Реферат по предмету "Культура и искусство"


Искусство как форма культуры

Содержание
1  Понятие о цивилизации
2 Искусство как форма культуры
3 Развитие культуры в период первой промышленной революции
Список литературы
1    Понятиео цивилизации
Термин «цивилизация» былвведен в научный оборот французскими просветителями для обозначениягражданского общества, в котором царят свобода, справедливость, правовой строй.Позже это слово приобрело более широкий смысл, а как научное понятиеупотребляется в трех значениях:
1. как идеалпрогрессивного развития человечества;
2. как стадия в процессевсемирного, прогрессивного развития;
3. как качественноразличные, уникальные, исторические, этнические, общественные образования[1].
Наука считает, чтопроцесс зарождения цивилизации был подготовлен неолистической революцией. Современем перехода человека к производящей экономике возникают искусственныецентры его постоянного проживания, где происходят коренные изменениясоциально-политического строя и духовного мира. В своей основе они имели следующиемоменты: выделение частной собственности; превращение в объект собственностичеловека, ставшего рабом, и возникновение рабовладельческого хозяйства;развитие регулярного обмена и появление денег; расширение структуры иорганизованности производства; дробление видов деятельности и подъем ремесел.Усложнившиеся социальные и экономические отношения не могли большеподдерживаться нормами нравственности и институтами общественногосамоуправления. Возникло государство, выполняющее функцию внутреннего регулированияи внешней защиты. Выражение его организующей роли – города, письменность,писаные законы. Они и являются признаками общества – цивилизации, состоящего измножества сельских общин, низовая ячейка которых – семья.
Понятие «цивилизации»применяется почти во всех социально-гуманитарных дисциплинах: философии,истории, экономике и т. д. Каждая из них высвечивает определенную сторонуцивилизационного процесса. Например, Бродель, выделяет логику экономическогороста; Вебер – взаимосвязь ментальности и хозяйственного уклада; Сорокин –накопление социальных изменений; Шпенглер – смену культурной парадигмы,проявляющуюся через форму и стиль; Данилевский и Тойнби –культурно-эстетический тип. В зависимости от содержательного ядра понятийцивилизация определяется и их типология.
Цивилизации могутразличаться по господствующему типу хозяйственной деятельности: земледельческиеи индустриальные, приморские и континентальные. Если в основе лежит принциписторико-географической среды, то в цивилизации делятся, в зависимости от того,выступают они во взаимодействии с другими цивилизациями, или нет, на «открытые»и «закрытые», или «интравертные»; т.е. те, чья творческая энергия обращена«вовнутрь» и «экстравертные», стремящиеся к расширению своих пределов.Существует также концепция о двух типах цивилизационного развития в историичеловечества: традиционном (Восточные цивилизации) и техногенном(Западно-Европейские цивилизации)[2].2    Искусствокак форма культуры
Искусство — это сферадуховно-практической деятельности людей, которая направлена на художественноепостижение и освоение мира. Оно призвано удовлетворять универсальнуюпотребность человека, воссоздавать окружающую действительность в развитыхформах человеческой чувственности.
Выделяются различныезначения понятия «искусство», тесно связанные между собой. В самом широкомсмысле категория «искусство» отождествляется с мастерством. Другими словами,речь идет об искусно исполненной профессиональной деятельности, будь то работаврача, актера, ученого или рабочего.
В процессе дальнейшегоразделения и усовершенствования труда под искусством стали понимать творческуюдеятельность, направленную на преобразование окружающего мира и человека «позаконам красоты». Здесь также решающее значение имеет мастерство, нонаправленное на реализацию внутренних закономерностей структуры создаваемыхпроизведений.
Особым видом социальнойпрактики является собственно художественное творчество, в процессефункционирования которого создаются произведения искусства, имеющие общественнозначимый смысл и отличающиеся оригинальностью и новизной. Это третий и самый«узкий» смысл в понимании искусства.
Специфика искусства,позволяющая отличать его от всех других форм человеческой деятельности,заключается в том, что искусство осваивает и выражает действительность вхудожественно-образной форме. Она является результатом конкретнойхудожественно-творческой деятельности и одновременно — реализациейисторического культурного опыта человечества. Художественный образ выступает непросто как внешнее сходство с действительностью, а проявляется в видетворческого отношения к этой действительности, как способ домыслить, дополнитьреальную жизнь.
Художественный образ —это суть искусства, это чувственное воссоздание жизни, сделанное ссубъективных, авторских позиций. Художественный образ концентрирует в самомсебе духовную энергию создавшей его культуры и человека, проявляя себя всюжете, композиции, цвете, звуке, в том или ином зрительном толковании. Инымисловами, художественный образ может быть воплощен в глине, краске, камне,звуках, фотографии, слове и в то же время реализовать себя как музыкальноепроизведение, картина, роман, а также фильм и спектакль в целом.
Как всякая развивающаясясистема, искусство отличается гибкостью и подвижностью, что позволяет емуреализовывать себя в различных видах, жанрах, направлениях, стилях. Создание ифункционирование произведений искусства происходит в рамках художественнойкультуры, которая объединяет в исторически изменяющееся целое художественноетворчество, искусствознание, художественную критику и эстетику.
Виды искусства — этоисторически сложившиеся, устойчивые формы творческой деятельности, художественнореализующие жизненное содержание и различающиеся по способам его материальноговоплощения:
— изобразительноеискусство раскрывает многообразие мира с помощью красок, мрамора, глины и т. д.(т. е. с помощью пластических и колористических материалов);
— литература включает всебя все оттенки творчества, реализуемые в слове;
— музыка имеет дело нетолько со звучанием человеческого голоса, но и с разнообразными тембрами,созданными природными и техническими приспособлениями (речь идет о музыкальныхинструментах);
— архитектура иприкладное искусство — через существующие в пространстве материальныеконструкции и вещи, удовлетворяющие практические и духовные нужды людей, —сложно и многообразно выражают свою видовую определенность.
Каждый из видов искусстваимеет свои особые роды и жанры, есть внутренние разновидности. Видовые свойстваискусства проявляются в конкретную историческую эпоху и в различныххудожественных культурах по-разному, ибо само деление искусства на виды связанопрежде всего с особенностями человеческого восприятия мира. Язык красок, форм,звуков возник в силу того, что краски, звуки, формы получили выразительныйсмысл и определенное значение в жизни людей.
В ходе функционированиямировой художественной культуры система видов искусства постоянно изменялась,проявляя при этом различные, порой взаимоисключающие тенденции:
— из древнегосинкретического искусства произошла дифференциация всех его видов,
— в процессеисторического развития образовались синтетические виды искусства (театр, архитектура),
— влияниенаучно-технического прогресса стимулировало появление новых видов искусства(кинематограф, телевидение, видео).
В современном развитиивзаимодействия видов искусства четко обозначились тенденции:
— сохранения суверенностикаждого отдельного его вида искусства;
— тяготения к синтезуискусств.
Обе тенденции насегодняшний день актуальны и плодотворны, ибо существующее между нимипротиворечие ведет не к поглощению одних видов искусства другими, а квзаимовлиянию и взаимообогащению, но в то же время еще раз подчеркивая их правона самостоятельное функционирование в системе художественной культуры.
Взаимоотношение различныхвидов искусства — явление весьма полезное, прежде всего для самого развитияискусства. Не оно имеет свои пределы, его грани исторически подвижны иизменчивы. Существование различных видов искусства вызвано тем, что ни одно изних своими собственными средствами не может дать всеобъемлющую художественнуюкарт пну мира. Такую картину может создать только вся художественная культурачеловечества в целом, состоящая из отдельных видов искусства.
Искусство — явлениесоциальное. Оно участвует в социальном преобразовании общества, оказываяэстетическое воздействие на личность. Сам процесс творчества в искусствеаккумулирует в себе впечатления, события и факты, взятые из действительности.Автор перерабатывает весь этот жизненный материал, воспроизводя новую реальность— художественный мир.
Искусствополифункционально. Оно познает, воспитывает, предсказывает будущее, оказываетсмысловое, почти гипнотическое воздействие на людей, а также имеет и другиефункции. В этом и заключается общественная значимость искусства.
Многогранна и практикаискусства. Но главной его целью является социализация личности и утверждение еесамоценности. Искусство вовлекает человека в круг социальной жизни, влияя насамые личные стороны человеческого существа[3].
Уже на раннейступени развития общественного сознания, когда оно имело еще не теоретический,а образно-мифологический характер, в кругу осмыслявшихся им проблем мыобнаруживаем поиски ответов на вопросы, которые впоследствии будут названыэстетическими: что есть красота и откуда она в мире? Как человек обрелспособность к различным способам воспроизведения предметов окружающего его мираи самого себя — к той удивительной деятельности, которая позднее будет названахудожественным творчеством? Чем объяснить очевидную взаимосвязь между этимидвумя явлениями красотой и искусством?
/>Представление о различиях между художественным и научным способамипостижения мира, понимание сущностного единства всех видов искусства сложилосьв Новое время, и это станет одной из причин, породивших эстетику как способ философско-теоретическогорассмотрения всего мира искусств и его специфического, отличающегося отнаучного, отношения к красоте.
Возрождение,ставшее своего рода «культурной революцией» в истории Европы и всегозападного мира, радикально изменило и эстетическое сознание: вместе сфилософией оно перестало быть «служанкой богословия», и эта егодесакрализация привела к тому, что его разработка стала делом самих художников-- Леонардо да Винчи, Дюрера, Ломаццо и многих других, а затем и теоретиковискусства — Скалигера, Кастельветро; подчас же делалось это не в теоретической,а в образно-поэтической форме. Так эстетика становилась самосознаниемхудожественного творчества.
Историяэстетической мысли начинается с осознания особого ценностного качества мира,человека и плодов его деятельности, которое фиксировалось в образах мифологическогосознания, а затем получило понятийно-словесное обозначение во всех языках мира,соответствующее тому, что в современном языке именуется красотой илипрекрасным.
Вместе с темпроцесс осознания отличия красоты от пользы, добра, священности, истинности былсвязан с пониманием того, что в разных сферах бытия и культуры красотапроявляется особенным образом. Следовательно, начали искать те черты красоты,которые являются общими для всех ее конкретных проявлений.
Предметомэстетики является не тот или иной вид искусства, не та или иная семья искусств,а искусство как таковое, как особый способ освоения действительности, какспецифическая, художественно-образная сфера человеческой деятельности,предметом ее рассмотрения является целостное бытие искусства в культуре, т.е.сама сущность художественной деятельности.
/>С творческой деятельностью человека напрямую связан такой феноменкультуры как искусство. Определений этого термина много, приведем наиболееобщее. Искусство — это процесс и совокупный результат человеческойдеятельности, выражающийся в практическо-духовном освоении мира; особая формаобщественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собойотражение действительности в художественных образах; один из важнейших способовэстетического освоения мира, его воспроизведение в образно-символическом ключепри опоре на ресурсы творческого воображения; специфическое средство целостногосамоутверждения человеком своей сущности, способ формирования«человеческого» в человеке[4].
Итак,искусство — это один из элементов культуры, в котором накапливаютсяхудожественно-эстетические ценности, это форма чувственного познания мира, вискусстве проявляются творческие способности человека, искусство есть процессосвоения человеком художественных ценностей.
/>В отличие от рациональной науки, искусство — это душа человека.Художник и ученый изучают мир, создают свою картину мира. Но науки изучают миркаждая со своей точки зрения, а искусство, создавая художественный образ действительности,дает нам многограннное представление об окружающем мире.
Искусство — это «образ», образ мира и человека, сформировавшийся в сознаниихудожника и выраженный им в слове, звуках, красках, форме. В художественномобразе выражается не только действительность, но и мировосприятие эпохи.Исследователи искусства видели в нем и инстинкт украшения, и способ кодированияинформации, и стремление подражания природе, игру, проявление иррационального ибессознательного, способ социализации личности и т.д. Эта многогранностьтрактовки искусства и есть следствие колоссальной информации и колоссальногоопыта поколений, содержащихся в искусстве.
/>Существуют различные объяснения процесса зарожденияхудожественно-творческой деятельности человека. Это связано с тем, что решаяданную проблему, ученые руководствуются различным пониманием того, что вообщепредставляет собой искусство, каковы его основные отличительные признаки.
Когда главнойчертой художественной деятельности считают саму способность человекаоперировать линией, цветом, звуком и т.д. независимо от того, какой смысл имеютсоздаваемые таким образом формо-, цвето- и звукосочетания, тогда происхождениеискусства относят к каменному веку, и произведениями искусства признаются вэтом случае плиты с выдолбленными в них ямочными углублениями или такназываемые «макароны», т.е. ничего не изображающие сплетения линий,обнаруженные на стенах пещер; соответственно причинами возникновенияоказываются технологическими или «игровыми». Когда критерием художественноготворчества полагается создание изображений предметов видимого мира, тогда ужедругие более поздние группы памятников выступают в качестве исходных, например:цветные отпечатки руки на стенах, ориньякская наскальная живопись; в этомслучае причины зарождения искусства трактуются иным образом. Когда сущностьискусства видят в его эстетических качествах — в его ориентированности насоздание красоты и на возбуждение чувства удовольствия, тогда наличие илиотсутствие изобразительности в рассматриваемых произведениях становитсянесущественным и проблема возникновения искусства сводится к вопросу оформировании эстетического чувства. Когда основным признаком искусстваобъявляется его полная автономия, при которой решение художественных задачотделяется от всяких иных, тогда вообще отрицают существование первобытногоискусства.
Посколькухудожественно-творческая деятельность — это совсем не то же самое, чтодеятельность по законам красоты, постольку ее корни неправомерно искать впроцессе формирования эстетического сознания. С другой стороны, столь женеосновательно считать определяющей чертой искусства его изобразительное начало- ведь изображение предмета с помощью линий, красок, движений далеко не всегдаимеет художественный смысл.
Вообще нужносказать, что у искусства нет внешних материальных «опознавательныхзнаков», которые позволили бы отличить скульптурный портрет от гипсовоймаски, или художественный рисунок от технического и т.д. Поэтому проблемупроисхождения искусства никак нельзя отождествлять с проблемой происхожденияматериальных средств и знаковых систем, которыми искусство пользуется, нокоторые являются для него только орудиями воплощения его специфическогодуховного содержания.
По-видимому,решающим признаком искусства является добываемая им и заключенная в немспецифическая художественная информация. Искусство потому и было изобретеночеловечеством, потому и было пронесено им через всю историю, что оно призвановырабатывать такую информацию, которую ни один другой способ освоения мирадобыть не может.
Искусство — это особая форма общественного сознания и человеческой деятельности,представляющая собой отражение действительности в художественных образах. Мирчеловека предстает в искусстве через формы деятельности, общения и самореализациилюдей.
Проблемаопределения произведения искусства — это прежде всего проблема определениясамого искусства.
Еслипризнать, что одним из решающих признаков искусства является добываемая им изаключенная в нем специфическая художественная информация, тогда возникаетвопрос: когда и почему сложилась в обществе потребность в подобного родаинформации и откуда взялась у человека способность удовлетворения даннойпотребности?
Проблемавзаимосвязи потребности и способности является достаточно сложной, но для насона имеет сейчас значение, поскольку сама способность художественного созиданияесть не только определенное уменье, но в первую очередь специфическаяодаренность, талант, гений, мы знаем онтогенетический аспект действия этогозакона — возможность обучения человека правилам и навыкам рисования, пения,письма и невозможность его обучения образному восприятию мира (как сказалАристотель: «можно научить слагать метры, но невозможно научить слагатьметафоры»).Несомненно, однако, что данный закон имеет и филогенетическийаспект: для того, чтобы родилось искусство, человечество должно было не простонаучиться орудовать некими инструментами и с их помощью изображать видимое накамне или в глине, извлекать звуки и т.д., оно должно было прежде всего обрестиспособность художественно-образного восприятия действительности.
Не подлежитсомнению, что способность образно мыслить не дана человеку природой.Художественно-образное восприятие — это не простое зрительное или слуховоеощущение, результат сложного процесса переработки ощущений человеческимсознанием. В этом легко убедится, обратившись к рассмотрению ранних изизвестных нам произведений первобытного искусства.
Установлено,например, что наскальные росписи и скульптурные изображения эпохи верхнегопалеолита создавались не с натуры, а по памяти и не могли быть поэтому простымикопиями конкретных объектов, простым закреплением того, что художник видел. Вэтих рисунках и скульптурах был запечатлен не индивидуально-неповторимый обликданного зверя или данного человека, а обобщенное представление о существенныхдля целого вида признаках. Чтобы сделать изображение, первобытный художникдолжен был осуществить анализ многочисленных впечатлений, должен был мысленновычленить общие и наиболее существенные особенности изображаемых объектов,должен был синтезировать объединить в одном образе то, что он обнаружил вразличных животных и людях, должен был воссоздать в своем воображениипереработанные его сознанием конкретные жизненные впечатления.
Многотысячелетий прожило человечество до того, как стали создавать произведения«искусства»; не было еще ни искусства, ни религии, потому что ни упитекантропа, ни у синантропа, ни даже у неандертальца еще не сформировалисьсложные психические механизмы, которые необходимы для того, чтобы из простыхчувственных образов-ощущений сформировались и выросли художественно-образныепредставления.
Древнейшийтип общественного сознания — синкретический, которое на первых порах еще неоторвалось от непосредственного, чувственного восприятия реальности и котороеимело в целом ценностно-ориентационный характер, хотя и включало в себяэлементы познания жизненной реальности.
Первобытныйчеловек еще очень далек от того, чтобы сделать познавательную ориентациюсознания самостоятельной формой духовной деятельности, то того, чтобывыработать необходимые для этого специальные психические механизмыабстрактно-логического мышления, рождающее строго научное знание. Главноеотличие абстрактно-логического мышления — его способность отвлекаться от того,как сам субъект относится к познаваемым объектам, как он их воспринимает,переживает, оценивает. Абстрактно-логическому мышлению необходим разрывзаключенного в непосредственном опыте единства объекта и субъекта, необходимоуменье «отключить» субъективное от объективного дабы постичьобъективный мир в его собственных, имманентных ему закономерностях,существующих и действующих независимо от субъекта. Вот почему для возникновениянаучного познания мира необходима была самая высокая ступень развития абстрагирующейспособности мысли, такая ступень, на которой субъективное человеческое сознаниенаучилось абстрагироваться от самого себя во имя постижения «чистой»объективности бытия природы, а затем и общества. Понятно, что в историюкультуры, как и в жизнь отдельного человека, наука приходит значительно позже,чем искусство: математика, астрономия, механика начали свое развитие врабовладельческом обществе, а в обществе родовом искусство было единственнымсредством духовного освоения мира.
Художественно-образноемышление потому сформировалось значительно раньше, чем мышление абстрактно-логическое,что ему, мышлению в образах, не требовалось самоотвлечения субъекта в актепознания. Поэтому предметом духовного освоения оказывалось первоначально необъективное бытие окружающего человека мира, а нерасчлененное еще сознаниемединство объекта и субъекта, непосредственное взаимодействие природы иобщества, мира и человека.
Именно наэтой основе сложилась мифология, в которой рельефнейшим образом запечатлелосьтакое «невыделение человеком себя из природы». И это для нас темболее интересно, что миф является прежде всего формой художественно-образногоосвоения мира.
Художественно-образноепознание и оказывается не абстрактно-логическим, а метафорическим: онообнаруживает в природе человеческие способности — способности чувствовать,думать, разговаривать, сознательно действовать; в мертвом оно видит живое, вохотничьем танце оно позволяет человеку перевоплотиться в зверя, а в наскальномрисунке и скульптуре заставляет камень казаться телом животного, плоское — объемным, неподвижное — движущимся.
Такимобразом, любой объект, на который падал луч художественного познания выступал вего свете как вещь очеловеченная, одухотворенная, социально значимая, т.е. какценность. Именно ценность бытия оказывалась предметом художественного познанияи оттого отношение человека к действительности, то, как оно воспринимал,переживал и осмыслял окружающий мир, не было вынесено за пределы этогопредмета, а находилось в нем самом как сторона цепко сросшаяся с егообъективным содержанием.
Таквоплощался в древнейшем типе художественно-творческой деятельностиценностно-познавательный синкретизм первобытного сознания. Искусство рождалоськак способ познания объективно складывавшейся в обществе системы ценностей, ибоукрепление социальных отношений и их целенаправленное формирование требовалисоздания таких предметов, в которых закреплялась бы, хранилась бы ипередавалась бы от человека к человеку, от поколения к поколению этаединственно доступная информация о социально организовавшихся их связях смиром, об общественной ценности природы и бытия самого человека.
Понятно, чтоэта художественная информация включала в себя ту непосредственностьэмоционального отношения человека к миру, от которой абстрактно-логическоемышление умеет полностью себя очищать, дабы ничем не замутить добываемую имобъективную истину. У человека образное мышление и воплощавшее егохудожественное творчество формировались в той мере, в какой он обреталспособность осознавать свои эмоциональные реакции, выделять в них то, что имеетвсеобщую значимость.
/>Эстетическое освоение действительности есть сравнительно простаясистема, образующаяся непосредственной связью двух компонентов: субъекта,воспринимающего, переживающего, оценивающего мир, и объекта, которыйпереживает, воспринимает и оценивает (пейзаж). Что же касается художественногоосвоения мира, то оно представляет собой особого рода коммуникативную систему иимеет поэтому гораздо более сложную структуру; она образуется связью:
а) объектахудожественного отражения,
б)отражающего его субъекта (художника),
в)произведения искусства, выступающего в качестве нового объекта, так как оностановится вполне самостоятельным даже по отношению к своему создателю,
г) второгосубъекта зрителя, читателя, слушателя, ради которых произведения искусствасоздаются и к которым они обращены.
Такимобразом, если эстетическое восприятие есть замкнутая и самодовлеющая система, вкоторой человек переживает так или иначе явления природы, вещи и действиядругих людей во имя самого этого переживания, то художественное восприятие техже объектов есть система открытая, несамодовлеющая, имеющая цель вне себя — такой целью оказывается переработка и объективация результатов восприятия, т.е.создание художественного произведения, которое передало бы данную информациюдругим людям. Эстетическое сознание не заключает в себе имманентного т.е.внутреннего необходимого, реализационного импульса; оно побуждает человека кдеятельности только в тех случаях, когда объект эстетически его неудовлетворяет и он стремится придать ему недостающую красоту или величие — таквозникает эстетическая установка, например, у садовода, разбивающего парк иреорганизующего природную данность. Если же объект вызывает у человекаэстетическое восхищение, оно как бы парализует его практические действия,требуя сохранения данного объекта именно таким, каков он есть, — так рождаетсябережное отношение ко всем явлениям природы и вещам, в которых мы находимподлинную эстетическую ценность и которые только бы пострадали от какой-либопеределки. Художественному же сознанию реализационный импульс имманентен. Оно неможет удовлетвориться восприятием самого прекрасного или самого величественногообъекта; напротив, чем выше эстетическая ценность реального явления, темсильнее потребность художественного сознания создать его образную модель, дабыпередать другим людям то, как художник воспринимает, постигает и оценивает этуреальность.
Здесь важноотметить, что такое стремление к самообъективации присутствует в отраженномвиде и своеобразно преломленном виде в потребительской форме художественногосознания, т.е. в сознании зрителей, читателей, слушателей, выступая в нем какимпульс внутреннего «сотворчества», делающий каждого воспринимающегосвоего рода «исполнителем», «режиссером,»«интерпретатором» воспринимаемого произведения, так сказать,«художником для самого себя». Это и имел в виду Станиславский, когдаговорил, что существует не только талантливые актеры, но и талантливые зрители.Потому-то и нет непроходимых граней между художественным сознанием творящих ивоспринимающих людей.
Предметискусства, главный объект искусства — духовное содержание социального бытиячеловека (образ жизни, образ мыслей, мироощущение мировоззрение общества,идеалы, психология — духовная культура данной эпохи). В содержании искусствазаключено двойное знание — знание о мире и самопознание художника. Способпознания — конкретно-образный, отличающийся от свойственного науке — абстрактно-логического[5]. 3         Развитиекультуры в период первой промышленной революции
Техногенная цивилизацияначала свой разгон в XVIII вв. — эпоху />первой промышленнойреволюции, становления науки нового времени и ранних буржуазных революций.Однако ее предпосылки закладывались />развитием европейскойкультуры гораздо раньше.
В истории русскойкультуры весь />ХIХ век характерен своей неповторимой цельностью.Она выражалась в том, что те школы и направления в литературе и искусстве,которые складывались в первой поло вине ХIХ в., получили свое дальнейшееразвитие в пореформенный период. Она выражалась также и в том, что творчествомногих деятелей русской науки, литературы и искусства пришлось как надореформенную, так и пореформенную эпохи. Таким образом, эти деятели культуры всвоем творчестве как бы воплощали живую связь эпох и вместе с тем являлисьхранителями традиций своих предшественников или старших современников.
Однако русская />культурапореформенного периода имеет и свои особенности, обусловленные объективнымифакторами исторического />развития страны. В первую очередьизменилась сама историческая обстановка.
Интенсивно шел процессдемократизации культуры. В литературе и искусстве на первый план выдвинуласьтема «мужика», страдальца, кормильца и защитника страны. В нем виделитакже главного хранителя национальных традиций и нравственных ценностей.Демократизация культуры выражалась и в том, что в круг деятелей умственноготруда все более вовлекаются представители из непривилегированных сословий.
Общественно-политическаяжизнь пореформенной России, ставившая насущные проблемы современности,оказывала сильнейшее воздействие на культуру, определяла тематику и содержаниехудожественного творчества. Немаловажное значение имел и научно-техническийпрогресс, который служил и фактором и показателем культурного развития.
Пореформенная эпохахарактерна дальнейшим расширением культурных связей России с другими странами инародами; шло взаимное обогащение культурными достижениями. Весь />ХIХвек справедливо получил название «золотого века» русской />культуры,которая заняла выдающееся положение в общемировой культуре.
/>Развитиепромышленности, сельского хозяйства и транспорта, внедрение в эти отраслинародного хозяйства машинной техники требовали расширения народногообразования. Само осуществление реформ в сфере управления, судопроизводства, ввоенном деле и т.д. было невозможно без увеличения числа грамотных людей, безподготовленных специалистов и, следовательно, без расширения сети специальныхучебных заведений. Само правительство, исходя из возросших потребностей иметь образованныекадры, было заинтересовано в расширении системы образования. Народноеобразование находилось под контролем соответствующих правительственных органови вместе с тем служило важным средством идеологического воздействия на народныемассы[6].
В первой половине XIX в.особенно бурно развивались книгоиздательство и периодическая печать.Книгоиздательство превратилось в обширное предпринимательское хозяйство, смощной и первоклассной издательской базой. Если в середине 50-х годов XIX в. вРоссии нас читывалось 96 типографий и ежегодно выходило около 2 тысяч отдельныхизданий (книг, брошюр и пр.), то к середине XIX в. число типографий возросло до1300, а выпускаемых ими названий отдельных изданий — до 10700. Широкуюизвестность получили книгоиздатели М.Ф. Вольф, Ф.Ф. Павленков, И.Д. Сытин, П.П.Сойкин, А.Ф. Маркс, издававшие большими тиражами научные, художественные и подешевой цене популярные книги и для народа. В конце XIX в. Россия заняла третье,после Германии и Франции, место по количеству названий выпускаемой литературы.
Необычайно возрослапериодическая печать — ведомственная, научная, литературно-художественная,общественно-историческая, политическая, церковная. Число периодических изданийза 40 пореформенных лет возросло со 104 до 800, и среди них ежедневных газет с7 до 100. Широкую известность имели тогда «толстые»общественно-литературные журналы — «Вестник Европы»,«Дело», «Отечественные записки», «Русская мысль»,«Русское обозрение», «Русское богатство», «МирБожий», «Слово», пользовавшийся большой популярностьюиллюстрированный еженедельник «Нива», а из исторической периодики — «Русский архив», «Русская старина», «Историческийвестник», «Древняя и новая Россия».
Первая половина XIX в.особенно богата крупными достижениями мировой науки и техники, многимивыдающимися открытиями и изобретениями, которые положили начало «второйтехнической революции». Существенный вклад в общемировойнаучно-технический прогресс внесли и русские ученые и изобретатели.
Наиболее значителен былпрогресс в естественных науках — математике, физике, химии, биологии, медицине.В области математики выдвинулась петербургская школа во главе с профессоромП.Л. Чебышевым, исследовавшим проблемы теории чисел и теории вероятностей, атакже известным своими трудами по математическому анализу. Теоретическиеисследования в области математики Чебышев связывал с принципиальными вопросамиестествознания и техники. Многие его труды были обусловлены прикладнымизадачами, главным образом разработкой теории механизмов. Труды Чебышеваположили начало развитию многих разделов математики и получили широкоепризнание не только в России, но и за рубежом. Он был избран членом многихзарубежных академий, университетов и ученых обществ. Исследования Чебышевапродолжили его ученики — А.М. Марков, А.М. Ляпунов и С.О. Ковалевская.
Основоположником новогонаправления в физике — теории магнетизма и фотоэлектрических явлений — былпрофессор Московского университета А.Г. Столетов. Его ученик Н.А. Умовобосновал учение о движении энергии — один из центральных вопросов современнойфизики. Вы дающийся русский астроном Ф.А. Бредихин, директор Пулковскойобсерватории, создал теорию кометных форм и происхождения метеорных по токов.Под его руководством проводились гравиметрические исследования в России. Егоученик А.А. Белопольский получил широкую известность как один из пионеровастроспектроскопии, примененной им в исследованиях Солнца, Юпитера, колецСатурна, переменных и двойных звезд.
Крупнейшим русскимхимиком-органиком, создателем теории химических строений — основы современнойорганической химии — был профессор и ректор Казанского университета А.М.Бутлеров. Он создал теорию химических строений, согласно которой свойствавеществ определяются порядком связей атомов в молекулах и их взаимным влиянием,синтезировал ряд органических соединений. Теоретические исследования в этойобласти Бутлеров изложил в своем основном труде «Введение к полномуизучению органической химии». В 1868 г. по инициативе Д.И. МенделееваБутлеров был избран профессором Петербургского университета, где организоваллабораторию для занятий органической химией, подготовил большую группу химиков,продолжившую его труды, — «бутлеровское направление» (или«бутлеровская школа»). Основателем русской школы физико-химиков былакадемик Петербургской АН Н.Н. Бекетов. Он открыл новый способ восстановленияметаллов из их окислов, заложил основы алюминотерапии, обнаружил вытеснениеметаллов из растворов их солей водородом под давлением, организовал первую вРоссию термохимическую лабораторию.
Списоклитературы
1.      Белик А.А.Культурология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
2.      Каган М.С.Философия культуры. М.: ПРИОР, 2004.
3.      Культура: теорияи проблемы / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. М.: Знание, 1995.
4.      Культурология /Под ред. Г.В. Драча. М.: ИНФРА-М, 2005.
5.      КононенкоБ.И. Культурология в терминах, понятиях, именах. М., 1999. С.
6         Пархоменко И.Т.,Радугин А.А. Культурология в вопросах и ответах.- М.: Центр, 2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Cathcer2 Txt Essay Research Paper The Catcher
Реферат Espionage In Wwii Essay Research Paper Many
Реферат Судебное решение 4
Реферат Основные положения теории "русского социализма" А.И.Герцена
Реферат Методика роботи над словом в початкових класах лексичний аспект 2
Реферат Основные формы государственного регулирования в рыночной экономике
Реферат Графические редакторы 3
Реферат Алексей Алексеевич
Реферат Трудовое воспитание младших школьников
Реферат Преступления против половой неприкосновенности, против общественной безопасности, против государственной власти
Реферат Налоговые проверки. Институт налогового права
Реферат Роль диверсификации производства на предприятиях химической промышленности в современных условия
Реферат Основные этапы оптимизации фармакотерапии эндогенных депрессий
Реферат Шпаргалки 5
Реферат Особенности античной этики