Гребенщиковская моленная староверов
Артур Рейльян
Кто-то
в своё время суть реформ Никона не понял, другие - поняли и потому не приняли,
но ясно, что не один раскольник подался туда, где за веру не приходилось
мучаться. И ближайшим подобным местом была территория Латвии, в XVII веке ещё
местами шведская, местами - польская; обе остро нуждались в свежей рабочей
силе. Полський король Ян Собесский даже издал указ . Лишь православные цари да советские
атеисты со временем вновь их пытались здесь потеснить, но ведь живут
раскольники и здравствуют поныне.
Во
многих городах и сёлах старообрядцы возвели свои храмы, только в Риге ещё долго
молились в самых разных зданиях, притом отнюдь бедностью не отличаясь. Первая,
деревянная, моленная в городе в честь Успения Богородицы появилась лишь около
1760 года. Построил её на своей земле в Московском форштадте купец Большой
гильдии (кстати, просто-таки исключительно немецкой организации) С. Дьяконов;
да и наставник Фёдор Саманский был личностью уважаемой в наших краях. А в 1796
году в обход всех законов поставили новое здание. Строили его не по документам,
а с устного дозволения генерал-губернатора; не деревянное, как положено было в
форштадтах, а каменное - видно, была у раскольников своя в местной
власти. Потом при нём же обосновались и школа, и больница, и богадельня, и
мужской монастырь, и библиотека с ценными старинными книгами.
Да
и другие моленные, одну в Московском форштадте, другую - в Петербургском,
освятили в то же время. Но те не выстояли долго, да и не были ничем особо
замечательны.
Во
время нелепого пожара летом 1812 года обращаться к властителям было некогда,
оттого все три храма пропали в беспристрастном пламени. Зажиточные староверы
быстро нашли средства и два года спустя отстроили
молельню получше старой. В 1823 году случилось пожертвование, повлиявшее на
само название общины и храма: его совершил митавский купец Алексей Петрович
Гребенщиков. В общем, жизнь у общины была небедной: , - подметил писатель
Николай Лесков, изучавший состояние староверов по государственному поручению. В
1886 году произошла реконструкция, так здание стало четырёхэтажным и
обогатилось корпусом для призрения двух сотен женщин.
Как-то
раз власть решила староверов заставить поделиться своими богатствами, а
книги - отправить старому храму вдогонку. Только
приступили к реализации этого плана, как вся община собралась с подручными
орудиями и отстояла имущество. Так она получила право строить колокольню с
золочёным куполом - когда с православного Христорождественского собора Советы
сняли позолоту, он остался единственным в городе. Чертил его городской
архитектор Рейнгольд Шмеллинг в 1905 году, следуя канонам югендстиля.
Сегодня
моленная - шутка ли, вмещать пять тысяч человек! - и община Гребенщикова
считаются крупнейшими на свете среди древлеправославных поморских.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.baznica.info