Реферат по предмету "Культура и искусство"


Культура и быт населения Китая в XVI-XIX веках

КУЛЬТУРА ИБЫТ НАСЕЛЕНИЯ Китая в XVI-XIX вв.
полнилаТатарко Галина


Содержание
 
Введение
Культура и быт населения Китая в XVI – XIX веках
I. Наука
II. Философия. Развитие общественноймысли
III. Литература
IV. Искусство
Заключение
Список литературы
 

Введение
 
Характеризуя культурустраны, в частности, культуру Китая, нельзя не коснуться и политического,экономического и социального положения на данный момент.
Сильная централизованнаягосударственная власть в Китае имела древние и прочные традиции. Ее важнейшейопорой было право верховной собственности на землю. Государство, осуществляющеежесткий контроль над обществом (как и во всех восточных деспотиях), издавнавзяло на себя функцию управления экономикой. «Земледелие, торговля иуправление – три основные функции государства» — так реформатор-легист ШанЯн (390 – 338 гг. до н.э.) сформулировал концепцию, которойправительство руководствовалось в своей деятельности на протяжении практическивсей истории Китая.
В XIV – XVII вв. государственное производство охватывалоизготовление фарфора, судостроение, добычу угля, литейный промысел и др.Центральная власть регулировала рыночные цены, а иногда даже ссудный процент,борясь с ростовщичеством. Государственная торговля не всегда выдерживалаконкуркнцию с частной, но правительство компенсировало это тем, что облагалокупцов большими налогами, закупало у них товары по твердым ценам, установленнымказной. Кроме того, оно разрешало заниматься торговлей чиновникам, освобождаяих от налогов и превращая таким образом в силу, противостоящую частнойторговле.
И только в XVI – XVII вв. в Китае произошел некоторый сдвиг: расширилось крупноеземлевладение, стали создаваться мануфактуры с использованием наемного труда (втом числе и рассеянные). Хотя государство по-прежнему имело монополию на добычуи обработку полезных ископаемых, в отдаленных горных районах тайно возникаличастные предприятия по добыче угля и серебра. Цинское правительство закрывалоглаза на рост частного землевладения. Возможно, потому, что интенсификациясельского хозяйства давала возможность даже в этих
условиях получать большуюсумму налогов.
Буржуазные отношенияотстаивали свое право на существование, но, как правило, проигрывали в неравнойборьбе с государственной властью, а потому остались неоформленными.
В XVII– XVIIIвв. Китай представлял собоймогущественную державу с хорошо налаженной экономикой, сильной армией идостаточно большими внутренними потенциями, что и позволило ему сохранитьнезависимость в отношениях с Европой. Слабость традиционного конфуцианскогоКитая проявилась позднее, в XIXв., когда Запад стал все болееактивизировать свою колониальную политику.
китайкультура литература искусство

Культура и бытнаселения Китая в XVI– XIXвеках
 
Для минского периодаистории Китая характерно развитие культуры, обогащенной новыми достижениями.
Дальнейшее развитиеполучила литература; главным образом издавались обширные исторические труды,появились новые энциклопедии, по своей полноте превосходившие любые изданияэтого рода в других странах.
Обогатилось и китайскоеискусство, в осбенности архитектура. Значительный шаг в своем развитии сделалилакирование и производство тончайшего фарфора.
Общественная мысль инаука развивались, несмотря на то, что они были ограничены и скованы рамкамисредневековой конфуцианской схоластики.
В Европе произведениякитайской культуры получили широкую известность в XVII и особенно в XVIII вв.
Миссионеры католическихорденов и члены русской православной миссии изучали китайскую культуру, собираясведения о сельском хозяйстве, ремесле, искусстве, быте населения, переводилитруды китайских ученых, писали обо всем узнанном ими в Европу. Они сами писалитруды о Китае и печатали их едва ли не на всех европейских языках. Книги оКитае вызывали неизменный интерес. Недаром в работах Вольтера и в трудахфранцузских просветителей встречается так много рассуждений об этом великомнароде.
В России М. В. Ломоносовнемало внимания уделял достижениям китайской культуры и выражал желание видетьисторию Китая, написанную на русском языке.
Уже в XVIII в. передовые лица в Европе высокооценивали вклад китайского народа в сокровищницу мировой культуры.
Конец XVIII и первые десятилетия XIX в. по традиции считаются временемупадка китайской культуры, связанной с феодализмом.
В литературе и искусствепо-прежнему господствовали старые жанры:
регламентированные стихи,традиционный пейзаж и т.д. Даже повествовательная проза, которая была в Китаеиздревле «простонародным» видом литературы, постепенно потеряла чертыкритической, социальной напрвленности, столь ярко представленные в романах XVIII в. «Сон в красном тереме» и«Неофициальная история конфуцианства», и приобрели авантюрный, развлекательныйхарактер.
Событием в культурнойжизни конца XVIII – начала XIX в. явилась публикация двух сборников китайскихнародных песен. Однако, в этот же период в культуре Китая наметились скрытыеили, на первый взгляд, не слишком значительные процессы, связанные среволюционным движением и развитием буржуазных отношений.
Переломным моментом сталасередина XIX в. – эпоха тайпинского восстания,прогрессивные идеи которого оказали огромное воздействие на общественноесознание китайского народа.
I. Наука
 
В XVI – XVII вв. интерес в Китае к технике, естественным и математическимнаукам заметно повысился. В эпоху минского периода появляетсяусовершенствованное водоподъемное колесо для орошения полей, более широко, чемраньше, применяются кузнечные мехи при плавке металла. Развиваетсякораблестроение. Ярким показателем этого явились экспедиции еще XV в., в одну из которых былоодновременно отправлено 62 крупных морских корабля, на борту которых находилосьоколо 28 тыс. человек и значительный груз. Все эти корабли, отличавшиесябольшой грузоподъемностью, были построены в Китае.
В XVI в. появился многотомный труд пофармакологии – «Трактат о деревьях и растениях» (автор Ли Ши-чжэнь). Этосочинение содержало описание не только лечебных трав, но и минералов, а такжеживотного мира. Большой популярностью пользовался труд по медицине ученого ЧжанЧжун-цзина.
В XVII в. была издана большая хозяйственнаяэнциклопедия, составленная прославленным Сюй Гуан-ци. Она освещала развитиеземледелия и сельскохозяйственной техники не только в Китае, но частично и вЕвропе. В 30-х гг. был написан труд, представлявший собой своеобразнуюэнциклопедию, освещавшую развитие ремесел в Китае в различные времена.
Особенное развитиеполучила филологическая история. Китайское языкознание основное вниманиеуделяло изучению живых северных диалектов китайского языка. Крупнейшимученым-энциклопедистом XVIIв., в частности филологом, был Гу Янь-у, которому принадлежит «Пятикнижие пофонетике» — классическое произведение по исторической и современной фонетике, атакже другие труды по истории, экономике, философии, филологии и т.д. Гу Янь-убыл не только ученым, но и историческим деятелем, патриотом, принимавшимактивное участие в борьбе с маньчжурами.
Продолжала развиватьсяофициальная историография: издавались династические истории, составлялисьпродолжения летописи «Всеобщее зерцало, помогающее управлению», начатой еще в XI в.
В Минской империиразвивались и другие жанры исторической литературы, например произведения,описывавшие факты не в хронологическом, а в событийном порядке (так называемое«Описание событий от начала до конца»), составление которых было начато еще в XI – XII вв. Издавались и географические труды, в которыхприводились данные по административному делению в различные периоды,географические и экономические сведения по отдельным провинциям, уездам и городам,а также краткая история их образования. Важным географическим сочинениемявляется труд Ку Янь-у под названием «Книга о недостатках и пользе областей иуделов в Поднебесной». Это сочинение дает не только географичекуюхарактеристику страны, но также освещает социально-экономическое положениеКитая. К историческим трудам относились и
различные своды исборники.
В XVII – XVIII вв. филология, главным образом, занималась критикой древнихписьменных памятников, установлением их подлинности. Однако, задачи были нетолько научными: критикуя древние памятники, ученые стремились подорвать основысунской философии, опиравшейся на эти памятники. Так, например, Ян Шо-цзюй(1636 – 1704), один из создателей этого напрвления в филологии, утверждал, что«Шу-цзин», древняя «Книга истории», одна из амых важных книг конфуцианскогоканона, высоко ценимая сунскими правителями, возникла в IV – III вв. до н.э., т. е. представляет позднейшую подделкупод якобы древний текст. Ху Вэй (1633 – 1714) в свою очередь объявил, что «И-цзин»- философия природы у сунцев, целиком исходит из даоских источников. Вдальнейщем главными представителями филологической науки в Китае были Хуэй Чун(1697 – 1758) и Дай Чжэнь (1723 – 1777). Первый отвергал подлинность всехдревних памятников, кроме тех, которые возникли во время Ханьской империи. Наэтой почве выросла целая школа, поставившая своей целью изучение источниковвремен Хань.
Борьба оппозиционныхтечений развернулась и на почве изучения истории. Маньчжурские правители,подражая китайским династиям, образовали особый комитет для составления историипредшествовавшей династии Мин. Политической целью такой империи был показисторической неизбежности падения прежней династии и замены ее новой.
Паралельно появились«частные» истории Минской династии, опровергавшие маньчжурскую трактовкуистории, на что власти ответили решительными мерами: обрушились репрессии,казни, ссылки на оппозиционных филологов и историков. Так продолжалось в XVII – XVIII вв. Неугодные правительству книги изымались. Они были внесеныв разряд «запрещенных книг».
С 1772 г. был предпринят сбор всех печатны книг, когда-либо изданных в Китае. Сбор продолжался 20 лет.Таким путем была образована
огромная библиотека из172 626 томов, размещенная в книгохранилищах в Пекине и других городах.Для разбора и обработки собранного материала было привлечено 360 человек. Всекниги были разделены на четыре категории, отчего вся библиотека получиланазвание «Сы ку цюаньшу», т. е. «Полное собрание книг четырех хранилищ». Черезнесколько лет 3457 названий были выпущены в новом издании, а остальные 6766изданий были описаны в подробно аннотированном каталоге. Большую ценностьпредставляют составленные еще в правление Канси толковый словарь «Кансицзыдянь» и сборник цитат и выражений «Пэйвань юньфу».
Однако это мероприятиеимело и свою оборотную сторону. По сути дела это была грандиозная операция поизъятию книг, могущих служить опорой для всяких «опасных мыслей», и не менееграндиозная операция по фальсификации текстов. В вышедших новых изданиях былиизъяты все нежелательные места, менялись даже названия книг.
II. Философия. Развитие общественноймысли
 
Наиболее известнымкитайским философом начала XVI в.был Ван Ян-мин (или Ван Шоу-жень, 1472 – 1528). Ван Ян-мин утверждал, чтореальный мир не существует вне нашего сознания, что весь мир, все вещи –порождение духа или сердца. «Нет вещей вне ума, и нет ума вне вещей, — говорилВан Ян-мин, — ничего не существует вне нашего разума»; «Сердце, сознание естькорень и источник всего». По Ван Ян-мину критерием истины является субъективноесознание, человек обладает врожденным знанием, интуицией, которая помогаетпознать истину. Идеализм и интуитивизм Ван Ян-мина имели своих многочисленныхпоследователей не только в Китае, но и в Японии, где это учение с XVII в. стало одним из главныхфилософских течений.
Философские взгляды ВанЯн-мина и его последователей в свое время принесли известную пользу делу борьбыс неоконфуцианской философией, сложившейся в эпоху Сун и превращенной ее позднейшимипредставителями
в схоластику.
Однако политическиевзгляды Ван Ян-мина отражали интересы класса феодалов, напуганного мощнымкрестьянским движением того времени. Ван Ян-мин защищал политику обузданиякрестьянства, укрепления позиций феодалов, возглавлял карательные экспедициипротив крестьян. Им были выдвинуты предложения о введении «Закона одесятидворках», «Закона о старостах десятидворок» и т.д., которыерегламентировали быт и поведение крестьян в общественной и частной жизни.Предложения Ван Ян-мина имели целью создать такие условия, при которых была быисключена всякая возможность протеста против феодальной эксплуатации.
Острая борьба междуфеодалами и зависимыми крестьянами, обострение противоречий внутригосподствующего класса нашли свое отражение и в области идеологии: в XVI – XVII вв. развивалась прогрессивная мысль, боровшаяся снеоконфуцианской схоластикой. Ее развитию способствовало появление новыхобщественных сил, связанных с ростом городов, товарно-денежных отношений изарождением мануфактуры.
Представители наиболеепрогрессивных течений были выходцами из трудовых народных слоев, а также изсреды зажиточных горожан. К первым следует отнести современника Ван Ян-мина –Ван Синь-чжая (1483 – 1541), его последователей Янь Шань-нуна, Лян Жу-юаня (онже Хэ Синь-инь) и др., подвергавшихся преследованиям со стороны властей. Ихфилософские взгляды не отличались резко от идеализма и интуитивизма ВанЯн-мина. По своим этическим взглядам Ван Синь-чжай приближался кдревнекитайскому философу Мо Ди (V – IV вв. до н. э.) с его учением о«всеобщей любви». Ван Синь-чжай и его последователи выдвигали утопическую в техусловиях идею создания такого общества, в котором не было бы богатых и бедных,все были бы равны. К этой же группе прогрессивных мыслителей надо отнести и ЛиЧжи (или Ли Чжо-у, 1527 – 1602). Он, как и другие прогрессивные деятели еговремени, упомянутые выше, подвергался преследованиям со стороны Минскойдинастии. Его учение объявили еретическим, так как оно было
направлено противгосподствовавшей идеологии конфуцианства. Ли Чжи выступал против того, чтобыбезоговорочно признавать истиной все то, что утверждал Конфуций, он заявлял:«Мы не можем правду или неправду Конфуция считать правдой или неправдой».Сочинения Ли Чжи неоднократно подвергались сожжению, а сам он был замучен.
Традиционализм, которыйбыл свойственен для всей китайской культуры XVII – XVIII вв.,в области философии выразился в стремлении уложить мысль в привычные схемы,оперировать давно сложившимися понятиями, опираться на старые письменныепамятники. Но поскольку интересы маньчжурских правителей и феодальной знатистолкнулись на этой почве с чаяниями китайских ученых, мечтавших о свержениивласти чужеземцев и о восстановлении национальной власти, постолькутрадиционная философия стала отражать две противоположные тенденции: одну,направленную на охрану режима, установившегося при маньчжурах, и другую,стремившуюся к свержению этого режима.
Маньчжурские правителибыстро оценили пользу, которую можно было извлечь из конфуцианской философииСунского времени, особенно на учения Чжу Си (1130 – 1200), в котором этафилософия получила законченное выражение. Это учение было использованоманьчжурами в целях укрепления феодального строя. Сунская философия сталаофициальной доктриной режима.
Император Кансиопубликовал «Шэн юй» («Священный эдикт») – свод положений, определяющихгосударственную идеологию: этот эдикт в распространенном виде был повторен отимени императора Цяньлуна. В нем были заиксированы феодальные началаобщественных отношений, политической системы, верховной власти. Средиоппозиционной части китайского общества образовалось течение, ярко враждебноесунской школе. В начале правления Цинской династии Хуан Цзун-си, один изкрупнейших мыслителей Китая XVIIв., принимавший активное участие в борьбе с маньчжурскими завоевателями, дажеездивший в Японию с целью призвать японцев выступить против маньчжуров, подвергкритике важнейший тезис сунской политической теории – о неограниченной властиправителя. Хуан Цзун-си говорил, что взаимоотношения правителя и народа неабсолютны, а условны, что «права и обязанности правителя определяютсяинтересами народа».
Другие мыслители боролисьс сунской философией, упрекая ее в абстрактности, в отходе от практики. Тезис онеобходимости философии исходить из жизненной практики стал основным для многихоппозиционных направлений общественной мысли XVII – XVIIIвв. Одним из первых, кто провозгласил этот тезис, был упоминавшийся ученый ГуЯнь-у, который призывал черпать знания из двух источников: из действительностии из литературных материалов.
III. Литература
 
В период минской династиинаиболее важным явлением в области литературы было продолжавшееся развитиенаучной литературы на живом, народном языке – рассказов, драм и роианов.Наиболее яркие образы новеллы даны в сборнике «Удивительные истории нашеговремени в древности», появившемся в 30 – 40-х гг. XVII в.
Драматургия обогатиласьновым жанром – местной провинциальной или «южной» пьесой, отличавшейсяпростотой изложения и доступностью языка. К таким произведениям относятся«Лунная беседка», «Сказания о белом зайце» — пьесы XIV в., исполняемые и в настоящее время в Китае. Издраматических произведений XVI в.большой интерес представляет пьса Сянь-цзу (1550 – 1617) – «Пионовая беседка»,в которой был брошен вызов моральным устоям. Многие драматурги являлись иисполнителями роли героев своих пьес. Хотя профессия актера считаласьунизительной, театральное искусство приобрело широкую популярность благодарясуществованию многочисленных домашних театров.
Первые романы –«Троецарствие», «Речные заводи», написанные на разговорном языке, относятся к XIV в., но в дальнейшем они появлялисьвсе в новых и новых переработках.
Кроме историческогоромана, в период Минской династии появились фантастический и бытовой романы.«Путешествие на Запад» — фантастический роман У Чэн-эня (1500 – 1582) –построен на преданиях о путешествии в Индию известного буддийского паломника VII в. н. э. Сюань Цзана. Известныйбытовой романист конца XVI в.– Ван Ши-чжэнь (1526 – 1593), минский ученый, дослужившийся до поста главыпалаты наказаний, что примерно соответствует должности министра юстиции внастоящее время.
В XVII – XVIII вв. контроль маньчжурского правительства практическине распространялся на область художественной литературы, которая, в своюочередь, развивалась в больших городах. Ее корни восходят к устному народномутворчеству рассказчиков, к представлениям уличных комедиантов. Еще в XIII – XVI вв. устный сказ и уличные представления привели к созданиюромана и драмы. В период Минской империи драма получила большое развитие:усложнился сюжет, увеличилось число вводимых в действие персонажей;представление стало разбиваться на несколько актов (иногда до 10). В XVII – XVIII вв. именно эта драма и получила дальнейшее развитие.Появилось много замечательных пьес, например, пьеса Кун Шан-жана (1643г.) «Веерс цветком персика» («Тао хуашань»).
Продолжал развиваться ироман. В XVIII в. возникли два романа, которыепринадлежат к числу наиболее значительных произведений всей литературыфеодального Китая: «Сон в красном тереме» и «Неофициальная историяконфуцианцев».
В драме и романе Цинскоговремени видны новые общественные силы, развитие которых задерживалосьреакционным режимом маньчжурского господства, чувствуется протест против нравови морали класса феодалов. «Сон в красном тереме» — роман из жизни знатногоманьчжурского семейства. В романе противопоставляется свободное чувство с егочисто человеческими законами принудительным нормам феодальной морали,принижавшим нравственный уровень человеческой личности.
«Неофициальная историяконфуцианцев» — широкое полотно социальной сатиры, направленной на самое косноев обществе того времени – бюрократию. Сатира касается при этом механизма,создающего бюрократию: системы правительственных экзаменов как орудия подборачиновников, превращавшей людей в манекены. В конце Цинского периода этот романсыграл большую роль в антиправительственной пропаганде.
От крупнейшеголитературного произведения начала XIX в. – романа Ли Жу-чжэня «Цветы в зеркале» (1820 г.) до первых стихов поэта Хуан Цзунь-сяня (1848 – 1905), посвященных тайпинскому восстанию,лежит более чем сорокалетняя полоса исканий. Значение ее в развитии культурывелико: в эти годы начали проявляться новые черты, которые в более совершеннойхудожественной форме определились в китайской литературе только в самом конце XIX в.
Среди таких новых чертнаибольшую важность имело возрождение политической, социальной поэзии. Оносвязано с именами выдающихся политических деятелей: Линь Цзэ-сюя, Хун Сю-цюаня,Ши Да-кая. Многие из них были активными участниками тайпинского движения. Ихпоэтическое творчество явилось попыткой вывести поэзию на широкую политическуюарену, дать ей право голоса в общественной жизни.
Поэзия, культивируемая вконсервативных слоях китайского общества середины XIX в., была представлена тунчэнской школой и школойсунского стиля. Главенствующее положение сначала занимала первая из них; втораясложилась несколько позже, в процессе борьбы с тунчэнской, и постепенновытеснила ее, заняв прочное место в литературе верхов. Главный эстетическийпринцип обеих групп состоял в подражании древним образцам (тунчэнская подражалапоэзии эпохи Кан; школа сунского стиля – поэтам эпохи Сун) и в пренебрежении кобщественной жизни страны. Столпом тунчэнской школы был ярый реакционер, палачтайпинского восстания Цзэн Го-фань. В борьбе с эстетическими воззрениямитунчэнской школы впоследствии (в конце 90-х гг. XIX в.) формируется «школа новой поэзии», представленнаяпоэтами-патриотами.
Гораздо меньшее значениеимели прозаические произведения середины XIX в. Причины этого коренятся отчасти в строгостиправительственной цензуры (стихи в отличие от прозы часто распространялисьустно), а также в том, что в бурную революционную эпоху крупные писатели былипоглощены общественной борьбой. Существенный интерес представляет автобиографияодного из вождей тайпинского восстания Ли Сю-чэна, написанная им в нанкинскойтюрьме перед казнью.
На китайской литературесередины XIX в. еще не успело сказатьсяевропейское влияние: первые переводы западных произведений на китайский языкпоявились лишь в конце XIX в.
Середина XIX в. ознаменована и возникновением вКитае периодической печати современного типа. Первые периодические издания былиоснованы западными миссионерами. Вскоре от этих изданий отпочковаласьнациональная китайская пресса, сумевшая приобрести острую патриотическуюнаправленность. В ее создании принимали участие деятели патриотическогодвижения: Линь Цзю-сюй, издавший в Кантоне журнал «Кантонские записки», младшийбрат вождя тайпинов Хун Жэнь-гань, журналист Ван Тао и другие. Особую рольсыграла деятельность Ван Тао – пропагандиста научных и политических знаний,обличителя китайского феодального общества. За свою связь с тайпинами он былобъявлен вне закона. Вынужденный бежать в Гонконг, он там сотрудничал в газете«Новейшие события», а в 1872 г. вместе с У Тинфаном и Чэнь Ай-тином основал«Ежедневную газету на китайском языке», пользовавшуюся большой популярностью вЮжном Китае. Появление периодической прессы в Китае имело существенное значениекак для роста освободительного движения, так и для развития художественнойлитературы.
IV. Искусство
 
Период XVI – XVII вв. наиболее богато представлен архитектурными памятниками.До нашего времени сохранились пагоды, гробницы, дворцы, храмы, триумфальныеворота, различного рода общественные здания и, наконец, жилые дома этогопериода. С XVI в. изменяется архитектурный стиль:на смену прежней строгости и монументальности приходит тонкое изящество. Онопроявляется в широком распространении орнамента лепных карнизов, в появленииразных баллюстрад мраморных мостов, в развитии архитектурного ансамбля.Китацское здание, как правило, — одноэтажный четырехугольный павильон,разделенный колоннами; оно отличалось оригинальной крышей, высокой, изогнутойпо углам и опирающейся на столбы. Крыша, покрытая блестящей цветной черепицей,белизна террас и яркая роспись деревянных частей придавали зданию необычайнуюкрасочность и нарядность.
Яркими образцамиархитектурного ансамбля, характерного для минского периода, являются «запретныйгород» (или «Город императорских дворцов») в северной части Пекина. Этотансамбль состоит из нескольких храмов, построенных в период XV – XVII вв.
Живопись XVI – XVII вв. не сделала большого шага вперед – в нейсохранялись прежние традиции. Работы известных художников этого времени (ЛюйЦзи, Бянь Вэнь-цзин и др.), хотя и отличались значительным мастерством,представляли собой подражание старым образцам. Широкое применение получилагравюра для иллюстрации книг. Цветные гравюры на дереве впервые в мирепоявились в Минской империи.
Большое развитие в XVI – XVII вв. получило прикладное искусство: производство фарфора,выделка шелковых тканей и изделий из лака. Новым в фарфоровом производствеявились введение подглазурной росписи синим кобальтом, красной глазури ипереход со второй половины XV в.от одноцветной к многоцветной росписи фарфора.
В минский период в Китайпроникают произведения европейского искусства, но влияние последнего накитайское искусство было тогда незначительным. С другой стороны, в XVII в. китайское искусство проникает вЕвропу, влияние его сказывается в орнаментации; в дальнейшем подражаниекитайскому стилю принимает более широкие размеры.
Маньчжурские правителипроводили обширное строительство, что способствовало развитию архитектуры.Представление об этой архитектуре дают пекинские дворцы, как в пределах бывшего«Запрещенного города», так и загородные, а также знаменитые императорские мавзолеив Мукдене (ныне Шэньян) – колыбели Цинской династии. Восстанавливались иперестраивались городские стены с монументальными воротами воротами в них.Всюду возводились правительственные здания, строились конфуцианские мавзолеи,буддийские и даоские храмы. Шло обширное строительство и жилых зданий – дворцовманьчжурской и китайской знати, высших сановников, богатых купцов, тесносвязанное с разбивкой садов и парков.
При всем размахестроительства архитектура оставалась в основном неизменной, продолжавшей традицииМинской империи. Китайские архитекторы в период Цинской династии с чрезвычайнойполнотой развили то, что в постройках XV – XVI вв. только начало проступать:грандиозность размеров, редкие декоративности. Изогнутые линии, всевозможныезавитки получили преобладание над прямыми линиями и спокойными поверхностямипри сохранении общей геометрической стройности основной схемы постройки.Архитектура Китая XVII – XVIII вв. представляет как бы типкиайского барокко, т.е. стиль, характерный для эпохи позднего феодализма.
Устройство и украшениедворцов, правительственных зданий и богатых домов усилили спрос на изделияприкладного искусства, в связи с чем последнее получило значительное развитие. Озамечательном искусстве художественного литья повествуют сохранившиеся донашего времени в пекинских дворцах, а также попавшие в музеи Европы и Америкибронзовые фигуры львов, черепах, цапель, драконов, фениксов. Среди подобныхпредметов особое место занимает находящийся во дворце Ваньшоушань «Бронзовыйдворец» — сооружение, воспроизводящее постройку дворцового типа.
Весьма характерно дляэтой эпохи тщательное изучение сохранившихся образцов древнего литейногоискусства. Это привело даже к выделению особой отрасли литейного искусства:отливке изделий, воспроихводивших образцы чжоуской и ханьской бронзы.
Развитие искусства резьбыпо камню, кости, особенно слоновой, было вызвано усилением спроса, нозначительную роль здесь сыграло и облегчение доступа к новому материалу, вчастности к белой яшме, доставлявшейся из вновь присоедененного ВосточногоТуркестана. В искусстве резьбы китайские мастера достигли подлиннойвиртуозности и художественного совершенства. Резьбой украшались различныепредметы домашнего обихода – столики, ширмы, курильницы, вазы для цветов,музыкальные инструменты; из яшмы и кости вырезались фигурки людей, птиц,животных. Столь же большое развитие получили изделия, покрытые лаком.
Особую отрасльхудожественного ремесла составляли вышивки. Больше всего славились вышивки изпровинции Хунань. Производство вышивок, как и парчи, поощрялось большим спросомсо стороны богатой части населения, а также заграницы.
Наиболее развитый видприняло производство фарфора. Провительственное предприятие в Цзиндэчжэне (впровинции Цзянси) было технически хорошо оснащено, производство велось наоснове далеко зашедшей дифференциации труда. В нем было занято несколько тысячнаемных рабочих, полцчавших заработную плату гораздо более высокую, чем надругих подобных предприятиях. В сущности почти все трудоспособное населениегородка было связано с этим производством. По описаниям того времени пламя,вырывавшееся из более 3 тыс. печей, было видно издалека, создавая впечатлениеогромного зарева. Подобные же предприятия, только меньших размеров,существовали и в других местах. Одни изних принадлежали правительству, другиечастных лицам.
Спрос на фарфор былогромный, причем не только внутри страны. Китайский фарфор стал вывозиться всоседние страны Азии, особенно туда, где, как например в Индо-Китае, былобольшое китайское население; во все возрастающем количестве фарфоровые изделиястали проникать и в Европу, где они становились лучшим украшением дворцов.
Желая усовершенствоватьсвое мастерство, китайские мастера не искали новых путей, а возвращались кстарым, уже забытым приемам. Об этом свидетельствует появление описаний различныхремесел и производств в древности и в средние века. Китайское прикладноеискусство как бы мобилизовало весь свой многовековой опыт, с огромным размахомразвило его, покорило своей высокой художественностью Запад, дошло до максимуматого, чего могло достигнуть прикладное искусство в условиях феодального типапроизводства.
По такому же пути пошла вманьчжурский период и живопись. Она продолжала развивать традиции, сложившиесяеще во времена Минской империи. Продолжали культивироваться традиционные жанры:декоративный жанр «цветов и птиц», пейзаж «гор и воды». К ним присоединилосьискусство портрета. Маньчжурские правители сохранили («Сад живописи») –придворную Академию живописи, однако сами богдыханы не особенно придерживалисьтрадиции и охотно привлекали художников из среды европейских миссионеров.Некоторые из них, например итальянец Джузеппе Кастильоне и австриец ИгнатийЗикерпарт, стали придворными живописцами. Они работали в своеобразной манере,сочетавший приемы живописи европейской и традиционной китайской. Иногдаевропейские художники работали вместе с китайскими. Такова картина,изображающая всадника и рядом стоящего человека: фигуры людей и лошадь на нейпринадлежат Кастильоне, весь фон – китайскому художнику.
Некоторые новые явлениянаблюдались в пейзаже, в жанре «гор и воды». Сама манера стала болееиндивидуальной, более свободной, но в ее существе перемены не произошло.
Демократизация,свойственная концу XVIII – началу XIX вв., коснулась и искусства.
С конца XVIII в. салонные пьесы постепенно уступаютместо пьесам, основанным на народной музыкальной драме, культивируемой впровинции Аньхой. К середине XIX в.новые пьесы получают наименование «столичной драмы» и становятся основнымэлементом китайского национального театра.
На развитие живописи и вособенности прикладного искусства, тесно связанного с кустарным и ремесленнымпроизводством, уже в середине века сказывается европейское влияние. Народныемастера, не имевшие сил конкурировать с иностранными товарами внутри страны,вынуждены были работать на вывоз, подстраиваясь под вкусы и требованияиностранцев. Искусная резьба на слоновой кости, являвшаяся в течение веководним из распространенных видов художественного ваяния, вырождается в массовоеизготовление безделушек. Подражание, повторение лишь внешних сторон древнихобразцов наводят восторженную поддержку иностранных «ценителей». Сочетаясь скоммерческим интересом и желанием угодить вкусам богатых иностранцев, этоэпигонство приносит с собою в натютморт огрубление красок, подмену подлиннойжизни бездарной и бездушной красивостью, обостренное внимание к цветовойсимволике.
Под воздействиеминостранной торговли постепенно хиреет фафоровое производство. В середине XIX в. наиболее распространенным видомрисунка на фарфоре оставалась синяя подглазурная роспись, однако ее сюжеты(изображение гор с водопадами, цветов, птиц) уже почти не заимствовалисьхудожниками из природы, а сознательно списывались со старых образцов.Подражание вошло в обычай до такой степени, что на изделиях даже необозначалось время производства; в коммерческих целях на них часто ставиласьстарая марка.
Единственным видомизобразительных искусств, который продолжал поступательное развитие, быланародная картинка – цветная гравюра. В середине XIX в. в лубок постепенно начали проникать социальныемотивы.

Заключение
 
 Китайская культура всех времёнразвивалась в условиях различных противоречий внутри страны, установления господстваи закабаления Китая капиталистическими государствами. Но даже в таких условиях культураполучает дальнейшее развитие.
Сохранившиеся материальныеи литературные источники позволяют проследить процесс развития китайских религиозно-философскихвзглядов, возникновение социально-политических систем. Видно, как развиваются градостроительство,архитектура, пластическое искусство; создаются сокровищницы поэзии и прозы;возникают значительные произведения изобразительного искусства, в том числе и портретнаяживопись; образуется общенациональная форма театра, а позднее и музыкальная драма.А красота китайского фарфора, вышивок, расписных эмалей, резных изделий из камня,дерева, слоновой кости по своему изяществу и художественной ценности претендуютна одно из ведущих мест среди подобных изделий в мире. Значительными были и естественно- научные достижения в области образования, астрономии, магнетизма, медицины,книгопечатания и т.д. Достигнуты успехи в экономическом развитии, расширении внешнихсношений.
 Культура Китая оказала большоевлияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов,населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи иЯпонии. Позднее на большое число ведущих держав средневекового мира.Значительную лепту китайская культура внесла и в развитие мировой культуры. Её самобытность,высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённсти иглубоких корнях китайского народа.

Список литературы
 
1. Всемирнаяистория. Т. IV, V, VI. Под редакциейН. А. Смирнова. — М: Социально-экономическая литература, 1959 г.
2. Советскаяисторическая энциклопедия. Т. VI.Под редакцией Е. М. Жукова. — М: Советская энциклопедия, 1965 г.
3. К. Н. Гоголев.Мировая художественная литература. — М., 1997 г.
4. В. М. Хачатурян.История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX в. Пособие для общеобразоват.учреждений. – М.: Дрофа, 2004 г.
5. Л. С. Васильев.История религий Востока. – М., 1983 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Прохождение амплитудно-модулированных колебаний и радиоимпульсов через одиночный контур и систему связанных колебательных контуров
Реферат Невменяемость и ограниченная вменяемость. Понятие, разграничение и практическое значение
Реферат Дягилев. Великий вождь авангарда
Реферат Cистема неинвазивного хирургического лечения миомы матки ExAblate Производитель
Реферат Арка Дружбы народов Киев
Реферат Прецеденты проявления креативных способностей в практике дополнительного образования
Реферат "иерусалим" было подвижным и в разное время
Реферат Из истории десятичных дробей
Реферат Механизмы формирования региональной инвестиционной политики
Реферат 30 сентября 2011г в Центральной детской библиотеке прошла беседа для уч-ся Куйтунской средней школы №1 о вреде наркотиков «я против, а вы?» в форме беседы
Реферат 20 октября в Украине ежегодно проводиться День борьбы с раком молочной железы. Внашей стране, как и в мире, первое место среди злокачественных заболеваний у женщин занимает рак молочной железы
Реферат Образовательный менеджмент муниципальной системы образования города Рязани
Реферат Расчет паровой турбины Т-100-130, расчет ступени
Реферат Андреев С. Н., Мельниченко Л. Н
Реферат Расчет усилителя радиочастоты, предназначенного для усиления АМ сигнала