Реферат по предмету "Экономика"


Инновационная деятельность в рыночной экономике

ФЕДЕРАЛЬНОЕАГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГОПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«УФИМСКАЯГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА» (УГАЭС)
Кафедра «Экономическаятеория и мировая экономика»
КУРСОВАЯРАБОТА
По дисциплине:Экономическая теория
По теме: №120
Инновационнаядеятельность в рыночной экономике
Выполнила студентка
группы ФД-11
Ганиева Р.Р.
Уфа — 2009

Содержание
Введение
Глава 1.Инновации в рыночнойэкономике
1.1 Удовлетворение потребностей — основаразвития общества
1.2 Термины и определения
1.3 Цели, виды инноваций и ихклассификация
Глава 2. Особенности развитияинновационного процесса в рыночной экономике
Заключение
Список литературы

Введение
Основу эффективности национальнойэкономики современной России составляет наряду с природными и трудовымиресурсами и научно-технический потенциал страны. Переход экономики в новоекачественное состояние увеличил значимость инновационной деятельности, развитиянаукоемких производств, что, в конечном счете, является важнейшим факторомвыхода из экономического кризиса и обеспечения условий для экономическогороста.
Содержание инновационнойдеятельности в экономической сфере является создание и распространение новшествв материальном производстве. Она представляет собой звено между научной ипроизводственной сферой, в результате взаимосвязи которых, реализуютсятехнико-экономические потребности общества.
Развитие экономики взначительной степени зависит от состояния и темпов развития роста ее базовой отрасли– промышленности, существенного увеличения доли конкурентоспособной инновационнойпродукции в ВВП. В условиях наступающей макроэкономической стабилизации развитиепромышленных предприятий приобретает преимущественно инновационный характер иопределяется стратегическими целями. Инновационный тип развития экономикипредполагает многообразие и постоянное обновление форм деятельности в соответствиисо сдвигами в технологическом базисе, ценностных установках, стереотипахпроизводственного и потребительского поведения членов общества и хозяйствующихсубъектов. Процесс обновления технологий, как в сфере производства, так и всфере управления по своей сути интегрирует все ресурсы – человеческие,интеллектуальные и материальные. Эффективность этого процесса зависит от усилий,способствующих формированию эффективных экономических комбинаций этих ресурсов.Особую роль в этом процессе играют производственные предприятия, являющиеся основнымзвеном экономического развития и определяющие динамику экономического роста, уровеньконкурентоспособности государства, степень обеспечения национальной безопасностии равноправной интеграции РФ в мировую экономику. Фактически они выступают, такимобразом, основным средством достижения общественных целей. Переход к экономике новоготипа, обеспечение качественного роста предприятий невозможно без кардинального измененияусловий инновационного развития. В этой связи очевидна необходимость целостногоподхода к формированию механизма инновационного развития промышленного производства,позволяющего определять и управлять перспективными изменениями в экономике, обеспечиватьее устойчивое функционирование, внедрение и эффективное использованиесовременных технологий, и укрепление имиджа предприятия в системе экономическихотношений.
Заметный вклад висследование проблем инноваций сделали российские ученые: И.Т. Балабанов, А. С.Булатов, В.Н. Гунин, П.Н. Завлин, СВ. Ильдеменов, А.К. Казанцев, Г.Д. Ковалев,Д.И. Кокурин, В.Г. Медынский, Л.Э. Миндели, Ю.П.

Глава 1.Инновации врыночной экономике
1.1 Удовлетворениепотребностей— основа общества
1.1.1 Потребностичеловека
Человечество в своемразвитии прошло три эпохи — дикость, варварство и цивилизацию, каждая изкоторых включала три ступени: низшую, среднюю и высшую. Основой развитияобщества является заложенная в каждом человеке необходимость удовлетворенияпотребностей. В структуре материальной и духовной деятельности активногочеловека— социального субъекта выделяются:
·    потребности(мотивы), побуждающие к деятельности;
·    цели ирезультаты, на достижение которых деятельность направлена;
·    средства, спомощью которых деятельность осуществляется.
Потребности, мотивы ижелания человека как социального субъекта могут вступать в противоречие с еговозможностями и реалиями внешней среды. Это противоречие разрешается в процессетрудовой деятельности человека. Трудовая деятельность может быть инновационной,приводящей к созданию нового продукта (результата) либо применяющей длядостижения цели новые средства, или репродуктивной (рутинной), постоянновоспроизводящей прежние трудовые процессы. Различные виды потребностейсуществуют не только у отдельного человека, но и у коллективов людей, в томчисле предприятий и общества в целом.
1.1.2 Потребности коллективовлюдей и организаций
Любой человек не можетбыть свободен от общества, в котором он находится. Свои действия и потребностион должен согласовывать с окружением. Продукты и товары кто-то должен создать.Услуги кто-то должен обеспечить. Все возрастающие потребности приводят к тому,что кот-то должен выпускать товары с новыми или принципиально новымисвойствами. Организовать новое производство в рыночной экономике в одиночку вусловиях жесткой конкуренции крайне сложно. Для создания абсолютногобольшинства новых товаров и услуг требуется коллективный труд. Решение проблемыбыло найдено еще в древности— создание организаций (предприятий).
Организация—это группалюдей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общейцели или целей. Существуют формальные и неформальные организации. Формальнаяорганизация—это организация, юридически оформленная. Неформальные организации игруппы возникают спонтанно, однако они также имеют цели, для достижения которыхони создаются.
Реально мы редко имеемдело с организацией, имеющей только одну цель. Чаще организации имеют наборвзаимосвязанных целей. Все сложные организации являются не только группами,целенаправленными в своей деятельности и имеющими определенный наборвзаимосвязанных целей, они также имеют общие характеристики. Во-первых, наоснове информации (знаний) организации преобразуют ресурсы в продукты илиуслуги, которые удовлетворяют чьи-либо потребности. Во-вторых, они имеютразделение труда и систему управления. В-третьих, они представляют собойсовокупность групп людей, имеющих разные ожидания и потребности.
Главное в работеорганизаций — деятельность, направленная на успех. Организация считаетсядобившейся успеха, если она достигла своей цели. Составляющие успехаорганизации — выживание и эффективность. Рекорд выживания в настоящее времяпринадлежит Римско-католической церкви, непрерывно действующей на протяженииболее 2000 лет. Чтобы быть успешной в течение длительного времени, чтобы выжитьи достичь своих целей, организация должна быть эффективной. Эффективность, количественноизмеряется целым рядом показателей и главный из них—прибыльность, т.е.превышение доходов над расходами. В рыночной экономике главная задача любогопредприятия — удовлетворение запросов потребителей. В эпоху научно-техническогопрогресса удовлетворить запросы потребителя можно, лишь предлагая все новые иновые товары и услуги по приемлемой для потребителя цене.
Необходимость нового(новшества, инновации) изначально оформляется в сознании как проблема,связанная с наличием противоречия между действительностью и ее возможнымсостоянием. Можно выделить две основные причины появления инноваций:1) всевозрастающие, меняющиеся потребности человека заставляют его искать новыеспособы и формы их удовлетворения, совершенствовать старые (внутренняя объективнаяпричина); 2) постоянно меняются среда обитания и условия человеческойжизнедеятельности, вызывая необходимость адаптации к этим изменениям (внешняяобъективная причина). В итоге для того чтобы занять достойное место в жизни,человек должен постоянно искать что-то новое, не стоять на месте, использоватьновшества, созданные другими. Тот, кто не подчиняется этому правилу, обречен напоражение.
1.2 Термины и определения
В настоящее времясуществует большой разброс в трактовке понятий «новшество», «новация»,«нововведение» и «инновация». Часто эти слова заменяют русскими словами «новое»или «новинка». Отметим, что они применяются, как правило, в двух случаях: дляобозначения того, чего ранее не было, или того, что ранее было, но имееткачественно новые отличительные признаки. В профессиональной среде используютсявсе указанные выше термины. Приведем их определения.
Новшество—это оформленныйрезультат фундаментальных, прикладных исследований разработок илиэкспериментальных работ в какой-либо сфере деятельности по повышению ееэффективности. Новшества могут оформляться в виде открытий, изобретений,патентов, товарных знаков, рационализаторских предложений, документации нановый или усовершенствованный продукт (технологию, управленческий илипроизводственный процесс, организационную, производственную или другуюструктуру), ноу-хау, понятий, научных подходов или принципов, документов(стандарты, рекомендации, методики, инструкции и т.п.), результатовмаркетинговых исследований и т.д. Новация (лат. novation—изменение, обновление) представляетсобой какое-то новшество, которого не было ранее.
Российскими официальнымитерминами по инновации являются те, которые используются в Концепцииинновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 гг., одобреннойпостановлением Правительства РФ от 24 июля 1998 г. Такими терминами являются:
·   «инновация (нововведение)»--конечныйрезультат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового илиусовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового илиусовершенствованного технологического процесса, используемого в практическойдеятельности;
·   «инновационная деятельность» — процесс,направленный на реализацию результатов законченных научных исследований иразработок либо иных научно-технических достижений в новом илиусовершенствованном продукте, реализуемом на рынке, в новом илиусовершенствованном технологическом процессе, используемом в практическойдеятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования иразработки;
Инновационнаядеятельность охватывает весь инновационный процесс — начиная с появления идеи изаканчивая внедрением и диффузией продукта. Таким образом, инновационнаядеятельность—это вид деятельности, связанный с получением и трансформацией результатовнаучных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений вновый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке, в новый илиусовершенствованный технологический процесс, использованный в производстве сполучением соответствующего эффекта. При таком подходе инновацию можно назватьтакже инновационным продуктом или продуктом инновационной деятельности.
1.3 Цели, виды инновацийи их классификация
1.3.1 Цели инноваций
Как уже отмечалось,изначально появляется проблема, связанная с наличием противоречия междудействительностью и возможным состоянием. Формой разрешения этого противоречиявыступает инновация. Отсюда и философская цель любой инновации—разрешениепротиворечий между изменившимися потребностями и имеющимися возможностями. Реализацияинноваций должна быть эффективной в той степени, чтобы удовлетворить запросыпотребителя и обеспечить воспроизводство инноваций нового поколения. Поэтомувсе участники инновационного процесса, удовлетворяющие все новые и новыепотребности, должны от своей деятельности получать прибыль. Конкретная цельконкретной инновации определяется конкретной проблемой. Эта цель должна бытьодной из целей организации. Напомним, что главное в деятельности любойорганизации—деятельность, направленная на успех. Поэтому главная цельинновационной деятельности любой организации—обеспечение конкурентоспособностив условиях рынка.
1.3.2 Признаки инноваций
Основными признакамиинновации являются: 1) научно-техническая новизна, совокупность новых знаний;2) практическая реализуемость, т.е. воплощение новых знаний в новом продукте,технологии, социальной среде и пр.; 3) способность удовлетворить определенныезапросы потребителей, которая означает, что новшество «воспринято» рынком, т.е.реализуемо на рынке; 4) эффект (экономический, технический, социальный),необходимый для воспроизводства инновационного процесса. Это означает, что самапо себе новая идея, как бы досконально она ни была описана, формализована ипредставлена на схемах и чертежах,-- это еще не инновация, если эта идея невоплощена в используемых на практике продуктах, услугах и процессах. Толькореализованные в новой продукции или процессах новые идеи являются инновациями.Только воплощенная в реальных объектах или процессах новая идея может удовлетворитьпрактические потребности людей.
1.3.3 Функции инноваций
Анализ инновацийпоказывает, что они выполняют функции социально-экономического характера. Винновации как экономической категории отражается ее назначение в экономическойсистеме государства и ее роль в хозяйственном процессе. Инновация естьреализованный на рынке результат, полученный от вложения капитала в новыйпродукт или операцию (технологию, процесс). При реализации инновации,предложенной к продаже, происходит обмен «деньги--инновация». Денежныесредства, полученные предпринимателем (инвестором, продавцом) в результатетакого обмена, во-первых, покрывают расходы по созданию и продаже инноваций;во-вторых, приносят прибыль от реализации инноваций; в-третьих, выступаютстимулом к созданию новых инноваций; в-четвертых, являются источникомфинансирования нового инновационного процесса.
Таким образом, инновациякак экономическая категория выполняет следующие две основныефункции—воспроизводственную и стимулирующую. Воспроизводственная функция означает,что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенноговоспроизводства. Денежная выручка, полученная от продажи на рынке, создаетпредпринимательскую прибыль, которая выступает источником финансовых ресурсов иодновременно мерой эффективности инновационного процесса. Предпринимательскаяприбыль может направляться на расширение объема производственно-торговой,инвестиционной, инновационной и финансовой деятельности. Таким образом,получение прибыли от инновации и использование ее в качестве источникафинансовых ресурсов составляют содержание воспроизводственной функцииинновации. Стимулирующая функция также реализуется через получениепредпринимателем прибыли от реализации инноваций. Это служит стимулом дляпредпринимателя к новым инновациям, побуждает его постоянно изучать спрос,совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять болеесовременные приемы управления финансами. Отметим еще один аспект проблемы.Подчиняясь всеобщему закону минимизации энергии, человек всегда направляет своюдеятельность на сокращение затрат труда, экономию времени и получение другихэффектов. Поэтому можно рассматривать инновацию как социальную категорию.Первая функция инноваций как социальной категории состоит в том, что практическивсе изобретения направлены на уменьшение затрат энергии, живого труда, создаютвозможности вовлечения в производство новых производительных сил, повышаютэффективность труда и производства. Вторая функция инноваций—повышение качествапроизведенных продуктов, что ведет к росту уровня производства и потребления,способствует улучшению качества жизни. Третья функция инноваций состоит в том,что они, повышая качество продукции, снижая затраты и совершенствуяпотребление, способствуют поддержанию пропорций между спросом и предложением,между производством и потреблением. И наконец, в ходе разработки и в процессеиспользования инноваций идет процесс развития человека—реализация егоинтеллектуальных способностей, создание условий для дальнейшего творческогороста.

1.3.4 Виды инноваций
В литературе представленряд классификаций. Рассмотрим некоторые из них. Так, коллектив ученых подруководством С.Д.Ильенковой предлагает следующую классификацию инноваций:1) взависимости от технологических параметров (продуктовые и процессные); 2) поновизне (новые для отрасли в мире, новые для отрасли в стране и новые дляпредприятия); 3) по месту на предприятии (инновации на «входе», инновации на«выходе» и инновации системной структуры); 4) по глубине вносимых изменений(радикальные (базовые), улучшающие и модификационные); 5) по сфере деятельности(технологические, производственные, экономические, торговые, социальные и вобласти управления).
П.Н. Завлин предлагаетклассификацию инноваций по следующим признакам: 1)по области применения (управленческие,организационные, социальные и промышленные); 2) по этапам НТП (научные,технические, технологические, конструкторские, производственные иинформационные); 3) по степени интенсивности («бум», равномерные, слабые имассовые); 4) по темпам осуществления (быстрые, замедленные, нарастающие,равномерные и скачкообразные); 5) по масштабу (трансконтинентальные,транснациональные, региональные, крупные, средние и мелкие); 6) порезультативности (высокие, низкие и стабильные);7) по эффективности(экономические, социальные, экологические, и интегральные).
1.3.5 Классификацияинновационной деятельности
Выделим ряд моментов. Во—первых,инновация — это по существу нововведения, практическое использование которыхвызывает изменения в производстве. Во-вторых, экономическим критерием ихиспользования выступает рост прибыли, следовательно не всякое нововведение:является инновацией. В-третьих, нововведения («новая техника»; «новое сырье»,«новые виды товаров» и т.п.) представлены как нечто готовое, т.е. не ясно кем икак ни созданы. На наш, взгляд есть все основания утверждать, что приведеннаявыше трактовка дефиниции «инновация» — и по отдельности, и по вместе взятымпризнакам — объясняет лишь малую долю феномена инновационной деятельности. Внастоящее время значительно продвинулось вперед практическое осмыслениеинноваций, механизма управления инновационной деятельностью, выявление основныхсвойств инноваций и другое. Значительно расширились рамки трактовки и подходовк самому понятию инновации. Обобщая существующие подходы к определениюэкономического содержания инновационной деятельности выделим следующие:
1. Объектный. Инновациирассматриваются в качестве результата научно-технической деятельности: новаятехника, новая технология производства, новые продукты и т.п.
2. Процессный.Инновационная деятельность рассматривается как процесс создания, внедрения ираспространения различных нововведений и организационных форм; совершенствующихспособы и средства производственной деятельности.
3:. Объектно-утилитарный.Инновационная деятельность характеризуется двумя основными признаками: вкачестве объекта — новая потребительная стоимость, основанная на достиженияхнауки и техники, а в качестве утилитарного аспекта — способность удовлетворитьобщественные потребности с большим полезным эффектом:
4. Процессно-утилитарный.Инновационная деятельность представляется как комплексный процесс создания,распространения и использования нового практического средства с заранееустановленными параметрами (исходными техническими и экономическимихарактеристиками). Иллюстрацией такого подхода является приведенное в журнале«Инновации» определение инновационной деятельности, как «… процесса реализацииновой идеи в любой сфере жизни и деятельности человека, способствующий удовлетворениюсуществующей потребности на рынке и приносящий экономический эффект».
5. Процессно-финансовый.Инновационная деятельность рассматривается как процесс инвестирования вновации, вложение средств в разработку научно-исследовательских и опытно-конструкторскихработ (НИОКР), технологии, научные исследования и т.п.
Во всех приведенныхподходах содержание дефиниции «инновационная деятельность» трактуетсяприменительно к конкретной формальной ситуации. Однако, в этих подходах нераскрывается главная экономическая сущность инновации, т.е. нет четкихкритериев определения инновации с позиций экономических результатов. Вследствиеэтого любое новшество, в том числе неэффективное нововведение, можно принять заинновацию. Кроме того, в научной литературе различают инновации по степени ихвлияния на изменения в производстве, а именно: базисные, улучшающие ипсевдоинновации. К базисным инновациям относят крупные изобретения, которыестановятся основой формирования новых поколений: и направлений техники. Такие инновациинаправлены на освоение новых поколений машин и материалов и основаны напринципиально, новых технологиях либо на сочетании существующих технологий вновом их применении. Примером; базисных инноваций могут служить, например,замены индикаторов на основе светодиодов индикаторами на жидких кристаллах илипарового двигателя двигателем внутреннего сгорания. Улучшающие инновации — этообычно реализующие мелкие и средние изобретения. Они затрагивают, как правило,уже существующий продукт, качественные или стоимостные характеристики; которогобыли заметно улучшены за счет использования более эффективных компонентов иматериалов, частичного изменения одной или ряда технических подсистем (в случаесложного продукта). Эти инновации способствуют совершенствованию освоенныхпоколений техники (технологии), созданию новых моделей машин и разновидностейматериалов, улучшению параметров производимых товаров (услуг) и технологий ихпроизводства. Псевдоинновации (или рационализирующие инновации), направленныена частичное улучшение устаревших поколений техники и технологий и обычнотормозящие технический прогресс (они либо не дают эффекта для общества, либо приносятотрицательный эффект).
Итак, инновационнымиявляются следующие виды деятельности:
— проводка научных исследованийи разработок, направленных на создание объектов интеллектуальной собственности,научно-технической продукции;
— разработка, освоение,выпуск и распространения принципиально новых видов техники и технологии;
— разработка и внедренияновых ресурсосберегающих технологий, предназначенных для улучшения социальногои экологического положения;
— техническоеперевооружение, реконструкция, расширение, строительство новых предприятий,которые осуществляются впервые как промышленное освоение производства новойпродукции или внедрение новой технологии.
Инвестированиевоспроизведение основных фондов и прироста материально-производственных запасовосуществляется как капитальные вложения.
Рассмотрим источникифинансирования инновационной деятельности.
1. Собственные ресурсыили заемные в форме кредитов. Для финансирования закупок технологии предприятияиспользуют собственные ресурсы или заемные в форме кредитов. Необходимостьиметь средства для закупки технологии смягчается тем, что на начальном этапетребуется не вся сумма, а лишь стартовые капиталовложения, так как широкопрактикуется форма платежа за технологию после начала производства икоммерческой реализации продукции на рынке.
2. Теоретически возможноосвоить заимствованную технологию без денежных затрат на начальном этапе,расплатившись с продавцом на условиях роялти (ежегодных отчислений) послеосвоения производства продукции и получив необходимое технологическоеоборудование, оснастку и отдельные виды материалов, комплектующих изделий наусловиях лизинга, компенсационных или бартерных сделок. Однако на практике дляфинансирования требуются стартовые средства, составляющие 20-30 % общейстоимости технологии.
3. Услуги банков рисковыхкапиталов. Можно использовать и услуги банков рисковых капиталов. Такие банкисоздаются для коммерциализации инноваций и активно участвуют в процессе поискаи передачи технологий. В последнее время их сеть активно расширяется. Какправило, банки рискового капитала более охотно несут совокупный риск, поэтомудля привлечения их финансовых ресурсов необходимо использовать и собственныесредства, привлекать других партнеров.
4. Биржи технологий.Местом для поиска и нахождения источников финансирования могут служитьнациональные и международные биржи технологий. Различают постоянно действующиетехнологические биржи, как правило, использующие международные банки данных потехнологиям, а также биржи отраслевой направленности или посвященные пионернымнаправлениям развития науки и техники (биотехнология, мехатроника и так далее).
5. Совместныепредприятия. Для финансирования заинтересованными сторонами создаютсясовместные предприятия, в которых прямые инвестиции одного из учредителейиспользуются для коммерциализации технологических достижений другого.
Поэтому, инновационныйпроцесс может быть рассмотрен с различных позиций и с разной степеньюдетализации:
— как параллельно — последовательное осуществление научно — исследовательской, инновационной,производственной деятельности и маркетинга;
— в виде временных этаповжизненного цикла инновации от возникновения идеи до ее разработки ираспространения;
— как процессфинансирования и инвестирования разработки и распространения нового видапродукта или услуги. При этом он выступает в качестве инновационного проектакак частного случая широко распространенного в хозяйственной практикеинвестиционного проекта.
Инновационный процессосуществляется в четыре этапа.
На первом этапепроводятся фундаментальные исследования в академических институтах, высшихучебных заведениях и отраслевых специализированных институтах, лабораториях.Финансирование осуществляется в основном из государственного бюджета набезвозвратной основе. На втором этапе проводятся исследования прикладногохарактера. Они осуществляются во всех научных учреждениях и финансируются какза счет бюджета (в ходе государственных научных программ или на конкурснойоснове), так и за счет заказчиков. Поскольку результат прикладных исследованийдалеко не всегда предсказуем и сопряжен с большой долей неопределенности, мывидим, что на этом этапе и далее велика вероятность получения отрицательного(тупикового) результата. Именно со второго этапа возникает возможность потеривложенных средств, поэтому инвестиции в инновацию носят рисковый характер иназываются рискоинвестициями.
На третьем этапеосуществляются опытно-конструкторские и экспериментальные разработки. Онипроводятся как в специализированных лабораториях, КБ, опытных производствах,так и в научно-производственных подразделениях крупных промышленныхорганизаций. Источники финансирования те же, что и на втором этапе, а такжесобственные средства организаций. На четвертом этапе осуществляется процесскоммерциализации, начиная от запуска в производство и выхода на рынок и далеепо основным этапам жизненного цикла продукта.
Отметим, что инновационныйпроцесс не будет полностью завершенным, если он остановится на одной изпромежуточных стадий — зарождение (осознание потребности и возможностиинноваций); освоение, внедрение в производство, эксперимент; диффузия;рутинизация (реализация нововведений в стабильных условиях хозяйствования).Пример локально завершенного нововведения — его реализация в единичном(выставочном) экземпляре. Однако инновационный процесс не является завершенным,если приобретенное или разработанное новое оборудование (технология) неиспользуется в постоянном режиме, например, по причине неподготовленностиперсонала и так далее, то есть если не достигнута заключительная стадия —рутинизация. Основным фактором, влияющим на скорость и масштаб распространениянововведения, мы считаем потребность в нем, выступающую в видеплатежеспособного спроса.
Итак, в настоящее время вотечественной литературе инновационная деятельность рассматривается с позицийдвух концептуальных подходов. Первый — реанимация прежней системы, второй — базируетсяна преобладании рыночных отношений в процессе создания и продвижения товаров — ОИС (объектов интеллектуальной собственности) на рынок.
Содержание понятия«инновационная деятельность» в широком смысле при традиционном подходезавершается созданием и оформлением новшеств. Об охраноспособности полученныхрезультатов и необходимости их коммерческой реализации речь по существу неведется. Главным у сторонников этого подхода считается разработка, внедрение узаказчика, тиражирование и распространение инноваций. Рыночный подходотличается от традиционного тем, что: четко выделяются виды инновационногопродукта по стадиям готовности к использованию; прослеживается рыночныйхарактер этих продуктов как ОИС, то есть способность приносить доход,возможность реализации в виде прав, охраноспособность; научно обосновываетсяпонимание сущности ОИС как нового вида товара и нового вида коммерческойсделки. Таким образом, проведенные исследования в отношении определения исодержания инновационной деятельности приводят к следующим выводам:
— сложность имногоаспектность инновационной деятельности предприятий определяют еедостаточно широко, в теории инноватики пока не сложился единый методологическийподход к определению инноваций и их структурному построению;
— анализ различныхопределений инноваций приводит к выводу, что их специфическое содержаниесоставляют изменения, выступающие главной функцией инновационной деятельности;
— динамичность, сложностьи неопределенность внешней среды предприятий приводят к постоянному обновлениюсодержания и структуры инновационного процесса;
— в структуреинновационного цикла достаточно четко определяется перечень этапов безсоотнесения их к конкретным инновациям.
В заключение данной главыкурсовой работы отметим следующее.
Инновационнаядеятельность является одним из перспективных видов предпринимательскойдеятельности, поскольку она связана с высокими технологиями, способными даватьзначительный экономический эффект. Вместе с тем инновационная деятельность — это один из самых рисковых видов предпринимательства, поскольку онаосновывается на рисковых начинаниях. Данным обстоятельством и предопределяетсяроль государственного регулирования в названной сфере, главная цель которогодолжна состоять в том, чтобы заинтересовать субъектов предпринимательскойдеятельности в инновационных начинаниях, а также по возможности снизить факторрисков. Отсюда вытекает, что основными формами государственного регулированияинновационной деятельности должны быть экономические и правовые меры воздействия,а также государственная поддержка и защита ее субъектов.
Инновационнуюдеятельность не следует обязательно связывать преимущественно с малымпредпринимательством, как нередко делается сейчас, хотя зачастую именно малыйбизнес в большей мере ориентирован на оперативное использование нововведенийдля получения высокого коммерческого результата, тем более что инновационнаядеятельность — это такое использование нововведения, которое непосредственно кнему примыкает и следует за выявлением и получением (приобретением) новшества.

Глава 2.Особенностиразвития инновационного процесса в рыночной экономике
Изучение менеджмента,особенно инновационного, имеет первостепенное значение для подготовкиспециалистов в условиях развития рыночной экономики России. Концепция рыночногохозяйствования формируется с учетом множества инновационных трудностей, которыеявляются специфическими для современного состояния экономики нашей страны.
Инновационной фирме оченьсложно функционировать в обстановке неопределенности, намного труднее, чем вусловиях развитого рыночного хозяйства.
Для эффективногоиспользования потенциала инновационного менеджмента—науки о наиболеерациональной организации и управлении—необходимо активное участиенаучно-производственного коллектива предприятия. Управление деятельностью людейтребует от менеджера исключительно высокого профессионализма, широкого арсеналаиспользуемых им приемов, управленческих и предпринимательских методов. Свнедрением инновационного менеджмента как науки сейчас связываются огромныеэкономические достижения, революционные технические и технологическиеизменения, совершенно новые подходы к научно-производственному развитию,формирование творческой индивидуальности и многое другое.
Всё чаще использованиевозможностей современного инновационного менеджмента приносит фирме огромныйхозяйственный эффект при относительно минимальных затратах. Инновационныйменеджмент выступает в качестве важного фактора решения научно-производственныхи социальных проблем в трудовых коллективах и общества в целом. Поэтому интереск инновационному менеджменту в нашей стране очень высок. Но потенциал науки ивозможность его практической реализации это вещи разные. Хозяйственные условияв России сегодня настолько отличаются от условий государств развитогокапитализма. Поэтому использование потенциала инновационного менеджмента должномаксимально учитывать особенности, традиции и специфику всей страны в целом,каждого региона и отдельного трудового коллектива.
Условия развитияинновационного процесса формируются под воздействием двух основных сил:
-влияние рынка надеятельность разработчиков новой техники, на процедуру присвоения им частидополнительной прибыли от реализации новшества, на конкуренцию в областитехнологических разработок и на отбор наиболее интересных продуктов ипроцессов;
-государственноерегулирование инновационных процессов, связанных с высокими технологиями.Необходимо использовать такие методы, как: прямое ориентирование НИОКР,государственные и ведомственные стандарты, их внедрение и пр.
В настоящее времяразработана государственная программа, которая определяет цели и задачиразвития инновационной деятельности.
Рассмотрим три этапасоздания нормативных условий для развития инновационной деятельности.
1.Этот этапсопровождается структурными сдвигами, связанными со свертыванием экономическинеэффективных производств и перераспределением их ресурсов в новые, болееэффективные отрасли. Основной задачей государственного регулирования здесьявляется поддержка новых эффективных производств, стабилизация социальнойобстановки, сохранение основных систем жизнеобеспечения, создание новыхэффективных производств.
2.Основная цель данногоэтапа — это экономический подъем, возрастание темпов развития производстваРоссии, что возможно только на основе устойчивого роста экономики. Здесьнеобходимо реализовать политически эффективные инновационные проекты. Использованиетакой системы может дать 70—80% от общего вклада в конечные результаты.
3.На этом этапепроисходит разработка новых технических усовершенствований, рычагов и стимуловдля реализации инновационных проектов на основе экспертизы. Важными условиямиразвития инновационного производства являются использование и анализинновационных процессов в конкретных условиях.
В современном мире внастоящее время господствуют три тенденции, которые оказывают мощное влияние наразвитие инновационного процесса и тесно переплетаются между собой:
-развитие новыхтехнологий;
-глобализация предложенияи спроса;
-индивидуализация идинамизм поведения покупателей.
За последние 10—15 летпроизошло снижение удельного веса технических наук и возросла доля комплекса«наук о жизни» (биология, генетика, медицина, биохимия, биофизика), т.е. междисциплинарныхисследований, создавших принципиально новые области применения.
Особенность нового этапазаключается в том, что сейчас существует не один пучок технологий, как в 50-егг., а три:
-информационно-коммуникационный;
-биотехнологический;
-новые материалы.
Важнейшими структураминациональных систем развитых стран являются корпорации предпринимательскогосектора. Именно они, финансируя исследования и одновременно воплощая в реальныепродукты и технологии научные результаты и изобретения, берут на себяэкономическую ответственность за технический прогресс. На их долю в настоящее времяприходится большая часть финансирования науки.
В России утвержденперечень из 70 критических технологий. Правительственной комиссией понаучно-технической политике 21 июля 1996 г.были оценены из 800 ведущих российских технологий только 258 как детализирующие критические технологии.
За последние 15-20 летразвитые страны Запада в основном завершили технологическую революцию,связанную с интеллектуализацией производства, и приступили к созданию обществанового типа —информационного, или общества знаний.
Чтобы Россия смоглаускоренными темпами пройти этап постиндустриального общества, к 2010-2015 гг.необходимо определить основные приоритеты: 7-8 макротехнологий, по которым нашастрана в состоянии занимать лидирующие позиции или быть конкурентоспособной намировом рынке наукоемкой продукции. В числе возможных направлений могут бытьавиация, космос, биотехнология, судостроение, ядерная энергетика, специальныеотрасли химии, металлургия, машиностроение, коммуникация и связь, автостроение,микроэлектроника. Россия имеет сильные научные школы по большинству из этихнаправлений, а база знаний достигает 70-80% от уровня, который необходим дляуспешной конкуренции на мировом рынке.
В автостроении имикроэлектронике база знаний России не превышает 40-50% от необходимого уровня,но при реализации соответствующих целевых программ могут быть достигнутывысокие результаты.
Восполнение нехваткизнаний—это не самоцель. Мировые прогнозы на 2015 г. показывают, что только внешний рынок наукоемкой продукции достигнет уровня 6 трлн. $ в год изкоторых 2 трлн. $ будет приходиться на информационные услуги. Исходя изчисленности ученых, Россия может претендовать на сегмент 8-12%, или 500-600млрд. $ в год.
Для этого необходимоактивное разворачивание инновационной деятельности по всему спектрунаправлений, в том числе по системам менеджмента, инжиниринга, обеспечениякачества и сертификации телекоммуникации и т.д. Следует обеспечитьтехнологическую совместимость, а также состыковать подготовку кадров намеждународном уровне. Нужно технически перевооружить базовые 60-80 крупнейшихфирм, работающих в основных приоритетных направлениях.
Главное правилоинновационного процесса: «Развитие технологий—основная движущая сила экономическогороста». Поэтому инновационная деятельность сегодня должна учитывать следующее:
·   Новая технология приходит не одна, ав связке с другими;
·   Каждая связка состоит из целого рядавзаимодополняемых базовых технологий;
·   Каждая базовая технология являетсяядром ряда прикладных технологий;
·   Базовые технологии — основа новыхотраслей промышленности;
·   Прикладные технологии используютсядля модернизации отрасли и их использование обязательно для предпринимателя, впротивном случае — проигрыш.
Практический опытреструктуризации российских инновационных предприятий и организаций позволяетвыделить существенные особенности инновационного процесса на современном этапе:
Каждое внедрениеинновации имеет признаки уникальности;
Не существуетизолированных инноваций;
Одни инновации порождаютсерии последующих инноваций (экономические, технические, социальные,психологические инновации тесно связаны между с собой и взаимно продвигают другдруга);
Инновации являютсянеобходимым элементом самоорганизации и активного развития предприятий;
Любая инновация требуетповышенных усилий, большого напряжения, причем чем выше степень еерадикальности, тем большая подготовка требуется для ее реализации и вышезатраты материальных и интеллектуальных ресурсов;
инновации, имеющие спрос,осуществляются быстрее, чем вводимые административно;
для успешного продвиженияинновации необходимы новая идея, инициативный предприниматель и достаточныеинвестиции;
степень экономическогоэффекта от реализации инноваций адекватна степени риска (чем выше риски, темвыше потенциальные эффекты от распространения инновации);
чем выше порядокинновации, тем выше требования к управлению инновационными процессами;
для успешной реализацииинноваций необходимо достижение критической массы ее составляющих (людей-новаторовс чувством нового, предложений, идей, изобретений, ноу-хау для перехода к новымпоколениям технологий, продуктов, структур, форм хозяйствования);
успешнее внедряютсяинновации предприятиями-лидерами, организациями, ожидающими ухудшения ситуации,и предприятиями, находящимися в состоянии кризиса (которым «нечего терять»).
Следует отметить также,что инновационные активные предприятия не достигают результата в случае, еслине занимают лидирующего положения в увеличении удельного веса и принципиальноновой продукции в общем объеме отгруженной продукции.

Заключение
Делая вывод, нужнозаметить, что роль инноваций в современной экономике значительно возросла. Безприменения инноваций практически невозможно создать конкурентноспособнуюпродукцию, имеющую высокую степень наукоемкости и новизны. Таким образом, врыночной экономике инновации представляют собой эффективное средствоконкурентной борьбы, так как ведут к созданию новых потребностей, к снижениюсебестоимости продукции, к притоку инвестиций, к повышению рейтингапроизводителя новых продуктов, к открытию и захвату новых рынков, в том числе ивнешних. Инновационнаядеятельность является одним из перспективных видов предпринимательскойдеятельности, поскольку она связана с высокими технологиями, способными даватьзначительный экономический эффект. Вместе с тем инновационная деятельность — это один из самых рисковых видов предпринимательства, поскольку онаосновывается на рисковых начинаниях. Данным обстоятельством и предопределяетсяроль государственного регулирования в названной сфере, главная цель которогодолжна состоять в том, чтобы заинтересовать субъектов предпринимательскойдеятельности в инновационных начинаниях, а также по возможности снизить факторрисков. Отсюда вытекает, что основными формами государственного регулированияинновационной деятельности должны быть экономические и правовые мерывоздействия, а также государственная поддержка и защита ее субъектов.
Инновационнуюдеятельность не следует обязательно связывать преимущественно с малымпредпринимательством, как нередко делается сейчас, хотя зачастую именно малыйбизнес в большей мере ориентирован на оперативное использование нововведенийдля получения высокого коммерческого результата, тем более что инновационнаядеятельность — это такое использование нововведения, которое непосредственно кнему примыкает и следует за выявлением и получением (приобретением) новшества.

Список литературы
1.Попов В.Л. Управлениеинновационными проектами.- М.: ИНФРА- М, 2009;
2. Ермасов С.В. Финансовое стимулированиеинновационной деятельности. – СПЭА, 1997;
3. Ильенкова С.Д. Инновационныйменеджмент. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009;
4. Медынский В.Г. Инновационныйменеджмент.- М.: ИНФРА-М,2008;
5. Кокурин Д.И. Инновационнаядеятельность. – М.: Экзамен, 2001;
6. Лапшина О.В. Курс лекций подисциплине «Инновационный менеджмент» МГУИЭ. – М.: 2001;
7. Ратанин П.И. Инновационноепредпринимательство в переходный период России к рынку. – М.,1993;
8. Смирнов С. Поддержка российскогопредпринимательства// Вопросы Экономики. – М., 1999 — №2;
9.Оголева Л.Н., Радиковский В.М. идр. Инновационный менеджмент: Учебное пособие.- М.: ИНФРА-М, 2009;
10. Петров В.В. Инновационныйменеджмент.- М.: ИНФРА-М, 2008.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Міжнародний маркетинг як наслідок інтернаціоналізації маркетингової діяльності. Порівняльна характеристика стратегій виходу на зовнішній ринок
Реферат English Essay Research Paper She stood there
Реферат Информационная система менеджера по работе с клиентами
Реферат The Drug Commonly Known As Ecstasy Essay
Реферат Экологическое правоотношение и ответственность за нарушение лесного законодательства
Реферат Bigger And His Fear Flight And Fate
Реферат "И дай Вам Бог поболее встретить на пути вашей жизни Максимов Максимычей"
Реферат «Цветотерапия – как метод логопедической работы с младшими школьниками»
Реферат Особое решение дифференциальных уравнений первого порядка
Реферат Проблемы свободного сознания: искушение "арифметикой" (Ф.М. Достоевский. "Преступление и наказание")
Реферат Баланс предприятия основной источник информации на примере Республиканского Унитарного Днепро Березинского 2
Реферат Маржинальная торговля на рынке ценных бумаг
Реферат Бухгалтерский учет основных средств на предприятиях пищевой промышленности
Реферат Налог на добавленную стоимость - сущность, порядок отражения на счетах бухгалтерского учета
Реферат Алекс Баттан «Россия держится на двух китах: плохих дорогах и хороших дураках»