Реферат по предмету "Экология"


Экосистемы мирового океана

Содержание

         Введение_________________________________________________3
1. Техника сбора информации.Эксперимент________________________ 4
2. Экосистемы мировогоокеана___________________________________8
3. Проблемы эволюции репродуктивныхстратегий___________________15
         Выводы__________________________________________________ 19
         Список использованнойлитературы__________________________ 20

Введение
 
В данной работе будут рассмотрены три вопроса. Первыйвопрос касается  техники сбораинформации и эксперимента. Второй  — экосистемы мирового океана, и третьим вопросом рассмотрена проблема эволюции репродуктивныхстратегий.
Целью рассмотрения этих вопросов и написания работы вцелом, является:
— определение термина экологические исследования,экспериментальный метод. На экосистемном уровне важной задачей оказываетсяразвитие «экологического конструирования» в виде направленногоформирования экосистем на землях, опустошенных промышленным воздействием.Следует отметить, что, несмотря на огромный «задел» в виде материалово реакции организмов разных видов на отдельные экологические факторы и ихкомплексы, разработка на этой основе принципов экологического нормирования лишьтолько начинается;
— рассмотрение Мирового океана в системе наук о Земле. Разумеется, важноеместо занимает океанология, охватывающая всю сумму знаний о Мировом океане иего взаимосвязях с материковой частью Земли и атмосферой. Стоит отметить, что современнаяокеанология опирается на достижения физики, химии, биологии, геологии и самавносит существенный вклад в развитие этих наук;
— рассмотрение проблем эволюции, попытка понять, что же именно хотелсопоставить Дарвин в своих работах, и каким образом его теории сопоставимы ссегодняшними разработками в данной сфере науки.
Актуальность выбранных и рассмотренных вопросовзаключается в том, что в сегодняшние дни абсолютным залогом нормального развития отдельных сфержизни планеты, и населения в целом, является  состояние развития экологическогоаспекта. А как следствие — состояние здоровья всего общества. А посколькуокеанология, теория эволюции, экологический мониторинг — неотъемлемая частьобщих знаний экологии, то изучение основных определений по таким вопросам  является основополагающим  направленим.

1.   Техника сбора информации. Эксперимент
 
В экологических исследованиях, как и в другихбиологических науках, часто применяется экспериментальный метод. В отличие отпассивного наблюдения при проведении эксперимента исследователь сознательнопроизводит определенные изменения в экосистеме. Эксперименты различаются подостигнутому в них уровню контроля над изучаемым объектом. Одни экспериментымогут проводиться при однократном возмущении экосистемы, и тогдаэкспериментатор наблюдает только за динамикой ее поведения, которая можетпроявляться на фоне всевозможных, часто нежелательных с его точки зрения,воздействий. В других экспериментах исследователь может контролировать всепараметры на протяжении всего опыта. В зависимости от места проведения опытыподразделяют на полевые и лабораторные. Полевые опыты при проведенииэкологических исследований практически неконтролируемы, так как действиеэкспериментатора на многие факторы ограниченно. В лабораторных опытах можнообеспечить контроль большего числа факторов. Тем не менее многие из них следуетотнести к частично контролируемым. Наиболее полный контроль изучаемых факторовдостигается в сложных лабораторных экспериментах. Классической и наиболеераспространенной схемой проведения естественнонаучного эксперимента считаетсяоднофакторный опыт, сущность которого состоит в определении влияния изучаемогофактора на фоне фиксированных остальных факторов, то есть используется такназываемый принцип «единственного различия». Однако в естественныхусловиях однофакторный экологический опыт провести практически невозможно. Дляэтой цели больше подходят многофакторные эксперименты. Сущность их заключаетсяв том, что исследователь изменяет не один, а сразу несколько факторов. Этопозволяет при последующей математической обработке получить многофакторноеописание уравнения изучаемого процесса. Многие исследователи справедливоподнимают вопрос о том, что экологические исследования, проведенные влабораторных условиях, и полученные на их основе выводы не всегда применимы кполевым условиям. Поэтому в экологических исследованиях предпочтение отдаетсяполевым условиям. Кроме специально спланированных опытов, большой вклад вразвитие экологической теории внесло обобщение результатов непреднамеренных«экспериментов» с экосистемами, которые были следствием естественныхприродных процессов или деятельности человека. В настоящее время считается, чтоизучение сложных систем, к которым относится и экосистема, наиболее эффективнопри сочетании экспериментального метода и моделирования. Опыт исследований вобласти естествознания, в том числе и экологии, свидетельствует о том, чтонаилучшие результаты достигаются в том случае, когда эти исследованияспланированы и базируются на научной теории. Эффективной формой научнойинтерпретации теоретических представлений является модель.
Борьба с различными формами загрязнения биосферы — проблема, лишь условно относимая к экологическим. Разработка различного родаочистных сооружений — задача чисто техническая и во многом решенная, хотя и невсегда эти сооружения используются в должной мере. Поэтому важен и юридическийаспект проблемы — соблюдение законодательства, ограничивающего выброспромышленных отходов в окружающую среду.
Собственно экологической оказывается проблеманормирования допустимого уровня антропогенной нагрузки на конкретныеэкосистемы. Теоретическая база решения этой задачи лежит в изучении адаптивныхвозможностей конкретных видов по отношению к различным воздействиям на уровнеорганизмов, их популяций и целых сообществ. В основе разработки нормативовразличных воздействий должны лежать: 1) формализация основных понятий,характеризующих устойчивость биологических систем; 2) разработка принциповэкстраполяции эффектов антропогенного воздействия с организменного уровня напопуляционный; 3) применение методов математической экологии для обобщениярезультатов (В.Н. Большаков, B.C. Безель, 1990). На экосистемном уровне важнойзадачей оказывается развитие «экологического конструирования» в виденаправленного формирования экосистем на землях, опустошенных промышленнымвоздействием. Следует отметить, что, несмотря на огромный «задел» ввиде материалов о реакции организмов разных видов на отдельные экологическиефакторы и их комплексы, разработка на этой основе принципов экологическогонормирования лишь только начинается. Для способствования улучшения окружающей среды, была разработана Конвенция,которая содержит следующее:Статья 5
Сбор и распространение экологической информации
1.  Каждая Сторона обеспечивает,чтобы:
а) государственные органы располагали экологическойинформацией, имеющей отношение к их функциям, и обновляли её;
б) были созданы обязательные системы для обеспечениянадлежащего поступления в государственные органы информации о планируемой иосуществляемой деятельности, которая может оказывать значительное воздействиена окружающую среду;
в) в случае любой надвигающейся угрозы здоровьючеловека или окружающей среде, возникающей в результате деятельности человекаили по причинам природного характера, вся информация, которая могла быпозволить общественности принять меры для предотвращения или смягченияпоследствий ущерба, возникающего в связи с такой угрозой, и которой располагаетгосударственный орган, распространялась незамедлительно и без задержки средипотенциально затрагиваемых угрозой членов общества.
2.  Каждая Сторона обеспечивает, чтобыв рамках национального законодательства процедуры предоставления экологическойинформации государственными органами общественности были понятными иэкологическая информация была легко доступной путём, среди прочего:
а) предоставления общественности достаточнойинформации о виде и охвате экологической информации, находящейся в распоряжениисоответствующих государственных органов, и об основных условиях, определяющихвозможность предоставления такой информации и доступа к ней, и о процессе еёполучения;
б) организации и осуществления таких практических мер,как:
в) обеспечение для общественности доступности списков,регистров или архивов;
г) установление обязанности для должностных лицоказывать поддержку общественности в получении доступа к информации всоответствии с настоящей Конвенцией;
д) выделение пунктов связи;
е) бесплатного предоставления доступа к содержащейся всписках, регистрах или архивах экологической информации в соответствии сподпунктом б) и в) выше.
3.  Каждая Сторона обеспечиваетпостепенное увеличение объёма экологической информации в электронных базах данных,являющихся легкодоступными для общественности через публичные сети связи.Доступная в такой форме информация должна включать:
а) доклады о состоянии окружающей среды, упоминаемые впункте 4 ниже;
б) тексты законодательных актов по вопросам окружающейсреды или имеющим к ней отношение;
в) в соответствующих случаях, документы по вопросамполитики, планы и программы в области окружающей среды или относящимся к ней, атакже природоохранные соглашения;
г) другую информацию в той степени, в которой наличиеуказанной информации в такой форме облегчит применение национальногозаконодательства по осуществлению настоящей Конвенции, при условии, что такаяинформация уже имеется в электронной форме.
4.  Каждая Сторона через регулярныеинтервалы, не превышающие три или четыре года, публикует и распространяетнациональный доклад о состоянии окружающей среды, включая информацию о качествеокружающей среды и информацию о нагрузке на окружающую среду.
5.  Каждая Сторона принимает в рамкахсвоего законодательства меры с целью распространения, в частности:
а) законодательных актов и директивных документов,таких, как стратегии, документы по вопросам политики, программы и планыдействий в области окружающей среды и доклады о ходе их осуществления,подготовленные на различных уровнях государственного управления;
б) международных договоров, конвенций и соглашений повопросам, касающимся окружающей среды;
в) в соответствующих случаях других важныхмеждународных документов по вопросам, касающимся окружающей среды.
6.  Каждая Сторона поощряетоператоров, деятельность которых оказывает существенное воздействие наокружающую среду, регулярно информировать общественность о воздействии ихдеятельности и продуктов на окружающую среду, делая это, в соответствующихслучаях, в рамках использования добровольных систем экомаркировки иэкологической экспертизы или с помощью других средств.
7.  Каждая Сторона:
а) публикует фактическую информацию и её анализ,которые она считает уместными и важными для разработки наиболее существенныхпредложений по вопросам экологической политики;
б) публикует или иным образом обеспечивает доступ кимеющемуся пояснительному материалу о своих контактах с общественностью повопросам, входящим в сферу действия настоящей Конвенции;
в) предоставляет в надлежащей форме информацию овыполнении государственными органами на всех уровнях государственных функцийили о предоставлении услуг населению, имеющих отношение к окружающей среде.
8.  Каждая Сторона разрабатываетмеханизмы с целью обеспечения предоставления общественности достаточнойинформации о продуктах таким образом, чтобы давать возможность потребителямпроизводить обоснованный выбор с учётом интересов охраны окружающей среды.
9.  Каждая Сторона принимает меры попостепенному развёртыванию, с учётом в надлежащих случаях осуществляемых намеждународном уровне процессов, согласованной общенациональной системыкадастров или регистров загрязнения с использованием структурированной,компьютеризованной и доступной для общественности базы данных, составляемой наоснове стандартизованной системы представления отчётности. Такая система можетвключать данные о поступлении, выделении и переносе в результате осуществленияконкретного круга видов деятельности определенного ряда веществ и продуктов, втом числе при использовании воды, энергии и ресурсов, в различные сферыокружающей среды, а также на находящиеся в пределах промышленных объектов илиза их пределами участки обработки и сброса.
10.     Ничто в настоящей статье не можетнаносить ущерба праву Сторон, отказывать в раскрытии определённой экологическойинформации в соответствии с положениями пунктов 3 и 4.
2.  ЭкосистемыМирового океана
Согласно самой распространенной гипотезе, Землявозникла из вращающейся раскаленной газовой туманности, которая, постепенноохлаждаясь и сжимаясь, достигла огненно-жидкого состояния, а затем на нейобразовалась кора. Почти все гипотезы сходятся на том, что образованиеокеанических бассейнов было вызвано двумя главными причинами: во-первых,перераспределением пород различной плотности, происходившим в периодотвердевания земной коры, и, во-вторых, взаимодействием сил  в недрахсжимающейся Земли, которое вызвало революционные изменения в рельефеповерхности. На дне Мирового океана выделяются четыре зоны.
Первая зона — подводная окраинаматериков. Вторая — переходная — зона сформировалась на стыке материковых глыби океанических платформ. Третья — основная — зона дна Мирового океана — ложеокеана, она отличается развитием земной коры исключительно океанического типа.Четвертая зона выделяется в центральных частях океанов. Это — крупнейшие формырельефа дна океана — срединно-океанические хребты — гигантские линейно — ориентированныеподнятия земной коры. Осадконакопление — один из важнейших фактороврельефообразования в океане. Известно, что в Мировой океан ежегодно поступаетболее 21 млрд. т твердых осадков, до 2 млрд. т вулканических продуктов, около 5млрд. т известковых и кремнистых остатков организмов. Специфичны для Мировогоокеана и другие экзогенные процессы, формирующие рельеф его дна. Это преждевсего работа волн, преобразующая рельеф дна в береговой зоне, деятельностьприливно-отливных течений, формирующих специфический рельеф песчаных гряд иразносящих осадочный материал. Осадочный материал перемещают, кроме того,постоянные (геострофические) океанические течения. На дне океана происходяттакже гравитационные процессы. Главные черты поверхностной циркуляции водмирового океана определяются ветровыми течениями. Важно отметить, что движениеводных масс в Атлантическом и Тихом океанах очень сходно. И в том и в другомокеане существуют два огромных антициклонических круговых течения, разделенныхэкваториальным противотечением. В обоих океанах есть, кроме того, мощныезападные (в северном полушарии) пограничные течения (Гольфстрим в Атлантическоми Куросио в Тихом) и такие же по характеру, но более слабые восточные течения(в южном полушарии) — Бразильское и Восточно-Австралийское. Кроме того, ввосточной части каждого бассейна к северу от основного круговорота обнаруженциклонический круговорот меньшего масштаба. Температура всей массы океанскойводы около 4 градусов по Цельсию. Океаны холодные. Вода в них прогреваетсятолько у самой поверхности, а с глубиной она становится холоднее. Только 8% вод океана теплее 10 град., более половины холоднее 2.3 град. С глубинойтемпература изменяется неравномерно. Средняя температура поверхностных водокеана более +17 град., причем в северном полушарии она на 3 град. выше, чем вюжном. Наибольшие температуры воды в северном полушарии наблюдаются в августе,наименьшие — в феврале, в южном полушарии — наоборот. Суточные и годовыеколебания температуры воды незначительные: суточные не превышают 1 град.,годовые составляют не более 5..10 град. в умеренных широтах. При охлажденииморской воды ниже точки замерзания образуется морской лед.     Льдом постояннопокрыто 3 — 4% площади океана.
Морской лед отличается от пресноводногов ряде отношений. У соленой воды температура замерзания понижается по мереувеличения солености. В диапазоне солености от 30 до 35 промилле точказамерзания меняется от -1.6 до -1.9 град. Образование морского льда можнорассматривать как замерзание пресной воды с вытеснением солей в ячейки морскойводы внутри толщи льда. Когда температура достигает точки замерзания,образуются ледяные кристаллы, которые «окружают» не замерзшую воду. Незамерзшаявода обогащается солями, вытесненными кристаллами льда, что приводит кдальнейшему понижению точки замерзания воды в этих ячейках. Если кристаллы льдане полностью окружат обогащенную солями незамерзшую воду, она будет опускатьсяи смешиваться с нижележащей морской водой. Если процесс замерзания растянут вовремени, почти весь обогащенный солями рассол уйдет из льда и его соленостьокажется близкой к нулю.
При быстром замерзании большая частьрассола охватится льдом и его соленость будет почти такой же, как и соленостьокружающей воды. Обычно прочность морского льда составляет одну треть прочностипресноводного льда той же толщины. Однако старый морской лед (с очень низкойсоленостью) или лед, образовавшийся при температуре ниже точки кристаллизациихлористого натрия, не уступает по прочности пресноводным льдам. Замерзаниеморской воды происходит при отрицательных температурах: при средней солености — около  -2 град. Чем выше соленость, тем ниже температура замерзания. Толщинаарктического льда около 2м, а температура воздуха зимой в районе Северногополюса опускается до — 40 град. Лед действует как изолятор, предохраняя океанот выхолаживания. Морской лед играет и другую важную роль в энергетическом бюджетеокеана.
Вода — хороший поглотитель солнечнойэнергии. Напротив, лед, в особенности пресный, и снег — очень хорошиеотражатели. Если чистая вода поглощает около 80% падающей радиации, то морскойлед может отражать до  80%. Так присутствие льда значительно уменьшаетнагревание земной поверхности. Льды затрудняют судоходство, с айсбергамисвязаны катастрофы судов. Большая часть айсбергов, представляющих опасность длясудовождения, зарождается на западном побережье Гренландии, севернее 68 30 с.ш.  Здесь около сотни ледников продуцируют около 15000 айсбергов в год. Вокеане не только холодно, но и темно. На глубине свыше 100 м невозможно увидетьднем ничего, кроме редких биолюминисцентных  вспышек света от проплывающих рыби зоопланктона.  В отличие от атмосферы, сравнительно прозрачной для всех волнэлектромагнитного спектра, океан непроницаем для них. Ни длинные радиоволны, никоротковолновое ультрафиолетовое излучение не могут проникнуть в его глубины. Влюбой текучей среде, включая морскую воду, потери солнечного излучения довольнохорошо описываются так называемым законом Беера, который гласит, что количествоэнергии, поглощенной на некотором расстоянии, пропорционально исходному ееколичеству. Это дает возможность охарактеризовать морскую воду с помощьюкоэффициента относительного пропускания. Коэффициент пропускания меняется уводы  в зависимости от длины волны излучения, и в частности видимая частьспектра солнечного света пропускается водой значительно лучше, чем излучение сболее короткими или более длинными волнами. Различие между пресной и соленойморской водой в этом отношении не играет роли. Установлено, что на 100-метровуюглубину в океан проникает менее 1% солнечной энергии, достигшей поверхностиводы. Из-за непрозрачности океана для электромагнитного излучения мы лишенывозможности использовать радиоволны и радары для изучения океана. Погрузившаясяподводная лодка может принять радиосообщение только через плавающую наповерхности антенну либо с помощью радиоустройств, работающих на волнах такойдлины, при которой закон Беера уже не выполняется. С другой стороны, длязвуковых волн океан гораздо более проницаем, чем атмосфера, и по причинесвоеобразного изменения скорости звука в водной толще он может распространятьсяв океане на чрезвычайно большие расстояния. Скорость звука в океане меняется взависимости от давления, температуры и солености — 1500 м/с, что в 4 — 5 разпревышает скорость звука в атмосфере. С увеличением температуры, солености идавления скорость звука возрастает. Скорость звука в воде не зависит от еговысоты или частоты.
Звук в океане распространяется не попрямой линии, он всегда отклоняется в сторону, где скорость меньше. Всоответствии с увеличением давления скорость звука растет с глубиной.Совместное влияние температуры и давления обычно приводит к тому, что где-то впромежуточном слое между поверхностью и дном океана скорость звука принимаетминимальное значение. Этот слой минимума скорости называют звуковым каналом.
 Из-за того, что путь звука всегдаискривляется в сторону слоя воды с меньшей скоростью распространения, слойминимума скорости канализирует звук.         Звуковой канал в океане обладаетсвойством непрерывности. Он простирается почти от поверхности океанических водв полярных широтах до глубины около 2000 м у берегов Португалии, при среднейглубине порядка 700 м. Сверхдальнее распространение звука в океане объясняетсятем, что и источник звука, и улавливатель находятся возле оси звукового канала.Океанская вода содержит соли, газы, твердые частицы органического и неорганическогопроисхождения.
По массе они составляют всего 3.5%, ноот них зависят определенные свойства воды (табл. 2.1, 2.2)
Таблица 2.1
Состав воды Мировогоокеана
 Компонент концентрация г/кг Компонент концентрация г/кг Хлор 19.353 Бикарбонат 0.142 Натрий 10.760 Бром 0.067 Сульфат 2.712 Стронций 0.008 Магний 1.294 Бор 0.004 Кальций 0.413 Фтор 0.001 Калий 0.387
Таблица 2.2
Химический составпланктона
(в микро граммах элемента на грамм сухоговеса планктона)
 Элемент
фито-
планктон
зоо-
планктон Элемент
фито-
планктон
зоо-
планктон Si 58000 - Ti 30 --- Na 11000 68000 Cr 4 --- Mg 14000 8500 Ni 4 6 Ca 6100 15000 Zn 54 120 Sr 320 440 Ag 0.4 0.1 Ba 110 25 Cd 2 2 Al 200 23 Pb 8 2 Fe 650 96 Hg 0.2 0.1 Mn 9 4
Большинство из металлов в водах океанаприсутствует в морской воде в крайне малых количествах. Как показывает таблица,живые организмы извлекают металлы из морской воды. Чаще всего концентрацияметаллов в живых организмах в сравнении с их содержанием в морской воде непревышает концентрации фосфора. Погружающееся с поверхности океана веществовключает множество частиц с большой реакционной поверхностью. Частицы из кичимарганца и железа также обладают обширными активными поверхностями. Некоторыеиз них осаждаются из верхних слоев океана, а другие образуются при окислениивосстановленного железа и марганца, диффундирующих из донных отложений илиприносятся горячими водами из области раздвигающихся срединно-океаническиххребтов. Такие соединения захватывают металлы. Самое яркое подтверждение этому- железомарганцевые конкреции на дне океанов, в которых содержится до 1% никеляи меди, а также многие другие металлы. Подобное захватывание металлов ещеэффективнее происходит в прибрежных водах, где постоянное взмучивание наносов ибиологическая переработка толщи отложений обеспечивают непрерывный поток окисляющегося железа и марганца в растворе из донных отложений. После попаданияметаллов в донные отложения, вероятность их повторного появления в вышерасположеннойтолще воды очень мала, хотя некоторое перераспределение внутри самих отложенийи наблюдается. Рассмотрим табл. 2.3
Таблица 2.3
 
Экологическаяклассификация объектов морского
промысла, используемых впищу
 ОРГАНИЗМ Преобладающий экологический тип КИТЫ Хищные млекопитающие РЫБЫ:  Анчоусы, сельди, сардины Пелагические планктофаги Скумбрия, тунцы, треска, минтай, камбала Пелагические хищники Пикша, морской язык, палтус, хек Демерсальные хищники Морской окунь, лососи, мойва, килька Проходные рыбы МОЛЛЮСКИ: мидии, устрицы, морские гребешки Бентические моллюски Кальмары, осьминоги Нектобентические моллюски
РАКООБРАЗНЫЕ:
(Креветки), омары, крабы                 Нектобентические ракообразные РАСТЕНИЯ (бурые, красные водоросли) Бентические фотосинтезирующие организмы
 
Помимо непосредственного лова рыбы,доставляющего человечеству пищу, существуют и другие морские промыслы,связанные главным образом с получением побочных продуктов, вырабатываемыхморскими организмами, или с использованием их для промышленных и торговыхцелей. Сюда прежде всего относятся промысел губок и жемчуга, охота на морскихмлекопитающих (китов и тюленей) и морских пресмыкающихся (черепах). Губки непринадлежат к морским растениям, они являются примитивным типом морскихбеспозвоночных животных. 200 из известных 20 000 видов губок живут в пресныхводах, примерно 7 — 8 видов имеют промысловое значение, они встречаются главнымобразом в сравнительно теплых водах Средиземного моря и Мексиканского залива.
Добыча жемчуга — еще один способобогащения за счет обитателей моря, которому научился человек. По своемувнешнему виду жемчужины отличаются от съедобных устриц и больше похожи наобыкновенные раковины. Наиболее известен вид Pteriamargaritifera, имеющий около 7,5 см  в поперечнике и поставляющийсамые ценные жемчужины.
Другой, больший по размерам вид — Pteria maxima. Эта раковина имеет иногда до 30 см в поперечнике идостигает веса 5,5 кг, но сами жемчужины не так хороши,  как у предыдущей, иценятся в основном за перламутр, которым раковина жемчужницы покрыта изнутри.        Промыселжемчуга ведется во многих районах мира. Красивейшие жемчужины добывают в водах,омывающих Таити, Борнео, Калифорнию, Венесуэлу, Новую Гвинею и Мексику.  Самыеизвестные промыслы расположены в Персидском заливе. Китобойный промысел — одиниз древнейших способов эксплуатации морских богатств.
Кроме мяса, главными продуктами,получаемыми от кита, являются жир, амбра (добывается из содержимого кишечникаубитого кита; иногда ее можно встретить свободно плавающей в море иливыброшенной на берег), костяная мука, китовый ус. Жир кашалота особенно ценитсяв качестве смазочного материала, а воскообразное вещество, имеющееся в егоголове, известное как спермацет, используется в медицине и для изготовлениякосметических средств. Амбра  — чрезвычайно ценное вещество, используется какфиксатор для высококачественных духов. Весьма ценным для человека как своимжиром, так и шкурой, является тюлень. К наиболее важным с промысловой точкизрения видам принадлежат морские котики (северные районы Тихого океана, вособенности острова Прибылова и Командорские острова в Беринговом море). Другоеморское млекопитающее, мех которого широко используется человеком, — морскойбобр (калан). Хорошо обработанная шкурка калана — один из самых ценных мехов вмире. Известную коммерческую ценность представляет также белый медведь (шкура,мясо, зубы). Единственным морским пресмыкающимся, которое добывает человек,является черепаха. Особенно ценятся два рода: Eretmochelys изеленая черепаха (Chelonia); эти черепахи обитают в Атлантическом, Тихом иИндийском океанах. Первая поставляет ценный в коммерческом отношениичерепаховый панцирь, вторая  -  мясо. Планктон используется как богатая белкамипища для домашней птицы и домашнего скота. Ряд морских растений, прежде всеговодоросли, также имеют практическое значение. Так, отдельные виды водорослей,как, например, Chondrus crispus Porphyra laciniata, употребляют в пищу. Из водорослей также получаютйод, бром и поташ. Водоросли дают также альгиновую кислоту, употребляемую приприготовлении бланманже и горчицы. Водоросли используются как хорошееудобрение, содержащее 1% азота и некоторое количество поташа.
Микроскопические размеры растительногопланктона компенсируются численностью: под каждым квадратным метром морскойповерхности находится от 100 млн. до 10 млрд. клеток фитопланктона.Фитопланктон быстро размножается, и их урожай можно собирать.
Из морских водорослей извлекаютразнообразные органические коллоиды. Коллоиды, такие, как агар и альгин, используются в качестве наполнителей при изготовлении мороженого, супов и т.д.  Изводы получают соль. Добывают магний. По произведенным подсчетам, каждаякубическая миля морской воды содержит 4 млн. т магния, и значительная часть егоможет быть получена  посредством процесса экстрагирования.
Магний применяется при производствепечатной краски, зубной пасты и ряда лекарств. Морскую воду перерабатывают впресную для целей ирригации и употребления в пищу.
Диатомовые, которые относятся к отделухризофит — золотистых водорослей — одноклеточные, заключенные в стекловидныйкремниевый панцирь. Отложения диатомовых могут использоваться как фильтрующийматериал. В 1866 — 1867 гг. Шведский химик Альфред Нобель  создал безопаснуювзрывчатку — динамит, установив, что для предотвращения самопроизвольныхвзрывов достаточно пропитать жидким нитроглицерином диатомовую землю. Слоиископаемых моря образуют существенную часть пласта осадочных пород, из которыхбез особого труда можно черпать содержащиеся в них химические и минеральныевещества. Гипс, поташ, сульфат магния, бура, бром, литий и хлорид калия — всеэти вещества сейчас добывают из такого рода морских напластований.
Большая ценность — нефть, добываемая содна океана. Все сколько-нибудь большие запасы нефти тесно связаны либо сбывшими, либо с нынешними океанами. Эта связь хорошо прослеживается приизучении обширных нефтяных запасов Северной Америки, которые обнаружены именнотам, где в палеозойский период суша была покрыта морем; на Среднем
Востоке места, где расположенызнаменитые нефтяные месторождения Саудовской Аравии, Ирана и Ирака, некогдабыли затоплены древним морем, известным под названием Тетис.
Относительно загрязненности, можно отметить, что поданным ученых, уровень загрязненности Мирового океана увеличивается.
Комитет по проведению подводных работ особогоназначения при правительстве Российской Федерации отмечает увеличение уровнязагрязнения Мирового океана. Ежегодный сброс разнообразных жидких и твердыхотходов производственной деятельности составляет сегодня 30 млн. тонннефтепродуктов, 50 тыс. тонн пестицидов, 5 тыс. тонн ртути, 6 млн. тоннфосфора, свыше 2 млн. тонн свинца.
3.   Проблемы эволюции репродуктивных стратегий
 
Решающим моментом в любом рассмотрении теории эволюцииявляется значение слова «вид» и его отношение к слову «род»из Книги Бытия. Несомненно, именно это сыграло роль в развитии взглядов ЧарльзаДарвина. В Кембридже он узнал, что Библия учит неизменности видов, и когда врезультате своих наблюдений он заключил, что новые виды образуются, то пришел кубеждению, что Библия ошибается и не заслуживает доверия.
Как было показано, концепция неизменности видовкоренится в таксономических категориях Линнея. Путаница также возникает из-заотождествления species в латинской Вульгате с «видом» в современнойбиологии.
Древнееврейское слово «min», вероятно, лучше переводить как«род». Это слово определенно не означает «вид» в томсмысле, в котором данный термин используется сегодня.
В пределах общепринятого понятия о виде — под видомпонимают группу особей, которые скрещиваясь производят плодовитое потомство,занимают определенный географический ареал и отделены от других видовморфологическими и/или физиологическими различиями — ясно, что новые видывозникают. Мы не можем принять концепцию неизменности видов, которую развилЛинней и которая до сих пор является причиной многих проблем. Правда, вбольшинстве наблюдаемых случаев развития новых видов они возникают в крайненеестественных ситуациях, в лабораторных условиях. Поэтому маловероятно, чтобыотдельный новый вид мог образоваться в природе. Тем не менее, они являютсяновыми видами в общепринятом значении этого термина. Более того, существуетдостаточно оснований полагать, что новые виды могут возникать и в природе,однако это происходит редко.
Следует отметить, что трудно рассчитывать на возможность демонстрациивозникновения нового вида в поле. Сама суть проблемы требует, чтобы человечествоудовлетворилось лабораторными примерами развития новых видов. Ведь если мы называемнекую форму новым видом, то нам надлежит выявить родителей и показать, чтоновый вид не скрещивается полноценно с родительским видом. Это почти невозможнов полевых условиях.
         Надо признать, что в определении категории «вид»достигнуто больше согласия, чем в определении других категорий. Биологисталкиваются с серьезными затруднениями при согласовании границ категорий болеевысокого и более низкого уровня, чем «вид».  По этой причине«вид», вероятно, наиболее конкретный термин во всей классификационнойсистеме. Но при этом известно, что существует великое множество трудностей,связанных с определением «вида». Сам Дарвин определял вид следующимобразом: «При выяснении, должна ли форма считаться видом илиразновидностью, мнение имеющих здравое суждение и обширный опыт натуралистовкажется единственной путеводной нитью». Легко заметить, что такоеопределение основано на авторитарном подходе, хотя ученые и хвалятся своейобъективностью. Фактически доля субъективности в определении границ видоввесьма велика.
Так же Дарвинписал: «Я рассматриваю термин вид, как условно данный группеблизкородственных особей ради удобства и не обязательно отличающийся от терминаразновидность, который дается менее отличающимся или более изменчивымформам».
Сама суть проблемы не позволяет объективно определить,принадлежат два организма к одному виду или нет. Это имеет место из-занеизбежной в некоторых случаях значительной произвольности при классификации.Современная система классификации делает сильный акцент на структурномсходстве. Это практикуется особенно при классификации ископаемых, поскольку мыне можем применить критерий проверки скрещиваемости, чтобы определить ихвидовую принадлежность. На самом деле скрещиваемость трудно проверить даже уныне живущих видов. Известно, что есть организмы, спаривающиеся в природе, ноне спаривающиеся в неволе. Это главная проблема, с которой мы сталкиваемся,пытаясь спасти в зоопарках виды, находящиеся под угрозой вымирания. Именно поэтой причине рождение некоторых животных в неволе столь привлекает вниманиегазет. Также правда и то, что формы, разобщенные в нормальных условиях, иногдаскрещиваются, будучи соединены. Некоторые виды насекомых, очевидно неспаривающиеся в природе, тем не менее будут спариваться, если их поместить вместев лабораторный садок. Существует ряд растений, которые разделены географическиили особыми условиями окружающей среды, но скрещиваются искусственно. Например,американское дерево си-камор, Platanus occidentalis, растет в восточной частиСоединенных Штатов. Р. orientalis произрастает в восточном Средиземноморье. Ихрассматривают как разные виды. Их искусственный гибрид, Р. acerifolia,жизнеспособен, плодовит и демонстрирует совершенно нормальное клеточноеразвитие. Другой растительный пример — это катальпы. Catalpa ovata произрастаетв Китае, а С. bignonioides — на востоке Соединенных Штатов. Искусственныйгибрид полностью фертилен. В данном случае условия их обитания сходны, и обародителя могли предположительно существовать рядом. Велика степень разнообразиявнешних форм и облика в рамках вида у различных животных. В некоторых жеслучаях заметны лишь небольшие морфологические отличия между разными видами. Удругих форм может существовать широчайший спектр морфологических различий безкаких-либо ограничений свободного скрещивания. Рассмотрим человека и огромноеразнообразие отличий, существующих между представителями разных человеческихрас. Факторы внешней среды часто создают различия, которые при отсутствии тестана скрещиваемость кажутся достаточно вескими, чтобы отнести организмы к разнымвидам. На растениях был проведен ряд экспериментов, дающих основание полагать,что различия, сходные с наблюдаемыми между видами, могут возникать подвоздействием факторов внешней среды. Большая проблема возникает при классификацииоблигатно самоопыляющихся или полностью асексуальных форм. Это особенноактуально для растительного мира. Если форма в нормальных условиях невоспроизводится половым путем, то классификация должна основываться наструктурных различиях. Время от времени возникают и другие классификационныепроблемы. Роджер Льюин сообщает, что домовые мыши из северной Дании иСкандинавии по своей анатомии и анализу ядерной ДНК определяются как Musmusculus, однако по составу их митохондриальной ДНК они ближе к Mus domesticus.Скандинавские Mus musculus подверглись наплыву чужих генов туда, где ихмитохондрии или геном не отличаются от таковых другого вида. Итак, вид — это«группа особей, чей общий генофонд защищен от притока чужих генов».
В литературе также встречаются и другие примеры. Двекалифорнийские плодовые мушки, Drosophila pseudoobscura и D. persimilis, являютнам хотя и менее выразительную, но схожую с европейскими мышами картину. Вслучае с мышами было известно, что вдоль границы двух видов проходит гибриднаязона, где происходят спорадические межвидовые скрещивания, дающие, как правило,потомство с пониженной плодовитостью.
Отдельная проблема — определение вида у растений. И нетолько потому, что растения отличаются от животных, но также, согласно Льюину,характеристики и разнообразие генетических систем высших растений ирепродуктивные стратегии мешают применению универсального понятия растительноговида. Рассматривая природу вида у растений, он приходит к заключению, чторастительным видам недостает реальности, связности, независимости и простоэволюционной или экологической роли. Он говорит: «Понятие вида можетудовлетворительно служить специалистам по таксономии и эволюции растений толькокак инструмент для характеристики разнообразия. Вид приобрел особый статус какэволюционная единица, потому что считался более естественным, чем высшиекатегории, а также более поддающимся определению и экспериментальнойдемонстрации». Существуют три особенности, делающие вид уникальнойэволюционной единицей. Первая из них — это очевидная реальность, то есть видыявляются реальными объективными единицами, границы которых конкретны и невызывают возражений, за исключением пограничных ситуаций. Именно этахарактеристика, по мнению Льюина, отсутствует у растений. Вторая — это«связность», очевидная интеграция популяций вида. Он полагает, чтовиды состоят из популяций, каждая из которых является выражением целостногогенофонда, и, по его мнению, у растений нет этой черты. Третья особенность —независимость, под которой он подразумевает, что виды являются стадиейэволюционной дивергенции, на которой действительно или потенциальноскрещивающиеся популяционные системы разделяются в системы, не способныеперекрещиваться, но зато, благодаря этому, способные следовать независимымипутями адаптации. И опять же Льюин считает, что это понятие нельзя применить крастениям.
Таким образом он приходит к заключению, что в конечномсчете понятие вида — это лишь инструмент, употребляемый для описанияорганического разнообразия. Сосредоточенность на инструментах уводит нашевнимание от самих организмов. Льюин, соглашаясь с Равеном, цитирует:«Понятие вид, не имеющее общего определения, обладает очень малойпредсказательной ценностью, но создает ложную уверенность, будто онорасполагает рядом ключевых биологических свойств». Очевидно, что вклассификации на уровне вида существуют большие проблемы. Не всегда можноопределить, принадлежат ли два организма к одному и тому же виду. И хотякатегория «вид», вероятно, лучшее из того, что мы имеем, она далекаот той объективной категории, какую мы хотели бы иметь. Льюин ссылается наЭрлиха и Холма, утверждая: «Идея надежного вида… это безосновательнаяуверенность — артефакт процедур таксономии». Далее он ссылается на Спурвеяи Холдейна, предполагая, что наше понятие вида, «возможно, проистекает изструктуры нашего языка и структуры нашего мышления». В любом случае ответна вопрос, возникают ли новые виды, в действительности не решает проблемуэволюции. Дарвин полагал, что если он сможет продемонстрировать возникновениенового вида, то докажет теорию эволюции. Основная причина этого заключалась втом, что в Кембридже его научили, будто Библия говорит о неизменности видов, аего коллеги-ученые утверждали, что все биологические свидетельства поддерживаютконцепцию неизменности видов. На самом деле проблема эволюции включает в себягораздо больше, чем только происхождение видов. Достаточно лишь указать на то,что изменение внутри вида, или даже превращение одного вида в другой, недоказывает эволюции. В этой связи мы должны разграничить разные идеи о степениизменения, потому что вопрос не в том, происходит ли изменение, а скорее встепени изменения. Ошибка Дарвина в том, что он экстраполировал фактизменчивости развития новых биологических видов в идею развития всех форм жизнииз одного или нескольких исходных видов. Такую же экстраполяцию проводят исовременные эволюционисты. При любом рассмотрении проблем эволюции необходимопроводить грань между макроэволюцией, или мегаэволюцией, и микроэволюцией.Некоторые понимают под макроэволюцией общую теорию эволюции, а подмикроэволюцией — частную  теорию эволюции. Таким образом они проводятпараллель с общей и частной теориями относительности. Микроэволюция вызывает нетак уж много споров. Это представление об изменчивости живых существ.Креационисты с ним согласны. Они признают также, что возможно даже образованиеновых видов.  Однако они утверждают, что факт развития новых видов недоказывает общей теории эволюции, или макроэволюции. Макроэволюция основана наидее развития всех живых существ из одной или нескольких общих исходных форм.Именно эта теория, как считают Креационисты, противоречит имеющимся научнымданным и также библейскому повествованию. К сожалению, очень многие людиполагают, будто микроэволюция доказывает макроэволюцию. Это вовсе не так. Вдействительности эволюционисты производят экстраполяцию от микроэволюции кмакроэволюции.  Часто позицию креационистов искажают, просто утверждая, будтоКреационисты отрицают факт изменчивости. Это отнюдь не так. Что онидействительно отрицают, так это наличие каких-либо свидетельств в пользумакроэволюции. Они отвергают экстраполяцию при доказательстве наличиямакроэволюции через факт микроэволюции.
Выводы
Ознакомившись  с соответствующейлитературой, изучив документы и материалы ученых экологов, подводя итог работе,можно отметить следующее — человекразносторонне использует ресурсы океана (как органического, так инеорганического происхождения). Ежегодно в мире добывается около 60 млн. тморских продуктов, что составляет около 1% потребляемой человеком пищи. Большуючасть этих продуктов составляет рыба.
Океан играет большую роль в жизни нашейпланеты. Он аккумулирует большое количество тепла в экваториальной и умереннойзоне и течениями переносит это тепло в приполярные районы Земли, тем самымзначительно смягчая климат полярных областей. К сожалению, Мировой океан,особенно в последнее время, подвергается сильному загрязнению. В океане можнообнаружить пластики, нефть, ДДТ и всевозможные отходы хозяйственной деятельностичеловека. Проблема загрязнения океана может возникнуть в будущем, еслииспользование энергии и ресурсов будет возрастать и дальше.
Геологические подсчеты возраста Земли продолжаются, а это непосредственно влияет на изучениевопроса эволюции репродуктивныхстратегий. Двое ученых из Чикагскогоуниверситета, Шрамм и Хэйнбек, на основании данных радиоактивного датирования сиспользованием Рения-187 предположили, что нашей Вселенной, возможно, около 20миллиардов лет. В то же время другие исследователи возраста Земли на основанииоценки значения константы Хаббла утверждают, что он составляет не более 10-тимиллиардов лет. Часы, используемые для измерения возраста Вселенной, не могутбыть точными. Данные, полученные Ааронсоном, Моулдом и Хукрой, свидетельствуют,что значение константы Хаббла в настоящее время точно не установлено, и в такомслучае весьма вероятно, что эти датировки крайне ненадежны.
Таким образом, цель работы выполнена. Проведена четкаявзаимосвязь между зарождением, истоками нашей планеты. Рассмотрена экосистемаМирового океана. И совершенно очевидно, что никакое новое развитие, невозможнобез здоровой полноценной, естественной экологической системы. И, если уж мы всегодняшние дни не можем ее улучшить, то наша задача постараться хотя бы неиспортить и сохранить то, что осталось нам в наследство от наших древнейшихпредков, как например, океаны, способность к репродуктивности и возможностьизучения окружающей среды различными методами.

Списокиспользованнойлитературы
 
1. Бодрій Я. І. „Основи екології та охоронинавколишнього середовища”, Львів. — 2000
2. Внимая Океану. Л. М. Бреховских «Советская Россия»,Москва, 1982
3. Глобальные проблемы человечества» И.А.Родионова, АО Аспект Пресс,
   Москва, 1994
4. Закон України „Проохорону навколишнього середовища”  
5. Конвенция СОЛАС, С – Пб., 1993
6. Наставления по предотвращениюзагрязнения с судов РД 31.04.23-94
7. Учебник по географии. Экономическаяи социальная география мира.
   Ю.Н.Гладкий, С.Б.Лавров «Просвещение», Москва, 1993
8. Экология, окружающая среда и человек» Ю.В.Новиков Издательско – тор-     говый дом «Гранд», Москва, 1998
9. Экономическая и социальная география. Справочные материалы. В. П.     Дронов, В. П. Максаковский, В.Я.Ром «Просвещение», Москва, 1994
10. Энциклопедия для детей«География», «Аванта +», Москва, 1994
11. Quotedin Donald A. Levin, «The Nature of the Plant Species», science204           (1979): 382
12. W.B. Turril, «Experimental and Synthetic PlantTaxonomy», The New Systematics, ed. Julian Huxley (Oxford: OxfordUniversity Press, 1940), pp. 55-57


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Гражданская оборона Российской Федерации
Реферат Вооружение танков и БМП
Реферат Управление охраной труда в организации
Реферат Санитарно-эпидемиологическое заключение
Реферат Экономический механизм природопользования.
Реферат Сертификация работ по охране труда
Реферат Проблема смертности в результате дорожно-транспортных происшествий
Реферат Источники и область применения ионизирующих излучений
Реферат Содержание понятия "Безопасность"
Реферат Оказание помощи при ранениях, переломах ожогах и несчастных случаях
Реферат Directors rights, duties, and liabilities
Реферат Преимущества использования хронобиологических нормативов при анализе данных амбулаторного монито
Реферат Основные источники и виды риска,подлежащие оценке
Реферат Судьба деревни в творчестве И А Бунина
Реферат Сделки с недвижимостью 2 Правовое регулирование