Реферат по предмету "Мировая экономика"


Предмет и методы экономической теории 2

--PAGE_BREAK--Экономические законы в своей совокупности образуют систему экономических законов — закономерности развития общества. В этой системе неверно выделять какие-то основные, главные законы. С позиций системного подхода к анализу общественной жизни все законы важны и взаимосвязаны. Нарушение в использова­нии одного закона нарушает всю систему и равновесие в обществе.
Экономическая наука классифицирует законы в общей системе по крупным группам: специфические и общеэкономические законы.
Специфические экономические законы — это законы развития конкретно-истори­ческих форм хозяйствования.
Общие экономические законы — это законы, свойственные всем историческим эпохам, они связывают их в единый исторический процесс поступательного разви­тия. Это законы возвышающихся потребностей, разделения общественного труда и другие.[12; c. 21]
1.3. Предмет исследования экономической теории Предмет исследования экономической теории находится в стадии научной разра­ботки и эмпирической адаптации.
До 90-х годов в стране преобладающее значение в формировании экономиче­ского мировоззрения и экономического мышления занимала марксистская по­литэкономия. Вся литература по социально-экономическим вопросам сводилась к популяризации К. Маркса и его учения. Поэтому мировая экономическая литерату­ра прошла почти незамеченной, так как она не укладывалась в схемы Маркса. Разрыв экономической науки России и мировой науки привел к тому, что экономи­сты стали пользоваться разными понятиями и терминами. Появились такие наду­манные понятия, как непосредственно общественный продукт, непосредственно общественный труд и т. д.
Предметом исследования политэкономии в соответствии с классовым подходом к анализу фактов являлись лишь производственные отношения, основу которых составляли отношения собственности. Из системы производственных отношений выводились экономические законы, противоречия, необходимость классовых конфликтов, диктатура пролетариата и господство командно-административной системы. При исследовании производственных отношений акцент делался на их социально-классовом характере.
Такой сугубо классовый подход в экономике приводил к игнорированию объек­тивных условий, искажению реальной экономической среды, недооценке общече­ловеческих условий и цивилизованных факторов развития. Все это завело эконо­мическую теорию и практику хозяйствования в тупик, объективно породило потребность в изменении предмета исследования и названия курса.
С 40-х годов XIX в. экономисты переключили свое внимание на исследование не общественных, а вещественных связей в хозяйстве. Возникает направление эконо­мической мысли, именуемое «Экономикс» (П. Самуэльсон), объявляется поиск ме­тодов рационального использования ограниченных ресурсов для достижения тех или иных альтернативных целей. Организация производства, труда, сбыта продук­ции в фирме — предмет «Экономикс».
Представляется, что в постиндустриальном обществе экономическая теория вы­ступает в качестве общеметодологической экономической науки, имеющей свой предмет и объект анализа.
Одни экономисты сводят курс экономической теории только к анализу рынка и ценообразования. Другие, подчеркивая ее универсальность, отмечают, что это на­ука о повседневной деловой жизни людей, зарабатывании денег и средств к суще­ствованию.
Г. И. Рузавин и В. Т. Мартынов, вновь возвращаясь к политэкономии, отмеча­ют, что общая экономическая теория изучает экономические отношения в различ­ных системах и типах деятельности.
Как видим, общепризнанного определения предмета общей экономической теории нет, хотя большинство экономистов признают, что это универсальная на­ука о проблемах выбора ресурсов и экономическом поведении человека. Напра­шивается необходимость обоснования собирательного понятия экономической теории как общественной науки, которая изучает поведение людей и групп в про­изводстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при ограниченных ресурсах. Причем ограничен­ность ресурсов понимается не в физическом смысле (хотя это и имеет место), а как невозможность полного удовлетворения потребностей всех членов общества од­новременно и полно. Ограниченность ресурсов порождает конкуренцию за их ис­пользование. Она отражает противоречия между наличием ресурсов и возможнос­тью их использования, которое разрешается при трех способах организации производства:
• основанного на обычаях и традициях, так называемое традиционное произ­водство;
• на основе командно-административной системы;
• на основе рыночной системы организации общественного хозяйства. Эти сис­темные организации могут сосуществовать в сочетании и комбинации друг с другом, образуя транзитивную экономику.
Таков первый блок проблем, охватываемых курсом экономической теории. Это блок важный, но не всеобъемлющий, не определяющий существенные целевые функции производства и обмена. Как методологическая наука экономическая теория, прежде всего, призвана исследовать вопросы места производства и обмена в развитии общества. Человечество не может существовать, не потребляя и не обме­ниваясь результатами труда: материальными, духовными и социальными благами. Постоянное увеличение их производства и поступление в обмен образует экономи­ческий рост общества. Он наиболее концентрированно отражает результаты об­щественного труда, его нравственные и духовные начала. Экономический рост — показатель и источник экономической динамики. Таков второй блок проблем предмета экономической теории.
Именно поэтому предметом общей экономической теории выступают также закономерности и факторы экономического роста как в пофазной динамике воспроизводства: производстве, распределении, обмене и потреблении, так и на более отдаленном этапе общественного развития («длинная волна»). Экономичес­кий рост — содержание (стержень) экономической теории как науки.Он характери­зует общее состояние экономики и возможную ее динамику, образующую конъюнкт — тупное состояние национального хозяйства.
Через призму экономического роста анализируются различные подходы и взгля­ды экономистов, и формируется собственная позиция адекватности экономики исто­рическим, национальным и другим традициям.
С учетом использования потенциальных возможностей экономического роста рассматривается становление и функционирование товарного производства и ры­ночных отношений в конкретных социально-исторических условиях, а также аль­тернативные теории формирования стоимости на основе предельной полезности блага и услуги.
Это же предполагает исследование структуры, видов и сегментов рынка как сложной, многомерной и целостной системы экономики. Экономический рост пред­полагает исчерпывающую научную характеристику системы рынков, описание и определение границ рыночных отношений, и обоснование экономической целесооб­разности или нецелесообразности распространения рыночных форм координации и воздействия их на соответствующие сферы и секторы экономики. При этом особое внимание должно быть уделено анализу общих и транзакционных издержек, эволю­ции теоретических взглядов по данной проблеме от А. Смита до сформулированных в последнее время взглядов Р. Коуза.
Объектом изучения экономической теории является анализ тесной взаимосвязи механизма функционирования рынка с наличием на рынках и соответствующих им сегментах совершенной и несовершенной конкуренции, степени монополизированности отдельных хозяйственных сфер, форм и методов ценовой и неценовой конку­ренции, путей и способов экономического реформирования рыночных отношений. Анализ этого позволяет раскрыть рыночные модели отдельных национальных обра­зований (японской, шведской, немецкой и т. д.). Возобновление производства и его экономический рост происходит на индивидуальном уровне (уровне фирмы) и в общественном масштабе. Поэтому структурно экономическая теория включает в себя микроэкономику и макроэкономику.
Микроэкономика исследует поведение отдельных производителей, экономичес­кие закономерности формирования предпринимательского капитала и конкурент­ной среды. В центре ее анализа цены отдельных товаров, затраты, издержки, меха­низм функционирования фирмы, ценообразование, мотивация труда. На микроуровне в исходной основе складываются пропорции, которые определяют пропорции общественного уровня. Макроэкономика занимается исследованием функционирования национальной экономической системы на основе формирую­щихся микропропорций. Объектом ее изучения выступают национальный продукт, общий уровень цен, инфляция, занятость. Макропропорции как бы вырастают из микропропорций, но приобретают самостоятельный характер.
Микроэкономика и макроэкономика взаимообусловлены в реальной эконо­мической среде и взаимодействуют друг с другом. На макроэкономическом этапе уровень, характер и сила этого взаимодействия в той или иной степени подвергают­ся государственному регулированию посредством экономических стабилизаторов и регуляторов. Степень этого регулирования приобретает исключительный харак­тер в переходный период развития экономики, на этапе становления рыночных отношений и рыночных связей, ломки командно-централизованных и бюрократиче­ских методов управления. Впервые в конкретном плане основы этих связей были ис­следованы Дж. Кейнсом, который установил количественную зависимость между ростом потребления и объемами производства, между ростом инвестиций и объе­мом продукта.
Несмотря на различный уровень, микро- и макроэкономика в общем анализе и использовании его результатов подчинены единой цели — исследованию законо­мерностей и факторов экономического роста в целях удовлетворения потребностей общества. Поддержание стабильных параметров экономического роста и их опти­мизация осуществляются для удовлетворения материальных и духовных потребно­стей, усиления нравственных основ в развитии общества. Важное методологичес­кое положение, по нашему мнению, состоит в том, что микро- и макроуровни экономической теории — это не две отдельные науки. Скорее, это отдельные дис­циплины единой экономической теории, имеющие общий предмет исследования. Таким образом, экономическая теория — это:
• наука о закономерностях и факторах экономического роста в пофазной дина­мике воспроизводства и динамике «длинных волн», наука о национальном богатстве;
• наука об использовании ограниченных ресурсов (труд, земля, капитал) для производства товаров и обмена их в целях удовлетворения потребностей;
• наука о видах деятельности по производству и обмену, повседневной деловой жизни людей и извлечении средств существования.
Экономическая теория изучает историческую эволюцию системы рационально­го хозяйствования как источника и движущей силы роста, действительного богат­ства и благосостояния отдельных групп и членов общества в аспекте товарно-де­нежных отношений.
Как уже отмечалось, предметом экономической теории являются закономернос­ти и факторы экономического роста. Но каковы цели этого роста, во имя чего они осуществляются?
. В соответствии с положениями марксистской экономической теории цели произ­водства обусловлены основными экономическими законами способов производ­ства (капиталистический, коммунистический). Для капиталистической стадии ха­рактерной целью является получение прибавочной стоимости, а для социализма — максимально возможное удовлетворение потребностей.
И та и другая цели хоть и представлялись объективными, на самом деле были плодом субъективной фантазии, не отвечающей реальной жизни. А сама постанов­ка вопроса об основном или неосновном экономическом законе есть не что иное, как перенесение партийной субординации в экономику. Кстати, К. Маркс никогда не писал о прибавочной стоимости как об основном законе. Практика развития мировой цивилизации не подтвердила воплощение этих целей и привела к обратным (отрицательным) результатам.
Из общего анализа предмета экономической теории, увеличения производства при ограниченных ресурсах формируются цели по удовлетворению потребностей и социализации общественно-экономической жизни. Это:
• стабильный рост поступательного объема производства (экономический рост);
• стабильный уровень цен на основе свободной конкуренции;
• высокий уровень занятости;
• поддержание равновесного внешнеторгового баланса и др.
Реальный ход микро — и макроразвития порождает дерево целей. Они классифи­цируются по различным признакам. Но главное, в чем сходятся зарубежные и отече­ственные экономисты, — цель экономического роста — удовлетворение материаль­ных и духовных потребностей человека, усиление нравственных основ в развитии общества. Знания, навыки, способности человека образуют человеческий капитал. Он источник будущего уровня жизни.
Общая экономическая теория выступает в качестве методологического фунда­мента целого комплекса экономических наук. Во-первых, отраслевых (экономика промышленности, транспорта, строительства и т. п.). Во-вторых, функциональных (финансы, кредит, маркетинг, прогнозирование). В-третьих, межотраслевых (эко­номическая география, демография, статистика, теория менеджмента, регулирова­ние и т. п.).
В то же время общая экономическая теория тесно соприкасается и учитывает знания, полученные другими экономическими науками, а также социологией, пси­хологией, историей. Без учета данных этих наук полученные общей экономической теорией выводы могут оказаться ошибочными и ложными.
В общей системе наук общая экономическая теория осуществляет определенные функции.
Прежде всего, она выполняет познавательную функцию, так как должна изучать и объяснять процессы и явления экономической жизни общества. Однако недоста­точно просто констатировать наличие тех или иных явлений. Необходимо проник­нуть в их суть, вскрыть законы движения, наметить пути использования этих зако­нов в практической деятельности.
Поэтому вторая функция общей экономической теории — практическая (праг­матическая) — разработка принципов и методов рационального хозяйствования, научное обоснование экономической стратегии осуществления реформ экономи­ческой жизни и т. д.
Третья функция общей экономической теории — прогнозно-прагматическая, предполагающая разработку и выявление научных прогнозов и перспектив обще­ственного развития.
Эти функции экономической теории осуществляются в повседневной жизни ци­вилизованного общества. Экономической науке принадлежит огромная роль в фор­мировании экономической среды, определении масштабов и направлений экономи­ческой динамики, оптимизации отраслевых структур производства и обмена, повышении общего жизненного уровня населения в национальных масштабах.[2; c. 19-22]
1.4. Различные подходы к анализу экономической динамики В науке к настоящему времени сложились два подхода в анализе экономической динамики и статики: анализ с учетом воспроизводственного подхода и исследование связей и зависимостей с позиций экономического роста. Еще недавно утверждалось, что воспроизводственный подход — это марксистская теория экономического рос­та, а экономический рост—это буржуазная теория, альтернатива воспроизводству.
Представляется, что это несколько упрощенное, классовое толкование важней­ших экономических процессов.
Общественное воспроизводство и экономический рост имеют общие и различ­ные черты в направлении анализа связей и зависимостей производства. Они исполь­зуют общие категории и показатели в исследовании, такие как средства производ­ства, рабочая сила, рабочее и свободное время, валовой общественный продукт, национальный доход и др.
Но между ними есть и различия.
Во-первых, теория воспроизводства рассматривает динамику производства, аб­страгируясь от темпов его приращения. Они принимаются произвольно и вытекают из схем взаимосвязей простого и расширенного воспроизводства. Главное здесь — пропорции связей первого и второго подразделений общественного производства, а уж из них выводятся темпы.
Экономический рост предполагает, что темпы — исходны и они определяют про­порции. Объективную основу их образует потребность общества. Следовательно, в теории экономического роста причинно-следственные связи имеют обратный ха­рактер.
Во-вторых, для прогнозируемого горизонта в основу воспроизводства берется годовой период динамики. Именно так определяется совокупный общественный продукт как сумма благ, созданных в годовой цикл.
Для экономического роста основу расчета образует «длинная волна». Она включает несколько годовых циклов воспроизводства. На ее протяжении общая тенденция темпов имеет тот же или менее устойчивый характер.
Третье отличие состоит в том, что в системе экономического роста свободное время выступает как резерв, как составная часть потенциала роста. Свободное вре­мя — это пространство, необходимое для развития человеческого капитала.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.