Реферат по предмету "Культура и искусство"


Искусство эпохи Цинь

ВВЕДЕНИЕ
Курсовая работапосвящена двум самым значительным в глобальном масштабе памятникам древнегоКитая. Это грандиозный погребальный комплекс первого императора Китая,включающийтысячи терракотовых фигур людей и животных и ВеликаяКитайская Стена – одно из самых масштабных сооруженийвсех времен и народов, символ Китая.
Актуальность темы:Этипоражающее своим размахом творения рук человеческих хранят массу загадок итайн, и каждое новое открытие становится громким событием в научном мире. Учитываято обстоятельство, что интерес к различным сторонам древнекитайской культурыэпохи Цинь в последние десятилетия неуклонно растет, исследование архитектурныхтворений этой эпохи представляется необходимым. Являетсяуникальным то, что большая часть древних сооружений сохраниласьдо наших дней в хорошем состоянии. Это позволяет представить, не только целуюэпоху в истории Китая, но и открывает новый пласт в истории изобразительногоискусства.
Цель и задачи:Основная цель настоящей работы заключается в выявлении особенностей циньскихсооружений – их подробном стилистическом анализе. Для достижения поставленнойцели потребовалось проследить и предысторию возникновения этих сооружений.Такое комплексное изучение начального этапа жизни эпохи Цинь дает возможностьвыявить особенности государственного устройства, политики, экономики, культуры,религии, оказавшие влияние, как на само возникновение таких грандиозныхсооружений, так и на их форму. При этом в своей работе я стремлюсь выявитьисточники влияний, проанализировать общий стиль искусства эпохи Цинь иопределить его достоинства и своеобразие. Важно то, какое воздействие оказалоискусство циньской эпохи на развитие китайского искусства в последующие века,вплоть до наших дней. Объект: Объектом анализа являются непосредственносами архитектурные памятники эпохи Цинь: Великая Китайская стена и мавзолейЦинь Шихуанди, а также скульптуры из гробницы Первого императора.
Источники исследования:В моей работе основными источникамиисследования искусства эпохи Цинь стали книги: «Исторические записки» Сыма Цянь,историка династии Хань, а также журналы,издаваемые археологической командой экспедиции по раскопкам гробницы ЦиньШихуанди, где содержаться выводы археологов, на анализекоторых будет сосредоточено внимание в настоящей работе.
Структура и объемработы: Работа состоит из двух частей: текста и альбомаиллюстраций. Текст содержит – введение, анализ литературы васпекте темы, четырех глав и заключения, на 30 страницах текста. Такжеприлагается список использованной литературы.

Раздел1 Характеристика эпохи
 «На протяжении нескольких тысячелетий на огромной территории,условно обозначаемой как Дальний Восток, развивалась яркая и самобытнаякультура, оставившая выдающиеся произведения человеческого гения в литературе,философии, изобразительных искусствах, архитектуре. Уже в древности народамиДальнего Востока были созданы значительные памятники духовной и материальнойкультуры. Как нигде в мире, природа была центральной философской ихудожественной проблемой искусства Дальнего Востока. Отношение к природе как корганизованному целому сделало ее главным объектом художественного воплощения,повлияло на систему видов и жанров искусства, их значение и эволюцию. Для всехнародов Дальнего Востока характерно большое развитие и значительный удельныйвес в художественной культуре декоративных искусств». [1]
Китайскаякультура принадлежит к древнейшим. Ее долгая, богатая событиями историяотмечена выдающимися изобретениями, соцветиями талантов, она отличается многиминеповторимыми особенностями. Культура его отличалась не только богатствомаспектов, но и большой жизнестойкостью. Несмотря на бесчисленные войны, мятежи,разрушения, производимые завоеваниями страны, Китайцы оставили потомкам богатоекультурное наследие. Важнейший след в жизни страны оставил древний период, напротяжении которого был заложен фундамент всей последующей культуры Китая.
 Новыестилистические черты в искусстве Древнего Китая формируются на рубеже нашейэры. Расцвет художественной культуры связан с первым объединением разрозненныхцарств под властью династии Цинь (221-207 гг. до н. э.) в единую империю.В истории Китая Ин Чжен был необыкновеннымчеловеком. Он вступил на престол государства Цинь, самого могущественного изсеми государств, на которые был разделен Китай, когда ему исполнилось всего 13лет. В 22 года он уже крепко взял бразды правления в свои руки. Началась война.За 10 лет он одно за другим поверг другие шесть государств. К 221 году до н. э.в Китае впервые установилась абсолютная монархия. Редкому государству внастоящем времени удалось сохранить свое первоначальное название. Китайявляется таким государством. Название царства, чутьвидоизменившись (Цинь — Чина — Чайна), стало названием Китая для европейскихстран. Сделавшись главой огромного государства, Ин Чжэн избрал для себя и своихпотомков новый титул — хуанди (император). Позднейшие источники обычноименуют его Цинь Шихуанди (Первый император империи Цинь). В короткийпериод правления была унифицирована письменность, проложены дороги, установлены единая денежная единица, единые меры длины ивеса.
 «Особеннобурное развитие в период империи получило строительное дело. Решив обессмертитьсвое имя грандиозными сооружениями, Цинь Шихуанди заново отстроил столицуимперии — город Сяньян (в провинции Шэньси). Еще во время войны за объединениестраны Цинь Шихуанди издал указ о сооружении вблизи Сяньяна дворцов по образцулучших дворцов захваченных им царств». [3] По подсчетам Сыма Цяня, в империинасчитывалось свыше 700 дворцов, 300 из них находились на территории бывшегоцарства Цинь. «Для украшения дворцов Цинь Шихуанди не жалел никаких средств.Все самое ценное и редкое, что можно было найти на огромной территории империи:драгоценные камни и металлы, деревья с благоухающей древесиной, деревья сдревесиной редкой окраски (розовой и зеленой) — все это привозилось изотдаленных мест для украшения императорских дворцов. Столица раскинулась пообоим берегам реки Вэйхэ, через которую был перекинут мост — чудо техники тоговремени. К северу от реки был расположен собственно город с многочисленнымиулицами, аллеями, парками и великолепными дворцами императора и высшей знати. Кюгу от реки Вэйхэ находился императорский знаменитый парк — огромныйзаповедник, где отдыхали и охотились сам император и его приближенные. В этомпарке был устроен дворец, превосходивший роскошью все, что было создано ранее».[4] О размерах его можно судить по тому, что центральный зал дворца вмещалдесять тысяч человек. Это был дворец Эфан-гун, воздвигнутый Цинь Шихуандинедалеко от столицы империи. Это целый ансамбль зданий, соединенных системойкрытых галерей, навесных мостов. Весьма любопытно, что общая композиция зданийвоссоздавала расположение звезд на небосводе.
Первыйимператор как всякий восточный человек был склонен эзотерическим наукам, а также к мистике. По меркам своего времени он был весьма образованными крайне религиозным. Висточниках эпохи сообщается, что «Цинь Шихуанди придавал большое значениеастрологии, приписывал себе особое покровительство со стороны наиболее важныхзвезд и созвездий, издавна почитавшихся в Китае — Сириуса (Лан) и Ориона(Шень). В честь Полярной звезды, главной на ночном небе, Цинь Шихуанди соорудилособый храм». [4] При царском дворе было около 300 астрологов, чья задача былапредупреждать владыку о грозящих неприятностях. При дворе были также итолкователи снов. Когда сны императора были зловещими, совершали особые обрядыи приносили жертвы. Однажды ему приснился сон: «заяцдержит в руках солнце, а другой заяц хочет его отнять. Но появляется третий,черный заяц, и забирает солнце себе. Утром под страхом смертной казни императорпотребовал у мудрецов и звездочетов, чтобы они объяснили ему смысл ночноговидения. И один из приближенных предположил, что два враждебных Китаю царствабыли побеждены пришельцем извне. Со словом «черный» у китайцев обычноассоциировались кочевые племена. Рассказывают также, что вскоре душа спящегоЦинь Шихуанди взлетела на Луну и оттуда посмотрела на землю. С заоблачных высотКитайская империя показалась ей маленькой точкой, и сжалась тогда душа при видебеззащитности Поднебесной. Вот тогда-то и родилась у императора мысль соорудитьстену, которая окружила бы всю империю, сделала бы ее «единой семьей», спряталабы от жестоких варваров». [6] Некоторые ученые видят в ломаных очертаниях стеныгигантского извивающегося дракона, навеки застывшего и надежно охраняющегоблагополучие «Поднебесной империи».
 О влияниирелигии в Древнем Китае сообщают многие источники. «Это было времякультурного и духовного подъема. Время конфуцианства, расцвета учения даосов,Шан Яна, Лао-цзы, астрономов, астрологов и магов. Дао учит верить в бессмертие».[5] Это была великая вера Цинь Шихуанди. Он был уверен в том, что ещё при жизнидостигнет сверхъестественного, т.е. станет бессмертным небожителем. В этойуверенности его поддерживали многочисленные льстецы, которые в один голосуверяли императора о приближении его цели. Как гласиточередная легенда, он вызвал к себе самых старых, опытнейших врачей, постигшихтайны всех недугов человеческого тела и духа и приказал им: «Сделайте так,чтобы я никогда не болел и не старился. Я хочу жить вечно!» Из всехпредложенных ему эликсиров императору больше всего понравилось необычноевещество похожее на серебро. Это была ртуть. Но опасаясь, что всесильныйэликсир может подвести его, он позаботился о другом способе обрести бессмертие- приказал соорудить загробный дворец под землей. Мечта о бессмертии быланастолько сильна, что ради ее воплощения император готов был на любые жертвы.Забвение после смерти – вот чего он боялся и любыми средствами пыталсяизбежать. И лучшим памятником, который он мог придумать, стала гробница,богатство которой должно было показать потомкам, каких высот смог добиться тот,кто нашел здесь свое последнее пристанище.
Глава 2 Стена каксимвол Китая
Пожалуй, трудно найтичеловека, который никогда ничего не слышал о Великой Китайской Стене. Какправило, каждая страна в массовом создании ассоциируется с однимобразом-символом. Великая Стена (именно, так, сбольшой буквы я буду называть ее в дальнейшем) не менее известна, чем Эйфелевабашня или Статуя Свободы. Однако, в отличие от этих сооружений, образ которыхне вызывает разночтений, мало кто представляет себе, что же такое на самом делеВеликая Китайская Стена (или вернее Стены, так как их несколько, но об этомпозже.)
«Стенадействительно является символом Китая как для самих китайцев, так и дляиностранцев. У входа на отреставрированную часть Стены можно увидеть надпись,сделанную Мао Цзе Дуном — «Если ты не побывал на Великой Китайской Стене — ты не настоящий китаец»». [7] Иесли подумать, это действительно так.
Для начала,немного истории. Великая Китайская Стена (220г. дон.э.) – одно из самых грандиозных сооружений Китая. Это самое крупное творениерук человеческих во всей мировой истории и единственное сооружение такогомасштаба во всём мире. Это гигантское крепостное сооружение преграждало- и открывало — путь к богатствам и загадкам Китайской империи. Размеры ВеликойКитайской Стены столь поразительны, что ее назвали восьмым чудом света.
За всюисторию Китая существовало три основных Стены, каждая протяженностью в 10000ли. Надо сказать, что это число (10000) имеет особое значение в китайскойтрадиции. Связано это прежде всего с системой счета, принятой в Древнем Китае.Для 10000 существует особое название (Вань), которое близко по значению крусскому «тьма», т.е. «очень много».
 ПерваяСтена (династия Цинь) В народном сознании эта «великая стройка»предстала как «стена плача». В одной старинной повести, которую знаеткаждый школьник, рассказывается о любящей жене, которая узнав о гибели мужа,потоком своих слез разрушила стену. 
 Вторая Стена (династия Хань 206 до н. э. -220 ) была построена в целяхзащиты от гуннов, которые совершали регулярные набеги на территорию Китая ипорядком попортили Стену, сооруженную Цинь Шихуанди.
На сооружениетретьей Стены (династия Мин 1368-1344) было направлено уже около 1 миллионачеловек. На особенно важных участках трудолюбивые китайцы не ограничивалисьпостройкой одной Стены, в отдельных местах их количество достигало десяти.
ВеликаяКитайская Стена была построена с таким мастерством и запасом прочности, что онасохранилась до сих пор. И это единственное рукотворное сооружение на нашейпланете, которое видно даже из космоса. Хотя это заявление в последние годытоже вызвало немало споров. «Когда первый китайский космонавт Янг Ливей в октябре 2003 года вернулсяпосле своего полета на Землю, то он сказал, что не видел с орбиты одного изсамых больших символов Китая — Великой Китайской Стены. И после этого подняласьновая волна дебатов о том, можно ли увидеть эту Стену с околоземной орбитыневооруженным глазом. В итоге китайцы были очень разочарованы, так как у нихдаже в школьных учебниках было написано, что творение их предков можно безтруда увидеть из космоса. Однако в защиту Стены выступили американскиеастронавты Юджин Кернан и Эд Лу. Последний видел Стену из космоса совсемнедавно, когда в составе седьмого долговременного экипажа в течение полугодаработал на МКС, а орбита станции располагается выше, чем орбита китайскогокосмического корабля. Просто у Янга Ливея было слишком мало времени дляразглядывания территории своей страны (его полет продолжался всего 21 час) илиусловия для ее наблюдения были неблагоприятными. По свидетельству очевидцев,лучше всего Стену видно, когда солнце находится низко над горизонтом и самастена отбрасывает широкую тень.» [15]
КитайскаяСтена тянется вдоль городов, через пустыни, долины, глубокие ущелья — черезвесь современный Китай. Когда она была построена, она превратила страну,расположенную южнее, в огромную, хорошо защищенную крепость.
 История Китайской Стеныначалась с эпохи правления первого императора. «Чтобы оградить империю Цинь от”северных дикарей” Цинь Шихуанди приказал построить Великую китайскую Стену. Город,отражавший представления о правильной структуре мироздания и порядке, господствующемв Поднебесной, мыслился как завершенная в своих очертаниях крепость, обнесеннаястенами и рвом с высокими дозорными башнями и расположенными строго друг противдруга массивными воротами». [11] Строительство стены началось в 220 г. до нашейэры. Сразу же по окончании войн с гуннами по всейсеверной границе началось строительство знаменитой Великой китайской Стены.Следует заметить, что еще в Vвеке до н. э. после распада единого китайского государства Чжоу на его местеобразовалось несколько царств. Защищаясь друг от друга, правители этой эпохи,вошедшей в историю Китая как «период враждующих царств», стали строитьоборонительные стены. Кроме того, в двух северных, в основном земледельческихгосударствах, Цинь, Чжао и Янь, были вырыты рвы и возведены стены, чтобыукрепить границы, которым угрожали набеги живших в северных степях монгольскихкочевников.
 К моменту восшествияна престол Цинь Шихуанди эти стены имели общую протяженность около 2 тыс. км. Однакопоскольку они были разобщены, то должного эффекта не давали. Теперь было решеносоединить эти отдельные звенья в непрерывную цепь мощных укреплений. Работывелись в течение десяти лет, не прерывались ни днем, ни ночью. На постройку Стеныбыло послано 300 тыс. человек, но этого количества оказалось недостаточно, тудабыла отправлена масса осужденных, государственных рабов и общинников,мобилизованных на государственные трудовые повинности. Всего на постройке Стеныработало около 2 млн. человек. День и ночь ониутрамбовывали землю, укладывали огромные камни и кирпичи, замешивали раствордля их скрепления. Оторванныеот семей, в голоде, холоде, они работали на износ и поэтому долго невыдерживали. На смену им присылали новых, которых ждала та же участь, умершиххоронили здесь же, в земляной насыпи. Таким образом, Великая китайская Стенапосле завершения строительства стала представлять собой колоссальноеоборонительное сооружение из земли, больших кирпичей и гранитных глыб. «Самымдлинным кладбищем мира» называют Стену — здесь похоронено 400 000 человек.
«В отличие от прежнихукреплений, представлявших собой в основном рвы и земляные валы, утрамбованныев деревянной опалубке, стены возводились с применением самых разнообразныхстроительных методов. Поскольку подвозить материалы было трудно, широкоиспользовались имевшиеся в каждом районе ресурсы. В горах вытесывали каменныеблоки, в лесистой местности чаще всего стена снаружи складывалась из дубовых,сосновых или еловых бревен, а в середине заполнялась утрамбованной землей, впустыне Гоби применяли смесь из земли, песка и галечника. Необходимо было непросто соединить существовавшие до этого отдельные земляные валы, заполнивразрывы между ними, а создать принципиально новое сооружение — из камня икирпича, с фортификационными укреплениями». [2] Значительная часть Стены должнабыла проходить в горных районах, доступ к которым сильно затруднен.Строительство начиналось с возведения башен, а их было 25000. Они былинеодинаковые по размеру, строились из разного материала, но каждая представлялавнушительную пирамиду шириной и высотой около двенадцати метров. Друг от другаих отделяло расстояние в «два полета стрелы», а соединялись башни толстойотвесной стеной, высота которой около семи метров, а ширина такова, что свободномогла пройти шеренга из восьми человек и разъехаться две конные повозки.
В мире нет другогосооружения, описание которого требует только превосходных степеней. «Крупнейшаястройка, когда-либо предпринятая людьми», «самое длинное крепостное укрепление»,«самое большое в мире кладбище», «восьмое чудосвета», «Вань ли чан чэн» («Стенадлиной 10 тысяч ли», или, как ее называют европейцы, Великая Китайская Стена ) — так в разные времена называли Великую Стену. Подобныхопределений, относящихся к Великой Китайской Стене, множество. Насколько же вдействительности грандиозно это сооружение? Хотя попоследнему названию можно предположить настоящий размер древней Китайской Стены(1 ли равен 576 м), разные источники называют разные цифры. Вот некоторые ее характеристики:по одним предположениям длина Стены не превышает 4 тысяч километров, по другим— она более 5 тысяч километров, а третьи утверждают, что ее длина составляет 6 тысяч400 км. Высота Стены в среднем 6,6 м (на отдельных участках до 10м), ширина нижней части около 6,5 м, верхней — около 5,5 м. На всем еепротяжении через каждые 60—100 метров были сооружены башни. Для фронтальногопрохода войск в нескольких местах в Стене были оставлены проходы в виде ворот,которые тщательно охранялись. Чрезвычайно устойчивая и широкая она представляласобой одновременно и крепостное сооружение и дорогу, идущую по уступам горныххребтов. Стена протянулась от Цзяйгуаня в провинции Ганьсу до Ляодунскогозалива в Желтом море. Великая Китайская Стена имела не только оборонительноезначение. Она способствовала налаживанию регулярных торговых связей междуКитаем и северными народами и племенами, служила своеобразным символомнародившейся империи.
После смерти ЦиньШихуанди императоры династии Хань еще больше удлинили Великую Китайскую Стену.Последний важный этап в ее строительстве и реконструкции пришелся на периодправления императоров династии Мин (1368-1644 года н.э.). Плоды трудов Минособенно хорошо сохранились для потомков. Китайская Стена и сейчас не потеряласвоего символического значения. Она напоминает китайцам о единстве, величиистраны, неподвластном времени, о силе, мудрости их предков. Для остального мираВеликая Китайская Стена — это удивительный памятник, свидетельство человеческойсилы, изобретательности и выносливости. Никакоеописание китайской столицы не может обойтись без упоминания о ней. Китайцыутверждают, что история этой Стены — половина истории Китая и нельзя понятьКитай, не побывав на Стене. По подсчетам ученых, если все материалы,использованные при постройке Великой Стены, сложить в стену толщиной в один ивысотой в пять метров, то ее длины хватит, чтобы опоясать Земной Шар. Пограндиозности сооружения Великая Китайская Стена не знает себе равных в историимировой архитектуры. C самых высоких ее точек можно любоватьсязахватывающей дух панорамой. Современные ученые намерены определить точнуюдлину Китайской Стены с помощью аэрофотосъемки. А пока туристы со всего мираежедневно посещают этот памятник мировой архитектуры, чтобы восхититься грандиозностьюстроения и его масштабами. Прямо на месте желающие могут приобрести сертификатс указанием даты и времени посещения Китайской Стены.
Все выше сказанное,однако, дает очень малое представление о том, что же такое Стена с, если можнотак сказать, эстетической точки зрения. Прежде всего, нужно отметить глагол,который употребляют китайцы для обозначения поездки на Стену. По-китайски онпроизносится как «па», и означает примерно тоже, что английское«toclimb», то естьподниматься, восходить, карабкаться и тому подобное. Надо сказать, что поездкана Стену действительно подразумевает именно вышеназванные действия. Сама Стенасостоит из огромного количества ступеней, которые поднимаются или опускаются(почему-то очень редко) в соответствии с особенностями рельефа. Таким образомты ползешь вверх от башни к башне, напрягая последние силы, судорожно вдыхаягорный воздух. Если это зима, то ступеньки к тому же покрыты тонким слоем льда,что делает подъем особенно увлекательным. Особенность подъема на Стену (в отличиеот восхождения на гору, например (многие горы в Китае также«ступенчатые»)) состоит в отсутствии вершины, которую необходимопокорить. Башня вырастает за башней, одна ступенька сменяет другую, чем выше тызабираешься, тем меньше людей вокруг, пьянящий горный воздух…
В древности, Стенадействительно являлась серьезным препятствием на пути всякого, кто пыталсяпопасть в «Срединное государство». Единственный путь внутрь вел черезспециальные пропускные пункты, которые наглухо закрывались на ночь (ночью ихнельзя было открывать ни под каким видом, один раз пришлось подождать до утрадаже китайскому императору). «Для того, чтобы быть пропущенным за Стену,путешественник должен был получить разрешение у вышестоящих органов. Для этогоон подавал своеобразную таможенную декларацию на рассмотрения главы гарнизона,который, после соответствующей проверки, переправлял его своим непосредственнымначальникам в центр. До получения разрешения центральных органов власти никтоне имел права прокинуть внутрь, поэтому территория вокруг пропускного пунктабыла заполнена шатрами и палатками торговцев, ждущих разрешения на въезд(иногда ожидание затягивалось не на один месяц).» [12]
Изображения Китайской Стены,известные каждому с детства, создают не совсем правильную картину. Они всеотносятся к наиболее позднему ее участку, неподалеку от Пекина, где Стенахорошо сохранилась или специально подреставрирована для экскурсантов. Отреставрированныеи свежевыкрашенные части Стены производят гнетущее впечатление голливудской декорации,и как то не верится, что все это стоит здесь уже не одну тысячу лет. Совсем нетак выглядят самые древние части Стены, возведенные в IIIвеке до н.э. Наиболее интересен неотреставрированный участок Сыматай. Единойлинии из Стены так и не получилось. Она приобрела сложную ветвистую форму, а внекоторых местах на небольшом удалении от основной постройки параллельно ейпроходили другие отдельно стоящие стены. И когда говорят о Великой Китайской Стене,то, чаще всего, подразумевают самую позднюю, законченную в середине XVIвека Внешнюю Китайскую Стену, которая действительно тянется непрерывно.
На мой взгляд, Великая Китайская Стена является нитью связывающейдревний, средневековый и новый Китай. Она является свидетельством не тольковеликой мощи Цинь, но и всего Китая в целом. Ее достраивали и расширяли придинастиях Хань и Мин. Сохранившись до наших дней, она и сейчас является великойгордостью Китая. Огражденный, от остального мира таким необычным способом,Китай как и раньше хранит свои тайны и загадки, и от того становится еще болеепритягательным.
 «Согласнодревним китайским верованиям, вода — кровь и дыхание земли, ее русла — вены и артерии. Покушение на течение водного потока, по Фэн-шуй, — тягчайшее зло, влекущее за собой всяческие напасти вплоть до полного разрушения неправильно поставленного строения. И трудно было бы в том усомниться, кабы не признался в своем грехе архитектор и строитель Великой Китайской Стены Мэн Тянь. Он строил Стену по велению императора, чтобы оградить империю от набегов диких северныхплемен. Строил и построил. Тольковеликий Китай способен был создатьэто величайшее сооружение всех континентов,эпох и народов. И оно воистину имеет правоназываться самым главным Чудом Света.Миллионы тонн камня и грунта, сотнитысяч жизней рабов и рабочихпотребовались для ее возведения. Мэн Тянь умер в 210 году до н.э., произнеся перед смертью слова, записанные хроникерами, и дошедшие до наших дней: «Я не смогпостроить Великую Стену без пересечения вен земли», — с горечью признался строитель. [10]
С той поры минуло 2216 лет и несколько месяцев. Стенавсе еще стоит...»
Глава 3 Погребальныйкомплекс первого императора
Великим правителямпрошлого, которые при жизни славились могуществом и богатством, и которымнечего было желать, поскольку у них было все, не давала покоя единственнаямечта. Они мечтали быть правителями и в ином мире, куда попадает душа послесмерти тела. И готовы были ради этого на все. Таким правителем был и первыйимператор Китая Цинь Шихуанди.
Он планировал своюгробницу с самого первого дня после своей коронации. Амбиции императора были поменьшей мере грандиозными. Желая остаться в истории навечно, он приказалпостроить для себя погребальный комплекс, не имеющий аналогов по своемумасштабу и великолепию в мире. По мере того, как Цинь Шихуанди завоевывал иприсоединял все новые и новые территории, работы над усыпальницей расширялись. Строительствокомплекса гробницы Цинь Шихуанди длилось с 246г. до н.э. до 208г. до н. э. Комплексгробницы сооружался 38 лет потом и кровью неимоверного числа людей. Известно,что на одном из этапов строительства число рабочих достигло 700 тыс. человек, иэто в те далекие времена, когда общая численность населения царства Циньсоставляла всего 20 млн. человек! «В ходе археологических изысканий былоустановлено, что комплекс гробницы в плане представляет собой квадрат состороной 7, 5 км общей площадью 56,25 кв. км. Сооружена гробница у подножиягоры Лишань более чем в 20 км от г. Сианя в провинции Шэньси». [2] Гробницастроилась для императора, который даруется Небом раз в тысячелетие, и, как исам Цинь Шихуанди ,поражает своей уникальностью. На постройку гробницы ушла 1/3 государственнойказны. Со времен первого китайского императора никто не пытался устроить своипохороны с таким размахом. В этом погребальном комплексе воплотилась идея мощигосударства и неограниченной власти императора. Комплекс включал в себяподземный могильный дворец и расположенные в полутора километрах от самогозахоронения одиннадцать глубоких подземных туннелей, вместивших полчища воинов,боевых коней и колесниц, выполненных в натуральную величину, как быпреграждающих путь к могиле императора всем враждебным силам. В настоящее времяв открытом доступе находятся примерно две тысячи терракотовых воинов ЦиньШихуанди. Пока обнаружена лишь малая толика статуй воинов и боевых коней,составляющих часть комплекса гробницы Цинь Шихуанди, но уже сейчас эту находкурасценивают как чудо.
«В могилах были найденысвыше 300 предметов культуры, включая бронзовые, золотые и нефритовые изделия.Среди них в центре внимания ученых находится множество бронзовых колокольчиков,которые в древнем Китае отражали высокое социальное положение усопших.Археологи говорят: комплекс гробницы Цинь Шихуанди слишком грандиозен, чтобраскрыть все его тайны. Если работать традиционным способом, то на раскопкивсего комплекса потребуется, как минимум, 200 лет. Пока неизвестно, сколько ещечудес скрывает гробница Цинь Шихуанди, и как долго останется непотревоженнымсон загадочного Подземного дворца.» [8]
В 1987 году гробницыбыли внесены в список мирового наследия ЮНЕСКО. Этот подземный дворец считают«8-м чудом света».эПериметр«внутреннего города» достигает 3870 м, а «внешнего» — 6321м. В настоящее время от земляных стен остались лишь подземный фундамент икое-где фрагменты стенной кладки. На территории «внутреннего города»находились дворец- опочивальня и боковой зал. ЦиньШихуанди был первым из древних правителей Китая, который приказал построитьдворец-опочивальню у своей могилы. Впоследствии его примеру следовали и другиекитайские императоры. Опочивальня — главный зал гробницы, где молился и почивалдух императора Цинь Шихуанди.Боковая пристройка служила ему местом отдыха и трапезной. Внутреннее убранствоповторяло роскошь залов императорского дворца, которым пользовался ЦиньШихуанди при жизни. Подробное описание дворца и колоссальной насыпи над нимпринадлежит отцу китайской истории Сыма Цяню. В описании указывается, что «мавзолейбыл сложен из камня, а стыковочные швы заливались для водонепроницаемостирасплавленной медью. Комплекс был спланирован в виде дворца и включал большойзал-усыпальницу императора и сто вспомогательных помещений. Поразителенинтерьер главного зала. Потолок символизирует небесный свод и украшенмножеством звезд из драгоценных камней и жемчуга. Саркофаг был сделан изчистого золота. Многие помещения наполнены драгоценностями и различнымипредметами искусства. Пол выполнен в виде рельефного макета Китая — с горами,долинами, морями и реками, наполненными ртутью.» [4] В 80-е гг. ХХ в. ученыеисследовали пробы почвы с участка холма прямо над Подземным дворцом. Анализпоказал, что в центре холма, действительно, есть зона площадью примерно в 12тыс. кв.м с необычно высоким содержанием ртути. Похоже, открытие ученыхподтверждает правдивость исторических летописей о существовании «ртутнойреки».
 В одном из заловмавзолея находилось сто скульптурных изображений чиновников различных рангов. «Попастьв подземное царство Цинь оказалось не так просто: подступы к нему были защищеныхитроумной системой смертельных ловушек. Главный зал мавзолея был освещентысячами факелов на китовом жире. Благодаря этому топливу— а его там огромноеколичество — факелы горят неугасимо уже не одно столетие.» [13] Цинь Шихуандиискренне верил, что сможет править своей империей даже из потустороннего мира. Китайскийвариант этого мира был намного практичнее. То, что осчастливит тебя здесь,осчастливит тебя и там, верили они. Поэтому императору, который и в ином мирехочет быть императором, нужно было намного больше нежели простому крестьянину.Чтобы безбоязненно пройти туда и объявить себя императором, ему понадобитсяармия. Существовала вера в то, что статуя переходя в иной мир может обернутьсячеловеком Вот он и забрал с собой глиняных двойников, полагая, что в нихпереселятся души императорских солдат.
До сегодняшнего дня вподземных залах или ямах было найдено 8000 воинов. Первая яма, где находитсябольшинство фигур, открыта для туристов. На территории этой грандиознойгробницы к настоящему времени открыты более 600 захоронений и склепов дляпогребальных предметов и человеческих жертв, захороненных одновременно сусопшим императором. Найдены два захоронения, в которых погребены несколькосотен настоящих коней. Эти захоронения дают представление о масштабах императорскойконюшни. Были также открыты 17 склепов, в которых покоились останки диковинныхптиц и животных. Вероятнее всего, склепы служили имитацией охотничьих угодий,находившихся вблизи императорского дворца. Еще в одном склепе для погребальныхфигур найдены терракотовые статуи акробатов, исполняющих различные трюки.Возможно, уже в глубокой древности выступления циркачей были одним изувеселений императорских особ.
Древняя историяискусства Китая предоставляет очень мало материалов об искусстве эпохи Цинь. Висторических книгах говорится, что строительство дворцов в центральной частиКитая началось, в период правления императора Цинь Шихуанди (210 г. до н.э.).Что касается памятников других видов искусства (рисунки, живопись, архитектура,прикладное искусство), то кроме находок обломков черепицы и кирпичей, ничего необнаружено. Об эпохе Цинь писали мало. Только когда писали об эпохе Хань,вскользь упоминали и эту эпоху. Лишь после археологических раскопок 1974 года,положение кардинально изменилось. Китайские и зарубежныеученые, занимающиеся этой проблемой сегодня, решают разные задачи в различныхсферах деятельности: археологические и искусствоведческие. Каждый автор имеетсвои эстетические позиции и особые взгляды. Но все они сходятся в одном –находка циньских статуй заполнила пустующее пространство в истории китайскойскульптуры и является грандиозной скульптурной группой, выполненной вреалистической манере и технике.
В 1980 г. былиобнаружены колесницы, которые представляют собой именно те транспортныесредства, которыми пользовались император, его наложницы и штат придворных,такжебыло найдено около 10 тыс. образцов оружия, преимущественно, бронзового иоловянного. Пролежавшее тысячелетия в склепе оружие сверкало, как новое, небыло даже следа ржавчины. Превосходно сохранились мечи, лезвия которыхнастолько остры, что к ним нельзя прикоснуться голыми руками. Анализ показал,что поверхность оружия покрыта толстым слоем оксида хрома. Технологияхромирования была запатентована Германией в 1937г., а США — в 1950г. Ксожалению, какие-либо упоминания о технологии хромирования в период династииЦинь в исторических анналах отсутствуют, поэтому, сегодня ничего утверждатьнельзя.
В музее показываютвидеозаписи раскопок, там выставлены и другие фигуры, а также две миниатюрныебронзовые колесницы с наряженными в них лошадьми и с возницами в половинунатуральной величины.
Были также обнаруженынесколько захоронений человеческих жертв почившему императору. Как упоминаетсяв летописях, «в 384г. до н.э. в царстве Циньупразднили обряд погребения подданных вместе с усопшим императором, однако для ЦиньШихуанди было сделано исключение.» [4] Все наложницы, не зачавшие от негоребенка, по приказу последовали за ним в загробный мир. Кроме того, чтобы ниодна душа не узнала тайну о гробнице, в склепах замуровали заживо несколькотысяч ее строителей. Среди таких склепов выделяются 17: необычной формы гробы,погребальные предметы и сам обряд захоронения свидетельствуют, что здесьпокоятся важные персоны. Возможно, они были принцами и принцессами, павшимижертвой политических дворцовых интриг в конце правления ЦиньШихуанди.
Центральным сооружениемкомплекса гробницы ЦиньШихуанди является Подземный дворец, спрятанный под насыпным холмом и остающийсянераскопанным и по сей день.Производить раскопки внутри самих пирамидзапрещено. Так что большинство находок произошло случайно, как в случае стерракотовой армией.Погребальные статуи воинов и коней, пролежавшие в землеболее 2000 лет, были случайно обнаружены в марте 1974г. крестьянами во времярытья колодца. Статуи воинов и боевых коней погребены в трех колоссальныхсклепах, пронумерованных по порядку их обнаружения как в"-1, в"-2 ив"-3. Глубина каждого склепа — 5 м. Через каждые 3 м склеп разделяетнесущая стена. Пол выложен черным кирпичом. К настоящему моменту удалосьраскопать лишь часть погребенных здесь статуй воинов и коней.
«Среди открытых трехсклеп в"-1 — самый крупномасштабный: с востока на запад его длинасоставляет 230 м, с юга на север — 62 м, общая площадь — около 14 тыс. кв.м.
Склеп в"-2 былобнаружен в апреле 1976г. Его площадь насчитывает около 6000 кв.м. Позавершении раскопок предполагается извлечь 470 терракотовых статуй боевыхконей, более 900 терракотовых статуй воинов, 80 с лишним деревянных боевыхколесниц и множество образцов металлического оружия. В склепе в"-2захоронены фигуры воинов разных родов войск. Кроме статуй возничих и всадниковздесь также есть фигуры арбалетчиков.
 Склеп в"-3 былобнаружен в мае 1976г. Его площадь — 520 кв.м. В нем были найдены только однабоевая колесница и 64 статуи воинов». [8] К сожалению, из-за пожаров, сырости идругого воздействия природы многие статуи воинов и коней оказались расколотымина куски, облупилась и краска. Статуи воинов и боевых коней по мере ихизвлечения из склепа сразу поступают на реставрацию, после нее — в экспозициюмузея. «В склепах находится почти 6 тысяч пехотинцев, расположенных в 11параллельных коридорах. Впереди пеших — боевые колесницы, запряженныечетверками лошадей. Колесницы, в отличие от глиняных воинов и лошадей,изначально были вытесаны из дерева, поэтому от них почти ничего не осталось.Расположенные вокруг них пехотинцы вооружены шестиметровыми бамбуковымикопьями, не позволявшими врагу близко подступиться к лошадям. На двухколесницах когда-то стояли сигнальные колокола и барабаны, чтобы колокольным ибарабанным боем отдавать команды и указывать направление атаки. В двухкоридорах, северном и восточном, также находились солдаты: они охраняютподступы к основным частям с флангов. Как и у большинства пехотинцев, у них нетщитов. Дело в том, что армия Шихуанди состояла из крепких и бесстрашных воинов— они не боялись смерти и не носили ни щитов, ни шлемов. Головы офицеров обычновенчали шапочки, а рядовых — пучки накладных волос. Хотя глиняные воины должныбыли служить своему императору после его смерти, стоят они большей частьюнаизготовку, выражаясь современным языком, в положении «вольно», но будтоготовые перестроиться в боевой порядок по первому же сигналу. Рост рядовыхпехотинцев составляет от 1,75 до 1,85 метра — под стать человеческому. Офицерывыше — их рост соответствует чину и рангу. Некоторые воины стоят, другие — наколенях, с мечом наголо, как будто отражают атаку. Одни одеты в военныемундиры, другие в туники с ремнями на поясе, в узкие штаны до колен и широкуюобувь. Тела их полые, но руки и ноги все-таки цельные. Копья, мечи и луки —настоящее оружие, но зато уздечки у коней сделаны из бронзы. У пехотинцевволосы связаны узлом на макушке. У кавалеристов на головах шлемы, закрепленныеремешком под подбородком» [8] Статуи воинов были сделаны в результате слепков сотборных телохранителей императора. Технология изготовления была сложной.Сначала лепилось туловище. Нижняя часть статуи была монолитной и соответственномассивной. Именно на нее приходится центр тяжести. Верхняя часть полая. Головаи руки крепились к туловищу уже после того, как оно было обожжено в печи. Взавершение скульптор покрывал голову дополнительным тонким слоем глины и лепиллицо, придавая ему индивидуальное выражение. Поэтому каждый воин отличаетсяиндивидуальным обликом, достоверностью деталей одежды и амуниции. Скульпторточно передал прическу каждого воина, бывшую предметом особого внимания в товремя. Первоначально эти фигуры были выкрашены в яркие краски. Но за две тысячилет «военной службы» краски все-таки сошли. Обжиг фигур длился несколько дней,при постоянной температуре не ниже 1000 градусов Цельсия. В результате глина,из которой лепили воинов, становилась крепкой, как гранит.
На сегодняшний деньгробница полностью еще не раскопана. Так, известно только местоположениегробницы самого императора, но его останки было решено не трогать.
К сожалению,недостаточная степень изученности такого обширного материала не позволяет внастоящее время сделать конкретные выводы о происхождении этого комплекса, егоназначении в более широком историческом и даже философском аспектах. Итогиновейших исследований публикуются как в Китае, так и в других странах.Приведенные в списке использованной литературы публикации посвящены различнымаспектам изучения комплекса. Это исследования учёных разных специальностей –археологов, историков, культурологов, искусствоведов.
И по сей день археологическиеи исследовательские работы ведутся одновременно.Однако,точки зрения ученых, которые однобоко изучают материал в связи соспециализацией каждого, часто противоречат друг другу, не давая ясной картинысостояния искусства циньской эпохи.
 
Глава 4 Традиции иноваторство изображений воинов погребального комплекса
Во время работы, поисковматериалов по истории раскопок, археологии, литературе, о способах изготовлениятерракотовых воинов императора Цинь Шихуана, мне не удалось найти опору дляанализа скульптуры, её форм, пластики, т.е. скульптурного языка. Несмотряна большое количество публикаций, освещающих разные аспекты изучения фигур,можно утверждать, что в настоящее время нет ни одной публикации, специальнопосвященной анализу художественных особенностей циньских терракотовых фигур.
Окидывая взглядоммноговековую историю китайской скульптуры можно говорить о преобладанииреалистической тенденции. Циньские статуи – это произведения реалистическогоискусства, которое, развиваясь до этого на протяжении нескольких тысячелетий,поднялось в эпоху Цинь на более высокий уровень. В этих фигурах воплотиласьчувственность первобытной эпохи и рационализм эпохи Цинь.
Начиная с эпохи Чжаньгокитайская история вступила в эпоху войн и смут. Война способствовала слияниюнародов Китая, и царство Цинь, имея в качестве основы собственную культуру,глубоко впитало передовую культуру других народов.
Поэтому реализмциньских статуй на базе, унаследованной от древней культуры, воспринялхудожественный стиль всех районов и национальностей, но в то же время он несети печать своей эпохи. Синтез этих культур и стал основой для формированиянарода государства Цинь.
Для изготовленияогромного количества погребальных изваяний гробницы императора Цинь Шихуана,при стремлении получить наибольшее количество высокохудожественных, образныхпроизведений скульпторы избрали, как наилучший прием, передачу всех фигур всостоянии статики, покоя. Благодаря этому собственно фигуры, т.е. торсы, тела,ноги и руки производят впечатление наивного однообразия, повтора. Наиболеемногообразно и детально художники проработали головы в целом и их лица.
В целом композицияобъемов головы выглядит цельной, согласованной. Одной из особенностей лицциньских скульптур является то, что их детали – губы, глаза, нос, надбровныедуги, усы, бородки равнозначны по выразительности, привлекая этим внимание,наряду с крупными объемами, дополняя восприятие целого.
В процессе лепки головымастер успешно решал соединение между главными частями формы и переходыотдельных объемов, например, лба и затылочной части, лба и щек, подбородка,челюстной части и шеи, шеи и затылка, связь их между собой. Благодаря этомускульптуры отражают пространственное видение их авторов. Скульпторы хорошо иверно понимали, как нужно передать, выразить соотношение форм куба и шара,полноты и ее недостатка, большей и меньшей тяжести формы по объему. Больше онииспользовали куб, а не шар, чтобы схематично делить и очерчивать формы. Приэтом общая конструкция становится полной и целостной, а искусство скульптурыполучает расширенные возможности. В истории искусства уже существовали произведения,в которых объединялись величественность и тщательность. Но в этом случаекрайний «размах» и наоборот, крайняя «тонкость», с трудом объединяются в нечтоединое. Величественность и размах, а также сильные лирические мотивы целого,строгая точность и конкретная реалистичность составляют две очевидные сущности.
Психологический эффектвеличественности и размаха, присутствующий во всей обширнейшей композиции, былдостигнут путем использования больших по размеру фигур, а также при помощиненавязчивых повторений. Этот размах, в конце концов, не относится полностью ккаждой фигуре в отдельности. Основной лейтмотив, который просачивается сквозьвсе детали комплекса фигур, выявляет строжайший реализм. Он проявляется нетолько в тех позициях, которые были описаны выше, но в определенной степенисказывается и в самих скульптурах.
Пытаться найти вциньских терракотовых воинах духовное своеобразие не стоит, там явнопреобладает неопределенность. Но вот по форме (внешне) все очень конкретно иопределенно (это касается всех скульптур).
В облике скульптур,когда их простота проявляется в какой-нибудь одной форме, чувство силы её проявляетсяеще сильнее. Чем больше масса, тем грубее поверхность, тем сильнее чувствомонолитности. Подобная пластика сразу становится образом некой духовной силы(содержит в себе силу духа), и производит еще большее впечатление. Скульпторычасто говорят об этом, как о чувстве объемности.
Циньской скульптурепринадлежит огромная неоценимая роль. Это первое новаторское явление, котороепредставляет собой создание скульптур в больших масштабах. В них реализовалисьдостижения прошлых эпох. В их облике сделала большой шаг вперед творческаяпрактика.
С точки зрения, какизобразительности, так и выразительности, ими были достигнуты гигантские успехи.В Китае нет второй такой масштабной скульптурной композиции, представляющейдревнее искусство, и естественно эти фигуры считаются единственными в своемроде. В пластике их голов была представлена квинтэссенция высочайшегомастерства. В истории мирового искусства это один из классических примеров.
«Материалом дляциньских воинов была глина, основным техническим приемом – лепка, являющаясятрадиционной скульптурной техникой. Для придания общего выраженияиспользовалась штриховка. В фигурах циньских воинов была продолжена традицияоформления бронзовых предметов, существовавшая в эпохи Шан и Чжоу, когдаосновное внимание уделялось условности, трафаретности. Соединяя ваяние, резьбу,раскрашивание, лепку, формовку, склеивание и штриховку, передавали материальнуюи духовную сущности произведения. Целое старались показать обобщенным, анебольшие части – реалистичными. На больших и гладких объемах изображалиизящные детали, чтобы обогатить общий вид скульптуры. Противоположные частиизображали для передачи характера и мировоззрения персонажа. При работе надбольшими формами часто использовали способ вытачивания для выделения складокодежды, которая, как и доспехи (кроме мелких панцирных плиток и скрепляющих ихзаклепок), была очень массивной». [14] Благодаря этому у зрителя создаетсяощущение степенности и серьезности скульптуры.
Фигуры выполненыпрофессиональными мастерами и несомненно реалистичны. Скульпторы, принимавшиеучастие в этой грандиозной работе, обладали прекрасным знанием натуры, ахудожественный стиль фигур включал традиции более древней китайской пластики. Вто же время они являются новаторскими по своему содержанию и форме. Наобобщенность форм и статичность общей композиции несомненное воздействие оказалтакже и способ их трактовки. Имевшиеся заготовки (лекала), которые использовалипомногу раз и в различных комбинациях, были основой многообразия вариантовфигур воинов. Шеренги солдат во главе с генералами, офицерами, рядовымиразличных родов войск, включающих арбалетчиков, колесничих, пехотинцев, вооруженныхпиками, создают впечатление мощной, дисциплинированной грозной силы инезыблемости государства, ими охраняемого. В одной группе скульптур преобладаетпокой и величественность. В то время как для другой части терракотовой армииможно отметить переход к более динамичной композиции, а именно: если для первойгруппы характерна фронтальная постановка фигур с руками, опущенными вдольтуловища, то воины второй группы изображены в характерных для них позах,поворотами голов, торса, положением рук и ног как, например, прицеливающиесялучники. Поразительное разнообразие типов лиц, включает этнические особенностинародностей объединенного государства. Специально для групп воинов каждоготипа, применялась декоративная разработка деталей, таких как разнообразныепрически и элементы обмундирования.
Помимо пластическойобработки поверхности скульптур, они были раскрашены. Введение цвета вскульптуру придавало комплексу, в целом реалистически выполненному, большуюконкретность. Красочный слой фигур в настоящее время почти не сохранился.
Наконец, детальноерассмотрение характерных черт лиц, а также их выражений привело к следующемузаключению: армию императора Цинь Шихуанди составляли воины из разных районовстраны. Кроме того, большинство лиц проанализированных скульптур, имеют особыевыражения: решительности, готовности к борьбе, спокойствия, задумчивости,отрешенности и некоторой рассеянности взгляда. Таким образом, кажущаяся напервый взгляд единообразной армия являет многообразие человеческих типов нетолько благодаря специфике строения лиц, роста, телосложения, но и благодарявыражению лиц, отражающему, то или иное состояние духа.
Можно сказать, чтоциньские глиняные фигуры имели корни, уходящие в древность, но кромепредшественников они имели и своих продолжателей. Вцелом армию терракотовых фигур отличает широта размаха и величественность. Этотансамбль превышает обычные представления и поражает рядовое восприятиепроизведений искусства.
Заключение
Идея мощи государства инеограниченной власти императора воплотилась и в Великой Китайской Стенепредставшей собой суровую глинобитную крепость, протянувшуюся по непреступным иострым гребнями горных хребтов, и в грандиозном погребальном комплексе ЦиньШихуанди (259 – 210 гг. до н.э.), включавшемподземный могильный дворец и расположенные в полутора километрах от самогозахоронения полчища) воинов, боевых коней и колесниц. В выполненных внатуральную величину, плотно примыкающих друг к другу, раскрашенныхкерамических фигурах с удивительным пафосом выражена идея массовой покорности ипреданности правителю. До сих пор лишь в Китае были обнаружены такие крупные,выразительно вылепленные терракотовые статуи. В истории мировой скульптурыназванные находки уникальны.
Наши знания об искусствеэпохи Цинь постоянно расширяются. Китайские ученые, занимающиеся этой проблемойсегодня, касаются вопросов раскрытия художественных образов, выявленияразличных школ, мастерских и даже работ отдельных местных мастеров. Несомненно,потребуется много лет, чтобы дать полную и беспристрастную оценку этимвеличайшим творениям. Например, недостаточно глубоко изучены циньские статуикак самостоятельные скульптурные произведения, хотя на основе многихсохранившихся фигур можно выявить особенности пластики форм.
 В моей работе былаосвещена история возникновения самых знаменитых архитектурных памятников Китаяэпохи Цинь, определена степень их изученности, представлена картина открытия иизучения фигур циньских терракотовыхвоинов, характер искусства Цинь. Также был сделан обзор архивных материалов ииспользованной литературы. У каждого автора есть своя эстетическая позиция,поэтому в работе были опубликованы материалы, которые соответствуют моемуличному взгляду на искусство Цинь. Таким образом, наосновании проведенного анализа можно сделать некоторые заключения. Со времениоткрытия погребального комплекса императора Цинь Шихуанди прошло немногим болеетридцатилет. Усилиями археологов были извлечены из-под земли на площади более пятигектаров несколько тысяч терракотовых фигур людей и животных. С первых известийоб открытиях в гробнице, скульптуры приковывают к себе пристальное и живоевнимание, как специалистов, так и самых широких кругов любителей древностей.Каждый этап проведения археологических работ сопровождается публикациями вкитайской и мировой прессе. Процесс реставрации и консервации памятников идетпараллельно с изучением технологии изготовления глиняных скульптур, их места врусле китайской художественной традиции.
На возникновение мавзолеяи Великой Стены, на мой взгляд, оказало воздействие сложение централизованногогосударства императора Цинь Шихуанди в IIIвеке до н.э., а также отличное экономическое положение страны, котороеспособствовало созданию таких масштабных сооружений. Преемственность и слияниеразличных региональных и индивидуальных особенностей мастеров составляют основухудожественной выразительности памятников и являются главной причиной ихвысокого профессионального уровня. Судя по художественной образностиисследованных сооружений, можно сказать, что они отражают дух времени, военнуюмощь, которой обладала циньская армия.
Необходимо подчеркнуть,что при всей уникальности погребального комплекса императора Цинь Шихуанди, онне является по своей сути единственным. В разных районах Китая обнаруженыгробницы императоров, относящиеся к разным периодам истории государства. Но нив одной из них нет столь обширных и совершенных по исполнению скульптур.
Важной особенностьюискусства эпохи Цинь является так называемый принцип выразительности, в которомсочетается единство и изменчивость формы, обобщенность и конкретность деталей.Простота и скрупулезность находятся в сложном диалектическом взаимодействии,притом, что такая простота достигнута не вследствие небрежности исполнителей,но является проявлением в какой-то степени новаторского характера в пониманииформы.
Такие понятия в теории циньскогоискусства, как дух, размах, сила, мелодичность не имеют четких границ. Этикатегории говорят о стремлении мастеров к передаче психологизма создаваемыхобразов. Такие обобщенные, но устойчивые категории присущи всем видам и жанрамискусства эпохи Цинь, как народного, так и профессионального.

Литература
1. Малаяистория искусств (Искусство стран Дальнего Востока) / Н.А. Виноградова, Н.С.Николаева – М. Искусство, 1979. – 373 стр.
2. АрхитектураКитая. Очерки. / Е.А. Ощепков – М. Строиздат, 1959. – 368 стр.
3. ИсторияКитая / Владимир Адамчик – М. АСП, 2005 – 734 стр.
4. Историческиезаписки / Сыма Цянь – Восточная литература, 1996
5. Луньюй.Беседы и высказывания / Конфуций – М. Феникс, 2007
6. Статья«В Китае все люди китайцы» / И.В. Соловьева журнал «Юный художник», 2006
7. «Пекин»/ А.С. Новин, Ю.В. Чурсин, журнал «GEO»,2008
8. «ЗагадочныйКитай» / журнал «Вокруг света», 2005
9.  Статья«Страны и города. Китайская Стена» / Андрей Зрелов, журнал «Сумбур», 2001
10. Статья«Фэн-шуй. Засада» / Борис Руденко, журнал «Наука и жизнь» №4, 2007
11.  «ВеликаяКитайская стена» / Л.Г. Барсуков интернет cайтwww.mywarez.ru
12.  «ИсторияВеликой Стены» / Юрий Ерченко интернет сайт www.abc-tour.ru
13.  «Проклятиягробниц» / Т. Захарова интернет портал Lenty.ru
14.  «Войскокитайского императора в Москве» / Владимир Павлов интернет сайт www.travel.ru
15.  «ВеликаяКитайская Стена видна из космоса» / Е. Волынкина интернет сайт www.space.com


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Администрация Санкт-Петербурга
Реферат Григорий Александрович - князь Потемкин-Таврический
Реферат Поняття і ознаки держави
Реферат Общественный контроль за деятельностью уголовно-исполнительной системы
Реферат «Санитарно-эпидемиологическое значение иксодовых клещей как переносчиков возбудителя системного клещевого боррелиоза (болезнь Лайма)»
Реферат Система органів державної влади та місцевого самоврядування в Україні
Реферат Анализ гипотезы Д.Б. Эльконина о периодизации психического развития
Реферат Правовое регулирование собственности в рк
Реферат Ответственность за должностные преступления
Реферат Определение темперамента с помощью методик тестирования Методика тестирования на выявление темперамента
Реферат Абу Али Ибн Сина
Реферат Recon 2 Essay Research Paper RECONSTUCTION PAPER
Реферат Налоговая система в Республике Казахстан
Реферат Кредитование предприятий, государства, населения
Реферат Проектная деятельность в условиях информационной среды