Реферат по предмету "Культура и искусство"


Культурные сценарии деятельности

Содержание
 
Введение
1.Понятие о культурном сценарии
2.Культура мышления и общения
2.1Культурная обусловленность сценариев мыслительной деятельности
2.2Современное мышление
2.3Культура общения
2.4Виды общения
3.Культура труда и учебы
3.1Историческое развитие культуры труда
3.2Культура умственного труда
3.3Культура учебы
4.Культура игры и досуга
4.1Культура игры
4.2Культура досуга. Соотношение работы и досуга
4.3Досуг как условие развития культуры
Выводы
Литература

 
Введение
Тема реферата «Культурныесценарии деятельности» по дисциплине «Культурология».
Цель работы –ознакомится с понятиями о культурном сценарии, особенностями культуры мышленияи общения, культуры труда и учебы, культуры игры и досуга.
 

 
1. Понятие о культурномсценарии
Культура программируетжизнедеятельность людей и определяет ее способы (приспособленные к условиямобщественного бытия, соответствующие общественным потребностям). Каждаяотдельная личность живет и действует, выстраивая свою индивидуальную жизнь идеятельность по программам, которые определяются социальными условиями иусвоенными личностью культурными установками. Будем называть программы такогорода сценариями. Сценарий — это развертывающийся в определенном социокультурномконтексте план действий личности. Можно различать в таких сценариях два слоя,или уровня:
— культурный сценарий.В пространстве культуры существуют эталонные сюжеты культурных сценариев,определяющие их общие контуры и инвариантные, не зависимые от конкретныхжизненных ситуаций принципы построения.
— индивидуальныйсценарий деятельности. В нем основной сюжет приобретает своеобразие,характерное именно для данной личности.
Понятие «сценарий»,взятое из театрального языка, удачно выражает, по крайней мере, трисущественные черты культурного программирования человеческой жизнедеятельности:
Во-первых, театральныйсценарий — это текст, существующий на бумаге или в уме до начала действия.
Во-вторых, сценарий,который разыгрывают в театре актеры, обычно пишется не ими.
В-третьих, сценарии втеатре никогда не предусматривают всего, что должны выполнить актеры.
 

 
2. Культура мышления иобщения
Эффективность мышлениячеловека зависит:
— от природнойинтеллектуальной одаренности индивида;
— от воспитания,обучения, самообразования, жизненного опыта, т. е., в конечном счете, от егоприобщения к культуре.
Личность, осваиваякультуру вообще, повышает и свой уровень культуры мышления, а следовательно, иего эффективность.
 
2.1 Культурнаяобусловленность сценариев мыслительной деятельности
 
Культура мышления людейпервобытного общества соответствовала условиям их жизни. Обусловленные еюсценарии мыслительных процессов позволяли им ориентироваться в окружающем миреи добывать средства существования.
2.2 Современноемышление
В каждой областидеятельности есть свои сценарии мышления, специфические для нее правила, приемыи способы решения умственных задач: мысль художника движется иначе, чем мысльученого, гуманитарное мышление отличается от естественнонаучного илитехнического, методы медицинского диагноза одни, а методы аудита в экономике —совсем другие. Есть субкультурные различия в мышлении людей, принадлежащих кразным социальным, возрастным, профессиональным группам.
Требования,предъявляемые современной культурой к мышлению и находящие отражение всценариях мыслительной деятельности современного человека:
Рефлективность.Мышление о самом процессе мышления.
Аргументированность.Мысли, не обоснованные аргументами, должны считаться не более чем гипотезами.
Профессионализм. Нарядус общими законами логического мышления существует множество специальных методови методик, с помощью которых решаются задачи в различных областях знания.
Стратегическоеуправление. В наше время существуют многообразные формы стратегическогоуправления мышлением, позволяющие наиболее рациональным образом организоватьвесь мыслительный процесс в целом. Они делятся на два основных типа.
Первый — этоалгоритмические и полуалгоритмические методики, с помощью которых решаютсястандартные задачи.
Другой тип стратегиимышления — это эвристические стратегии, или, как их короче называют, эвристики.Известны такие эвристики, как метод аналогий, методика «гирлянд ассоциаций»,эвристические приемы «мозговой штурм».
2.3 Культура общения
В культуре общения естьдва взаимосвязанных аспекта: внешний, ритуальный, «этикетный» ивнутренний, социально-психологический.
Первый аспект —выражается в выполнении общепринятых ритуалов общения, правил этикета,предписывающих, что и как надлежит во время общения делать.
Характер этих отношенийобразует второй, более глубокий слой культуры общения — ее социально-психологическийаспект. Его обычно имеют в виду, когда говорят о «внутренней культуре»человека.
К основным нормам «внутреннейкультуры» относятся следующие требования:
1) поступай поотношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению ктебе. Это так называемое «золотое правило нравственности.
2) выполняй своиобещания, договоренности и обязательства.
3) будь доброжелателен,старайся по возможности делать людям добро, выполнять их просьбы.
2.4 Виды общения
М. С. Каган выделяеттакие его виды и разновидности:
1) общение человека среальным партнером. Его разновидностями являются:
— Практическое общение— в процессе совместной практической деятельности,
— Духовное общение —межличностная интеллектуально-эмоциональная связь, наиболее отчетливопроявляющаяся в дружеских отношениях.
— Представительскоеобщение, в котором индивиды выступают не как свободные, суверенные личности, нокак представители каких-то групп или социальных институтов.
— Групповое общение —взаимодействие групп, каждая из которых выступает как единое целое. Например,между классами, нациями, партиями, государствами, культурами (а может быть,когда-нибудь — между человечеством и внеземными цивилизациями, если онисуществуют).
2) общение человека силлюзорным партнером. Таким партнером может быть „очеловеченный“,представляемый в качестве одухотворенного объект.(например: животное природа);
3) общение человека своображаемым партнером. В отличие от иллюзорного партнера, который вполнереален, но наделен кажущейся одухотворенностью, здесь имеется в виду мнимый,живущий лишь в воображении партнер.
4) общение воображаемыхпартнеров — художественных персонажей. Здесь речь идет о моделированииотношений общения средствами искусства.
Если принять вовнимание цели общения, то, согласно Кагану, можно выделить 4 типичные ситуации:
— Цель общениянаходится вне его самого (общение является средством организации какого-либовида предметной деятельности — производственной, научной, политической и т.д.).
— Цель общениязаключена в нем самом (общение ради общения: „Приходи, хочется пообщаться“).
— Цель состоит вприобщении другого к своему духовному миру (например, посредством научения,образования и воспитания).
— Цель состоит вприобщении себя к духовному миру партнера (симметричная по отношению кпредыдущей ситуация).
В социальной психологиипринято различать формальное (анонимное, функциональное) и неформальное(приятельское, интимное) общение. Эта классификация тоже в значительной мереусловна, а к тому же еще и неполна: она охватывает только живое межличностноеобщение. Однако ею удобно пользоваться для рассмотрения особенностей сценариевобщения в различных ситуациях повседневной жизни.
Анонимное общение
Это кратковременныйконтакт между незнакомыми людьми, например, на улице, в городском транспорте.
Функциональное общение
Оно имеет место тогда,когда люди вступают в контакт как исполнители определенных функций, связанных сих социальными ролями.
Интимное общение
Основой этого общенияявляются личностная эмоциональная заинтересованность друг в друге и глубокаядушевная близость.
Основные типыотношений, с которыми связано интимное общение, — это дружба и любовь.
Дружба
Дружба во все времена иво всех культурах почиталась как величайшая ценность.
Любовь.
В первом посланииапостола Павла к Коринфянам (гл. 13) изложен своего рода „канон любви“— система правил, которыми должна руководствоваться всякая любовь, в том числеи половая:
1. Любовь долго терпит,милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится.
2. Не гордится.
3. Не бесчинствует, неищет своего, не раздражается, не мыслит зла.
4. Не радуетсянеправде, а сорадуется истине.
5. Все покрывает, всемуверит, всего надеется, все переносит.
6. Любовь никогда неперестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.
В реальной жизни,однако, любовные отношения редко строятся в полном соответствии с этим „каноном“.Как выразился знаменитый остроумец XVII в. Ларошфуко, „истинная любовьпохожа на привидение: все о ней говорят, но мало кто ее видел“.
Наиболее развернутаятипология любви была предложена в 1970-х гг. Дж. Ли. В ней выделяются шесть „стилейлюбви“ — три „первичные“ и три „вторичные“,образованные сочетаниям трех „первичных“. Эти стили обозначеныдревнегреческими словами:
— Эрос — страстноеувлечение, стремление к физической близости;
— Людус — любовнаяигра, доставляющая наслаждение, но без глубокого чувства, допускающаявозможность измены;
— Сторге — спокойная,теплая, надежная любовь-дружба;
— Прагма — из смесисторге и людуса, рассудочная, поддающаяся сознательному контролю любовь порасчету;
— Мания — смесь эроса илюдуса, одержимость, непреодолимая страсть, иррациональная зависимость отобъекта;
— Агапе — бескорыстнаясамоотдача, синтез эроса и сторге.
сценариймышление общение культура

 
3. Культура труда иучебы
 
3.1 Историческоеразвитие культуры труда
— В первобытные временаосновными видами трудовой деятельности были охота, скотоводство, земледелие,домашний труд. Разделение труда — первая культурная норма его организации.Характерной чертой культуры труда на этой начальной стадии было то, что во всехего видах процедуры, способы, навыки индивидуальных и коллективных действий взначительной части обретали магическое истолкование и закреплялись в формеритуалов.
— На более позднихстадиях общественного развития разделение труда усложняется. Выделяются вкачестве его особых видов ремесло (бывшее ранее частью домашнего труда), добычаметаллов, строительство, торговля.
— В средневековойЕвропе возникает цеховая организация ремесленного труда со строгими нормами,регламентирующими как процессы производства, так и свойства производимыхизделий. Появление мануфактурного производства сопровождается разложениемсложных производственных процессов труда на выполняемые разными работникамиэлементарные операции, что, с одной стороны, снижает требования к ихквалификации, а с другой — повышает требования к организации коллективнойработы.
— Переход киндустриальному обществу вызывает настоящую революцию в культуре труда. Крупнаяпромышленность с ее быстро разрастающейся и усложняющейся машинной техникойрождает новый тип работника — профессионально обученного наемного рабочего.Происходит отчуждение работника от процесса и результатов своей деятельности.Рост культуры труда оборачивается падением заинтересованности в нем трудящегосячеловека.
— С середины XX в.культуру труда на производстве начинают связывать с его автоматизацией,освобождением работника от выполнения как физической, так и однообразной,рутинной умственной работы. К необходимым признакам высокой культуры труда внастоящее время относят способствующую этому обстановку: эффективную системуматериального и морального стимулирования заинтересованности работников вповышении качества работы, поощрение их инициативы, заботу об улучшении условийтруда и быта работников, создание благоприятного психологического климата вколлективе, установление „человеческих отношений“ междуадминистрацией и рабочими и т. п. Отсутствие же таких признаков расцениваетсякак недостаток культуры труда на предприятии.
3.2 Культураумственного труда
Бурное развитиеинформационной техники во второй половине XX в. приводит к существеннымпеременам в культуре умственного труда. С введением в практику персональныхкомпьютеров отходят в прошлое многие привычные представления о формах,условиях, средствах „кабинетной работы“. Компьютер выступает какбыстрый и надежный помощник, предоставляющий человеку невиданные ранеевозможности получения, переработки, сохранения и представления в удобном дляиспользования виде огромных массивов информации. Вот лишь некоторые функции,которые берет на себя компьютер, освобождая силы и время работника-пользователяи при этом не требуя от него каких-либо специальных познаний в компьютерномделе:
— Решение разнообразныхлогико-математических задач, включая такие трудоемкие расчеты, которые человекбыл бы не в состоянии выполнить за годы.
— Анализ данных иавтоматическое представление их в нужной пользователю форме — в таблице,графике, выборках по заданным параметрам, переводе на другой язык и т. д.
— Подготовка текста,оформление его желаемым для автора образом, корректорская правка и т. д.,вплоть до изготовления готового макета книги.
— Выполнение работ поспециальным программам (например, изготовление бухгалтерских документов, карт ипр., проектирование, планирование, компьютерная графика).
— Хранение и быстроевоспроизведение различных материалов, быстрый поиск в них нужных данных.
— Замена домашнейбиблиотеки (один компакт-диск может вместить несколько тысяч книг).
— Включение вкоммуникационные каналы, открывающие доступ ко всем крупнейшим библиотекаммира, информационным агентствам и другим источникам информации, позволяющиевступать в общение с множеством организаций и лиц, получать и распространятьинформацию через электронную переписку, электронные версии журналов, такназываемые „болталки“ (»спай") и пр.
— Создание новых форминтеллектуальной продукции — электронные публикации, интернетовскиеконференции, «гиперлитература» и другие виды коллективноготворчества.
Среди американскихспециалистов по электронным технологиям получили признание сформулированные Дж.Муром три принципа, которые ограничивают роль компьютеров в принятии решений:на компьютеры нельзя возлагать принятие:
1) решений, которыелюди хотят принимать сами;
2) решений, которые человекможет принять более компетентно;
3) решений, которыечеловек не сможет исправить или отменить.
Не следует упускать извиду и негативные стороны процесса работы с компьютером. Длительное сидениеперед ним в наибольшей мере угрожает глазам: ослабление зрения констатируетсямедиками у многих его постоянных пользователей. Поэтому необходимо соблюдатьмеры предосторожности — держаться на расстоянии не менее 60 см от экранамонитора, делать регулярные перерывы через каждые 1,5-2 часа и т. д. Компьютерможет оказывать вредное воздействие на психику: известны случаи психическихотклонений, выражающихся в вовлечении личности в «компьютерную реальность»настолько, что она теряет связь с реальным миром («компьютерный психоз»).
В работе с компьютеромеще более настоятельно, чем в докомпьютерный век, требуется выполнять общиеправила гигиены умственного труда. Физиолог Н. Е. Введенский считал наиболееважными для обеспечения продуктивности труда следующие пять условий:
1.В работу надо входитьпостепенно.
2.Работа, а также сон,прием пищи и т. п. должны быть ритмичны.
3.Нужно соблюдатьпривычную последовательность и ритмичность деятельности.
4.Необходимо чередоватьтруд и отдых.
5.Важно осознаватьобщественную полезность своего труда.
Нельзя и возлагать накомпьютеры чрезмерные надежды. Можно и карандашом создавать шедевры, а скомпьютером в руках быть беспомощным простофилей. В конечном счете, решающеезначение в умственном труде имеют не сценарий его организации, не его условия иорудия, а качества личности, которая им занимается.
3.3 Культура учебы
Обыденно-практическоеобучение
Исторически первой,наиболее древней формой учебного процесса является обыденно-практическоеобучение.
Демонстративноеобучение
Вторая форма учебногопроцесса, исторически сложившаяся по мере усложнения задач учебы, —демонстративное обучение. В этой форме обучение организуется как особый процессвзаимодействия учителя и ученика: учитель показывает, что и как надо делать,ученик копирует действия учителя.
Развивающее обучение
Третья, болеесовершенная форма учебного процесса — развивающее обучение. Она возникает вНовое время на основе классической педагогики (Ян Коменский и др.). Развивающееобучение связано с разработкой специальных дидактических приемов, возбуждающихактивность учащихся.
Креативное обучение
В XX в. постепеннообрисовываются контуры новой психолого-педагогической парадигмы:разрабатываются идеи креативного обучения. Сценарий креативного обученияпредполагает «штучный подход», индивидуально-ориентированную работупедагога с учащимся.
 

 
4. Культура игры идосуга
 
4.1 Культура игры
Игру наряду с трудом атакже учебой психологи относят к основным видам человеческой деятельности. Всемы играем, учимся и трудимся. Эти виды деятельности сопровождают нашу жизнь отрождения до смерти, но роль их в разные периоды жизни неодинакова: в детстве напервом месте — игра, затем — учеба, а потом — труд.
Игры различают:
— по их содержанию(спортивные, военные, экономические и др.);
— по их форме(настольные, подвижные, театрализованные);
— по их целям(развлекательные, познавательные, учебно-тренировочные);
— по применяемым в нихсредствам и приспособлениям (вербальные, механические, компьютерные);
— по числу игроков(одиночные, парные, групповые);
— по способам решенияигровых задач (интеллектуальные, подвижные, подражательные или ролевые,азартные или «игры шанса» — лотерея, тотализатор и т. п., «головокружительные»— карусели, качели, аттракционы и пр.).
Культуролог и историкЙ. Хейзинга, чья книга является одним из самых известных исследований игры какфеномена культуры, попытался установить наиболее важные признаки, свойственныеразнообразным видам игр. Рассмотрим указанные Хейзингой признаки.
1. Всякая игра естьсвободная деятельность. Игра по приказу — уже не игра.
2. Игра по своей природене утилитарна.
3. Игра связана свыходом за рамки действительного, реального в область воображаемого, «ненастоящего.Даже малое дитя понимает, что в игре все делается „не взаправду“,»понарошку".
4. Игра протекаетобособленно от «обыденной», практической жизни, в замкнутомпространстве-времени. У нее четко фиксируемые границы: во времени — начало иконец, в пространстве — игровая зона (сцена, цирковая арена, стадион, экран,бильярдный стол, шахматная доска).
5. Во всякой игре естьсвои законы — правила игры. Эти законы обязательны и нерушимы. Любое отклонениеот них расстраивает игру.
6. Важным элементомвсякой игры является напряжение.Она всегда есть некое состязание —борьба с другими играющими, борьба с какими-либо препятствиями и трудностями,которые нужно преодолеть, и, наконец, борьба с самим собой.
7. Всякая развитая играпорождает стремление к ассоциации и объединению играющих в некое содружество.Их сближает чувство принадлежности к особому, изолированному от обыденной жизнимиру игры. Это чувство сохраняет свою колдовскую силу за пределами игровоговремени и пространства.
Игра старше культуры.Она есть разновидность биологического поведения. По мнению Хейзинги,культура возникла из игрового поведения наших далеких предков. Уже у животныхона выходит за рамки простого удовлетворения инстинктов. Голодным животным недо игры — животные играют, когда у них есть избыток сил, которые можнорасходовать «просто так», без пользы. Мы играем, и мы знаем, что мыиграем, значит, мы более чем просто разумные существа, ибо игра есть занятиевнеразумное. Отсюда и начинается рост человеческой культуры. Культура возникаетв форме игры, она первоначально «разыгрывается».
Роль игры вчеловеческом обществе: игра дает разрядку напряжения и отдых, обеспечивая темсамым обновление физических и интеллектуальных сил человека; в том, что играпозволяет в условной, «невзаправдашней» и потому облегченной форменакапливать жизненный опыт личности, тренировать тело и ум; в том, что она даетвыход излишку энергии, не находящему себе иного, практически полезногоприменения.
Подводя итоги, можносделать вывод, что роль игры в обществе исторически изменяется, но играостается и поныне фактором развития культуры.
4.2 Культура досуга.Соотношение работы и досуга
Потребность в отдыхе —это биологическая потребность организма. Досуг есть средство удовлетворенияэтой потребности. И вместе с тем он проводится всегда в какой-то культурнойформе, представляет собою определенную форму культуры. Как и всякая культурнаяформа, досуг выполняет не только психофизиологическую функцию, но и функциюкультурную.
4.3 Досуг как условиеразвития культуры
— В первобытномобществе духовная культура формируется как продукт досуговой деятельностилюдей, т. е. деятельности непроизводительной, совершающейся в свободное отпроизводительного труда время.
— Первыми людьми,частично или полностью освобожденными от производительного физического труда иживущими за счет труда других, были вожди, шаманы, жрецы. Они получили, такимобразом, время для духовной деятельности. Они и становились основнымихранителями архаической культуры, блюстителями ее традиций.
— С переходом кклассовому обществу темпы роста культуры значительно возрастают. Ибо расслоениеобщества на бедных и богатых привело к тому, что небольшая верхушкасостоятельных собственников, живя за счет эксплуатации труда массы рабов ибедноты, получила возможность иметь много досугового времени.
— В последующие эпохидуховное производство стало превращаться во все более обширную областьприложения труда. В наши дни трудом, связанным с созданием, сохранением,распространением духовных ценностей, живет в развитых странах значительнаячасть населения (30-50%).
Для людей,профессионально занятых духовным творчеством, работа есть то, что у другихявляется досугом.
Профессиональный труд всфере культуры возможен только при условии, что в обществе есть на него спрос.
Но для потребленияпродуктов духовного производства опять-таки нужно время, свободное от другихзанятий. Такое время есть у тех, кто имеет достаточно средств, чтобы необременять себя изнурительным трудом, — например у аристократии.
Можно выделитьнесколько типичных сценариев досуга в современном обществе:
1. Отсутствие отдыха.Это крайняя, «вырожденная» ситуация, в которой время досугаприближается к нулю. Работа занимает столько времени и отнимает столько сил,что человек едва успевает хотя бы немного поспать.
2. Будничное безделье.После работы — бездумное, беззаботное и бесцельное времяпрепровождение.
3. Домашняя работа. Улюдей семейных — обычно неизбежное дополнение к их профессиональному,служебному труду.
4. Праздник. В широкомсмысле слова — это не только государственный, национальный, религиозный илисемейный праздник; праздником может быть любая форма проведения досуга, котораярезко нарушает обычный, повседневный, изо дня в день повторяющийся порядокжизни и создает приподнятое настроение.
5. Смена занятий. Досугзаполняется какими-то делами, которые нравятся человеку и удовлетворяют егоинтересы, лежащие вне его служебных обязанностей на основной работе. Неоценимыевозможности для полноценного отдыха открывает приобщение к миру искусства.
6. Сочетание отдыха сработой. Этот сценарий досуга типичен для людей, чья трудовая деятельностьпротекает в условиях «ненормированного» рабочего дня (самостоятельныйпредприниматель, менеджер, исполнитель, имеющий возможность распоряжаться своимрабочим временем по собственному усмотрению).

Выводы
В процессе выполненияработы мы ознакомились с культурными сценариями деятельности, а именно:
— понятием о культурномсценарии;
— культурой мышления иобщения;
— видами общения;
— культурой труда иучебы;
— культурой игры идосуга и др.

Литература
 
1. Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. – Ростов–н/Д, Феникс, 1997 – 640с.
2. Гуревич В.С. Культурология: Учебник – М., Гардарики, 2003 – 280 с.
3. Матвєєва Л.Л. Культурологія:Курс лекцій: Навч. посібник – К… Либідь, 2005 – 512с.
4. Культурология. Пособие для подготовки к экзаменам / Сост. Д.А.Чекалова – Ростов н/Д, Феникс, 2004 – 352с.
5. Розин В.М. Введение в культурологию – М., Международнаяпедагогическая академия, 1994 – 104 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.