Московский Городской Педагогический Университет
курсовая работа на тему:
«Роль лидера в международных организациях»
(роль Генерального секретаря в ООН)
студентки факультетасоциологии 22 группы
Волошиной ИриныАлександровны
Научный руководитель:
И.П. Ермаков
Москва 2006
Содержание
Введение……………………………………………………………………3Главапервая: Структура ООН…………………………………………………………………………5
1.
2. Деятельность секретариата……………………………………….....7
Глава вторая: Роль личности в организации………………………………………………………………....81.РольГенерального секретаря в ООН………………………………..10
2 Формальные и неформальные роли секретаря.……………………..13
3 Кофи Аннан- 7 Генеральныйсекретарь ООН…………………........14
4. «Мировая» ответственность…………………………………………18
Вывод…………………………………………………………………............20
Заключение…………………………………………………………………...21
Комментарии к работе…………………………………………………… 22
Литература……………………………………………………………………23
1.Введение
В настоящемвремени и пространстве, где глобализация, охватила все сферы человеческойдеятельности, начинают исчезать границы между государствами (это Европейскийсоюз, СНГ и т.д.), проблемы одной страны решаются совместными усилиями многихстран. По праву преамбула Устава Организации Объединенных Наций начинается сослов: «Мы, народы!»1 это говорит о том, что общий дом всех народов это не территорияотдельно взятого государства, это не континенты, это наша планета Земля. Вотуже 60 лет ООН выступает мировым арбитром по урегулированию межнациональных отношений.За это время сначала освободились отколониализма народы Азии и Африки, более эффективной стали защищаться правачеловека, страны стали более тесно сотрудничать по вопросам борьбы стерроризмом, решаются экологические проблемы. Для многих ОрганизацияОбъединенных Наций стала воплощением единства всех народов, организацией, котораяв силах, а главное вправе решить многие трудности. Не стоит забывать, что этой организациейуправляют люди, такие же, как и мы: хорошие, плохие. Именно в их руках находятсяважнейшие механизмы урегулирования конфликтов. Поэтому так важно, на мойвзгляд, разобраться, кто является, так называемым «мировым арбитром»? Внастоящее время не существует работ по вопросу о роли генерального секретаря вООН. Но, безусловно, эта проблема является ключевой в понимании структуры идеятельности самой организации.
В качестве объекта в данной работевыступает личность генерального секретаря в ООН. Предметом выступают деятельность, документы генеральных секретарей. Цель-определение роли личностигенерального секретаря в деятельности ООН.
В даннойработе поднимаются следующие проблемы: выявление роли генерального секретаря ворганизации ООН (номинальные и фактические). Анализ современного положениягенерального секретаря в данной организации. В ходе работы были сформулированы гипотезы: в настоящее время генеральныйсекретарь наилучшим образом сочетает в себе профессиональные качестваруководителя и представителя международной организации («человек мира»),деятельность международных организаций во многом зависит от ее лидера, бюрократическийаппарат выступает как хранитель «традиций» данной системы.
ВыборОрганизации Объединенных Наций в качестве примера не случаен. Так как, ясчитаю, что в настоящее время это наиболее перспективное международноеобъединение, которое в состоянии урегулировать общемировые проблемы. Под эгидойООН решаются политические, экономические вопросы, прекращаются войны,подписываются международные договора о сотрудничестве, а главное спасаютсяжизни людей! За решение этих вопросов отвечают десятки тысяч человек,посвятивших себя служению обществу, работе в ООН. Одним из таких людей являетсяГенеральный секретарь-лицо выбранное, или выбравшее роль «человека мира»?
Актуальность проблемы, в том, что для всехважно, кто будет способствовать, или не способствовать(по ряду причин) решениюмировых проблем. Как это производиться, какими способами, под какими лозунгами и за какие деньги? Но ясно одно, мыво многом зависим от этих решений. Любой человек на нашей планете являетсячастью мирового сообщества, проблемы одного человека-это проблемы всегосообщества. Так как индивидуальные проблемы как зеркало отражают болезниобщества.
РольГенерального секретаря должна быть более понятна общественности, тогда будет иболее ясна политика, а значит и деятельность ООН.
Глава 1
Структура ООН
«…международная системана протяжении нескольких сотен лет так же становится более упорядоченной ирегулируемой от Вестфальской системы через священный союз к ООН …существовалонегласное мнение о том, что мы облегчаем свое положение, двигаясь в направлениисоздания функционального всемирного правительства…»2
1.Создание организации и ее устав
Появление ООН было обусловлено целым рядомобъективных факторов военно-стратегического, политического, экономическогоразвития человеческого общества конца второго тысячелетия. Создание ООН явилосьвоплощением извечной мечты человечества о таком устройстве и организациимеждународного общежития, которые избавили бы человечество от бесконечности чередывойн и обеспечили бы мирные условия жизни народов, их поступательноепродвижение по пути социально-экономического прогресса, процветания и развития,свободного от страха за будущее.
В ходе работы Конференции в Сан-Франциско 25апреля 1945г. Был подготовлен текст Устава ООН, который был подписан 26 июня 1945г. Со дня вступления в силуУстава ООН 24 октября 1945г., когда нахранение Правительству США была сдана последняя 29-я ратификационная грамотаСССР, официально отсчитывается начало существования ООН. По решению ГенеральнойАссамблеи, принятому в 1947г. День вступления в силу Устава ООН был официальнообъявлен ”Днем Объединенных Наций”, который торжественно отмечается ежегодно в странах – членах ООН.
Устав ООН воплощает в себе демократические идеалы,что находит свое выражение, в частности, в том, что он утверждает веру восновные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, вравноправии мужчин и женщин, закрепляет равенство больших и малых народов.
Устав ООН устанавливает в качестве своих основныхцелей поддержание международного мира и безопасности, улаживание мирнымисредствами, в согласии с принципами справедливости и международного права,международных споров и ситуаций. Он определяет, что ООН основана на принципесуверенного равенства всех ее членов, что все члены добросовестно выполняютобязательства по Уставу, чтобы обеспечить им всем в совокупности права ипреимущества, вытекающие из членства в Организации, что все члены должныразрешать путем и воздерживаться от угрозы силой или ее применения и что ООНимеет права на вмешательства в дела, по существу входящие во внутреннююкомпетенцию любого государства (ст.2). В Уставе ООН подчеркивается открытыйхарактер Организации, членами которой могут быть все миролюбивые государства (ст.4).
Отмеченные и другие демократические положения, принципы и идеалы Устава ООН ещедалеко не полностью реализованы, не потеряли своей актуальности и значимости иих внедрения в практику международной жизни является одной из насущных задач,стоящих перед ООН в XXIв.
Главным органом ООН являются Генеральнаяассамблея, совет Безопасности, Экономический Социальный Совет (ЭКОСОС), Совет по Опеке, Секретариат и МеждународныйСуд.
Более подробная структура приведена ниже в таблице:
Из таблицы наглядно видно, что секретариат зависит от ГенеральнойАссамблеи и более никому не подчиняется. В свою очередь Генеральная Ассамблеявыполняет множество функций, так как от ее работы зависит функционирование все комитетов. В своей работе я не считаюцелесообразным расписывать задачи этих комитетов. Скажу лишь то, что ихдеятельность напрямую зависит от секретариата, главой которого является Генеральный секретарь.
2.Деятельность секретариата
Для дальнейшего рассмотрения роли генерального секретаря следует более подробно остановиться надеятельности секретариата ООН.
Секретариат,представляющий собой международный персонал, работающий в Центральныхучреждениях Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке и по всему миру,выполняет разнообразную повседневную работу Организации. Он обслуживает другиеглавные органы Организации Объединенных Наций и управляет процессомосуществления разрабатываемых ими программ и стратегий. Во главе его стоитГенеральный секретарь, который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендацииСовета Безопасности на пятилетний срок, который может быть возобновлен.
Задачи, выполняемые Секретариатом, так же разнообразны, как и проблемы,которыми занимается Организация Объединенных Наций: от руководства операциямипо поддержанию мира до посредничества в международных спорах. СотрудникиСекретариата также наблюдают за экономическими и социальными тенденциями ипроблемами; готовят исследования по таким темам, как права человека иустойчивое развитие; организуют международные конференции по проблемам мировогозначения; наблюдают за тем, как выполняются решения органов ОрганизацииОбъединенных Наций; выполняют перевод устных выступлений и документов наофициальные языки Организации; и осуществляют программы распространенияинформации с целью ознакомления мировых средств массовой информации с работой ОрганизацииОбъединенных Наций.
«ШтатСекретариата насчитывает более 25 000 мужчин и женщин из приблизительно 160стран мира. Будучи международными гражданскими служащими, они, как иГенеральный секретарь, отчитываются о своей деятельности только передОрганизацией Объединенных Наций и приносят присягу, обязуясь не запрашивать ине получать указаний от какого бы то ни было правительства или власти,посторонней для Организации.»3. В соответствии со статьей 100 Уставакаждое государство-член обязуется уважать строго международный характеробязанностей Генерального секретаря и персонала и не пытаться оказывать на нихненужное влияние при исполнении ими своих обязанностей.
Но не стоитзабывать, что такое количество рабочего персонала может быть очень опасным для плодотворнойдеятельности организации. Это связано с бюрократизацией аппарата. Работа в ООНдает явные преимущества, поэтому, что есть люди «…цепляющиеся за привилегии,которые прекрасно знают, что «все должно меняться ради того, чтобы ничего неизменилось»4 Очень важно,чтобы степень бюрократизации оставалась стабильной. То есть резко неувеличивалась и резко не уменьшалась. Потому что подобные скачки еще болееопасны для системы, нежели наличие самой бюрократии как факт. Проблемыбюрократии наряду с М.Блаурассматривал А.Голднер. В 1954 году была напечатана его работа «Моделииндустриальной бюрократии», в которой поднимается проблема безличноговзаимодействия между управляемыми и управляющими. Это ярко проявляется вконфликтных ситуациях, когда ситуации выходят из под контроля. Голднер приходит к выводу, что под контроль надо брать неситуацию, а бюрократию. Находящиеся под контролем чиновники составляютстабильную, эффективно работающую организацию. В этом случае возрастает рольличности в организации. От ее умелого баланса зависит деятельность организациикак внутренняя (взаимоотношения в коллективе), так и профессиональная. Так как если подходить кэтому вопросу с феноменологической точки зрения, то именно человек, личностьсоздает общество. Человек-творец, который приспосабливается к реальности. Темсамым ее конструируя.
Глава 2.
Роль личности в организации
Роль личностив организации изучали многие Российские и зарубежные психологи. В отечественнойпсихологии связь личности с производимой ею деятельностью широко исследоваласьи нашла своё выражение в структурированном деятельностномподходе, согласно которому между субъектом и его деятельностью происходитвзаимовлияние (Л.С.Выготский, С.А. Рубинштейн, А.Н.Леонтьев и др.).5
Но в нашей работе нас будет интересовать лидерне с психологической точки зрения, а с социологической. Социологиярассматривает лидера с точки зрения социальной системы.
В современной социологии наиболее распространена концепция, в которойлидер рассматривается как взаимодействие черт лидера, групповой ситуации,психологических «ожиданий» последователей, их реакции на лидера. Многие исследованиялидерства опираются на типологию авторитета,предложенную немецким философом и социологом М. Вебером.Изучение лидера в социологии и социальной психологии направлено на разработкуметодов эффективного лидерства и отбора лидеров. Созданы психометрические исоциометрические тесты и методики (К. Левин, Дж. Морено и др.), применениекоторых в малых группахприносит известные практические результаты.
Из этогоследует, что лидер объединяет, направляет действия всей группы, котораяожидает, принимает и поддерживает его действия. Частично перекрываясь понятиями«управление», «руководство», лидер характеризует вместе с тем и специфическуюформу отношений в группе или организации. Тип лидера всегда связан с социальнойприродой общества и специфическим характером и структурой группы. А так же сосферой её жизнедеятельности, специфическими признаками ситуации,психологическими особенностями участников, целей деятельности и личностилидера. В системе совместной деятельности лидер возникает как объективнаяпотребность определённой группы, преломившаяся в сознании участников ипринявшая форму ожиданий и требований, обращаемых к человеку, исполняющему рольлидера.
Постилю различают авторитарное лидерство, предполагающее единоличное направляющеевоздействие, основанное на угрозе применения силы, и демократическое лидерство,позволяющее членам группы участвовать в установлении целей и управлении её деятельностью.Для любого из этих видов лидерства в разной степени важно понимать роль лидерав организации. В авторитарном обществе лидер несет в себе сакральный характер.И является несокрушимым авторитетом в решении любых вопросов. Но этот вопроснас, в данном случае, интересовать не будет. Наиболее интересно будет рассмотретьдемократическое лидерство. Здесь лидер — это представитель, доверенное лицо, выразитель основных интересов иценностей группы. Всовременной управленческой литературе часто используется и другое понятие — лидер организации, рассматриваемый как «человек,эффективно осуществляющий формальное и неформальное руководство; это»человек, играющий в группе ключевую роль в отношении направления,контроля и изменения деятельности других членов группы по достижению групповыхцелей
Принятосчитать, что лидерство определяется:характеристиками самого лидера; позициями, потребностями и прочими характеристиками его последователей; характеристиками организации (ее целями, структурой); социальной, экономической и политической средой
В итогеполучается, что лидер все больше ассоциируется в сознании людей с самойорганизацией. Лидер все больше превращается во вдохновителя масс на те или иныедействия. При этом речь идет не только о массах работников, но и на людей, накоторых направлена деятельность организации. Получается, что чем престижнее(популярнее) лидер-вождь, тем престижнее сама организация и ее деятельность,и/или наоборот…. Недаром еще Б. Шоу остроумно заметил, что «искусство управления заключается ворганизации идолопоклонничества».
Существеннойдля анализа управленческого труда является проблема индивидуального стиля управленческойдеятельности. Не так давно Р.Блейк и Д. Моутон выделили следующие варианты индивидуальногостиля управленческой деятельности: стиль, максимально ориентированный на задачу и минимально — на людей; стиль, максимально ориентированный на людей и минимально — на задачу; стиль с минимальной ориентацией, как на людей, так и на задачу (руководитель стремится сохранить формальный статус, чтобы не выступать нарушителем спокойствия); стиль, отражающий среднюю степень заинтересованности в людях и в деле (обычно такой руководитель ориентируется на коллегиальное принятие решений); стиль, характеризующийся максимальной заинтересованностью в людях при максимальной направленности на задачу; оппортунизм, олицетворяющийся изменчивой комбинацией стилей, ориентированных на удовлетворение сугубо эгоцентрических потребностей; патернализм, где ведущими оказываются мотивы поддержания, приобретения высокого статуса в неформальной и во внеформальной подструктурах.
В связи с этимвозникает проблемавыбора и формирования своего стиля. В больших, особенномеждународных организациях формированием стиля руководителя занимаются PR — компании. Теперь в капиталистическом обществе принято считать, что дажехороший, опытный лидер не добьется успеха без предварительной PR — акции. Но при этом нестоит забывать слова И. Валлерстайна: «Капитализм,как историческая система, далек от того, чтобы быть успешным и победоносным, оннаходится сегодня в состоянии неимоверных структурных трудностей…»2
1.РольГенерального секретаря ООН
Генеральный секретарь назван в Уставе «главнымадминистративным должностным лицом» Организации. Разумеется, его роль гораздошире. Генеральный секретарь — в равной степени дипломат и активист, примирительи инициатор — в глазах международного сообщества является символом ОрганизацииОбъединенных Наций. Эта задача требует большой энергии, чуткости и воображения,к которым Генеральный секретарь должен добавить неистребимое чувство оптимизма— веру в то, что выраженные в Уставе идеалы можно воплотить в реальность.Нынешним, седьмым на этом посту Генеральным секретарем Организации ОбъединенныхНаций является Кофи Аннан, который вступил в должность 1января 1997 года.
Работе Генерального секретаря присуще определенноетворческое напряжение, которое вытекает из определения, даваемого этойдолжности в Уставе. Устав предусматривает за Генеральным секретарем праводоводить до сведения Совета Безопасности о любых вопросах, которые, по егомнению, угрожают международному миру и безопасности. Он также призывает еговыполнять «такие другие функции», какие возлагаются на него СоветомБезопасности, Генеральной Ассамблеей и другими главными органами ОрганизацииОбъединенных Наций. Таким образом, Генеральный секретарь, выступая рупороммеждународного сообщества, находится при этом на службе у государств-членов,т.е. исполняет роли, которые, казалось бы, гарантируют определенные трения.Однако эти широкие рамки отнюдь не ограничивают работу Генерального секретаря,а наделяют его чрезвычайным мандатом на практические действия.
Генеральный секретарь известен широкой общественностипрежде всего благодаря использованию своего авторитета и беспристрастности —своих «добрых услуг» — в интересах «превентивной дипломатии». Речь идет омерах, принимаемых Генеральным секретарем или старшими должностными лицамиОрганизации публично или в приватном порядке для того, чтобы предотвратитьвозникновение, эскалацию или разрастание международных споров. А посколькупроисходящие события и кризисы получают общемировой резонанс, слова и делаГенерального секретаря могут иметь глубокое воздействие.
Однако его работа предусматривает и обыденныеповседневные консультации с мировыми лидерами и другими людьми, участие вработе сессий различных органов Организации Объединенных Наций и поездки повсему миру в рамках общих усилий по улучшению положения на международной арене.Каждый год Генеральный секретарь публикует доклад, в котором оценивает работуОрганизации и излагает свое видение ее будущих приоритетов.
Работа Генерального секретаря определяется каждым из нихи в привязке конкретно к своему времени. Например, в 1992 году тогдашнийГенеральный секретарь Бутрос-Гали подготовил попросьбе Совета Безопасности «Повестку дня для мира» — далеко идущее предложениепо вопросам поддержания мира и миростроительства вэпоху после окончания «холодной войны». Аналогичные смелые инициативы ожидаютсяот нынешнего и будущих генеральных секретарей. Сейчас, когда мировое сообществовступает но вомногом неразведанную территорию, функции Генерального секретаря тоже обретаютновый динамизм и направленность.
С социологическойточки зрения важно отметить, что не только организация влияет на личность, но иличность на организацию. В данном случае это очень важно. Учитываяспецифический характер организации. Я не боюсь употреблять слово специфический,так как считаю, что любая деятельность, связанная с миротворчеством являетсяособенной, требует очень осторожного, индивидуального подхода и поэтомуявляется специфической, так же в силу своей исключительности и значимости.
Огромный грузответственности ложится на плечи «человекамира». В этом есть свои плюсы и минусы, рассмотрим их. Плюс в том, чтоконкретная личность-это облик надежды, это лицо с которого в случае чего можновзыскать, это человек, которому доверяют свои жизни миллионы людей (в таком значении роль Генерального секретарясхожа с ролью президента страны). Главный минус в том, что не всегда одналичность в состоянии отвечать за деятельность своего разветвленного аппарата и тогда людской гнев возлагается ивымещается на этом не состоявшемся лидере. Если один человек наделен такимибольшими возможностями и играет значительную роль в обществе, то следуетопасаться того, что этот человек может исполнять чью-то конкретную волю. Здесьуместно вспомнить, что в 60 летней истории ООН возникали подобные ситуации.Когда власти какой-либо страны имели сильное давление на волю и поступки главного лица ООН.
С 1946 по 1952год на посту первого Генерального секретаря находился ТрюгвеЛИ (1946–1952) – норвежский политик, глава МИД вправительствах Рабочей партии. Во время Корейской войны он пошел на прямойконфликт с СССР, выступая за решениеисхода войны в пользу США. После протестов мировой общественности конфликт былулажен выводом Американских войск с территории Кореи. Но когда Трюгве Ли был переизбран на пост Генерального секретаряповторно Москва применила право вето. Тогда США провели его кандидатуру, минуяСовбез, через Генассамблею – единственный такой случай в истории ООН. СССР иего союзники отказались признавать Ли в качестве генсека, и в 1952 году Ли ушелв отставку. Этот яркий пример показывает, что не всегда уполучаетсяоставаться объективным лидером.
Подобная ситуация произошла в конце 90-х годов. Когда Бутрос БУТРОС ГАЛИ (1992–1996) –выпускник Сорбонны, доктор международного права. Египетский дипломат, один изархитекторов Кемп-Дэвидских мирных соглашений сИзраилем 1979 года. В первые месяцы пребывания на посту генсека предложилконцепцию «построения мира» вместо «поддержания мира». К середине 1993-го онпосетил 19 стран и провел инспекцию 13 миротворческих операций. Пришел квыводу, что в своей внешней политике США руководствуются идеологическимимотивами, вступил в конфликт с Вашингтоном, в результате администрация Клинтонаприменила право вето против его переизбрания на второй срок.
Подобные случаи не могут не радовать, так как мы видим,что подобные действия решительно подавляют попытки склонить ООН к коммерческойдеятельности. Для подобной организации эта слабость была бы губительной. Поэтому поводу И.Валлерстайн сказал, что: «…нейтралитетслабой, основанной на федеративных началах Организации Объединенных Нацийстанет еще более сомнительным. В такой ситуации способность ООН к«миротворческой» деятельности, существенно ограничивается…»6
Остается надеется, что и в дальнейшем, люди, получившиепост генерального секретаря будут думать, в-первуюочередь, о миллионах обделенных и жаждущих помощи, а не о себе!
В 2003 году Российский фонд «Общественное мнение»проводит исследование. Выводы, к которым они приходят таковы:по результатам опроса, проведенного среди1500 респондентов. Тем не менее, по словам 51% опрошенных,в современном мире ООН играет положительную роль.
Многие участники опроса винят в ослаблении влияния организации США,которые «демонстративно игнорируют решения ООН, пользуясь своей экономическойи политической силой, а также финансовой зависимостью ООНот Америки». Другие видят причины в самой ООН, которая «себя изжила»,«не успевает перестраиваться в соответствии с реалиямисовременного мира». Кроме того, ослаблению ООН способствовали распад СССР,который «оказывал ООН поддержку», а также расширение НАТО.7
Мне кажется, что подобные данные связаны с тем,что население нашей страны слишком мало информировано о деятельности этойорганизации. Конечно, существование официального сайта ООН делает информациюдоступной, но если говорить о статистических данных, констатаций фактов идругих подобных документов, то на лицо их отсутствие. А подобная информацияпросто необходима, причем, она не должна быть однозначной, она должна менятьсяи оспариваться, так как «Документированная информация о социальных явленияхисторически ограничена и неоднозначна.»8
2.Формальные и неформальные ролисекретаря
Говоря о ролиГенерального секретаря в ООН, мы должны понимать, что генсек помимо прав иобязанностей одновременно является носителем множества ролей. Одни из которыхформальные, другие неформальные. Под формальными ролями мы будем понимать то,какими властными правами обладает исполнитель данной роли, каково его положениев формальной иерархии распределения влияния на деятельность организации. Роли,расположенные на одном иерархическом уровне, могут иметь различный формальныйстатус, так как он определяется не только уровнем иерархии, но и сферой деятельности,к которой относится роль. Формальная роль Генерального секретаря в том, что онявляется главным должностным, административным лицом.
Неформальныйстатус роли придается ей окружающими людьми. Он задается либо персональнымихарактеристиками исполнителя роли, либо же неформально определенным значением ивлиянием роли в организации. Человек может обладать особыми личностными чертамилибо же возрастными и квалификационными характеристиками, которые будутвызывать повышенное уважение окружающих и готовность признавать его лидерскоеположение, более высокое, чем определенное формальным статусом роли. Обычно суходом данного конкретного человека с данной роли ее статусное положениевосстанавливается до формального, а иногда и ниже формального. Бывают роли,которые формально находятся на невысоком и даже низком статусном уровне, однаков силу особого характера работы они имеют существенно более высокий статус, чемформально установленный. Обычно это вспомогательные роли, обслуживающиеисполнение важной по формальному статусу роли, либо же роли, связанные суникальными видами деятельности, редкими по содержанию и сильными по степенивоздействия и возможным негативным последствиям. Если быть более конкретными поданному вопросу, то не формальными ролями генсека являются его личные взгляды,убеждения, которыми он руководствуется, принимая решения.
Нельзязабывать о неформальных ролях. Мы все люди, у нас у всех свои проблемы, своиидеи, свои надежды, свои беды и горести. Все эти субъективные факторы взначительной или незначительной степени отражаются на нашей деятельности. Вслучае с Генеральным секретарем влияниеэтих факторов должно быть минимально. А не формальные роли не должныподчиняться, входить в рамки формальных ролей.
3.КОФИ АННАН – 7 ГЕНЕРАЛЬНЫЙ СЕКРЕТАРЬ ОРГАНИЗАЦИИОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ
Кофи Аннан — седьмой Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций, который в товремя, когда он получил это назначение, был заместителем Генерального секретаряпо операциям по поддержанию мира, — пришел на эту должность, имея большой опыти знания, которые он накопил более чем за три десятилетия службы в этойвсемирной Организации. Являясь гражданином Ганы, который свободно владеетанглийским, французским и несколькими африканскими языками, он был назначен на этудолжность Генеральной Ассамблеей 17 декабря на срок полномочий, начинающийся 1января 1997 года.
У г-на Аннанавесьма впечатляющий послужной список в Организации Объединенных Наций, где онзанимался не только вопросами управления — администрация, бюджет, финансы икадры, — но и вопросами беженцев и поддержания мира. Он выполнил также рядсложных дипломатических поручений, включая переговоры о репатриации более 900международных сотрудников и освобождении заложников из западник стран в Иракепосле вторжения этой страны в Кувейт в 1990 году, инициирование обсужденияпринципа «нефть в обмен на продовольствие» в целях ослабления остротыгуманитарного кризиса в Ираке и руководство процессом перехода от СилОрганизации Объединенных наций по охране (ОООНО) в бывшей Югославии кмногонациональный Силам по выполнению Соглашения (СВС), возглавлявшимОрганизацией Североатлантического договора (НАТО), после Дейтонского мирногосоглашения 1995 года.
Этот большойопыт в области управления и поддержания мира — а это такие две области, которыеимеют огромное значение для будущего Организации на одном из переломных этаповее истории, — дополняется тем, что новый Генеральный секретарь придает большоезначение экономическому развитию и социальной справедливости. Как он заявил входе своего выступления в Генеральной Ассамблее после своего назначения,«должно появиться новое понимание мира и безопасности». По егословам, мир начинает признавать, что у конфликтов много корней, что мирзиждется на экономической и социальной стабильности и что «нетерпимость,несправедливость и угнетение — а также их последствия — не признаютнациональных границ». Затем он добавил: «Сейчас мы знаем лучше, чемкогда-либо ранее, что устойчивое экономическое развитие — это не такой вопрос,который сводится лишь к проектам и статистике. Прежде всего это вопрос о людях- реальных людях с основными потребностями: продовольствие, одежда, жилье имедицинское обслуживание».
Являясь первымГенеральным секретарем, который вышел из рядов международной гражданской службыи который работал в Аддис-Абебе, Каире, Женеве, Исмаилии(Египет), а также в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций вНью-Йорке, г-н Аннан хорошо знает и деятельность Организации на местах, нанизовом уровне, а также мнения сотрудников всех уровней в местах службы,разбросанных по всему миру.
Его послужной список в ООНначинается с1марта 1993 года до назначения Генеральным секретарем, за исключением периода с1 ноября 1995 года по март 1996 годя, Кофи Аннан был Специальным представителем Генеральногосекретаря по бывшей Югославии, где г-нАннан работал в качестве заместителя Генерального секретаря по операциям поподдержанию мира, а в течение года до этого он был помощником Генеральногосекретаря по операциям по поддержанию мира. На этих постах он содействовалразработке новых подходов к сложным и связанным с большой неопределенностьювопросам, возникшим в мире после окончания «холодной войны», длякоторого стали характерны беспрецедентный уровень международного сотрудничества,но в тоже время и масштабные потрясения, подпитываемые энергичным стремлениемутвердить свою национальную и этническую самобытность. В течение всего этогопериода нестабильности г-н Аннан добивался увеличения возможностей Организациипроводить как традиционные операции по поддержанию мира, так имногофункциональные операции и решать новые задачи в области международногомира и безопасности, такие, как «превентивное развертывание».
Для того чтобыможно было справиться с невиданным ростом числа операций — из 43 операций,осуществленных за всю историю Организации Объединенных Наций, 28 были начатыпосле 1989 года, причем большинство из них было начато после 1993 года, -г-нАннан руководил созданием «оперативного центра», который ведеткруглосуточное наблюдение за операциями Организации Объединенных Наций поподдержанию мира. Он сосредоточил также свои усилия на повышении готовностиОрганизации к поддержанию мира, запрашивая государства-члены относительновзятия обязательств в рамках «резервных соглашений» в целях предоставлениявойск, имущества и других ресурсов. По состоянию на 2 июня 1997 года 66государств-членов подтвердили свою готовность предоставить резе