Реферат по предмету "Культура и искусство"


Культура древней Руси X-XIII века

Ивановский филиал ГОУВПО “РГТЭУ”
Контрольная работа
по Отечественнойистории
на тему:Культура древней Руси X-XIII века
Иваново 2008

Введение
В период складывания и расцветафеодализма на Руси (X -XVII вв.) искусство формировалось на основе достиженийхудожественной культуры восточнославянских племен и обитавших до них на этих земляхскифов и сарматов. Естественно, что культура каждого племени и региона имело своисамобытные черты и испытывало влияние соседних земель и государств.
Особенно ощутимым быловлияние Византии с момента принятия Русью христианства (988 г.). Вместе с христианствомРусь восприняло традиции античной, прежде всего греческой, культуры.
Важно отметить, что русскоеискусство периода средневековья формировалось в борьбе двух укладов — патриархального и феодального, и двух религий язычества и христианства. И какследы патриархального образа жизни еще долго прослеживается в искусствефеодальной Руси, так и язычества напоминало о себе почти во всех его видах.
Процесс изживания язычествабыл стихийным, но все-таки делались попытки скорее укрепить новую религию,сделать ее близкой, доступной людям. Не случайно церкви строились на местахязыческих капищ; в нее проникли элементы народного обожествления природы, а некоторымсвятым стали приписывать роль старых богов.
Восприняв от Византии христианство,Русь, естественно, восприняла определенные основы языка культуры. Но эти основыбыли переработаны и приобрели на Руси свои специфические, глубоко национальныеформы. «Мы взяли из Византии евангелие и традицию,- писал А. С. Пушкин.Конечно, как всякое искусство эпохи средневековья, искусства Древней Русиследует определенным каноном, прослеживающимся и в архитектурных формах, и в иконографии– в живописи. Созданы были даже образцы –«прописи,» «подлинники,» лицевые и толковые(в первых показывалась, как надо писать, во вторых это «толковалось,»рассказывалось), но и следуя каноном, и вопреки им умело проявить себя богатаятворческая личность художника. Опираясь на вековые традиции восточно-европейскогоискусства, русские мастера сумели создать собственное национальное искусство,обогатить европейскую культуру новыми, присущими лишь Руси формами храмов, своеобразнымистенными росписями и иконописью, которую не спутаешь с византийской, несмотря наобщность иконографии и кажущуюся близость изобразительного языка.
В домонгольскую поруполитическим и культурным центром русской земли был Киев – «мать городов русских,»как назвали его в древности современники, сравнивая по красоте и значимости сКонстантинополем.
Росту могущества Киеваспособствовало его географическое положение на пересечении торговых путей изСкандинавских стран на юг, в Царь-град, с запада, из Германии, до Хорезма. Прикнязе Владимире и его сыне Ярославе Киевская Русь стало сильным государством,неизвестном ранее восточным славянам. Русское воинство держало в страхе ивизантийцев, и хазар. Западные славяне искали с Русью дружбы, германскиеимператоры заключали союзы. Русские князья выдавали своих дочерей замуж заиностранных государей. Так укрепилось международное положение Киевской Руси.

Архитектура
Говорят, что архитектура- это душа народа, воплощённая в камне. К Руси это относится с некоторойпоправкой. Русь долгие годы была страной деревянной, и её языческие молельникрепости, терема, избы строились из дерева. В дереве русский человек как инароды, жившие рядом с восточными славянами, выражали свое восприятиестроительной красоты, чувство пропорции сияние архитектурных сооружений сокружающей природой. Если деревянная архитектура восходит в основном к Русиязыческой архитектура каменная связана с Русью уже христианской. Подобногоперехода не знала Западная Европа, издревле строившая и храмы, и жилища изкамня.
“1Дню русской деревяннойархитектуры была характерна многоярусность строений, увенчивание их башенками итеремами, наличиеразного рода пристроек — клетей, переходов, сеней.” Затейливаяхудожественная резьба по дереву была традиционным дрвением русских деревянныхстроений. Эта традиция живет и до настоящей поры.
Мир Византии, мирхристианства привнес на Русь новый строительный опыт и традиции. Русьвосприняла сооружение церквей по образу крестово-купального храма греков.Квадрат, расчлененный четырьмя столбами, составляет его основу, примыкающие кподкупольному пространству прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест.Но этот образец греческие мастера, прибывавшие на Русь начиная со времениВладимира, а также работавшие с ними русские умельцы применяли к традициямрусской деревянной архитектуры, привычной для русского глаза и милой сердцу.Если первые русские храмы, в том числе Десятинная церковь конца X в., быливыстроены греческими мастерами в строгом соответствии с византийскимитрадициями, то Софийский собор в Киеве отразил сочетание славянских ивизантийских традиций. На основу крестово-купольного храма были поставленытринадцать глав нового храма.
Эта ступенчатая пирамидаСофийского собора воскресила стиль русского деревянного зодчества.
Софийский собор,созданный в пору утверждения и возвышения Руси при Ярославе Мудром, показал,что строительство — это тоже политика. Этим храмом Русь бросила вызов Византии,ее признанной святыне,— константинопольскому Софийскому собору. В XI в. вырослиСофийские соборы в других крупных центрах Руси — Новгороде, Полоцке, и каждыйиз них претендовал на свой, независимый от Киева престол, как и Чернигов, гдебыл сооружен монументальный Спасопреображенский собор.
По всей Руси былипостроены многокупольные храмы с толстыми стенами, маленькими оконцами —свидетельства мощи и красоты.
В XII в., по образномувыражению одного искусствоведа, по всей Руси прошагали русские однокупольныехрамы-богатыри, сменившие прежние пирамиды. Купол возносился вверх на мощном,массивном квадрате. Таким стал Дмитровский собор во Владимире-на-Клязьме, соборсвятого Георгия в Юрьеве-Польском.
Большого расцветаархитектура достигла в годы правления Андрея Боголюбского. С его именем связаныпостройки Успенского собора во Владимире, красиво расположенного на крутомберегу Клязьмы белокаменного дворца в селе Боголюбове, Золотых ворот воВладимире — мощного белокаменного куба, увенчанного златоглавой церковью. Принем же было создано чудо русской архитектуры — речь храм Покрова на Нерли. Князь построил церковь неподалеку от своихпалат после кончины любимого сына Изяслава. Эта небольшая однокупольная церковьстала поэмой из камня, в которой гармонично сочетаются скромная красота, тихаягрусть, просветленная созерцательность архитектурных линий.
Брат Андрея Всеволодпродолжал строительную деятельность. Его мастера оставили потомствузамечательный Дмитровский собор во Владимире — величественный и одновременноскромный.
В XII— начале XIII в.строились храмы в Новгороде и Смоленске, Чернигове и Галиче, Пскове иНовгороде-Волынском. Характерной чертой русской архитектуры стала украшающаясооружения резьба по камню. Удивительное это искусство мы видим на стенахсоборов во Владимире-Суздальской Руси, в Новгороде, других русских городах.
Другой чертой, роднящейвсю русскую архитектуру той поры, было органическое сочетание архитектурныхсооружений с природным ландшафтом. Посмотрите на церкви той поры, и вы поймёте,о чём идёт.
Просвещение,письменность, книжное дело
Появление письменностибыло обусловлено внутренними потребностями общества на определенной стадии егоразвития: усложнением социально-экономических отношений и формированиемгосударства. Это означало качественный скачок в развитии культуры, так какписьменность является важнейшим средством закрепления и передачи во времени и впространстве знаний, мыслей, идей, сохранения и распространения достиженийкультуры.
Существование у восточныхславян письменности в дохристианский период не вызывает сомнения. Об этомсвидетельствуют многочисленные письменные источники и археологические находки.По ним можно составить общую картину становления славянской письменности.
В сказаниях черноризцаХрабра «О письменах» (конец IX — начало X в.) сообщается, что «прежде убословене не имеху книг, но чертами и резами чьтаху и гадаху». Возникновениеэтого примитивного пиктографического письма («черты и резы») исследователиотносят к первой половине I тысячелетия н. э. Область применения его былаограниченной. Это были, видимо, простейшие счетные знаки в форме черточек изарубок, родовые и личные знаки собственности, знаки для гадания, календарныезнаки, служившие для датировки сроков начала различных сельскохозяйственныхработ, языческих праздников и т. п. Такое письмо было непригодно для записисложных текстов, потребность в которой появилась с зарождением первыхславянских государств. Славяне стали использовать для записи родной речигреческие буквы, но «без устроения», т. е. не приспособив греческий алфавит кособенностям фонетики славянских языков (протокириллица).
Создание славянскойазбуки связывают с именами византийских монаховмиссионеров Кирилла и Мефодия.Но древнейшие памятники славянской письменности знают два алфавита — кириллицуи глаголицу. В науке долго шли споры о том, какая из этих азбук появиласьраньше, создателями какой из них были знаменитые «солунские братья» (из Солуни,современный город Салоники). В настоящее время можно считать установленным, чтоКириллом во второй половине IX в. был создан глаголический алфавит (глаголица),на котором были написаны первые переводы церковных книг для славянскогонаселения Моравии и Паннонии. На рубеже IX—Хвв. на территории ПервогоБолгарского царства в результате синтеза издавна распространенного здесьгреческого письма и тех элементов глаголицы, которые удачно передавалиособенности славянских языков, возникла азбука, получившая позднее названиекириллица. В дальнейшем этот более легкий и удобный алфавит вытеснил глаголицуи стал единственным у южных и восточных славян.
Принятие христианстваспособствовало широкому распространению и быстрому развитию письменности иписьменной культуры. Существенное значение имело то, что христианство былопринято в его восточном, православном варианте, допускавшем, в отличие откатоличества, богослужение на национальных языках. Это создавало благоприятныеусловия для развития письменности на родном языке.
Вместе с богослужебнымикнигами и богословской литературой на Русь из Болгарии, принявшей христианствона 120 лет раньше, проник и первый межславянский язык, возникший на основеодного из диалектов древнеболгарского языка. Этот язык, именуемый обычно старославянским(или церковнославянским), стал языком культа и религиозной литературы. В то жевремя на местной восточнославянской основе сформировался древнерусский язык,обслуживавший различные сферы культурной, общественной и государственной жизни.Это язык деловой письменности, исторической и повествовательной литературы, какоригинальной, так и переводной. Это язык Русской Правды, «Слова о полкуИгореве», русских летописей, «Поучения» Владимира Мономаха и других памятников.
Развитие письменности народном языке привело к тому, что русская церковь с самого начала не сталамонополистом в сфере грамотности и образования. О распространении грамотностисреди демократических слоев городского населения свидетельствуют берестяныеграмоты, обнаруженные во время археологических раскопок в Новгороде и другихгородах. Это письма, памятные записки, владельческие записи, учебные упражненияи т. п. Письмо; таким образом, использовалось не только для создания книг,государственных и юридических актов, но и в быту. Нередко встречаются надписина ремесленных изделиях. Простыми горожанами оставлены многочисленныенадписи-граффити на стенах церквей Киева, Новгорода, Смоленска, Владимира идругих городов.
В Древней Русисуществовало и школьное образование. После введения христианства Владимирприказал отдавать «на книжное учение» детей «лучших людей», т. е. местнойаристократии. Ярослав Мудрый создал школу в Новгороде для детей старост идуховных лиц. Обучение велось на родном языке. Учили чтению, письму, основамхристианского вероучения и счету. Имелись и шкояы высшего типа, готовившие кгосударственной и церковной деятельности. Одна из них существовала приКиево-Печерском монастыре. Из нее вышли многие видные деятели древнерусскойкультуры. В таких школах наряду с богословием изучали философию, риторику,грамматику, исторические сочинения, высказывания античных авторов,географические и естественнонаучные труды.
Высокообразованные людивстречались не только в среде духовенства, но и в светских аристократическихкругах. Такими «книжными мужами» (так летопись называет широкообразованных иначитанных людей) были, например, князья Ярослав Мудрый, Всеволод Ярославич,Владимир Мономах, Ярослав Осмо-мысл, Константин Всеволодович Ростовский и др. Варистократической среде было широко распространено знание иностранных языков.Получали образование в княжеских семьях и женщины. Черниговская княжнаЕфросинья обучалась у боярина Федора и, как сказано в ее житии, хотя она «не воАфинех учися, но афиней-ски премудрости изучи», освоив «философию, риторию ивсю грамматикию». Княгиня Ефросинья Полоцкая «была умна книжному писанию» исама писала книги.
Образованность цениласьочень высоко. В литературе того времени можно найти немало панегириков книге,высказываний о пользе книг и «книжного учения»: книги — «суть рекы, напояю-щиевселенную»; «аще бо поишещи в книгах мудрости прилежно, то обрящещи великуюпользу души своей»; «именье книг паче злата»; «сладко медвен сок и добро естьсахар, обо его же добрее книжный разум».
Большинство памятниковписьменности домонгольского времени погибло во время многочисленных пожаров ииноземных нашествий. Сохранилась лишь их незначительная часть — всего около 150книг. Древнейшими из них являются «Остромирово Евангелие», написанное дьякономГригорием для новгородского посадника Остромира в 1057 г., и два «Изборника»князя Святослава Ярославича 1073 и 1076 гг. Высокий уровень профессиональногомастерства, с которым исполнены эти книги, свидетельствует о налаженномпроизводстве рукописных книг уже в первой половине XI в., а также обустоявшихся к этому времени навыках «книжного строения».
Переписка книг быласосредоточена главным образом в монастырях. Однако в XII в. в крупных городахтакже возникло ремесло «книжных описателей». Это свидетельствует, во-первых, ораспространении грамотности среди городского населения, во-вторых, овозрастании потребности в книге, которую не могли удовлетворить монастырскиеписцы. Переписчиков книг содержали при себе многие князья, а некоторые из них исами переписывали книги. Из 39 известных нам по имени писцов XI—XIII вв. только15 относились к лицам духовного звания, остальные не указали своюпринадлежность к церкви. Тем не менее основными центрами книжности продолжалиоставаться монастыри и соборные церкви, при которых существовали специальныемастерские с постоянными коллективами переписчиков. Здесь не толькопереписывались книги, но и велись летописи, создавались оригинальныелитературные произведения, переводились иностранные книги. Одним из ведущихцентров был Киево-Печерский монастырь, в котором сложилось особое литературноенаправление, оказавшее большое влияние на литературу и культуру Древней Руси.Как свидетельствуют летописи, уже в XI в. на Руси при монастырях и соборныхцерквах создавались библиотеки, имеющие до нескольких сотен книг.
Отдельные случайносохранившиеся экземпляры не отражают полностью всего богатства и многообразиякниг Киевской Руси. Многие литературные произведения, несомненно,существовавшие в домонгольское время, дошли до нас в более поздних списках, ачасть их вообще погибла. По мнению историков русской книги, книжный фондДревней Руси был достаточно обширен и исчислялся сотнями названий.
Потребности христианскогокульта требовали большого количества богослужебных книг, служивших руководствомпри совершении церковных обрядов (Минеи, Триоди, Часословы). С принятиемхристианства было связано появление основных книг Священного Писания.
Переводная литературарелигиозного и светского содержания занимала большое место в книжном фондеДревней Руси. Отбор произведений для перевода определялся внутреннимипотребностями общества, вкусами и запросами читателя. При этом переводчики неставили своей целью точную передачу оригинала, а стремились максимальноприблизить его к действительности, к запросам времени и среды. Особенно существеннойпереработке подвергались произведения светской литературы. В них широкопроникали элементы фольклора, использовались приемы оригинальной литературы. Вдальнейшем эти произведения неоднократно перерабатывались и становилисьрусскими по своему характеру,
На Руси были популярны,как и во всем средневековом мире, сборники изречений известных поэтов,философов, богословов. Кроме цитат из Священного Писания и сочинений «отцовцеркви», в них включались выдержки из произведений античных писателей и философов.Наиболее популярным был сборник «Пчела», в котором особенно много былоизречений античных авторов. На Руси эти сборники перерабатывались и дополнялисьв соответствии с потребностями времени. Их широко использовали древнерусскиеписатели в своих произведениях.
Большое место влитературе занимали жития святых, служившие важным средством внедренияхристианского мировоззрения и морали. Вместе с тем они представляли собойувлекательное чтение, в котором элементы чудесного переплетались с народнойфантазией, давали читателю разнообразные сведения исторического,географического и бытового характера. На русской почве многие из житий былипереработаны и дополнены новыми эпизодами. На Руси распространился такойспецифический вид религиозной литературы, как апокрифы — иудейские ихристианские легендарные сочинения, которые не признавались официальнойцерковью достоверными, считались даже еретическими. Будучи тесно связаннымисвоим происхождением с античной мифологией, дохристианской религией иближневосточным фольклором, апокрифы отражали народные представления омироздании, добре и зле, о загробной жизни. Занимательность рассказов, близостьк устным народным легендам способствовали распространению апокрифов во всемсредневековом мире. Наибольшей популярностью на Руси пользовались «ХождениеБогородицы по мукам», «Откровения Мефодия Патарского», сказания, связанные сименем библейского царя Соломона, и др. На русской почве апокрифическаялитература получила дальнейшее развитие, ее сюжеты использовались в литературе,изобразительном искусстве, фольклоре.
Особый интерес, связанныйсо стремлением определить место Руси, всего славянства в мировой истории,вызывали исторические сочинения. Византийская историческая литература былапредставлена хрониками Георгия Амартола, Иоанна Манаты, «Летописцем вскоре»патриарха Никифора и некоторыми другими менее значительными произведениями. Наосновании этих сочинений была составлена обширная компиляция по всемирнойистории — «Еллинский и римский летописец».
На Руси были известны исочинения, отражавшие средневековые представления о мироздании, о явленияхприроды, полуфантастические сведения о животном и растительном мире(«Физиолог», различные «Шестодневы»). Одним из самых популярных произведений напротяжении всего средневековья была «Христианская топография» Космы (Козьмы)Индикошюва, византийского купца, совершившего в VI в. путешествие в Индию.
Переводились и светскиевоинские повести, широко распространенные в мировой средневековой литературе. Ких числу принадлежит одно из крупнейших произведений этого жанра — «ИсторияИудейской войны» Иосифа Флавия, в русском переводе получившая название «Повестьо разорении Иерусалима». Большой известностью пользовалась повесть о жизни иподвигах Александра Македонского — «Александрия», восходящая к эллинистическойлитературе. Это типичный приключенческий роман эпохи эллинизма, в котором многолегендарного и фантастического. Русского читателя в «Александрии» привлекалиобраз мужественного героя-воина, описание диковинных стран с их фантастическимиобитателями и многочисленных сражений. В дальнейшем, приспосабливаясь кзапросам времени, «Александрия» подвергалась переработке и все меньшесоответствовала оригиналу.
Другой воинской повестью,популярной вплоть до XVII в., было «Девгениево деяние». Это подвергшаясядовольно свободной переработке византийская эпическая поэма X в. о подвигахДигениса Акрита, мужественного воина-христианина защитника границ своегогосударства. Сюжет произведения, отдельные эпизоды, образ героя сближают его срусским героическим эпосом, что еще более подчеркнуто в переводе использованиемэлементов устной народной поэзии.
Особой популярностью наРуси пользовались также повести сказочно-дидактического характера, сюжетыкоторых восходят к литературам Древнего Востока. Особенностью их являетсяобилие афоризмов и мудрых изречений, до которых средневековый читатель былбольшим охотником. Одной из них была «Повесть об Акире Премудром», возникшая вАссиро-Вавилонии в VII—V вв.до н. э. Это остросюжетное произведение,значительную часть которого составляют нравоучительные притчи.
“2Одним из самых распространенных произведений мировойсредневековой литературы является «Повесть о Варлааме и Иоаса-фе», известная вразных версиях более чем на 30 языках народов Азии, Европы и Африки.” Повесть представляетсобой христианскую версию жизнеописания Будды.
В ней содержится большоеколичество нравоучительных притч, которые на понятных каждому бытовых примерахпоясняют актуальные мировоззренческие проблемы. На Руси она была наиболеечитаемым произведением на протяжении нескольких столетий, вплоть до XVII в. Этаповесть нашла отражение и в устном народном творчестве.
Переводная литератураспособствовала обогащению и развитию оригинальной древнерусской литературы.Однако это не дает оснований связывать ее возникновение только с влияниемпереводных произведений. Оно было вызвано внутренними политическими икультурными потребностями формирующегося раннефеодального общества.
Переводная литература непредшествовала развитию русской оригинальной литературы, а сопутствовала ей.
Искусство периодафеодальной раздробленности
русьписьменность культура зодчество
Во второй половине XI в.в древнерусском государстве растут силы, разрушающие его территориальное иполитическое единство. Распад древнерусского государства явился результатомроста крупного землевладения, политического усиления крупных землевладельцев –феодалов, а также экономического развития городов, ставших новыми центрами отдельныхчастей древнерусского государства и стремившихся к политической самостоятельности.Усиление местных связей, при относительной слабости связей общественных, сконца XI –начала XII в. привело к раздроблению единого государства на рядотдельных феодальных княжеств. В течение XII в. углубляется процесс феодальногодробления, сопровождаемый постоянными усобицами князей. Киев теряет значениеглавного города страны. Пути мировой торговли меняют свое направление иначинают проходить мимо него. Растут и богатеют новые города – центрыфеодальных княжеств ( Владимир, Галич, Смоленск и д.р. ). В этих городахвырастают княжеские замки, боярские усадьбы, храмы и монастыри. Политическисамостоятельные и экономически замкнутые феодальные княжества ХII векаразвиваются в различных условиях, при различных культурно – хозяйственныхсвязях с другими народами. Единый процесс развития русской культуры и искусстваначинает распадаться на ряд самостоятельных областных течений. Однако эпохафеодальной раздробленности не была временем упадка. Это был период новогоподъема экономики и культуры в различных областях Русской земли.
В борьбе за своюнезависимость каждый город стремился выразить свою силу и значение в памятникахархитектуры и живописи. Своеобразие областных культур в эпоху феодальнойраздробленности заключается в том, что они сочетают общую основу – киевскиехудожественные традиции с местными особенностями.
В ХII веке получаетраспространение тип небольшого храма, который приходит на смену монументальнымкняжеским сооружениям, изменяется строительный материал и художественныеприемы. Сравнение архитектурных сооружений и произведений живописи Новгорода иВладимира ярко показывает общие черты и своеобразные особенности местныххудожественных школ.
Новгород, входивший всостав Киевского государства, упорно боролся за свою независимость; с 30х годовХII века он окончательно освободился от подчинения киевскому князю ипревратился в вечевую республику аристократического типа.
В первой четверти ХIIвека новгородские князья переселяются из Кремля и пытаются противопоставитьпотерянному ими Софийскому собору новые монументальные сооружения. В начале ХIIвека новгородский князь Мстислав построил на Торговой стороне храм Николы на Ярославскомдворище ( 1113 г.). Этот собор повторял план киевских соборов конца ХI — началаХII веков и представлял шестистолпное сооружение с пятью главами ( сейчас онимеет одну главу ). Его внешний облик отличается простотой, строгие фасады,расчлененные лопатками, украшены плоскими двухступенчатыми нишами. Внутри Николо– Дворищенский собор имел хоры в форме буквы «П» и был выстроен из плиты икирпича.
В 1117 – 1119 гг. былвыстроен более своеобразный собор Антониева монастыря, сильно искаженныйвпоследствии пристройками и переделками (новые большие окна, увеличениеразмеров глав, уничтожение позакомарного покрытия и т. д.).Этот собор имелмного общего с Николо – Дворищенским собором. Его особенностью являетсяцилиндрическая лестничная башня у северо– западного угла и живописнаяассиметричная группа из трех глав, из которых одна расположена в центре, вторая– башней, а третья над противоположным юго-западным углом собора.
В начале ХII века вНовгороде был основан Юрьев монастырь. В 1119 году в нем был заложенГеоргиевский собор, но размером и художественным качеством занявшийзначительное место в Новгороде.
Во второй половине XII в.вместо шестистолпных соборов, в Новгороде, так же как и в других русскихобластях, начинают строить небольшие четырехстолпные церкви, причем круг«строителей» расширяется (бояре, новгородский архиепископ и т.д.). К сожалению,ранних памятников этого типа в Новгороде не осталось, за исключением церквиБлаговещения на Аркаже 1179 г., выстроенная князем Ярославом Владимировичем.Это – маленькая, одноглавая церковь, с тремя апсидами, из которых две боковыесильно понижены по сравнению с центральным и позакомарным покрытием. Узкийщелевидный ход в толще западной
стены вел на хоры взападной части храма. Углы хоров были заняты небольшими приделами. Сложенная изкамня и кирпича, с толстыми и неровными стенами, расчлененными лопатками,церковь не отличалась четкостью и правильностью линий и форм. Несмотря набольшие ра-змеры, церковь Спаса – Нередицы производила впечатлениемонументального сооружения благодаря строгости пропоций и лаконичностиархитектурного решения.
С конца XI в. растетновый город Владимир, ставший в XII в. Политическим центром Ростово-Суздальского княжества, получившего название Владимиро-Суздальского.
Замечательным сооружениемвремени Андрея Боголюбского была небольшая церковь на Нерли 1165 г. Церковь,стоящая на берегу реки, среди заливных лугов, окаймленных лесами, являетсязамечательным памятником мирового зодчества. План ее типичен для второйполовины XII в. (храм – четырехствольный, однокупольный, с тремя апсидами, покрытпо закомарам). Однако зодчие Андрея Боголюбского слегка вытянули план церквиПокрова с востока на запад и тем самым лишили его кубической массивности. Аалтарные апсиды получили более облегченный характер. Вертикальные члененияпреобладают над горизонтальными; узкие щелевидные окна с дробной профилировкойоткосов и декоративная обработка стен почти уничтожают ощущение материальнойвесомости камня. Особенностью этого сооружения является необычная легкость истройность пропорций, устремленность вверх, классическое чувство меры иясность. Аркатурно – колончатый пояс проходит выше уровня хор. Тонкиеполуколонки с изящными резными капителями украшают апсиды, сложные пилястры сприставными колонками образуют мощные пучки вертикали. Центральные закомарысеверной, южной и западной сторон украшены белокаменными рельефами, изображающимиблагославляющего Давида с гуслями, львов и птиц; в боковых закомарах изображеныгрифоны, терзающие ягненка. Вокруг храма с трех сторон проходит фриз из женскихмасок, по сторонам окон лежат львы. Мастера церкви Покрова на Нерли широкоиспользовали темы псалтырь и (прославление красоты вселенной), а также приемы народноготворчества, существовавшие еще в резьбе по дереву древних славян.
Внутри храм производитвпечатление изумительной легкости и высоты, благодаря низко опущенным хорам,обилию вертикальных линий и т.д.
Эта гармоничная легкая и стройнаяцерковь в древности была частью монастыря и с южной стороны имела двухэтажнуюбашню с лестницей, от резного убранства которой сохранились изображения барсови грифов. Раскопки последних лет дали возможность Н. Н. Воронину восстановитьпервоначальный облик церкви. Она стаяла на глубоком белокаменном фундаменте, представляющийсвоеобразный постамент. С трех сторон ее окружала открытая галерея, придававшаякомпозиции храма торжественность и величавость. Монументальная живописьвладимиро-суздальских храмов сохранились очень плохо. В Успенском соборе найденыне значительные фрагменты фресок (изображения святых времен Андрея Боголюбскогои Всеволода). Наиболее значительные фрагменты сохранились в Дмитриевскомсоборе. Они представляют части композиции «Страшного суда»: 1)12 апостолов,восседающих на тронах, и сонмы ангелов за ними;2) изображение рая; 3) шествиеправедных в рай, и т.д.
Апостолы исполнены сбольшим мастерством. Их позы величавы и свободны; движения сдержанны иритмичны; одухотворенные лица выразительны и жизненны. Живописная моделировкалиц выполнена широкими мазками и тончайшими бликами. Рисунок превосходнопередает конструкцию формы. Мощные и стройные фигуры отличаются строгойсоразмерностью пропорций; одежды, падающие свободными складками, напоминаютантичные драпировки. Из отдельных типов особенно запоминаются характеристикиапостола Павла и апостола Матвея. Эта монументальная, торжественная композициясвидетельствует о связях владимиро-суздальской живописи с киевскимихудожественными традициями. Новые черты следует отметить в изображении ангелов.Их стройные, грациозные фигуры со склоненными головами даны в легком движении. Продолговатыелица с тонким овалом и глубокими глазами с удлиненными зрачками и густыми ресницамиотличаются мягкостью и задушевностью. В некоторых случаях лица ангелов (насеверном своде) имеют уже славянские черты. Изображение рая в виде чудесногосада, где пребывают праведные души, и «ведение праведных жен в рай», выполненные,по-видимому, одним мастером, носят своеобразные черты, как в типе лиц, так и втрактовке композиции. Колорит Дмитриевских фресок, построенных на легких инежных сочетаниях светло-зеленых, зеленых, желто-зеленых, светло-синий,сине-стальных, голубых, лиловых, фиолетовых, светло-коричневых,коричнево-красных и белых то-нов, чрезвычайно гармоничен.
Вопрос об авторстве этихфресок не разрешен окончательно. Есть предположение об участии в росписи соборадвух мастеров: грека (южный свод и трубящие ангелы) и русского (северный свод ишествие праведных жен в рай). По своим высоким художественным достоинствамфрески не имеют аналогий в византийском искусстве XII в. Из фресок XIII в.сохранились только отдельные фрагменты фресковой живописи Суздальского собора,относящиеся к 1233 г. Из них особый интерес представляет фигура старца сострогим, выразительным русского типа, выполненная рукой хорошего мастера.
Иконопись
Древнерусское искусство развивалосьв общем русле средневековой культуры. Оно так же, как и современное ему искусствоЗападной и ' Восточной Европы, оставалось преимущественно церковным, культовым,преломляло впечатления жизни через призму христианской мифологии и соблюдалоустановленную иконографию. У владимиро-суздальских мастеров XII в. стали известны в последние годыпосле расчистки их Центральными государственными реставрационными мастерскими.Некоторые иконы еще очень близки по стилю к киевским памятникам XI в. К числутаких икон относится вытянутая по горизонтали икона с плечевым изображением«Деисуса» из московского Успенского собора(Христос, богоматерь и Иоанн Предтеча).
С киевскимихудожественными традициями связана и знаменитая Ярославская оранта, попавшая вЯрославль из Ростова. Монументальная величественная фигура оранты близка попропорциям к фигурам киевских мозаик. Монументальная, торжественная иконаДмитрия Солунского, (к.XII в.) привезенная из города Дмитрова, идеальнойправильностью, симметричностью и «скульптурной» лепкой очень светлого лицанапоминает ярославскую оранту.
К владимиро-суздальской школеотносится, по-видимому, и икона Георгия конца XII в.– начала XIV в. Художниксоздал и здесь образ воина, но более юного, с красивым выразительным лицом. Дляболее полной характеристики домонгольской владимиро-суздальской живописинеобходимо остановиться на одной иконе конца XII в., резко отличающийся от всехпредыдущих. Это икона Белозерской богоматери, являющаяся своеобразнойпереработкой типа Владимирской богоматери. Икона, созданная на северной окраинеВладимиро-Суздальской земли народным мастером, отличается монументальностью иглубоко эмоциональной трактовкой образа скорбной матери. Особенно выразителенвзгляд громадных глаз, устремленных на зрителя, и страдальчески искривленнойрот. В изображении Христа – отрока, с некрасивым лицом, большим лбом, худойшеей и длинными, обнаженными по колено, ногами, есть черты жизненногонаблюдения, остро схваченные детали. Все изображение в целом отличаетсяплоскостностью и угловатостью рисунка. Икона выполнена на серебряном фоне всдержанной и сумрачной гамме. На ее синих полях размещены медальоны с нагруднымиизображениями святых с русскими типами лиц, написанных в более широкойживописной манере на розовых и голубых фонах.
Третьяковская галерея — бесконечный мир. Каждый в нем можетнайти то, что ему представляется самым важным и необходимым, отвечающимнастроению. Для меня галерея — вечный праздник древнерусского искусства. 1“В двух залах собраны шедевры живописи, что народ создавалстолетиями: гениальная рублевская «Троица», иконы новгородского, владимирскогои северного письма; артистически-утонченные работы Дионисия итрагически-суровые образы Феофана Грека; иконы-исполины, украшавшие иконостасызнаменитых храмов, и миниатюрные иконки, что путники брали в дорогу.”
Присядем на скамью иприсмотримся к ликам — скорбным, озаренным надеждой, тревожным, умиротворенным,ликующим. Перед нами произведения, которые хочется сравнить с ладанкой, что встарину матери надевали своим сыновьям, уходившим на войну или в далекоестранствие.
От язычества кправославию на Руси
Религией восточных славянбыло язычество. Истоки его уходят в далекое прошлое, а отголоски сохраняются донаших дней. Языческая культура была довольно развитой, имелись мифология,пантеон главных божеств, жрецы. Языческая дружинно-княжеская военная культурапришла на Русь из Скандинавии (с севера). Наиболее почитаемый был бог Перун — бог грома, покровитель дружинно-княжеских кругов. Процесс объединениявосточнославянских племен в единое государство, рост городов требовали новойцентральной цементирующей идеи, которой не было у язычества. Языческая религия,для которой характерно многобожие, не отвечало развивающимся феодальнымотношениям и усилению княжеской власти.
Принятие христианствана Руси
Владимир задумал взять сбою новую веру: он хотел показать грекам, что, приняв их веру, останется попрежнему вольным русским князем и не будет подручником греческих царей.Владимир вторгся в византийские владения в Крыму, взял Херсон и стал диктоватьсвои условия: породниться с византийским императорским домом, жениться нацаревне и принять христианство. Император был вынужден выдать за Владимиразамуж свою сестру Анну.
В 988 г. князь Владимиркрестился сам, а по возвращению домой прежде всего крестил детей своих. Затемсо рвением взялся за искоренение язычества среди соплеменников. Перун былсвергнут, брошен в реку Днепр. “И приставил Владимир к нему людей, сказав им:“Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогдатолько оставьте его”. Они же исполнили…” [ 3]. Распорядился князь, чтобысозвали всех киевлян в назначенный час к берегу Днепра.
”…вышел Владимир с попамицарицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в водуи стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь,некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же совершали молитвы,стоя на месте. И была видна радость на небе и на земле по поводу столькихспасаемых душ…Люди же крестившись, разошлись по домам. Владимир же был рад, чтопознал бога сам и люди его, посмотрел на небо и сказал: “Христос бог,сотворивший небо и землю! Взгляни на новых людей этих и дай им, господи,познать тебя, истинного бога, как познали тебя христианские страны. Утверди вних правильную и неуклонную веру…”. Сказав это, приказал рубить церкви и ставитьих по тем местам, где прежде стояли кумиры”.[3]. На холме, где еще недавновозвышался Перун, выросла церковь святого Василия. Из Константинополя призвалВладимир искуссных зодчих, чтобы построили они каменный храм Богородицы. На егосодержание велел князь отдавать десятую часть от доходов, потому и назвалицерковь Десятиною.
Далее предстоялораспространить новую веру по всему государству, “привести всю землю русскую кБогу, к свету истинному”. На месте бывших жертвенников вырастали церкви,украшенные иконами.
Но для такой огромнойработы священников не хватало. Приехавших вместе с Анной духовных лиц быломало. Владимир пригласил из Болгарии клириков, ведущих богослужение наславянском языке. Вышли из киевского подполья прежде гонимые христиане, многие изкоторых стали священниками-миссионерами. А также “послал князь собирать улудших людей детей и отдавать их в обучение.[3]. “Чтобы утвердить веру в знаниикниг божественных, великий князь завел для отроков училища, бывшие первымоснованием народного просвещения в России”.[2].Так пришла новая вера, новаяэра, изменившая жизнь и культуру на Руси.

Музыка и театр
В жизни людей ДревнейРуси большое место занимали музыка, песни и пляски. Песня сопровождала работу,с ней ходили в поход, она была составной частью праздников, входила в обряды.Плясками и инструментальной музыкой сопровождались «игрища межю селы»,княжеские развлечения. Нестор в «Житии Феодосия Печерского» так описывает этозрелище: «многыа играюща перед ним (князем): овы (одни) гусленыа гласа испущающими инем мусикыискыа гласящем, иныа же органныа – и тако всем играющим и веселящимся,яко же обычай есть пред кня-зем». Красочная картина описания пира богача даетсяв «Слове о богатом и убогом», где описывается выступление артистов-музыкантов«с гусльми свирельми», певцов, танцоров, шутов. Церковные круги отрицательноотносились ко всем этим развлечениям, видя в них «пакость», «бесовство»,связанное с языческим религиозным воззрением, отвлекающее людей от церкви.
Песенные мелодии, мотивыинструментальной музыки, танцы пока нам не известны. Однако некоторые сужденияо них можем вывести на основе знакомства с сохранившимися источниками.
Среди музыкальныхинструментов Древней Руси были ударные инструменты – бубен, накры, орган;духовые – рог, труба, рожок, сурна, окарина, кувички, дудка, жалейка, можетбыть, волынка; струнные – гусли и гудок, или смык. Знаменитые фрески башниСофийского собора в Киеве дают изображение музыкантов и плясунов. Степеньприменения и распространенность музыкальных инструментов были различными. Трубыи рога были сигнальными инструментами на охоте, в походах; струнныеинструменты, бубны применяться как одиночные инструменты, а также в составеоркестра на игрищах и праздниках.
Можно говорить не толькоо распространении музыки, песни, плясок, но и о выделении профессиональныхисполнителях. Одну группу составляли скозители, певцы былин и преданий, другую– скоморохи – затейники, потешники, увеселители, которые были и музыкантами иплясунами, акробатами, жонглерами, фокусниками, дрессировщиками.
Источники свидетельствуюти о том, что на Руси очень рано появились нотные записи. Этому способствовалораспространение христианства. Богослужение сопровождалось пением, котороевелось по специальным певческим рукописям-книгам. Такого рода рукописисохранились до нашего времени начиная с XII в. В них помимо обычногобогослужебного текста сохранились особые древнерусские нотные знаки: «знамена»и «крюки» (отсюда название рукописей: знаменные, крюковые). Уже с XII в. впевческих рукописях различают две основные нотные системы: кондакарную изнаменную. Первая была заимствована из Византии… Она представляет собойсложную, двухстрочную систему многих специальных знаков, располагавшихся надосновной строкой текста. Кондаками называли короткие хвалебные песни в честьсвятых, сборники которых соответственно назывались Кондакарями. Такихнотированных Кондакорей за XII-XIII вв. сохранилось всего пять. Видимо, с XIIIв., может быть с XIV в., кондакарная система на Руси вышла из употребления.Вторая система нотации – знаменная существовала одновременно с кондакарной. Онаполучила широкое развитие и после XIV в. заняла господствующее положение.Следует отметить, что если знаменная нотная система успешно расшифровывается,то кондакарные записи расшифровать не удалось.Приведенные материалысвидетельствуют о высоком уровне развития материальной и духовной культуреДревней Руси.
История этой культурынеразрывно связана с историей создавшего ее народа. Истоки ее уходят в глубьвеков, она впитала в себя опыт восточнославянских племен. Развитие феодальныхотношений, формирование древнерусской народности повлекло за собой изменение вобласти древнерусской культуры. Принятие и утверждение христианстваспособствовало развитию письменности и просвещения, литературы, искусства,создание основ общерусской культуры, ярко проявившихся в последующем в новыхисторических условиях.

Заключение
Определяя основноесодержание и направление историко-культурного процесса древней руси, можно сполным основанием говорить, что эта культура уходила своими корнями в народноетворчество имела в нем главную питательную среду своего развития. В условиях феодальногообщества, крепостничества, многовековой борьбы с опустошительными нашествиямивнешних врагов культура России обнаружила замечательные богатства творческих силнарода. Эти силы питали и культуру народа. Эти силы питали и культуругосподствующих классов, которые использовали ее в переработанном виде в своихклассовых целях.Культура народа проникнута светлым чувством оптимизма, онажизнеутверждающая по своему духу. Беспредельная самоотверженная любовь к роднойземле, красота трудового и ратного подвига, высокое нравственное благородство,твердая вера в победу добра над злом, справедливости над неправдой и обманом ивместе с тем глубокая поэтичность, неистощимый юмор, меткое выделение типичныхжизненных явлений, здравость и точность их оценок – все это характерно дляпроизведений народного творчества феодальной эпохи. В той или иной степени, вразных формах эти замечательные качества народного творчества пробивали себедорогу не только в литературе средневековой России, но и в зодчестве, живописи.
Развитие русской культурысредневековья отразило свойственные этой эпохе особенности и противоречия. Онибыли обусловлены, в конечном счете, социально-политическими и экономическимипроцессами, проходившими на Руси. Феодальный способ производства с присущимиему консерватизмом в развитии производственных сил, господством замкнутогонатурального хозяйства, слабо развитым обменом, традициями к сохранениюполитической системы феодальной раздробленности, замедлял темпы развитиякультуры, формирование местных традиций и особенностей. На развитие русскойсредневековой материальной и духовной культуры безусловное влияние оказаломонголо-татарское нашествие и иго. Известно, что в условиях натуральногохозяйства достаточно было «простых случайностей, вроде вторжение варварскихнародов или даже обыкновенных войн, чтобы довести какую-нибудь страну сразвитыми производственными силами и потребностями до необходимости начинатьвсе сначала».
Несомненно, что на развитиерусской культуры громадное влияние оказало господство религиозного мировоззрения.Церковь, особенно в раннем средневековье, сыграла определенную роль и враспространении грамотности, и в развитии зодчества и живописи. Но в то жевремя церковь ревниво оберегало свои догматы и враждебно относилась к новымявлениям в культуре, являлась тормозом в развитии наук, технических знаний,литературы, искусства.
Культурные достижениярусского средневековья вошли в круг непреходящих художественных ценностей нашейстраны, они – часть нашего национального богатства, слава, славы и величиянашего народа.

Литература
1. Т. В. Ильина «История Искусств»;
2. Ю. Л. Лебедева «Древне- русское искусство X-XVII в.»;
3. Е. Осетров «Живая древняя Русь»
4. “История русской культуры IX-XX в”/В.С. Шуьгин, Л.ВКОШМАН, Е.К.Сысоева, М. Р. Зезина. ДРОФА, 2003-480с
5. Н. Сахаров В.И. Буганов История России с древнейших времёндо конца XVII века, 2002-272с
6 И.Колесник, А. Хан “История России с древности до нашихдней”, Ств.,1998 г.
7. А.Дмитриева, Н.В. Понырко “Повести Древней Руси”, М.“Художественная литература”, 1987 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Физические модели при изучении интеграла в курсе алгебры и начал анализа в 10-11 классах
Реферат Семантическая сеть
Реферат Відтворення та вдосконалення основних фондів
Реферат Інформація проведення ІІІ етапу Всеукраїнської учнівської олімпіади з педагогіки та психології 2010-2011 н р
Реферат Определение величины накладных расходов при определении стоимости строительно монтажных работ
Реферат Федотов
Реферат Gothic Conventions In Dracula Essay Research Paper
Реферат Similarities Of Religous Documents Essay Research Paper
Реферат Sdfield> проспект емісії облігацій відкритого акціонерного товариства комерційний банк “хрещатик”
Реферат Безналичный расчет
Реферат Экономика национально-территориального образования - субъекта Российской Федерации Республики
Реферат Военные действия Московского государства в период "Смутного времени" (1604-1610 гг.)
Реферат Жаргон гомосексуалистов
Реферат Эстетика античности
Реферат Бюджетный дефицит и государственный долг 3