Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Право собственности на землю 4

ВВЕДЕНИЕ

Рассмотрение данной темы является логическим продолжением изучения норм гражданского законодательства, посвященным регулированию одного из важнейших институтов гражданского права — права собственности.

Актуальность выбранной темы объясняется включением земли в сферу гражданского оборота и введение частной собственности на нее в современной России, что вызвало необходимость использования гражданско-правовых элементов при регулировании земельных отношений, расширилось поле правовой деятельности за счет появления новых общественных отношений, обусловленных развитием рыночных связей. Правовое регулирование находит свое отражение в нормах Гражданского, Земельного кодексов РФ и других законодательных актов.

Помимо изучения основных теоретических положений, связанных с определением понятия права собственности на землю и его содержанием, определением субъектов этого права, рассмотрением различных оснований приобретения права собственности и способов его прекращения, необходимо уделять внимание содержанию и осуществлению права собственности на земельные объекты отдельными субъектами гражданского права, о чем и пойдет речь в данной работе.

Целью реферата является изучение понятия права собственности на землю, определения правомочий собственника, исследование правовых норм, касающихся осуществления права собственности различных субъектов, рассмотрение вопросов правового регулирования отдельных земельных объектов.

Итак, рассмотрим право собственности на землю более подробно.
ПОНЯТИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

Собственность как экономическая категория

Собственность как экономическая категория признается господ­ствующей в политической, экономической и в юридической науке.

   На форме зе­мельной собственности отражаются уникальные свойства земли, отли­чающие ее от форм собственности на другое имущество, являющееся продуктом человеческого труда.

   Собственность — это определенный вид общественных отношений, выражающийся в том, что одни лица свободно господствуют над тем или иным объектом, и вмешательство в это господство иных лиц не допускается. Так, купив земельный участок в собственность, гражда­нин вправе самостоятельно хозяйствовать на нем.

   Экономические отношения собственности — это отношения, возникающие между людьми в процессе общественного производства.

   Отношения собственности на землю представляют собой неотъем­лемую составную часть экономических отношений собственности в целом.

   Каждой общественно-экономической формации соответствовала своя система отношений земельной собственности. На смену монополии исключи­тельной государственной собственности на землю в СССР, установ­ленной в 1917 г., пришло закрепленное новой Конституцией РФ мно­гообразие форм земельной собственности: частная, государственная, муниципальная и иные формы. Собственность — это необходимое ус­ловие как для экономической свободы и жизни отдельного человека, так и для экономической свободы и существования всего человечес­кого общества и государства.

   Понятие «собственность» можно рассматривать в юридическом и неюридическом смысле. Собственность в юридическом смысле (юридически значимое гос­подство над объектом) включает в себя отношения, характеризуемые определенными признаками.

   В этих отношениях иногда возникают противоречия интересов их участников, и они при своей остроте не могут разрешиться без правового вмешательства (судебный порядок разрешения спора между владельцами долевой собственности на землю).

   Противоречия в отношении собственности значимы для интере­сов государства, что и побуждает его применять правовое вмешатель­ство в эти отношения (не целевое использование сельскохозяйственной земли — основание принудительного прекращения прав на землю).

   Противоречие необходимо устранить, поскольку, будучи не уст­ранимым, оно может нанести ущерб общественным или государствен­ным интересам (причинение ущерба окружающей природной среде).

   Противоречие возможно устранить в силу того, что данный вид общественных отношений поддается правовому регулированию (особый правовой режим).

   Правовая форма экономических отношений собственно­сти становится объективно необходимой, волевые отношения собствен­ности не могут нормально развиваться и функционировать вне право­вой оболочки, без принудительной силы, охраны со стороны государ­ства.

   Необходи­мо рассмотреть соотношение конституционного и гражданско-правового по­нятий права собственности на землю и другие природные ресурсы.

   Пункт 2 ст. 36 Конституции РФ определяет параметры ограниче­ния
осуществления правомочий собственника земли и других природ­ных ресурсов:

соблюдение экологических требований;

необходимость защиты прав и законных ин­тересов других лиц;

законодательное огра­ничение права собственности на землю в социальных целях, так как земля и другие природные ресурсы являются основой жизни и дея­тельности народов, проживающих на соответствующей территории;

свои полномочия земельный собственник осуществляет в той мере, в какой их оборот допускается законом (п. 3 ст. 209 ГК РФ);

земли и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами, не запрещенными законами о зем­ле (п. 3 ст. 129 ГК РФ).

Содержание права собственности на землю

Право собственности имеет многозначное толкование и мо­жет пониматься как институт земельного права; как правоотно­шение; как правомочие собственника и как юридический факт, име­ющий правообразующее, правоизменяющее и правопрекращающее значение.

   В понятие «права собственности на землю» можно включить:

институт российского земельного права, нормы которого со­держатся в Конституции РФ (ст. 8, 9, 36 и др.), ГК РФ, ЗК РФ, в законах и подзаконных актах. Для института права собственности на землю характерно сочета­ние двух признаков: экономического и экологического, которые нахо­дятся в тесном взаимодействии;

земельное правоотношение, в котором выступают как субъек­ты права собственности, так и иные лица, являющиеся носителями земельных прав и обязанностей;

субъективные правомочия собственников земли (право на совершение определенных действий и на бездей­ствие, на требование к другим лицам и на защиту,  на  взыскание убытков);

юридический факт, порождающий определенные правоотноше­ния как для собственников, так и для иных лиц.

   Право собственности на землю в объективном смысле представ­ляет собой институт земельного права, нормы которого регулируют статику земельных волевых отношений собственности как состояние принадлежности участков земли (ст. 8, 9, 35, 36, 72 Конституции РФ).

   Эти нормы содержатся и в других отраслях российского законода­тельства. При этом, если в земельном праве формулируется «конст­рукция» права собственности на землю, то в иных отраслях права содержатся нормы, обеспечивающие эту конструкцию.

   Право собственника на землю в субъективном смысле - это за­крепленная за собственником юридическая возможность владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участ­ком своей властью и в своих интересах путем совершения в отноше­нии этих земельных участков действий, не противоречащих закону и иным нормативно-правовым актам и не нарушающих права и охраня­емые законом интересы других лиц, а также возможность устранять вмешательство всех третьих лиц в сферу хозяйственной деятельно­сти собственника.

   В практике и теории земельного права под «правом собственности на землю» понимается право в субъективном смысле, включающее в себя три правомочия —  владение, пользование и распоряжение (п. 2 ст. 36 Конституции РФ).

   Для всех форм собственности характерен единый набор правомо­чий, но содержание и объем их различны.

   1. Владение  — основанная на законе возможность фактического обладания земельным участком или определенной частью земельного фонда России.

   В отличие от владения обычным имуществом, владение землей пред­ставляет собой определенную условность, поскольку земля неперемещаема и господство на ней ограниченно.

   Право владения в натуре (на местности) объективно проявляется лишь в возведении межевых линий и пограничных знаков, охраняемых законом, в возведении заборов, строений и сооружений, которые в слу­чае неправомерного возведения подлежат сносу за счет виновных лиц.

  2. Пользование  — это допустимая законом возмож­ность хозяйственной и иной эксплуатации земли, извлечения из нее полезных свойств и использования для иных целей удовлетворения потребностей общества. Оно выражается в двух основных фор­мах: во-первых, право собственника по использованию земельного участка и способ, которым допустимо реализовать право собственни­ка; во-вторых, в форме свободного хозяйствования на земле путем возведения строений и сооружений, осуществления мелиоративных работ и т.п. Однако свободное хозяйствование на земле предусматривает два ограничения: не должно наносить ущерба окружающей среде и за­конным интересам других лиц. Об­щее правило — рациональная организация земель, защита земель от процессов разрушения.

  3. Распоряжение  — это допустимая законом возмож­ность определять юридическую судьбу этого объекта (право продавать землю, обменивать ее, дарить и т.д.). У владельца-несобственника (арендатора) этого права либо вовсе нет, либо он обладает им в ограниченном виде и только с согласия собственника.

   Распоряжение землей может выражаться в трех основных формах:

изменение фактического состояния земли (земельного участ­ка), которое влечет за собой изменение его юридического статуса (освоение земельного участка под огороды влечет за собой при­своение этому участку положения сельскохозяйственного угодья);

изменение правового режима земель (частный собственник не вправе менять целевое назначение – связано со льготами в час­ти размера поземельных платежей, идущих в пользу государства);

изменения в составе лиц, являющихся собственниками земель­ных участков в процессе, во-первых, предоставления земельных участков в собственность, аренду и пользование, осуществ­ляемого с соблюдением установленных процедур; во-вторых, изъятия земельных участков; в-третьих, обмена земельных участков между субъектами права собственности.

   По действующему земельному законодательству, например, собствен­нику земельной доли принадлежит право выбора одного из десяти вариантов ее распоряжения: передача в аренду, дарение, передача по наследству, продажа, внесение в уставной капитал с правом или без права получения обратно, передача на условиях пожизненной ренты или пожизненного содержания, обмен на земельную долю в другом хозяйстве, получение земельного участка в счет доли для ведения личного подсобного или крестьянского хозяйства.

   Перечисленные три правомочия права собственности на землю в субъективном смысле встречаются в нормах различных отраслей права:

в нормах государственного права;

в нормах административного права устанавливаются правомо­чия министерств и ведомств по управлению государственными предприя­тиями;

в нормах гражданского права закрепляются порядок реализа­ции прав наследования земли, ее купли-продажи, залога и других сде­лок с землей;

в нормах финансового права определяются правила финанси­рования мероприятий по использованию земель, применения финансово-правовых санкций при реализации отношений собственности на земельные участки и т.п.;

в нормах уголовного права устанавливается ответственность за самовольное занятие земельных участков, нарушение правил владения и пользования ими (выращивание наркотикосодержащих культур, на­рушение правил безопасности при использовании угодий и т.п.), пра­вил при сделках с земельными участками и др.

Элементы права собственности на землю

При рассмотрении понятия «право собственности на землю» в ка­честве земельного правоотношения выявляется следующая структура элементов.

Объект права собственности на землю — часть земли (земельный участок и земельная доля) как производственного базиса, которая в установленном порядке перешла к определенному субъекту или находится в его владении, пользовании и распоряжении.

 Субъекты права собственности на землю — это те лица, ко­торые в установленном порядке признаны или являются собственни­ками конкретного земельного участка:

государство в лице Российской Федерации и субъектов РФ;

муниципальные образования (в орга­низации ведения кадастра и землеустройства, в определении правово­го статуса тех или иных земель, в регистрации прав на земельные участки, в организации охранительных мероприятий и т.п.);

предприятия, учреждения, организации, которые имеют в соб­ственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обо­собленное имущество и отвечают по своим обязательствам имуще­ством, могут от своего имени приобретать и осуществлять имуществен­ные  и личные  неимущественные права,  нести обязанности,  быть истцами и ответчиками в суде (ст. 48 ГК РФ);

физические лица — граждане Российской Федерации, а также иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории РФ.

Содержание права собственности на землю представляет со­бой совокупность правомочий субъектов по владению, пользованию и распоряжению находящимся в собственности земельным участком.

   Правомочия предполагают права и обязанности собственника, которые осуществ­ляются исключительно по его воле.

   Эти правомочия можно подразделить на общие и специальные, т.е. присущие всем случаям отношений собственности на землю и име­ющие специфические особенности, в зависимости от определенных условий использования земли.

   К общим правомочиям относятся права и обязанности на совершение определенных дей­ствий в отношении земли или воздержание от них (самостоятельно хозяйствовать на земельном участке; возводить строения и сооружения в соответствии с установленным порядком и целевым назначением земельного участка; передавать земельный участок в залог, по наследству; продавать, отчуждать, сдавать в аренду, в том числе продавать право аренды; передавать земельный участок в качестве вклада как пай в производственные и потребительские кооперативы и др.) Собственники земельных долей имеют право про­давать принадлежащие им земельные доли; закладывать право на зе­мельную долю в банк (кроме неделимого земельного участка); дарить и обменивать право на земельную долю, сдавать земельную долю в аренду и т.п.

   Специальные правомочия собственников земли обусловлены тре­мя группами факторов: особенностями земельных участков, находящих­ся в собственности; особенностями правового статуса собственников земли; иными обстоятельствами.

   Государство, закрепляя в нормах вариан­ты должного и возможного поведения субъектов собственности, осуще­ствляет правовое регулирование отношений собственности на землю.

   Применение земельного законодательства служит формой государ­ственного управления, основанного на властно-организующих функциях государства.

   Государственное регулирование земельных отношений, основанное на частной и иных формах собственности на землю, в различных модифи­кациях характерно для всех современных зарубежных государств. При­чем, чем более развито государство, тем более жестко осуществляется регулирование частной собственности на землю, использование земли.

   Основными целями государственного регулирования отношений собственности на землю России является:

предотвращение создания крупных земельных латифундий (крупное частное земельное владение);

обеспечение экологических требований при хозяйственном ис­пользовании земли;

обеспечение целевого использования земельных участков в за­висимости от качественных характеристик, определяемых в соответ­ствии с земельным кадастром;

регулирование формирования рынка земли с целью предотвраще­ния спекуляции земельными участками.

   Право собственности как юридический факт можно рассматривать в качестве правообразующего, правоизменяющего и правопрекращающего начала.

   Право собственности как правообразующее начало представляет собой основание возникновения земельных, гражданских, финансовых отношений.

   Право собственности как правоизменяющее начало характерно влиянием на уже сложившиеся правоотношения по поводу земельно­го участка.

   Право собственности как правопрекращающее начало выражается в том, что с возникновением права собственности прекращаются иные пра­воотношения по поводу земельного участка, имевшие место раньше.
ВИДЫ И ФОРМЫ ЗЕМЕЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

В соответствии с п. 2 ст. 9 Конституции РФ и ст. 209—217 ГК РФ в России устанавливаются частная собственность на землю граждан и юридических лиц, государственная (федеральная и субъектов РФ), му­ниципальная и иные формы собственности. Граждане могут иметь зе­мельные участки на праве не только индивидуальной, но и общей доле­вой (с определенной долей каждого собственника) и общей совместной (без определения долей каждого) собственности.

   Право собственности на землю реализуется через формы и виды собственности на земельные участки, составляющие земельный фонд России.

   В законодательстве по субъектному составу различаются следу­ющие формы земельной собственности:

частная собственность — осуществляется и реализуется властью отдельных граждан и групп в их интересах;

государственная собственность — реализуется властью госу­дарства в интересах всего общества в целом;

муниципальная собственность — реализуется властью органов местного самоуправления в интересах населения того или иного му­ниципального образования;

иные формы собственности — смешанные. В республиках бывшего СССР существовало исключительное право государственной собственности на землю. Земля находилась только в собственности государства и предоставлялась лишь на праве пользования.

   Различные формы собственности на землю способны оказать вли­яние на земельные отношения, улучшая их содержание или препят­ствуя их развитию.

Право частной собственности на землю граждан и юридических лиц

Право частной собственности граждан на земельные участ­ки - право владеть, пользоваться и распоряжаться земельными участ­ками с соблюдением обременений и иных условий, установленных за­коном (ст. 15 ЗК РФ).

   Право частной собственности граждан на землю является одним из условий их экономической свободы. Право частной собственности граждан и юридических лиц на земель­ные участки возникает в следующих случаях: 1) при приватизации го­сударственных и муниципальных земель; 2) наследовании; 3) дарении; 4) купле-продаже; 5) обмене или сделках с землей; 6) в результате внесения в качестве взноса в уставной (паевой) капитал юридического лица.

   Впервые 2 октября 2000 г. в Москве на первом земельном аукционе в частную собственность был продан земель­ный участок 0,73 га, за который фирма заплатила 310 709 дол. (910 тыс. руб. – за 1 сотку  4200 $).

   В законодательстве предусмотрены три различные процедуры при­ватизации земель:

приватизация земель, предоставленных для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства при реорганизации колхозов и совхозов;

приватизация земель, предоставленных в пользование гражданам для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства;

приватизация земель при приватизации государственных и му­ниципальных предприятий.

   Помимо земельных участков, в собственности граждан и юридиче­ских лиц могут находиться обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Предельные размеры обособленных водных объек­тов определяются законодательством РФ.

   Древесно-кустарниковая растительность, расположенная на земель­ном участке, находящемся в собственности гражданина или юридиче­ского лица, принадлежит ему на праве собственности, если иное не установлено федеральным законом. Владение, пользование и распоря­жение этой растительностью осуществляется собственником в соот­ветствии с требованиями лесного законодательства.

   Земля гражданам в частную собственность может быть предостав­лена как бесплатно, так и за плату.

Собственность юридических лиц на земельные участки, наряду с соб­ственностью граждан, относится к частной форме собственности. На­личие у юридического лица обособленного имущества является одним из непременных его признаков. Допустимо иметь имущество не толь­ко на праве собственности, но и в хозяйственном ведении или опера­тивном управлении (ст. 48 ГК РФ и ст. 15 ЗК РФ).

   Круг юридических лиц, названных в ст. 213 ГК РФ субъектами права собственности, довольно широк: это хозяйственные общества и товарищества, производственные и потребительские кооперативы, об­щественные и религиозные организации (объединения), ассоциации и союзы и др.

   Земельные участки, используемые предприятиями и общественными организациями, благотворительными и общественными фондами, религи­озными организациями, функционируют на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, предоставленного им учредителями.

   Земельные участки сельскохозяйственным предприятиям (хозяй­ственным товариществам и обществам, производственным кооперати­вам) могут предоставляться (передаваться) в собственность как юри­дическому лицу в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду в со­ответствии с законами субъектов РФ.

   Иностранные юридические лица, международные организации с уча­стием иностранных и российских юридических лиц, иностран­ные государства могут иметь земельные участки только на правах аренды.

   Законодательством установлено, что земельные участки могут при­надлежать юридическим лицам на праве долевой собственности с оп­ределением для каждого из них конкретной земельной доли без выде­ла ее в натуре.

   Передача земельных участков в собственность юридическим лицам производится в пределах норм, установленных субъектами РФ, а сверх норм выкупается по договорной цене.

   При приватизации предприятий и других объектов, расположенных в городах, земельные участки собственнику недвижимости предостав­ляются в долгосрочную аренду.

Право общей собственности на землю

Общая собственность на землю является одним из видов частной собствен­ности. Для общей собственности характерна множественность субъек­тов права собственности, которые именуются участниками общей соб­ственности. Общая собственность возникает, прежде всего, на имуще­ство, которое не может быть разделено без изменения его назначения. Недопустимость раздела вещи может быть установлена непосредствен­но законом. Делимое имущество поступает в общую собственность. Общая собственность на имущество является долевой, за исключени­ем случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество. Так, собственность членов кресть­янского (фермерского) хозяйства на землю и средства производства является совместной. Члены крестьянского хозяйства своим соглаше­нием могут перейти на режим общей долевой собственности лишь тогда, когда это допустимо законом (п. 5 ст. 244 ГК РФ).

   В общую совместную собственность могут быть переданы земли колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных и иных хозяйственных обществ и товариществ, в том числе созданных на базе государственных обществ и товариществ, сельскохозяйственных предприятий, а также земли общего пользова­ния садоводческих товариществ, животноводческих, жилищных, дачных и гаражных кооперативов.

   В отличие от долевой собственности, где замена выдела доли в натуре (на местности) денежной компенсацией без согласия выделя­ющегося собственника имеет место лишь как исключение, член кресть­янского хозяйства может при выходе из него получить только денеж­ную компенсацию стоимости части земельного участка и средств производства (ст. 258 ГК РФ).

   Итак, земельный участок может находиться в общем владении с определением доли каждого из владельцев (долевое владение) или без определения долей (совместное владение). Если размер долевой собственности на земельный участок не мо­25жет быть определен на основании закона и не установлен соглашени­ем всех ее участников, земельные доли являются равными.

   При продаже земельной доли в праве общей собственности на зе­мельный участок постороннему лицу остальные участники долевой собственности имеют преимущественное право покупки продаваемой земельной доли по цене, за которую она продается, и на прочих рав­ных условиях, кроме случаев продажи с аукциона. Раздел земельного участка, находящегося в общей совместной собственности, и выдел из него земельной доли может быть осуществлен при условии предвари­тельного определения земельной доли каждого из участников этой собственности.

   В сельскохозяйственных организациях, которые являются собствен­никами земли, происходит своеобразное двойное действие правомочий земельного собственника:

граждане — собственники своей доли, участвуя в хозяйствен­ной деятельности предприятия, осуществляют правомочия по владению, пользованию и распоряжению своей земельной долей, повышая пло­дородие почв, выращивая сельскохозяйственные культуры, увеличивая поголовье скота и т.п.;

предприятие осуществляет эксплуатацию земельных массивов, исходя из коллективных, а не индивидуальных интересов. Например, не каждому из работников хотелось бы использовать участок (свою долю) под пашню как интенсивную форму хозяйственной эксплуата­ции земли, но в интересах ведения целостного хозяйства это необхо­димо.

Право государственной собственности на землю

Это право собственности Российской Федерации и ее субъектов на землю. К государственной собственности относятся земли, не находящиеся в частной собственности граждан и юридических лиц, а также в муни­ципальной собственности (ст. 214 ГК РФ). Земли и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собствен­ностью (ч. 2 ст. 214 ГК РФ). От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции (ч. 1 ст. 125 ГК РФ).

   Государственная собственность состоит из земель, находящихся в собственности Российской Федерации (федеральная собственность) (ст. 16 ЗК РФ), и земель, находящихся в собственности субъектов РФ.  

   Определены следующие уровни

государственной

собственности на землю.

   1.Федеральнаясобственность (федеральные земли). К ним от­носятся, прежде всего, земли, занятые объектами, отнесенными исклю­чительно к федеральной собственности, а также иные земли, необхо­димые для осуществления задач федерального значения (ст. 17 ЗК РФ).

   В состав федеральных земель входят:

земельные участки для обеспечения нужд обороны и безопасно­сти страны, охраны государственных границ РФ;

земельные участки, занятые федеральными энергетическими и космическими системами, объектами ядерной энергетики, оборонной промышленности, связи, метеорологической службы, добывающей про­мышленности, Топливно-энергетического комплекса, железнодорожного, воздушного, трубопроводного, речного, морского транспорта федерально­го значения, федеральных автомобильных дорог, объектами федеральных органов власти, земли закрытых административно-территориальных об­разований, земли лесного и водного фондов федерального значения, зем­ли федерального фонда резервных месторождений и других объектов недр, земли запаса федерального значения;

земельные участки федеральных государственных природных заповедников, национальных природных парков, государственных при­родных заказников, памятников природы, объектов историко-культур­ного наследия общероссийского и всемирного значения, курортных и лечебно-оздоровительных зон, других особо охраняемых природных территорий федерального значения, включая прибрежные зоны морей и океанов;

земельные участки Российской академии наук, отраслевых ака­демий наук федерального значения, научно-исследовательских учреж­дений, высших учебных заведений федерального значения, федераль­ных опытно-производственных хозяйств, сельскохозяйственных науч­но-исследовательских учреждений, федеральных государственных учебно-опытных и учебно-производственных хозяйств, государственных конных заводов, племенных, элитно-семеноводческих хозяйств, государ­ственных мелиоративных систем, конкретный перечень которых ут­верждает Правительство РФ;

иные земельные участки, предусмотренные федеральными зако­нами и договорами о разграничении предметов ведения и полномо­чий между федеральными органами РФ и органами государственной власти субъектов РФ. В соответствии с Конституцией РФ общеприз­нанными принятыми нормами права, международными договорами за Российской Федерацией признаются суверенные права и юрисдикция на ее континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

   Земли, находящиеся в государственной собственности, могут пере­даваться гражданам и юридическим лицам для застройки, сельскохозяй­ственного производства и иных целей. В государственную собствен­ность могут приобретаться земельные участки путем выкупа у част­ных лиц, на основании дарения и в результате прекращения права муниципальной или частной собственности, по другим основаниям, установленным ЗК РФ и другими законами.

2. Собственность субъектов РФ. К ней относятся земли в пре­делах их административно-территориальных границ, за исключением федеральных, муниципальных и частных земель (ст. 18 ЗК РФ).

   Специфика права государственной собственности на землю заклю­чается в следующем.

  — Данный вид права собственности характеризуется высоким уров­нем субъектов собственности.

  — Государственные земли используются только в соответствии со своим целевым назначением.

  — Основания возникновения права государственной собственности на землю имеют свои особенности.

  — Правомочия собственности на землю совпадают у государства с правомочиями регулирования землепользования всего земельного фон­да, а также с осуществлением контрольных функций за использовани­ем земель иными собственниками.

  Обобщая характеристику государственной собственности на землю, можно сделать следующие выводы:

   а) чем выше уровень государственной собственности на землю, тем шире диапазон использования земли по целевому назначению;

   б) в одной и той же административно-территориальной единице (например, район, город) находятся земельные участки, состоящие в различных формах собственности и имеющие различный правовой режим.

   3. Право муниципальной собственности на землю. Муниципаль­ная собственность на землю — это собственность городских, сель­ских и иных населенных пунктов, других муниципальных образова­ний (ст. 19 3K РФ).

   К этому виду собственности могут относиться земли, занятые объек­тами муниципальной собственности, а также земли, необходимые для непосредственного осуществления коммунального обслуживания на­селения, находящегося на соответствующей территории района, горо­да, и др.

   Указанные земли проходят государственную регистрацию в Госу­дарственном реестре в соответствии с постановлением Правительства РФ от 18.02.1998 №219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в ред. от 03.10.2002).

   В соответствии со ст. 130 Конституции РФ местное самоуправ­ление осуществляет владение, пользование и распоряжение муници­пальной собственностью, к которой относится все то, что не являет­ся федеральной собственностью субъектов РФ и частной собствен­ностью.

   Распоряжениями Правительства РФ из федеральной собственно­сти в муниципальную собственность ряда субъектов РФ передают­ся объекты социально-культурного и коммунально-бытового назна­чения.

   В муниципальной собственности находятся земли в пределах чер­ты городов, поселков и сельских поселений, а также земельные участ­ки за их чертой, переданные в ведение органов местного самоуправ­ления. В муниципальную собственность городов и других поселений, а также районов (кроме районов в городах) для обеспечения их раз­вития могут дополнительно передаваться земли, находящиеся в госу­дарственной собственности. В муниципальную собственность могут приобретаться земли органами местного самоуправления у собствен­ников земельных участков путем их выкупа либо на основе дарения, отказов от земельных участков и на иных законных основаниях.

   Основное целевое назначение земель, находящихся в муниципаль­ной собственности, — служить удовлетворению коммунальных потреб­ностей местного населения (обслуживание нужд жилого фонда и коммунального хозяйства, объектов инженерной инфраструктуры, внеш­него благоустройства и т.п.). В силу этого муниципальная земельная собственность имеет более узкое назначение по сравнению с государ­ственной собственностью.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, подведем итоги проделанной работы.

Право собственности имеет многозначное толкование и мо­жет пониматься как институт земельного права; как правоотно­шение; как правомочие собственника и как юридический факт, име­ющий правообразующее, правоизменяющее и правопрекращающее значение.

   В понятие «права собственности на землю» можно включить:

институт российского земельного права, нормы которого со­держатся в Конституции РФ (ст. 8, 9, 36 и др.), ГК РФ, ЗК РФ, в законах и подзаконных актах. Для института права собственности на землю характерно сочета­ние двух признаков: экономического и экологического, которые нахо­дятся в тесном взаимодействии;

земельное правоотношение, в котором выступают как субъек­ты права собственности, так и иные лица, являющиеся носителями земельных прав и обязанностей;

субъективные правомочия собственников земли (право на совершение определенных действий и на бездей­ствие, на требование к другим лицам и на защиту,  на  взыскание убытков);

юридический факт, порождающий определенные правоотноше­ния как для собственников, так и для иных лиц.

В соответствии с п. 2 ст. 9 Конституции РФ и ст. 209—217 ГК РФ в России устанавливаются частная собственность на землю граждан и юридических лиц, государственная (федеральная и субъектов РФ), му­ниципальная и иные формы собственности. Граждане могут иметь зе­мельные участки на праве не только индивидуальной, но и общей доле­вой (с определенной долей каждого собственника) и общей совместной (без определения долей каждого) собственности.

   Право собственности на землю реализуется через формы и виды собственности на земельные участки, составляющие земельный фонд России.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая (по состоянию на 10 сентября 2008 г.).

Грось Л.А. О сопоставлении понятий «гражданское законодательство», «гражданское право» и «земельное законодательство» и вещных правах на земельные участки. «Журнал российского права», 2002, N 9.

Грудцына Л.Ю. Развитие права собственности на землю в российском законодательстве // Законодательство и экономика. 2001, № 11.

Ерофеев Б.В. Земельное право России: Учебник. 8-е изд., перераб. – М.: Юрайт-Издат, 2004.

Земельное право современной России: Учебное пособие. Крассов О.И. М.; Дело, 2003.

Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.

Право собственности и иные вещные права на землю: Вводный комментарий к главе 17 Гражданского кодекса Российской Федерации / Крашенинников П.В. М.; Статут, 2002.

Право собственности: пределы и ограничения / Камышанский В.П., Филиппов П.М… М.; Закон и право, ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

Прохорова Н.А. Содержание права собственности на землю по Земельному кодексу РФ // Журнал российского права. 2003, № 8 .

Соколов А.В. Право частной собственности на землю в условиях реформирования земельных отношений в Российской Федерации // Иваново-Вознесенский юридический вестник. Иваново, 2002. Правовое регулирование оборота земель. № 6

Станкевич Т.Б. Ограничение права собственности на землю: история и современность // Вестник института права СГЭА: Актуальные проблемы правоведения: Научно-теоретический журнал. Самара; Изд-во СГЭА, 2002 № 2.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.