Реферат по предмету "Педагогика"


Развитие средней школы на современном этапе

Развитиесредней школы на современном этапе

Содержание:
 
Введение
1. Политика Республики Беларусь всфере образования
2. Развитие общего среднегообразования в Республике Беларусь на современном этапе
3. Анализ образования Беларуси
4. Проблемы развития средней школы ипути их решения
Заключение
Список используемой литературы

Введение
 
Исследователи, анализирующиесовременное образование в Беларуси, используют определенные дискурсивныесредства для его описания. Эти средства, с одной стороны, основываются на ряденеявных посылок, диктующих выбор объектов, стиля и субъективной позиции присоздании высказываний, а с другой, производят особым образом структурированнуюреальность, во многом не зависящую от интенций непосредственных авторовтекстов.
Ключевым аспектом, находящимся вцентре как различных попыток легитимации тех или иных проектов реформирования,в нашем рассмотрении, системы общего среднего образования, так и самих способовописания сегодняшней ситуации, является социальная функция среднего образованияили, более широко, связь общественных институтов и учреждений системы общегосреднего образования. Разумеется, эта тематика всегда была в центре вниманияисследователей, однако в современных белорусских аналитиках мы можем обнаружитьособые дискурсивные практики, позволяющие различным исследователям создаватьособое пространство обсуждения среднего образования, в рамках которогофункционируют свои объекты, концепты и субъективности. В какой форме этообсуждение ведется и как взаимосвязаны между собой различного родыаналитические суждения о современном уровне развития системы общего среднегообразования — эти вопросы и будут составлять предмет нашего внимания.
В настоящей контрольной работеавтор считает основной целью определение уровня развития современной школы вРеспублике Беларусь на современном этапе, установление направленийгосударственной политики в сфере общего образования, анализ современногосостояния системы образования в республики Беларусь, определение круга проблемв развитии средней школы и выработка путей их решения.
При написании контрольнойработы для достижения поставленной цели автор производит анализ учебных пособийпо педагогике, нормативно-правовой базы, научных трудов в области образованиясовременных авторов, всесторонне рассматривает проблемы развития средней школыв республике Беларусь на современном этапе, рассматривает и анализирует еесостояние, определяет круг проблем в сложившейся ситуации и предлагаетнекоторые пути их решения.

1. Политика Республики Беларусь всфере образования
Государственную политикув сфере образования Республика Беларусь строит на формировании и совершенствованиинациональной системы образования, государственной и общественной поддержке ееприоритетного развития в качестве определяющего фактора научно-технического икультурно-духовного прогресса, становления национального суверенитета.
Развитие национальнойсистемы образования базируется на следующих основных принципах: приоритетеобщечеловеческих ценностей; национально-культурной основе; научности;ориентации на мировой уровень образования; гуманизме; связи с общественнойпрактикой; экологической направленности; преемственности и непрерывности;единстве обучения, духовного и физического воспитания; демократизме; светскомхарактере, обязательности базового (девятилетнего) образования.
Основными приоритетаминациональной системы образования в Республике Беларусь являются: возрождениенационально-культурной основы образования; ориентация образования на воспитаниесвободной творческой и нравственной личности; укрепление физического ипсихического здоровья нации и человека; демократизация и гуманизация образования;взаимодействие образования с наукой, производством, социально-духовной сферой.
Система образованияявляется одним из важнейших гарантов социальной стабильности, основойэкономического развития общества, источником роста интеллектуального,культурного и духовно-нравственного потенциала нации. Ее развитие являетсяодним из важнейших приоритетов государственной политики Беларуси. Она включает:дошкольное образование и воспитание; общее среднее образование; внешкольныеформы образования и воспитания; профессионально-техническое образование;среднее специальное образование; высшее образование; подготовку научных инаучно-педагогических кадров; повышение квалификации и переподготовку кадров;самообразование взрослых.
В настоящее времянормативно-правовую базу реализации программы образования населения иосуществления деятельности национальной системы образования составляет КонституцияРеспублики Беларусь, которая в ст. 49 закрепила право каждого на образование.Согласно этому положению в республике Беларусь гарантируются доступность ибесплатность общего среднего и профессионально-технического образования.Среднее специальное и высшее образование доступно для всех в соответствии соспособностями каждого. Каждый может на конкурсной основе бесплатно получить соответствующееобразование в государственных учебных заведениях.
Кроме Конституции,общественные отношения в сфере образования призваны регулировать ряднормативно-правовых актов государственных органов власти. Среди них можновыделить: Закон Республики Беларусь от 29.10.1991г. № 1202-XII «Об образовании в РеспубликеБеларусь», Закон Республики Беларусь от 05.07.2006г. № 141-З «Об общем среднемобразовании», Закон Республики Беларусь от 29.06.2003г. № 216-З «Опрофессионально-техническом образовании», Постановление Совета МинистровРеспублики Беларусь от 31.05.2007г. №725 «Об утверждении Программы развитияобщего среднего образования на 2007-2016 годы» и ряд других нормативно-правовыхактов.
В настоящее время взаконодательном органе рассматривается проект Кодекса об образовании.[1]Кодекс об образовании — это кодифицированный нормативно-правовой акт,призванный обеспечить полностью системное регулирование общественных отношенийв данной сфере. Его проект был разработан на основе анализа белорусскогозаконодательства в области образования, соответствующих международныхдоговоров, а также основополагающих актов ООН, ЮНЕСКО и др. При этомразработчики учитывали законотворческий опыт и нормы международного права,требования унификации законодательства, осуществляемой в рамках интеграционныхпроцессов в Беларуси и России.
Содержание проектаКодекса основывается на принятых законах в сфере образования и непредусматривает концептуальных изменений положений действующегозаконодательства. Документ закрепляет такую модель образовательных отношений,которая позволяет успешно решать две объективные и необходимые в современныхусловиях задачи: обеспечение надлежащего качества образования и егодоступность.
Структурно Кодексподразделяется на общую и особенную части. Первая призвана закрепитьосновополагающие нормы правового регулирования общественных отношений в сфереобразования. Во вторую включены все вопросы, касающиеся уже конкретно каждоготипа образования, т.е. дошкольного, общего среднего,профессионально-технического, среднего специального, высшего, послевузовского,специального, внешкольного и образования взрослых.
Система управленияобразованием в республике имеет государственно-общественный характер.
2.Развитие общего среднего образования в Республике Беларусь на современном этапе
Развитие общего среднегообразования в Республике Беларусь осуществляется в соответствии со стратегиейсоциально-экономических преобразований в стране и направлено на дальнейшееповышение уровня качества образования, интеллектуального, культурного и духовно- нравственного потенциала общества.
Интенсивное развитие экономики,переход к информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурноговзаимодействия, обновление технологий и их внедрение во все сферыжизнедеятельности общества и государства, рост конкуренции на рынке труда, структурныеизменения в сфере занятости вызывают необходимость дальнейшего совершенствованияобщего среднего образования в направлении более полного удовлетворенияпотребностей личности, общества и государства в качественном образовании, всоздании условий для подготовки новых поколений к жизни и труду в гражданскомобществе с устойчивой социально ориентированной рыночной экономикой.
В государственной политикестраны сфера образования рассматривается как важнейший стратегический ресурс и основнойфактор технологического прогресса и решения социально-экономических проблем. В настоящеевремя все больше утверждается современное понимание образования как социальнойсферы жизни, создающей условия для развития личности обучающихся в процессе освоенияценностей национальной и мировой культуры.
Общее среднее образованиеявляется определяющим в становлении интеллектуального, культурного идуховно-нравственного потенциала нации, формировании у подрастающего поколения гуманистическихидеалов, ценностных ориентаций, взглядов и убеждений, основанных на идеологии белорусскогообщества и государства. Его развитие на современном этапе характеризуется нацеленностьюна позитивные преобразования, обусловленные приоритетами государственной образовательнойполитики.
Целевые, содержательные ипроцессуальные характеристики современного общего среднего образования РеспубликиБеларусь разрабатываются в соответствии с личностно ориентированным и культурологическимподходами, что обусловлено признанием абсолютной ценности человека, приоритета егоправ на свободное развитие и полноценную реализацию способностей и интересов.
В ходе реализации концептуально-программныхположений и мероприятий по реформированию общего среднего образования были созданыусловия для поэтапного перехода к обязательному 10-летнему общему базовому и 12-летнемуобщему среднему образованию, что, однако, не получило однозначной оценки состороны специалистов, и в настоящее время ставится вопрос о целесообразноститакого нововведения.
Обучение детей в школеначинается с 6-летнего возраста. Дети шестилетнего возраста составляют 83 процентаобщего количества первоклассников. Созданы необходимые условия для учебы и отдыхапервоклассников: 52 процента учащихся первых классов обучаются на базе дошкольныхучреждений. Все дети пятилетнего возраста охвачены различными формамиподготовки к школе.[2]
Осуществлен переход на5-дневную учебную неделю, что позволило в значительной мере снизить перегрузку учащихся,расширить возможности для организации воспитательной работы, проведения физкультурно-оздоровительныхмероприятий.
В целях обеспечения объективностиоценки учебных достижений учащихся, стимулирования их учебно-познавательнойсамостоятельности, учета индивидуальных особенностей и возможностей введена10-балльная система оценки результатов учебной деятельности.
Важным направлением повышениякачества образования стало создание дифференцированной образовательной среды.Для организации обучения учащихся с учетом их индивидуальных возможностей, способностей,образовательных запросов и профессиональных намерений открыты 165 гимназий, 36лицеев, 6 учебно-педагогических комплексов (гимназия-колледж).
Различными формами и видамидифференцированного обучения в настоящее время охвачено 40,9 процента учащихсяI-IX классов, 77,7 процента учащихся X-XI классов. Функционируют 1600 общеобразовательныхучреждений, в которых открыты классы с углубленным изучением отдельных учебных предметов,91 общеобразовательное учреждение с углубленным изучением иностранного языка.2414 общеобразовательных учреждений имеют классы с профильным обучением, 644 — классы с изучением специальных учебных предметов художественно-эстетическойнаправленности.
С нынешнего учебного годана третьей ступени общего среднего образования вводится профильное обучение,что несомненно будет способствовать повышению качества общеобразовательной подготовкиучащихся, формированию их готовности к осознанному профессиональному самоопределению,выбору пути продолжения образования, трудовой деятельности.
Проделана определеннаяработа по созданию комплексной системы оценки качества общего среднего образования.Разработаны и утверждены критерии и показатели качества обучения и воспитания, позволяющиена научной основе определять эффективность функционирования общеобразовательныхучреждений, выявлять проблемы, требующие оперативного решения. С 2003 года системноосуществляется комплексный мониторинг качества общего среднего образования.
Внедрены личностно ориентированныемодели организации образовательного процесса. В образовательной практике используютсясовременные педагогические технологии, в том числе информационные.
Обозначилась тенденция функционированияобщеобразовательных учреждений в режиме инновационной и экспериментальнойдеятельности. На республиканских экспериментальных и инновационных площадках осуществляютсяапробация и внедрение новой нормативной правовой документации, учебно-методическихкомплексов, моделей организации образовательного процесса, технологий обучения ивоспитания учащихся.
В целях обеспечения доступности,придания практической и личностной направленности, сохранения фундаментальности,усиления ориентации на освоение ценностей национальной и мировой культуры обновленосодержание общего среднего образования.
Созданы концепции учебныхпредметов, разработан образовательный стандарт общего среднего образования. Содержаниеобразования дифференцировано на инвариантный и вариативный компоненты, установленыбазовый, повышенный и углубленный уровни изучения учебных предметов.
Общеобразовательные учрежденияобеспечены национальными учебниками, а по отдельным учебным предметам — учебно-методическими комплексами. В образовательный процесс внедряются оригинальныеразноуровневые учебники и учебные пособия.
Совершенствуется воспитательнаяи идеологическая работа, нацеленная на создание целостной воспитывающей среды. Приоритетнымстановится формирование социально активной, граждански зрелой личности, способнойпротивостоять негативным тенденциям и проявлениям.
По мнению Президентастраны А.Г. Лукашенко, самым важным в социально-нравственном состоянии обществаявляется формирование национальной идеи, поисками которой занято государство иобщество. «Но, видимо, состояние общества таково, что сегодня на нее выйтиочень сложно. Это большой философский и масштабный вопрос»». [3]
Большая и важная роль впроцессе поиска такой идеи, способной объединить и консолидировать общество,принадлежит всей системе образования, и прежде всего — в теории и практикепатриотического воспитания, которые традиционно касаются стандартовсоциально-гуманитарных дисциплин. Но неразработанность современнойтеоретико-методологической базы патриотического воспитания приводит либо котсутствию патриотической составляющей в социально-гуманитарных циклах учебных курсов,либо к формально-иллюстративной ее представленности.[4]
Подобное состояниевоспитательной работы Президент связывает с промахами в идеологии: «Нет двухглавных составляющих в идеологической работе: первое — системы, второе —инициативы. Нет идеи».[5]
Реализуются государственныепрограммы поддержки одаренных учащихся и талантливой молодежи.
Успешно решается задача интеграцииобщего среднего и специального образования. В общеобразовательных учреждениях обучаетсяболее 50 процентов детей (от их общего количества) с особенностямипсихофизического развития.
В условиях демографическогоспада произошли существенные изменения в сети общеобразовательных учреждений.За последние 10 лет построено и введено в эксплуатацию 136 школ, количество начальныхшкол сократилось на 448, базовых — на 314, организовано 607учебно-педагогических комплексов.
Совершенствуется нормативнаяправовая база общего среднего образования. В связи с принятием ЗаконаРеспублики Беларусь «Об общем среднем образовании» (Национальный реестр правовыхактов Республики Беларусь, 2006 г., № 108, 2/1238) приведены в соответствие актызаконодательства. Ведется работа по обеспечению оптимизированноговзаимодействия норм законодательства по вопросам общего среднего образования с нормамизаконодательства других отраслей права Республики Беларусь, сокращению количестванормативных правовых актов, действующих в сфере общего среднего образования.
3. Анализобразования Беларуси
Дошкольное образованиеи воспитание.
В Беларуси функционируютоколо 4.5 тыс. детских дошкольных учреждения, в которых воспитываются иобучаются свыше 400 тыс. детей, что составляет две трети от общего количестводетей дошкольного возраста, проживающих в республике.
В этих учрежденияхобеспечивается воспитание детей через приобщение их к родному языку, культуре,народным традициям, культуре других национальностей, проживающих на территорииреспублики. С учетом потребностей семьи и общества созданы детские ясли, сады,ясли-сады и группы с гибким графиком работы, детские учреждения семейного типа,различной направленности в работе (углубленным эстетическим и физическимразвитием, санаторного типа, для детей с особенностями в физическом ипсихическом развитии) и др.
В республике взят курс наразработку вариативных программ, методик и пособий, которые могут выбиратьвоспитатели, организуя воспитательно-образовательную работу с детьми черезразные виды детской деятельности. В этих же целях разработана новая модельдошкольного учреждения — открытый детский сад, где родители являютсянепосредственными участниками воспитательно-образовательного процесса вкачестве ассистентов воспитателей, руководителей кружков, секций, студий. 97%педагогов, занятых в сфере дошкольного воспитания и образования, имеют высшее исреднее специальное образование. Оплата родителей за пребывание детей вдошкольных учреждениях составляет в среднем 12% от общих затрат на содержаниеребенка. Остальные финансовые средства на содержание детей в этих учрежденияхдотируются из государственного бюджета.
Общее среднееобразование являетсяосновным звеном в системе непрерывного образования.
Система общего среднегообразования включает следующие ступени: начальную (4 года обучения), школу 2-йступени (5-9-й классы) и школу 3-й ступени (10-11-й классы), которые могутсуществовать как отдельно, так и в составе базовой (9-лет-ней) или средней(11-летней) школы.
Обучение начинается с 6лет.
В начальной школеглавными задачами являются: развитие физических и интеллектуальных способностейучащихся, нравственных и духовных качеств личности; формирование у детейустойчивого интереса к учебной деятельности, базовых умений и навыков письма,чтения, счета; овладение первоначальными знаниями о природе, обществе ичеловеке, основами личной гигиены и здорового образа жизни.
Школа 2-й ступениявляется базовой, обязательной для всех детей и призвана обеспечитьсистематические знания, умения и навыки, необходимые для продолжения общего иначала профессионального образования, включения личности в жизнь общества, атакже развитие ее творческих качеств, воспитание национального самосознания иобщечеловеческой морали.
Школа 3-й ступениобеспечивает завершение общеобразовательной подготовки учащихся на основетакого уровня знаний, умений и навыков, которые свидетельствуют о формированииполноправного и ответственного гражданина, способного к самообразованию,самовоспитанию и гармоничным отношениям с окружающей природной средой.
Обучение в школах 2-й и3-й ступеней завершается выпускными экзаменами, по результатам которыхвыпускники базовых школ получают свидетельство, а средних — аттестат.
В республике работает4619 общеобразовательных школ, гимназий и лицеев, в которых обучается более 1,5млн. учащихся. Начальные школы составляют 15,8%, базовые — 22,6%, средние — 59,5% общеобразовательных школ страны. Финансирование их осуществляется изсредств бюджетов местных органов власти, в ведении которых они находятся. [6]
В общеобразовательных учрежденияхработают свыше 142 тыс. педагогических работников. Изменился качественный составпедагогических кадров общеобразовательных учреждений: 86,3 процента педагогов имеютвысшее педагогическое образование, введены штатные единицы педагогов-психологов,педагогов социальных. Эффективно функционирует система повышения квалификации педагогическихработников и руководителей системы образования. Ежегодно более 50 тыс. специалистовобразования повышают свою квалификацию. Состав педагогических кадров ежегодно обновляетсяболее чем на 3 тыс. молодых специалистов.
В соответствии сКонституцией Республики Беларусь, Законом «О языках в РеспубликеБеларусь» обучение и воспитание осуществляется на двух государственныхязыках — белорусском и русском. Для учащихся других национальностей,проживающих на территории республики, по желанию их родителей организованоизучение родного языка, истории, культуры; открыты классы, в которых весьпроцесс обучения и воспитания осуществляется на родном языке.
С целью созданиянеобходимых условий для развития способностей учащихся Министерство образованияразработало учебный план, состоящий из двух компонентов — обязательногобазового и школьного, включающего в себя изучение предметов по выбору.Соотношение их меняется в зависимости от возраста ученика. Так, в начальнойшколе на изучение предметов по выбору отводится 14% учебного времени, в школе3-й ступени (10-11-й классы) до 24,4%.
Базовый компонентучебного плана предусматривает обязательное изучение предметовобщественно-гуманитарного цикла (белорусский и русский языки и литература,иностранный язык, история Беларуси и всемирная история, человек и общество), естественно-научного(математика, информатика, география, биология, физика, химия) и эстетического(музыка, изобразительное искусство, мировая художественная культура) цикла,занятия физической культурой и трудовое обучение.
Каждая школа на основепредложенного учебного плана создает свой, исходя из имеющихся возможностей,запросов и интересов учащихся и их родителей. Введение школьного компонентаучебного плана позволило сделать обучение в старших классах общеобразовательныхшкол, гимназиях, лицеях, колледжах профильным, ориентированным на дальнейшуюучебу в соответствующих учебных заведениях или на определенную сферу трудовойдеятельности; дало возможность школам работать по разноуровневым программам.Практически каждый третий школьник охвачен разными видами дифференцированногообучения.
Социально-экономическоеразвитие республики и процессы, связанные со становлением ее как независимогогосударства потребовали пересмотра структуры содержания образования в среднейшколе. В январе 1996г. с принятием распоряжения Президента Республики БеларусьА. Г. Лукашенко «О подготовке и проведении в Республике Беларусь реформыобщеобразовательной школы» начался новый этап в обновлении школьногообразования.
В ходе реформы школыпредполагается осуществить переход на новое содержание образования; осуществитьпрофильное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы; разработать ивнедрить новую систему оценки знаний учащихся, перейти на 5-дневную учебнуюнеделю.
С целью обеспеченияучащихся общеобразовательной и специальной школы учебниками, отвечающимисовременным требованиям, создан Научно-методический центр учебной книги исредств обучения. За последние годы для общеобразовательных школ издано 860наименований учебников. В создании национальных учебников и учебных пособийиспользуется научный потенциал преподавателей высших учебных заведений, опытлучших учителей и методистов республики.
Высшее образование
В республикефункционирует 42 государственных и 12 негосударственных высших учебныхзаведений — университеты, академии, институты и другие учебные заведения, вкоторых обучается свыше 260 тыс. студентов по 230 специальностям. В расчете на10 тыс. населения в Беларуси приходится 240 студентов.
Старейшими высшимиучебными заведениями страны являются Белорусская сельскохозяйственная академия,Белорусский, Могилевский и Витебский государственные университеты, Белорусскаяполитехническая академия, Витебская академия ветеринарной медицины.
Подготовка специалистовведется на базе достижений современной науки и техники, в условиях теснойинтеграции учебного процесса с научной, практической и творческой деятельностьюстудентов и преподавателей. В высших учебных заведениях или при них созданынаучно-исследовательские институты, лаборатории, учебно-производственные и исследовательскиепредприятия, проектные конструкторские и технологические бюро, мастерские,другие предприятия и организации по профилю подготовки специалистов.
Обучение продолжается,как правило, 5-6 лет и заканчивается сдачей государственного экзамена и защитойдипломного проекта. Лицам, успешно завершившим учебу, выдается диплом, поитогам аттестации может присваиваться степень бакалавра или магистра.
Студенты государственныхвузов получают стипендию, иногородние студенты обеспечиваются общежитием.
В 1994г. начатореформирование национальной системы высшего образования, основанное напринципах государственной политики в области образования и международнойклассификации, принятой ЮНЕСКО. Учебные планы и программы учитывают особенностинациональной системы высшего образования и необходимость интеграции ее вмировое образовательное пространство.
Структура учебного планавключает изучение дисциплин гуманитарного и социально-экономического профиля — 25-35%, общенаучного и обще-профессионального — 35-45%, специальных дисциплин — 25-35%, дисциплин специализаций — 10-15%.
Проводится работа попересмотру структуры высшего образования, приведения его содержания всоответствие с потребностями экономического и духовного развития общества.
4. Проблемы развития средней школы и пути их решения
Дальнейшее эффективное функционированиеи развитие общего среднего образования связано с решением следующих первоочередныхпроблем.
Необходимо целенаправленноеразвитие научно-методического обеспечения системы общего среднего образования, чтосвязано с повышением эффективности фундаментальных и прикладных научных исследованийи внедрением полученных результатов в образовательную практику.
По приоритетным направлениямразвития общего среднего образования предусматривается разработка действенных механизмоввнедрения полученных результатов в образовательную практику.
Разработанные вариантыорганизации профильного обучения на III ступени общего среднего образования требуютконкретизации и доработки с учетом обеспечения взаимодействия общеобразовательныхучреждений с учреждениями, обеспечивающими получениепрофессионально-технического, среднего специального и высшего образования.
До 2010 года в Беларусипланируется закрыть 444 сельские школы с низкой наполняемостью классов.Заместитель министра образования К. Фарино объяснил это сложной демографическойситуацией — к названному сроку учеников на селе станет меньше на 257 тысяч.Демографический спад усиливается системной диспропорцией в отношенияхвуз-экономика. По словам заместителя начальника управления непроизводственныхотраслей Министерства экономики Е. Лугового, «Специалистов с высшимобразованием в 2005 году будет необходимо 19.200, а в 2015-м понадобится18.052, то есть практически столько же. А приняли в государственные вузы, например,в 2003 году 64.885 человек. То есть в 3 раза больше».[7]
При создании учебно-методическогообеспечения, разработке новых режимов организации учебных занятий, использованииобразовательных технологий и методик обучения основополагающим должен статьздоровьесберегающий фактор.
Статистика показывает,что в последние годы состояние здоровья учащихся ухудшилось. У школьниковнаблюдаются рост заболеваемости гастритом, язвой желудка, увеличение щитовиднойжелезы. Более 60 процентов учащихся имеют функциональные отклонения. Увеличилоськоличество детей, страдающих заболеваниями, получившими у медиков название«школьных», — это нарушения осанки и зрения.
В результате принимаемыхмер должно быть обеспечено снижение учебной нагрузки, уменьшение времени навыполнение домашних заданий, более активное включение учащихся в физкультурно-оздоровительнуюработу.
Требует дальнейшего решенияпроблема обеспечения преемственности в содержании, методах, формах и средствахобучения и воспитания на уровне общего среднего образования с другими уровнями национальнойсистемы образования. Принципиально значимым при этом является усилениевоспитательной функции в содержании образования, создание и применение технологийобучения и воспитания, обеспечивающих формирование у учащихся идейно-нравственных,гражданских, патриотических ценностей и убеждений, основанных на идеологиибелорусского общества и государства.
Достижения научно-техническогопрогресса, активное развитие наукоемких производств и информационных ресурсов обусловливаютреализацию новых подходов к формированию образовательной среды, повышению еетехнологичности.[8]
Необходимо более широкое использованиеинформационных технологий, ресурсов глобальной компьютерной сети,дистанционного обучения.
В кардинальном улучшении нуждаетсяучебно-материальная база общеобразовательных учреждений. В настоящее время эти учреждениянедостаточно обеспечены лабораторным и демонстрационным оборудованием, нагляднымипособиями, спортивным инвентарем. По многим видам оборудования уровеньобеспеченности не превышает 50 процентов. Значительная часть оборудования и средствобучения не соответствует требованиям современного образовательного процесса и нуждаетсяв обновлении.
Проводимые социокультурныепреобразования, складывающаяся демографическая ситуация вызывают необходимость проведенияоптимизации сети общеобразовательных учреждений. Прогнозируемое к 2010 годуснижение численности выпускников базовых школ на 32 тысячи и средних школ на30,3 тысячи человек, а также наметившаяся с 2004 года тенденция к увеличению приемадетей в первые классы требуют реализации мероприятий по оптимизации и рационализациисети общеобразовательных учреждений.
Придание общеобразовательнымучреждениям статуса юридического лица обусловливают необходимость разработки и внедренияновых моделей управления их функционирования и развития.
Подготовку педагогическихкадров необходимо осуществлять дифференцированно, с учетом потребностейразноуровневого обучения, перехода на профильное обучение. Необходимо создать эффективнуюсистему переподготовки, позволяющую минимизировать негативные процессы, связанныес высвобождением педагогических кадров вследствие реорганизации, закрытия неперспективныхобщеобразовательных учреждений.
Остается актуальной проблемаобеспечения готовности педагогов к работе в инновационном режиме. Для решенияданной проблемы необходимо разрешение нескольких проблем в их совокупности.Сюда можно отнести и техническое перевооружение общеобразовательных учреждений,переподготовку и переквалификацию педагогических работников с цельюсовершенствования их знаний и навыков в области использования новейших ресурсови технологий.

Заключение
 
В Беларуси достаточноактивно осуществляются процессы постепенного реформирования образования, цели имотивы которых в целом соответствуют основным тенденциям развития образования врегионе Европы и СНГ.
Как и в других странахрегиона, основной декларируемой целью происходящих изменений являетсяприведение системы образования в соответствие с изменившимися общественно-экономическимиусловиями, в результате чего она сможет более эффективно осуществлятьподготовку и воспитание граждан, способных эффективно функционировать в этихусловиях.
Реформированиеобразования должно привести к его демократизации, понимаемой как переход кболее полному учету индивидуальных интересов и потребностей обучаемых и отходот авторитарной модели взаимоотношений между преподавателем и обучаемым.Предполагается также обеспечение большей степени диверсификации образования:расширение возможностей выбора изучаемых предметов, увеличение спектраиспользуемых методик, подходов и учебных материалов.
В рамках реализациипринципа «связи образования с жизнью» провозглашается смещение акцентов в целяхобучения с приобретения знаний в сторону выработки умений и навыков(«компетенций») их самостоятельного приобретения и творческого применения.Кроме того, предусматривается расширить сферу применения рыночных механизмов вфинансировании и управлении образованием за счет диверсификации источников егофинансирования и усиления автономии учреждений образования. При этом особенноподчеркивается необходимость сохранения равных возможностей доступа кобразованию всех слоев населения и говорится об усилении роли образования какфактора социальной мобильности в современном обществе.
Наконец, в руслеинтенсивно разворачивающихся процессов интернационализации образования вкачестве одной из целей реформирования провозглашается достижение открытости имеждународной совместимости программ образования всех уровней («интеграциябелорусского образования в Европейское и общемировое образовательноепространство») при их национальной и культурной самобытности.
Вместе с тем следуетотметить, что реформирование образования происходит в условиях достаточносильной неопределенности. Представляется, что ее основным источником служит нестолько отсутствие согласия по поводу указанных целей реформ, сколько широкийразброс мнений по поводу их трактовок и способов реализации.
Объективной основой дляподобных разночтений является внутренняя противоречивость многих из целейреформ. Например, как показывает мировой опыт, усиление рыночных механизмов вобразовании во многих случаях позволяет привлечь дополнительное финансирование,но также затрудняет доступ к образовательным возможностям для наименеесостоятельных слоев населения. Оборотной стороной расширения учебных программ иметодик является усложнение задачи контроля качества образования. Нахождениюоптимальных компромиссов между подобными противоречивыми целями способствуетналичие согласия в обществе по поводу основных черт идеальной моделиобразования и иерархии ценностей и целей в ее реализации. Однако, выработкаподобного консенсуса является крайне сложной задачей, которая остаетсянерешенной во многих обществах, в том числе и в белорусском. Данный факт вомногом объясняет стихийный характер многих из осуществляемых педагогических иуправленческих новаций в образовании и их зачастую противоречивые результаты,которые были указаны в части четвертой настоящей работы, а также приведенынаиболее эффективные, по мнению автора работы, пути их решения.

Списокиспользуемой литературы
1.        КонституцияРеспублики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми нареспубликанских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года). –Мн.: Амалфея, 2007.
2.        Закон РеспубликиБеларусь от 29.10.1991г. № 1202-XII«Об образовании в Республике Беларусь» в редакции Закона от 11.07.2007г. №253-З(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007г., № 171,2/1350)
3.        Закон РеспубликиБеларусь от 05.07.2006г. № 141-З «Об общем среднем образовании»;
4.        Закон РеспубликиБеларусь от 11.07.2007г. № 252-З «О высшем образовании» в редакции Закона от 16.07.2008г.№413-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008г.,№ 184, 2/1510);
5.        Закон РеспубликиБеларусь от 29.06.2003г. № 216-З «О профессионально-техническом образовании» вредакции Закона от 29.06.2006г. №137-З (Национальный реестр правовых актовРеспублики Беларусь, 2006г., № 107, 2/1235);
6.        ПостановлениеСовета Министров Республики Беларусь от 31.05.2007г. №725 «Об утвержденииПрограммы развития общего среднего образования на 2007-2016 годы»;
7.        Андреев В.И.Развитие систем образования в ФРГ и Республике Беларусь:сравнительно-педагогический анализ. /М-во образования РБ. Нац. ин-тобразования. — Мн., 1999.
8.        Вишневский М.И.Введение в философию образования: Учеб. пособие для студ. пед. спец. вузов /Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2002.
9.        Вишневский М.И.Актуальные проблемы современной философии образования: Курс лекций дляслушателей институтов повышения квалификации и переподготовки кадров Могилев:МГУ им. А.А. Кулешова, 2003.
10.     Десятибальнаясистема оценки результатов учебной деятельности учащихся.Инструктивно-методические материалы. // Народная асвета № 8, 2004.
11.     Зинькова Н.К.История образования и педагогической мысли в схемах, таблицах, творческихзаданиях: Учеб. пособие —Витебск: Изд-во Витебского гос.ун-та им. П.М.Машерова, 2002.
12.     Инновационныеметоды обучения в гражданском образовании / В.В. Величко, Д.В. Карпиевич, Е.Ф.Карпиевич, Л.Г. Кирилюк. — 2-е изд., доп. — Мн.: СП «Медисонт» ООО,2001.
13.     Концепцияпрофильного обучения в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднегообразования (третья ступень) // Настаунiцкая газета 20.11.2003.
14.     Развитиеобразования в Республике Беларусь. Справочно-аналитическая информация оразвитии образования в Республике Беларусь, — WWW-документ: www.president.gov.by/.
15.     Русецкий А, ГащенкоЛ. Кто-то должен их учить, как Отечество любить // Беларуская думка. — 2003. —№ 4.
16.     Русецкий А,Гащенко Л., Капитонова Е. «… Не будет гражданин достойный к Отчизне холодендушой» Патриотические идеалы современного студенчества: состояние и динамика(на примере вузов Витебска) // Беларуская думка. — 2004. — № 1.
17.     Сколько и какихспециалистов потребуется стране в 2015 году? // Советская Белоруссия, №59(22216), 31.03.2005.
18.     Стражев В.И.Образование и наука в современном обществе — Минск: БГУ, 2004.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.