принципа неоплатности долга при определении критерия
банкротства» . В основу критерия банкротства в новом Законе законодатель заложил принцип неплатежеспособности. Принятый 8 января 1998 года новый Закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)» закрепил определение несостоятельности как признанной арбитражным судом или объявленной должником неспособности должника в полном объеме удовлетворить требования
кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. После принятия нового закона о банкротстве, Правительство РФ издает постановление № 476 от 22.05.98 г. « О мерах по повышению эффективности применения процедуры банкротства». На основании данного постановления Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению издает распоряжение № 16-р от 27.08.98
г которое содержит методические рекомендации по ускорению порядка применения процедуры банкротства, которые могут быть применены по инициативе кредиторов любой организации – должника, в отношении которой возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве) . К сожалению, Правительством Российской Федерации до настоящего времени не изданы нормативные акты, принятие которых предусмотрено Федеральным Законом «О несостоятельности (банкротстве)»: о порядке выплаты
вознаграждения арбитражным управляющим ( п. 1 ст. 22 Закона), о порядке выплат гражданам повременных платежей в связи с причинением вреда жизни и здоровью (п. 3 ст. 107 Закона) и некоторые другие. Именно отсутствие надлежащей организации исполнения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» послужило причиной фактов, свидетельствующих о негативных последствиях его применения. Поэтому работа по совершенствованию российского законодательства
о несостоятельности (банкротстве) должна обязательно сопровождаться разработкой механизмов реализации соответствующих законоположений. З. Система правового регулирования несостоятельности (банкротства) юридического лица Основу системы правового регулирования несостоятельности (банкротства) юридического лица составляет Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 08.01.1998 года. Необходимость разработки нового закона была связана с неэффективностью ранее действующей системы нормативных
актов, регулирующих несостоятельность, и в первую очередь – закона о несостоятельности (банкротстве), принятого в 1992 году. Особенностью системы правового регулирования вопросов несостоятельности является то, что эта система должна работать как хорошо отлаженный механизм, главные качественные характеристики которого – системность и комплексность. Несоответствие закона 1992 года системным качествам проявилось в том, что в одном случае он защищает интересы должника в ущерб кредиторам, а в другом – все наоборот.17
После анализа прежнего закона складывается впечатление, что его писали по частям разные люди и потом эти части просто сложили, поэтому у него отсутствует единая концепция, не говоря уже о проблемах с внутренней логикой закона. При разработке нового Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» были проанализированы лучшие на сегодняшний день системы правового регулирования несостоятельности (US Bankruptcy Code, Insolvensorrnung, Insolvensy Act,
Закон Франции 95-78). Многие удачные решения этих нормативных актов нашли свое отражение в российском законе. Согласно закона «О несостоятельности (банкротстве) правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о банкротстве должника (как и по предыдущему закону) наделяются должник, его кредиторы, прокурор, а также уполномоченные на то налоговые и иные органы установленные законом (названные органы не могут являться кредиторами, поскольку в этой части конкурсный процесс выходит за рамки частного права) по
требованиям об уплате обязательных платежей. Кроме того, конкурсный процесс могут инициировать лица, являющиеся членами ликвидационной комиссии или ликвидатор, если речь идет о несостоятельности должника, находящегося в процессе ликвидации. Новеллой российского конкурсного законодательства является норма, устанавливающая случаи, когда руководитель организации-должника или гражданин - предприниматель обязаны обратиться в арбитражный суд с заявлением, а именно: когда удовлетворение требований одного или нескольких
приводит к невозможности исполнения денежных обязательств перед другими кредиторами; органами управления должника или собственником его имущества (унитарного) предприятия принято решение об обращении в арбитражный суд с заявлением о банкротстве и в некоторых других случаях, установленных законом. Кроме того, если невозможность исполнения всех требований выявляется в ходе ликвидации, обязанность по обращению в суд лежит на ликвидационной комиссии или ликвидаторе.
За невыполнение этой обязанности руководитель, члены ликвидационной комиссии (ликвидатор) будут привлекаться к субсидиарной ответственности по обязательствам должника перед его кредиторами. При отсутствии признаков банкротства арбитражный суд отказывает в удовлетворении заявления о банкротстве должника. Однако наличие таких признаков вовсе не означает, что должник как банкрот будет подлежать обязательной ликвидации. Политика государства в области несостоятельности направлена на предупреждение
банкротства и восстановление платежеспособности должника (российское конкурсное право никогда не имело ликвидационного характера). Закон «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает обязанность учредителей должника юридического лица, собственника имущества – унитарного предприятия, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также некоторых других (см. выше) лиц принимать меры, направленные на предупреждение несостоятельности, а также обязанность
(ст.8, ст.26). Кроме того, Закон предусматривает такое мероприятие, направленное на предупреждение несостоятельности должника до подачи заявления о возбуждении конкурсного процесса а арбитражный суд, как досудебная санация. В ст. 23 Закон о несостоятельности (банкротстве) перечисляет следующие процедуры банкротства для юридических лиц, это наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство (ликвидация), мировое соглашение, кроме того по смыслу Закона к ним можно отнести такую меру предупреждения банкротства как досудебная санация.
Перечень процедур не является исчерпывающим, однако, иные могут быть установлены лишь самим Федеральным Законом. Закон о несостоятельности (банкротстве) предусматривает, что споры по делам о несостоятельности рассматриваются арбитражными судами (ст.28). Единые правила для дел любой категории, включая дела о несостоятельности, установлены в Арбитражном Процессуальном кодексе. Вместе с тем, в статье 143 «Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве) организаций и граждан»
определено, что эти дела рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК, с особенностями, установленными законом о несостоятельности (банкротстве). Это же положение закреплено и в статье 28 указанного закона. Помимо норм, закрепленных в главе 3, отдельные процессуальные нормы содержатся и в других статьях, поэтому глава «Рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве) в арбитражном суде» применяется, если
иное не предусмотрено другими главами (в частности статьями 133, 144, 148, 153, 157, 158, 159 и т.д.).18 Согласно ст. 187 закона процедуры банкротства будут применяться арбитражными судами при рассмотрении дел данной категории, производство по которым возбуждено с 1 марта 1998 г. Вместе с тем, эти процедуры могут быть введены судом независимо от даты принятия указанных дел к производству. В статье 29 закона предусмотрена подведомственность дел арбитражному суду.
Что касается подсудности, то данное правило определяющее, что дела о банкротстве юридических лиц рассматриваются по месту нахождения должника, сформулировано в указанной статье как исключительная подсудность, и не позволяет изменить ее по выбору заявителя или соглашению сторон. Для подачи заявления в арбитражный суд необходимо наличие двух признаков: во-первых - требование к должнику – юридическому лицу должно в совокупности составлять не менее пятисот минимальных размеров
оплаты труда; во-вторых – указанные требования не погашены в течение трех месяцев (пункт 2 статьи 29 закона). Отсутствие какого-либо из указанных признаков является основанием отказа в принятии заявления о признании должником банкротом (ст.42). Особенностью данного процессе является то, что в нем отсутствуют истец, а есть заявитель, впрочем, нет и ответчика. Заявление о признании несостоятельным может быть подано как кредитором, так и самим должником.
В зависимости от того, кто подает заявление закон устанавливает различный порядок его оформления и содержания. Так, при подачи заявления самим должником закон устанавливает следующие правила: Заявление подается в арбитражный суд в письменной форме. Оно должно быть подписано руководителем должника – юридического лица или лицом, его заменяющим. Необходимыми реквизитами указанного документа являются: наименование арбитражного суда, в который подается
заявление; сумма требований кредиторов по денежным обязательствам в размере, который не оспаривается должником; сумма задолженности по возмещению вреда, причиненного жизни и здоровью, оплате труда и выплате выходных пособий работникам должника, сумма вознаграждения, причитающегося к выплате по авторским договорам; размер задолженности по обязательным платежам; обоснование невозможности удовлетворить требования кредиторов в полном объеме; сведения о принятых к производству судами общей юрисдикции, арбитражными судами, третейскими
судами исковых заявлений к должнику, а также об исполнительных и иных документах, предъявляемых к бесспорному (безакцептному) списанию; сведения об имеющемся у должника имуществе, в том числе о денежных средствах и дебиторской задолженности; номера счетов должника в банках и иных кредитных организациях, почтовые адреса банков и иных кредитных организаций; сведения о наличии у должника имущества, достаточного для покрытия судебных расходов по делу о банкротстве; перечень прилагаемых документов.
Данный перечень является не исчерпывающим, в заявлении могут быть указанны и иные сведения, необходимые для правильного разрешения дела (статья 33 закона). Здесь стоит обратить внимание на то факт, что подписание заявление производится только руководителем должника или его заместителем. В отличие от правила, предусмотренного в АПК, когда право на подписание искового заявления может быть передано представителю, статья 33 закона
о банкротстве не допускает такую передачу полномочий. Должник обязан направить копии заявления кредиторам и иным лицам, участвующим в деле (статья 33). Перечень документов, которые должны быть приложены, содержится в статьях 34 закона и 104 Арбитражном процессуальном кодексе РФ и является исчерпывающим. Порядок и содержания заявления, подаваемого кредитором, регулируется статьями 35-37 закона.
Заявление, так же как и в случае подачи заявления, должником, подается в письменной форме, но отличительной особенностью является то, что данное заявление может быть подписано не только руководителем кредитора – юридического лица, но и его представителем (статья 35). В нем должна быть указана следующая информация: наименование арбитражного суда, в который подается заявление кредитора; наименование должника и его почтовый адрес; наименование кредитора и его почтовый
адрес; размер требований кредитора к должнику с указанием размера подлежащих уплате процентов и неустоек (штрафов и пени); обязательство должника перед кредитором, из которых возникло требование, а также срок его исполнения; доказательство обоснованности требований кредитора, в том числе вступившее в законную силу решение суда, доказательства, подтверждающие признание указанных требований должником, исполнительная надпись нотариуса; доказательства, подтверждающие основания заявления кредитора; перечень прилагаемых
к заявлению кредитора документов. В тех случаях, когда требования кредитора к должнику основаны на различных обязательствах должника, они могут быть объединены. Также в одном заявлении могут быть объединены требования нескольких кредиторов. Прилагаемые к заявлению документы подразделяются на два вида. Первый – те, которые предусмотрены статей 64 АПК и второй – документы, названные в законе о банкротстве
В отличие от предыдущего закона настоящий не предусматривает обязательный досудебный претензионный порядок урегулирования спора, поэтому пункт 3 статьи 104 АПК не применяется. Заявление кредитора – Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (ст.38), налогового или иного уполномоченного органа (ст. 39), прокурора (ст.40), должны отвечать требованиям, предъявляемым к заявлению кредитора.
Поскольку разбирательство дел о несостоятельности существенно отличается от дел по экономическим спорам то при подачи заявления стоит руководствоваться нормами закона «О несостоятельности (банкротстве)». В случае невыполнения при подачи заявления, как кредитором, так и должником, требований, предусмотренных статьями 32-40 закона о банкротстве арбитражный суд возвращает заявление. «В статье не содержится конкретных условий для принятия заявления о признании должника банкротом.
Имеется лишь указание общего характера о необходимости соблюдения требований, предусмотренных АПК и законом».19 При соблюдении всех необходимых требований и отсутствия оснований для отказа в принятии или возвращения заявления, судья единолично, не позднее трех дней, выносит определении о принятии. Арбитражный суд принимает меры по обеспечению требований кредиторов предусмотренные статьей 76 АПК: наложение ареста на имущество или денежные средства; запрещение совершать определенные действия;
запрещение другим лицам совершать определенные действия; приостановление взыскания по исполнительному документу; приостановление реализации имущества. Одновременно с принятием судом заявления и возбуждением производства по делу о несостоятельности в отношении должника начинает действовать процедура наблюдения. Этого момента имущественные требования к должнику могут предъявляться только в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».
Приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнительных документов, выданных на основании судебных решений, вступающих в законную силу до момента принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом: - о взыскании задолженности по заработной плате - о выплате вознаграждений по авторским договорам - о выплате алиментов - о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, и морального вреда.
Кроме того, запрещается удовлетворение требований участника должника, связанных с выделом доли (пая) в имуществе должника. Некоторые авторы полагают, что основное предназначение процедуры наблюдения заключается в том, чтобы провести анализ финансового состояния должника и предотвратить проведение процедуры банкротства в отношении платежеспособного субъекта.20 Но это лишь одна из задач, для решения которой была разработана процедура наблюдения. Не менее важной является задача анализа финансового состояния должника, с целью
определения направления последующих процедур. Все вышеуказанные меры предназначены для того, чтобы обеспечить сохранность имущества должника и справедливого отношения со всеми кредиторами.21 Одной из мер по обеспечению требований кредиторов является право суда обязать должника передать ценные бумаги, валютные ценности, иное имущество должника на хранение третьим лицам. В отличие от статьи 76 АПК, статья 44 закона содержит открытый перечень мер, направленных на обеспечение
требований кредиторов. Вышеперечисленные меры, принимаются на любой стадии арбитражного процесса, только по ходатайству лица, участвующего в деле о банкротстве, по собственной инициативе суда принятие меры не допускается. Решение о принятии мер по обеспечению требований кредиторов рассматривается арбитражным судом не позднее следующего дня после поступления заявления (статья 75 АПК). С такими же целями при открытии процедуры банкротства суд назначает временного управляющего из
кандидатур, предложенных кредиторами. Органы управления обязаны предоставить временному управляющему любую информацию, связанную с деятельностью должника. Предусматривается срок действия назначенных арбитражным судом мер по обеспечению требований кредиторов, при этом не требуется вынесения определения об их отмене: - до введения следующей процедуры банкротства (внешнее управление, конкурсное производство); - до момента утверждения арбитражным судом мирового соглашения;
- до момента принятия решения об отказе в признании должник банкротом. При отсутствии оснований предполагать, что имущество должника будет использовано в ущерб интересам кредиторов и при наличии ходатайства об отмене принятых мер, суд вправе отменить обеспечение требований. При исследовании вопроса о разбирательстве дел о банкротстве стоит обратить внимание на тот факт что закон, в отличие от АПК, содержит обязанность должника в пятидневный срок со дня получения определения
о принятии заявления направить отзыв на заявление кредитора. Помимо этого должник обязан уведомить всех кредиторов, не указанных в заявлении, о возбуждении в отношении него дела о банкротстве. Подготовка дела к судебному разбирательству состоит из двух этапов. «Прежде всего, судья производит действия, предусмотренные в статье 112 АПК, которые могут иметь место в деле о банкротстве, имея в виду, что это – не экономический спор.
Так, в деле о банкротстве нет истцов и ответчиков, не участвуют третьи лица, поэтому пункт 1 не применяется. Остальные действия, предусмотренные в статье 112 могут совершаться, однако вместо принятия мер по обеспечению иска судья принимает меры по обеспечению требований кредиторов, вправе по собственной инициативе назначить экспертизу».22 Затем, при наличии возражений должника по требованиям кредиторов, налоговых и иных уполномоченных органов арбитражный суд проверяет обоснованность возражений должника.
Заседание суда для решения указанного вопроса проводится в срок не позднее одного месяца до установленного срока рассмотрения дела о банкротстве. В отличие от предварительной подготовки дела, проверка обоснованности возражений должника производится в коллегиальном составе. При коллегиальном рассмотрении дела в состав арбитражного суда должно входить трое или другое нечетное число судей. Дело о банкротстве должно быть рассмотрено в заседании арбитражного суда в течение трех
месяцев (ст. 47). Исходя из смысла статей 47 и 48 в указанный срок должно быть принято одно из следующих решений: -о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; -об отказе в признании должника банкротом; -определение о введении внешнего управления; -определение о прекращении производства по делу о банкротстве. Сообщение о признании должника банкротом публикуется арбитражным судом, принявшим такое решение, в «Вестнике Высшего Арбитражного суда» и официальном издании государственного органа
по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению за счет имущества должника, а при его отсутствии за счет средств кредиторов. Поскольку закон не содержит четко указания о содержании публикации для арбитражного суда, вероятнее всего, это должно быть просто сообщение о признании должника банкротом. 4. Особенности удовлетворения требований кредиторов при несостоятельности (банкротстве) юридического лица Для предотвращения злоупотреблений должником и удовлетворения требований кредиторов законодательством
о банкротстве предусмотрен специальный механизм конкурсного производства, устанавливающий очередность распределения конкурсной массы. Это связано в первую очередь с невозможностью удовлетворения всех предъявленных должнику требований. Все требования кредиторов к должникам подразделяют на очередные и внеочередные. Внеочередные требования удовлетворяются по мере их поступления из средств должника конкурсным управляющим. К внеочередным относятся судебные расходы, выплаты арбитражным управляющим, текущие коммунальные и
эксплутационные платежи, выплаты по обязательствам должника, возникшим до принятия судом заявления о признании несостоятельности, выплаты по сделкам, по которым не было заявлено отказа от их исполнения внешним или конкурсным управляющим. В случае недостаточности средств должника удовлетворение указанных требований производится по мере их поступления средств должника в порядке их предъявления должнику или конкурсному управляющему. Очередные расходы конкурсной массы основываются на принципе соразмерности,
то есть при недостаточности средств должника для удовлетворения всех требований одной очереди эти требования удовлетворяются пропорционально сумме требований каждого кредитора. После проведения внеочередных выплат применяется следующий порядок удовлетворения требований: • Первая очередь - требования граждан о возмещении вреда жизни и здоровью, причиненного должником такие требования удовлет¬воряются путем капитализации соответствующих повременных пла¬тежей. •
Вторая очередь - требования по выплате выходных пособий и по оплате труда лицам, работающим по трудовому договору (контрак¬ту); по выплате вознаграждений по авторским договорам (требования по задолженности такого же вида, появившиеся после открытия конкурсного производства, удовлетворяются перед требованиями второй очереди) Требования кредиторов этих двух очередей, в отличие от всех остальных требований, не попадают под действие моратория и поэтому удовлетворяются на этапе внешнего управления.
Таким образом, если конкурсное было назначено после проведения внешнего управления, часть требований кредиторов первой и второй очереди может оказаться удовлетворенной. Следует отметить, что поскольку указанные требования не относятся к внеочередным, то начатое по ним в течение внешнего управления исполнение прекращается завершением внешнего управления и не возобновляется на стадии конкурсного производства до начала удовлетворения очередных требований. •
Третья очередь - требования кредиторов по обязательствам, обес¬печенным залогом имущества должника. Вводя залоговых кредиторов в число конкурсных (и, соответственно, предмет залога в конкурс¬ную массу), новый Закон вслед за ГК РФ придает залого¬вым правам характер обязательственных прав, в то время как в соот¬ветствии с ранее действовавшим Законом о несостоятельности указанные права носили ярко выраженный вещный характер (вслед¬ствие чего предмет залога изымался из имущественной массы, а кре¬диторы, чьи
права были обеспечены залогом, получали удовлетворе¬ние своих требований в части стоимости заложенного имущества вне конкурса). Обращает на себя внимание тот факт, что в третью очередь удовлетворяются также требования кредиторов, обеспеченные удержанием имущества должника. • Четвертая очередь - требования субъектов, не являющихся кре¬диторами налоговых и иных уполномоченных органов по обя¬зательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды (это такие органы как
Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, причем этот список не является исчерпывающим). • Пятая очередь - все остальные требования. Закон регламентирует порядок определения объема и исполнения требований кредиторов первой очереди. Гражданин, являющийся кредитором первой очереди, имеет пра¬во
на получение единовременно суммы, которая должна была выпла¬чиваться ему должником при продолжении его функционирования (в этом случае размер ежемесячных выплат определяется в общем порядке в зависимости от степени и характера вреда жизни и здоровью гражданина, причи¬ненного должником). В обычных условиях получение указанных выплат прекращается смертью гражданина; если речь идет о капитализации повременных платежей, срок выплат ограничивается законом - принимается во внимание средняя продолжительность
жизни человека. Таким обра¬зом, капитализации подлежат повременные платежи, которые долж¬ны быть выплачены гражданину до достижения им возраста семиде¬сяти лет, а в случае достижения им этого возраста - в течение десяти лет. Если возраст гражданина на момент принятия арбитражным су¬дом решения о признании должника банкротом превышает шестьде¬сят лет, то период капитализации определен в десять лет. В соответствии с Законом, при наличии соответствующего волеизъявления гражданина его право требования
к должнику может перейти к Российской Федерации (при этом платежи не капитализируются). По требованиям кредиторов второй очереди производятся выпла¬ты в течение внешнего управления, поэтому на стадии конкурсного производства речь идет об оставшихся выплатах (если стадия кон¬курсного производства сменила стадию внешнего управления). Объем требований по выплате выходных пособий и оплате труда лицам, работающим по трудовому договору (контракту), определяет¬ся размером непогашенной задолженности на
момент принятия ар¬битражным судом заявления о признании несостоятельности должни¬ка. Также в объем требований включаются суммы, не выплаченные до момента вступления в силу решения суда о признании несостоя¬тельности, если должник не полностью исполнил обязательства по выплате выходных пособий и оплате труда в периоды наблюдения и внешнего управления. Видимо, что в таком же порядке должны производиться выплаты вознаграждений по авторским договорам,
если до открытия конкурсного производства указанные требования исполнены не в полном объеме. При удовлетворении требований кредиторов, обес¬печенных залогом имущества должника возникает проблема, связанная с соотношением суммы обя¬зательства, обеспеченного залогом, и стоимости заложенного имущест¬ва, которое может изменяться в течение конкурсного процесса. Кредитор по обеспеченному залогом обязательству может требо¬вать удовлетворения задолженности должника
в части, обеспеченной залогом. Эта задолженность включает сумму требования на момент его удовлетворения, т. е. убытки, проценты, неустойку, расходы на со¬держание заложенной вещи и расходы на взыскание. Задолженность должника в части, не обеспеченной залогом иму¬щества, относится к требованиям кредиторов пятой очереди. Стоимость предмета залога обычно указывается в договоре залога, но для конкурсного управляющего эта сумма не является определя¬ющей, поскольку в рамках конкурсного производства происходит оценка любого
имущества, составляющего конкурсную массу, в том числе и предмета залога. Таким образом, если стоимость предмета залога понизилась после составления договора залога, обеспеченный кредитор в третью очередь сможет получить удовлетворение требова¬ний в размере понизившейся стоимости предмета залога. Остальные требования такого кредитора будут удовлетворены в пятую очередь. При этом предмет залога сначала оценивается конкурсным управ¬ляющим или независимым оценщиком.
Не исключены си¬туации, когда сумма оценки не совпадает с суммой, полученной в результате реализации предмета залога. Закон не дает ответа на вопрос, из какой сум¬мы следует исходить при определении части требования, обеспечен¬ной залогом. Поскольку определе¬ние очередности удовлетворения каждого требования предшествует реализации имущества, то учитываться должна сумма оценки пред¬мета залога, проведенной конкурсным управляющим или независи¬мым оценщиком.
Таким образом, с одной стороны, если при определении обеспеченной части тре¬бования залогового кредитора учитывать сумму оценки предмета за¬лога в процессе конкурсного производства, то кредиторы несут риск уменьшения стоимости предмета залога в момент его реализации по сравнению с суммой оценки. С другой стороны, (при определении обеспеченной части требований залогового кредитора учитывать сумму реализации предмета залога) может привести к сложностям, связанным с пере¬распределением средств, направляемых
кредиторам, при том, что очередность и размер удовлетворения требований уже установлены. В четвертую очередь могут быть удовлетворены требования упол¬номоченного органа без учета суммы штрафов (пени) и других финан¬совых санкций, которые удовлетворяются в пятую очередь. Конкурсный управляющий в реестре требований кредиторов обя¬зан указать размер основного требования уполномоченного органа и размер финансовых санкций.
Требования уполномоченных органов по обязательным платежам не являются требованиями кредиторов, поскольку речь идет не о част¬ноправовых отношениях. В конкурсном процессе права уполномо¬ченных органов приравниваются к правам кредиторов. В пятую очередь требования по гражданско-правовым обязательствам, кроме требова¬ний граждан о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью; требований по оплате труда и выплате выходных пособий; требова¬ний по выплате вознаграждений по авторским договорам; требова¬ний залоговых кредиторов;
требований учредителей (участников) должника - юридического лица, вытекающих из такого участия. Первые четыре категории требований к моменту начала удовлет¬ворения требований пятой очереди уже должны быть удовлетворены; пятая категория требований Законом исключает¬ся из числа очередных требований, что является его новшеством. Таким образом, к пятой очереди относятся: • требования кредиторов по гражданско-правовым обязательст¬вам (с указанными исключениями); • требования обеспеченных залогом кредиторов в
части, превы¬шающей размер обеспечения; • требования уполномоченных органов в части взыскания штра¬фов и иных экономических санкций; • требования кредиторов пятой очереди по гражданско-право¬вым обязательствам в части возмещения убытков, взыскания неусто¬ек и других санкций. Последние две группы требований подлежат отдельному от сумм основных требований учету в реестре и удовлетворяются после осуществления всех выплат по основным требованиям.
Таким образом, требования в части воз¬мещения убытков и уплаты санкций подлежат удовлетворению, по существу, в шестую очередь в случае, если остались средства после удовлетворения требований по обязательствам без учета убытков и санкций. Требования учредителей (участников) юридического лица, выте¬кающие из такого участия, не принадлежат ни к какой очереди и рас¬сматриваются конкурсным управляющим после удовлетворения всех очередных требований. При этом не дифференцируются требования из участия в юридическом лице его
работников и лиц, не являющих¬ся работниками, что, в принципе, справедливо, поскольку все участники юридического лица должны нести равный риск убытков, возникших в процессе его деятельности. В соответствии с ранее дей¬ствовавшим законодательством этот риск был меньшим для участ¬ников юридического лица, являвшихся его работниками, по сравне¬нию с участниками, не являвшимися работниками, поскольку их требования удовлетворялись в разную очередь. Удовлетворение требований последующей очереди производится
только после полного удовлетворения требований данной очереди. Из анализа текста закона следует, что конкурсный управляющий вправе начать производить выплаты кредиторам конкретной очереди сразу после того как имущества оказалось достаточно для удовлетворения всех требований этой очереди ( обязательное условие - полное удовлетворение требований кредиторов предыдущей очереди.) Если имущества для полного удовлетворения требований данной очереди недостаточно, используется принцип
пропорционального удовлетворения требований этой очереди. К требованиям, заявленным с опозданием, применяются различные подходы в зависимости от тира опоздавшего кредитора. Требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества, считаются погашенными. Также считаются погашенными требования, не признанные обоснованными конкурсным управляющим и судом. Одним из нововведений закона является то, что индивидуальный кредитор имеет возможность для
удовлетворения своих требований (оставшихся неудовлетворенным в ходе конкурсного производства) в течение 10 лет предъявлять требования к третьим лицам, незаконно получившим имущество должника. Заключение Проведенное исследование позволило детально изучить понятие несостоятельности (банкротства) юридического лица, ее сущность, охарактеризовать основные причины возникновения банкротства предприятий в период экономического кризиса Автором рассмотрены различные точки зрения отечественных юристов на
понятие несостоятельности (банкротства) предприятия. В современном российском законодательстве понятия «несостоятельность» и «банкротство» равноценны. Между тем существует мнение, что банкротство является несостоятельностью, сопряженной с виновным поведением должника, направленным на причинение вреда кредиторам Рассмотрен исторический опыт проведения процедуры банкротства, как в отечественном законодательстве,
так и в странах Западной Европы и США, а также современная нормативно-правовая база, определяющая основные положения и механизм проведения процедуры банкротства. В рамках данной работы проведен анализ системы правового регулирования несостоятельности (банкротства) юридического лица, основу составляет Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 08.011998 года. Необходимость разработки нового закона была связана с неэффективностью ранее действующей системы
нормативных актов, регулирующих несостоятельность, и в первую очередь – закона о несостоятельности (банкротстве), принятого в 1992 году. Основной целью Закона о несостоятельности (банкротстве), как и любого иного нормативно-правового акта, является соблюдение баланса интересов кредиторов и должника в процессе производства по делу о несостоятельности . Достижение этой цели крайне затруднено в силу природы несостоятельности, когда, с одной стороны, у должника недостаточно средств для удовлетворения требований всех кредиторов,
что порождает естественное желание разделить имеющееся средства как можно раньше, а с другой стороны, в ряде случаев необходимо продолжение функционирования предприятия-должника, если это будет способствовать его выходу из кризисного положения. К сожалению, Правительством Российской Федерации до настоящего времени не изданы нормативные акты, принятие которых предусмотрено Федеральным Законом «О несостоятельности ( банкротстве)»: о порядке выплаты вознаграждения арбитражным
управляющим (п. 1 ст. 22 Закона), о порядке выплат гражданам повременных платежей в связи с причинением вреда жизни и здоровью (п. 3 ст. 107 Закона) и некоторые другие. Именно отсутствие надлежащей организации исполнения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» послужило причиной фактов, свидетельствующих о негативных последствиях его применения. Поэтому работа по совершенствованию российского законодательства
о несостоятельности (банкротстве) должна обязательно сопровождаться разработкой механизмов реализации соответствующих законоположений. В заключение работы были рассмотрены особенности удовлетворения требований кредиторов, специальный механизм конкурсного производства, устанавливающий очередность распределения конкурсной массы в связи с невозможностью удовлетворения всех предъявленных должнику требований. Список использованной литературы: 1. Антикризисное управление./
Под ред Э.С. Минаева и В.П. Панагушина. – М.: Изд-во «ПРИОР», 1998. – .430 с. 2. Бандурин В. В Ларицкий В. Е. Проблемы управления несостоятельными предприятиями в условиях переходной экономики. – М.: Наука и экономика, 1999. – 164 с. 3. Банкротство: методические рекомендации по ускоренному порядку применения процедур банкротства. – М.: Ось-89, 1999. – 143 с. 4. Банкротство предприятий.–
М.: Всероссийский центр производительности, 1995. – 65 с. 2. Банкротство предприятий: Сб. нормат. документов с коммент. – М.: Бизнес-информ,1996. – 337 с. 3. Баренбойм П.Д. Правовые основы банкротства : Учеб. пособие - М.: Белые альвы, 1995 197 с. 4. Белых В.С. Правовые основы банкротства юридических лиц :
Учеб. пособие / Урал. гос. юрид. акад Екатеринбург, 1996 87 с. 5. Васильев Е.А. Гражданское и торговое право капиталистических государств:- М.: 1993 г 441 с. 6. Васильева Н.Э. Несостоятельность ( банкротство) предприятия и пути его финансового оздоровления. – М.: Инфра-М, 1996. – 219 с. 7. Витрянский В.В. Васильева Н.А. Голубев В.В. Прудникова Т.П. Федеральный закон "
О несостоятельности (банкротстве)" : Постатейн. коммент. / [Под общ. ред. Витрянского В.В.] М.: Статут, 1998 417 с. 8. Витрянский В.В. Реформы законодательства о несостоятельности (банкротстве)// Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. Специальное приложение к № 2. 1998. 9. Горбунцов Ю. Вы банкрот, гражданин!// Российская газета.
10 /09/1998 10. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. //Сборник федеральных и конституционных законов, 1995 г. Выпуск № 2. 11. Гражданский кодекс Российской Федерации часть вторая от 26 января 1996 г. г. // СЗ РФ, 1996 г. № 5, - 410 с. 12. Гришаев С.П. Банкротство. Законодательство и практика применения в России и за рубежом. –
М.: Юкис, 1993. – 117 с. 13. Докучаев Д. Россия вступает в эпоху цивилизованных банкротств // Известия. 28/02/1998 14. ДубинчинА.А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) юридического лица - Екатеринбаруг.:Урал. гос. юрид. акад 27 с. 15. Енькова Е. Е. Проблемы правового регулирования несостоятельности (банкротства) М.: Моск. гос. юрид. акад, 1999 33 c. 16. Иванов Г.
П. Антикризисное управление: от банкротства – к финансовому оздоровлению. – М.: ЮНИТИ, 1995. – 317 с. 17. Ковалев А.П. Диагностика банкротства М.: Финстатинформ, 1995. – 92 с. 18. Ковалев В.В. О критериях определения неплатежеспособности предприятия // Бухгалтерский учет. – 1994. – № 10. 19. Лившиц Н.Г. Разбирательство дел о банкротстве в арбитражном суде //Специальное приложение к
Вестнику Высшего Арбитражного суда РФ. 1998 г. № 2. с. 105. 20. Масевич М.Г. Орловский Ю.П. Павлодский Е.А. Комментарий к Федеральному закону Российской Федерации "О несостоятельности (банкротстве)" / Отв. ред. Орловский Ю.П М.: ФИЛИНЪ; : СТИЦИНФОРМ, 1998 319 с.
21. Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса (утв. распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12 августа 1994 г. N 31-р). 22. Методические рекомендации по выявлению неплатежеспособных предприятий, нуждающихся в первоочередной государственной финансовой поддержке, а также по определению неплатежеспособных предприятий, подлежащих выводу из числа действующих в связи с неэффективностью (утв. распоряжением
Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 24 октября 1994 г. N 70-р. 23. Мысловский Е.Н. Правовые и организационные проблемы процедуры банкротства юридических лиц : Информ метод. пособие для работников правоохран. органов и конкурс. управляющих / Моск. гос. открытый ун-т. Каф. уголов. права и процесса, Федер. комис. по рынку цен. бумаг Рос. Федерации.
Контрол ревиз. служба Чебоксары, 1999 48 с. 24. Несостоятельность предприятия. Банкротство. – М.: ПРИОР, 1997. – 240 с. 25. Обзор применения арбитражными судами законодательства о несостоятельности (банкротстве) //Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации» 1997 г. №10. 26. Письмо Минэкономики РФ от 16 сентября 1993 г. N АШ-598/6-210 "
О разработке процедуры санации, реорганизации и прекращении деятельности несостоятельных предприятий". 27. Письмо Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 17 июня 1997 г. № ГТ –03/961 «Об очередности уплаты обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды при открытии конкурсного производства». 28. Письмо Высшего Арбитражного суда РФ от 25 апреля 1995 года № С1-7/ОП –237 по обзору практики, применения
Арбитражными судами Законодательства о несостоятельности (банкротства). // Вестник Арбитражного Суда РФ. 1995 № 7. 29. Постановление Правительства РФ от 20 мая 1994 г. N 498 "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности(банкротстве) предприятий" 30. Никитина О.А. Процедура наблюдения // Вестник Арбитражного Суда Российской Федерации, 1998, № 2 31.
Правовые основы банкротства и санации предприятий - М.: Полиэкс, 1994. – 104 с. 32. Предприятие-банкрот : Процедура признания. Санация и реорганизация. Продажа предприятия: [Сб. нормат. актов и док.] - М.: Приор, 1998 287 с. 33. Процедура реорганизации и ликвидации юридических лиц: (Нормат. документы) М.: Приор, 1998. – 188 с. 34. Российское законодательство
X-XX веков / Под ред. О.И. Чистяоква - М.:- 1994. 102 с. 35. Русак. Н.А. Финансовый анализ субъектов хозяйствования. – Минск: Высшэйм. шк 1997. – .218 с. 36. Соломонов Б.М. Прогнозирование и диагностика банкротства// Сибирская финансовая школа. Новосибирск, 1997, № 6. с. 18-21. 37. Справочник кризисного управляющего./
Под ред. Э.А. Уткина. – М.: Изд-во ЭКМОС, 1999. – 430 с. 38. Степанов В.В. Несостоятельность (банкротство) в России, Франции, Англии, Германии - М.: Статут, 1999 204 с. 39. Стратегия и тактика антикризисного управления фирмой. – СПб.: «Специальная литература», 1996. – 510 с. 40.
Телюгина М.В. Комментарий к Федеральному закону о (несостоятельности) банкротстве). – М.: Изд-во БЕК, 1998. – 485 с. 41. Телюкина М. Соотношение понятий «несостоятельность» и «банкротство» в дореволюционном и хозяйственном праве // Юрист, 1997. № 12. 42. Теория и практика антикризисного управления / Под ред. Беляева С.Г. и Кошкина В.И М.: Закон и право; ЮНИТИ,
1996. – 469 с. 43. Ткачев В.Н. Актуальные проблемы правового регулирования несостоятельности (банкротства) в современном российском праве М.: Юрид. ин-т МВД РФ, 1999. – 23 с. 44. Трофимов К.Т. Постатейный комментарий к федеральному закону "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" / Под ред. Масевич М.Г М.: КОНТРАКТ; : ИНФРА-М, 2000 158 с.
45. Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)». Постатейный комментарий. – М.: Статут, 1998. – 417 с. 46. Федотова Г.А. Институт банкротства: новое правовое содержание/ Юрист 1998 № 5. 47. Шабалин Е.М. Как избежать банкротства. – М.: ИНФРА-М, 1996. – 140 с. 48. Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права
СПб, 1912. С. 500. 49. Шеремет А.Д. Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. – М.: Инфра-М, 1996 . – 172 с. 50. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 5 апреля 1995 г. // Сборник федеральных и конституционных законов, 1995 г. Выпуск № 10.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |
Реферат | Таможенный союз ЕврАзЭС |
Реферат | Судебное дело |
Реферат | Life Of Charlemagne Essay Research Paper And |
Реферат | Организация грузовых автомобильных перевозок |
Реферат | П ять сил конкуренции |
Реферат | Третейские суды в Советский период |
Реферат | Маркетинговое исследование рынка бытового газового оборудования |
Реферат | Трудовые коллективные споры |
Реферат | Тактические приемы и комбинации допроса подозреваемого и обвиняемого |
Реферат | таможенные режими |
Реферат | Теория разделения властей |
Реферат | Теория Государства и Права как юридическая наука |
Реферат | Тактика очной ставки |
Реферат | Таможенная политика Московского централизованного государства |
Реферат | Теории государства и права |