Контрольная работа
Особенности обучения детей ходьбе на лыжах в старшемдошкольном возрасте.
1. Значение ходьбы на лыжах
Лыжный спорт – один из самых массовых, привлекательных и доступных видовспорта.
Ходьба на лыжах оказывает большое влияние на физическое развитие изакалку организма ребенка. Она вовлекает в работу почти все мышечные группы,способствует энергичному обмену веществ в организме ребенка, усиливает функциональнуюдеятельность внутренних органов, развивает мышечную чувствительность,способствует развитию пространственных ориентировок и координации движений, таккак дети передвигаются на лыжах в условиях постоянного изменения рельефаместности. Ходьба на лыжах вызывает активные действия крупных мышечных групп.Размашистая широкая амплитуда движений, ритмичное постоянное чередованиенапряжения и расслабления мышц способствует развитию мышечной силы, создаетблагоприятные условия для работоспособности сердечно-сосудистой и нервнойсистем. Движения на свежем воздухе обеспечивают интенсивную работу сердца илегких. Обучение детей ходьбе на лыжах положительно влияет на формированиесвода стопы. Лыжные занятия оказывают благоприятное влияние и на формированиеосанки ребенка. Положительные сдвиги в улучшении осанки вполне закономерны, таккак при ходьбе на лыжах гармонично развиваются и укрепляются почти все группымышц и особенно мышцы спины. Под влиянием лыжных занятий происходитзначительное развитие основных движений (бег, прыжки, метания). Благодарярегулярным занятиям на лыжах уменьшаются и простудные заболевания у детей.Лыжные занятия и лыжные прогулки способствуют воспитанию морально-волевыхкачеств ребенка: созданию интереса и любви к систематическим занятиям,развивают смелость, настойчивость, решительность, формируют выдержку идисциплинированность, приучают преодолевать трудности и препятствия,воспитывают чувство дружбы, коллективизма, взаимопомощи. Ходьба на лыжах сучетом возрастных особенностей детей создает условия для организованного иправильного расхода физической энергии. Лыжные прогулки в лес, парк, скверспособствуют возникновению чувства любви к окружающему, будят мысль и желаниеузнать что-то новое, интересное о своем крае.
2. Создание условий для занятий
Успех обучающих занятий во многом зависит от условий их проведения(метеорологических данных, лыжного снаряжения, выбора места для занятия ит.п.). Лучше всего занятия в средней климатической полосе России проходят притемпературе воздуха -8-12, полном безветрии и сухом, рассыпчатом снеге. Длядетских садов, расположенных в северных зонах, температурные нормы могут бытьнесколько ниже. Нередко при температуре воздуха -3 -5 и сильном ветре занятия сдетьми оказываются невозможными, так как сильный ветер способствует потеретепла организмом. Конечно, это можно предотвратить непрерывной, напряженнойфизической деятельностью, но маленьким детям нельзя предъявлять таких требований,они быстро устают, начинают капризничать. Необходимо учитывать атмосферноедавление и снегопад. При низком атмосферном давлении организм ребенка получаетбольшую нагрузку, а это отрицательно сказывается на физическом состоянииребенка, учащается дыхание, пульс, которые дольше обычного не возвращаются кисходным величинам. Продолжительность лыжных занятий в большей степени зависити от свойства снега, и от состояния лыжни. Самый лучший снег – это давновыпавший и несколько слежавшийся. Большое количество снега утомляет детей,затрудняет ходьбу на лыжах. Вместе с этим ухудшается координация движений, детис трудом удерживают равновесие, часто падают. Лучшее время для проведениязанятий с детьми – 10 – 12часов дня. Занятия в эти часы (часы прогулок) укладываютсяв режим детского учреждения. Загородные лыжные прогулки проводятся в тожевремя. С детьми 5 -7 лет занятия проводятся со всей группой, не реже двух раз внеделю. Продолжительность лыжных занятий в старшей группе 20-30 минут, вподготовительной 30-35 минут. Также продолжительность занятий зависит отстепени овладения детьми двигательным навыком передвижения на лыжах. Выезды загород с детьми старшей и подготовительной групп вместе с переездами,подготовкой лыж и лыжных креплений занимают от 1ч. 30 мин. до 1 ч. 50 мин.Такая дозировка не вызывает утомления, дети легко переключаются на обычныеигры. В процессе обучения ходьбе на лыжах важен постоянный контроль за детьми,так как лыжи очень увлекают детей, и они порой не замечают наступающегоутомления. Кроме того, старшие дети, (особенно мальчики) склонны к переоценкесвоих сил и возможностей, нередко затевают соревнования, бег на перегонки, аэто как раз и приводит к нервному и физическому переутомлению.
3. Методика обучения ходьбе на лыжах в старшем дошкольном возрасте
Обучение детей дошкольного возраста ходьбе на лыжах обязательноначинается с подготовительного периода. Подготовительный период охватываетсентябрь, октябрь, ноябрь, то есть те месяцы, когда снежный покров дляпередвижения на лыжах еще не достаточен. На прогулке с детьми, одетыми воблегченную одежду, приближенную к лыжной, проводят упражнения, игры,преследующие цель общего физического развития и закаливания. Здесь могут бытьигры, развивающие координацию движений, воспитывающие ловкость, смелость. Например,хорошо провести игры «Пробеги и не задень» (6 лыжных палок втыкаются в землю нарасстоянии 2-2,5м друг от друга, ребенок должен легко и быстро пробежать междупалками, не задев их); ходьба под воротца, перешагивание ряда палок (на высоте15-20 см от земли) и др. на физкультурных занятиях особое внимание уделяетсяупражнениям, укрепляющим мышцы стоп (ходьба на носках, собирание шнура пальцаминог, сжимание и разжимание пальцев ног, вращение обруча или кольца ногами).Очень важна также тренировка вестибулярного аппарата. С этой целью вгимнастические занятия включаются различные повороты, наклоны туловища,кружение, ходьба по гимнастической скамье, ходьба по качающемуся бревну, бег свысоким подниманием ног, упражнения со скакалкой и др. В этот жеподготовительный период дети знакомятся с лыжами, лыжными креплениями, палками,стойками для хранения лыж. Старшие дети овладевают навыками смазки лыж.
Наиболее эффективной формой обучения детей ходьбе на лыжах являютсяорганизованные занятия под руководством воспитателя с группой детей ииндивидуально во время утренней и вечерней прогулки. Каждое занятие проводитсяс учетом особенностей физического развития и физической подготовленности детейи должно быть эмоционально насыщенным, содействовать всестороннему развитиюличности ребенка. Занятие состоит из трех частей: вводной, основной изаключительной.
Основной целью вводной части является подготовка организма к выполнениюпредстоящей физической нагрузки, так называемое «разогревание» организма.Предварительное «разогревание» позволяет ребенку быстрее овладеть «чувствомлыж» и «чувством снега», является как бы психологической подготовкой квыполнению последующих заданий, дисциплинирует детей, помогает собратьвнимание, повысить эмоциональный тонус. Например, после построения детиоставляют лыжи на снегу и делают пробежку, или воспитатель проводит с детьминебольшие по времени игры без лыж: «Веревочка» (бег взявшись за руки) – дляпятилетних детей и «След в след» (ходьба друг за другом) – для детей6-7 лет.Можно провести пробежку по склону (15-20м вверх и вниз) или игру «Сделай пятьшагов с закрытыми глазами, повернись и не открывая глаз, вернись на прежнееместо», «Кто скорее к своим лыжам» и т.д. Пробежка для детей 5 лет – 15 сек.,для детей 6 лет – 18 сек., для детей 7 лет – 20-22 сек. Пробежка должначередоваться с ходьбой. Глубокий рыхлый снег движения детей, и поэтомунеобходимо выбирать нужное место для пробежки или заменить их подвижнымииграми, для проведения которых требуется немного места.
Задачами основной части занятия является обучение детей элементам техникипередвижения на лыжах, совершенствование ее, развитие ловкости, решительности,смелости. Так дети 6 лет ходят по учебной лыжне на расстояние от 30 до100метров.Это может быть ходьба то кругу, в обход ряда предметов, за флажком, за самымбыстрым ребенком, за воспитателем, ходьба в различных направлениях, ходьба попараллельным линиям, ходьба на дистанцию до 100м для отработки длинногоскользящего шага и т.п. В основной части занятия проводятся упражнения (ходьбапод воротца, ходьба с приседанием, с хлопками, с поворотами, со скольжением ипробежкой). Сюда же входят проведение спусков, подъемов на склоны. Занятияпроводятся с учетом постепенного нарастания и снижения физической нагрузки.Наибольшую физическую нагрузку на организм ребенка дают спуски со склонов иигры на лыжах: «Кто скорее до флажка», «Кто пройдет и не разу не упадет», «Ктопройдет и не разу не уронит мешочка», «Кто не разу не опустит руки» и др.
Основной задачей заключительной части является постепенное снижениенагрузки, подведение итогов, организованный переход к новым видам деятельности.Содержанием заключительной части может быть ходьба без лыж с постепеннымзамедлением темпа.
Задачи обучения:
1. Развивать «чувство лыж», «чувство снега».
2. Развивать равновесие.
3. Способствовать овладению чувством ритмичной ходьбы на лыжах.
4. Учить спускам с гор в средней стойке и подъему, ступающим шагом.
5. Закреплять навык подъема «лесенкой».
6. Продолжить обучение скользящему шагу, добиваясь правильной посадкилыжника с одновременным перенесением веса тела с одной ноги на другую, удлиняяшаг, согласовывать работу рук и ног при ходьбе на лыжах без палок.
7. Закреплять навык поворотов переступанием на месте и в движении.
8. Познакомить детей с торможением лыжами «упором».
Детей учат передвигаться на лыжах ступающим и скользящим шагом спятилетнего возраста. Перед выходом на снег хорошо провести с детьми беседу:«Как мы ходили на лыжах в прошлом году». Воспитатель напоминает детям правилапользования лыжным инвентарем, уточняет гигиенические требования (при ходьбе налыжах дышать через нос, после занятия нельзя пить холодную воду и т.д.). Первые2-3 занятия проводятся с целью восстановления навыка ходьбы на лыжах. Преждевсего надо научить детей принимать исходное положение для ходьбы на лыжах(стойка лыжника): ноги на ширине ступни и слегка согнуты в коленях, лыжипараллельны, туловище слегка наклонено в перед, руки полусогнуты и опущены вниз. Эта поза помогает сосредоточить внимание ребенка на предстоящемдвигательном действии. Чтобы проверить готовность детей старшей группы кзанятию, хорошо использовать построение в шеренгу. Цель построения – проверитьодежду детей, соответствие лыж и лыжного инвентаря росту детей. Построениепроводится быстро и помогает организовать детей. В шеренге ребенок ставитскрепленные лыжи у носка правой ноги ходовой поверхностью от себя. Правой рукойпридерживает лыжи за грузовую площадку. Для развития «чувства лыж», как однойиз основных задач обучения, хорошо использовать в этой группе упражнения налыжах: ходьба ступающим шагом по неглубокому снегу, ходьба боковыми шагами («лесенка», «разгладим снег»), повороты («веер», «солнышко»); ритмичная ходьбавдвоем, взявшись за руки, под хлопки или счет воспитателя. Сначала детей учатходить ступающим шагом без палок. Ступающий шаг применяется на рыхлом снегуравнины и при подъеме на гору. Ходьба на лыжах без палок являетсяподготовительным упражнением, а также используется для развития равновесия иритма. При ходьбе на лыжах без палок легче сосредоточить внимание на положенииног, сохранить равновесие, координировать движение рук и ног. Не своевременноеиспользование палок приучает детей «висеть» на них. При ступающем шаге туловищенаклонено несколько вперед. Правая нога сгибается в коленном суставе,поднимается и выносится вперед. Это позволяет приподнимать носковую часть лыжи,пяткой прижимая задний конец лыжи к снегу, делать шаг вперед и переноситьтяжесть тела на правую ногу. Затем также делается шаг левой ногой вперед. Рукисогласуются с движениями ног: когда выдвигается правая нога, выносится леваярука и, наоборот, с выставлением левой ноги выносится правая рука. Скользящийшаг начинается с того, что тяжесть тела переносится на правую лыжу и делаетсятолчком правой ноги до полного ее выпрямления. Одновременно с толчком правойноги выдвигается на шаг вперед левая нога, вес тела переносится на левую лыжу ина ней производится скольжение. Правая нога, закончив толчок, расслабляется и,слегка сгибаясь в коленном суставе, по инерции продолжает движение назад-вверх,отрывая скользящую поверхность лыжи от снега. Затем маховым движениемподтягивается вперед. В момент, когда правая нога поравняется с левой,производится толчок уже левой ногой до полного ее выпрямления. Одновременно столчком левой ногой правую ногу следует выдвинуть на шаг (выставить в перед),перенести все тело на правую лыжу и скользить на ней. Таким образом, происходитскольжение то на правой, то на левой ноге. Движение руки согласуется сдвижением ног. С шагом левой ногой правую руку, согнутую в локтевом суставе,маховым движением нужно вынести вперед до уровня плеча, а правую отнести назаддо отказа. С шагом правой ногой левую руку, слегка согнутую в локтевом суставе,нужно вынести вперед до уровня плеча, а правую отвести назад до отказа. Вдальнейшем движения повторяются в этой последовательности. Сохранениеравновесия в ходьбе на лыжах – также очень важная задача обучения. Для этогодетям нужно предложить пройти скользящим шагом по учебной лыжне с закругленнымиуглами (дистанция круга увеличивается до 100 метров), пройти по лыжне держа руки за спиной, неся в вытянутых руках комочки снега; ритмичноподнимать и опускать гимнастическую палку; ходьба между флажками, с условием несбивать их; ходьба «змейкой» вслед за воспитателем; ходьба между шестью-восемьюлыжными палками, стоящими на прямой линии на расстоянии 2-3 метра друг от друга. Эта ходьба упражняет детей в динамическом равновесии, способствует развитиюпространственных ориентировок ( ребенок должен соотнести длину лыж срасстоянием до препятствия, пройти не задевая стоящих палок). Ходьба по учебнойлыжне для детей 5-6 лет обязательна на каждом занятии. На этой лыжнеотрабатываются основные элементы техники передвижения. Воспитатель, находясь всередине круга, по мере необходимости (если дети допускают ошибки) можетпоказать детям те или другие элементы ходьбы на лыжах. Каждое движение имеетсвой, присущий только ему ритмический рисунок. Овладение чувством ритмапозволяет выполнять движение с большей четкостью и легкостью. Кроме того, ритмпридает эмоциональную окраску движениям, обуславливает чередование физическогонапряжения и отдыха. Ритмичные движения легче автоматизируются. Для развитияритмичной ходьбы на лыжах можно применять бубен. Это поможет детямсогласовывать свои движения с четкими ударами в бубен. Большое место в работе сдетьми старшей группы занимает обучение спускам и подъемам на пологие склоныпри длине спуска 10-12 метров. Перед спуском со склона воспитатель обращаетвнимание детей на стойку лыжника, предлагает ребенку слегка согнуть ноги вколенях, голени наклонить вперед. На первых занятиях при обучении детей спускамдопускается широкое ведение лыж с целью удержания динамического равновесия. Длябольшего контроля за детьми проводится спуск прямо, только по одной заранеепроложенной лыжне, с середины зимы разрешается спуск по параллельным лыжнямсразу нескольким детям. К концу года проводится спуск наискось и по снежнойцелине. Правильность стойки лыжника проверяется на ровной поверхности, а затемребенок принимает это же положение на краю склона. В этот момент особенно важнонапомнить, что при спуске одна нога на полступни выдвигается в перед, рукисгибаются в локтях. Для полной подачи согнутых коленей вперед можно предложитьребенку ритмично похлопать по коленям. Воспитатель вначале сам показывает, какнадо спускаться, обращает внимание детей на уверенный спуск их товарищей. Дляпредупреждения распрямления ног при спуске детям рекомендуются пружинистыепокачивания на ногах. Для развития динамического равновесия при спуске хорошоприменять упражнения – пружинить ногами, ритмично поднимать носок, не отрываяпятки. С этой же целью можно использовать игровые моменты при спуске сосклонов. Например, группа детей делится на две подгруппы. Одна подгруппаспускается, а другая находится внизу склона. Детям, стоящим на верху склона, вовремя спуска предлагается принять какую-нибудь фигуру(позу): «зайчик» — прижатьпальчики (ушки) к голове, «матрешки» — скрестить руки на груди или одну рукуприжать к щеке, дозорные – смотреть вперед в «бинокли» (кулачки) и т.д. Дети,стоящие внизу, должны определить, какую фигуру изображает тот или иной ребенок,кто выполнил фигуру лучше всех, чье задание было самым интересным. Затем онименяются ролями. Игра повторяется снова. В старшей группе подъемы «лесенкой»,еще более совершенствуются. Воспитатель старается чаще обращаться к детскому опыту,следит за большей четкостью выполнения движений. Обучение подъемам здесь такжетребует большой подготовительной работы. Воспитатель показывает детям подъемступающим шагом и говорит, что при этом ноги работают как при обычной ходьбе.При подъеме «лесенкой» надо четко отработать боковые приставные шаги, где лыжиставятся четко параллельно. А для этого также проводятся упражнения созрительными ориентировками (перешагивание 3-5 палок, параллельно лежащих другдругу на расстоянии шага). Для ощущения переноса веса тела с одной ноги надругую хорошо проводить первые подъемы на «лесенку-ступеньку», заранеесделанную в снегу. Воспитателю необходимо следить, чтобы все дети стремилисьпреодолеть подъем, не снимая лыж. В старшей группе более совершенствуется навыкскользящего шага. В этой группе воспитатель стремится к тому, чтобы скользящийшаг ребенка был длинным, накатисным, ритмичным. На каждом занятии необходимопроводить упражнения в скольжении по прямой лыжне. С первых занятий большоевнимание уделяется правильной посадке лыжника. Воспитатель показывает позулыжника и поясняет: «Ноги нужно слегка согнуть в коленях, плечи немногонаклонить вперед, руки опустить, а смотреть надо прямо». Затем дети принимаютэту позу, а воспитатель исправляет положение ног и туловища. При этомвоспитатель должен всегда помнить основные критерии правильности скользящегошага:
— правильность исходного положения, посадки лыжника;
— сохранение равновесия при скольжении;
— длительное скольжение на одной ноге;
— соблюдение перекрёстной координации рук и ног.
Для того чтобы дети научились держать тело в небольшом наклоне, можнопровести упражнения: ходьба на лыжах под воротца, или под планку. Сохраняятуловище прямым, приседая и мягко сгибая ноги в коленях, дети проходят под 6 –8 воротцами, расположенными на расстоянии 2 – 3 м. друг от друга. Между воротцами они распрямляются, подбрасывая и ловя какой-нибудь предмет, или,потягиваясь, достают рукой ветку и т. д.
Для удлинения скользящего шага воспитателю надо ещё больше обращатьвнимание на полное распрямление толчковой ноги, научить переносить тяжесть телас одной ноги на другую. Это достигается упражнениями, ходьбой в медленном темпес утрированным переносом тяжести тела с одной ноги на другую, скольжением наодной ноге (другая в это время отталкивается без лыж).
Ходьба вслед за воспитателем по лыжне также способствует приобретениюнавыка скольжения. Этой же цели служит задание – пройти расстояние 10 метров за меньшее количество шагов (дети сами подсчитывают количество шагов, побеждает тот, ктопрошёл расстояние за меньшее число шагов).
Дети 5-6 лет стремятся к быстрой динамике движения, к быстромускольжению, поэтому целесообразно предложить задание типа соревнования «Ктоскорее добежит до флажка» (10-15метров) .
В старшей группе совершенствуется умение детей делать повороты на лыжах.Повороты выполняются на месте переступанием вокруг носков и задников лыж вправои влево.
Для закрепления навыка поворотов с детьми проводятся игры «Кто первыйповернётся», «У кого ярче солнышко» и т. д.
Для закрепления навыков ходьбы на лыжах в этой группе проводятся выездыза город.
К концу года дети овладевают относительно правильным рисунком техникипередвижения на лыжах. Движения детей становятся более координированными, болееплавными, отдельные циклы движения – более стандартными, значительноуменьшаются боковые качения.