Министерствообразования Республики Беларусь
УО «Витебскийгосударственный университет имени П.М. Машерова»
Факультетсоциальной педагогики и психологии
Кафедрасоциально-педагогической работы
Контрольнаяработа
«Педагогическиеосновы социальной работы»
Выполнила:
Студентка IIкурса, 22 П группы
специальность: Социальная работа
Байда Юлия Вячеславовна
Методист
Терещенко Юлия Анатольевна
Преподаватель
Качан Галина Алексеевна
Витебск, 2010 г.
Задание 1. Реферат натему «Милосердие и благотворительность как предпосылкисоциально-педагогической деятельности»
План
Введение
Глава1. Зарождение и развитие идей милосердия. Благотворительность как одна из форммилосердия
Глава2. Исторические аспекты развития социально-педагогической деятельности вБеларуси и России
Заключение
Списокиспользованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Мы все имеем нужду другв друге.
Бедный в богатом,богатый в нищем,
ничего не делающий вподающем милостыню,
подающий в принимающем…
Иоанн Златоуст
Теория и практикасоциальной педагогики связаны с историко-культурными, этнографическимитрадициями и особенностями народа, зависят от социально-экономического развитиягосударства, опираются на религиозные и нравственно-этические представления очеловеке и человеческих ценностях.
Если говорить осоциальной педагогике как области практической деятельности, то необходимочетко разграничивать социально-педагогическую деятельность как официальнопризнанную разновидность профессиональной деятельности, с одной стороны, и какконкретную, реальную деятельность организаций, учреждений, отдельных, гражданпо оказанию помощи нуждающимся в ней людям, с другой.
Социально-педагогическойдеятельности как профессии, которая предполагает специальную подготовку людей,способных оказать квалифицированную помощь нуждающимся в социальной,педагогической и морально-психологической поддержке детям и взрослым, донедавнего времени в нашей стране не было. Что же касается реальной деятельностиобщества по оказанию помощи обездоленным детям, то она имеет в Беларусиглубокие исторические корни.
Известная мечта человечестваоб «Эре милосердия» в различные исторические эпохи трансформироваласьв конкретные практические шаги по её достижению. Проблемы милосердия иблаготворительности, оказания социальной помощи нуждающимся актуальны для любойэпохи, для любого общественного строя. Но особенно остро проявляются онисегодня, на одном из переломных этапов истории Беларуси, когда количествообездоленных значительно возросло, а в обществе доминируют тенденции, ранее нехарактерные для него: безработица, вынужденная миграция, ухудшениекриминогенной обстановки, профессиональное нищенство и т.д.[3;3]
Надо сказать, что напротяжении всего развития человеческой цивилизации любое общество так или иначесталкивалось с проблемой отношения к тем его членам, которые не могут самостоятельнообеспечить свое полноценное существование: детям, старикам, больным, имеющимотклонения в физическом или психическом развитии и другим. Отношение к такимлюдям в разных обществах и государствах на разных этапах их развития былоразличным—от физического уничтожения слабых и неполноценных людей до полнойинтеграции их в общество, что определялось характерной для данного обществааксиологической (ценностной) позицией, т. е. системой устойчивыхпредпочитаемых, значимых, имеющих ценность для членов общества представлений.Аксиологическая позиция, в свою очередь, всегда бывает обусловленаидеологическими, социально-экономическими, нравственными воззрениями общества.
Историявосточных славян показывает, что в их культуре еще в период родоплеменныхотношений стали закладываться традиции гуманного, сострадательного отношения кнемощным и обездоленным людям и особенно — к детям как наиболее беззащитным иуязвимым среди них. С принятием на Руси христианства эти традиции получили своезакрепление в различных формах милосердия и благотворительности, которыесуществовали на всех этапах развития белорусского общества и государства.
Глава 1. Зарождение иразвитие идей милосердия. Благотворительность как одна из форм милосердия
Зарождение идей помощи,поддержки и защиты в древнейший период связано с развитием письменности ипроникновением через христианскую литературу представлений о призрении имилосердии к ближнему.[6; 43].
Милосердие какнеобходимая составная часть христианской этики осмысляется Феодосием Печерскимна материале монастырской жизни. Кормление «убогих странников» — необходимый атрибут монастырской деятельности. Оно тесно связано с нравственнымсамосовершенствованием личности, с её постоянной «работой» поспасению своей души. Милосердие как принцип равенства между субъектамирассматривается им в произведении – «О вере христианской и латинской».Отстаивая принципы христианской веры, «милование» как высший критерийв подходе к личности в трудной ситуации Феодосий Печерский считает важнейшейсреди человеческих добродетелей, за которую следует воздаяние Бога. [6; 48]
Однако милосердиеосмысляется не только в контексте проблематики личности, но и христианскихдобродетелей. Кирилл Туровский последовательно развивает эту идею в притче «Очеловеческой душе», где по аналогии с мировым деревом жизни даётсяклассификация христианских добродетелей. Рассматривая категории «смиренномудрие»,«покаяние», «милосердие», «нищелюбие» и другие,Кирилл Туровский располагает их в определённой логике и последовательности.Основа дерева жизни – смиреннолюбие, его начало – покаяние. Ствол дерева –благоверие. От него исходят различные ветви. Каждая из них соответствует своемувиду покаяния: «слёзы, пост, частая молитва, милостыни, смирение,воздыхания и прочее». На тех ветвях находятся различные плоды, средикоторых послушание, любовь, покаяние, нищелюбие. Таким образом, этический ионтологический смысл милосердия раскрывает в данных подходах его же социальнуюнаправленность, когда милосердие выступает необходимым атрибутом власти,принципом жизнедеятельности, отражает подходы других древнерусских книжников.
«Милость», «милосердие»,«миловати», «милование» — не являются застывшими понятиями.Вот как происходит расширение их семантических значений и образование новыхграмматических форм.
XIв.
Милостыня – милосердие,сострадание, сочувствие;
— подаяние;
Милость — милосердие,сострадание, сочувствие;
— благосклонность,особое расположение, любовь;
Милование — сострадание, сочувствие, милосердие;
— прощение,снисхождение;
Миловати — поддерживать,помогать.
XIIв.
Милостыня — благотворение, добрые дела;
Милость — милостыня,подаяние;
— плата, жалование;
Милование — готовностьпомочь, оказание милости;
Миление — сострадание.
XIIIв.
Милость — прощение,снисхождение;
Милование-благосклонность, любовь.
Впервые тема «милостивой»деятельности и ответственности субъекта за свои поступки появляется у Нестора в«Повести временны лет». По словам Нестора, вся ответственность забедствия на Руси лежит на её правителях. Но когда они следуют заветам церкви,происходит расцвет Русской земли. Эти положения раскрываются в трудах Иларионаи монаха Иакова, где в качестве аргументов они приводили страницыжизнедеятельности князя Владимира. В своей совокупности социальная деятельностькнязя построена на основе догматов церкви о милосердии, а потому и считаласьидеалом и образцом для подражания следующим поколениям.
Важная тема, котораяпроходит красной нитью в древнерусских сочинениях, — учение обогоустановленности власти, которая приобретает свой особый смысл в контекстеконцепции милосердия и правды. Будучи помазанниками Божьими, представителивласти должны вершить суд не только по справедливости, но и милосердно.Митрополит Алексей в своём поучении обращается к представителям власти: «Акнязи и бояре и вельможи судите суд милостивно: суд без милости есть нестворшему милости хвалится милость на суде…» [6;52]
Та же тема милосердия исуда находит отражение и в светской литературе, особую роль здесь играет «Поучение»Владимира Мономаха и «Моление» Даниила Заточника. Так, «Поучение»Владимира Мономаха написано им для своих детей на склоне лет. Он считает,милосердие несёт определённое знание о мире, о человеке, о том пути, которомудолжен следовать «верующий человек», значит, от него требуется «научение»,чтобы стать «благочестию свершителем». Милосердие как нравственныйпуть самосовершенствования – путь спасения не только одного субъекта, неиндивидуальный акт. Оно является примером для потомков рода, когда личностноеспасение указывает путь спасения «своему» племени.
Анализ основныхтенденций концепции милосердия был бы неполным, если бы мы не рассмотрелиподходы к милосердию с позиции «теории казней Божьих». Некоторыеучёные (Л.Н. Смольникова, В.В. Мильков) считают, что идеи апокрифическойлитературы находят отражение в древнерусской философии, истории. Эти же идеипроявляются и в концепции милосердия. В сборнике «Мерило праведное»(см. статью «О вдовахъ и сиротахъ, да не обидите ихъ») возмездие заобиду сироты и вдовы принимаются как кара Божья за неправедный суд: кто обидитсироту и вдовицу, неправедно присвоит их имение, тот на себе испытает карыгосподни. Социальная справедливость рассматривается в концепции христианскогомилосердия не только в дихотомии смысла правды и неправды, но и впротивопоставлении справедливости Бога и несправедливости дьявола. Обижая вдови сирот, субъект, по сути дела, восстаёт против Бога, принимая сторону дьявола,а посему расплата неминуема.[6;57]
В теории милосердия в XIVв.– первой половине XVIIв. Происходятсущественные перемены. Во-первых, изменяется исторический контекст, во-вторых,мыслители позднего средневековья испытывают на себе влияние различныхтеоретических школ – Дионисия Ареопагита, Иоанна Лествичника, ФилиппаПустынника и других, в-третьих, христианство как целостное мировоззрениепретерпевает различные изменения, проявляются его новые течения – от исихазмана отечественной почве до старообрядческих идей, в-четвёртых, развитиезаконодательства вносит существенные коррективы в традиционные христианскиедогматы о милосердии и людях церкви. Всё это в совокупности определилосвоеобразие подходов к идеям милосердия и оформлению основ «теориипризрения», которая со стороны государства первоначально сложилась как «теориянищепитательства».
История восточныхславян показывает, что в их культуре еще в период родоплеменных отношений стализакладываться традиции гуманного, сострадательного отношения к немощным иобездоленным людям и особенно — к детям как наиболее беззащитным и уязвимымсреди них. С принятием на Руси христианства эти традиции получили своезакрепление в различных формах милосердия и благотворительности, которыесуществовали на всех этапах развития белорусского общества и государства.
Несмотряна то, что слова «благотворительность» и «милосердие», напервый взгляд, очень близки по своему значению, они не являются синонимами.
Милосердие- это готовность помочь кому-либо из человеколюбия, сострадания, или, поопределению В. Даля, «любовь на деле, готовность делать добровсякому». Русская православная церковь с самого своего основанияпровозгласила милосердие как один из важнейших путей исполнения основнойхристианской заповеди «возлюби ближнего как себя самого». Причеммилосердие как деятельная любовь к ближнему, через которую утверждалась любовьк Богу, должно было выражаться не просто в сострадании, сочувствии кстраждущим, а в реальной помощи им. В древнерусском обществе практическоеисполнение этой заповеди сводилось, как правило, к требованию подаватьмилостыню нуждающимся. В дальнейшем получили развитие и другие формы проявлениямилосердия, наиболее значимая из которых—благотворительность.Благотворительность подразумевает оказание частными лицами или организациямибезвозмездной и, как правило, регулярной помощи нуждающимся людям. Возникнувкак проявление милосердного отношения к ближнему, благотворительность сталасегодня одной из важнейших составляющих общественной жизни практически каждогосовременного государства, имеющей свою юридическую базу и различныеорганизационные формы. Однако в каждой стране развитие благотворительностиимеет свои исторические особенности.[4; 17]
Глава 2. Историческиеаспекты развития социально-педагогической деятельности в Беларуси и России
История развитияпрактики социальной педагогики у славянских народов (белорусов, русских)корнями уходит в глубокую древность. Уже в период родоплеменных отношенийсуществовали традиции сострадательного отношения к больным, немощным, вдовам,детям. С принятием христианства эти традиции получили своё закрепление вмилосердии и благотворительности.
На основе изучения рядаисточников по истории педагогики, социальной педагогике можно выделить рядпериодов развития социальной педагогики в Беларуси и России.
I.IX– XVI вв. Анализ историко-педагогическойлитературы показывает, что в этот период стала активно развиваться личнаяблаготворительность князей, просветителей Беларуси и России, церкви. Великийкнязь Владимир «Красное солнышко» устраивал пиршества на княжескомдворе и занимался вопросами просвещения, открывая для детей школы, училища.Начинания Владимира продолжил его сын Ярослав и правнук Владимир Мономах.Документы, изданные князьями, обязывали оказывать помощь и поддержкунуждающимся людям.
Конкретныйисторико-педагогический подход к рассмотрению интересующего нас вопросапозволяет говорить, что существовал целый ряд белорусских просветителей,внесших свой вклад в развитие благотворительности и тем самым в развитиепрактической социально-педагогической деятельности. Одной из них былазнаменитая белорусская просветительница и меценатка Ефросинья Полоцкая. Ворганизованной ею школе она занималась призрением бедных детей. Другойизвестный просветитель Беларуси – Кирилл Туровский. Он уделял большое вниманиевопросам милосердия, которое рассматривал в качестве одной из христианскихдобродетелей. Необходимо отметить, что в своей воспитательной работе и Е.Полоцкая, и К. Туровский сочетали античные и христианские идеи.
Белорусскийпервопечатник Ф. Скорина смыслом человеческой доброты считал милосердную помощьнуждающимся. Вся его просветительская деятельность была направлена на служениепростым людям, на то, чтобы помочь им познать мудрость. В обучении и воспитанииФ. Скорина, С. Будны, В. Тяпинский, Я.Л. Намысловский, Л. Зизаний, К. Лыщинскийбыли приверженцами гуманистических идей античности. С их точки зрения ученик –это неповторимая индивидуальность, и учитель должен гуманно относится кребёнку, уважать его личностное достоинство.
Впериод междуусобных воин, проходивших как на Беларуси, так и на Руси, появилосьбольшое количество обездоленных детей. Заботу о них взяли на себя церковь иправославные братства. В отличие от западной церкви, которая давала толькоприют и пропитание, провославная церковь помимо призрения ещё обучала и лечилануждающихся. При монастырях и храмах открывались больницы, богадельни, приюты.[1;60]
Помимокнязей и церкви помощь оказывали простые люди и в первую очередь – детям.Существовала давняя традиция, когда о ребёнке заботилась вся родовая община.Затем эта традиция переросла в заботу о брошенных детях при скудельницах. Прикаждой скудельнице были сторожа-старцы, старушки, которые воспитывали изаботились о сиротах. [5; 21]
ВXVIв. Начинает осуществлятьблаготворительную деятельность и государство. Так, царь Иван Грозный говорил онеобходимости выявлять всех нуждающихся в помощи и строить для них специальныебогадельни, где им будет обеспечен приют и уход. Статуты Великого КняжестваЛитовского, в состав которого входили белорусские земли, содержали ряд статей,закрепляющих за нуждающимися право на защиту и поддержку.
II.Начало XVII в. До реформ 1861 г. Вэтот период, как показывает анализ социально-педагогических источников,происходит становление и развитие системы общественного призрения.Основоположником системы призрения нуждающихся явился Пётр I.Он определил категории нуждающихся, урегулировал частную благотворительность изакрепил его законодательно. Воеводы по приказу царя должны были строитьбольницы, богадельни, сиротские дома. Именно при Петре Iвпервые детство и сиротство стали объектом государственной заботы. Для этой целиоткрывались приюты для незаконнорожденных младенцев, куда их принимали ссоблюдением анонимности происхождения и на полное государственное обеспечение.Начинания Петра I продолжилаимператрица Екатерина II,построив в Москве и Петербурге императорские воспитательные дома для «зазорныхмладенцев». Она же издала указ, обязывающий губернаторов открывать домаобщественного призрения. В конце XVIIIв.Воспитательные дома были открыты в Минске, Гродно, Витебске. Забота онуждающихся стала традицией императорской семьи. Императрица Мария Фёдоровна в1789 г. Основала Попечительство о глухонемых детях. Отделения Попечительстваосуществляли свою деятельность в Минске, Гомеле, Вильно. Из вышесказанноговидно, что фактически в это время развивается социальная политика изаконодательство государства, связанные с призрением нуждающихся. Если говоритьо теоретических разработках в области социальной педагогики, то здесь можноназвать педагога и общественного деятеля И.И. Бецкого, педагога Н.И. Новикова,писателя А.Н. Радищева, которые считали воспитание движущей силой развитияличности. Видным белорусским мыслителем и педагогом XVIIв.был С.Полоцкий. [1; 60]
III.С 60-х гг. XIX в. до начала XXв.Наряду с теоретическим осмыслением социально-педагогических проблем, развиваласьпрактическая социально-педагогическая деятельность. Она осуществлялась в формечастной благотворительности и общественного призрения. В этот периоднаблюдается переход от государственной деятельности к частнойблаготворительности. В Беларуси и России создаётся сеть благотворительныхучреждений и заведений, оказывающих помощь широкому кругу детей с различнымисоциальными проблемами.[3; 47]Среди них общественные филантропическиеорганизации: «Императорское Человеколюбивое общество»; Обществопопечения о бедных и больных детях «Синий крест», в рамках которогооткрылось отделение защиты детей от жестокого обращения. В конце XIXв.в Петербурге Обществом призрения калек несовершеннолетнего возраста и идиотовоткрываются приюты для детей-идиотов и эпилептиков. Приюты для эпилептиков иумственно-отсталых детей функционировали и на территории Беларуси. [1; 61]
Частнаяблаготворительность на Беларуси осуществлялась за счёт личных средств известныхкнязей и магнатов Радзивиллов, Паскевичей, Хрептовичей, Сапеги и др. На ихсредства строились и содержались ремесленные училища, школы приюты, сиротскиедома и т.п. Например, княгиня И.И. Паскевич содержала приют для девочек-сирот,патронировала одарённых приютских детей с целью дать им достойное образование.Е.В. Потанова основала В Беларуси крупное благотворительное общество «Доброхотнаякопейка», предназначенное для оказания помощи и поддержки всехобездоленных, в том числе и детей.[3;45]
Приведенныепримеры наглядно демонстрируют, что общественно-государственное призрение детейв России и Беларуси представляло собой разветвлённую сеть благотворительныхучреждений и заведений. Их деятельность во многом определила появлениепрофессиональных специалистов, подготовка которых осуществлялась на курсахпрофессионального обучения. «Социальная школа» была образована наюридическом факультете Психоневрологического института, где одной из кафедрбыла «кафедра общественного призрения». В 1911 г. Был сделан первыйнабор студентов по специальности «общественное призрение».
Вэтот период выходит целый ряд книг по педагогике, в которых затрагиваютсяпроблемы социальной педагогики. Это позволяет проследить историю развитиясоциальной педагогики. В середине XIXв. появились работы К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, отражающие проблемы влияния навоспитание и развитие ребёнка окружающей среды, социализации личности и роли вней педагога.
Педагогическаядеятельность А. Пашкевич, Я. Коласа, К. И. Тихомирова и многих другихбелорусских просветителей строилась на гуманном отношении и любви к детям, признанииих самоценности. Аспекты социального воспитания нашли отражение впедагогических трудах многих белорусских учёных: С.К. Павловича, Ф.А.Кудринского, Д.А. Сцепуро и др.
IV.С 1917 г. До начала 90-х гг. XXв.Анализ педагогической литературы показал, что с приходом новой властинаметились и новые тенденции воспитания подрастающего поколения. Советскаясистема образования хотела воспитать нового социалистического человека.[1;62]В1920-е годы наметилась тенденция усиления внимания к вопросам социально-педагогическогохарактера. Проблемы социального воспитания подрастающего поколения, защиты иподдержки детей-беспризорников, профилактики детской беспризорности,социализации и постинтернатной адаптации воспитанников детских домов,подготовки кадров для работы в учреждениях системы социального воспитанияобсуждались на страницах журналов «Асвета», «Камунiстычнаевыхаванне».[2; 54]. Для решения этих вопросов социального воспитания сталисоздаваться специальные учебно-воспитательные учреждения. Среди них былиопытные станции Наркомпросса. Первой из них руководил С.Т. Шацкий. Созданное имвоспитательное учреждение «сетлемент» решало ряд социальных проблемдетства. И одна из них – охватить детей улицы из малообеспеченных семей,приобщить их к труду, знаниям, культуре. Летняя трудовая детская колония «Бодраяжизнь» послужила началом Опытной станции, которая осуществлялаисследовательскую и экспериментальную работу, изучая среду и её влияние наребёнка. На территории Беларуси также функционировала опытная школа-коммунаНаркомпросса в селе Литвиновичи Рогачёвского уезда Гомельской губернии подруководством П.Н. Лепешинского.
В1917 году органы частной и общественной благотворительности были упраздненыновой властью, а понятие «благотворительность» предано забвению. Советыуничтожили всю существовавшую ранее систему благотворительности. Новая властьвзяла на себя заботу об обездоленных детях, число которых в результате войн иреволюций резко возросло. Сиротство, беспризорность, правонарушения подростков- острейшая социально-педагогическая проблема того времени. В целях борьбы сдетской беспризорностью и преступностью открывались приюты, детские дома,приёмники распределители, трудовые колонии и детские коммуны. Известный педагогВ.Н. Сорока-Россинский своими работами «Детский дом», «Трудновоспитуемые»внёс большой вклад в теорию и практику воспитания трудных подростков.
Существенныйвклад в развитие теории и практики социальной педагогики внёс всемирноизвестный педагог А.С. Макаренко. Его практическая деятельность, опыт,педагогические статьи – это теория и практика социальной педагогики.
Законодательныедокументы, изданные в 30-40-е гг., свидетельствуют о том, что главной формойпризрения детей в СССР был детский дом. В нём осуществлялось обучение,воспитание, трудовая подготовка, направленная на социализацию и адаптациюребёнка к самостоятельной жизни. Что касается теоретических и практическихразработок по социальной педагогике, то после постановления 1936 г. «Опедагогических извращениях в системе Наркомпросса» они прекратились. Вгоды Великой Отечественной войны, в связи с обострением положения детей,возрождается благотворительность: открываются специальные счета и фонды дляперечисления и передачи личных сбережений населения детям. Государство открылоряд школ-интернатов для эвакуированных детей, расширило сеть детских домов длядетей воинов и партизан. На освобождённых территориях создавались суворовские иремесленные училища, дома-ребёнка, специализированные детские дома, в которыенаправлялись дети фронтовиков, партизан, партийных работников, погибших вовремя войны. В 50-е гг. в стране открылось несколько детских домов дляодарённых детей-сирот. В 60-70-е у учёных вновь появился интерес к проблемамсоциальной педагогики. В результате разрабатываются различные варианты работы сдетьми по месту жительства и ряд методических рекомендаций в этом направлении(В.Г. Бочарова, М.М. Плоткин и др.). В 80-е г. В.Д. Семёнов с коллегами изучалопыт Молодёжного жилищного комплекса и социально-педагогического комплекса,возродив тем самым понятие «социальная педагогика». В Беларуси в штатучебно-воспитательных учреждений социальный педагог был введён в 1996 г., вРоссии – в 1991 г. [1;62-63]
Заключение
Социально-педагогическаядеятельность с детьми на территории Беларуси берёт своё начало в славянскойдуховности и менталитете наших предков, особенностях их жизни и быта, усиленныхи оформленных религиозными заповедями христианства, идеями милосердия иблаготворительности.
В истории складываниясистемы благотворительной помощи обездоленным детям на Беларуси весьмазначительна роль многочисленных конфессиональных организаций, в первую очередьправославных братств с их школами и приютами, а также представителей магнатскихбелорусских родов с их богатыми пожертвованиями на организацию и содержаниеприютов, других учреждений для детей-сирот и детей из бедных семей.[3;78]
Проблемысоциально-педагогического характера (социализация, социальное воспитание)находились в поле зрения учёных Беларуси задолго до официального признаниясоциальной педагогики в качестве самостоятельной отрасли научного знания.Практическая социально-педагогическая деятельность в Беларуси в конце XIXвека развивалась в форме частной благотворительности и общественного призрения.В 1917 году, в силу коренных политических и социально-экономических изменений,началось создание новой модели защиты обездоленных, которая включала помощь иподдержку нуждающихся государственными структурами и общественнымиорганизациями. Имела место и частная благотворительность. Однако широкогораспространения она не получила.
Реформированиеобразования в послеоктябрьский период детерминировало становление социальнойпедагогики как профессионального вида деятельности. Функционировала сетьучреждений, ориентированных на социально-педагогическую деятельность, котораябыла направлена на социализацию и оказание помощи, защиты, поддержкинуждающимся детям. Выполняли эту деятельность специалисты, ставшие прообразомсовременного социального педагога. [2;56]
Позитивныйопыт, накопленный белорусской общественностью на протяжении многовековойистории благотворения на Беларуси, нуждается в тщательном изучении и творческомиспользовании в современных условиях для организации разумно сбалансированной иэффективной социально-педагогической помощи детям, в первую очередь измногочисленных социально-уязвимых слоёв населения. Он даёт ориентиры и длясовременной научной рефлексии феноменологии процесса помощи детям в самыхразнообразных формах. [3;78]
Списокиспользованной литературы
1.Андрущенко,Н.Ю. Исторические аспекты развития теории и практики социальной педагогики вБеларуси и России/ Н.Ю. Андрущенко// Сацыяльна-педагагiчнаяработа. – 2005. — №3. – с. 59-63.
2.Андрущенко,Н.Ю. Социальная педагогика в Беларуси: конец XIX–перваячетверть XX века/ Н.Ю. Андрущенко//Сацыяльна-педагагiчная работа. –2009. — №5 – с. 53-57.
3.Григорьев, А.Д. Социальная работа на Беларуси: история, опыт, проблемы./А.Д.Григорьев. – Мн.: Дизайн ПРО, 2000. – 240 с.
4.Костина, Е.Ю. История социальной работы/ Е.Ю. Костина. – Владивосток:ВЛАДИВОСТОК, 2003 – 109 с.
5.Социальная педагогика/ М.А. Галагузова. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 416 с.
6.Фирсов, М.В. История социальной работы в России: Учеб.пособие для студ. высш.учеб. заведений/ М.В. Фирсов. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 256 с.
Задание 2. Напишитеразвёрнутую аннотацию на книгу У. Глассера «Школы без неудачников»
милосердие благотворительность педагогический дисгармоничный
УильямГлассер – американский психолог, психотерапевт и педагог, исследующий «проблемучеловека». Его книга «Школы без неудачников» основана на опытеработы в качестве консультанта в школах, колледжах и исправительных учрежденияхдля малолетних преступников. Эта книга посвящена рассмотрению проблем,возникающих у детей разного возраста в процессе обучения в школе. Системаобразования, считает автор, должна быть построена таким образом, чтобы успехбыл доступен каждому конкретному ребёнку, независимо от его пола, возраста, расы,социального статуса его родителей или материального положения. Только как этогодобиться? И почему успех в жизни доступен не каждому?
Всвоей книге Глассер подробно описывает многие дисгармоничные факторы, которыедействуют на личность в семье и школе, которые в итоге приводят к ощущениюзаброшенности, отчуждённости, обездоленности и безвыходности, а школа в итогестановится для ребёнка «холодным домом». Книга описывает ряд проблемшколы в США (несовершенство системы оценивания, равнение на среднего ученика,ограниченность системы проверки знаний и т.д.), которые ждут своего решения. Ктому же многие из перечисленных проблем актуальны и для нашей системыобразования. Автор даёт не только много полезных и неординарных методическихрекомендаций, конкретных идей и практических советов, адресованных учителям,директорам школ, воспитателям, но и самим ученикам, испытывающих какие либопроблемы в семье и школе, делая уклон на воспитание личной социальной ответственностии самодисциплины.
У.Глассер за школьными проблемами неудачников (отсутствие тёплых и доверительныхотношений в семье и с учителями; смирение с отсутствием человеческихвзаимоотношений; смирение со школьными неудачами; нежелание думать о будущем;отсутствие цели в жизни и т.д.) видит огромную проблему и угрозу для всегообщества в целом, ведь это армия потенциальных неудачников и во взрослой жизни:преступников, алкоголиков, наркоманов, проституток, безработных и пациентовпсихиатрических лечебниц. Пусть это достаточно категорично, но не лишено ядраистины.
Чтобы поднять образование на новый уровень, необходимы некоторые принципиально новые подходы. У. Глассер призывает педагогов, родителей не закрывать глаза на проблемы детей, а искать новые способы их решения. Нужно с раннего детства приучать к ответственности за свою судьбу, давая шанс преуспеть, а значит, стать полезными членами общества. Автор безусловно прав в том смысле, что отягощённое неудачами прошлое не должно нависать над ребёнком дамокловым мечом. Начать как бы с «чистого листа» — такая возможность всегда должна предоставляться ребёнку в стенах школы. Автор книги совершенно оправданно воздаёт должное этому продуктивному принципу в педагогике.
Книгу «Школы без неудачников» можно рекомендовать для чтения как педагогам, родителям, так и самим ученикам./>