Реферат по предмету "Религия и мифология"


Первобытные формы религии

Содержание
Введение                                                                                                          3
1. Первобытнаяобщина итотемизм                                                                   4
2. Культмертвых                                                                                                   7
3. Магия ирелигия                                                                                         10
4. Отживотного-родича кживотному-предку                                               14
5. Брачные и пищевыезапреты                                                                    19
6. От животного-тотема кживотному-богу                                                22Заключение                                                                                                    24
Список литературыВведение
Существует пять основныхнаук, с помощью которых мы изучаем религию первобытного общества, ее возник­новениеи дальнейшее развитие:
археологиядоисторического времени, которая изу­чает памятники, могильники, местность, где они нахо­дятся, иособенно орудия труда отдаленных эпох и те изменения в образе жизни людей, ккоторым вело посте­пенное совершенствование орудий;
антропология, занимающаяся проблемой видоизме­нениябиологического типа человека во взаимосвязи с преобразованиями структурыобщества на протяжении ряда сменявших друг друга исторических эпох;
лингвистика, позволяющая выявлять различные пе­риодыистории человечества, отраженные в языковых формах, письменных или устных;
фольклористика, исследующая легенды, мифы, обы­чаи итрадиции, подлинную литературу слаборазвитого в культурном отношении общества;
палеонтологияиэтнография, единственные науки, к которым обычно прибегают при изучении истоков рели­гии.
Работа по историипервобытного общества Льюиса Генри Моргана «Древнее общество» явилась отправнымпунктом для целой серии этнографических изысканий. Выводы, которые Маркс иЭнгельс сделали на основании обстоятельного труда Моргана, особенно известнаяра­бота «Происхождение семьи, частной собственности и государства»,опубликованная Энгельсом в 1884 году, были подтверждены в более поздних трудахГ. Чайльда, Д. Томсона, С. А. Токарева и других совет­ских исследователей.
Этнографические данные,при достаточно серьезном и обдуманном их использовании, имеют большое значениетакже для выяснения одного из основных свойств религиозной идеологии —устойчивости ее пережитков в сменяющих друг друга фазах развития общества.
1. Первобытная община и тотемизм
На протяжении всегодоледникового периода люди жили небольшими группами из десяти — двенадцати чле­нов.Современные социологи назвали эти группы перво­бытной ордой и затем выделилидве основные стадии ее существования — состояние дикости и состояние варвар­ства.
В эту эпоху несуществовало разделения труда, гос­подствовало беспорядочное половое общение,не было ни вождей, ни каких-либо социальных связей между чле­нами орды.Экономика орды складывалась исключитель­но из присвоения, а не из производства.Люди собирали ягоды и плоды, моллюсков и насекомых. Лишь изредка они охотилисьна мелких животных. Человек еще не был в состоянии осознать свои связи сдругими людьми и с природой и не мог, следовательно, отразить эти связи вкакой-либо форме религиозных представлений, хотя бы наиболее элементарной ипримитивной. «Для того чтобы могла возникнуть религия, необходима была болееширокая общественная база, более сложные общественные отношения».
Сущность религии должнабыть выявлена в формах материального мира, которым соответствует каждая фазаидеологического развития человека. Представления первобытного человека о сне исновидении, о смерти объясняют происхождение религиозных вымыслов, раннихпредставлений о душе. Но для того, чтобы эти представления могли возникнуть,потребовалось образование «первобытной общины», сменившей первоначальноеполуживотное состояние. Этот переход характеризовался открытием ряда орудийтруда. К случайному сбору пищи прибавилась организованная, хотя еще ипримитивная форма охоты и  рыболовства. Понадобилось, наконец, чтобы людиперешли к полуоседлой жизни в разного рода убежищах и пещерах, где они моглиразмышлять о являющихся в сновидениях животных и людях как о своих «двойниках»и задумываться над тайнами смерти.
Мощные атмосферные игеологические потрясения ледникового периода загнали людей в пещеры испособствовали поискам новых средств защиты и поддержания жизни. Люди научились поддерживать случайно возникающийогонь, затем узнали, как высекать искры, чтобы самим зажечь его. Началасьобработка камня для получения орудий охоты. По-прежнему сообща охотились на огромных животных — мамонтов, гигантских носорогов,доисторических оленей, которых холод гнал к местам обитания человека.
Совместно захваченнаядобыча являлась общей собственностью. Лишь когда были изготовлены болеесовершенные орудия, такие, как топор с двумя остриями, стрелы, копья с первымиметаллическими наконечниками щи, наконец, бронзовый топор, началась охота изародилась также идея обладания, которая от ве­щей переходит на людей изнаменует переход от перво­бытногокоммунизма к новому типу экономики, основан­ному на частной собственности.
О существованиирелигиозной жизни в наиболее древние периоды истории нам свидетельствуют лишьнемногие внешние признаки, которые подчас весьма трудно истолковать.
Зародившиеся впервобытном обществе в силу определенных экономических и социальных условий многочисленные обряды перешли затем — без изменений или с незначительныминововведениями — в религию последующихэпох.
Достаточно вспомнитьобряды посвящения, которые «сохранились в форме христианских таинств, священнуювесеннюю трапезу мбанбъума, или интичиума, племени грунта в ЦентральнойАвстралии, имеющую все основные признаки причастия, назначение и церемонии похо­рон,сохранившиеся до наших дней, хотя и без своего прежнего магического, смысла,обычаи траура и т. п.
Эпоха первобытногообщества растянулась на многие десятки тысяч лет, начиная с первого периодакаменного века, или раннего палеолита, когда жил человек, получивший имянеандертальца, и вплоть, до бронзового века, охватывающего второе тысячелетиедо нашей эры. Следы первобытного общества сохранились у народов, еще жи­вущих вполудиком состоянии, например у австралийцев. Следует, однако, учесть, чтовыводы нашей официальной этнографии, изучающей жизнь таких народов в совре­менныхусловиях, нельзя принимать без оговорок, так как на ней слишком сказываетсясоприкосновение с более развитыми формами общества.
Первобытное общество ещене знает деления на противостоящие друг другу классы и, следовательно, не имеетникакой государственной организации. Его объе­диняют кровнородственные,половые, возрастные связи, притом эти связи возникают только в силу зависимо­сти,обусловленной специализацией некоторых возрастных групп в изготовлении ииспользовании примитивных орудий охоты и рыболовства. Естественно, что ирелигия той древнейшей эпохи коллективной жизни человека основана напредставлениях о родстве, о различиях пола и возраста, перенесенных в мирнесуществующих, />вымышленных отношений, в которыхвыражено бессилие человека перед природой, его неуверенность в завтраш­нем дне.
Эта мистическая родственнаясвязь по крови и пле­мени выражена в термине «тотем» или «тотам», что надревнем альгонкинском наречии одного из индейских племен Северной Америкизначит «родство с братом» или «с сестрой». Термин этот был впервые применен в1791 году для обозначения религиозных представлений, свойственных смутным ипротиворечивым проявлениям социальной жизни клана.
Тотемизм, которыйсвязывает между собой членов на­иболее древних социальных групп посредствомсвященной мифологии и системы обрядов искупления, гаранти­руя людямсуществование и единство, является первой формой религии человеческогообщества, возникшей в период нижнего палеолита, и именно его необходимо изу­чать,чтобы объяснить обряды, мифы и обычаи первобыт­ного общества начиная снеандертальской эпохи.

2. Культ мертвых
Почти все трактаты обистории религии начинают из­ложение религиозных верований первобытных людей стого, что обычно принято называть культом мертвых.
Однако, хотя обычайзахоронения мертвых и пред­ставляется древнейшим, а может быть, даже восходит ксамым истокам доисторических времен, возможно к по­следнему межледниковомупериоду, то есть к 180-120 тысячелетиям до н. э., ничто не дает нам основанияут­верждать, что он с самого начала связан с верой в существование душипокойного и с обязанностью почитать умилостивлять ее посредством определенныхобрядов. Различие между материей и духом, а следовательно, и между душой ителом незнакомо первобытному обществу. Представление об этом различиизарождается только тогда, когда человеческая семья, по выражению Энгельса,«раскалывается» и организация общества, основанная на равном распределенииработы, уступает место общинно-родовому строю, основанному уже на разных видахчастного накопления и первых классовых различиях.
Археологические данные одоисторической эпохе и этнографические исследования подтверждают, что обычайпогребения мертвых первоначально отвечает лишь одной потребности обеспечитьпокойному продолжение его материального существования. Труп укладывали навзничьмежду двумя каменными плитами или располагали его свернувшимся в клубок, сподвернутыми ногами в позе спящего человека, одетого в его обычные одежды.Рядом с ним складывали его оружие и различные пред­меты обихода. Вполневероятно, что этот обычай определил развитие примитивной обработки камня и далтолчок первичным проявлениям искусства.
Люди считали, что умершийпродолжает жить. Поэтому его останки окрашивали в красный цвет. Охота ужепорождала идею о связи жизни с кровью. Во время похорон тело покойникаокрашивали жидкой или порошкообразной красной охрой. Обнаруженные во многихпогребениях останки хранят очевидные следы этого обряда. Впрочем, подобныйобычай сохранился до наших дней. Унекоторых народностей и понынемертвых опускают в гроб, окрашенный в красный цвет или покрытый материей тогоже цвета. Перед тем как поместить в соборе Св. Петра прах великого понтифика,его выставляют в гробу, обернутом в красное сукно.
Обычный знак траура внаше время — черный цвет, изредка белый (например, у негров банту). Этот обычай/>совсем иного происхождения. Когда родилась идеячистого и нечистого и мертвым начали приписывать вредоносную силу, возниклапотребность помечать определен­ным цветом предметы, людей и места, которые, какопасался человек, носили следы постоянных или случайных прикосновенийпокойного. Отсюда изменение одежд и убранства, которое совершается в периодтраура. Чтобы вернуться к обычной жизни, первобытный человек должен был такжеподвергнуться определенным очистительным обрядам.
В открытом в окрестностяхМентоны доисторическом могильнике, в том месте, где должны были быть рот и носпогребенного, обнаружили углубление, заполненное красным порошком. Благодаряжизненной силе, которую приписывали охре, умерший мог «дышать». В других слу­чаяхтруп хоронили вблизи костра, чтобы покойнику не пришлось страдать от недостаткатепла, необходимого для поддержания жизни. Той же цели служили приношения пищии питья и статуэтки животных, захоронен­ные вместе с трупом..
Очевидно, и животныхубивали и хоронили вместе с человеком, полагая, что они еще будут ему полезны.В гроте Шапель-о-Сэн, во Франции, недалеко от могилы нашли кости животных.Впрочем, это могли быть остатки похоронного пиршества, которое происходило тутже в расчете, что и умерший принимает в нем участие.
Ясно, во всяком случае,что вплоть до конца эпохи первобытного общества нет никаких убедительных при­знаковчеловеческих жертвоприношений.Об этом обы­чае, свойственном всем безисключения народам древности, существует научная литература, обильно уснащеннаяфактами и подробностями, которые, однако, далеко не всегда истолковываютсядостаточно критически. Первобытное общество уже разлагалось, и началиформироваться классы с разделением людей на сословие имущих и на порабощеннуюрабочую силу, когда людей, мужчин и женщин, начали хоронить живыми или убиватьпри погребении их хозяев (или вдов — при похоронах их мужей, причем интересноотметить, что в период матриархата не отмечено примеров погребения мужчин,убитых на похоронах их жен, поскольку в эту эпоху еще не существовало собственностина супруга).
В более позднюю эпоху,которую характеризует возникновение частной собственности и классовогорасслоения, совершались известные нам человеческие жертвоприношения, начиная собычаев ацтеков в Мексике и племени майя в Юкатане и Гватемале и вплоть дофиникий­цев, семитских народов в целом, в том числе еврейских племен вПалестине.
Правда, в более ранниепериоды мы встречаем следы обрядовогоканнибализма, который вплоть до наших дней был распространен среди всехпервобытных народов. Из черепа умершего (как об этом свидетельствует такназываемый «череп Цирцея») или черепов убитых животных посредством особой,порой весьма сложной операции извлекали мозг; затем его поедали, чтобы при­обрестиопределенные качества. Но все это не имеет ничего общего с человеческимижертвоприношениями. Мысль принести одного человека в жертву другому в моментего смерти не могла зародиться прежде, чем какие-то люди еще при жизни не были«принесены в жертву» другим людям на основе их подчинения и порабощения. Итак,в древнейшие времена обычай хоронить мертвых не имеет подлинно религиозногосодержания. Материальная жизнь продолжается, как считали первобытные люди, и вмогиле. Загробная жизнь «духа» еще не существует в сознании людей.
 
3. Магия ирелигия
Прежде чем перейти кдетальному описанию тотемизма, следует определить настоящее место другогоявления. На него обычно опираются при попытках отделить религиозную веру отнародных предрассудков, представляя в качестве более высокого «момента»духовной жизни, независимого от региональных условий той или иной историческойэпохи. Речь идет о взаимосвязяхмежду магией и религией и якобысуществующем различии между ними.
На самом же деленемыслимо полностью разделить понятия магии и религии. Каждый культ включаетмагическую практику: всякие молитвы, начиная с первобытных и вплоть досовременных религий, есть, по существу, форма наивного и иллюзорноговоздействия на внешний мир. Невозможно противопоставлять религию магии, непорывая с наукой.
Установившиеся снезапамятных времен отношения между человеком и природой всегда имели двоякийхарактер: господство всесильной природы над беспомощным человеком, с однойстороны, и с другой — воздействие  на природу, которое человек стремился осуществлять, пусть -даже в ограниченных и несовершен­ныхформах, свойственных первобытному обществу, — используя свои орудия труда,свои  производительные силы, свои способности.
Взаимодействие этих двухлишь внешне несопоставимых сил определяет развитие своеобразных приемов,посредством которых первобытный человек стремился ока­зать вымышленное имвлияние на природу. Эти приемы, собственно, и являются магической практикой.
Имитация приемов охотыдолжна способствовать успеху самой охоты. Прежде чем идти на поиски кенгуру,австралийцы ритмично танцуют вокруг рисунка, изображающего столь желаннуюдобычу, от которой зависит существование племени.
Если жители Каролинскихостровов хотят, чтобы новорожденный стал хорошим рыболовом, они стараютсяпривязать его только что обрезанную пуповину к пироге или челноку.
Народ айну, коренноенаселение Сахалина, Курильских островов, а также японского острова Хоккайдо,ловит маленького медвежонка. Его вскармливает своим молоком одна из женщинклана. Через несколько лет медведя душат или убивают стрелами. Мясо затемсообща поедают во время священной трапезы. Но перед ритуальнымжертвоприношением медведя молят поскорее вернуться на землю, дать себя изловитьи продолжать таким образом кормить группу вырастивших его людей.
Таким образом, попроисхождению колдовская практика не противоположна религии, а, напротив,сливается с нею. Верно, что магия еще не связана с какими-либо привилегиями социального характера (в первобытном обществе все могут попробовать «оказатьдавление» на силы природы). Однако очень рано начинают выдвигаться отдельныечлены клана, претендующие на обладание особыми данными для этого. С появлениемпервого «чародея» возникает и понятие «жрец».
Все это — неоспоримыепризнаки формирования религиозной идеологии.
Мы уже отмечали, чтопервобытное общество харак­теризуется наивноматериалистическим пониманием жизни, природы и социальных отношений. Элементарныепотребности первых людей, всем владевших сообща и незнавших частногоприсвоения средств к существованию, равномерно удовлетворялись или неудовлетворясь. История природы и история людей сливались воедино: вторая как быпродолжала первую.
Основное противоречие между человеком и силами природы,лежащее в основе первобытного общества, само по себе не достаточно, чтобыобъяснить появление идеи потустороннего и тем более представления о «зле»,«грехе» и «спасении». Коренящиеся в различиях родства, возраста и полапротиворечия не имеют еще классового характера и не породили никакой формыподлинно религиозного ухода от жизни. Потребовалось осознание людьмиограничений, которые новая структура общества наложила на их повседневнуюжизнь, чтобы вместе с разложением общества на классы возникла также потребностьв некоем «духовном» элементе (как принято выражаться в теологической иидеалистической филосо­фии), противостоящем, природе, телесному, материальному.
Строго говоря, первыеформы религиозности даже не могут быть признаны проявлениями ритуальнойпрактики, основанной на  каком-либо «сверхъестественном» представлении и темсамым противопоставленной нормальным житейским обычаям человека. Отношениямежду людьми и их тотемом — животным, растением или явлением природы — невыходят за пределы примитивного материалистического миропонимания со всеми,характерными для него нелепостями, которые сохраняются  и удерживаются в верованияхпоследующих эпох. Сама магия вначале представляется своего рода  материальнымдавлением человека на природу или общество для получения определенных ощутимыхрезультатов.
Коллективнаяжизнь сама собой немогла «объективно проявиться в мифе и обряде», как утверждают различныепредставители французской социологической школы от Дюркгейма до Леви-Брюля.Общество без социальных противоречий никогда не могло дать начало религиозному «отчуждению».
Когда первобытная община,основанная на равном участии ее членов в получении и присвоении продуктов, распадается и уступает место режиму частнойсобственности, для этого периода религиозные представления людей не шлидальше воображаемых связей первобытной группы с определенными животными илирастениями, которыми питались ее члены (такими так заяц, черепаха, дикобраз,кенгуру, кабан, орел, медведь, олень, различные виды ягод и трав, деревья). Норасслоение семьи и появление классов привели к раздвоению  идеологии, имевшемуисключительное значение, и дали начало различным взглядам на природу, с одной стороны, и, с другой — на мир явлений, которые отныне были признаны сверхъестественными.

4. От животного-родича к животному-предку
 
Тотемизм  — наиболее древняя форма религии,которую мы знаем в истории человечества до эпохи возникновения классов.
Что в точности означает«тотем»? Это слово, как мы уже видели, первоначально означало родственную связьмежду членами, определенной группы людей и их предполагаемым или фактическимродоначальником. Позже эта родственная связь была распространена на животных ирастения, которые служат данной группе для поддержания существования. Само эторасширение представлений является определенным религиозным процессом. Изпредставления о тотеме со временем разовьется культ животных, растений иприродных явлений, кото­рые определяют жизнь человека.
Часто утверждают, чтототемизм нельзя считать ре­лигиозным явлением, поскольку мифический родич и по­кровительгруппы еще не признается стоящим над чело­веком и не отождествляется скаким-либо божеством. Сторонники этой точки зрения, которую поддерживаюттеологи и некоторые ученые-рационалисты, попросту не принимают во внимание, чтопроцесс утверждения идеи высшего существа и тем более персонифицированногобожества не мог начаться до того, как в обществе стали преобладатьпривилегированные группы, сложились руководящие слои, общественные классы.
В обществе с разделениемтруда на основе родственных отношений и возрастных различий отношения родства,естественно, становятся основным типом религиозных связей. Животное, откоторого зависит снабжение пищей клана, в то же время рассматривается как родичгруппы. Члены данного клана не едят его мясо, точно так же как мужчины иженщины одной группы не вступают друг с другом в брак. Этот запрет выражен вслове полинезийского происхождения — «табу» («тапу»), которое впер­вые услыхалмореплаватель Кук в Танге (1771 год). Первоначальное значение этого слова —отделенный, удаленный прочь. В первобытном обществе табу — все, что таит  всебе, по представлению первобытного человека, опасность.
Табу налагается набольных, на трупы, на чужеземцев, на женщин в определенные периоды ихфизиологической жизни и вообще на все предметы, которые, как кажетсяпервобытному человеку, имеют необычайный характер. Позже в ту же категориювойдут племенные вожди, монархи и жрецы. Все то, что табу, неприкасаемо и несетв себе заразу; впрочем, эти представления породили некоторые оздоравливающие иочищающие запреты.
Все эти верования находятобъяснение в различных формах реальной жизни и общественных отношений, действиекоторых люди испытывали на себе. Не религия породила идею чистого и нечистого,святого и мирского, дозволенного и запрещенного, а общественная практика,которая создала отраженный мир легенд и обрядов, названных священными. Но,появившись на свет, эти представления проделали путь самостоятельного развития.И тот вывод, что к тем или иным представлениям привел образ жизни людей испособ производства, а не их образ мыслей, вовсе не означает пренебрежения конкретнымзначением идеологии или объяснением вопросов религии простыми экономическимисправками.
Кто из исследователейпервобытного общества  сможет отрицать решающую роль общественных производственных отношений?
Группа людей живетохотой, которая повсеместно />была обязательным этапом развитияобщества. Но, чтобы настичь добычу, необходимо владеть исключительно сложнымохотничьим искусством, идеологическое отражение которого можно видеть в такназываемых обрядах посвящения, к которым пока допускаются только мужчины. Это —очищение, посвящение и введение юноши в число охотников (или ловцов рыбы).
В ходе обрядовыхпразднеств, нередко длящихся неделями, посвященный символически умирает, чтобывозродиться к новой жизни и быть в состоянии выполнять свои обязанности поотношению к обществу. Мы еще далеки от представлений об искуплении и спасении,воз­никающих только в эпоху наивысшего развития рабовла­дения, когданеосуществимое на земле спасение было перенесено в сферу вымысла, в мирпотустороннего. Но переход юноши в более ответственную категорию в связи с еговозрастом или приобретенными им навыками не­сет в себе зародыш идеи техобрядов, которые позже разовьются в религии «мистерий» и в самое христиан­ство.
Бессильный перед лицомприроды и коллектива, пер­вобытный человек отождествляет себя с животным-пред­ком,со своим тотемом, посредством сложных и нередко мучительных церемоний, что вконечном счете увеличи­вает его зависимость от природы и общественного окру­жения.Из обряда, из деталей культа возникает мало-помалу стремление истолковыватьдействительность с точки зрения мифа и предания.
При восстановлениипроцесса развития первых форм религиозной идеологии всегда необходимоостерегаться приписывать человеку заботы и верования, которые мо­гут возникнутьлишь в последующих фазах развития об­щества.
Спору нет, когда мыстремимся судить об обычаях и взглядах, относящихся к эпохе, в которой еще несуще­ствовало эксплуатации человека человеком, нам трудно избавиться от грузастарых, накопленных тысячелетиями представлений, которые отражаются в самомязыке, на котором мы говорим обо всех этих вопросах. Это так же трудно, какописать сейчас, даже в общих чертах, те  изменения, что произойдут в характере,морали и уме людей с исчезновением классов и установлением общества, гдесвобода и равенство не будут, как теперь, сомнительными выражениями.
Когда, например, мыговорим о культе, мы вводим понятие, которое не могло иметь смысла надревнейшей стадии развития человеческого общества.
Ведь и этимологическиидея культа связана с прак­тикой возделывания земли и предполагает общество, вкотором производственные отношения уже основываются на примитивной формеземледелия и на соответствую­щем разделении труда между старыми и молодыми, осо­бенноже между мужчинами и женщинами.
Именно женщинам племяпоручало в этот период по­мимо приготовления пищи полевые работы, выращива­ниефруктов и растений, в то же время мужчины по-прежнему занимались охотой. Кэтому периоду истории первобытного общества относится выдвижение женщины вобществе, характеризующее эпоху матриархата.
Следы этой эпохисохраняются не только в религиоз­ной жизни, в народных традициях и в языке, нои в обы­чаях многих народностей нашего времени: на Малаккском полуострове, вИндии, на Суматре, в Новой Гвинее, у эскимосов, среди нильских племен, в Конго,Танганьике, Анголе и в Южной Америке.
Эпоха матриархатаобъясняет, почему известным нам наиболее древним обрядам плодородия свойственпрежде всего культ женщины или атрибутов женщины (схемати­ческие изображениядеталей анатомии женщины, магические вульварные культы и т. д.).
Но прежде, чем принудитьземлю покориться воле обрабатывающего ее человека, общество пережило пе­риодсбора средств существования, которым все занимались на равных правах, периодохоты, скотоводства и пастушества. Пока разделение труда совершалось в рам­кахвозрастных и родственных отношений, связь между индивидом и тотемом не моглаеще приобрести харак­тера подлинного культа.
Каждая группа людей впределах более крупного объединения — термины клан и племяпредполагаютуже достаточно развитую социальную организацию — спе­циализируется в охоте наопределенное животное: вепря, оленя, змей, медведя, кенгуру. Но в обществе, гдеотдель­ный человек зависит от других в добыче пропитания, это животное в концеконцов перестает отделяться от самой группы — оно становится его символом, егопокровите­лем, наконец, предком.
Сложные церемониипостепенно превращают пред­ставление о биологической связи в связьвоображаемую. И мало-помалу из подобных представлений возникает культ предков,который возможен при значительно более высокой степени социальнойдифференциации и сохра­нился у различных народностей Индии, Китая, Африки иПолинезии.
Человек определеннойтотемической группы обхо­дится со своим животным-предком с особенной почти­тельностью.Те, к примеру, что охотятся на медведя, из­бегают есть его мясо, по крайнеймере в период священ­ного поста, но кормятся дичиной, добытой охотниками другихгрупп, у которых другой тотем. Общность людей, сформированная на месте распавшейсяпервобытной орды, походит на обширный кооператив, в котором каж­дый должензаботиться о пище для других и в свою очередь зависит от других в получениисредств существо­вания.
Таксоциально-экономические в своей основе факторы объясняют странные обычаи изапреты, для истолкова­ния которых часто прибегают к самым фантастическимдомыслам.

5. Брачныеи пищевые запреты
Рассмотрим правилаэкзогамного брака, практикуемого, как показывает само слово, за пределамималенькой группки, к которой принадлежит первобытный человек.
Может быть, законэкзогамии[1],строжайше воспрещающий половые союзы внутри данной группы, представляет собой,как многие утверждают, стихийное средство защиты от опасностей кровосмешения?Или же это просто официальное освящение древнейшей формы умыкания женщины?Рассуждающие таким образом явно приписывают первобытному человекуидеологические процессы, которые развились лишь в более близкие к нам времена.
Человек однойтотемической группы ищет супругу в других группах (при этом всегда в пределахболее широкого социального объединения, в которое эти группы входят, так как обэкзогамии можно говорить только по отношению к клану, в племени существуеттолько эндогамия[2]).Это зависит прежде всего от того, что расширение таким путем родственныхотношений приводит к значительному улучшению средств существования. Прощеговоря, отдать из клана женщину в жены члену другого клана означает обеспечитьсебе новый вид питания.
Этот стимул сохранялся,пока существовал запрет питаться мясом своего дикого родича — тотема.
Благодаря экзогамии всееще незначительная и изо­лированная человеческая группа становится более мно­гочисленной,оставаясь при этом внутренне сплоченной.
Подобная же картинавыясняется при изучении раз­личных пищевых запретов.
Историки религии до сих порпродолжают спор о происхождении обычая не есть свиного мяса, пытаясь решить, отарабов идет ли он или от законопослушных евреев. Запрещение есть свиное мясопроистекает попросту из того факта, что  в  какой-то  определенный  период своего  развития семитские народы переживали, как и все прочие народы, эпохутотемизма и изначально считали свиней и вепрей своими животными-родичами,священными животными. Соответственно они были табу для всех охотников.Впоследствии  представление  об этом древнейшем  явлении было утрачено, нозапрет сохранился и был узаконен религией, а для его оправдания изобрелифантастические обоснования.
Христианская обрядностьполна символики и преданий, касающихся целого ряда различных животных, вошедшихв фонд поэзии, искусств и часто также в теоло­гическиеучения. Агнец и пастырь, чудесный лов рыбы в преданиях обитателейкатакомб и первых апологетов христианства, отождествленная со «святым духом» го­лубка,сказание о змее-искусителе — все это темы, кото­рые ныне стали неотъемлемой частьюхристианского вероучения. Но они же встречаются и во множестве дру­гих религийи не являются одним только порождением богатого поэтического воображения.Искусство впослед­ствии обработало реальный материал того периода ис­торииобщества, когда все эти животные находились в определенных отношениях с людьми.
Чтобы объяснить зарождение этих символов, мы должнывсегда обращаться к фазе тотемизма.
На деле же, прежде чемвойти в христианскую сим­волику, рыба была тотемом различных палестинскихплемен, промышлявших рыбной ловлей. С переходом к более развитым формамобщественной жизни этот тотем преобразовался в персонифицированного бога.Божества с головой рыбы часто встречаются во многих других ре­лигиях той жеэпохи.
Подобным же образом можно истолковать христиан­скиймотив голубки — «священного» животного в Малой Азии и у ряда славянских племен— или змеи, которую израильтяне района пустыни почитали как символ таин­ственногобожества, иногда отождествляемого со «злой силой», а также упоминания о баране,агнце и козлище. Известна древняя тотемическая традиция «козла отпущения»,которая вновь оживает в истории еврейского  народа: животное, обремененное грехами  целого  пле Чтобы объяснить зарождение этих символов, мы должны всегдаобращаться к фазе тотемизма.
На деле же, прежде чемвойти в христианскую сим­волику, рыба была тотемом различных палестинскихплемен, промышлявших рыбной ловлей. мени, отягченное всем, что рассматриваетсякак нечистое, изгоняется из поселения в пустыню, где издыхает, тем самым племя избавляетсяот проклятия или наказания.
И вот на этой стадии мыуже встречаем глубокие из­менения, происшедшие в структуре общества.

6. Отживотного-тотема к животному-богу 
Вполне возможно, чтоособенные заботы по отноше­нию к животному-тотему способствовали приручению ивыращиванию отдельных животных.
В самом деле, длямагических обрядов, способствующих охоте, и для ритуальных трапез, которые вконце концов превратились в коллективное причастие верую­щих,— для всего этогонеобходимо было иметь под рукой, в клетках или специальных загонах, «священных»животных. Если это объяснение верно, мы сталкиваемся с одним из типичныхслучаев обратного воздействия на экономическую структуру возникшей из нееидеологии, в какой-то мере изменяющей первоначальные производ­ственныеотношения.
Несомненно, однако, чтопереход от первого фазиса общества, основанного на охоте, к скотоводству иранним формам земледелия определяется не религиозными мотивами, а развитиемновых орудий труда и формированием новых экономических и общественных отношениймежду людьми.
Возникновение земледелия,последовавшее вслед за открытием первых грубых земледельческих орудий дляобработки земли, означало распад и уничтожение куль­тов, основанных натотемизме. На смену магическим танцам, которые должны были способствоватьуспешной охоте, пришли различные обряды плодородия, вульвар­ные и фаллическиекульты, которые еще не представ­ляли собой ничего скандального иливакханального, а попросту считались благоприятными для плодородия полей.
Поклонение животному-предку мало-помалурастворяется в поклонении природе. Это очень медленный процесс, в которомразличаются отдельные этапы.
Не все тотемы былиживотными. Бедность фауны в некоторых районах и быстрое увеличение количестваобъединенных между собой групп людей уже приводили и ранее к использованиюотдельных органов или частей тела  животных в качестве суррогатов тотема.Таковы, например, ягодичные утолщения кенгуру (в Австралии) или хвосты рядаживотных. В других случаях тотемом постепенно, путем ассимиляции становилисьтравы, овощи, растения. Когда же мы обнаруживаем использование в качестветотемов неодушевленных предметов или явлений природы, это означает, что внедрах общества начались существенные изменения. Возникает новая форма разделениятруда между группами охотников; появляется специализация, лежащая в основеремесла; начинается возделывание земли, и солнце, ветер, дождь, луна, облакаприобретают все большее значение в жизни общества.
Животное-предок, пока ещев свойственном ему образе зверя, начинает приобретать качества, характерные дляявлений природы. Превратившийся в пастуха и земледельца человек чувствует себяв новых отношениях с атмосферными явлениями, которые постоянно воздействуют наего труд. Тотем все чаще переносит свое местопребывание с земли ввысь — нанебо, в горы, облака. Зарождаются олицетворенные силы, которые, как кажетсячеловеку, главенствуют в развитии жизни и общества.
Здесь мы обнаруживаемдругой, производный процесс. Одновременно с возникновением новых форм труда иорганизации общества зарождается частная собственность, появляются классы ивозникает режим эксплуата­ции человека человеком.
Преобразованиеживотного-тотема в животное-боже­ство, которое может также причинять зло ипотому дол­жно быть обезврежено и умилостивлено,— это религиоз­ное отражениеновой общественной структуры, основан­ной на дискриминирующей власти касты,вождя, руково­дящего слоя.Заключение
Религия не появляется вместе с человеком. Сотни и,может быть, тысячи веков на нашей земле, возраст которой, вероятно, равен 4миллиардам лет, группы людей, подобно животным, питались травами, кореньями,соками растений, улитками и насекомыми, бро­дили в теплых и сырых лесахдоледникового периода.
Они еще не знали огня ине испытывали потребности в жилище и одеждах.
Первым орудием труда,которое вызвало подлинный переворот как в физическом облике людей, так и в ихоб­ществе в ходе все большего выделения человека из жи­вотного мира, явиласьрука. Тот процесс, который антро­пологи назвали открытием руки, ставшей в однои то же время орудием и продуктом труда, послужил образова­нию основныхпризнаков человека: мышления, языка и вертикального положения тела.
В данной работе авторыпопытались раскрыть становлении религии, ее зарождение в первобытном обществе,проследили путь ее возникновения от тотема до персонифицированного бога.
Списоклитературы
 
1.   Гараджа В. И. Религиеведение: Учеб.пособие для студентов высш. Учеб. заведений. – М.: Аспект Пресс, 1995.
2.   Донини А. Люди, идолы и боги. Очеркиистории религий. М.: Издательство политической литературы, 1966.
3.   Доусон К. Г.Религия и культура пер. с англ., вступ. ст. и коммент. К. Я. Кожурина.-СПб.: Алетейя, 2000.
4.   Зыбковец В. Ф. Человек без религии. Уистоков общественного сознания. М.: Издательство политической литературы, 1967.
5.   Квеннелл М.Первобытные люди. Быт, религия, культура пер. с англ. Т. М. Шуликовой.- М.: Центрполиграф, 2005
6.   Крывелев И. А. История религий.Очерки в двух томах. Т. 1. М.: «Мысль», 1975.
7.  Мень А. В. История религии в 7 т. В поисках пути, истины и жизни. Т. 2.Магизм и единобожие: Религиозный путь человечества до эпохи великих Учителей.-М.: Слово, 1991.
8.   Померанц Г. С.Великие религии мира.- М.: Унив. кн.:Per Se, 2001.
9.   Тайлор Э. Б.Миф и обряд в первобытной культуре пер. с англ. Д. А. Коробчевского.-Смоленск: Русич, 2000.
10.           Токарев С. А.Религия в истории народов мира. М.: Политиздат, 1976.
11.           Угринович Д. М.Искусство и религия: (Теорет. очерк). – М.: Политиздат, 1982.
12.           Философский энциклопедический словарь ред.-сост. Е. Ф. Губский [и др.].-М.: ИНФРА-М, 1999.
13.           Хомутов А. Е. Антропология учеб. пособие.- Ростов н/Д: Феникс, 2003.
14.           Элиаде М. Словарь религий, обрядов и верований При участии Г. С. Винер.-М.; СПб.: Рудомино:Унив. кн., 1997.
15.                                                                      Миголатьев А.А. Философия культуры //Соц.-гуманит. знания.-2002.- № 6.-С.75-82.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.