Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Шпоры по Достоевскому

|"Тpагедия Раскольникова". |" Униженные и | |В центpе pомана |оскорблённые " | |Ф.Д.Достоевского |Роман Ф.М. | |"Пpестyпление и |Достоевского-это | |наказание" хаpактеp геpоя|"психологический отчёт | |шестидесятых годов |одного преступления", | |девятнадцатого века, |преступления, которое | |pазночица, бедного |совершил бедный студент | |стyдента Родиона |Родион Раскольников, | |Раскольникова. |убивший старуху | |Раскольников совеpшает |процентщицу. Однако в | |пpестyпление: убивает |романе речь идёт о | |стаpyхy-пpоцентщицy и ее |необычном уголовном | |сестру, безобидную, |преступлении. Это, если | |простодушную Лизаветy. |так можно выразиться, | |Преступление страшное, но |идеологическое | |я, как, наверное, и другие|преступление, а | |читатели, не воспринимаю |исполнитель его | |Раскольникова |–преступник – мыслитель, | |отрицательным героем; мне |убийца-философ. Он убил | |он кажется героем |ростовщицу отнюдь не во | |трагическим. |имя обогащения и даже не | |В чем же трагедия |ради того, чтобы помочь | |Раскольникова? своего |своим близким: матери и | |героя Достоевский |сестре. Это преступление | |наделил прекрасными |явилось следствием | |качествами: Родион был |трагических обстоятельств| |"замечательного хорош |окружающей | |собою, с прекрасными |действительности, | |темными глазами, ростом |результатом долгих и | |выше среднего, тонок и |упорных размышлений героя| |строен." В его поступках,|романа о своей судьбе, о | |высказываниях, |судьбе всех "униженных и | |переживаниях мы видим |оскорблённых", о | |высокое чувство |социальных и нравственных| |человеческого достоинства,|законах, по которым живёт| |истинное благородство, |человечество. | |глубочайшее бескорыстие. |Жизнь предстаёт перед | |Раскольников воспринимает |нами как клубок | |чужую боль острее, чем |неразрешимых | |собственную. Рискуя |противоречий. Повсюду он | |жизнью, он спасает из |видит картины нищеты, | |огня детей, делится |бесправия, подавления | |последним с отцом умершего|человеческого | |товарища, сам нищий, дает |достоинства. На каждом | |деньги на похороны |шагу ему встречаются | |Мармеладова, с которым был|отверженные и гонимые | |едва знаком. Он |люди, которым некуда | |презирает тех, кто |деться. Их примером | |равнодушно проходит мимо |служат Соня Мармеладова, | |людских несчастий. В нем |Катерина Ивановна и | |нет дурных и низких |многие другие. Да и сам | |черт. Лучшие герои романа:|Раскольников оказался не | |Разумихин - преданнейший |в лучшем положении. Ему | |друг Раскольникова, Соня |тоже, по существу,некуда | |- несчастное создание, |пойти. Живёт он | |жертва гниющего общества, |впроголодь, ютится в | |восхищаются им, даже его |жалкой каморке,похожей на| |преступление не может |шкаф,откуда его грозят | |поколебать эти чувства. Он|вышвырнуть на улицу. Под | |вызывает уважение у |угрозой оказалась судьба | |следователя Парфирия |его матери и сестры.А | |Петровича - очень умного |судьба Мармеладова? В | |человека, догадавшегося |разговоре Мармеладова с | |раньше всех о его |Раскольниковым в кабаке | |преступлении. |звучит мысль о том,что в | |И вот такой человек |нищем (а значит и в нём) | |совершает чудовищное |никто не подозревает | |злодеяние. Как, почему |благородства чувств.А в | |это могло случится? |нём это благородство | |Достоевский показывает, |есть.Он способен глубоко | |что Раскольников, человек |чувствовать,понимать,стра| |гуманный, страдающий за |дать не только за себя,но| |"униженных и |и за голодных | |оскарбленных", совершил |детей,оправдывать грубое | |убийство "по теории", |отношение к себе жены, | |реализуя абсурдную идею, |ценить самоотверженность | |рожденную социальной |Катерины Ивановны и | |несправедливостью, |Сони.При всей,казалось | |безысходностью, духовным |бы,потере Мармеладовым | |тупиком. Нищенское |человеческого облика его | |состояние, в котором он |невозможно презирать.В | |сам находился, и нищета, |словах Мармеладова - боль| |встречаемая на каждом |за то,что его,однажды | |шагу, породили |выгнав из человеческой | |антигуманную теорию |компании,уже больше | |"крови по совести", а |никогда в неё не | |теория вылилась в |допустят.Перед нами | |преступление. |оскорблённый человек,но | |Трагедия Раскольникова в |сохранивший чувство | |том, что он, согласно |собственного | |своей теории, хочет |достоинства,глубоко | |действовать по принципу |сознающий своё падение,но| |"все дозволено", но в то |не в силах ничего | |же время в нем живет огонь|изменить.Осмелишься ли | |жертвенной любви к людям. |осудить человека,судьба | |Получается чудовищное и |которого сложилась так | |трагическое для героя |трагически | |противоречие: теория, |не только по его вине? | |которую исповедует |Это человек,а в нём не | |Раскольников, измученный |хотят видеть человека. | |чужими и своими |Вспомним жизнь Катерины | |страданиями, ненавидящий |Ивановны.Она больна | |"хозяев жизни", сближает |чахоткой,о чём говорят | |его с негодяем Лужиным и |красные пятна на её | |злодеем Свидригайловым. |лице,которых так боиться | |Ведь и эти противоречивые |Мармеладов.Из его | |и сложные два характера |рассказа о жене мы | |считает, что человеку, |узнаём,что она из | |обладающему силой и |дворянской семьи, | |злостью, "все дозволено." |воспитывалась в | |"Мы одного поля ягоды," - |губернском дворянском | |говорит Свидригайлов |институте.Выйдя замуж без| |Раскольникову. И Родион |родительского | |понимает, что это так, |благословления,оказавшись| |потому что они оба, хотя |в отчаянном положении,с | |по разным мотивам, |тремя детьми на руках,она| |"перешагнули через кровь".|после смерти мужа | | |вынуждена была пойти | |Конечно, нельзя равнять |замуж за | |Свидригайлова и Лужина с |Мармеладова."Можете | |Раскольниковым. Первый |судить потому,до какой | |имеет, как я уже сказал, |степени её бедствия | |весьма противоречивый |доходили,что | |характер: он одновременно |она,образованная и | |добрый, честный человек, |воспитанная и фамилии | |совершает ряд добрых |известной,за меня | |поступков, таких как, |согласилась пойти!Но | |например, огромная помощь |пошла!Плача и рыдая и | |детям Мармеладовых, но в |руки ломая,пошла!Ибо | |то же время на его |некуда было идти".Но | |совести оскорбленная честь|облегчения не наступило и| |Дуни, несколько странная |после замужества:муж | |смерть его жены, Марфы |выгнан со службы и | |Петровны. Свидригайлова |пьёт,грозит выгнать | |нельзя назвать ни плохим, |квартирная хозяйка,бьёт | |ни хорошим человеком, |Лебезятников,плачут | |нельзя назвать его и |голодные дети.Не | |"серостью", скорее, это |жестокость руководит | |человек, в душе которого |ею,когда она посылает | |борется добро и зло. И то |Соню на панель,а отчаяние| |и другое попеременно |и безвыходность.Катерина | |держат победу, но к |Ивановна понимает,что | |сожалению, в результате |Соня принесла себя в | |берет свое зло - Аркадий |жерву близким. | |Иванович кончает жизнь |Именно поэтому,когда Соня| |самоубийством. С Лужиным |вернулась с деньгами,она | |несколько проще: |"весь вечер в ногах у неё| |сладострастное |на коленях простояла,ноги| |ничтожество, которое в |ей целовала,встать не | |своих мечтах стремится |хотела".Мармеладов даёт | |унизить и властвовать над |жене точную | |более умным и чистым |характеристику,говоря,что| |душой, чем он сам. |она | |Такого человека невозможно|"горячая,гордая,непреклон| |противопоствлять Родиону |ная". Но человеческая | |Раскольникову. |гордость её,как и | |Трагедия Раскольникова |Мармеладова,попирается на| |усиливается потому, что |каждом шагу,о достоинстве| |теория, которая должна |и самолюбии заставляют | |была вывести его из |забыть. Бессмысленно | |тупика, завела его в самый|искать помощи и сочувсвия| |беспросветный из всех |у окружающих, "некуда | |возможных тупиков. |идти" Катерине | |Сознание этого вызывает |Ивановне,везде | |страдание и муки героя, |тупик.Рассказывая о Соне | |почувствовавшего после |и встретившейся | |убийства свою полную |Раскольникову девочке, | |отторженность от мира и |писатель не случайно | |людей: он не может |останавливает внимание | |находится рядом с любимой |читателей на их | |матерью и сестрой, не |портретах:чистота и | |радуется природе, он, |беззащитность,показанные | |словно ножницами, отрезал |в портретах Сони и | |себя от всех. |обманутой девочки,не | |Муки совести, леденящий |соответствуют образу | |душу страх, который |жизни,который они | |преследует Раскольникова |вынуждены вести,поэтому | |на каждом шагу, мысли о |Раскольникову"странно и | |том, что он не |дико было смотреть на | |Наполеон, а "тварь |такое явление". Соню | |дрожащая", "вошь", |толкает на панель нищета | |сознание бессмысленности |и невозможность честно | |совершенного злодеяния - |зарабатывать на жизнь. Её| |все это невыносимым |будущее безрадостно,как и| |гнетом ложится на душу |будущее обманутой | |Раскольникова. Родион |девочки.Оно укладывается | |понимает |в | |несостоятельность своей |формулу:"больница...вино.| |теории "сильного |..кабаки и ещё | |человека", она не |больница...года через | |выдержала проверки |два-три - калека, итого | |жизнью. Герой терпит крах,|житья ей 19 аль 18 лет от| |как всякий человек, |роду | |связавший себя с ложной |всего-с...".Достоевский | |идеей. И в этом тоже |убедительно | |трагедия Раскольникова. |показывает,что иные | |Достоевский-психолог с |отношения,кроме | |такой силой раскрыл |безразличия,любопытства,з| |трагедию Раскольникова, |лорадной | |все стороны его душевной |насмешки,противоестествен| |драмы, безмерность его |ны в этом мире. Люди | |страданий, что читатель |смотрят друг на | |убеждается: эти муки |друга"враждебно и | |совести сильнее наказания |с | |катаргой. |недоверчивостью".Все,кром| |И мы не можем не |е | |сочувствовать герою |Раскольникова,слушают"заб| |Достоевского, который ищет|авника"Мармеладова, | |выход из мира зла и |"фыркая","улыбаясь","зева| |страданий, жестоко |я",а в общем | |ошибается и терпит |равнодушно.Так же | |страшное наказание за |равнодушна толпа | |свое преступление. |зрителей,хлынувших | |Очень чутко, во многом |посмотреть на муки | |пророчески Достоевский |умирающего Мармеладова.В | |понял уже в девятнадцатом|сне Раскольникова, так | |веке роль идей |похожем на явь,лошадь | |общественной жизни. С |секут"с | |идеями - по Достоевскому -|наслаждением","хохотом и | |нельзя шутить. Они могут |остротами". | |быть благотворны, но |Роман"Преступление и | |могут оказаться |наказание"отразил тревогу| |разрушительной силой для |Достоевского за будущее | |человека, и для общества в|человечества.Он | |целом. |показывает,что такой | | |жизнью, которой сейчас | | |живут"униженные и | | |скорлённые"жить дальше | | |нельзя."Опираясь на | | |реальный материал | | |действительности, | | |Достоевский выдвигал и | | |освещал проблемы, имеющие| | |всемирное | | |значение,проблемы борьбы | | |добра и зла в социальной | | |жизни, во внутренней | | |природе людей,темы | | |жизненного призвания | | |человеческой личности, | | |страдания и | | |протеста,эгоизма и | | |самопожертвования,преступ| | |ления и наказания, | | |вопросы | | |общественных,духовных | | |связей | | |между людьми и их | | |разъединения,справедливог| | |о устройства социального | | |мира и многие другие". |


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.