СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ.
1.ТИПЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ.
2. ВИДЫ ПРОГНОЗОВ.
3. МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ДЕЛОВОЙ СРЕДЫ.
3.1. МЕТОДЫ ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК.
3.2. МЕТОД СОСТАВЛЕНИЯ СЦЕНАРИЕВ.
3.3. МЕТОДЫ ЭКСТРАПОЛЯЦИИ ТРЕНДОВ.
3.4. МЕТОДЫ РЕГРЕССИОННОГО АНАЛИЗА.
3.5. МЕТОДЫ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ.
4. ИСТОЧНИКИ ОШИБОК В ПРОГНОЗИРОВАНИИ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
ВВЕДЕНИЕ.
Как и планирование, прогнозирование - это род предвидения, поскольку имеет дело с получением информации о будущем. Вместе с тем между планированием и прогнозированием существуют серьезные различия,
Известный отечественный футуролог И.Бестужев-Лада разделил прогнозирование и планирование как предсказание и предуказание.
Предсказание, к которому относится прогнозирование, предполагает описание возможных или желательных аспектов, состояний, решений, проблем будущего. Помимо формального, основанного на научных методах прогнозирования к предсказанию относятся предчувствие и предугадывание. Предчувствие - это описание будущего на основе эрудиции, работы подсознания. Предугадывание использует житейский опыт и знание обстоятельств,
В широком плане как научное прогнозирование, так и предчувствие и предугадывание входят в понятие "прогнозирование деятельности фирмы".
Предуказание, включающее в себя планирование и его элементы - целеполагание, программирование, проектирование, основано на принятии решении о проблемах, выявленных на стадии предсказания, на учете всех критических аспектов будущего,
Таким образом, в предвидении будущего фирмы прогнозирование, с одной стороны, предшествует планированию, а с другой - является его составной частью, используется на разных стадиях осуществления деятельности по планированию:
- применяется на этапе анализа среды и определения предпосылок для формирования стратегии фирмы (как общей, так и функциональной, например финансовой);
- осуществляется на стадии реализации планов для оценки возможных результатов и их отклонения от плановых показателей и имеет целью организацию дополнительных управляющих воздействий на ликвидацию отклонений.
По своему составу прогнозирование шире планирования, так как включает не только показатели деятельности фирмы, но и разнообразные данные о ее внешней среде.
1.ТИПЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ.
Для предсказания будущего фирмы используются следующие типы прогнозирования.
1. Прогнозирование, основанное на творческом видении будущего, использует субъективное знание прогнозиста, его интуицию. Оно может использоваться для непосредственного предсказания менеджерами и другими участниками экономической организации будущих результатов ее деятельности.
2. Поисковое прогнозирование - способ научного прогнозирования от настоящего к будущему. Прогнозирование начинается от сегодняшнего дня, опирается на имеющуюся информацию и постепенно проникает в будущее.
Поисковое прогнозирование может быть двух видов:
1) Традиционным, или экстраполятивным.
2) новаторским - альтернативным.
Экстраполятивный подход предполагает, что экономическое и прочее развитие происходит гладко и непрерывно, поэтому прогноз может быть простой проекцией (экстраполяцией) прошлого в будущее.
Экстраполятивный подход означает, во-первых, оценку прошлых показателей деятельности фирмы и тенденций их развития (трендов) и, во-вторых, перенесение этих тенденций в будущее.
Таким образом, главное предположение зкстраполятивного подхода в прогнозировании заключено в признании того, что в диапазоне ключевых интересов фирмы силы прошлого в состоянии контролировать будущее.
Несмотря на возникновение альтернативного подхода, экстраполятивный подход очень широко применяется в прогнозировании и так или иначе отражается в большинстве методов прогнозирования,
Альтернативный подход исходит из того, что внешняя и внутренняя среда бизнеса подвержена постоянным изменениям, и вследствие этого:
- развитие фирмы происходит не только гладко и непрерывно, но и скачкообразно и прерывисто;
- существует определенное число вариантов будущего развития фирмы (или определенное число положений равновесия фирмы ).
Таким образом, в рамках альтернативного подхода, во-первых, создаются прогнозы, включающие сочетание различных вариантов развития выбранных показателей и явлений. Каждый из вариантов развития лежит в основе особого сценария будущего. Во-вторых, альтернативное прогнозирование может объединять в единой логике два способа развития - гладкий и скачкообразный, создавая синтетическую картину будущего.
Альтернативный подход сравнительно молод (широкое применение его началось в 80-е годы), однако он быстро завоевывает популярность в практике внутрифирменного планирования.
В целом поисковое прогнозирование опирается как на количественные, так и качественные методы.
Примером качественных (неколичественных) прогнозов могут быть опросы руководителей московских промышленных предприятий, брокерских и посреднических фирм, которые проводятся Институтом экономических проблем переходного периода и Институтом исследования организованных рынков. В основу опросов положена неколичественная методика мюнхенского IFO - института. Респонденты оценивают текущее и будущее состояние отрасли и фирмы не в количественных показателях, а в категориях "больше - меньше", "лучше - хуже". Специальные исследования, проводившиеся в Европе, показали, что участники опросов признали подобные конъюнктурные опросы полезными для себя, особенно в отраслевом разрезе. Фирмы - участники опросов - сообщают, что используют прогнозы при разработке краткосрочных оперативных планов и бюджета. Около четверти респондентов применяют результаты опросов в бизнес - планировании.
Опросы, основанные на неколичественных методах, проводились в последнее время также на московских промышленных предприятиях. Результаты опросов показали, что большинство опрошенных руководителей оценивают будущие объемы производства в категории "меньше", а свое экономическое положение - в категории "хуже".
Исходя из результатов опросов о динамике объема производства предприятия фирмы определяют направленность деловой политики и текущих планов. Так, многие из московских предприятий в преддверии спада планировали не увеличивать отпускные цены (24% машиностроительных и нефтехимических предприятий), предполагали сокращение занятости (45% машиностроительных предприятий, 43% нефтехимических, 70% предприятий черной металлургии).
Таким образом, качественные (неколичественные) методы прогнозирования оказывают не меньшую помощь в определении будущей деятельности предприятия, чем прогнозы, выраженные в конкретных цифрах и абсолютных показателях.
3. Нормативное (нормативно-целевое) прогнозирование. В рамках нормативного прогнозирования сначала определяются общие цели и стратегические ориентиры на будущий период времени, а затем менеджеры оценивают развитие фирмы, исходя из этих целей.
Чаще всего нормативный подход используется тогда, когда фирма не обладает необходимыми исходными (историческими) данными. Для нормативного подхода характерно поэтому преимущественное применение качественных методов исследования.
Как и экстраполятивное, нормативное прогнозирование является в большой степени традиционным подходом к предсказанию будущей среды организации.
2. ВИДЫ ПРОГНОЗОВ.
Прогноз - это результат процесса прогнозирования, выраженный в словесной, математической, графической или другой форме суждения о возможном состоянии фирмы и ее среды в будущий период времени
Виды прогнозов можно классифицировать по нескольким признакам.
Во-первых, прогнозы разделяют в зависимости от их временного охвата. Различная длительность прогнозов определяется существованием различных горизонтов планирования: от краткосрочного до долгосрочного.
Существуют прогнозы на очень короткий период времени - сроком до месяца. К таким прогнозам относятся месячные и недельные прогнозы движения наличности.
Краткосрочные прогнозы обычно применяются при составлении годичных планов.
Средние и долгосрочные прогнозы иначе называют перспективными.
Во-вторых, прогнозы делятся по типам прогнозирования на поисковые, нормативные и основанные на творческом видении.
В-третьих, в связи с возможностью воздействия фирмы на свое будущее прогнозы делятся на пассивные и активные,
Пассивный прогноз исходит из того, что фирма в силу ряда причин (отсутствие необходимых средств, наличие благоприятных тенденций развития и т.д.) не намерена воздействовать на свою среду и предполагает возможность самостоятельного, не зависимого от действий фирмы развития внешних процессов.
Активный прогноз предусматривает возможность активных действий фирмы по проектированию собственного будущего, ее реальное воздействие на внешнюю среду
Например, предприятие, выпускающее известь, столкнулось с насыщением спроса на свою продукцию на рынке строительных материалов. Пассивный прогноз в этом случае предположил бы сохранение тенденции падения спроса на известь, а значит, сокращение ее производства. Активный прогноз, напротив, мог бы включить дополнительные усилия фирмы по стимулированию спроса на известь, например, за счет проведения агрессивной рекламной кампании на рынке товаров для садоводов с акцентом на универсальное применение извести на их участках. Тогда в рамках активного прогноза могло бы быть высказано суждение о возможном сохранении или даже увеличении спроса на известь.
В-четвертых, прогнозы делятся на вариантные и инвариантные в зависимости от степени вероятности будущих событий.
Если вероятность прогнозируемых событий велика, или, другими словами, фирма рассчитывает на высокую степень определенности будущей среды, то прогноз включает в себя только один вариант развития, то есть является инвариантным. Обычно инвариантный прогноз основывается на экстралолятивном подходе, простом продолжении сложившейся тенденции.
Вариантный прогноз основан на предположении о значительной неопределенности будущей среды и, следовательно, наличии нескольких вероятных вариантов развития.
Таким образом, в рамках вариантного прогноза описывается несколько вероятных состояний фирмы в будущий период времени.
Каждый из вариантов развития учитывает специфическое состояние будущей среды фирмы и, исходя из этого, определяет основные параметры данного бизнеса. Такого рода вариант будущего состояния фирмы называют сценарием
В-пятых, прогнозы подразделяются по способу представления результатов на точечные и интервальные.
Точечный прогноз предполагает, что данный вариант включает единственное значение прогнозируемого показателя. Например, через 6 месяцев цены на фотоаппараты вырастут на 10%,
Интервальный прогноз - это такое предсказание будущего, в котором предлагается некоторый интервал, диапазон значений прогнозируемого показателя. Например, через 6 месяцев цены на фотоаппараты вырастут на 10-15%.
3. МЕТОДЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ДЕЛОВОЙ СРЕДЫ.
Первоначально прогнозирование в рамках фирмы возникло как предсказание экономических параметров длительности бизнеса (как внешних по отношению к фирме, так и внутренних).
Позднее фирмы освоили прогнозирование технологического (технологическое прогнозирование), а также социального и политического компонентов (социально-политическое прогнозирование) своей среды.
Поэтому общие, наиболее распространенные методы прогнозирования возникли в рамках экологического прогнозирования, однако позднее они нашли свое применение также и в технологическом, и в социально-политическом прогнозировании. Кроме того, для технологического и социально-политического прогнозирования характерны собственные, специфические методы исследования.
Общие методы прогнозирования можно разделить на четыре крупные группы:
• методы экспертных оценок;
• методы экстраполяции трендов;
• методы регрессионного анализа;
• методы экономико-математического моделирования.
Методы экстраполяции трендов и методы регрессионного анализа объединяют в общее понятие "методы анализа временных рядов".
Методы регрессионного анализа и метод экономико-математического моделирования вместе составляют понятие "методы анализа причинных связей".
3.1. МЕТОДЫ ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК.
Эта группа методов прогнозирования предполагает учет субъективного мнения экспертов о будущем состоянии дел. Для экспертных оценок характерно предсказание будущего на основе как рациональных доводов, так и интуитивного знания. Методы экспертных оценок, как правило, имеют качественный характер,
Экспертные оценки разделяют на индивидуальные и коллективные. К индивидуальным экспертным оценкам относят: сценарии, метод "интервью", аналитические докладные записки.
Метод "интервью" предполагает беседу организатора прогнозной деятельности с прогнозистом-экспертом, в которой ставятся вопросы о будущем состоянии фирмы и ее среды.
Метод аналитических докладных записок означает самостоятельную работу эксперта над анализом деловой ситуации и возможных путей ее развития.
Коллективные экспертные оценки можно назвать комплексными методами прогнозирования, поскольку они включают:
- во-первых, подготовку и сбор индивидуальных экспертных оценок;
- во-вторых, статистические методы обработки полученных материалов.
Коллективные экспертные оценки включают: метод "комиссий", метод "мозговых атак", метод Дельфи.
Метод "комиссий" может означать организацию "круглого стола" и других подобных мероприятий, в рамках которой происходит согласование мнений экспертов,
Для метода "мозговых атак" характерны коллективная генерация идей и творческое решение проблем. Мозговая атака представляет собой свободный, неструктурированный процесс генерирования любых идей по избранной теме, которые спонтанно высказываются участниками встречи. Оптимальное число участников -6-12 человек, желательно, чтобы это были люди, имеющие различные профессии и специализации.
Метод Дельфи был разработан известным экспертом из исследовательской корпорации "РЭНД" Олафом Хельмером, математиком по образованию. Может быть, поэтому в методе Дельфи сочетаются творческий подход к решению проблемы и достаточная точность прогноза.
Свое название метод получил по древнегреческому городу Дельфи, прославившемуся своими предсказателями.
Суть метода Дельфи состоит в проведении анкетных опросов специалистов выбранной области знаний (наиболее часто этот метод используется в технологическом прогнозировании, при предсказании открытий и нововведений в области технологии). Полученные анкетные данные подвергаются статистической обработке, в результате которой формируется диапазон) мнений экспертов, отражающий их коллективное мнение по избранной проблеме.
Обычно после первого опроса наблюдается значительный разброс мнений. Поэтому процедура осуществления метода Дельфи предполагает проведение еще трех-четырех опросов, в преддверии которых каждого из экспертов знакомят с итогами предыдущего опроса, но не для того, чтобы оказать на него давление, а для того, чтобы эксперт мог получить дополнительную информацию о предмете опроса. Идеально опрос повторяется до совпадения мнений экспертов, реально - до получения наиболее узкого диапазона мнений.
Из всех перечисленных методов экспертных оценок очень высокую популярность в последние десятилетия получил метод составления сценариев. Рассмотрим его более подробно.
3.2. МЕТОД СОСТАВЛЕНИЯ СЦЕНАРИЕВ.
Впервые термин "сценарий" был употреблен в 1960 г. футурологом X. Каном при разработке картин будущего, необходимых для решения стратегических вопросов в военной области.
Сценарий- это описание (картина) будущего, составленное с учетом правдоподобных предположений. Как правило, для прогноза ситуации характерно существование определенного количества вероятных вариантов развития. Поэтому прогноз обычно включает в себя несколько сценариев. В большинстве случаев это три сценария: оптимистический, пессимистический и средний - наиболее вероятный.
Так изобразил модель сценариев немецкий исследователь X. Гешка:
Сценарии разрабатываются для определения рамок будущего развития:
- технологии;
- рыночных сегментов;
- стран или регионов и т.д.
Экономическая организация со смежной структурой и разнообразием направлений деятельности меньше поддается прогнозированию а рамках сценария.
В целом сценарий подчинен стратегической функции фирмы и разрабатывается в процессе долгосрочного планирования. Широкий временной охват предполагает усиление неопределенности среди бизнеса, и поэтому для сценария, как правило, характерны некоторая недостоверность и повышенное количество ошибок. Поскольку определение количественных параметров будущего затруднено (так, трудно точно определить величину продаж фирмы через 5 лет), при составлении сценариев чаще всего используются качественные методы и интервальные прогнозы показателей.
Вместе с тем сценарий предполагает комплексный подход для его разработки, помимо качественных могут использоваться количественные методы: экономико-математические, моделирование, анализ перекрестного влияния, корреляционный анализ и т.д.
Составление сценария обычно включает в себя несколько этапов.
Первый этап. Структурирование и формулировка вопроса.
Вопрос, выбранный для анализа, должен быть определен так точно, как это возможно. На данном этапе должна быть собрана и проанализирована базовая информация. Поставленная задача должна быть согласована со всеми участниками проекта.
Необходимо осветить структурные характеристики и внутренние проблемы проекта.
Второй этап. Определение и группировка сфер влияния.
Для осуществления второго этапа необходимо выделить критические точки среды бизнеса и оценить их влияние на будущее организации. Общая техника анализа сфер влияния описана в главе "Стратегическое планирование экономической организации"
Третий этап. Установление показателей будущего развития критически важных факторов среды организации.
После того как основные сферы влияния обозначены, необходимо определить их возможное состояние в будущем, исходя из намеченных фирмой целей.
Показатели будущего состояния не должны быть чрезмерно благополучными, амбициозными.
Для сфер, развитие которых может включать несколько вариантов, будущее состояние должно быть описано при помощи нескольких альтернативных показателей (например, фирму устраивает, чтобы численность населения в регионе увеличилась на 2, 3 или 5 %).
Четвертый этап. Формирование и отбор согласующихся наборов предположений.
Если на третьем этапе фирма определяла будущее состояние среды и ее влияние на фирму, исходя из собственных целей, то на четвертом этапе возможное развитие сфер влияния определяется исходя из их сегодняшнего состояния и всевозможных изменений.
Различные альтернативные предположения о будущем состоянии наиболее значимых компонентов среды комбинируются в наборы. Формирование наборов обычно осуществляется при помощи компьютерных программ. Из полученных наборов отбираются, как правило, три набора. Отбор осуществляется исходя из следующих критериев:
- высокая сочетаемость предположений, входящих в набор;
- наличие большого числа значимых переменных;
- высокая вероятность событий, относящихся к набору предположений.
Пятый этап. Сопоставление намеченных показателей будущего состояния сфер влияния с предположениями об их развитии.
На этом этапе сопоставляются результаты третьего и четвертого этапов Повышенные или заниженные показатели состояния среды корректируются при помощи данных, полученных на четвертом этапе.
Так, если фирма на третьем этапе прогнозировала увеличение рождаемости в регионе в 2000 г, на 5%, а анализ на четвертом этапе показал, что произойдет ухудшение экономической конъюнктуры, экологической обстановки, возможны политические и социальные коллизии, то на пятом этапе показатель 5°о должен быть изменен в сторону его уменьшения, например до 3%
Для более точного прогноза необходимо сокращать интервал между сегодняшним днем и конечным временем прогнозирования. Так, если прогноз составляется в 1995 г. для 2000 г., то период прогнозирования нужно разделить на два этапа по три года: сначала разработать сценарий для 1997 года. А уже затем для 2000 года.
Шестой этап. Введение в анализ разрушительных событий.
Разрушительное событие - это внезапно слоившийся инцидент, который не был ранее спрогнозирован и который может изменить направление тенденции,
Разрушительные события могут иметь как отрицательный характер (наводнения, землетрясения, аварии атомных реакторов и т.д.), так и положительный (технологические взрывы, политические примирения между бывшими противниками и т.д.),
Из возможных разрушительных событий нужно выделить те, которые способны оказать наиболее сильное воздействие, и учесть их при составлении сценариев (например, на состояние рождаемости в регионе могут повлиять, во-первых, авария на атомной станции, во-вторых, вероятность локального конфликта, в-третьих, открытие нового месторождения полезных ископаемых. Однако реальное воздействие возможно только первого из событий).
Седьмой этап. Установление последствий. На этом этапе сопоставляются стратегические проблемы фирмы (например, возможность роста за счет более широкого освоения рынка) и выбранные варианты развития среды. Определяются характер и степень воздействия тех или иных вариантов развития на стратегические области действий фирмы.
Восьмой этап. Принятие мер.
В узком смысле этот этап уже не относится к анализу. Однако он естественно вытекает из предыдущих этапов.
3.3. МЕТОДЫ ЭКСТРАПОЛЯЦИИ ТРЕНДОВ.
Методы экстраполяции трендов основаны на статистическом наблюдении динамики определенного показателя, определении тенденции (трения) его развития и продолжении этой тенденции для будущего периода. Другими словами, при помощи методов экстраполяции трендов закономерности прошлого развития объекта переносятся в будущее.
Обычно методы экстраполяции трендов применяются в краткосрочном (не более одного года) прогнозировании, когда число изменений в среде минимально. Прогноз создается для каждого конкретного объекта отдельно и последовательно на каждый следующий момент времени. Если прогноз составляется для товара (продукта услуги), в задачи прогнозирования, основанного на экстраполяции трендов, входят анализ спроса и анализ продаж этого продукта. Результаты прогнозирования используются во всех сферах внутрифирменного планирования, включая общее стратегическое планирование, финансовое планирование, планирование производства и управления запасами, маркетинговое планирование и управление торговыми потоками и торговыми операциями.
Наиболее распространенными методами экстраполяции трендов являются метод скользящего среднего и метод экспоненциального сглаживания.
Метод скользящего среднего. Метод исходит из простого предположения, что следующий во времени показатель по своей величине равен средней, рассчитанной за последние три месяца.
Например, если объем продаж составил:
в марте - 270 единиц
в апреле - 260 единиц
в мае - 290 единиц, то
Прогноз продаж на июнь = Скользящая средняя = (270+260+290)/3 =273
Если реальный показатель продаж за июнь составил 280 единиц, то прогноз продаж на июль уже будет равен:
(260+290+280)/3 = 277
Метод экспоненциального сглаживания. Метод экспоненциального сглаживания представляет прогноз показателя на будущий период в виде суммы фактического показателя за данный период и прогноза на данный период, взвешенных при помощи специальных коэффициентов,
Представим, что составляется прогноз продаж на следующий месяц.
Тогда:
Ft+1 = aXt + (l-a)Ft
где Ft+1 - прогноз продаж на месяц t+1;
Xt - продажи в месяце t (фактические данные);
Ft - прогноз продаж на месяц t;
а - специальный коэффициент, определяемый статистическим путем.
Рассмотрим прогнозирование продаж методом экспоненциального сглаживания на конкретном примере. Предположим, что а =0,3.
Тогда, используя формулу экспоненциального сглаживания, можно заполнить графу "Прогноз продаж" в таблице при условии что известны фактические данные о продажах.
Так, если продажи в январе составили 50 единиц, а прогноз на январь был равен 65 единицам, то прогноз на февраль = 0,3 х продажи в январе + 0,7 х прогноз на январь = 0,3х50+0,7х0,65=61.
Месяц
Фактические продажи
Прогноз продаж
январь
50
65
февраль
68
61
март
47
63
апрель
39
56
май
55
46
июнь
64
51
июль
70
57
август
75
62
сентябрь
80
67
октябрь
72
69
ноябрь
67
68
декабрь
75
70
январь
58
66
февраль
62
65
Полученные данные можно отразить на графике:
Как видно из графика, кривая прогнозов представляет собой сглаженную тенденцию по сравнению с кривой фактических продаж.
В прогнозировании методы экстраполяционных трендов дополняются методами корреляции трендов, в рамках которых исследуется взаимосвязь между различными тенденциями в целях установления их взаимного влияния и, следовательно, повышения качества прогнозов.
Корреляционный анализ может исследовать взаимосвязь между двумя показателями (парная корреляция) или между многими показателями (множественная корреляция).
Специалистами по планированию Хиггинсом и Финном был проведен опрос о применении методов прогнозирования в британских фирмах.
Методы прогнозирования
Процент компаний, применяющих их метод
Процент компаний, полагающихся исключительно на данные методы
Субъективные оценки
73
14
Статистическая экстраполяция
76
16
Исследование операций или экономические модели
44
7
Технологическое прогнозирование
29
6
Как видно из таблицы, даже в условиях развитой рыночной экономики большинство компаний предпочитают относительно простые и традиционные методы прогнозирования - субъективные оценки и экстраполяцию трендов.
Полезными эти методы будут и для российских предприятий по двум причинам:
- они не требуют от ослабленных или только становящихся на ноги фирм значительных затрат и привлечения дорогостоящих: специалистов;
- в силу чрезвычайно высокой неопределенности внешней среды большинство предприятий российской экономики ориентированы, скорее, на краткосрочные цели. А методы экстраполяции оказываются наиболее эффективными именно в условиях краткосрочного планирования.
3.4. МЕТОДЫ РЕГРЕССИОННОГО АНАЛИЗА.
Регрессионный анализ исследует зависимость определенной величины от другой величины или нескольких других величин.
Регрессионный анализ применяется преимущественно в среднесрочном прогнозировании, а также в долгосрочном прогнозировании. Средне- и долгосрочный периоды дают возможность установления изменений в среде бизнеса и учета влияний этих изменений на исследуемый показатель,
Для осуществления регрессионного анализа необходимо:
- наличие ежегодных данных по исследуемым показателям,
- наличие одноразовых прогнозов, то есть таких прогнозов, которые не поправляются с поступлением новых данных.
Регрессионный анализ обычно проводится для объектов, имеющих сложную, многофакторную природу, таких, как:
- объем инвестиций;
- прибыль;
- объемы продаж и др.
3.5. МЕТОДЫ ЭКОНОМИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ.
Во внутрифирменном прогнозировании используется:
- модели внутренней среды фирмы, так называемые корпоративные модели;
- макроэкономические модели, к которым относят эконометрические модели, модели "затраты - выпуск".
Корпоративные модели обычно представляют собою набор формул (уравнений), которые выражают отношения ряда переменных к определенному объекту; например к объему продаж.
Помимо формульных моделей во внутрифирменном планировании могут использоваться матричные модели (модели в виде таблиц), структурно-иерархические модели, описывающие внутреннюю структуру и взаимосвязь в рамках экономической организации.
При использовании корпоративных моделей полезно делать не только перспективные, но и ретроспективные (обращенные в прошлое) прогнозы. Сравнение данных ретроспективного прогноза и фактических данных за прошлый период позволяет сделать вывод о надежности моделей.
Большая часть математических моделей имеет форму компьютерных программ. Находясь в процессе выполнения, такие программы позволяют исследовать развитие внутрифирменных взаимосвязей, то есть придают моделям динамический характер.
К недостаткам применения методов экономико-математического моделирования в рамках прогнозирования будущего экономической организации можно отнести:
- необходимость серьезных затрат на организацию исследовательской работы и оплату труда специалистов,
- невозможность охватить в моделях все наиболее существенные тенденции развития;
- высокую вероятность внезапных изменений разрушительных событий, существенно снижающих полезный эффект модели.
В качестве отдельной отрасли экономического прогнозирования на уровне фирмы выделяют прогнозирование продаж (сбыта).
В финансовом прогнозе применяется большинство названных здесь методов.
4. ИСТОЧНИКИ ОШИБОК В ПРОГНОЗИРОВАНИИ.
Основными источниками могут быть названы:
1. Простое перенесение (экстраполяция) данных из прошлого в будущие (например, отсутствие у фирмы иных вариантов прогноза, кроме 10% роста продаж).
2. Невозможность точно определить вероятность события и его воздействия на исследуемый объект.
3. Непредвиденные трудности (разрушительные события), влияющие на осуществление плана, например, внезапное увольнение начальника отдела сбыта.
Ошибки первой категории могут быть сужены путем применения методов регрессионного анализа, криволинейного сглаживания и других техник.
Ошибки второй категории частично могут быть преодолены при помощи метода Дельфи, сценариев, моделей, анализа модели жизненного цикла.
В целом точность прогнозирования повышается по мере накопления опыта прогнозирования и отработки его методов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что при современных условиях функционирования рыночной экономики, невозможно успешно управлять коммерческой фирмой, без эффективного прогнозирования её деятельности. От того, на сколько прогнозирование будет точным и своевременным, а также соответствовать поставленным проблемам, будут зависеть, в конечном счете, прибыли, получаемые предприятием.
Для того, чтобы эффект прогноза был максимально полезен, необходимо создание на средних и крупных предприятиях так называемых прогнозных отделов (для малых предприятий создание этих отделов будет нерентабельным). Но даже без таких отделов обойтись без прогнозирования невозможно. В этом случае прогноз должен быть получен силами менеджеров и задействованными в этом процессе специалистами.
Что касается самих прогнозов, то они должны быть реалистичными, то есть их вероятность должна быть достаточно высока, и соответствовать ресурсам предприятия.
Для улучшения качества прогноза необходимо улучшить качество информации, необходимой при его разработке. Эта информация, в первую очередь, должна обладать такими свойствами, как достоверность, полнота, своевременность и точность.
Так как прогнозирование является отдельной наукой, то целесообразно (по мере возможности) использование нескольких методов прогнозирования при решении какой-либо проблемы. Это повысит качество прогноза и позволит определить «подводные камни», которые могут быть незамечены при использовании только одного метода.
Также необходимо соотносить полученный прогноз с прецедентами в решении данной проблемы, если такие имели место при похожих условиях функционирования аналогичной организации (конкурента). И при определенной корректировке, в соответствии с этим прецедентом, принимать решения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. Учебно-методическое пособие. М.: Финансы и статистика, 2002 г. – 436 с.
2. Бизнес-планирование. Полный справочник руководителя. М.: Финансы и статистика, 2003 г. – 607 с.
3. Горохов М. Ю. Бизнес – планирование и инвестиционный анализ. М.: Филинъ, 2002 г. – 196 с.
4. Колчина Н. В. Финансы предприятия. М.: Финансы и статистика, 2002 г.
5. Ревуцкий Л.Д. Потенциал и стоимость предприятия. М.: Перспектива, 2001 г.
6. Сергеев А.А. Экономические основы бизнес-планирования. М.: Финансы и статистика, 1999 г.
7. Щенков С. А. Планирование и отчетность на предприятии. М.: Финансы, 1976 г.