Реферат по предмету "Менеджмент (Теория управления и организации)"


Стратегическое и ситуационное управление социальными процессами

Министерство образования
Российской Федерации
Губкинский институт (филиал)
МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГООТКРЫТОГО УНИВЕРСИТЕТА
Кафедра экономики, маркетинга и менеджментаКУРСОВАЯ РАБОТА
попредмету:'' Управление социальным развитием ''
натему:'' Стратегическое и ситуационное управление социальными процессами ''
Студента IV  курса
Факультета ''Менеджмент и управление''
Шлагина Станислава Григорьевича
специальность 061100
шифр 15991729
Руководитель: доцент
Потапова О.Н.
            
г.Губкин
2002г.

Содержание.
 TOC o «1-3» h z Введение. PAGEREF _Toc2335570 h 3
1.Управлениесоциальными процессами как система… PAGEREF _Toc2335571 h 4
1.1. Современное управление и егоклассификация. PAGEREF _Toc2335572 h 5
1.2. Объект и субъект управления социальнымипроцессами. PAGEREF _Toc2335573 h 7
1.3. Система управления социальнымипроцессами. PAGEREF _Toc2335574 h 9
1.4. Социальные системы и их составляющие. PAGEREF _Toc2335575 h 10
2.Ситуативность и системность в менеджменте… PAGEREF _Toc2335576 h 12
2.1. Управление по обстоятельствам… PAGEREF _Toc2335577 h 13
2.2 Ситуационный, или контингентный подход вуправлении. PAGEREF _Toc2335578 h 15
Литература. PAGEREF _Toc2335579 h 19
Введение.
1.Управлениесоциальными процессами как система
Современную науку управленияпринято разделять на два уровня знаний. Первый представлен теориями управлениясоциальными процессами, являющимися частью более общих политико-экономических исоциально-философских концепций, объясняющих механизм функционирования обществана различных исторических этапах. Второй более конкретен и обеспечиваетнаучно-методическую базу для выработки практических рекомендаций порационализации труда и совершенствованию управления в виде прикладных теорийорганизации и управления. Оба уровня основываются на фундаментальных законах изакономерностях общественного развития и управления социальными процессами, атакже конкретном историческом опыте, отражающем изменения мирового менеджмента.
Фундамент научного менеджментазаложен трудами М.Вебера, Ф.Тейлора, А.Файоля, Г.Эмерсона, Л.Урвика, Э.Мэйо,П.Дракера, Г.Саймона, А.Этциони, Л.Берталанфи, Р.Майлза. Их работы послужилиисходной точкой для практических разработок в области “гуманизации труда” иновых форм организации управления социальными процессами, а также стали основойспециальной управленческой функции, названной управление персоналом, или (чтоболее верно) управление человеческими ресурсами.
1.1. Современное управлениеи его классификация
С научной точки зрения управление- это направленная координация и организация объекта управления. Данная сферадеятельности возникла в ходе разделения труда. С ее помощью человеквоздействует на технологические, экономические и социальные процессы длядостижения определенных целей.
Управление социальными процессами включает дваосновных подкласса — управление индивидуальной деятельностью человека иуправление коллективной деятельностью людей. Важнейшими видами управлениясоциальными процессами являются:
·        административно-государственное(политическое) управление,
·        управление социально-культурной сферой(духовным производством),
·        управление материальным производством.
Люди как главная производительнаясила познают и используют законы природы и общества  в процессе производства, распределения,обмена и потребления материальных и духовных благ. Объектами изучения при этомвыступают социальные системы, а предметом — система управления различнымисферами общества и областями организации социальной жизни. Например, управлениеобщественным производством включает процессы управления народным хозяйством,отраслью, регионом, объединением, предприятием, а также управление внутрикаждой социально-экономической системы. Это — уровни управления.
В рамках управления социальнымипроцессами выделяют две основные его формы — управление материальными ресурсамии управление человеческими ресурсами. Последнее включает процессы управлениясоциальным развитием, образованием, занятостью, трудом, социальным обеспечениеми др. Это — подвиды управления социальными процессами.
Таким образом, объектом ипредметом теории управления социальными процессами как науки выступаютсоциальные системы и системы управления ими. Управление социальными процессамивычленяется из имеющихся трех классов управления (техническими, биологическимии социальными системами) и подразделяется на следующие основные виды:административно-государственное (политическое) управление; управлениесоциально-культурной сферой (духовным производством); управлениепроизводственной сферой (материальным производством).
Иными словами, классификациявидов управления социальными процессами соответствует классификации основныхсфер организации общества: политическая — область отношений национальных имежгосударственных, власти и социальных групп; культурная — область духовногопроизводства, распределения и потребления духовных благ; экономическая — область материального производства, распределения и потребления материальныхблаг.
Каждый вид управления социальнымипроцессами включает соответствующие уровни (организация — регион — отрасль — государство) и основные формы (управление материальными и управлениечеловеческими ресурсами), а они в свою очередь — соответствующие подвидыуправления. Классификация (типология) управления представлена на рис.1.
Понятия менеджмент,администрирование, руководство относятся только к классу управления социальнымипроцессами и в этом смысле понятие менеджмент тождественно понятию управлениесоциальными процессами. Различают три основных вида менеджмента:социально-политический, социально-экономический и социально-культурный.
Понятие администрированиенаиболее полно соответствует понятию власть, поскольку их основная функциясостоит в определении политики той или иной социальной системы, а понятияруководство и менеджмент больше относятся к непосредственному управлениюлюдьми, практической организации объекта управления социальными процессами.Иными словами, понятия менеджмент, управление, администрирование и руководствомогут рассматриваться как в широком, так и в узком смысле, что нагляднопоказано в таблице.
В наиболее общем виде процессуправления социальными процессами можно разделить на две составные, взаимообусловленныеи взаимосвязанные части: административную, областью которой является разработкаи определение политики (как системы целей, задач и путей их решения), исобственно управленческую (оперативную, исполнительскую, направленнуюпреимущественно на технологическую и техническую организацию объектауправления).
Связующее звено между двумячастями единого процесса управления социальными процессами — непосредственноеруководство людьми, обеспечивающее, с одной стороны, разработку и постановкузадач, а с другой — их принятие и выполнение. В таком понимании менеджментвыступает как объединяющее понятие всего управления социальными процессами,включая его составные части, уровни и звенья (рис.2).
В соотношении понятий власть иуправление второе занимает подчиненное положение, поскольку властьотождествляется прежде всего с администрированием, т.е. политической,руководящей функцией, а управление (в узком смысле) — с исполнительской,оперативной.
Таким образом, менеджмент является процессомпланирования, организации, мотивации и контроля, направленным на разработку идостижение целей социальной системы через других людей. Власть представляетсобой центральное, организационное и регулятивно-контрольное начало всякойадминистративной деятельности и обладает универсальным свойством всеобщности,т.е. способностью проникать во все виды и формы человеческой деятельности,возникая из самой логики отношений между людьми или социальными группами,обществом и его частями, т.е. субъектами, наделенными сознанием и волей. Общиеорганизационные, регулятивные и контрольные функции власти (экономической,политической, духовной) конкретизируются в различных видах управленческойдеятельности, обеспечивающих реализацию поставленных задач и целей.
1.2. Объект и субъектуправления социальными процессами
Каждый класс и вид управленияпредполагает глубокое знание как объекта, так и субъекта управления. Всоциальном управлении объект одновременно выступает и его субъектом, так как ив том и в другом случае речь идет о людях и составляемых ими социальныхобщностях. Каждый человек имеет определенный пол, возраст, способности,темперамент и характер, что находит отражение и в характеристикахсоответствующих социальных систем. Например, исследования, проведенныеголландским ученым Г.Хофстеде, показали, что европейские страны отличаются другот друга по этно-психологическим параметрам.
·        
·        
·        
·        
 Так, дистанция власти (уровень неравенствамежду людьми, который воспринимается населением страны как нормальный)оказалась слишком большой у Бельгии, Франции и Португалии. Коллективизмпревалирует над индивидуализмом в Португалии и Греции. Австрия, Германия, Италия, Англия и Ирландия — преимущественно“мужские” страны, тогда как Швеция, Норвегия, Финляндия, Дания, Нидерланды — “женские”. Бельгия, Испания, Франция, Греция, Португалия не любят риска, в товремя как Дания, Ирландия, Англия и Швеция считают риск благородным делом.
Все эти особенности оказываютвлияние на менеджмент в отдельных странах. Большая дистанция власти содействуетцентрализации, а незначительные разрывы между уровнями управления социальнымипроцессами выдвигают на первый план децентрализацию. Коллективизм способствуетсовместным усилиям и семейным предприятиям, индивидуализм стимулирует поискличного вознаграждения и профессиональную мобильность. “Мужской” показательсодействует состязательности и элитаризму, “женственность” стимулирует развитиесолидарности и сочувствие к ближнему. Отказ от риска идет рядом со склонностьюк регламентации и властности, тогда как противоположное понятие поощряетоппортунизм и толерантность к необычному поведению и т.д.
Поэтому проблемы формирования иреализации модели управления социальными процессами нужно решатьдифференцированно как на макроуровне в отношении отдельных стран и регионов,так и на микроуровне относительно конкретных организаций с учетом сложившихся вних типов организационной культуры и соответствующих тенденций историческогоразвития. Иными словами, модель хозяйствования и управления, приемлемая дляодной страны (региона), может оказаться несостоятельной и недейственной длядругой из-за различий в проявлении фактора культуры и этнопсихологическихособенностей.
Содержание науки управлениясоциальными процессами — выявление законов и закономерностей, разработкапринципов, функций, форм и методов целенаправленной деятельности людей впроцессе управления обществом, его главными сферами и звеньями. Поэтому основанаучного менеджмента — социальные законы и их действие в процессе управления социальнымипроцессами. Отсюда теория управления социальными процессами — это комплекснаясистема знаний, использующая данные различных социальных наук для разработкипринципов и методов воздействия на людей в социальных процессах на основеустановления законов и закономерностей управления обществом.
Управление социальными процессамикак особый вид человеческой деятельности возникает из необходимости организациисовместной деятельности людей и порождается, с одной стороны, разделением труда(в основе которого лежит неравенство способностей), а с другой — социально-историческими условиями конкретного общества. При этом управлениесоциальными процессами является деятельностью, охватывающей весь процессобщественной жизни, — политическую, экономическую и духовную сферы.
1.3. Система управлениясоциальными процессами
Сущность управления социальнымипроцессами определяет формирование и функционирование этого класса управлениякак системы.
Система управления социальнымипроцессами включает следующие компоненты: механизм управления, структурууправления, объекты управления, функции управления, кадры управления, процессуправления. Система управления — это форма реализации взаимодействия и развитияотношений управления, выраженных прежде всего в законах и принципах управления,а также в целях, функциях, структуре, методах, процессе и механизме управления.
Механизм управления создается ицеленаправленно изменяется людьми, которые осуществляют регламентацию всейсовокупности функций, форм, методов, рычагов и стимулов управления социальнымипроцессами, чтобы достичь наибольшей его эффективности в данныхконкретно-исторических условиях. Общество как сложная, многоцелевая социальнаясистема требует, чтобы механизм управления обеспечивал четкое взаимодействиевсех его подсистем и решение стоящих перед ним задач. С эти позиций в общеммеханизме управления выделяют экономический, организационный исоциально-культурный механизмы, основу взаимосвязанного функционированиякоторых составляют требования системы объективных законов социального развитияи управления (рис.3).
Функции управления — это особыевиды деятельности, выражающие направления или стадии осуществленияцеленаправленного воздействия на связи и отношения людей в процессежизнедеятельности общества и управления им. К основным функциям управлениясоциальными процессами относятся планирование и прогнозирование, организация,координация и регулирование, стимулирование и обучение, анализ и контроль.
Структура отражает состав исоподчиненность различных элементов, звеньев и ступеней управления,функционирующих для достижения определенной цели. Функции и структурауправления являются двумя сторонами единого целого — организации системыуправления социальными процессами и выступают соответственно как содержание иформа процесса управления.
Структура управления может бытьмалоступенчатой (плоской) и многоступенчатой (высокой), а также относиться кодному из трех основных типов организационных структур — линейной,функциональной или линейно-функциональной (штабной). При этом особенностиобъекта управления во многом определяют создание соответствующих системуправления. Если, например, какая-либо система имеет выраженное “женское”начало, то стиль управления в ней должен в большей мере носить демократическийи коллегиальный характер, а наиболее приемлемыми типами организационнойструктуры будут функциональный, матричный, штабной. В условиях же социальнойсистемы с преобладанием “мужского” начала стиль управления должен тяготеть кавторитарности и единоначалию, что отражается и на организационной структуре,которая должна быть линейной, линейно-функциональной и т.п.1.4. Социальные системы и ихсоставляющие
Социальные системы, какотмечалось, являются одновременно субъектом и объектом управления, чтоопределяет необходимость рассматривать субъект и объект управления как двесистемы (управляющую и управляемую), находящиеся в постоянном взаимодействии.При этом управляющая система (субъект управления) выступает как частьуправляемой (объект управления), и ее величина и границы зависят от масштабов иособенностей последней. Отсюда следует, что функционирование субъектауправления определяется в основном особенностями объекта.
В самой социальной системе и в еекрупных составляющих (управляемой и управляющей системах) ясно просматриваютсясвоеобразные системы меньшего уровня:
• техническая системапредставляет собой пропорциональное сочетание отдельных технических средств измножества отдельных видов различного оборудования;
• технологическая системаоснована на делении материального и духовного производства, политическойдеятельности на стадии и процессы. Она представляет собой набор правил и норм,определяющих последовательность операций в процессе материального или духовногопроизводства и управления ими;
• организационная система спомощью разработки структуры управления, соответствующих положений и инструкцийпозволяет рационально использовать технические и технологические средства,площади и трудовые ресурсы;
• экономическая системапредставляет собой единство хозяйственных и финансовых процессов и связей;
• социальная система  является совокупностью социальных отношений,образуемых в результате совместной деятельности, и вместе с экономическойопределяет цели материального и духовного производства, общественной политики,формирует принципы и методы их организации.
Все системы взаимосвязаны и всвоем единстве составляют целостный социальный организм. При этом техническая,технологическая и организационная системы в совокупности обеспечивают ихарактеризуют организационно-техническую сторону управления, а экономическая исоциальная — социально-экономическую.
Каждая такая система вопределенные периоды развития социальных целых может занимать доминирующееположение, характеризуя тем самым особенности различных частей организационнойструктуры управления (ведущее положение технико-технологических,организационно-правовых, экономических или социальных служб), а такжегосподствующее положение в сфере управления социальными процессамипредставителей тех или иных управленческих профессий. При этом смена ведущихпозиций представителей различных управленческих профессий соответствует, на нашвзгляд, циклическому превалированию то организационно-технической, тосоциально-экономической сторон управления, а также одной из систем низшего уровня(рис.4).
Известно, что развитие мировогоменеджмента в ХХ столетии проходило ряд стадий. Сначала высшие управленческиепосты и лидирующее положение в разработке проблем управления занимали инженеры,стремившиеся максимально рационализировать и механизировать производство; насмену им пришли экономисты и финансисты, видевшие главную задачу в получениимаксимума прибыли за счет правильного использования экономических законов иэффективного управления капиталом. Затем наступил период, когда высшее звено управленияначало рекрутировать юристов, считая, что главное в менеджменте и бизнесе — соблюдение установленных предписаний, инструкций, других нормативных актов изаконности в целом.
В настоящее время управляющимивысшего ранга и разработчиками глобальных проблем управления социальнымипроцессами становятся выходцы из структур кадрового менеджмента, т.е.персоналоведы, ставящие в центр современной концепции управления Человека. Пооценкам ведущих западных исследователей, именно персоналоведы будут заниматьлидирующие позиции в управлении современным миром. Иными совами, современныйдиректор — это директор по кадрам, каждый управляющий — это управляющийперсоналом.
 
2. Ситуативность исистемность в менеджменте• Управление по обстоятельствам – ненаучный подход в управлении
• Человек все более постигается как объект, субъект и главный ресурс управления
• Необходимо соотносить ситуацию и систему
В России в нынешнем ее состоянии во многомотсутствуют условия для системной ориентации управленческих решений. Одно изпрепятствий – недостаточная ясность соотношения ситуативности и системности вуправлении.
Под ситуацией в теории и практикеменеджмента понимается вся совокупность  обстоятельств и условий,побуждающих или вынуждающих менеджера принимать решения и предприниматьуправленческие действия.
Слово система в общем случае означаетобъединение элементов в единое целое. В этом смысле системой может быть любоедело, за которое менеджер считает себя ответственным: бизнес, организация,проект, традиция, исполняемая миссия, технология и т. д.
Ситуация и система – это реалии в поледеятельности и творчества менеджера, с которыми так или иначе приходитсясчитаться и на которые направлено управленческое мышление. В этом смыслеситуация и система – важнейшие управленческие категории, которые работают дажетогда, когда эти понятия не используются в конкретном мыслительном акте. Вкачестве понятий они помогают не только создавать образ управленческойреальности в сознании, но эффективно моделировать и организовывать ее. В определеннойплоскости исследования ситуация и система оказываются своего рода полюсами,между которыми движется мысль менеджера.
В этой плоскости и сама история научногоменеджмента может быть прослежена как движение между этими полюсами, процесспрактического и теоретического освоения соответствующих реалий, становлениесистемного и ситуационного подходов в управлении. Такое исследование должноначинаться с вопроса: какой подход к принятию управленческих решенийгосподствовал в практике до возникновения научного менеджмента.
2.1. Управление пообстоятельствам
До становления в начале XX в. науки о менеджментеправители, министры, полководцы, строители принимая решения руководствовалисьинтуицией, опытом, традициями. Действуя в конкретных ситуациях, они стремилисьнайти лучшие решения. Этот подход к управлению характерен, в частности, длятакого реформатора, каким был в истории России Петр I. “Петр Великий и егореформы, – пишет историк В. О. Ключевский, – наше привычное стереотипноевыражение… Между тем у самого Петра долго не было заметно такого взгляда насамого себя. Он просто делал то, что подсказывала ему минута, не затрудняя себяпредварительными соображениями и отдаленными планами, и все, что он делал, онкак будто считал своим текущим, очередным делом, а не реформой: он и сам незамечал, как этими текущими делами он все изменял вокруг себя – и людей, ипорядки”1.
В зависимости от опыта и таланта управленец мограздвигать пространственные и временные рамки ситуации и стихийным образомосмысливать свой объект управления более или менее системно. Но тем не менее доXX в. в управлении господствовал ситуативный подход, или управление пообстоятельствам. Определяющим принципом этого подхода является адекватностьуправленческого решения относительно конкретной ситуации. Адекватным вданной ситуации полагается решение, наилучшее с точки зрения измененияситуации, непосредственно после оказания на нее соответствующегоуправленческого воздействия.
Каждый элемент (компонент) системы должен бытьнаилучшим сам по себе, независимо от состояния отдельных элементов и системы вцелом. Это значит, например, что золотые контакты в электрическом устройстве вовсех случаях предпочтительнее медных. Применительно к простым трудовымдействиям, например работе землекопов, принцип адекватности вырождается впопулярный в России императив “бери больше, кидай дальше”.
Таким образом, ситуативный подход – этоориентация на ближайший положительный результат (“а дальше видно будет...”).Мыслится, что “дальше” опять будет поиск лучшего решения в той ситуации,которая возникнет. Но решение в данный момент наилучшее, может оказаться совсемне таким, как только ситуация изменится или в ней обнаружатся неучтенныеобстоятельства.
Стремление отреагировать на каждый новый поворотили разворот (изменение видения) ситуации адекватным образом приводит к тому,что менеджер вынужден принимать все новые и новые решения, идущие вразрез спрежними. Он фактически перестает управлять событиями, а плывет по их течению;работает в режиме пожарной команды, без конца “латает дыры” вместо того, чтобыих не допускать.
Сказанное не означает, что управление пообстоятельствам неэффективно в принципе. Ситуативный подход к принятию решенийнеобходим и оправдан, когда сама ситуация экстраординарна и использование прежнегоопыта заведомо рискованно, когда ситуация изменяется быстро и непредсказуемымобразом, когда нет времени для учета всех обстоятельств. Так, например,спасателям МЧС часто приходится искать наилучшее решение именно в рамкахконкретной ситуации. Но тем не менее в общем случае ситуативный подходнедостаточно эффективен и должен быть преодолен, заменен или дополнен системнымподходом.
Первый шаг в этом направлении состоит впреодолении эмпирического принципа “бери больше, кидай дальше”. Именно такимбыл первый шаг при переходе к научному менеджменту, связанный, как известно, сименем Ф. Тейлора. Занимаясь системной организацией относительно простых видовработ, например труда землекопов, он убедительно доказал, что брать земли налопату надо не “больше”, а ограниченное количество и кидать не “дальше”, а наопределенное расстояние; работать не в максимальном, а в умеренном темпе. 140землекопов, обученных по системе Тейлора, стали справляться с работой, которуюранее выполняли 500 человек. Таким образом, последовательность относительнопростых трудовых актов следует рассматривать не как арифметическую суммуприложенных усилий, которая тем больше, чем больше каждая из составляющих, акак систему, где каждый элемент должен быть оценен не сам по себе, а относительноцелого.
2.2 Ситуационный, иликонтингентный подход в управлении
Ситуационный подходконцентрируется на том, что пригодность различных методов управленияопределяется конкретной ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторовкак всамой фирме, так и во внешней среде, не существует единого лучшего способауправлять объектом. Самым эффективным методом в конкретной ситуации являетсяметод, который более всего соответствует данной ситуации, максимальноадаптирован к ней.
   Применениеситуационного подхода основано на альтернативности достижения одной итой же цели во время принятия или реализации управленческого решения (планов ит.д.), учете непредвиденных обстоятельств.
   Конкретныеситуации могут изменятся по следующим признакам:
а) содержанию-технические,экономические, политические, организационные, психологические и др.;
б) виду управленческогорешения во времени-стратегические, тактические, оперативные;
в) ресурсам и способамобеспечения реализации управленческих решений;
г) методом реализации управленческихрешений.
   Схемаприменения ситуационного подходана примере стратегии, которая была разработанав 1998г., а реализуется в 2001г.
А*=А**=А*** — альтернативныеварианты достижения цели для конкретных ситуаций.
                            А *                                       А*'


                                                                                            результат ''Ар''                                                       
                             А**                                      А**''
                                                                          
                             А***                                            
                                                                                     А***'''


1998                1999                      2000                                          2001
                                                                                               Рис.2.1
Анализ рис.2.1 показывает, что при разработкестратегии не было одного единственного варианта достижения цели ''А''. Поэтомуна 1998г. были разработаны альтернативные варианты достижения одной и тойже  цели в зависимости от  конкретной ситуации на рынке (три варианта). В 1998г. при реализации стратегииоптимальным оказался второй вариант. В 1999г. при реализации тактического планастолкнулись с тремя ситуациями. Обозначения цели и результата не совпадают,т.к. при разработке стратегии всегда закладывается некоторый резерв (5-10%) напреодоление непредвиденных ситуаций.
Значение принципа оптимальности элементаотносительно системы выходит за рамки рекомендаций конкретных школ системногоуправления. Он определяет способ мышления, при котором вся деятельностьменеджера понимается как система, а ситуация выступает как момент существованияэтой системы, полностью подчиненный целому. При таком подходе менеджерстремится извлечь из ситуации именно то, что требуется системе, что являетсядля нее оптимальным.
Но конкретная ситуация в общем случае богачетого, что в ней нужно данной системе. Случайно возникшее уникальное сочетаниеобстоятельств (состав, контингент) может содержать для менеджера возможности,не предусмотренные системным подходом. Это могут быть перспективы качественногоизменения (реформирования) данной системы или перехода на иные системныенаправления; ситуация может затрагивать ценности, вообще находящиеся вне сферыменеджмента. Например, предприниматель может обрадоваться возможности связать вформе спонсорства свое имя с выдающимся человеком – предметом личного обожанияспонсора.
Поэтому по мере утверждения в менеджментесистемного подхода на его основе и наряду с ним начал формироваться подход,нацеленный на реализацию уникальных возможностей конкретной ситуации – ситуационный,или контингентный подход в управлении.
В контингентном подходе внимание менеджераконцентрируется на ситуации, качественно иным способом, чем при управлении пообстоятельствам. При ситуационном подходе управленческое сознание замыкается врамках конкретной ситуации, не ищет оснований решения вне ее; каждая ситуациярассматривается изолированно от предшествующего и последующего, наподобиеучебной шахматной позиции, где ставится задача найти лучший ход. Приситуационном (контингентном) подходе менеджер учитывает все требованиясистемного подхода, но не абсолютизирует их и ими не ограничивается. На основевладения возможно полным набором управленческих средств изменения ситуации онпрогнозирует их воздействие и составляет их наилучшую комбинацию с учетомуникальности ситуации, а при необходимости создает новые средства. Оченьупрощенно, но наглядно можно сказать, что соотношение между системным иситуационным подходами в принятии управленческих решений примерно такое же, какмежду решением классических шахматных задач и решением этюдов.
При ситуативном подходе менеджер стараетсямаксимально использовать возможности ситуации, не думая о последствиях этогодля системы (“время покажет”). При системном подходе он принимает решение впользу системы, не обращая внимания на иные возможности в ситуации. А приконтингентном подходе существует стремление найти решение по возможности иадекватное ситуации, и оптимальное относительно системы.
Возникает проблема наилучшего соотношения между степенямиадекватности и оптимальности управленческого решения. Это соотношениеопределяется менеджером конкретно в конкретной ситуации; оно выражаетсравнительную ценность для него ситуации и системы. Поэтому требованияконтингентного подхода в менеджменте могут быть сформулированы как принципсоотносительности ситуации и системы. Соотносительное (в смысле этихтребований) решение – это наилучшее с точки зрения одновременного изменения иситуации, и системы в результате управленческого воздействия.
Понятие соотносительности ситуации и системысущественно глубже простого представления об их сравнительной ценности дляменеджера. Принцип соотносительности ситуации и системы содержит идеюмаксимизации благ для людей совокупно в данной и будущих конкретных ситуациях.Всякое благо содержится в некоторой конкретной ситуации, а всякая система имеетценность лишь постольку, поскольку она в своем функционировании продуцируетситуации, содержащие блага. Из принципа соотносительности вытекает возможностьтаких управленческих решений, которые допускают серьезный ущерб системе радииных ценностей, затронутых ситуаций или обнаруженных в ней. Например, изгуманистических и гражданских побуждений менеджер может пойти на разглашениесекретов деятельности своей организации, вызывающей опасность для здоровья ижизни людей.
Однако в общем случае контингентный подход вотличие от управления по обстоятельствам нацелен на поддержку системы, поисктакого решения в ситуации, которое сохраняло бы, укрепляло и совершенствовалосистему одновременно с решением ситуативных задач. В этом смысле контингентныйподход есть продолжение и развитие системного подхода.

Коллектив как социальный объект управления
ВЛАДИМИРЛЕБЕДЕВ
доктор психологических наук, профессор,
заведующий кафедрой психологии управления Высшей школы управления
(Россия) • Коллектив – не просто сумма индивидов, а качественно новая категория
• Слаженность коллектива определяется степенью единства формальных инеформальных структур
• Руководитель должен быть равным членом коллектива, наделенным функциямиуправления, а не стоять над ним
Производство осуществляется, как правило, в таких организационных формах,как завод, фирма, акционерное общество, кооператив и др. В свою очередь каждыйосновной коллектив состоит из первичных коллективов – бригад, смен, звеньев идругих подразделений, где все работающие люди находятся в постоянном деловом иэмоциональном контакте друг с другом. Давно доказан


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проблемы достижения экономической безопасности в странах с трансформационной экономикой
Реферат «Междисциплинарные исследования в психологии» для слушателей программы
Реферат Безопасность эксплуатации грузоподъёмных машин
Реферат Лорелея
Реферат Windows NT Vs Unix As An Operating
Реферат Производство и воспроизводство 2
Реферат Преподавание грамматики
Реферат Бизнес - план кафе Блинная
Реферат Хозяйственная деяельность в словиях рыночной экономики
Реферат Sdfield> берегите природу! сборник детских стихотворений
Реферат Напряженно-авторитарный характер (эпилептоид)
Реферат Содержание и технология развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста
Реферат Приказная система управления в России 2
Реферат Навигационный проект перехода судна типа Волго-Балт по маршруту порт Анапа порт Трипо
Реферат Революция 1905-1907 гг. и реформы П.А. Столыпина