Реферат по предмету "Прочее"


теория оценки

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Уральский государственный межрегиональный колледж строительства, архитектуры и предпринимательства. Первоуральский филиал. Заочное отделение. Оценка Курсовая работа По дисциплине «Теория оценки недвижимости» на тему: Основные положения закона РФ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Отчет по оценке. преподователь


Аюпов Х.Ф. студент Полева Я.Н. группа ЗИО – 41 Првоуральск 2006 СОДЕРЖАНИЕ: ВВЕДЕНИЕ 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНА РФ «ОБ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». 1. Кодекс этики, ручательства оценщика (сертификат качества оценки). Ограничительные условия и сделанные допущения. 8 1.2.


Этапы процесса оценки. Состав и содержание полного отчета об оценке. 3. Стандарты оценки. Статус оценщика. 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАРИАНТА НАИЛУЧШЕГО И НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЛИ. 19 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 27 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30 ВВЕДЕНИЕ. С переходом экономики на рыночные отношения стал развиваться и рынок недвижимости как составная


и существенная часть общего рынка. На сегодняшний день вопрос оценки недвижимости является актуальным, т.к. недвижимое имущество играет особую роль в экономической и социально-культурной жизни любого общества, выступая в качестве важнейшего экономического ресурса и играя роль той пространственной среды, в которой осуществляется любая человеческая деятельность. Недвижимость – важнейшая из составных частей национального богатства всех стран мира. Как бы ни был высок уровень индустриального и интеллектуального развития


страны, земля везде составляет весомую часть национального богатства, и в целом на долю недвижимого имущества приходиться более 50 % мирового богатства. Поэтому развитие рынка недвижимости имеет очень важное значение как для юридических, так и физических лиц, для оживления инвестиционной деятельности, для удовлетворения потребностей общества и субъектов хозяйствования в недвижимости, для развития ипотечного кредитования, а в конечном итоге – для развития


экономики. Оценка как профессиональный вид деятельности должна отвечать текущим потребностям проводимых экономических реформ, а также учитывать как региональные, так и отраслевые особенности. Основной функцией государства в формировании оценки должно явиться, в первую очередь, создание системы правового регулирования этого вида деятельности. В 1998 году был принят Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской


Федерации». Он определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам РФ или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки. По сути дела вступление в действие закона “Об оценочной деятельности” совершенствует нормативно-правовую базу имущественных отношений, что крайне необходимо для стабильного развития российского


рынка. По мере развития рыночных отношений в современной России земля постепенно становится товаром, то есть объектом хозяйст¬венного оборота, и как любой товар земля должна иметь потреби¬тельскую и рыночную стоимость. Рынок земли с учетом его масштабов и огромного неудовлетворенного спроса населения и юридических лиц имеет большие перспективы для развития и перехода на качественно новый уровень отношений его субъектов.


Темпы его развития в значительной мере зависят от совершенствования правовой базы и механизма земельных отношений. Стратегическая цель государственной политики в сфере земли и иной недвижимости – обеспечение условий для эффективного использования и развития недвижимости в интересах удовлетворения потребностей общества и граждан. Земля в Российской Федерации как природный ресурс, объект недвижимости и основное средство производства подлежит стоимостной оценке.


Оценка – это расчетная или экспертная стоимость объекта недвижимости, либо какого-либо вещного интереса в ней, проводимая уполномоченным лицом, специалистом по анализу и оценке недвижимости. Процесс оценивания - определенная последовательность процедур, используемая для получения оценки. Процесс обычно завершается отчетом об оценке, придающим доказательную силу оценке стоимости. Отчет о проведенной работе по получению оценки содержит описание недвижимости и характеристику обстоятельств


или ограничивающих условий, при которых данная оценка сохраняет свое значение. Отчет должен содержать подробное описание оцениваемой недвижимости и дату проведения оценки. В отчет также включаются необходимые вспомогательные сведения и описание проведенного анализа. Курсовая работа состоит из введения, двух частей (теоретической и практической) и заключения. В теоретической части настоящей работы является изучение правовой среды, в которой происходит оценка


собственности правового регулирования оценочной деятельности в Российской Федерации. Практическая часть курсовой работы – это определение варианта наилучшего и наиболее эффективного использования земли. 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНА РФ «ОБ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Развитие гражданско-правовых отношений (прежде всего отношений собственности) в


Российской Федерации, объективные потребности рыночных механизмов экономики опережали процесс законодательного регулирования оценочной деятельности. В этом плане ярким примером неповоротливости законодательного механизма служит история с процессом разработки и принятия органами государственной власти Закона «Об оценочной деятельности». Общие положения главы 1 включают в себя основополагающее понятие "оценочная деятельность" и ее виды, определение сферы деятельности государственных оценщиков.


Здесь же затронуты вопросы государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимое имущество (сделок с ним), возникающие в процессе оценочной деятельности. Раскрывается понятие субъекта оценочной деятельности (его профессиональные функции) и объекта оценки. Кроме этого, исследованы безусловность права на проведение оценки, правила установления рыночной стоимости объекта оценки и случаи обязательности проведения оценки объектов оценки.


Закон устанавливает единообразие в определении стоимости движимого и недвижимого имущества вне зависимости от того, принадлежит ли это имущество юридическому или физическому лицу, находится ли оно в государственной или частной собственности. Закон в ст. 5 дает исчерпывающий перечень объектов оценки, а именно: - отдельные материальные объекты (вещи); -совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе предприятия); - право собственности и иные


вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества; - права требования, обязательства (долги); - работы, услуги, информация; иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте. Закон также устанавливает обязательность проведения оценки и основания для ее проведения, обязательные требования к договору между оценщиком и заказчиком, общие требования к содержанию отчета об оценке.


Закон содержит исчерпывающий перечень случаев, в которых оценка независимого профессионального оценщика обязательна. Закон устанавливает обязательное привлечение независимого профессионального оценщика при оценке имущества Российской Федерации, субъектов РФ или муниципальных образований в целях разрешения имущественных споров в случае, когда одной из сторон спора выступает орган государственной власти РФ, орган государственной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления; при определении стоимости


имущества РФ, субъектов РФ или муниципальных образований в целях его приватизации либо передачи в доверительное управление; при установлении стартовой цены для аукционов и конкурсов по продаже и сдаче в аренду имущества РФ, субъектов РФ или муниципальных образований, размера арендной платы при заключении договоров аренды государственного имущества, а также стоимости государственного имущества в целях его приватизации либо передачи в доверительное управление и так далее. В законе детально описана технология оценочной деятельности,


определены методы оценки, введен институт независимых профессиональных оценщиков. Участники рыночных отношений получили право оспаривать правильность оценки в судебном порядке. Все это имеет непосредственное отношение к сложившейся в настоящее время системе налогообложения и, в частности, к определению размера налогооблагаемой базы. Основными механизмами регулирования оценочной деятельности являются: - лицензирование оценщиков; -


система стандартов; - унификация учебных программ по подготовке и переподготовке оценщиков; - аттестация специалистов по оценке стоимости; - система сертификации качества услуг; - система страхования гражданской ответственности оценщиков; - система контроля за исполнением законодательства в области оценки; - создание условий для становления и развития саморегулируемых организаций оценщиков. Лицензирование оценочной деятельности должны осуществлять и органы исполнительной власти субъектов


Российской Федерации, и Министерство государственного имущества Российской Федерации. Цели оценочной деятельности — это определения рыночной или иной стоимости перечисленных объектов. Под ней в Законе (часть 2 статьи 3) понимается «наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо


чрезвычайные обстоятельства» Основанием возникновения отношений между участниками отношений по оценке собственности является договор. Договор между оценщиком и заказчиком заключается в письменной форме, хотя и не требует нотариального удостоверения. В нем должны содержаться сведения об оценщике, в том числе о его профессиональном образовании, о наличии у него лицензии на осуществление оценочной деятельности, а также точная информация об объекте оценки, включая его описание.


Договор является документом, фиксирующим условия проведения оценки. О надлежащем выполнении договора оценки свидетельствует передаваемый заказчику отчет профессионального оценщика об оценке объекта. Этот документ очень важен, так как содержит сведения доказательного значения, то есть итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, содержащаяся в отчете, считается достоверной, если в судебном порядке не доказано иное.


Важным условием, обеспечивающим защиту прав потребителей услуг оценщиков, является страхование их профессиональной (гражданской) ответственности. Оценщик не вправе заниматься оценочной деятельностью без заключения договора страхования — наличие у него страхового полиса согласно федеральному закону является обязательным условием для получения лицензии на осуществление оценочной деятельности. Страховая сумма в случае недобросовестной оценки имущества гарантирует заказчику, если он потерпел


по этой причине материальный ущерб, определенную денежную компенсацию. Согласно федеральному закону профессиональные оценщики имеют право объединяться между собой по профессиональным интересам в саморегулируемые организации, которые защищают профессиональные интересы оценщиков, повышают их профессиональный уровень, содействуют государственным или частным образовательным учреждениям в подготовке образовательных программ для профессионального обучения оценщиков, разрабатывают стандарты оценки, системы


контроля за качеством и сертификацией оценочных услуг, контролируют профессиональную деятельность оценщиков и т. д. Это не означает, что профессиональные оценщики обязаны участвовать в деятельности саморегулируемых профессиональных организаций. Они могут заниматься оценочной деятельностью не будучи их членами. Принцип добровольности участия в саморегулируемых профессиональных организациях обеспечивает оценщику его независимость от этих организаций. Независимость оценки обеспечивается также положениями федерального


закона о недопущении вмешательства в оценку имущества заинтересованных лиц, в том числе заказчика, если это может негативно повлиять на достоверность результатов оценки. В целях достижения объективного результата оценочной деятельности профессиональные оценщики имеют право самостоятельно применять методы проведения оценки в соответствии со стандартами оценки, требовать от заказчика при проведении обязательной оценки доступа к документации, необходимой для этой оценки.


Федеральный закон “Об оценочной деятельности” дает государству возможность регулировать, в том числе контролировать оценочную деятельность. Согласно федеральному закону контроль за оценочной деятельностью будет осуществляться уполномоченным Правительством РФ органом, органами лицензирования, а также саморегулируемыми организациями оценщиков. Их совместная деятельность обеспечивается создаваемым общественным советом, в который входят должностные


лица уполномоченного государственного органа и представители саморегулируемых организаций оценщиков. Функции уполномоченного государственного органа по регулированию оценочной сферы деятельности осуществляются путем контроля за оценочной деятельностью, взаимодействия с другими органами государственной власти, координации их действий с действиями саморегулируемых организаций, определения органа лицензирования оценочной деятельности и его порядка по видам объектов оценки, при помощи согласования систем добровольной


сертификации саморегулируемых организаций, стандартов оценки, а также перечня требований, предъявляемых к образовательным учреждениям, и профессиональной подготовке оценщиков. 1.1. Кодекс этики, ручательства оценщика (сертификат качества оценки). Ограничительные условия и сделанные допущения. Профессиональные нормы оценки — это стандарты профессиональной практики оценки, разрабатываемые профессиональными организациями и государством для контроля за деятельностью


своих членов. Знание стандартов позволяет оценщикам использовать единую терминологию, понятийный аппарат и методики оценки. Для проведения профессиональной оценки имущества оценщикам необходимо руководствоваться определенными правилами и использовать специальную для данной области деятельности терминологию, что в совокупности представляет собой своеобразный профессиональный «инструмент» оценщика. Данное обстоятельство ясно осознавали разработчики


Международных стандартов оценки, поэтому одной из задач Международных стандартов является обеспечение оценщиков определенным набором средств по проведению оценки имущества. С такой точки зрения Международные стандарты оценки представляют собой весьма значительный документ. Для наглядности можно привести некоторые цифры . Четыре ныне действующих стандарта оценки имущества определяют 16 базовых видов стоимости, более 30


специальных терминов; 27 статей стандартов посвящены правилам раскрытия оценщиками информации о произведенной оценке и корректному составлению итоговых отчетов; около 60 положений стандартов содержат подробные правила, устанавливающие, какой вид стоимости и соответствующий ему метод вычисления данного вида стоимости следует применять оценщикам при оценке различных имущественных активов. Устанавливаемые стандартами правила представляют собой систему взаимосвязанных норм, которая определяется


в первую очередь структурой построения норм каждого из стандартов. Как было отмечено выше, Международные стандарты оценки, являясь стандартами профессиональной деятельности по проведению оценки имущества, регламентируют поведение оценщиков. По существу МСО подпадают под определение кодексов поведения, приведенное И.С. Зыкиным, который отмечает, что кодексы поведения направлены на установление стандартов поведения


в определенной области профессиональной деятельности. В каждом из четырех действующих в настоящее время стандартов оценки МСО содержится раздел 5 «Требования стандартов», где подробно регламентируются действия оценщика, начиная с момента принятия им на себя обязательств по проведению оценки и завершая составлением отчета о результатах оценки. Помимо этого, задача Международных стандартов оценки как кодекса поведения состоит в оказании


помощи оценщикам и ответе на те вопросы стандартов поведения, на которые не отвечают национальные стандарты оценки. Так, в публикациях Международного комитета по стандартам оценки часто употребляется следующая формулировка: «Комитет уведомляет о том, что любое несоблюдение оценщиками рекомендаций, установленных Международными стандартами оценки, может привести к коммерческим или правовым санкциям. И наоборот, соответствие стандартам может стать частью имеющего силу аргумента защиты оценщика, который


будет значим в случае судебного иска о вмененной небрежности, поданного клиентом». Таким образом, Международные стандарты оценки в части тех положений, которые направлены на регулирование поведения оценщиков, могут рассматриваться как «кодекс поведения» оценщика. Работа в области стандартизации оценочной деятельности саморегулируе¬мых организаций сегодня гарантирует появление таких стандартов, как стандарты профессиональной этики оценщика (РОО).


В стандарте РОО излагаются требования к сертификату оценки. На основе полного Отчета об оценке может быть оформлен сертификат оценки, который по содержанию является кратким изложением основных положений полного отчета об оценке и должен содержать, как минимум, следующие позиции: - цель, база и дата оценки; - идентификация объекта оценки и оцениваемых прав; - основные предпосылки, допущения и ограничения; - дата, объем и основные результаты технического освидетельствования и экологической


экспертизы; - описание применяемых методик оценки; - результаты оценки; - ответственность оценщика перед клиентом и третьими лицами; - ссылка на применяемые стандарты; - перечень условий, допускающих публикацию результатов оценки и ссылку на них; - условия конфиденциальности; - заявление о статусе оценщика и ссылка на используемые стандарты. В отчете, помимо ограничивающих условий, могут быть указаны допущения – утверждения, сделанные оценщиком в процессе оценки на основе его профессионального мнения, но не подкрепленные фактическими


данными. Неотъемлемой частью отчета об оценке являются следующие допущения и ограничительные условия: Настоящий отчет достоверен лишь в полном объеме и лишь в указанных в нем целях. Оценщик не несет ответственности за юридическое описание прав оцениваемой собственности или за вопросы, связанные с рассмотрением прав собственности. Право оцениваемой собственности считается достоверным. Оцениваемая собственность считается свободной от каких-либо претензий или ограничений, кроме оговоренных


в отчете. Оценщик предполагает отсутствие каких-либо скрытых факторов, могущих повлиять на оценку и не несет ответственности за наличии таких скрытых факторов, ни за необходимость выявления таковых. Сведения, полученные оценщиком и содержащиеся в данном отчете считаются достоверными. Однако оценщик не может гарантировать абсолютную точность информации, поэтому для всех сведений указывается источник информации. Ни заказчик, ни оценщик не могут использовать данный отчет иначе, чем это предусмотрено


договором на оценку. От оценщика не требуется появляться в суде или свидетельствовать иным способом по поводу произведенной оценки, иначе как по официальному вызову суда. Мнение оценщика относительно рыночной стоимости объекта оценки действительно только на дату оценки. Оценщик не принимает на себя никакой ответственности за изменение экономических, юридических и иных факторов, которые могут возникнуть после этой даты и повлиять на рыночную ситуацию, а следовательно


и на рыночную стоимость оцененного имущества. Оценщик не имеет в настоящем и не будет иметь в будущем какого либо интереса в объекте оценки и его вознаграждение ни в коей степени не связано с объявлением заранее определенной стоимости, или тенденции в определении стоимости в пользу заказчика или с достижением заранее оговоренного результата. 0тчет составлен в соответствии с Едиными Стандартами Профессиональной Практики Оценки.


1.2. Этапы процесса оценки. Состав и содержание полного отчета об оценке. Оценка недвижимости - это упорядоченный процесс, который предусматривает определение задачи, сбор информации и ее анализ в целях получения обоснованной оценки стоимости. Процесс оценки основывается на научном методе и применим к решению широкого круга оценочных задач. Процесс оцен¬ки может быть разделен на шесть этапов:


1. Определение задачи. 2. Составление плана оценки. 3. Сбор и проверка информации. 4. Расчет стоимости оцениваемого участка земли. 5. Согласование результатов и заключение о величине оценочной стоимости. 6. Оформление отчета о результате оценки стоимости. 1. Этап. Осуществляется постановка задачи, которую необходимо решить: – объект оценки описывают на


основе соответствующих юридических документов, подтверждающих права на недвижимость; – проводится установление имущественных прав, связанных с объектом; – устанавливается дата проведения оценки – календарная дата, по состоянию на которую определяется стоимость объекта оценки; – указываются цели оценки объекта; – устанавливается вид стоимости, который необходимо определить в соответствии с поставленной целью; – формулируются ограничивающие условия – заявления в отчете, описывающие препятствия или обстоятельства,


которые влияют на оценку стоимости имущества. 2 Этап. Составление плана оценки определяется, какие данные необходимы и достаточны для анализа объекта, устанавливаются источники их получения; выбирается персонал, специализирующийся на оценке заданного класса объектов; составляется план выполнения работ по оценке и заключается в письменной форме договор между оценщиком и заказчиком. Договор не требует нотариального удостоверения и должен содержать основания заключения


договора, вид объекта оценки, вид определяемой стоимости (стоимостей) объекта оценки, денежное вознаграждение за проведение оценки объекта оценки, сведения о страховании гражданской ответственности оценщика, точное указание на объект (объекты) оценки, сведения о наличии у оценщика лицензии на осуществление оценочной деятельности и срока, на который данная лицензия выдана. Оценка объекта может проводиться оценщиком только при соблюдении требования к независимости оценщика,


предусмотренного законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Если это требование не соблюдается, оценщик обязан сообщить об этом заказчику и отказаться от заключения договора об оценке. При заключении договора оценщик обязан предоставлять заказчику информацию о требованиях законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности: о порядке лицензирования оценочной деятельности, обязанностях оценщика, стандартах оценки, требованиях к договору об оценке.


Факт предоставления такой информации должен быть зафиксирован в договоре об оценке. 3 Этап. Сбор и проверка информации. Оценщик осуществляет сбор и обработку следующей информации и документации: – правоустанавливающих документов, сведений об обременении объекта оценки правами иных лиц; – данных бухгалтерского учета и отчетности, относящихся к объекту оценки; – информации о технических и эксплуатационных характеристиках объекта оценки; – информации, необходимой для установления количественных и качественных


характеристик объекта оценки с целью определения его стоимости, а также другой информации, связанной с объектом оценки. Оценщик определяет и анализирует рынок, к которому относится объект оценки, его историю, текущую конъюнктуру и тенденции, а также аналоги объекта оценки и обосновывает их выбор. Данные, которые собирает и анализирует оценщик, можно разделить на общие и специальные. Общие данные включают информацию об экономических, социальных, государственно-правовых, экологических


факторах, значительно влияющих на стоимость объекта оценки. К специальным данным относится информация об оцениваемой недвижимости и ее аналогах: сведения о правах на объект, определение соответствия способа использования существующему законодательству, характеристику самого строения и земельного участка, на котором он расположен. 4 Этап. На следующем этапе процесса оценки проводится анализ наилучшего и наиболее эффективного использования


как уже застроенного, так и предположительного вакантного земельного участка. С учетом проведенного анализа определяется его стоимость. Применение подходов к оценке включает определение стоимости объекта традиционными подходами к оценке. Оценщик при проведении оценки обязан использовать затратный, сравнительный и доходный подходы к оценке, самостоятельно определяя конкретные оценочные методы в рамках каждого из подходов к оценке.


Под методом оценки понимают способ расчета стоимости оцениваемого объекта в рамках одного из подходов к оценке. 5 Этап. Согласование результатов и заключение о величине оценочной стоимости. Согласование результата оценки – это получение итоговой оценки имущества на основании результатов применения различных подходов к оценке. Как правило, один из подходов считается базовым, два других необходимы для корректировки получаемых результатов. При этом учитывается значимость и применимость каждого подхода


в конкретной ситуации. Из-за неразвитости рынка, специфичности объекта или недостаточности доступной информации некоторые из подходов в конкретной ситуации невозможно применить. Затем с учетом всех значимых параметров на базе экспертного мнения оценщика устанавливается итоговая величина стоимости объекта. Эта величина должна быть выражена в рублях в виде единой величины, если в договоре об оценке не предусмотрено иное. Итоговая величина стоимости объекта оценки, указанная в


отчете об оценке, составленном в порядке и на основании требований, установленных Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», стандартами оценки и нормативными актами по оценочной деятельности уполномоченного органа по контролю за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки,


если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более 6 месяцев. 6 Этап. На заключительном этапе выполняется составление отчета об оценке – документа, содержащего обоснование мнения оценщика о стоимости имущества. При составлении отчета об оценке оценщик обязан использовать информацию, обеспечивающую достоверность отчета об оценке как документа, содержащего сведения доказательственного


значения. Отчет об оценке объекта оценки должен быть составлен в письменной форме и передан заказчику своевременно. Отчет не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. Если определяется не рыночная, а иные виды стоимости, должны быть указаны критерии установления результата оценки и причины отступления от возможности определения рыночной стоимости объекта оценки. Согласно ст. 11 Закона «Об оценочной деятельности в


Российской Федерации», в отчете об оценке указываются: – дата составления и порядковый номер отчета; – основание для проведения оценщиком оценки объекта оценки; – юридический адрес оценщика и сведения о выданной ему лицензии на осуществление оценочной деятельности по данному виду имущества; – точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, – реквизиты юридического лица и балансовая стоимость данного объекта оценки; – стандарты оценки для определения


соответствующего вида стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, а также принятые при проведении оценки объекта оценки допущения; – последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, а также ограничения и пределы применения полученного результата; – дата определения стоимости объекта оценки; – перечень документов, используемых


оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки. Отчет может также содержать иные сведения, которые, по мнению оценщика, очень важны для полноты отражения примененного им метода расчета стоимости конкретного объекта оценки. Отчет собственноручно подписывается оценщиком и заверяется печатью. В случае наличия спора о достоверности величины рыночной или иной стоимости объекта оценки, установленной


в отчете, указанный спор подлежит рассмотрению судом. Структура отчета об оценке: Сопроводительное письмо. 1. Общие сведения. 1.1. Основные факты и выводы. 1.2. Цель оценки. 1.3. Оцениваемые права. 1.4. Сертификат качества оценки. 1.5. Квалификация оценщиков. 1.6. Сделанные допущения и ограничивающие условия.


2. Используемая терминология и процесс оценки. 3. Анализ объекта оценки и его окружения. 3.1. Описание земельного участка. 3.2. Описание улучшений. 3.3. Общая характеристика региона. 3.4. Анализ рынка недвижимости города. 4. Анализ наилучшего и наиболее эффективного использования объекта оценки (ННЭИ). 4.1. Анализ ННЭИ земельного участка как свободного.


4.2. Анализ ННЭИ земельного участка с имеющимися улучшениями. 5. Определение стоимости объекта оценки. 5.1. Определение стоимости земли. 5.2. Определение стоимости улучшений: – затратным подходом, – сравнительным подходом, – доходным подходом. 6. Согласование результатов в итоговую оценку стоимости. 1.3. Стандарты оценки. Статус оценщика. “Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной


деятельности” (РСО), утверждены постановлением Правительства РФ от 06.07.2001г. №519 “Об утверждении стандартов оценки”28 . Раздел II РСО содержит нормативные определения основных терминов, используемых в практике оценочной деятельности. Особое значение имеют определения видов стоимости, отличных от рыночной — стоимость объекта с ограниченным рынком, стоимость замещения, ликвидационная стоимость и др.


Положения Стандартов в этой части в основном соответствуют определениям, которые включены в Стандарт 2 “Базы оценки, отличные от рыночной стоимости” Международных стандартов оценки (МСО). Раздел III Стандартов оценки содержит требования к порядку проведения оценки, которые в основном конкретизируют соответствующие положения Закона об оценке. В соответствии с п.2 указанного постановления на


Министерство имущественных отношений РФ возложена разработка и утверждение методических рекомендаций по оценочной деятельности применительно к различным объектам оценки и видам стоимости, а также по проведению оценки и экспертизе отчетов об оценке. В практике российской оценки широкое распространение получили Международные стандарты оценки, утвержденные Международным комитетом по стандартам оценки (IVSC) в 1994г.29, а также стандарты Российского общества оценщиков (Стандарты


РОО). МСО и Стандарты РОО, в отличие от РСО, не являются нормативными актами, т.е. сводами правил, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности. Однако указанные стандарты имеют самостоятельное методологическое и практическое значение уже потому, что регулируют круг практически значимых вопросов, не затронутых в РСО. Включение в договор об оценке условия об использовании МСО и/или Стандартов РОО означает, что стороны договора установили порядок и условия получения результата


оценки, соответствующий установленным в них правилам. При возникновении сомнений в достоверности полученных результатов проверка правильности действий и выводов оценщика должна основываться на установлении соответствия избранным стандартам. МСО, Стандарты РОО и иные стандарты не должны применяться в том случае, когда содержащиеся в них положения противоречат Стандартам оценки, утвержденным Правительством


РФ. С точки зрения возможного конфликта интересов, вызванного отношением оценщика к оцениваемой недвижимости, статус оценщика определяется как: - внутренний оценщик - внешний оценщик - независимый оценщик Внешний оценщик - это оценщик, который не имеет ни прямо, ни косвенно через партнеров, руководителей или близких родственников существенного финансового интереса в компании клиента или наоборот. Независимый оценщик - это внешний оценщик, который дополнительно не имел отношений к объекту оценки,


подразумевающих оплату услуг, за исключением оплаты услуг по оценке, в течение последних 24 месяцев или в настоящее время, и объявил в письменной форме о любой причастности в прошлом или настоящем к объекту оценки, или к заинтересованным, или имеющим к нему отношение сторонам в течение последних 24 месяцев. Оценщик может быть внутренним оценщиком, являясь при этом администратором, директором или служащим, имеющем соответствующую квалификацию, и не имеющим существенного финансового или политического интереса,


определяемого как: владение лично, членами своей семьи, либо через трастовые компании более 5% суммы акционерного капитала или такой его суммой, которая с объективной точки зрения могла бы повлиять на объективность оценщика или на его вознаграждение, аналогичные опционы или бонусы, связанные с результатами оценки. В тех случаях, когда несколько оценщиков назначаются для совместной работы, каждый из них в отдельности и все вместе должны соответствовать тем же самым требованиям в отношении независимости и


объективности, которые изложено выше. В случае если на основании анализа ситуации оценщик выявит обстоятельства, которые могут привести к конфликту интересов, он должен уведомить об этом клиента и получить его согласие на выполнение работы. Квалификация оценщика должна быть на уровне, позволяющем ему доказать, что он: - имеет соответствующее образование, полученное в признанном высшем учебном заведении, а также постоянно на протяжении последних двух лет участвует в программах повышения профессиональной квалификации; - обладает


в отношении оцениваемой недвижимости достаточной текущей информацией о состоянии рынка местного, национального и, в случае необходимости, международного характера, а также имеет необходимые и достаточные знания и умения; - соответствует требованиям законов и нормативных документов, применимым к обстоятельствам конкретной оценки. 2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВАРИАНТА НАИЛУЧШЕГО И НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЛИ. На рынке недвижимости, как и на любом другом рынке, покупатели


и продавцы вступают между собой в определенные взаимоотношения, целью которых является согласование меры обмена товара или услуги. При этом в качестве основы для расчета меры обмена на рынке понимают рыночную стоимость товара или услуги, которая отражает сложившуюся текущую ситуацию на рынке. В соответствии с определениями Рыночной стоимости. Стоимости на открытом рынке и других видов стоимостей в обмене, их расчет необходимо выполнять исходя


из возможного альтернативного использования собственности, при котором в тонущей рыночной ситуации стоимость будет максимальной. Другими словами, для определения вышеназванных стоимостей требуется рассмотреть альтернативное использование собственности с позиции достижения максимальной продуктивности. Являясь функцией экономической ситуации на рынке, рыночная стоимость определяется на базе основных принципов оценки с учетом всех социально-экономических, физических, политических факторов и отражает


текущее соотношение сил, действующих на рынке, а также ожидаемую тенденцию изменения этого соотношения. Таким образом, можно утверждать, что в любой текущий момент времени максимальная стоимость собственности соответствует ее наиболее эффективному использованию, которое, в свою очередь, определяется текущим состоянием рынка. Процедура выявления и обоснования альтернативного использования собственности, обеспечивающего максимально продуктивное использование, называется анализом наилучшего и наиболее эффективного использования


Наилучшее и наиболее эффективное использование — это вероятное использование свободной земли или собственности с улучшениями, которое юридически обосновано, физически осуществимо, финансово целесообразно и приводит к наивысшей стоимости. Анализ наилучшего и наиболее эффективного использования выполняется: а) для участка земли как свободного; б) для участка земли с существующими улучшениями. При окончательном выборе варианта наилучшего и наиболее эффективного использования конкретной собственности


руководствуются следующими положениями: - если стоимость собственности с улучшениями больше стоимости участка без улучшений, наилучшим и наиболее эффективным использованием будет использование собственности с улучшениями; - если стоимость свободного участка превысит стоимость собственности с улучшениями, наилучшим и наиболее эффективным использованием будет использование земли как свободной. Наилучшее и наиболее эффективное использование или земли как свободной, или участка с улучшениями,


должно удовлетворять четырем критериям: 1. Быть законодательно разрешенным. 2. Быть физически осуществимым. 3. Быть финансово целесообразным. 4. Иметь максимальную продуктивность. На практике анализ наилучшего и наиболее эффективного использования выполняется путем проверки соответствия рассматриваемых вариантов использования данным критериям. Рассмотрим особенности применения критериев наилучшего и наиболее эффективного использования.


Законодательная разрешенность. В первую очередь при анализе наилучшего и наиболее эффективного использования следует определить, какие варианты использования соответствуют действующим в данной местности законодательным, правительственным, муниципальным актам. Должны быть проанализированы все документы, регламентирующие нормативно-юридическую сторону вариантов функционального использования. Характер использования может быть ограничен долгосрочными договорами аренды, что может препятствовать


наилучшему и наиболее эффективному использованию. Кроме того, могут иметь место частичные или временные ограничения, определяющие запрет на использование отдельных видов материалов, ограничение этажности, временный запрет на строительство в данном месте, ограничения, связанные со статусом объекта, как памятника культурно-исторического наследия. Частичные ограничения в большинстве случаев накладывают дополнительное бремя расходов при проведении улучшений, особенно в районах исторической городской застройки.


При анализе законодательной разрешенности следует предусмотреть возможные изменения нормативных актов, например норм зонирования, которые могут существенно повлиять на наилучшее и наиболее эффективное использование. Физическая осуществимость. Наилучшее и наиболее эффективное использование собственности зависит от ее физических характеристик. При рассмотрении вариантов использования следует учитывать размеры и форму участка, его доступность, вероятность и частоту стихийных бедствий - наводнений, оползней, тайфунов


и ураганов, землетрясений и т.д. Размеры и форма участков могут не соответствовать оптимальному использованию. Например, участок может быть мал для строительства промышленного объекта, который является наилучшим использованием при существующем зонировании. Топографические и географические особенности также могут накладывать существенные ограничения на использование. Например, использование участка побережья для сооружения нефтеналивного терминала может стать невозможным


из-за рельефа участка или малых глубин прилегающей акватории. Инженерно-геологические и гидрогеологические условия могут сделать невозможным проект наиболее эффективного варианта улучшений, за счет, например, низкой несущей способности грунта или высокого уровня подземных вод. Доступность транспортных и коммунальных удобств может оказаться решающей при выборе варианта использования. Отсутствие возможности подключения к магистральному канализационному коллектору может исключить, рассматриваемый


вариант использования из перечня физически осуществимых. Финансовая целесообразность. После исключения из рассмотрения законодательно не разрешенных и физически не осуществимых вариантов использования, следует выполнить анализ финансовой целесообразности оставшихся вариантов. Критерием финансовой целесообразности является положительный возврат инвестируемого капитала, т.е. возврат равный или больший расходов на компенсацию затрат на содержание, финансовых обязательств


и начальных инвестиций. В большей степени финансовая осуществимость зависит от соотношения спроса и предложения и месторасположения, которые определяют такие характеристики, как валовый доход, операционные расходы, потери и т.д. Величина чистого операционного дохода допустимого варианта использования должна удовлетворять требуемой норме возврата. Максимальная продуктивность. Из всех финансово целесообразных вариантов, использование, которое создает максимальную остаточную


стоимость земли, либо обеспечивает максимальный возврат инвестированного капитала, является наилучшим и наиболее эффективным. При этом в качестве измерителя возврата капитала обычно применяют чистую настоящую стоимость или внутреннюю норму прибыли. Наилучшее и наиболее эффективное использование земли как свободной. Анализ наилучшего и наиболее эффективного использования земли как свободной выполняется в двух случаях: - при необходимости отдельной оценки участка земли; - при выборе объектов для сравнительного анализа.


Основная задача данного анализа — дать ответ на следующие вопросы: 1) Если земля есть или будет свободной, как ее следует использовать? 2) Какой тип здания или сооружения следует построить и когда? Для ответа на первый вопрос необходимо проанализировать не только текущее состояние рынка, но и дать прогноз его изменения на будущее, т.к. стоимость определяется, главным образом, потенциальными возможностями.


Например, существующее наиболее эффективное использование земли в ближнем пригороде, как сельскохозяйственной, с ростом города может измениться на использование под коттеджную застройку. Существуют случаи, когда наиболее эффективным текущим использованием будет временное или спекулятивное. Временное использование предполагает устройство автостоянок, спортивных площадок и т.д. Через некоторое время в соответствии с прогнозом рыночной ситуации наиболее эффективным использованием


участка может быть строительство гостиницы. Спекулятивное использование предполагает удерживание участка свободным до того момента, когда ситуация на рынке будет благоприятна для проведения улучшений. Кроме характера и времени проведения улучшений следует также определить конкретный вид улучшений. Если это строительство гостиницы, то надо выбрать ее класс, размеры, сопутствующие сооружения и т.д. Более подробно данный материал рассматривается при разборе плановых взаимодействий.


Очень часто застроенный участок анализируется как будто бы свободный. В этом случае задачей анализа является определение эффективности текущего использования и связанного с ним дальнейшего использования — реконструкции, модернизации, ремонта, демонтажа и т.п. Как будто бы свободный участок рассматривается с точки зрения строительства здания, аналогичного существующему. Если такое использование соответствует наиболее эффективному, то разница между текущей стоимостью улучшений


и стоимостью новых улучшений будет определять потерю стоимости за счет различных причин. Критерием наилучшего и наиболее эффективного использования участка земли, как свободной, является максимальная остаточная стоимость земли. При выборе объектов сравнения для сравнительного анализа основным принципом является аналогичное наилучшее и наиболее эффективное использование участка земли объекта сравнения. Поэтому при применении метода сравнения продаж анализ наилучшего и наиболее эффективного использования


является обязательным компонентом. Наилучшее и наиболее эффективное использование собственности, как улучшенной. Анализ наилучшего и наиболее эффективного использования собственности, как улучшенной, выполняется в следующих случаях: - при определении характера использования собственности, обеспечивающего максимальный возврат инвестированного капитала; - при выборе объектов для сравнительного анализа. Основная задача данного анализа — дать ответ на следующие вопросы:


Как следует использовать существующие улучшения? Какой тип реконструкции или модернизации следует выполнить и когда? Наилучшее и наиболее эффективное использование собственности как улучшенной — это использование ее при наличии существующих улучшений. Анализ такого использования должен дать рекомендации по дальнейшей эксплуатации собственности. Критерием наилучшего и наиболее аффективного использования собственности как улучшенной, является максимизация стоимости собственности при подходящей долгосрочной норме отдачи


и величине риска. Пример 1. Земельный участок по данным зонирования пригоден для строительства складских, офисных или торговых зданий. Площадь здания 3 000 кв.м. Коэффициент капитализации 20%. Определить инвестиционную стоимость земельного участка с учетом наилучшего и наиболее эффективного использования. РЕШЕНИЕ. Таблица 1 Вариант застройки Ставка арендной платы, у.е/кв.м/год


Потери от недозагрузки Эксплуатационные расходы (% от ДВД) Стоимость строительства 1 у.е./кв.м Склад 100 25% 25,00% 300 Офис 500 10% 35,00% 1 200 Торговое помещение 400 15% 30,00% 1 000 Таблица 1 Вариант застройки Потенциальный валовый доход, у.е. Действитель-ный валовый доход, у.е. Эксплуата-ционные расходы, у.е.


Чистый операционный доход, у.е. Склад 300 000 225 000 56 250 168 750 Офис 1 500 000 1 350 000 472 500 877 500 Торговое помещение 1 200 000 1 020 000 306 000 714 000 Таблица 2 Вариант застройки Стоимость объекта, у.е. Стоимость строительства, у.е. Стоимость земли, у.7е Склад 843 750 900 000 -56 250 Офис 4 387 500 3 600 000 787 500


Торговое помещение 3 570 000 3 000 000 570 000 Вывод: Таким образом, лучшим и наиболее эффективным использованием земельного участка является строительство офисного здания. Инвестиционная стоимость земельного участка с учетом лучшего и наиболее эффективного использования равна 787 500 у.е. Определение варианта лучшего и наиболее эффективного использования земельного участка с имеющими улучшениями При определении варианта лучшего и наиболее эффективного использования


различные варианты использования улучшенного земельного участка сравниваются по норме дохода на капитал. Если эти варианты не предполагают капитальных затрат на реконструкцию или модернизацию, то можно сравнивать чистый операционный доход. Типичным вариантом использования улучшенного земельного участка являются: 1. Реконструкция или обновление улучшений, расположенных на земельном участке. Если состояние коробки здания и фундамента позволяет на их основе провести реконструкцию или ремонт,


то изучаются два варианта: а) доведение помещений до среднего уровня качества с помощью косметического ремонта; б) проведение реконструкции и доведение объекта до евро-стандартов. 2. Снос улучшений земельного участка. Существующие улучшения могут ремонтироваться до тех пор, пока они будут вносить вклад в общую стоимость единого объекта недвижимости. Существующие улучшения сносятся, когда не существует эффективных проектов по их ремонту, реконструкции


и дальнейшему использованию. 3. Продолжение использования улучшений в текущем состоянии. Если вариант №1 и вариант №2 не эффективны, то существующие улучшения могут использоваться без изменения. Пример 2. Существуют следующие варианты застройки земельного участка. Отберите вариант для наилучшего и наиболее эффективного использования из трёх альтернативных вариантов, если имеется следующая информация: Таблица 1 Показатели


Офисное здание Торговый центр Гостиница 1.Стоимость застройки, у.е. 577000 721500 450000 2.Годовой валовой доход, у.е. 150000 250000 10 3.Поправка на недоиспользование и потери при сборе, у.е. 20000 25000 5000 4.Прочий доход, у.е. 5000 10000 3000 5. Операционные расходы, у.е. 50000 120000 30000 6. Резерв на замещение, у.е.


5000 10000 3000 7. Коэффициент капитализации для зданий, сооружений, % 13 14 13,2 8. Коэффициент капитализации для земли, % 12 12 12 Решение: Расчёт производится по следующим формулам: Действительный валовой доход: ДВД = Годовой валовой доход – Поправка на недоиспользование и потери при сборе + Прочий доход. Чистый операционный доход: ЧОД = ДВД –


Операционные расходы – Резерв на замещение. Доход, относимый к зданиям и сооружения: ДЗС = Стоимость застройки х Коэффициент капитализации для зданий, сооружений. Чистый остаточный доход от земли: ЧДЗ = ЧОД – ДЗС. Расчёт стоимости земли: СЗ = ЧДЗ х Коэффициент капитализации для земли. Показатели Офисное здание Торговый центр Гостиница 1.Стоимость застройки, у.е.


577000 721500 450000 2.Годовой валовой доход, у.е. 150000 250000 10 3.Поправка на недоиспользование и потери при сборе, у.е. 20000 25000 5000 4.Прочий доход, у.е. 5000 10000 3000 5. Действительный валовой доход 135000 235000 98000 6. Операционные расходы, у.е. 50000 120000 30000 7. Резерв на замещение, у.е.


5000 10000 3000 8. Чистый операционный доход 80000 105000 65000 8. Коэффициент капитализации для зданий, сооружений, % 13 14 13,2 9. Коэффициент капитализации для земли, % 12 12 12 10.Доход, относимый к зданиям и сооружениям 75010 101010 59400 11. Чистый остаточный доход от земли 4990 3990 38600 12. Расчёт стоимости земли 598,8 478,8 4632 Вывод: Таким образом, лучшим и наиболее эффективным использованием


земельного участка является строительство гостиницы, так как при ее застройке стоимость земли приобретает наибольшую величину. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В России происходит активное формирование и развитие рынка недвижимости. Российский рынок недвижимости отражает все проблемы экономики и характеризуется неравномерным развитием своих отдельных сегментов, несовершенной законодательной базой и низкой инвестиционной ликвидностью граждан и юридических лиц. Традиционно в России недвижимость делится на 3 группы: жилищный фонд, нежилой


фонд, земля. Каждая из групп развивается самостоятельно, имеет собственную законодательную базу. Наиболее быстрыми темпами в России развивается рынок жилья, вследствие того что недвижимость, с одной стороны, выступает основой личного существования граждан, и с другой стороны, имеются объективные потребности населения в улучшении жилищных условий. В результате исследования, проведенного в курсовой работе, можно сделать следующие выводы. Федеральный закон «Об оценочной деятельности в


Российской Федерации» от 29 июля 1998 года установил основы правового регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих как Российской Федерации, ее субъектам или муниципальным образованиям, так и отдельным юридическим и физическим лицам. В соответствии с Законом РФ «Об оценочной деятельности» право на проведение оценки объекта недвижимости является безусловным и не зависит от установленного законодательством


Российской Федерации порядка осуществления государственного статистического и бухгалтерского учета и отчетности. Этим законом определен перечень случаев, в которых проведение оценки объектов должно быть обязательным. В частности, обязательной признается оценка имущества при определении стартовой цены для аукционов и конкурсов по продаже или сдаче в аренду объектов недвижимости которые принадлежат полностью или частично субъектам РФ или муниципальным образованиям.


Оценочная деятельность в соответствии федеральным законом об оценочной деятельности – это деятельность по установлению в отношениях объектов гражданских прав, рыночной или иной статистики. Оценочная деятельность включает в себя: операции при купли, продажи, аренде, залоге, страховании, объекта недвижимости, устанавливают цены размещения, эмитированных акций; операции при инвестировании собственности, при слиянии и поглощении предприятием, использовании прав наследовании и судебного приговора, оценки


бизнеса и услуг. Профессиональный оценщик в своей деятельности всегда руководствуется конкретной целью. Четкая, грамотная формулировка цели позволяет правильно определить вид рассчитываемой стоимости, выбрать метод оценки. Как правило, цель оценки состоит в определении какого-либо вида оценочной стоимости, необходимой клиенту для принятия инвестиционного решения, для заключения сделки, для внесения изменений в финансовую отчетность и т. п. Процесс оценки состоит из шести стадий: определения процесса оценки, предварительный


осмотр объекта, заключение договора на оценку, использование подходов для определения стоимости, согласование результатов и заключительная стадия – составление отчета по оценке. Отчет об оценке – показатель надлежащего исполнения оценщиков своих обязанностей, возложенных на него договором. Не должен содержать неоднозначного толкования или вводить в заблуждения. Стандарты оценки - это профессиональные нормы оценочной практики, они разрабатываются профессиональными


организациями. Цель стандартов контроль за деятельностью оценщиков. Стандарты содержат единую терминологию, понятия и методику оценки. Земля — специфический объект рыночных отношений. В идеале земельный рынок создает и поддерживает отношение к земле как к особой ценности, побуждая к эффективному использованию ее многообразных свойств. Верный выбор варианта наилучшего и наиболее эффективного использования объекта недвижимости является


одним из важнейших факторов, влияющих на оценку рыночной стоимости объекта недвижимости. Факторы, которые следует принять во внимание при этом, включают потенциал местоположения, рыночный спрос, правовую, технологическую и финансовую обоснованность проекта. Рассмотрев структуру рынка недвижимости пригорода и проведя анализ ближайшего окружения объекта оценки, можно делать выводы о том, какого типа недвижимость может быть востребована в зоне расположения объекта.


При рассмотрении вариантов возможной застройки земельного участка все необходимые расчеты проводятся лишь в предположении того, что данный участок условно свободен от какой-либо застройки (т.е. условно не застроен). При определении вариантов наилучшего и оптимального использования объекта выделяются четыре основных критерия анализа: физическая возможность, допустимость с точки зрения законодательства, финансовая целесообразность, максимальная продуктивность. Таким образом, в результате проведённого анализа наиболее


эффективного использования оцениваемого участка как незастроенного, учитывая все основные критерии мы можем с высокой долей вероятности определить наиболее целесообразный способ использования данного земельного участка, а, соответственно, дать наиболее адекватный ответ на вопрос о его стоимости. В полной мере принцип наилучшим образом применим к оценке незанятых земельных участков. СПИСОК ИСПОЛЬЗВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1. Федеральный закон от 29 июля 1998г. «Об оценочной деятельности в


Российской Федерации». 2. Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности» утв. РФ №519 от 06.07.2001. 3. А.В.Татарова Оценка недвижимости и управление собственностью. Учебное пособие. Таганрок, 2003. 4. Ф.П.Румянцев, Д.В.Хавин, В.В.Бобылев, В.В.Ноздрин Оценка земли, Учебное пособие. Нижний Новгород, 2003. 5. А.Б.Крутик, М.А.Горенбургов,


Ю.М.Горенбургов Экономика недвижимости. Санкт-Петербург, 2001. 6. С.Н.Максимов Основы предпринимательской деятельности на рынке недвижимости. Санкт-Петербург, 2000 7. В.А.Горемыкин Экономика недвижимости. Москва, 2002. 8. С.В.Орлов, Ю.А.Цыпкин Рыночная оценка имущества города. Учебное пособие для вузов. Москва, 2003. 9. Л.Н.Тэпман


Оценка недвижимости. Москва, 2002. 10. А.Г.Грязнова, М.А.Федотова Оценка недвижимости. Москва, 2004. 11. Экономика недвижимости: Учебное пособие. Под ред. Ресина В.И. Москва, 2000. 12. И.Т.Балабанов Экономика недвижимости. Санкт-Петербург, 2002. 13. С.В. Грибовский. Оценка доходной недвижимости.


Санкт-Петербург, 2001. 14. Международные стандарты оценки. Общие понятия и принципы оценки. 15. А.Б.Леви О правовой природе международных стандартов оценки имущества. Вопросы оценки – 2001,4.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.