Реферат по предмету "Мировая экономика"


Анализ финансовых результатов от реализации продукции работ и услуг

--PAGE_BREAK--Под отложенным налоговым активом согласно ПБУ 18/02 понимается та часть налога на прибыль, которая должна привести к уменьшению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в следующем (или последующих) за отчетным периоде.
На базе бухгалтерской прибыли можно рассчитать условный расход по налогу на прибыль, который определяется как произведение бухгалтерской прибыли на ставку налога на прибыль. Текущий налог на прибыль (для целей налогообложения) определяется исходя из величины условного расхода, скорректированной на сумму постоянного налогового обязательства (актива),  отложенного налогового актива и отложенного налогового обязательства отчетного года. Под постоянным налоговым обязательством понимается сумма налога, которая приводит к увеличению налоговых         платежей в отчетном периоде из-за различий в формировании бухгалтерской прибыли и прибыли для налогообложения.[4] Величина постоянных налоговых обязательств (активов) справочно приводится в ф. № 2 бухгалтерской отчетности.  Анализ взаимосвязи бухгалтерской прибыли, исчисленной в порядке, установленном нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету РФ и налогооблагаемой прибыли, рассчитанной по законодательству РФ о налогах и сборах, позволяет определить все факторы отличия условного расхода по налогу на прибыль и текущего налога на прибыль, отраженного в ф. № 2 бухгалтерской отчетности и налоговой декларации организации.    
При наличии постоянных налоговых обязательств, отложенных налоговых активов и отложенных обязательств организации в приложениях   к бухгалтерской отчетности отдельно раскрывают информацию о них.
Величина условного расхода (условного дохода) по налогу на прибыль для целей определения текущего налога на прибыль (текущего налогового убытка) корректируется по следующей схеме:
Условный                                                                                    Текущий       
   расход        Постоян-                                          Отложен-            налог на
+ (услов-   +    ное на-       +    Отложенный   -   ное  нало-    =   + прибыль
(-) ный до-       логовое             налоговый          говое             (-) (текущий            ход) по               обяза-                  актив              обяза-               налоговый  налогу на       тельство                                          тельство              убыток)         прибыль
При отсутствии постоянных разниц, вычитаемых временных разниц и налогооблагаемых временных разниц, которые влекут за собой возникновение постоянных налоговых обязательств, отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств, условный расход (условный доход) по налогу на прибыль будет равен текущему налогу на прибыль (текущему налоговому убытку).
Чистая прибыль – основной показатель финансовых результатов предприятия, характеризующий его экономический эффект.
5-я итерация.  Определение нераспределенной прибыли отчетного периода производится путем вычитания из величины чистой прибыли суммы распределенной прибыли. В соответствии с приказом Минфина РФ от 22.07.03г. № 67-н в годовом бухгалтерском балансе данные статьи «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» показываются с учетом рассмотрения итогов деятельности организации за отчетный год, принятых решений о покрытии убытков, выплаты дивидендов и пр.  
В условиях рыночной экономики величина чистой прибыли и показатели, характеризующие финансовое положение, дают обобщенную характеристику деятельности предприятия.  Предприятию важно не только получить возможно большую прибыль, но и правильно использовать ту ее часть, которая остается в его распоряжении, т.е. обеспечить оптимальное соотношение темпов научно-технического, производственного и социального расширенного воспроизводства. В динамике темпов роста собственных средств за счет прибыли предприятия проявляются в конечном счете успехи или недостатки его развития.
Налог на прибыль является неизбежным необходимым элементом в процессе функционирования капитала данного предприятия. Величина этого элемента может быть минимализирована за счет улучшения системы внутрипроизводственного планирования и контроля издержек и инвестиций, за счет комплексной рационализации хозяйственной деятельности и обоснованного выбора учетной политики.  
Прибыль формируется в процессе хозяйственной деятельности организации. Это находит  отражение в бухгалтерском учете и отчетности. Общий финансовый результат хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете определяется на счете «Прибыли и убытки» путем подсчета и балансирования всех прибылей и убытков за отчетный год.  Принципом определения финансовых результатов является использование метода начисления, а не кассового способа,. По этой причине прибыль (убыток), показанная в отчете о финансовых результатах, не отражает реального притока (оттока) денежных средств предприятия в результате его хозяйственной деятельности. Для восстановления реальной картины о величине финансового результата деятельности предприятия как приросте (или уменьшении) стоимости его капитала, образовавшегося за отчетный период, необходимы дополнительные корректирующие расчеты.
  Основными показателями прибыли являются: валовая прибыль, прибыль от продаж; прибыль до налогообложения; чистая прибыль. Все указанные показатели содержатся в ф. № «Отчет о прибылях и убытках». 
Прибыль – важнейший показатель, характеризующий финансовый результат деятельности предприятия.  Рост прибыли определяет рост потенциальных возможностей предприятия, повышает степень его деловой активности. По прибыли определяется доля доходов учредителей и собственников, размеры дивидендов и другие доходы. По прибыли определяется также рентабельность собственных и заемных средств, основных фондов, всего авансированного капитала и каждой акции. Чтобы эффективно управлять прибылью, необходимо раскрыть механизм ее формирования, определить долю каждого фактора ее роста или снижения.    
При проведении анализа могут быть использованы различные группировки показателей прибыли. В основе этих группировок всегда лежат те цели и задачи, которые решаются в процессе аналитических процедур пользователями конечных результатов этого анализа. [5]
По источникам формирования.
— Прибыль от реализации продукции и услуг
— Прибыль от реализации имущества
— Прочая операционная и внереализационная прибыль
По видам деятельности
— Прибыль от текущей деятельности (операционная прибыль)
— Прибыль от инвестиционной деятельности
— Прибыль от финансовой деятельности
По характеру использования
— Прибыль,  направленная на дивиденды (потребленная)
— Капитализированная (нераспределенная) прибыль
По периодичности получения
— Регулярная прибыль
— Чрезвычайная прибыль
Использование этих группировок позволяет более детально проанализировать показатели  прибыли и определить, насколько существующая ситуация позволяет обеспечить решение текущих и перспективных  задач предприятия, направленное на достижение
 - максимальной прибыли, соответствующей ресурсам организации и рыночной конъюнктуре;
— оптимальной пропорциональности между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска;
— высокого качества формируемой прибыли;
— выплаты необходимого уровня дохода на инвестированный капитал собственникам компании;
— достаточного объема инвестиций за счет прибыли в соответствии с задачами развития бизнеса;
— роста рыночной стоимости организации;
— эффективности программ участия персонала в распределении прибыли.[6]
В целях управленческого учета используются и другие схемы формирования прибыли от продаж (отличн. от ф. № 2).
Формирование прибыли от продаж для целей калькулирования полной себестоимости отдельных видов продукции.   

                                                                                                       Рис. 2
   

                              ___________________________________                                                                     
     

 
   

Формирование прибыли от продаж для целей обоснования безубыточности продаж товаров.
                                                                                                       Рис. 3
   

                              ___________________________________                                                                     
     

   

Горизонтальный и вертикальный анализ прибыли по данным отчета о прибылях и убытках.
Задачи анализа финансовых результатов. Финансовые результаты (прибыль) характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия по всем направлениям его деятельности: производственной, сбытовой, снабженческой, финансовой, инвестиционной. Они составляют основу экономического развития предприятия и укрепления его финансовых отношений о всеми участниками коммерческой деятельности. Однако различных пользователей бухгалтерской отчетности интересуют только определенные элементы финансовых результатов. Так, администрацию предприятия  интересуют масса полученной прибыли, ее структура и факторы, воздействующие на ее величину. Налоговые органы заинтересованы в получении достоверной информации обо всех слагаемых налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. Потенциальных инвесторов интересуют вопросы качества прибыли в ближайшей и обозримой перспективе.
Анализ финансовых результатов деятельности предприятия включает в качестве обязательных элементов, во-первых, оценку изменений по каждому показателю за анализируемый период («горизонтальный анализ» показателей); во-вторых, оценку структуры показателей прибыли и изменения их структуры («вертикальный анализ» показателей)
Горизонтальный (временной) анализ — сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом. Горизонтальный анализ заключается в построении одной или нескольких аналитических таблиц, в которых абсолютные балансовые показатели дополнятся относительными темпами роста (снижения). Как правило, берут базисные темпы роста за ряд лет (смежных периодов), что позволяет анализировать изменение отдельных балансовых статей, а также прогнозировать их значения. Горизонтальный и вертикальный анализы взаимодополняют один другой. Поэтому на практике можно построить аналитические таблицы, характеризующие как структуру отчетной бухгалтерской формы, так и динамику отдельных ее показателей. Вертикальный (структурный) анализ — определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом, вертикальный анализ — иное представление финансового отчета в виде относительных показателей. Такое представление позволяет увидеть удельный вес каждой статьи баланса в его общем итоге. Необходимым элементом анализа являются динамические ряды этих величин, посредством которых можно отслеживать и прогнозировать структурные изменения в составе активов и их источников покрытия. [7]Таким образом, можно выделить две основные черты вертикального анализа: переход к относительным показателям позволяет проводить сравнительный анализ предприятий с учетом отраслевой специфики и других характеристик;  относительные показатели сглаживают негативное влияние инфляционных процессов, которые существенно искажают абсолютные показатели финансовой отчетности и тем самым затрудняют их сопоставление в динамике.
При проведении оценки и анализа показателей, характеризующих процесс формирования и динамики прибыли предприятия, используют данные  ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Ниже приведен приведен пример аналитической таблицы, где сгруппированы показатели одного из предприятий, взятые для примера.
            Горизонтальный анализ отчет о прибылях и убытках
                                                                                              Табл. 1
         
              Показатели
Отчетный период,    тыс. руб.
Аналогичный период предыдущего года, тыс. руб.
Отчетный период в % к данным предыдущего года
Выручка от продажи продукции
3502
2604
134,5
Себестоимость проданной продукции
2090
1630
128,2
Валовая прибыль
1412
974
145.0
Расходы периода (коммерческие и управленческие)
703
460
152,8
Прибыль от продаж
709
514
137,9
Сальдо операционных расходов

2

Сальдо внереализационных расходов
-2
8

Прибыль до налогообложения
707
524
134,9
Текущеий налог на прибыль
227
180
126,1
Чистая+ прибыль отчетного периода 
480
344
139,5
Из данных табл. 1 следует, что бухгалтерская прибыль по отношению к предшествующему периоду выросла на 34,9%, что привело также к соответствующему увеличению прибыли, остающейся в распоряжении организации (39,5%).[8]
В динамике финансовых результатов можно отметить следующие положительные изменения. Прибыль от реализации растет быстрее, чем нетто-выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, что свидетельствует об относительном снижении затрат на производство; темп изменения активов, рассчитанный по данным баланса, равен 128,7%, меньше темпа роста выручки (134,5%), а значит рентабельность активов возросла.
Чистая прибыль растет быстрее, чем прибыль от реализации и бухгалтерская прибыль. Это свидетельствует об использовании организацией рационального механизма налогообложения.
Вместе с тем динамика финансовых результатов включает и негативные изменения. Опережающими темпами растут расходы периода(152,8%), что существенно больше темпов роста выручки. Это привело к относительному снижению прибыли:
                   460 х 1,345 – 703 = -84,73 тыс. руб.,
где  460 тыс. руб. – расходы предыдущего года.
1,345 – коэффициент темпа роста выручки отчетного года по сравнению                    с аналогичными данными предыдущего года.              
Вертикальный анализ отчета о прибылях и убытках 
                                                                                                     Табл. 2
Показатели
Отчетный период, %
Аналогичный период предыдущего года, %
Отклонение данных отчетного года от показателей предыдущего года
Прибыль до налогообложения,
в том числе
текущий налог на прибыль
чистая прибыль.
100
32,1
67,9
100
34,4
65,6

2,3
2,3[9]
Значимость финансовых результатов отчетного периода может быть оценена также по показателям рентабельности реализации товаров (продукции, работ, услуг), которая в отчетном периоде составила 20,2% (709: 3502 х 100%), что выше, чем за предшествующий период (19,7%).
         Факторный анализ финансовых результатов.
 
Экономические ресурсы влияющие на величину прибылей и убытков. Для углубленного анализ прибыли целесообразно группировать факторы, влияющие на ее размер.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Внешние факторы. Не зависящие, как правило, от предприятия или не контролируемые им:
— чрезвычайные события, природные (климатические) условия, транспортные и другие факторы, вызывающи дополнительные затраты у одних предприятий и  обуславливающие дополнительную прибыль – у других;
— изменение государственными органами или ннфляционными процессами цен на продукцию, потребляемое сырье, материалы, топливо, покупные полуфабрикаты; тарифов на услуги и перевозки; торговых скидок; накидок; норм амортизационных отчислений; ставок заработной платы; начислений на нее и ставок налогов и других сборов, выплачиваемых предприятиями.
— нарушений поставщиками, снабженческо-сбытовыми, вышестоящими хозяйственными, финансовыми, банковскими и другими органами дисциплины, связанной с хозяйственными вопросами, затрагивающими интересы предприятия.
Внутренние факторы, зависящие от предприятия и контролируемые ими: основные факторы, определяющие сущностные результаты работы, и факторы, обусловленные нарушением хозяйственной дисциплины предприятием.  
Основные факторы формирования прибыли от рподаж.
         — количество и качество продукции;
         — себестоимость продукции;
         — цены на продукцию;
         — элементы себестоимости;
         — структурные сдвиги в составе продукции.
В целом прибыль от продаж продукции (Рp) определяется по формуле:
(5.1)                                       
                               Рp   =  N — S
где  N – выручка от продаж;  
        S – полная себестоимость.
Выручка от продаж зависит не только от количества и качества продукции, но и от структуры цен на отдельные виды продукции. В свою очередь, себестоимость продукции определяется структурой изделий и ценами на отдельные элементы затрат.
 К факторам, обусловленным нарушением хозяйственной дисциплины относятся   
— нарушение действующего порядка установления и применения цен, а также торговых накидок;
— экономия, полученная в результате невыполнения предусмотренных в трудовом договоре мероприятий по охране труда, улучшению условий труда и техники безопасности, недоиспользования средств по подготовке и повышению квалификации кадров, невыполнения плана текущего ремонта основных производственных средств, непроведения мероприятий по испытанию и освоению новой техники и др.
— экономия, полученная от выпуска продукции с отступлением от условий стандартов, рецептур, технических условий и нарушением технологии производства.
Оценка влияния инфляции на финансовые результаты от продаж.
На финансовые результаты значительное влияние оказывает инфляция, особенно если она более 3-5%. Инфляций означает обесценение денег, и единственным возможным способом сохранения реальной величины денежных ресурсов, капитала и доходов в условиях инфляции является индексация цен.
         Индекс цен:
                                                                                              (5.2)
                                      Iu= ∑q1p1/ ∑q1p
где ∑ — сумма произведений объекта исследования и его цены;
      q — объект исследования по видам;
      p – цена каждого вида объекта;
      0 – символ базового значения;
      1 – символ отчетного (последующего) значения.
Методика анализа влияния инфляции на финансовые результаты от продаж продукции можно представить в виде пяти этапов.
1-й этап. Влияние инфляции на продукцию. Построим индекс цен на продукцию, где q – виды продукции, а p – цена на каждый вид продукции. В числителе получаем стоимость продукции отчетного периода по ценам отчетного периода, а в знаменателе – условную стоимость продукции отчетного периода по ценам базового периода. Дробь характеризует индекс цен на продукцию в коэффициентах или в процентах, а разница между числителем и знаменателем – абсолютное приращение выручки от продаж из-за изменения цен, что означает увеличение выручки от продаж за счет этого фактора.    
2-й этап. Влияние инфляции на закупаемые предметы труда. Допустим, необходимо построить индекс цен на материалы, где q – виды материальных ценностей, а p – цена на каждый соответствующий вид. В числителе получаем стоимость материалов, заготовленных в отчетном периоде по ценам отчетного периода, а в знаменателе – условную стоимость материалов отчетного периода по ценам базового периода. Дробь характеризует индекс цен на материалы в коэффициентах  или в процентах, а разница между числителем и знаменателем – абсолютное приращение стоимости затраченных предметов труда из-за изменения цен, что означает уменьшение прибыли за счет завышения себестоимости по этому фактору.   
3-й этап. Влияние инфляции на трудовые затраты. Построим индекс цен на оплату труда где q – виды оплаты труда, а p – расценки по каждому виду оплаты труда. В числителе получаем общий фонд оплаты труда с начислениями, а в знаменателе – условный фонд оплаты труда с начислениями по затратам труда отчетного года, но по расценкам труда базового года. Дробь характеризует индекс роста оплаты труда с начислениями из-за инфляции в коэффициентах  или в процентах, а разница между числителем и знаменателем – абсолютное приращение стоимости трудовых услуг в силу инфляции, что означает уменьшение прибыли за счет завышения себестоимости по трудовому фактору.
 4-й этап. Влияние инфляции на размер амортизации. Построим индекс цен на амортизируемые основные производственные средства, где  q  — виды основных производственных средств, а p – цена на каждый вид. В числителе получаем стоимость переоцененных основных производственных средств по рыночной стоимости отчетного года, а в знаменателе – стоимость основных производственных средств по ценам, действующим в базовом году, т.е. до переоценки. По средней норме амортизации, которая, как правило, не меняется, определяем величину амортизации переоцененных основных производственных средств (числитель) и величину амортизации, которая была до переоценки (знаменатель)[10]. Дробь характеризует индекс цен на амортизацию, а разница между числителем и знаменателем – абсолютное приращение суммы амортизации в силу изменения цен на основные производственные средства, что означает уменьшение прибыли за счет завышения себестоимости по амортизации. 
5-й этап. Общее влияние инфляции на прибыль определяется вычитанием из результата по 1-му этапу результатов завышения себестоимости по 2, 3 и 4-му этапам.
Факторный анализ прибыли от продаж. Пример факторного анализа прибыли от продаж можно рассмотреть на основе данных табл. 3.
Определим степень влияния на прибыль следующих факторов:
1) изменение отпускных цен на продукцию.  Рассчитывается разность между выручкой от продажи продукции в действующих ценах и продажей в отчетном году в ценах базового года: 3502 – 3000 = 502. Дополнительная прибыль (502 тыс. руб.) получена в результате инфляции. Анализ данных бухгалтерского учета раскрывает причины и величину завышения цен в каждом конкретном случае;

Анализ прибыли от продаж продукции по факторам.
                                                                                     Табл. 3
Слагаемые прибыли
По базису (плану)
По базису на фактически реализованную продукцию
Фактические данные по отчету
Фактические данные с корректировкой на изменение цен и проч.
Продажа продукции в отпускных ценах предприятия
2600
3000
3502
3000
Полная себестоимость продукции
2000
2360
2793
2340
Прибыль от продаж
600
640
709
660
2) изменение цен на материалы, тарифов на энергию и перевозки, тарифных ставок (окладов) оплаты труда. Используют сведения о себестоимости продукции.[11] В данном случае цены на материалы, тарифы на энергию и перевозки были повышены на 230 тыс. руб., размеры амортизации – на 160 тыс. руб., оплаты труда – на 173 тыс. руб., что дало снижение прибыли  в сумме 563 тыс. руб. Анализ показал, что изменение цен – результат инфляции;
3) нарушение хозяйственной дисциплины. Устанавливается с помощью анализа экономии, образовавшейся вследствие нарушения стандартов, технических условий, невыполнения плана мероприятий по охране труда, технике безопасности и др. В данном примере выявлено 110 тыс. руб. дополнительной прибыли, полученной за счет аналогичных причин;  
4)увеличение объема продукции в оценке по базисной полной себестоимости (собственно объема продукции). Исчисляют коэффициент роста объема продаж продукции в оценке по базовой себестоимости: 2360:2000 = 1,180. Затем корректируют базовую прибыль на полученный коэффициент и вычитают из нее базовую величину прибыли (600 х 1,18) – 600 = 108 тыс. руб.
5) уменьшение объема продукции за счет структурных сдвигов в составе продукции. Определяют разницу коэффициента роста объема продаж продукции в оценки по отпускным ценам и коэффициента роста объема продаж продукции в оценке по базовой себестоимости. Результат расчета:
600(3000/2600-2360/2000) = -15,7 тыс. руб.
6) уменьшение затрат на 1 руб. продукции за счет режима экономии. Выражается разницей между базовой полной себестоимостью фактически проданной продукции и фактической себестоимостью, исчисленной с учетом изменения цен на материальные и прочие ресурсы и причин, связанных  с нарушениями хозяйственной дисциплины: 2360 – 2340 = 20 тыс. руб.
7) изменение себестоимости за счет структурных сдвигов в составе продукции. Исчисляется сравнением базовой полной себестоимости, скорректированной на коэффициент роста объема продукции, с базовой полной себестоимостью фактически   проданной продукции:
 (2000 х1,154) — 2360  = -52,3
Общее отклонение от плановой прибыли составляет 109 тыс. руб. (709-600), что соответствует сумме факторных влияний.
Результаты расчетов можно представить в сводке влияния факторов на прибыль от продажи продукции.
  
Показатели
Сумма
Отклонение прибыли -  всего
           в т.ч.за счет факторов:
               109
Изменение цен на продукцию
502
Изменение цен на материалы и тарифы
-563
Нарушений хозяйственной дисциплины
110
Изменения объема продукции
108
Изменения структуры продукции
-15,7
Изменения уровня затрат (режима экономии)
20
Изменения структуры затрат
-52,3
Детализированный факторный анализ прибыли от продаж может быть представлен в разрезе элементов расходов.
Детализация факторного анализа прибыли от продаж может выражаться также в определении структур укрупненных факторов (выручки от продаж, себестоимости продаж, коммерческих и управленческих расходов) в разрезе основных видов деятельности или групп однородных товаров, продукции, работ, услуг, реализуемых предприятием. Для проведения такого факторного анализа необходима организация соответствующего аналитического учета на бухгалтерских счетах, на которых накапливается информация об указанных укрупненных факторах. При наличии необходимых аналитических данных детализация факторного анализа может осуществляться в разрезе наименований всего ассортимента реализуемых товаров, продукции, работ, услуг.
Детализированный факторный анализ прибыли от продаж.
                                                                                    Табл. 4
Факторы прибыли от продаж
В предыдущем периоде (аналогичн. периоде предыдущего года)
В отчетном периоде
             Изменения, (+, -)
В абсолютных величинах
% к изменению выручки от продаж
1. Выручка от продаж
2. Себестоимость продаж
2.1 Материальные затраты
2.2 Затраты на оплату труда
2.3 Отчисления на соц. нужды
2.4 Амортизация
2.5 Прочие затраты
 
3. Коммерческие расходы
3.1 Материальные затраты
3.2 Затраты на оплату труда
3.3 Отчисления на социальные нужды
3.4 Амортизация
3.5 Прочие затраты
4. Управленческие расходы
4.1 Материальные затраты
4.2 Затраты на оплату труда
4.3 Отчисления на социальные нужды
4.4 Амортизация
4.5 Прочие затраты
2604
1630
600
628
279
60
63
120
44
46
21
4
5
340
125
131
57
13
14
3502
2090
757
838
322
134
39
160
58
64
25
10
3
543
196
218
83
35
11
+898
+460
+157
+210
+43
+74
-24
+40
+14
+18
+4
+6
-2
+203
+71
+87
+26
+22
-3
+100
+51,2
+17,5
+23,4
+4,8
+8,2
-2,7
+4,5
+1,6
+2,0
0,4
0,7
-0,2
+22,6
+7,9
+9,7
+2,9
+2,4
+0,3
Прибыль от продаж (п. 1 –    п. 2 – п. 3 – п. 4)
514
              709
         +195
+21,7
В результате такого предельно детализированного факторного анализа выясняется, какие наименования ассортимента наиболее (или наименее) способствуют получению предприятием прибыли от продаж, какими факторами это обусловлено и как эти факторы влияют на совокупное изменение прибыли от продаж. Детализированный факторный анализ позволяет определить степень эффективности с точки зрения влияния на прибыль от продаж ассортимента реализуемых предприятием товаров, продукции, работ, услуг и принять управленческие решения о корректировке ассортимента (удаление из него малоприбыльных или убыточных наименований) или величин элементов затрат в плановом периоде.[12]
Факторный анализ прибыли до налогообложения и чистой прибыли.
Схема формирования показателей прибыли характеризует основные факторы различных показателей прибыли.
1.                Расчет прибыли до налогообложения (Pб):
(5.3)
  Pб  = Pр   + Pоп  + Pвн         или
                                                                                                       (5.4)
       Pб  = N   — Sр  - Sком  -  Sупр  (+ / -) Pоп  (+ / -) Pвн     ,
где  Pр     — прибыль (убыток) от продаж (реализации);
                    Sр  - себестоимость продаж;
  Sком  — коммерческие расходы;
   Sупр _ управленческие расходы;
   Pоп  — сальдо операционных доходов и расходов;
            Pвн   -  сальдо внереализационных доходов и расходов;
Факторный анализ изменения прибыли до налогообложения (∆Pб) в отчетном периоде по сравнению с предыдущим производится по формулам:
                                                                                                       (5.5)
∆ Pб  = ∆ Pр   + ∆ Pоп  + ∆ Pвн     
или с учетом знаков изменений
                                                                                               (5.6)
∆Pб  = ∆N   — ∆Sр  - ∆Sком  -  ∆Sупр  (+ / -) ∆Pоп  (+ / -) ∆Pвн
Расчет чистой прибыли (Pч):
                                                                                                       (5.7)
 Pч  = N   — Sр  - Sком  -  Sупр  (+ / -) Pоп  (+ / -) Pвн   — G
Где G – текущий налог на прибыль, скорректированный на отложенные налоговые активы (-) и обязательства (+)
Расчет чистой прибыли (Pч)
                                                                                                       (5.8)
Pч =  Pб — G
         Чистая прибыль (или убыток отчетного периода) является итоговым показателем ф. № 2 «Отчет о прибылях и убытках». Именно чистая прибыль является основным источником пополнения собственного капитала, расширения масштабов деятельности предприятия и повышения его финансовой устойчивости.
Для расчета чистой прибыли можно использовать еще одну формулу, ясно показывающую основные факторы ее формирования
                                                                                               (5.9)
                            Pч  = Pр   + Pоп  + Pвн (скорректир. с учетом налога на прибыль и иных аналогичн. обязательн. платежей)
где Pвн  (скорректир.) – сальдо внереализационных доходов и расходов (с учетом налога на прибыль и иных аналогичных обязательн. платежей)
         Факторный анализ изменения чистой прибыли (∆ Pч ) в отчетном периоде по сравнению с предыдущим (или аналогичным периодом предыдущего года) проводится по формулам алгебраической суммы (с учетом знаков и изменений):
    продолжение
--PAGE_BREAK--         [13]                                                                                            (5.10)
       ∆Pч  = ∆N   — ∆Sр  - ∆Sком  -  ∆Sупр  +  ∆Pоп  + ∆Pвн + ∆G
                                                                                                       (5.11)
∆ Pч  = ∆ Pр   + ∆ Pоп  + ∆ Pвн (скорректир. с учетом налога на прибыль и иных обязательн. платежей)
Факторный анализ на основе формулы 5.11 дает наиболее обобщенную картину влияния финансовых результатов различных видов деятельности предприятия (обычных видов деятельности и видов деятельности, связанных с формированием операционных, внереализационных, чрезвычайных доходов и расходов) на его конечный финансовый результат. При необходимости следует из внереализационных доходов и расходов выделить отдельно расходы, связанные с налогообложением и аналогичными платежами.
        
Расчет и факторный анализ рентабельности продаж и затрат
Методику анализа рентабельности можно рассматривать на примере общей рентабельности организации, рассчитанной как отношение бухгалтерской прибыли к среднегодовой первоначальной (восстановительной) стоимости основных производственных средств (к которым приравниваются нематериальные активы) и материальных оборотных средств (запасов). По этой методике можно анализировать и другие показатели рентабельности.
 Влияние факторов, воздействующих на показатель рентабельности организации, изучается в динамике (в сравнении с данными плана или за предыдущий год). К числу таких факторов относятся рентабельность реализованной продукции, коэффициент фондоемкости продукции и коэффициент закрепления оборотных средств. По данных планов и годовых отчетов составляется таблица, на основе которой производится анализ.[14]
Есть еще одна проблема, связанная с показателями прибыли в качестве критериев эффективности хозяйственной деятельности предприятия. Приращение прибыли может быть связано как с интенсивным, так и с экстенсивным использованием производственных ресурсов. Поэтому показателем истинной эффективности может быть только рентабельность продаж, т.е. отношение прибыли к выручки от продаж.
В зависимости от числителя, отражающего определенные стороны хозяйственной деятельности, различают:
1)                рентабельность продаж по прибыли от продаж
(6.1)
  k1p  = Pp  / N
 где  Pp  — прибыль от продаж;
             N  — выручка от продаж в отпускных ценах-нетто (стор. 010 ф. № 2 отчета о прибылях и убытках);
2) рентабельность продаж по бухгалтерской (до налогообложения) прибыли k2p
                                                                                              (6.2)            
k2p = Pб  / N
где Pб   — бухгалтерская прибыль (стр. 140 ф. № 2)
3)                рентабельность продаж по чистой прибыли (k3p):
(6.3)
k3p = Pч  / N
где Pч  - чистая (нераспределенная) прибыль (стр.  190 ф. № 2).
В управленческом учете и анализе используется показатель рентабельности продаж как отношение  прибыли от продаж к себестоимости (полной или производственной) продаж продукции (ksp)
                                                                                              (6.4)
ksp =   Pp /Sp     
где Sp  — себестоимость реализованной продукции.
Эта формула рентабельности продаж используется для ценообразования на монопольных предприятиях – отпускная цена предприятия устанавливается в определенном проценте к полной себестоимости монопольной продукции в зависимости от отраслевой принадлежности (от 20% до 50%).
Расчеты коэффициентов рентабельности продаж можно проиллюстрировать по данным отчетности, взятым для примера:
1. Прибыль от продаж продукции на 1руб. продаж (оборота)
   Прибыль от продаж продукции  х 100 % = 709  100 %  = 20,25%
            Продукция (оборот)                             3502
2. Бухгалтерская прибыль на 1 руб. оборота:
   Бухгалтерская прибыль  х 100 % = 707  100 % = 20,19%
     Продукция (оборот)                      3502
3.   Чистая прибыль на 1 руб. оборота:
      Чистая прибыль_    х 100 % = 480  100 % = 13,70%
     Продукция (оборот)                 3502
Различие всех показателей, как уже было замечено, в числителях формул, т.е. в финансовых результатах, отражающих определенную сторону хозяйственной деятельности. Формулы показателей взаимосвязаны между собой, что видно из следующего моделирования рентабельности продаж по чистой прибыли:
                                                                                                       (6.5)
 
Pч  = Pб  -    G  = Pp  + Poп  + Pвн  —  G
N     N      N     N      N       N      N
где G - доля налога на прибыль и иных аналогичных платежей в выручке от
       N     продаж;
Poп
 N  — доля сальдо прибылей или убытков от финансовой (операционной деятельности) в выручке от продаж;
Pвн 
N   -  доля сальдо внереализационных доходов и расходов в выручке от продаж.
В наиболее чистом виде с точки зрения экономической теории рентабельность продаж характеризует показатель прибыли от продаж по отношению к выручке от продаж. Моделирование коэффициента рентабельности продаж показывает зависимость этого коэффициента затрат на 1 руб. продукции (S / N), а значит, от показателей трудоемкости (оплатоемкости) продукции (U / N), материалоемкости продукции (М / N) и амортизаиеемкости (А / N), т.е. от показателей интенсификации. [15]
 
                                                                                              (6.6)
kp    = Pр  =   N  — S  =  1 – (S) = 1 – (U    +   M   +  А)
         N          N                N              N       N        N

Модель рентабельности (kp) для базового и отчетного года:
                                                                                              (6.7)
k0p   = P0     ;        k1p   = P1  ,
         N0                   N1        
или
k0p   = N0 – S0       ;        k1p   = N1 – S1,
             N0                        N1        
                            ∆k  =  k1  -  k0,
где            P1, P0  — прибыль от продаж отчетного и базисного периодов;
N1, N0  — продажа продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов;
S1, S0  —  себестоимость продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов;
∆k – изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом.
Влияние фактора изменения объема реализации определяются расчетом (по методу цепных подстановок)
        
∆ks   = N1 – S0      —  N– S,
             N1           N0        
Соответственно, влияние изменения себестоимости составит:
∆ks   = N1 – S1     —  N1– S,
              N1           N1        
Сумма факторных отклонений дает общее изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом:
                                               ∆k  =  kN  -  kS.
Проиллюстрируем анализ влияния факторов интенсификации использования производственных ресурсов на изменение рентабельности продаж методом цепных подстановок, применив данные, взятые для примера. 
                   Расчет показателей по предприятию А за два года
Показатели
Первый (базовый)
Год (0)
Второй (отчетный)
год (1)
Отклонение, %
Продукция (продажа в отпускных ценах без косвен. налогов), тыс. руб.
79700
83610
104,9
Оплата труда с начислениями, тыс. руб.
11628
11900
102,3
Материальные затраты, тыс. руб.
50228
52428
104,4
Амортизация, тыс. руб.
8311
8726
105,0
 
k0p=P0 /  N0 = 9533 / 79700 = 1 – (11626 / 79700 + 50228 / 79700 + 8311 / 79700) = 0,1196 = 1 – (0,1459 + 0,6302 + 0,1043)
Расчет факторов рентабельности продаж второго (отчетного) года
K1p=P1 /  N1 = 10556 / 83610 = 1 – (11900 / 83610 + 52428 / 83610 + 8726 / 83610) = 0,1263 = 1 – (0,1423 + 0,6270 + 0,1044)
Составим сводку влияния факторов на изменение рентабельности продаж:

Показатели
В коэффициентах
В %
Оплатоемкость (трудоемкость)
0,1459 – 0,1423
+0,36
Материалоемкость
0,6302 – 0,6270
+0,32
Амортизациеемкость
0,1043 – 0,1044
-0,01
Общее изменение рентабельности продаж
0,1263 – 0,1196
+0,67
Следует подчеркнуть, что снижение затрат по каждому фактору на 1 руб. продаж влияет на рентабельность 1 руб. продаж с обратным знаком, а влияние, выраженное в процентах, равнозначно влиянию на рентабельность 1 руб. продаж в копейках.
Одним из направлений детализации факторного анализа прибыли от продаж является выяснение структуры расходов по обычным видам деятельности в разрезе разделения расходов на переменные и постоянные в  зависимости от изменений объема продаж.
Заметим, что переменные расходы будут переменными по отношению ко всему объему продаж, но для каждой единицы изделия они будут постоянными, так как, по существу, представляют технологическую себестоимость, которая, как правило, является нормативным расходом и не может меняться без ущерба для качества изделия. [16]
Вместе с тем постоянные расходы являются постоянными для всей массы продаж, но для каждого изделия они являются переменными. Каждое последующее изделие будет иметь меньшую себестоимость за счет уменьшения доли постоянных расходов, приходящейся на это изделие. Поэтому снижение себестоимости продукции практически не зависит от переменных затрат, а обуславливается постоянными расходами.
Показатель рентабельности продаж часто называют коэффициентом эффективности управления. Этот показатель полностью зависит от затрат на 1 руб. продукции, т.е. от себестоимости продукции: снижение себестоимости продукции прежде всего свидетельствует об эффективности управления.
Исходя из схемы формирования основных экономических показателей, рентабельность продаж – один из факторов рентабельности активов предприятия, самого обобщающего показателя эффективности хозяйственной деятельности. Вторым фактором рентабельности активов являетсякапиталоотдача, характеризующая оборачиваемость активов; коэффициент капиталоотдачи называют коэффициентом деловой активности. Двухфакторная модель рентабельности активов (P/K) имеет следующее выражение:
P/K = P/N x P/K
Где P/N – коэффициент рентабельности продаж (эффективности управления)
P/K – коэффициент капиталоотдачи (деловой активности).
Факторный анализ выполнения плана по прибыли (на примере
ОАО «Электростройресурс»)
 
Опираясь на выше сказанное, можно считать, что план по прибыли является важным инструментом управления. Он позволяет оценить экономические последствия возможных направлений развития предприятия, выбрать оптимальную стратегию финансово-хозяйственной деятельности, установить цели для сотрудников, оценить эффективность их работы и предприятия в целом и т.д.
План по прибыли составляется на основе формата отчета о прибылях и убытках и может включать в себя следующие показатели: выручка от продажи продукции за минусом косвенных налогов, себестоимость проданной продукции (в том числе материальные затраты, расходы на оплату  труда, прочие производственные затраты), валовая прибыль, коммерческие расходы, управленческие расходы, проценты к получению, проценты к уплате, прибыль (убыток) до налогообложения, налог на прибыль, чистая прибыль отчетного периода.
План по прибыли подготавливается в процессе бюджетирования и разрабатывается в расчете на следующий год (или операционный цикл, если он превышает 12 месяцев). В ходе планирования менеджеры оценивают стратегические альтернативы и допущения, намечают определенные действия по реализации выбранной стратегии развития предприятия, проверяют обеспеченность предприятия необходимыми ресурсами, составляют график денежных поступлений и выплат. Впоследствии ежемесячно, ежеквартально и по окончании года производится оценка выполнения плана по прибыли путем сопоставления фактических данных с плановыми показателями. По ее результатам выносится суждение об успешности реализации стратегии предприятия, назначаются премии, принимаются корректирующие меры.
Основными задачами анализа выполнения плана по прибыли являются:
1. Общая оценка выполнения плана по прибыли.
2. Оценка эффективности предприятия в конкурентной борьбе и производственной эффективности, определение влияния факторов на отклонение фактической прибыли от плановой.
3. Пересмотр допущений и причинно-следственных связей, положенных в основу плана по прибыли, проверка выполнимости, обоснованности и целесообразности выбранной стратегии развития предприятия.
4. Выявление возможных резервов роста прибыли, планирование мероприятий по их мобилизации.
5. Оценка эффективности работы сотрудников предприятия, рассмотрение возможности премирования за полученные результаты.
При общей оценке выполнения плана по прибыли рассчитываются абсолютные и относительные отклонения фактических величин слагаемых прибыли от плановых. В ходе факторного анализа проверяются допущения, сделанные при планировании, и определяется влияние соответствующих факторов на фактический размер прибыли. При этом рассчитываются отклонения от плана, характеризующие эффективность предприятия в конкурентной борьбе по показателям доли рынка и объемов продаж (выручки), и отклонения, свидетельствующие о производственной эффективности предприятия по уровню переменных и постоянных затрат.
Основными факторами, влияющими на размер прибыли, являются:
1. Размер рынка. Увеличение объема рынка при плановой рыночной доле предприятия и прочих равных условиях способствует росту прибыли.
2. Доля рынка. Прибыль находится в прямой зависимости от доли предприятия на рынке. То есть увеличение рыночной доли приводит к росту прибыли.
3. Уровень цен на продукцию предприятия. Повышение цен при прочих равных условиях обеспечивает рост прибыли.
4. Структура реализации, т.е. доли отдельных видов продукции в общем объеме продаж. Увеличение доли продаж более рентабельной продукции будет способствовать повышению прибыли.
5. Цены на материальные ресурсы, ставка заработной платы. Прибыль находится в обратной зависимости от цен на закупаемые материалы и ставок оплаты труда.
6. Рациональность использования материальных ресурсов, производительность труда. Прибыль находится в прямой зависимости от этих факторов. То есть повышение рациональности расходования материалов и производительности труда обеспечивает рост прибыли.
7. Уровень постоянных расходов. Увеличение постоянных расходов приводит к уменьшению прибыли.
Отметим, что первые четыре фактора характеризуют эффективность предприятия в конкурентной борьбе, а остальные — производственную эффективность предприятия.
Рассмотрим методику проведения факторного анализа выполнения плана по прибыли на примере ОАО «Электростройресурс» (данные условные). На предприятии производятся электронные датчики температуры СТ-1 и давления ИД-2. План по прибыли на 2006 г. и результаты его выполнения представлены в табл. 1. Согласно данным, приведенным в таблице, фактическая прибыль до налогообложения превышает плановую на 34 480 руб. (8,62%), в то же время фактическая валовая прибыль меньше аналогичного показателя по плану на 19 520 руб. (1,23%).
Табл. 1
Отчет о выполнении плана по прибыли за 2006 год
┌────────────────┬─────────┬───────────┬───────────┬─────────────┐
│   Показатель   │По плану,│Фактически,│Отклонение,│Отклонения, %│
│                │   руб.  │    руб.   │    руб.   │(гр.4 / гр.2)│
│                │         │           │  (гр. 3 — │             │
    продолжение
--PAGE_BREAK--│                │         │           │   гр. 2)  │             │
├────────────────┼─────────┼───────────┼───────────┼─────────────┤
│        1       │    2    │     3     │     4     │      5      │
├────────────────┼─────────┼───────────┼───────────┼─────────────┤
│Выручка         │3 960 000│ 4 424 400 │  464 400  │    11,73%   │
├────────────────┼─────────┼───────────┼───────────┼─────────────┤
│Переменные      │1 962 000│ 2 439 920 │  477 920  │    24,36%   │
│затраты, в том  │         │           │           │             │
│числе           │         │           │           │             │
│материалы       │1 308 000│ 1 517 040 │  209 040  │    15,98%   │
│заработная плата│  654 000│   922 880 │  268 880  │    41,11%   │
├────────────────┼─────────┼───────────┼───────────┼─────────────┤
│Валовая маржа   │1 998 000│ 1 984 480 │  -13 520  │    -0,68%   │
├────────────────┼─────────┼───────────┼───────────┼─────────────┤
│Прочие          │  414 000│   420 000 │    6 000  │     1,45%   │
│производственные│         │           │           │             │
│затраты         │         │           │           │             │
├────────────────┼─────────┼───────────┼───────────┼─────────────┤
│Валовая прибыль │1 584 000│ 1 564 48О │  -19 520  │    -1,23%   │
├────────────────┼─────────┼───────────┼───────────┼─────────────┤
│Коммерческие    │  594 000│   500 000 │  -94 000  │   -15,82%   │
│расходы         │         │           │           │             │
├────────────────┼─────────┼───────────┼───────────┼─────────────┤
│Управленческие  │  500 000│   530 000 │   30 000  │     6,00%   │
│расходы         │         │           │           │             │
├────────────────┼─────────┼───────────┼───────────┼─────────────┤
│Прибыль         │  490 000│   534 480 │   44 480  │     9,08%   │
│от продаж       │         │           │           │             │
├────────────────┼─────────┼───────────┼───────────┼─────────────┤
│Проценты        │   90 000│   100 000 │   10 000  │    11,11%   │
│к уплате        │         │           │           │             │
├────────────────┼─────────┼───────────┼───────────┼─────────────┤
│Прибыль до      │  400 000│   434 480 │   34 480  │     8,62%   │
│налогообложения │         │           │           │             │
В целях выявления причин отклонений фактических данных от плановых показателей прежде всего производится оценка изменения допущений, сделанных при планировании (табл. 2). Так, менеджеры предположили, что в 2006 г. размер рынка датчиков двух видов составит 19 800 000 руб. (или 4000 единиц), а рыночная доля предприятия достигнет 20%. Фактический размер рынка оказался равным 20 790 000 руб., при этом было продано 4200 датчиков. Фактическая доля предприятия на рынке составила 21,5%. В 2006 г. предприятие планировало реализовать 560 датчиков СТ-1 по цене 4500 руб. за единицу при уровне маржинального дохода (разности   между ценой и переменными затратами) 45% и 240 датчиков ИД-2 по цене 6000 руб. за единицу при уровне маржинального дохода 60%. Фактически предприятие реализовало 542 датчика СТ-1 по цене 4300 руб. за единицу и 361 датчик ИД-2 по цене 5800 руб. за единицу.
Табл. 2
Допущения плана по прибыли
Показатель              
По плану
Фактически
Размер рынка, руб.                       
19 800 000
20 790 000
Размер рынка, ед.                        
4 000
4 200
Рыночная доля ОАО «Электростройресурс»     
20%  
21,50% 
Цена датчика СТ-1, руб.                  
4 500
4 300
Цена датчика ИД-2, руб.                  
6 000
5 800
Маржинальный доход по датчику СТ-1, %    
45%  
36,51% 
Маржинальный доход по датчику ИД-2, %    
60%  
54,14% 
Объем продаж датчика СТ-1, ед.           
560
542
Объем продаж датчика ИД-2, ед.           
240
361
Приведенные выше данные позволяют оценить эффективность предприятия в конкурентной борьбе путем определения влияния соответствующих факторов на отклонение фактической прибыли от плановой. Произведем расчеты.
1. Влияние изменения первого фактора (размера рынка) определяется по формуле:
                                                                                       
∆ Прр = ∆ РРК х РДплан х УМДср.план,
где ∆ Прр — отклонение от плана по прибыли за счет изменения размера рынка; РРК — размер рынка в натуральных единицах измерения; РД — рыночная доля предприятия; УМДср — средний маржинальный доход от продажи единицы продукции.
Средний маржинальный доход от продажи одного датчика по плану в ОАО «Электростройресурс» составляет:
УМДср.план = (560 х 4500 х 45% + 240 х 6000 х 60%) / (560 + 240) — 2497,5 руб.
В 2006 г. в ОАО «Электростройресурс» за счет роста размера рынка прибыль увеличилась на 99 900 руб.:
∆ Прр = (4200 — 4000) х 20% х 2497,5 = 99 900 руб.
При отсутствии данных об изменении размера рынка в натуральных единицах измерения расчет влияния этого фактора на отклонение по прибыли можно произвести по другой формуле:
∆ Прр = ∆ РРР х РДплан х УМД%ср.план,
где РРР — размер рынка в стоимостном выражении (в рублях); УМД%ср — средний уровень маржинального дохода от продажи единицы продукции.
Определим средний уровень маржинального дохода от продажи одного датчика ОАО «Электростройресурс». Для этого сначала необходимо рассчитать среднюю цену одного датчика:
Цср.план = (560 х 4500 + 240 х 6000) / (560 + 240) = 4950 руб.;
УМД%ср.план = УМДср.план / Цср.план = (2497,5 / 4950) х 100% = 50,45%;
∆ Прр = (20 790 000 — 19 800 000) х 20% х 50,45% = 99 900 руб.
2. Влияние изменения рыночной доли предприятия на отклонение фактической прибыли от плановой оценивается по формуле:
∆ Прд = РРКфакт х  ∆ РД х УМДср.план.
ОАО «Электростройресурс» в 2006 г. увеличило свою долю на рынке датчиков по сравнению с планом на 1,5% и это привело к получению дополнительной прибыли в сумме 157 342,5 руб.:
∆ Прд = 4200 х (21,5% — 20%) х 2497,5 = 157 342,5 руб.
При использовании в расчетах данных о размере рынка в стоимостном выражении для определения влияния рассматриваемого фактора применяется следующая формула:
∆ Прд = РРРфакт х ∆ РД х УМД%ср.план.
Произведем расчет для ОАО «Электростройресурс»:
∆ Прд = 20 790 000 х (21,5% — 20%) х 50,45% = 157 342,5 руб.
Следует отметить, что результаты расчетов на основе данных о размере рынка в стоимостном выражении могут отличаться от результатов расчетов, проведенных с использованием натуральных показателей. Расхождения обычно объясняются отклонением фактической средней цены на рынке и фактической средней цены на продукцию предприятия от соответствующих цен, заложенных в плане по прибыли. Влияние этих факторов на результаты расчетов оценивается отдельно.
3. Влияние изменения цен реализации на прибыль можно определить как разность между выручкой от продажи продукции в действующих ценах и плановых ценах предприятия. Величина выручки от продажи продукции в действующих ценах приводится в отчете о прибылях и убытках. Выручка от продажи продукции в плановых ценах предприятия исчисляется путем умножения фактических объемов реализации каждого вида продукции на соответствующие цены, заложенные в плане по прибыли.
На анализируемом предприятии влияние изменения цен реализации на прибыль составляет:
∆ Пцен = 4 424 400 — (542 х 4500 + 361 х 6000) = 4 424 400 — 4 605 000 = -180 600 руб.
Таким образом, снижение цен реализации привело к сокращению прибыли на 180 600 руб. Далее менеджерам следует проверить обоснованность снижения цен и соответствие ценовой политики и стратегии развития предприятия.
4. Влияние структурных сдвигов в составе реализации на прибыль определяется по формуле:
∆ Пстр = КРфакт х ∆ УМДср = КРфакт х (УМДср.план — УМДср.план),
 
где ∆ Пстр — отклонение фактической прибыли от плановой, сформировавшееся за счет изменения структуры реализации; КР — объем продаж в натуральных единицах измерения; УМДср.план — плановый средний маржинальный доход от продажи единицы продукции, пересчитанный на фактический объем реализации.
В 2006 г. ОАО «Электростройресурс» планировало, что в общей сумме выручки доли поступлений от продаж датчиков температуры СТ-1 и датчиков давления ИД-2 составят 64% и 36% соответственно. Фактически продажи датчиков СТ-1 обеспечили только 53% совокупной выручки, а 47% выручки было получено за счет реализации датчиков ИД-2. Плановый средний маржинальный доход от продажи одного датчика, пересчитанный на фактический объем реализации, составляет:
УМДср.план = (542 х 4500 х 45% + 361 х 6000 х 60%) / (542 + 361) = 2 397 150 / 903 = 2654,65 руб.
Рассчитаем влияние структурных сдвигов в составе реализации на отклонение фактической прибыли от плановой в ОАО                                               «Электростройресурс»:
∆ Пстр = (2654,65 — 2497,5) х 903 = 141 907,5 руб.
Таким образом, увеличение доли более рентабельной продукции в общем объеме продаж привело к росту прибыли на 141 907,5 руб.
Совокупное влияние рассмотренных выше четырех факторов составляет 218 550 руб. (99 900 + 157 342,5 — 180 600 + 141 907,5). То есть высокая эффективность ОАО „Электростройресурс“ в конкурентной борьбе способствовала росту прибыли на 218 550 руб.
На основе полученных результатов менеджерам предприятия следует произвести переоценку допущений, положенных в основу плана по прибыли, определить причины и спрогнозировать последствия изменений размера рынка, рыночной доли предприятия, цен на реализуемую продукцию, структурных сдвигов в реализации продукции, а также пересмотреть стратегию развития предприятия.
По обобщенным данным эффективность предприятия в конкурентной борьбе характеризуется отклонением прибыли по гибкому бюджету (плану, пересчитанному на фактический объем продаж) от прибыли по утвержденному плану. В свою очередь отклонение фактической прибыли от прибыли по гибкому бюджету свидетельствует об общей эффективности предприятия в организации производства (табл. 3). Слагаемые производственной эффективности предприятия можно изучить путем оценки изменений переменных и постоянных расходов.

Таблица 3
Анализ выполнения плана по прибыли
┌────────────────┬─────────┬──────────┬──────────┬──────────┬──────────┐
│   Показатель   │ По плану│Отклонение│По гибкому│Отклонение│Фактически│
│                │         │ от плана │  бюджету │от гибкого│          │
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.