Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Спортивный туризм. Разрядные требования и правила соревнований

Спортивныйтуризм. Разрядные требования и правила соревнований.

Содержание лекции.
1.        Разрядныетребования в спортивном туризме и условия их выполнения.
2.        Содержаниезаочных соревнований в спортивном туризме.
3.        Содержание очныхсоревнований в спортивном туризме.

1. Разрядныетребования в спортивном туризме и условия их выполнения.
 
На каком принципеоснованы разрядные требования в спортивном туризме? Как мы уже отмечали ранее (см.лекцию 2), спортивный туризм является любительским, не олимпийским видом спортаи имеет соответствующую нормативную базу. В частности, требования дляприсвоения спортивных разрядов и званий туристам и условия их выполненияуказаны в специальном документе – Единой спортивной классификации РеспубликиБеларусь (ЕСК РБ), который пересматривается и утверждается один раз волимпийский цикл (раз в четыре года). Спортивный туризм – вид спорта сповышенным риском; безопасное, безаварийное преодоление технически сложныхтуристских маршрутов требует от спортсменов совершенного владения туристскойтехникой и тактикой, правильной и своевременной оценки объективных исубъективных опасностей на маршруте похода, адекватной физической ипсихологической подготовленности. Никакое «голое» знание специальной литературыне заменит практики участия в спортивных походах, в каждом из которых Высталкиваетесь с преодолением новых для себя препятствий и применением особеннойтехники и тактики, оцениваете себя в различных условиях внешней среды, строитевзаимоотношения с коллективом участников похода и т.д. Иными словами,преодолевая новые, все более и более сложные маршруты похода и, решаясоответствующие спортивные задачи, туристы совершенствуются в данном виде спорта.Такое всестороннее совершенствование спортсмена-туриста выражается понятием«накопление туристского опыта». Можно, видимо, без боязни ошибиться,поставить знак тождества между опытом туриста и его спортивной квалификацией,выраженной в виде спортивных разрядов и званий.
Принцип постепенного,ступенчатого овладения специальными знаниями, умениями и навыками; постепенногороста сложности преодолеваемых туристских маршрутов – это основа безопасностиспортивной туристской деятельности. Поэтому принцип последовательногонакопления личного туристского опыта спортсменов положен в основу разрядныхтребований вида спорта «спортивный туризм» и «Правил проведения спортивныхтуристских походов», т.е. утвержден нормативными документами. Спортивнаяквалификация спортсмена тем выше – чем больше опыт его участия в походах поклассифицированным маршрутам, как в качестве руководителя, так и в качествеучастника.
Каким образомпринцип постепенности накопления туристского опыта «заложен» в нормативныхдокументах спортивного туризма? Напомним, что в соответствие с «Правилами проведенияспортивных туристских походов» спортивные туристские группы формируются надобровольных началах из людей, объединенных общими спортивными интересами иобладающими спортивно-техническим опытом и уровнем подготовки, соответствующимисложности заявляемого к прохождению маршрута и необходимыми для успешного ибезаварийного совершения похода. Фактически только участники походов 1-й и 2-йкатегорий сложности могут быть новичками в туризме. Участники походов 3-й — 5-йкатегорий сложности непременно должны иметь опыт походов предыдущих категорий втом же виде спортивного туризма. Руководитель похода определенной категориисложности обязан иметь опыт участия в походе данной категории сложности и опыт руководствапоходом предыдущей категории сложности. К участию в походах 1-й к.с.допускаются участники, достигшие 12 лет, а к участию в походах 2, 3, 4, 5 и 6-йк.с. допускаются лица, достигшие соответственно 14, 15, 17, 18, и 20 лет. Круководству походом 1-й к.с. допускаются лица, достигшие 18 лет. В данных«сухих» пунктах «Правил» и проявляется принцип поступательногосовершенствования в виде спорта «спортивный туризм».
Он же ясно «читается» и вразрядных требованиях. Основанием для присвоения спортивного разряда (звания)является преодоление спортсменом определенного количества классифицированныхмаршрутов разной категории сложности, совершенных спортсменом в качествеучастника или руководителя (читай – накопленный туристский опыт). Причем «рост»разряда прямо пропорционален росту сложности преодоленных маршрутов в данномвиде туризма, а каждый последующий разряд присваивается после присвоенияпредыдущего.
Какие нормыустановлены ЕСК РБ для получения определенных разрядов и званий в виде спорта«спортивный туризм»?
Необходимое количество икатегории сложности спортивных походов по классифицированным маршрутам, дляприсвоения определенных спортивных разрядов, представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Разрядные требования вспортивном туризме.
Разряды
Категории сложности походов
I
II
III
IV
V
У
Р
У
Р
У
Р
У
Р
У
Р
КМС
Муж.
Жен. 1 1 1 1
Iразряд
Муж.
Жен. 1 1 1 1 1 1 Мужчины и женщины
IIразряд 1 1
IIIразряд 1
У – поход совершен вкачестве участника.
Р – поход совершен вкачестве руководителя.
Для присвоения звания«Мастер спорта» Республики Беларусь мужчинам необходимо совершить два похода V к.с. в качестве руководителя группы.Требованиями так же допускается для присвоения данного звания совершить одинпоход V к.с. в качестве руководителя группыи набрать 10 баллов на чемпионатах РБ и международных соревнованиях поспортивному туризму; или набрать 20 баллов на чемпионатах РБ и международныхсоревнованиях по спортивному туризму.
Для присвоения звания«Мастер спорта» Республики Беларусь женщинам необходимо совершить один поход V к.с. в качестве участницы и двапохода IV к.с. в качестве руководителя группы.Требованиями так же допускается для присвоения данного звания совершить одинпоход V к.с. в качестве участницы, одинпоход IV к.с. в качестве руководителя инабрать 5 баллов на чемпионатах РБ и международных соревнованиях по спортивномутуризму. Допускается набрать 10 баллов на чемпионатах РБ и международныхсоревнованиях по спортивному туризму (ЕСК РБ на 2002-2005гг).
Принцип начисления балловдля присвоения звания «мастер спорта Республики Беларусь» представлен в таблице2.
Баллы в графе «Исходнаяоценка» присваиваются только за руководство походом (капитану команды). Дополнительныебаллы начисляются как руководителям (капитанам), так и участникам походов,проводимых в рамках соревнований. Баллы начисляются только при условии, чтоколичество баллов, полученное командой на соревновании, составит не менее 75%от максимально возможной суммы баллов для данных соревнований. При этом числокоманд прошедших утвержденные маршруты должно быть не менее четырех. В случаетрех команд, баллы присваиваются, как за второе-четвертое место.
Таблица 2.
Порядок начисления балловза участие спортсменов в чемпионатах Республики Беларусь по спортивному туризму(III группа соревнований).Категория сложности маршрутов
Исходная оценка
(баллы) Дополнительные баллы за участие в чемпионате РБ 1 место 2-3 4-6 V-Р 10 5 3 1
Каковы условиявыполнения разрядных требований? Для присвоения разрядов и званий засчитываются походы имаршруты на соревнованиях, соответствующие требованиям «Правил проведенияспортивных туристских походов» и «Правил соревнований» спортивного туризма.После успешного окончания похода и рассмотрения необходимых документов,участникам и руководителям похода выдаются справки о совершении спортивногопохода. Справки выдают полномочные экспертные комиссии Федерации спортивноготуризма (Белорусского общественного объединения спортивного туризма). Зачетныебаллы присваиваются так же на основании справок о совершении похода и наосновании протоколов соревнований.
Звание «мастер спорта»присваивается за совершенные походы и (или) по баллам, не вошедшим в зачет наразряд КМС. При этом одно руководство походом Vк.с. (10 баллов на соревнованиях) для мужчин или одноруководство походом IV к.с. (5 балловна соревнованиях) для женщин должны быть выполнены (получены) в течение 4-х летпредшествующих получению звания. Разрядные требования строго разграничиваютроль участника и руководителя похода. Понятно, что объем проведенной работы иуровень ответственности при подготовке и организации похода, непосредственно впоходе и после его окончания у руководителя похода неизмеримо выше, нежели уучастников. Соответственно у руководителя похода должна быть и соответствующаяспортивная квалификация. Разрядные требования это строго учитывают истимулируют рост спортивного мастерства. Так для присвоения звания «мастерспорта» необходимо иметь опыт руководства не менее чем тремя походами поклассифицированным маршрутам и (или) соответствующим количеством походов потехническим маршрутам. Без указанного опыта руководства спортивной группой,даже при условии набранных баллов за участие в соревнованиях, звание «мастерспорта» не присваивается.
В то же время, далеко невсем дано быть хорошими руководителями, хотя спортсменами-участниками они могутбыть отличными (обладать тактико-техническим мастерством; хорошей физическойподготовкой и пр.). Разрядные требования РБ учитывают и данную особенность. Приприсвоении разрядов от второго, до КМС допускается замена руководства походами I,II,III и IV категорий сложности – участием впоходах соответственно III, IV, V и VIкатегорий сложности. Походы, совершенные по одному и тому же маршруту в данномвиде туризма засчитываются, если они совершены один раз в качестве участника,другой – в качестве руководителя. В качестве примера, приведем списокмаршрутов, пройденных преподавателем Подлисских В.Е. и учтенных при присвоенииему звания КМС в спортивном туризме (Таблица 3).
Таблица 3.
Участие преподавателяВ.Е. Подлисских в походах по классифицированным маршрутам (походы представленыв экспертную комиссию БООСТ для присвоения разряда КМС).
Дата
Категория сложности похода и вид туризма
Обязанности в группе
Район похода 04.1984 I, пеший У Беларусь (Минская область) 02.1985 I, лыжный У Беларусь (Минская область) 02. 1986 I, лыжный Р Беларусь (Минская область) 02. 1987 II, лыжный У Карелия (Россия) 02. 1991 II, лыжный У Архангельская область (Россия) 02. 1992 III, лыжный У Южный Урал (Россия) 02. 1993 IV, лыжный У Кольский п-ов (Россия) 03. 1994 V, лыжный У Приполярный Урал (Россия) 03. 1995 VI, лыжный У Полярный Урал (Россия) 03. 1996 V, лыжный (технический маршрут) У Кольский п-ов (Россия) 03. 2000 V, лыжный У Кольский п-ов (Россия) 03. 2002 V, лыжный У Полярный Урал (Россия) 03. 2006 I, лыжный Р Беларусь (Минская область)
Использованные в таблицеобозначения: У – участник; Р – руководитель.

Содержание заочныхсоревнований в спортивном туризме.
В спортивном туризме, какследует из выше представленного материала, существует достаточно уникальная дляспорта ситуация – есть возможность получить спортивные разряды и звания безучастия в официальных соревнованиях. Такая ситуация продиктована сущностьюспортивного туризма – группа самостоятельно разрабатывает маршрут, включаятребуемый набор классифицированных участков, и преодолевает его. При этом самимаршруты и условия их прохождения разными группами различны, что, в общем, несоответствует требованиям спортивных соревнований. Участники похода скорее«борются» с «природными» трудностями, проявляя необходимое мастерство иморально-волевые качества, нежели с соперниками из других спортивных команд.Несомненно, что такого рода борьба имеет право на существование и можетпоощряться присвоением спортивных разрядов.
В чем заключаетсязаочная форма соревнований в спортивном туризме? Тем не менее, спорт без соревнованийвсе же нонсенс. Поэтому в спортивном туризме, конечно, проводятся соревнования.Прежде всего, рассмотрим соревнования, осуществляемые в так называемой заочнойформе (такая форма соревнований применялась в СССР в 1981-1990гг. ииспользуется в настоящее время в Республике Беларусь). Данные соревнованияпроводятся в программе классифицированных маршрутов. При этом спортивная группазаявляет разработанный ею маршрут для участия в соревнованиях. Например, научастие в чемпионате Республики Беларусь, открытом чемпионате РоссийскойФедерации группы заявляют технически сложные маршруты походов пятой, шестойкатегорий сложности. В областных, городских чемпионатах соответственно могутучаствовать группы, совершающие походы более низких категорий сложности.
Порядок проведения такихпоходов, их соответствие заданной категории сложности регламентируется«Правилами проведения спортивных туристских походов». «Правила» определяют, чтопоход, заявленный на соревнования, должен осуществляться по классифицированномумаршруту с заданными параметрами по технической сложности, протяженности,продолжительности. При этом правом отнесения заявленного маршрута к той илииной категории сложности, а так же оценки совершенного похода и определениярезультатов обладают уполномоченные экспертные туристские комиссии. Экспертныекомиссии создаются Белорусским общественным объединением спортивного туризма,его областными, городскими организациями. Они формируются из числа компетентныхэкспертов, имеющих соответствующую спортивно-туристскую квалификацию, опытруководства и участия в походах в различных туристских районах.
Участники заявленного насоревнования похода проходят разработанный ими маршрут. После окончания похода,в установленные сроки (не позднее 3 месяцев, по возвращении из района похода)руководитель похода представляет отчет установленной «Правилами» формы вуполномоченную экспертную комиссию. Комиссия рассматривает отчетные материалывсех участвовавших в соревнованиях команд и определяет победителя и призеров.
По каким критериямопределяются победители и призеры заочных соревнований? При рассмотрении отчета иопределении результатов соревнований комиссией, среди прочего, учитываетсяследующее.
·       Район проведенияпохода (его климатогеографические и иные характеристики).
·       Разработанныйкомандой маршрут (его логичность, оригинальность, последовательность включенныхклассифицированных участков разной категории трудности, соответствие категориисложности похода, протяженность, высотные характеристики и пр.).
·       Техникупреодоления командой классифицированных участков, определяющих сложность похода(технические параметры препятствий, использованная командой техника и тактикаих преодоления, правильность примененных технических приемов и средств и т.д.).
·       Тактическиерешения группы при подготовке маршрута и при его осуществлении (логичностьвключения радиальных участков на маршруте, распределение забросок продуктов иснаряжения, организацию питания, биваков и т.д.).
·       Степеньвыполнения группой заявленных задач (полноту и точность прохождения заявленногомаршрута, сроки прохождения).
После анализа всейпредставленной информации (обычно каждому критерию придается бальная оценка)выявляются победители и призеры.
Совершенно очевидно, чтозаочная форма соревнований имеет существенные недостатки. Группы совершаютпоходы данной категории сложности в разных районах, в разных погодных условиях,с разными по содержанию и сложности классифицированными участками. Весьматрудно, даже для опытных экспертов, объективно провести сравнение походов однойкатегории сложности, но проведенных в различных условиях. К примеру, в лыжномпоходе 6-й категории в субарктической зоне (например, архипелаг Северная Земля)– техническая сложность определяется во многом сложностью ориентирования,сложностью жизнеобеспечения группы в условиях автономности похода. А насложность такого похода в целом, несомненно, влияют «жесткие» климатическиеусловия его проведения. В лыжном походе той же категории сложности в горах(например в районе Полярного Урала, хребта Черского) техническая сложностьопределяется во многом самим горным рельефом – преодолением горных склонов,перевалов, зимними восхождениями на вершины (так же, впрочем, «на фоне» жесткихклиматических условий). Как сравнить такие разные по содержанию, тактическим итехническим решениям походы? При всем богатом опыте экспертов доля субъективизмав принятом решении будет достаточно велика.

3. Содержание очныхсоревнований в спортивном туризме.
Чтобы преодолетьуказанные недостатки заочной формы соревнований, была предложена очная формасоревнований по спортивному туризму и разработаны правила таких соревнований(В.И. Ганопольский, 2000). Очные соревнования в соответствии с разряднымитребованиями и «Правилами соревнований» проводятся в ранге чемпионатаРеспублики Беларусь по всем видам спортивного туризма. Чемпионат проводитсясреди команд, выступающих в одно время, в одном районе; команды непосредственно«на месте» оцениваются судьями соревнований. Соревнования проводятся в районах,в которых возможно осуществление классифицированных маршрутов не ниже V категории сложности.
В чем заключаютсяочные соревнования по спортивному туризму? Очные соревнования осуществляется вформе двоеборья – на спортивном и техническом маршрутах.Спортивный маршрут представляет собой 5-6 классифицированных участков (КУ)протяженностью от 0.5-0.7 до полного дневного перехода, характерного дляданного вида туризма. Категории трудности участков соответствуют IV-VI, при этом не менее двух участков должно быть V категории трудности. Спортивныймаршрут проходится поэтапно: группа выходит на преодоление КУ и возвращается вбазовый лагерь соревнований (фактически в течение нескольких дней группаосуществляет несколько радиальных выходов). Категория трудности и оценкакаждого такого этапа, выражается в баллах (определяется судьями-экспертами).Сумма баллов, выражающих техническую сложность этапа соревнований, определяетсяпри этом как непосредственно естественной сложностью препятствий (крутизнойсклонов, глубиной снежного покрова, скоростью течения горной реки и пр.), так итеми технико-тактическими заданиями, которые определены судьями и условиямисоревнований (по известному уже Вам принципу оценки этапов ТПМ).
Технический маршрутпредставляет собой туристский поход продолжительностью 5-7 дней исоответствующей протяженностью. Технический маршрут включает не менее 4-5классифицированных участков, в том числе не менее 2-х участков 4-й к.т. и неменее одного (не более 2-х) – 5-й к.т. Категории трудности КУ техническогомаршрута (как и спортивного) определяются экспертами на основании максимальнополной имеющейся о них информации. Результаты экспертизы утверждаются решениемглавной судейской коллегии (ГСК). Технические маршруты разрабатываютсякомандами самостоятельно в пределах района соревнований и перечняклассифицированных участков, утвержденного ГСК. Таким образом, техническиемаршруты, содержат КУ в меньшем числе, чем это предусмотрено длясоответствующих классифицированных маршрутов, а так же уменьшенные параметры попротяженности маршрута и продолжительности похода.
В чем заключаетсяпреимущество очной формы соревнований по спортивному туризму, по сравнению сзаочной формой?Преимущество соревнований технических маршрутов перед соревнованиями впрограмме классифицированных маршрутов состоит в следующем. Техническиемаршруты осуществляются командами в одном районе, в одно время, при примерносходных погодных условиях. Предусмотрен общий старт, общее контрольное время иединое место финиша. Таким образом, в случае заочных соревнований команды ведетспортивную борьбу в максимально сходных условиях.
Маршруты всех команддолжны иметь в минимуме один общий контрольный участок, непосредственнообслуживаемый судьями. Судьи не по фотографиям и описаниям, а непосредственномогут видеть работу команд и оценить их тактико-техническую подготовку. В то жевремя, наличие технического многодневного маршрута коренным образом отличаеточные соревнования по спортивному туризму от соревнований по ТПМ. В данномслучае, как и при прохождении классифицированных маршрутов, участники должнывладеть всеми компонентами туристской техники и тактики, и, что самое главное,применять их в реальных условиях (например, на разнообразных формах рельефа);обладать отличной физической формой и психологической устойчивостью.
Как определяютсярезультаты заочных соревнований по спортивному туризму? Результаты соревнований определяютсяотдельно по спортивному и техническому маршрутам. Спортивный маршрутоценивается судьями по правилам, аналогичным правилам ТПМ. Каждый этап получаетопределенную оценку в баллах (суммарный показатель сложности, СПС), который состоитиз показателя технической сложности и показателя скорости команды (показательтрудности). Данные составляющие СПС примерно равны. После прохождения данногоэтапа (КУ) команда получает баллы за технику, за вычетом набранных ею штрафныхбаллов. Баллы за показатель трудности определяются с учетом коэффициентавремени. Команда, преодолевшая этап за наименьшее время, получает все баллы затрудность этапа. Баллы остальных команд рассчитывают, как произведениепоказателя трудности на коэффициент времени команды. При этом коэффициентвремени определяется как отношение лучшего времени, показанного при преодоленииданного этапа на соревнованиях, ко времени данной команды.
Форма оценки техническогомаршрута – заочная (смотри выше). При этом отчет установленного образца командыдолжны представить ГСК не позднее 10 дней после возвращения из района похода.Наибольшая сумма баллов за спортивный и технический маршруты определяетпобедителя очных соревнований.
Как экспертыоценивают суммарный показатель сложности классифицированных участковспортивного и технического маршрута? Локальные и протяженные естественные препятствия илиих комбинация составляют классифицированные участки спортивного и техническогомаршрута и определяют его категорию трудности. Эксперты определяют категориютрудности КУ исходя из сложности передвижения по такому участку, необходимостиорганизации страховки для его безаварийного преодоления, сложности и количествуприменяемых технических средств; сложности ориентирования на данном участке ит.д. Пример экспертной оценки локального препятствия (перевал), был приведеннами ранее (см. лекцию, посвященную понятию классифицированных участковмаршрута).
При проведении экспертизытехнической сложности и скорости преодоления препятствий качественные оценки (категориитрудности) подвергают кодификации – то есть тем или иным уровням сложностипрепятствия ставят в соответствие оценочные коэффициенты (баллы). Диапазонтехнической сложности и разнообразие классифицированных участков возрастаетнепропорционально (прогрессивно) при переходе на каждую последующую ступеньтрудности. При этом техническая сложность классифицированных участковотносящихся к одной категории трудности может варьировать (один несколькосложнее другого). По ряду причин для оценки такого непропорционально(прогрессивно) возрастающего диапазона технической сложности и разнообразия КУмаршрутов очных соревнований, приемлемой оказалась последовательность чиселФибоначчи.
1-3-5-8-13-21-34-55
Такая последовательность(начиная с третьей цифры, каждый последующий член последовательности равенсумме двух предыдущих) дает оценки в баллах, соответствующие качественнымпоказателям трудности КУ:
(1) (3) (5) (8) (13) (21)(34) (55)
Не категорийный – 1 к.т.– 2 к.т. – 3 к.т. – 4 к.т.– 5 к.т. – 6А к.т. – 6Б к.т
ПоследовательностьФибоначчи позволяет получать оценки КУ определенной категории трудности попринципу «больше-меньше» и, тем самым, учитывать различия по их характеру итехнической сложности. Таким образом, даже для классифицированных участковпервых трех категорий трудности есть возможность учесть их различия похарактеру и технической сложности и выразить их в виде точной балльной оценки.Тогда, используя ряд Фибоначчи, система оценок КУ представляется в виде «осевойшкалы» оценок КУ шести категорий трудности (шкалы «эталонов»). При этом самичисла последовательности Фибоначчи выражают сложность «эталонных», наиболеехарактерных КУ данной категории сложности, а интервал значений натуральныхчисел между предыдущим и последующим числом последовательности выражаетвариацию сложности КУ в пределах данной категории трудности. Например, число 21– это оценка «эталонного» по сложности КУ пятой категории трудности. Но напрактике, заявленный в маршруте классифицированный участок может быть несколькосложнее или несколько «слабее» эталона. Тогда судьи-эксперты придают ему оценкив пределах от 16 до 26 баллов.

Литературапо теме лекции.
1.        Алексеев А.А.Пособие по составлению отчетов о туристских походах, путешествиях и спортивныхтурах. – М. 2004
2.        Единая спортивнаяклассификация Республики Беларусь (2001-2004гг). – Минск: Изд-во «Четыречетверти», 2001. – 333с.
3.        Туризм и спортивное ориентирование / Учебник дляинститутов и техникумов физи­ческой культуры. — Авт.-сост, В.И.Ганопольский. М: ФиС, 1987. — 240с.
4.        Туризмспортивный. Правила проведения спортивных туристских походов. Мн., 2003.- 6с.
5.        Туристско-прикладныемногоборья /Правила соревнований. – Мн.: Белпринт, 1988. – 96с.
6.        Туризмспортивный. Правила соревнований. (Проект «Правил» разработанный В.И.Ганопольским). – 2000.
7.        Федотов Ю.Н.,Востоков И.Е. Спортивно-оздоровительный туризм: Учебник/ Под общ. Ред. Ю.Н.Федотова. – М.: Советский спорт, 2002. – 364с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Хронология исторических событий в России XIII-XV вв
Реферат Проектирование электроснабжения здания и трансформаторной подстанции
Реферат Основы профилактики пожаров
Реферат Межгосударственные отношения в мировом политическом процессе
Реферат The Ongoing Struggle For A Family Essay
Реферат Европа для мусульман - постоялый двор или отчий дом?
Реферат Трансформация отчетности России с международными стандартами бухгалтерского учета
Реферат Медико-социальные аспекты долголетия
Реферат Молокосвертывающие ферментные препараты, используемые в сыроделии
Реферат Інститут самозахисту цивільних прав
Реферат Сберегательный банк Российской Федерации
Реферат Проблема навчання обдарованих дітей Неуспішність учнів і шляхи її подолання
Реферат Признание и оценка убытков от обесценения в соответствии с МСФО ...3 2. Требования, предъявляем
Реферат A Brief History Of The Internet Essay
Реферат Состояние развития различных форм мышления у младших школьников