Реферат по предмету "Менеджмент"


Конкурентная разведка в России

/>/>МосковскаяФинансово-Промышленная Академия
Факультетменеджмент организации
Курсоваяработа
По дисциплине”Конкурентная разведка’’
Тема:’’Конкурентная разведка в России”
Выполнил:
Шевяков С.Г.
Москва 2010

Введение
Тема курсовой работыподсказана самой жизнью, своеобразием сегодняшней деятельности структурбезопасности коммерческих предприятий в России. Современная тенденция ихразвития состоит в том, что появившиеся в начале 90-х годов 20 века в нашейстране Службы безопасности компаний и Частные охранные и детективные структуры,успешно участвуя в управлении безопасностью коммерческих предприятий, всебольше и больше начали не только заниматься поставкой информации и данных,требующихся менеджменту предприятий, но и принимать на себя функции структурделовой или конкурентной разведки этих предприятий, непосредственно участвуя вподготовке стратегических управленческих решений и управлении рисками.Одновременно, создавая в своих рамках или выделяя в отдельные подразделенияструктуры, обеспечивающие функции деловой разведки, службы безопасности всебольше и больше стали применять в своей повседневной деятельности результаты итехнологии, присущие разведывательным структурам, что резко повысилоэффективность их работы по управлению безопасностью обслуживаемого ими бизнеса.Для того чтобы понять, как это происходит, попробуем разобраться втеоретических основах этих процессов и рассмотреть практические примерытехнологий, которые применяются на стыке взаимодействующих процессов управленияэкономической безопасностью и деловой разведкой корпораций.
Целью работы являетсярассмотреть конкурентную разведку и ее роль в создании конкурентоспособнойпродукции.
Для достиженияпоставленной цели, необходимо решить ряд задач:
Рассмотреть понятиеконкурентной разведки и ее взаимодействие с другими службами предприятия
Рассмотреть конкурентнуюразведку и ее роль в современном менеджменте.
1.Конкурентная разведка как основной инструмент повышения конкурентоспособностипродукта
 
1.1 Понятие «конкурентнойразведки»
Начало XXI векаознаменовалось приходом новой — «интеллектуальной экономики», гдеглавным источником роста благосостояния становятся не природные ресурсы, арезультаты созидания человеческого ума — идеи и основанные на них нововведения.На первых ролях сегодня страны и сообщества, экономики которых основаны назнаниях.
Новая эпоха предъявляет иновые требования к руководству предпринимательством, главной чертой которогоявляется гибкость и быстрота реакции на внешние условия. Однако при резкомросте объемов циркулирующей в мире информации ни один руководитель не всостоянии охватить её без предварительного анализа и оценки профессионалами.
И, как следствие,ключевая роль теперь отводится функции обеспечения руководителей актуальными,специально ориентированными на принятие стратегических решений сведениями(разведывательными сведениями) о деловом окружении и конкурентной среде вокругсвоей организации (фирмы, компании).
По мере утверждения и вРоссии рыночных отношений, становится все более очевидной ориентацияинформационной потребности нового поколения руководителей компаний на конечныйрезультат — производство и прибыльный сбыт конкурентоспособной продукции,основанный на последних научно-технических достижениях. Изменение характераинновационных процессов, более тесная увязка создания новых технологий с ихправовой охраной, необходимость обеспечения конкурентных позиций самой Россиина мировом рынке — требуют радикальной перестройки обеспечения принятиястратегических решений и в российской предпринимательской среде.
Для обеспеченияконкурентных преимуществ и как следствие — успешного развития бизнеса, — вкомпаниях промышленно развитых стран на исходе ХХ века стали создаватьспециальные службы «конкурентной разведки». Основными функциямиданных служб являются сбор разведывательных сведений о намерениях конкурентов,основных тенденциях развития бизнеса, возможных рисках для бизнеса, новыхвозможностях бизнеса и т.д., их анализ, подготовка выводов и прогнозов, и, какследствие, их учет при принятии стратегических управленческих решений.Конкурентная разведка — это не просто информация, а, прежде всего, постоянныйанализ и прогноз изменений на рынке.[1]
Конкурентная разведка — это проводимые на постоянной основе сбор информации и исследования, как рынка,так и всей деловой среды, с целью выявления реальных и потенциальных факторов,которые влияют или могут повлиять на способность фирмы успешно конкурировать наданном рынке.
Результаты исследованийконкурентной разведки обрабатываются таким образом, что они непосредственно служатосновой для принимаемых стратегических решений или являются вводными дляпроцесса стратегического планирования. Конкурентная разведка основана нафакторе времени и привязана к нему.
Указанные обстоятельства,а также все возрастающая потребность бизнеса России в практическомиспользовании конкурентной разведки, подвигли группу российских специалистов вобласти конкурентной разведки на создание и регистрацию в г. Москве 29 августа2002 года юридического лица в виде некоммерческой организации в организационно-правовойформе.
Конкурентная разведка –урезанная в своих возможностях версия государственной разведки. Почемуприходится урезать функционал при переносе методов работы государственныхспецслужб в бизнес? Потому что государственная разведка создана для прямогонарушения законов иностранных государств, в том числе уголовногозаконодательства.
Конкурентная разведка –это разновидность бизнеса, а не военной или политической машины государства.Кроме того, как правило, она имеет менее масштабные задачи, менее сильныйкачественно и количественно кадровый состав и меньший бюджет, чемгосударственная разведка. Поэтому конкурентная разведка вынуждена, в отличие отгосударственной разведки работать в рамках закона. Более того, она вынужденапридерживаться определенных правил, даже если нарушение таких правил неявляется противозаконным.
Эти неписаные правила,нарушение которых де-факто не приветствуется, называются этикой конкурентнойразведки. Важно понимать, что работа в рамках закона и этики – не признак особогодушевного благородства специалистов конкурентной разведки, а единственнаявозможность работать много лет и оставаться на свободе и при деньгах.
Конкурентная разведкавозникла несколько столетий назад, но в ее современном виде появилась всередине 1980-х в США. Появление конкурентной разведки тогда было инициированокомпанией Motorola, которая решила перенести, насколько возможно, опытгосударственных разведок в бизнес.
Создали конкурентнуюразведку в ее современной версии выходцы из американских государственныхспецслужб. Они, как справедливо заметил известный специалист конкурентнойразведки профессор Джонатан Кэйлофф (Jonathan Calof), изменили обывательскоепредставление о разведке. В результате сплава подходов государственных разведокк работе с информацией и опыта представителей бизнеса коммерческаяразновидность разведки превратилась эффективный инструмент достиженияконкурентного превосходства. Выходцы из спецслужб принесли в бизнес главное:понимание, что разведка – это не сбор информации, а цикл работы с информацией,в котором процесс сбора находится в середине и не является самой сложнойзадачей. Инструменты работы выходцы из спецслужб тоже, конечно, привнесли вконкурентную разведку, но основным их вкладом являются не инструменты, а именнопрофессиональное мышление и алгоритмы работы с информацией.
Однако даже теспециалисты в бизнесе, которым известно все вышеизложенное, часто упускают извиду один очень серьезный момент, важное направление, на котором конкурентнаяразведка может работать очень эффективно.
Дело в том, что разведка(в том числе конкурентная) не просто фиксирует окружающую действительность,изучает ее и таким образом прогнозирует будущее. И она не толькопрофессионально устанавливает контакты с людьми, чтобы иметь возможность с нужнойрегулярностью получать информацию. Словом, разведка не просто «вытягиваетинформацию на себя» и помогает государству или бизнесу приспособиться квнешней среде.
1.2Взаимодействие конкурентной разведки и службы PR
Разведка способна еще иактивно формировать окружающую действительность. Для этого в ход идут механизмывлияния на массовое сознание или механизмы влияния на сознание отдельногочеловека. И вот тут-то начинается непосредственное пересечение конкурентнойразведки с функциями службы PR. Ведь PR как функция предприятия – это тожеспособ изменения окружающей действительности и воздействия на людей в интересахбизнеса. Казалось бы, конкурентная разведка и служба PR топчутся на однойплощадке и дублируют друг друга? Оказывается, нет.
Служба PR и конкурентнаяразведка предприятия не конкурируют, а дополняют друг друга. Примерно так же,как дополняют друг друга надводные и подводные корабли в составе флота. СлужбаPR публична, она на виду, сотрудничать с ней можно гласно. Служба PR можетобщаться с журналистами и с представителями властей напрямую. В этойпубличности ее сила, но в ней же и ее слабость.
Конкурентная разведкадействует преимущественно скрытно, ее общение с журналистами, представителямивласти, клиентами предприятия, его контрагентами или его конкурентамипроисходит, как правило, через других людей, либо под прикрытием (в дозволенныхзаконом и этикой конкретного общества пределах).
Таким образом,конкурентная разведка ближе всех прочих структур предприятия стоит к проведениютак называемых «активных мероприятий» — действий, основанных настратегической и тактической дезинформации, блефе, манипулировании общественныммнением, задача которых – в управляемом изменении отношения целевой группы кпредприятию.
Конкурентная разведка засчет своих навыков, личных контактов и методов работы способна значительноусилить «надводную часть» работы предприятия по изменениюинформационного пространства, проводимую PR-службой.
Есть еще одна проблема,на которой я хотел бы заострить внимание. Это кадры. Надо ли привлекать квыполнению функций конкурентной разведки сотрудников PR-службы предприятия илиих надо нанимать на стороне?
Обучение действующегоспециалиста службы PR методам работы конкурентной разведки занимает от двух допяти дней, после чего он вполне способен решать многие типичные проблемы,стоящие перед предприятием в контексте PR. Однако за два-пять дней невозможноподготовить универсального специалиста. Поэтому в сложных случаях все равнотребуется привлечение специалистов на аутсорсинге. Правда сотрудник PR-службы,прошедший подготовку по конкурентной разведке, не тратит время на бесполезныепопытки решить самостоятельно проблемы, которые ему «не по зубам». Онобычно умеет быстро понимать, что вопрос лежит за пределами его возможностей.Что не менее важно, он знает, какого рода специалист нужен для решения егопроблемы.
Как правило, привлекатьсторонних специалистов приходится, когда требуются специальные знания,относительно редко встречающиеся у людей в бизнесе: например, опыт оперативнойили аналитической работы, опыт работы в условиях конкуренции неэкономическимиметодами или опыт работы против криминальных групп. Иногда, учитывая, что средиспециалистов PR много людей с гуманитарным образованием, может потребоватьсяконсультация или непосредственное привлечение технических специалистов.
Поскольку в подобныхделикатных вопросах важны не только квалификация привлекаемого на аутсорсингечеловека, но и его личные качества – такие как порядочность, умение хранитьсекреты, неподкупность, основным «кадровым центром» для подбора такихлюдей становятся профессиональные объединения специалистов конкурентнойразведки.
Служба PR и конкурентнаяразведка предприятия не конкурируют, а дополняют друг друга. Примерно так же,как дополняют друг друга надводные и подводные корабли в составе флота. СлужбаPR публична, она на виду, сотрудничать с ней можно гласно. Служба PR можетобщаться с журналистами и с представителями властей напрямую. В этойпубличности ее сила, но в ней же и ее слабость.
Как показала практика,PR-службы предприятий очень быстро воспринимают теорию и практику конкурентнойразведки и начинают самостоятельно пользоваться техниками, отточеннымиконкурентной разведкой. А поскольку PR-службы во многих структурах входят в составподразделений, отвечающих также за маркетинг, инструменты конкурентной разведкипо неформальному вмешательству в информационное пространство и егопреобразованию в интересах бизнеса применяются и в маркетинге – классическом ипартизанском.

2.Организация конкурентной разведки и ее роль в стратегии предприятия
 
2.1 Финансовоеобеспечение конкурентной разведки
Почему у конкурентнойразведки может быть маленький бюджет
Есть несколько причин,когда бюджет конкурентной разведки может оказаться небольшим:
Компания сама по себемаленькая. В этом случае бюджет всех работ в компании, в том числе и работы синформацией, в принципе невелик.
Недостаточнаязагруженность службы конкурентной разведки работой. Такая ситуация можетсложиться, например, потому, что служба только что начала работать или,наоборот, уже проработала некоторое время, но так и не смогла доказать своюполезность.
Когда конкурентнаяразведка воспринимается как модная игрушка и не принимает участия в обеспеченииосновной деятельности предприятия. В этом случае, как только на предприятии покаким-либо причинам начнут урезать бюджет, это в первую очередь касается всехвспомогательных подразделений — в том числе, конкурентной разведки.
Когда руководителипредприятия ошибочно считают, что знают всю важную информацию, благодаря своимделовым контактам и неформальным связям. При таком варианте конкурентнойразведке отводится роль службы, собирающей газетные вырезки, с соответствующимэтой функции незначительным финансированием.
Все причины, описанныевыше, за исключением первой, связаны с тем, что специалисты службы конкурентнойразведки должны сначала доказать свою полезность, и только после этогопретендовать на значимое финансирование.
Если функции конкурентнойразведки только-только появились на предприятии, то специалистам конкурентнойразведки лучше сразу сосредоточиться на информационно-аналитическом обеспечениипроцесса принятия решений топ-менеджментом компании. При эффективной работе этообязательно приведет к росту финансирования.
Удастся ли избежать двухпоследних причин, больше всего зависят от того, как служба конкурентнойразведки работает или позиционирует себя в компании. Неудачное для конкурентнойразведки развитие событий происходит в одном из двух случаев, в частности,если:
Руководитель затребовал успециалиста конкурентной разведки необходимую информацию, но эта информация небыла ему предоставлена, или же была предоставлена в непригодном дляиспользования виде.
Предоставленная информацияне привела к появлению у руководителя дополнительных возможностей для принятиярешения, по сравнению с теми, какими он располагал и без конкурентной разведки.
Тщательный поиск слабыхмест по всей цепочке в работе конкурентной разведки — от сбора информации до еедоставки руководителю, — может помочь понять причины проблем и дать возможностьих исправить.
Ограничения в работеконкурентной разведки, связанные с недостаточным финансированием.
Малый бюджет конкурентнойразведки объективно приводит к целому ряду ограничений ее возможностей. Этоутверждение справедливо по отношению к любому бизнесу, но именно в малом бизнесевстречается особенно часто.
Вот эти ограничения.[2]
Аналитики конкурентнойразведки в организации, которая экономит на конкурентной разведке, но неотказывается от ее проведения, могут быть совместителями, работающими неполныйдень;
Квалификация специалистовконкурентной разведки в небольшом бизнесе может быть недостаточно высока, апривлечь сторонних консультантов, которые могли бы исправить ситуацию, компанияне может;
Многие онлайновые базыданных и печатные источники могут быть не по карману компании. Также по причиневысокой цены, могут быть ограниченны возможности участия специалистов компаниив профессиональных конференциях и в неформальных контактах с коллегами.
Важно понимать, что естьразличия между большим и малым бизнесом, а также динамично развивающимсябизнесом и тем, который работает в стабильной и относительно статическойотрасли.
Так, в небольшом бизнесеруководящие сотрудники:
Контактируют спокупателями напрямую;
Быстро узнают об угрозах,исходящих от конкурентов;
Важным вопросом длянебольшого бизнеса является грамотное сочетание личного мастерства специалистови материальных ресурсов, необходимых для развития эффективной стратегииразвития конкурентной разведки — особенно если конкуренты значительно больше поразмерам, и в силу этого превосходят компанию по своим возможностям.
В таком случае причинны, покоторым конкурентную разведку финансируют недостаточно хорошо, связаны не снедостатками конкурентной разведки, как таковой, а с ограниченными финансовымивозможностями предприятия.
В большой компании многоеобстоит с точностью до наоборот. Топ-менеджеры и даже руководители отделамаркетинга, почти (а порой и совсем) не имеют прямых контактов с клиентами. Врезультате, важность информационного обеспечения топ-менеджеров значительновозрастает. На организацию такой работы требуется время, поэтому в условияхнизкого финансирования повышается нагрузка на сотрудников конкурентнойразведки, а именно, им начинает не хватать времени.
Из-за того, чтоорганизационный период затягивается, в этой ситуации специалистам приходитсяуменьшить резерв времени, нужный для планирования конкретной операцииконкурентной разведки и непосредственного сбора информации. Тем самым,понижается эффективность первого шага в разведывательном цикле работы синформацией.
Если такая ситуациязатягивается, то в результате формируется неправильный цикл, неизбежнымрезультатом которого оказывается сокращение числа источников информации, таккак информация, в целях экономии времени, начинает добываться из наиболееочевидных и легкодоступных источников. Это, в свою очередь, приводит к тому, чтокачество конечного продукта конкурентной разведки падает (либо получаютсянеполные или недостоверные данные, либо данные сами по себе приемлемы, но формаих доведения до сведения руководства никуда не годится).
Руководство,неудовлетворенное такими результатами, делает неправильный, но логичный вывод отом, что конкурентная разведка неэффективна в принципе, и таким образомпорочный круг замыкается.
Разорвать этот круг можетлибо показательная операция с хорошим результатом, проведенная по инициативесамих специалистов конкурентной разведки, либо какое-то внешнее событие,которое напугает руководство компании и заставит их уделить повышенное вниманиеслужбе, которая должна заранее предупреждать компанию о возможных проблемах.Появление таких событий, которые могут заставить руководство задуматься онеобходимости конкурентной разведки, наиболее вероятно в динамичных, быстрорастущих отраслях, где серьезные изменения происходят часто и быстро.
Сбор значимой информациибез финансовых затрат
Способность мыслить нестандартно,избегать «зашоренности» мышления — это ценное качество, которое должныразвивать в себе все специалисты конкурентной разведки. Это качество становитсяжизненно необходимым в условиях, когда денег попросту нет.
Подобное нестандартноемышление означает способность находить необычные и альтернативные источникиинформации, которые не лежат на поверхности. Так, например, один из лучшихбесплатных источников новостей о событиях в США — не какой-либо сайт,расположенный в Америке, а сайт британского издания «UK Financial Times».[3]
Службы конкурентнойразведки, которые не испытывают недостатка в финансировании, могут получитьдоступ к самым разным инструментам и источникам. Но вот для малобюджетных служббольшинство этих ресурсов недоступны, да и никто не гарантирует, что даже вблагополучной компании финансирование завтра не сократят, поэтому специалистыконкурентной разведки должны постоянно искать недорогие, либо совсем бесплатныеисточники. Так, например, членство в профессиональных или торговых ассоциацияхможет давать доступ в библиотеки этих ассоциаций, в том числе — к отчетам ианалитическим статьям.
Кроме того, специалистамконкурентной разведки придется научиться профессионально пользоватьсяИнтернетом. Когда денег не хватает, приходится многое искать самостоятельно.Это действительно позволяет уложиться в ограниченный бюджет, но вместе с темпотребляет много времени. Профессионалы конкурентной разведки, которые стесненыв финансовых средствах, должны знать об Интернете следующее:
Различные средства поискав Интернете, их сильные и слабые стороны (Хороший англоязычный сайт по этойтеме — SearchEngineWatch);
Средства поиска вновостях (для Великобритании это NewsBot и Excite News);
Отраслевые порталы (наних есть ссылки на ресурсы по конкретной отрасли). Так, в Великобританиипринято искать отраслевые порталы с помощью поисковых инструментов LookSmart;
Тематические группыновостей, дискуссионные группы (форумы), тематические рассылки. Их на Западенаходят с помощью ресурсов DejaNews, ForumOne и Liszt. Кроме того, хорошийисточник — SCIP discussion forums.
Западные специалистырекомендуют сделать закладки на следующие сайты:
FT.com Это сайт издания «The Financial Times». Он сегодня становится полноценнымделовым порталом. Кроме того, представляет интерес для специалиста конкурентнойразведки собственная информация этого издания, содержащая новости в различныхотраслях экономики, биржевую информацию. Особо следует отметить базу данных«World Reporter», собирающую новости из 3000 печатных изданий по всему миру.Сервис на FT.com — бесплатный, включая числе и доступ к базе данных «WorldReporter».
Northern Lightпозиционирует себя как поисковая машина. Однако, предоставляя качественныйпоисковый сервис, Northern Light «заточен» под бизнес-пользователей, собираяновости и статьи из более, чем 6400 источников. В базе данных Northern Lightесть и аналитика по рынкам акций, и маркетинговые исследования. Стоимостькаждого такого источника невелика — всего несколько долларов, причем сгарантией возврата денег в случае, если в статье окажется не то, на что вырассчитывали. Northern Light постоянно развивается и модернизирует своепрограммное обеспечение. Существует сервис, оповещающий подписчика о появленииновой информации по интересующей его теме.
Powerize предлагаетбесплатный доступ к 2400 источникам, охватывающим различные отрасли, а задополнительную плату открывает доступ к еще нескольким тысячам ресурсов. Крометого. Powerize самостоятельно делает выпуски новостей на экономические темы.
Transium упорядочиваетинформацию по более, чем 300 000 компаний во всем мире, что позволяет быстро илегко найти информацию по каждой из них.
Hoover's создает небольшоедосье на компании, включая финансовые организации и крупные компании из другихотраслей. Информация предоставляется в удобном формате.
Company Sleuthотслеживает размещенную в Интернете информацию об американских компаниях, акциикоторых свободно продаются.
Все компетентныеспециалисты конкурентной разведки должны не только разбираться в вопросахИнтернета, но и владеть приемами работы с первичными источниками. Хотя основныепринципы работы одинаковы и для крупных, и для небольших компаний, тем неменее, специалисты конкурентной разведки в небольших компаниях вынуждены уметьвсё делать самостоятельно. Ведь даже внешние консультанты или фирмы,занимающиеся маркетинговыми исследованиями, не придут к ним на помощь.
Требуется бытьвнимательным, чтобы не перейти грань законности и этичности.
Перед контактом систочником информации требуется спланировать и подготовить встречу.
Спланировать время,необходимое для выполнения работы. Поскольку специалист работаетсамостоятельно, он должен тщательно планировать свое время, т.к. у него нетвозможности обратиться за помощью к коллеге.
Постоянно расширятьделовые контакты. Идеально, если специалист лично знаком с сотрудниками внутрисвоей компании, но этого недостаточно. Следует расширять базу данных по внешнимконтактам — людям, которые хорошо ориентируются в бизнесе, в котором компанияработает. Эти контакты должны включать в себя покупателей, поставщиков, членовпрофессиональных ассоциаций, журналистов, которые пишут статьи дляэкономических журналов, экспертов в отрасли и пр.
Необходимы неформальныесвязи в своем сегменте рынка. Следует посещать все выставки и ярмарки изаводить там знакомства.
Просьба познакомить снужным человеком вообще должна стать второй натурой специалиста конкурентнойразведки.
Вступить во все профессиональныеассоциации, в которых можно познакомиться с нужными людьми, а также получатьбесплатные журналы для членов ассоциации.
В недостаточномфинансировании в принципе нет ничего ужасного. Пока специалист конкурентнойразведки не снимет телефонную трубку, не отправит электронную почту или недоговорится о встрече с человеком, он не сможет найти источник, которыйспособен привести его к нужной информации. Именно от позиции специалиста, а неот денег в большей степени зависит результат. Да, без денег вы не сможетенанять кого-нибудь, кто вам поможет работать. Но это означает лишь то, чтосотрудник конкурентной разведки, которого недостаточно профинансировали, простодолжен многое сделать сам. Только так специалист сможет выполнить работу,которая на него возложена.
 
2.2 Конкурентная разведкаи ее роль в современном менеджменте
Конкурентная разведка (competitiveintelligence, business intelligence) – постоянный процесс сбора, накопления,структурирования, анализа данных о внутренней и внешней среде компании и выдачивысшему менеджменту компании информации, позволяющей ему предвидеть изменения вэтой среде и принимать своевременные оптимальные решения по управлению рисками,внедрению изменений в компании и соответствующие меры, направленные наудовлетворение будущих запросов потребителей и поддержание прибыльности.
Как отмечаютисследователи, возникла и бурно развивается новая парадигма управления –менеджмент, основанный на знаниях. Современная обстановка на рынках характеризуетсяусложнением коммерческих схем и условий сделок, использованием сложныхкомплексных продуктов, усилением конкуренции между компаниями. Сами российскиекомпании из небольших бутиковых предприятий становятся акционернымиструктурами, со сложной хозяйственной инфраструктурой и управленческимисвязями. Финансовые потоки, движение капитала, управление ресурсами иперсоналом становятся все более сложной задачей, связанной с ростом объемовотчетности и документооборота, увеличением сечения и скорости информационныхпотоков, которые с использованием современных корпоративных информационныхсистем достигают высшего уровня управления компания. Однако здесь и кроетсяосновная проблема современного управления. Если раньше основной задачейинформационной подсистемы управления компанией была задача донесениямаксимально возможно без искажений и изменений практически любых входящихданных, связанных с компанией и рынком, до руководителя, который и производилфильтрацию и обработку данных, выделял из них необходимые знания, то теперь всеизменилось. Руководителю просто не хватит времени не только на фильтрациюданных и обработку информации, но и просто на то, чтобы ознакомиться с этимпотоком информации. Тем более что, являясь специалистами по управлениюпроизводством, руководители, зачастую, не обладают умениями, связанными стехнологией обработки информации и превращения ее в знания. И это только с тойинформацией, которая поступает как стандартная текущая отчетность, не говоря обинформации, которая может поступить от специально организованной системы сбораданных об обстановке. В связи с этим, потоки информации, идущие в высший эшелонуправления стали сокращать и делить, увеличивая количество промежуточныхзвеньев, маршрутизируя потоки с помощью референтов-секретарей и помощников,делегируя принятие решения на низовые звенья управления. Руководители оставляютсебе задачу стратегического планирования и управления, что, в свою очередь,требует не только и не столько отчетной информации, которая формирует знания онастоящей ситуации в обстановке или даже о ситуации, которая была на моментсбора исходных данных, а, так называемая, прогностическая информация, котораяпозволяет оценить с точки зрения вероятности реализации и успеха предлагаемыепланы и сценарии, а также оценить тенденции изменений обстановки. Подготовкастратегических решений с учетом таких знаний позволяет резко увеличитьэффективность принимаемых решений. С другой стороны, использование технологийразведки позволяет успешно осуществлять прогноз кризисных явлений в бизнесе, тоесть, реализовать функцию раннего предупреждения о кризисах. А это, в своюочередь, делает возможным предпринять предупредительные меры и снизитьнапряженность вероятного кризиса, произвести его локализацию, или снижениевозможного ущерба. Еще одной опцией является возможность использования этогознания о кризисе в своих интересах, повернув его для упрочения своего положенияили ослабления конкурента.
Сегодняшняя тенденциятакова, что роль эффективно организованной конкурентной разведки толькоусиливается. Кроме того, приходится не только собирать отрывочные и важныеданные, но и, что самое трудное, лопатить огромные потоки разнородных ипротиворечивых данных, чтобы получить правильное осознание обстановки не толькоснаружи, но и внутри компании. Не секрет, что достаточно часто, а особенно этопроявляется в российских условиях, менеджеры среднего звена сознательно или несознательно, желая показать свою деятельность в лучшем свете перед высшимруководством или владельцами предприятия или прикрывая свои неблаговидныепоступки и промахи, приукрашивают или даже фальсифицируют данные, поступающие ввысший эшелон управления. Это приводит к принятию таких решений, которые неявляются оптимальными или даже наносят ущерб бизнесу. Задачей деловой разведкиявляется проверка такой информации и исключение ситуаций с дезинформациейвысшего руководства.[4]
Специалисты, работающие вобласти безопасности, могут сказать, что задачи, приписываемые конкурентнойразведке частично и раньше решались информационно-аналитическими службамиструктур экономической безопасности предприятий. Это так, и службы конкурентнойразведки чаще всего организуются на основе таких структур.
Отличиеинформационно-аналитической работы служб безопасности от работы подразделений конкурентнойразведки можно сравнить с отличием информации и коммуникации. Т.е. информация,чаще всего разовая и однонаправленная, а коммуникация постоянна (регулярна) ивзаимонаправленная. При коммуникации источник и корреспондент постоянноменяются местами, информационные потоки регулируются с помощью обратной связи.Информационно-аналитическая деятельность чаще всего заканчиваться передачейинформации конечному пользователю. Поэтому эффективность коммуникации гораздовыше.
Обеспечение экономическойбезопасности есть деятельность по овладению важнейшими условиями самореализацииэкономического субъекта, то идентификация этих условий, отслеживание измененийв обстановке, изучение и прогнозирование активности других субъектов,стремящихся овладеть этими условиями, как раз то, что является сущностью конкурентнойразведки, помогает эффективно управлять такой деятельностью и повышает уровеньбезопасности.
Рассмотрим задачи службы конкурентнойразведки, связанные с задачами службы экономической безопасности болееподробно. Но сначала сделаем отступление и рассмотрим современные требования корганизации и оснащению таких служб.
Задача сбора и обработкиинформации на регулярной основе требует наличия регулярно обновляемыхинформационных ресурсов. При этом это современные аналитические технологии, такназываемые Deep mining и Business Intelligence, требуют хранения данных вэлектронной форме. Отсюда необходимость в современной технической базе иналичии программного обеспечения, которое не только позволит собирать данные изразных источников, хранить их в структурированных и неструктурированных базахданных, но и вести поиск по информационному полю, используя те или иныекритерии, обрабатывать эти данные с использованием различных алгоритмов, атакже автоматизировано формировать отчеты и визуализировать аналитическиерезультаты. Кроме инструментария задача требует наличия источников данных это иИнтернет, это и онлайновые ресурсы, это средства массовой информации вэлектронной форме, обновляемые базы данных и электронные архивы, корпоративныеинформационные массивы и архивы электронной почты. Кроме этого необходимы люди– источники информации, как вне компании, так и внутри ее, а самое главное, какпоказывает практика, остро необходимы люди, которые могут коммуницировать ссотрудниками компании на любом уровне, умеют осуществлять целеполагание длядобывающего данные коллектива и сотрудников, занимающихся их обработкой.Необходимы аналитики и поисковики, знающие правила работы с информацией иумеющие их применять на практике. Это тем более важно сейчас, когда мы говоримуже не о массивах информации, а о захлестывающих менеджмент компании потокахинформации, работа с которыми все больше и больше требует внимания к факторувремени. Сокращение расстояний за счет современных средств транспорта ипередачи информации привело к тому, что изменения в бизнесе и на рынке происходяточень быстро в некоторых отраслях (например, связанных с биржевыми продуктами),поэтому своевременность в выдаче информации, требующейся менеджменту дляпринятия решения, значительно сократилась. Если раньше сроки подготовкиинформации службами экономической безопасности составляли недели, то сейчас онисократились до суток и часов, а в некоторых случаях, например при выдачепотребительского кредита, срок решения составляет десятки минут или минуты. Какговорит вице-президент одного из банков, занимающихся потребительскимкредитованием клиентов в торговле ТНП, срок автоматической проверки заемщика — физического лица для того, чтобы занять преимущественное конкурентное положениена этом рынке, должен быть около 30 секунд. Без современных технологий обработкиинформации и разведки такое не возможно.
Важнейшим моментом вдеятельности служб экономической безопасности становится прогнозирование.Объективная ограниченность сил и средств, выделяемых владельцами и менеджментомиз бюджета предприятия на решение задач экономической безопасности, вынуждаетперевести основное внимание служб безопасности с поиска сбежавших задолженникови недобросовестных контрагентов, возврата уже похищенных средств и ценностейпредприятия, что становится сегодня все менее и менее эффективным, в плоскостьпрофилактики, предотвращения таких случаев. И основную роль в этом начинаетиграть аналитическая работа и разведка – мониторинг обстановки. Службамиэкономической безопасности и деловой разведки идентифицируются риски,разрабатываются модели угроз и сценарии кризисов, определяются факторы,действующие на их развитие и признаки их приближения. Эти признаки выявляются вокружающей обстановке с целью предугадать момент и место наступления кризиса иоценить вероятность его наступления, чтобы вовремя сконцентрировать в нужномместе необходимые силы и средства, провести необходимые организационныеизменения и принять превентивные меры, чтобы не допустить негативного развитиякризиса. Так действуют сейчас службы экономической безопасности крупнейшихроссийских и зарубежных компаний и холдингов.
Аналогично решаетсязадача противодействия недобросовестной конкуренции. Изучение конкурентов –часть деятельности деловой разведки (так называемая конкурентная разведка)помогает оценивать и прогнозировать действия конкурентов, направленные надестабилизацию деятельности защищаемой компании и самого ее центра –управляющей подсистемы, нарушение информационных связей внутри компании.Результатом такого прогноза и исследования являются действия по принятию превентивныхмер, защите центра управления компании, ее целостности, связей, репутации нарынке.
Отдельным случаем этойзадачи является противодействие недружественным слияниям и поглощениям. То, какпроисходит это сегодня, показывает, что менеджмент предприятий и службыэкономической безопасности, захватываемых предприятий спохватываются толькотогда, когда блокирующий пакет акций предприятия уже оказывается в рукахконкурента, и он начинает активные действия по вытеснению действующегоменеджмента, приступает к инициированию банкротства предприятия. А ведь вполнев силах службе, вооруженной методами бизнес разведки и отслеживающейинформацию, по крайне мере, связанную с движением акционерного капиталакомпании, заранее увидеть и предугадать первые шаги, признаки начала такогонедружественного поглощения, принять необходимые меры, которые могут оказатьсягораздо менее дорогостоящими, чем применяемые тогда, когда этот процесс ужезапущен и пошел в полную силу.
Современные средства итехнологии обработки разведывательной информации позволяют также решать задачивнутренней безопасности корпорации. Оценивать динамику лояльности персонала,выявлять центры напряженности. Анализ информации от внутренних источников иклиентов помогает службам безопасности выявлять факты утечки конфиденциальнойинформации, инсайд-трейдинга, иной деятельности персонала против компании.
Учитывая то, чтодеятельность по управлению экономической безопасностью входит неотъемлемойчастью в систему управления общими рисками бизнес-деятельности, все подходыбазовой процедуры управления рисками справедливы и необходимо применяются издесь. При этом подходы конкурентной разведки применяются на всех стадияхБазовой процедуры.
Определениеорганизационного контекста:
·цели, стратегии и задачиорганизации;
·основныезаинтересованные стороны;
·взаимосвязи сокружением;
·определение критериевоценки рисков.
Задачи конкурентнойразведки – изучение обстановки и бизнес-процессов, выявление ключевых тематик ивзаимосвязей. Взаимодействие с топ-менеджментом компании, получение от негооднозначного понимания об имеющемся «вкусе к риску» — граничных условий дляпоследующей оценки. Мониторинг изменений в бизнес процессах и «вкусе к риску».
Идентификация рисков:
 составление перечняфакторов, которые могут повлиять на деятельность организации.
Задачи деловой разведки –выделение из исторического контекста и результатов коммуникации стоп-менеджментом компании влияющих факторов. Мониторинг появления новыхфакторов и исчезновения старых.
Оценка рисков:
·определение величинывозможных результатов (позитивных или негативных) воздействия неопределенныхфакторов и вероятность (правдоподобность) их наступления.
Задачи конкурентной разведки– оценка вероятности проявления тех или иных факторов риска и подверженностькомпании тому или иному риску. Мониторинг тенденций изменения вероятности ихпроявления.
Установление приоритетоврисков:
· упорядочивание факторовриска с целью отбора наиболее значимых с точки зрения влияния на деятельностьорганизации.
Задачи деловой разведки –классификация рисков с точки зрения их значимости, объединение рисков, имеющихсродство, в группы по видам. Мониторинг тенденций изменения значимости групприсков.
Выбор способа обращения срисками:
· выбирается способобращения с выделенными видами рисков и разрабатываются сценарные планы,предписывающие действия в случае наступления неблагоприятных событий.
· производится интеграциячастных методов управления отдельными рисками в целостный план, что позволяетскоординировать действия на уровне организации в целом.
Задачи деловой разведки –разработка совместно с другими службами компании возможных альтернативныхсценариев управления отдельными группами рисков. Прогноз их эффективности,представление менеджменту рекомендаций для выбора наиболее эффективного планауправления рисками на уровне компании. Мониторинг и оценка отклонений реальныхрезультатов от запланированных и выработка предложений по их коррекции.
Наблюдение за факторамириска:
· отслеживаются факторы,входящие в модель деятельности, и в случае появления тенденции их выхода заопределенные границы выполняется корректировка деятельности организации посценарию, составленному на этапе планирования. В случае необходимости вносятизменения в содержание процедуры управления рисками, критериев и алгоритмов ихоценки.
Источники данных
Группы информационныхисточников:
1. Опубликованныедокументы открытого доступа (книги, журналы, газеты, фирменные и рекламныеиздания и т.п.).
2. Сведения, находящиесяв неопубликованных (конфиденциальных) документах, имеющихся на фирме, а такжеданные, которыми располагают ее сотрудники (например, результаты маркетинговыхисследований, данные о планах, достижениях или неудачах конкурентов, полученныев ходе контактов на выставках или конференциях, при общении с реальными илипотенциальными клиентами, торговцами и т.д.).
3. Сведения, поступающиеот внешних «агентов КР», например, работающих в научных центрах, вдругих фирмах, в органах управления и т.д., а также сведения, полученные спомощью специальных технических средств и других действий, называемых«промышленным шпионажем».
4. Фирмы, оказывающиеуслуги в сфере КР на коммерческой основе, консультанты.
Силы конкурентнойразведки
Силы конкурентнойразведки представляют собой сотрудников, чьими непосредственнымифункциональными обязанностями является целеполагание, сбор данных,структурирование и хранение данных, анализ информации и ее распространениепотребителям компании, то есть, сотрудников подразделения разведки. Надосказать, что все чаще и чаще информационные подразделения служб безопасностикорпораций в нашей стране начинают превращаться в службы разведки. Известныйспециалист по организации служб безопасности предприятий Василий ПетровичМак-Мак в последней редакции своей известной книги «Служба безопасностипредприятия. Организационно-управленческие и правовые аспекты деятельности» нетолько включил в организационную диаграмму службы безопасности предприятияотдел разведки, но и приложил к общему описанию деятельности разработанное имположение о подразделении разведки, корпоративный нормативный документ,определяющий основные направления ее деятельности, функциональные обязанностиее сотрудников, права их во взаимоотношениях с другими подразделениямикомпании. Последнее немаловажно в связи с тем, что к силам деловой разведкикорпорации относятся и сотрудники других подразделений компании, занимающиесясбором и исследованием информации, поддерживающие коммуникацию с сотрудникамиподразделениями разведки. Обратившись к иностранному опыту, как пример можно привестиорганизационную структуру конкурентной разведки американской корпорацииMotorola, которая была первой корпораций организовавшей такую структуру.Гибридная структура состоит из центрального отдела разведки, а также поодному-двум сотрудникам других подразделений, которым поручено поддерживатькоммуникацию с отделом разведки. В совокупности в корпорации Motorola конкурентнойразведкой занимается до 30 человек. Правильно построенное взаимодействие междуподразделениями позволяет получить значительную экономию. Как показалоисследование, проведенное в одной из европейских телекоммуникационных компаний,только за счет централизации закупки и обработки информации там за годэкономится до 20 миллионов долларов. Необходимо сказать и о требованиях квысокому уровню интеллектуальных ресурсов, задействованных в работе службыделовой разведки. Это требует серьезного внимания к подбору персонала в службыДР. Не смотря на, казалось бы, широкое предложение на рынке труда подобратьнеобходимых специалистов достаточно сложно.

Заключение
В заключение сделаемнесколько важных выводов:
·   Конкурентная, понимаемая каканалитическое обеспечение важных управляющих решений, которые принимаютменеджеры высшего уровня управления, — это один из инструментов менеджмента,роль которого в условиях конкурентной борьбы явно недооценивается многимироссийскими руководителями и предпринимателями.
·   Высокая эффективность службы конкурентнойразведки может быть достигнута лишь в условиях высокого доверия к ней состороны руководства фирмы. Такое доверие может быть оправдано только приправильном подборе руководителя службы КР и обеспечения ее необходимымиресурсами для реализации различных вариантов сбора и аналитической обработкиисходных данных.
·   Главное направление развития КР — широкое использование электронной документации, особенно из многочисленных, и,в первую очередь, крупных электронных баз данных, корпоративных информационныхсистем, использующих интернет-технологии, специальных компьютерных программ,прогнозирующих комплексов, систем мониторинга, отображающих и ситуационныхцентров.
·   Участие КР в обеспечении деятельностислужб экономической безопасности позволяет резко повысить эффективность ихдеятельности по управлению общими рисками предприятий, управлению оптимальнымрасходованием корпоративных ресурсов на локализацию угроз бизнесу компании.

/>Список литературы
1.    Баликоев В.З.Общая экономическая теория: Учебное пособие. Новосибирск: Лада, 2005.
2.    Гукасьян Г.М.Экономическая теория: ключевые вопросы: Учебное пособие / Под ред. А.И.Добрынина. М.: ИНФРА-М, 2005.
3.    Добрынин А.И.,Журавлева Г.П. Общая экономическая теория. СПб: Питер, 2005.
4.    Иохин В.Я.Экономическая теория: Учебник. – М.: Юристъ, 2005. – 861 с.
5.    Кулешова А.Б.Конкуренция. – М.: Велби, 2006.
6.    Любимов Л.Л.,Раннева Н.А. Основы экономических знаний. – М.: Вита-Пресс, 2006.
7.    Руди Л.Ю.Экономическая теория. – Новосибирск: НГУЭУ, 2005.
8.    Самуэльсон П.,Нордхаус В.Д. Экономика. Учебное пособие.: Пер. с англ. – 15 изд. – М. Бином,2006. – 800 с.
9.    Экономическаятеория. / Под ред. Видяпина В.И. и др. – М.: ИНФРА-М, 2006.
10.  Экономическая теория. / Под ред.Камаева В.Д. – М.: ВЛАДОС, 2005.
11.  Экономическая теория. Учебник для ВУЗов/ Н.В. Сумцова, Л.Г. Орлова, В.В. Пранович, и др.; Под ред. Н.В. Сумцовой, Л.Г.Орловой. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005. – 655 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.