Реферат по предмету "Литература : зарубежная"


Пейзаж в "Записках охотника" И.С. Тургенева

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филологический факультет
Контрольнаяработа
натему:
«ПЕЙЗАЖ В „ЗАПИСКАХ ОХОТНИКА“ И.С.ТУРГЕНЕВА»
Выполнила: студентка2-го курса
Зюляева Е.А.
Нижний Новгород 2001 год

План
 
Введение
1. Традиции иноваторство пейзажа «Записок охотника» И.С.Тургенева
2. Палитра писателя
3. Некоторыеособенности пейзажа в рассказе «Бежин луг»
Заключение
Список использованной литературы
Введение
 
Произведения Тургенева середины 40-х годов соответствовали общемухудожественному уровню русской литературы того времени. Однако их содержание незатрагивало коренных вопросов русской жизни крепостной эпохи. В этом отношенииранние повести Тургенева уступали таким, например, произведениям, как «Деревня»Григоровича, «Бедные люди» Достоевского, роман Герцена «Кто виноват?» Тургеневне мог не оценивать свою деятельность писателя в свете той высокой общественнойроли, которую все более приобретала в условиях борьбы с крепостничествомрусская литература. Он заметил также, что и Белинский холоднее стал отзыватьсяо его новых произведениях. «Не предстояло никакой надобности продолжатьподобные упражнения, — и возымел твердое намерение вовсе оставить литературу»,- рассказывает Тургенев, вспоминая о мучившей его творческойнеудовлетворенности.[1] Случай помог ему открытьв своем таланте новые возможности. «Только вследствие просьб И.И.Панаева, неимевшего чем наполнить отдел смеси в 1-м нумере «Современника», я оставил емуочерк, озаглавленный «Хорь и Калиныч» (слова «Из записок охотника» былипридуманы и прибавлены тем же И.И.Панаевым с целью расположить читателя кснисхождению), — продолжает свой рассказ Тургенев. — Успех этого очерка побудилменя написать другие; и я возвратился к литературе»[2].
Это признание Тургенева некоторые исследователи оценивали как свидетельствотого, что «Записки охотника» представляли в его творчестве случайно возникшееявление. Однако сближение творчества Тургенева с реальной действительностью,его обращение к социальным вопросам являлось, как мы видели, ведущей тенденциейего развития как писателя. В середине 40-х годов Тургенев задумывал сериюочерков с натуры из городской действительности. Затем мысли его обратились кболее знакомой ему деревенской жизни. Очерк с натуры Тургеневу было нетруднонаписать, используя свои охотничьи встречи и наблюдения. Так возник очерк «Хорьи Калиныч» как первый яркий опыт Тургенева-прозаика в духе «натуральной школы».
Все же дело заключалосьне только в превосходном знании самого жизненного материала, что стало к томувремени необходимым условием творчества для всякого серьезного писателя.Обращение Тургенева к крестьянской теме естественно вытекало и из его антикрепостническихнастроений. Оно соответствовало и важной тенденции общего развития передовойрусской литературы, вполне определившейся к концу 40-х годов, — ее стремлению кхудожественному познанию народной жизни.
«О записках охотника» существует обширная литература. Но,несмотря на это, некоторые аспекты цикла остаются недостаточно изученными итребуют нового исследования. Среди них такой важнейший компонент, какособенности тургеневского пейзажа. В представленной работе рассматриваютсяследующие вопросы: традиции и новаторство пейзажа «Записок охотника»И.С.Тургенева; палитра писателя и некоторые особенности пейзажа в рассказе«Бежин луг».

1.Традиции и новаторство пейзажа «Записок охотника» И.С.Тургенева
 
В первых очерках ирассказах «Записок охотника» картины природы чаще всего являются или фономдействия, или средством создания местного колорита. При этом явления природыТургенев воспроизводит с чуть ли не научной точностью естествоиспытателя. Онмастерски использует даже различные оттенки, световые краски: и солнечныеблики, и вечерний сумрак, и ночные тени. Советский писатель И. А. Новиковудачно назвал это «тургеневской светотенью». Как художник-пейзажист Тургеневпрославился первыми же очерками своего охотничьего цикла. Он любит природу некак дилетант, а как артист, и потому никогда не старается изображать ее тольков поэтических ее видах, но берет ее, как она ему представляется. Его картинывсегда верны, вы всегда узнаете в них нашу родную, русскую природу.
Своеобразие изображенияприроды вытекало не только из любви к ней писателя, но и из его, так сказать,натурфилософии. «Человека не может не занимать природа, он связан с ней тысячьюнеразрывных нитей; он сын ее», — писал Тургенев. Ему принадлежит сложившаясяеще в период работы над «Записками охотника» целая философско-эстетическаятеория искусства пейзажной живописи, изложенная им в рецензии на «Запискиружейного охотника» С.Т.Аксакова. Характеризуя его искусство изображенияприроды, Тургенев пишет: «Он смотрит на природу (одушевленную и неодушевленную)не с какой-нибудь исключительной точки зрения, а так, как на нее смотретьдолжно: ясно, просто и с полным участием; он не мудрит, не хитрит, неподкладывает ей посторонних намерений и целей: он наблюдает умно, добросовестнои тонко; он только хочет узнать, увидеть. А перед таким взором природараскрывается и дает ему «заглянуть в себя». «То, что он видит, видит он ясно, итвердой рукой, сильной кистью пишет стройную и широкую картину. Мне кажется,что такого рода описания ближе к делу и вернее: в самой природе нет ничегоухищренного и мудреного, она никогда ничем не щеголяет, не кокетничает; в самыхсвоих прихотях она добродушна. Все поэты с истинными и сильными талантами нестановились в «позитуру» пред лицом природы; они не старались, как говорится,«подслушать, подсмотреть» ее тайны; великими и простыми словами передавали ониее простоту и величие: она не раздражала их, она их воспламеняла; но в этомпламени не было ничего болезненного. Вспомните описания Пушкина, Гоголя».Тургеневу не нравится ни риторическая, ни романтическая манера изображенияприроды.
Пейзажная живописьТургенева восхищала современников. «Одно, в чем он мастер такой, что рукиотнимаются после него касаться этого предмета, — это природа. Две-три черты, ипахнет», — поражался Толстой.[3]
Картины природы вбольшинстве рассказов Тургенева, — и эту черту он сохранит и дальше в своемтворчестве, — не безразличны по отношению к их жизненному содержанию. В«Малиновой воде» описание знойного, душного, давящего августовского дняпредваряет рассказ о безысходном горе мужика Власа. Пейзаж и событие создаютединое и целостное впечатление. В изображение самой природы Тургенев все чащепривносит элементы «одушевления»: «И украдкой, лукаво, начинал сеяться ишептать по лесу мельчайший дождь»[4]; «ключ этот бьет израсселины берега, превратившегося мало-помалу в небольшой глубокий овраг, и вдвадцати шагах оттуда с веселым и болтливым шумом впадает в реку»[5].
Описание, не теряя своейобъективной точности, не становится и чисто субъективным впечатлениемхудожника, что было так характерно для романтического пейзажа. В рассказах«Свидание», «Касьян с Красивой Мечи», «Бежин луг» природа становится как быучастницей радостных и горестных переживаний и раздумий человека. Лирическийпейзаж рассказа оттеняет трагическую судьбу Акулины. Конец ее безрадостнойлюбви наступает в момент осеннего увядания природы, но все кругом сохраняет ещесвою поэтическую прелесть. Когда же после свидания горько рыдает брошеннаядевушка, все вокруг как бы проникается ощущением тревоги; «Порывистый ветербыстро мчался мне навстречу через желтое, высохшее жнивье; торопливо вздымаясьперед ним, стремились мимо, через дорогу, вдоль опушки, маленькие покоробленныелистья...» Образ «покоробленных листьев» невольно ассоциируется с разрушеннымимечтами героини о счастье. Тургенев завершает сцену словами самого рассказчика:«Мне стало грустно; сквозь невеселую, хотя свежую улыбку увядающей природы,казалось, прокрадывался унылый страх недалекой зимы».[6]
Тургенев воспринимаетточность и верность Пушкина в описаниях явлений природы; он, как и Пушкин,отбирает самое существенное, характеризующее данное явление. Но по сравнению спушкинским тургеневский пейзаж более психологичен.
Многое видел и наблюдаллюбознательный и проницательный охотник, бродя с ружьем по лесам и полямсредней русской полосы. Но из богатого запаса своих охотничьих встреч инаблюдений Тургенев отбирает для художественного воплощения те, которые в своейсовокупности давали читателю широкое и целостное представление о народномхарактере, о крестьянской среде, о горестях и чаяниях народных. Это и создаетвнутреннее единство всего цикла «Записок охотника».
Оценивая «Мертвые души»,Белинский указывал, что пафос поэмы Гоголя состоит в изображении противоречияобщественных форм жизни русского народа, то есть крепостного строя, с егоглубоким «субстанциональным началом». Продолжая дело Гоголя, Тургенев такжепоказал уродливость крепостного порядка, порожденные им мертвые души, но онразвивает и пушкинское начало, которое Гоголю не удалось воплотить в конкретныхположительных типах русской жизни. Тургенев стремится к изображению живых силнации. И многое обнадеживающее он находит в народной среде. Прекрасен простойрусский народ, прекрасна русская природа, и только ужасное зло русской жизни — крепостное право, связывает силы нации, ее исторический прогресс — таковацентральная идея «Записок охотника».
В отдельном издании 1852года Тургенев завершает «Записки охотника» поэтическим очерком «Лес и степь»,проникнутым оптимистическим, жизнеутверждающим настроением, чувством восхищенияперед красотой родной земли. Картины бескрайней русской степи, далекораскинувшегося леса Тургенев также создает как выражение могучих непочатых силсвоей родины, русского народа, его богатырского прошлого. Рисуя одну из такихкартин в очерке «Стучит», Тургенев пишет: «… уж очень красивыми местами намприходилось ехать. То были раздольные, пространные, поемные, травянистые луга,со множеством небольших лужаек, озерец, ручейков, заводей, заросших по концамивняком и лозами, прямо русские, русским людом любимые места, подобные тем,куда езживали богатыри наших древних былин стрелять белых лебедей и серыхутиц».
Природа в очерке «Лес истепь» неразрывно слита с жизнью человека, рождая в нем не только чувствокрасоты, но и философские размышления о грандиозности мироздания.
Большинство рассказов«Записок охотника» Тургенев писал за границей, вдали от родины. И ему былидороги даже мелкие черточки и детали, переносившие его в родные места,воссоздававшие национальный колорит. Его рассказы проникнуты русским духом, вних «Русью пахнет».
2. Палитраписателя
 
Термин«палитра» классической филологией не применяется. Его сферой былаживопись. Употребление его в критике началось сравнительно недавно. Границыэтого термина, пожалуй, и до сих пор остаются недостаточно отчетливыми. Палитраписателя – это не тональность, не ритмо-интонационное богатство повествованияили его эмоционально-экспрессивный диапазон (хотя отдельные критики придаюттермину и такое истолкование): это в полном смысле подобие палитры живописца –цвета, краски, переливы света и тени, доступные писателю и с помощьюопределенного круга словесно-речевых средств воспроизводимые им в своемтворчестве.[7]
Анализ свидетельствует,что цветовое восприятие Тургенева отнюдь не страдало одностороннейизбирательностью: ему в равной степени были доступны все цвета спектра, и онидовольно равномерно представлены в его палитре (за исключением оранжевого,почти нигде не названного прямо и очень редко воспроизводимого косвенно).Краски и тени реальной действительности адекватно воссоздаются Тургеневым – сминимальной перегруппировкой, подчеркиванием или выпячиванием их.
Желтое в его палитре неуступает зеленому и превосходит синее. Это желтые, золотые, багряные листьяберез и осин («Свидание»), желтая, золотая, спелая рожь («Живыемощи»), желтые огурцы («Малиновая вода»).
С пейзажем коричневоепрактически не связано. Еще реже представлен в палитре Тургенева фиолетовыйцвет: бледно-лиловая дымка или лиловый туман («Бежин луг»). Самая значительнаядоля среди цветообозначении в прозе Тургенева приходится на две свето-теневыепары — белое со светлым и черное с тенью, темнотой или отсутствиемпрозрачности: в пейзаже они составляют более половины.
Следует подчеркнуть, чтоТургенев первым из русских писателей стал воспроизводить цвет в соотношении сосветом: его краски зависят от освещенности, от времени года, суток, отпогоды… Синее небо в его описании то густо-синее, темно-сапфировое – глухойночью («Бежин луг»), то золотистого оттенка или даже белесое, пыльное — в жару(«Касьян с Красивой Мечи», «Певцы»), зимой оно приобретает зеленый оттенок(«Лес и степь»). Красный свет зари непрерывно меняется — в зависимости от того,восходит ли солнце («Бежин луг») или надвигается ночь («Ермолай и мельничиха»).Красное кажется багряным, золотым, алым, малиновым или бурым. Зеленое предстаетв воспроизведении Тургенева изумрудным, густо-зеленым (до черноты) илибледно-капустным.
Соотношение цвета со светом придает палитре Тургенева особое качество:его краски обладают различной интенсивностью — от непрозрачных, густых, плотныхи как бы материальных до просвечивающих, сквозящих светом, прозрачных и дажекак бы растворенных в объемах воздуха, пространства. Свет и цвет,взаимососуществуя, сменяясь и переливаясь, в своем течении как бы опредмечиваютопределенные процессы: «бледно-серое небо светлело, холодело, синело» —наступает утро («Бежин луг»); «косые, румяные лучи били вскользь по бледнойтраве»—приближается зима, заморозки уже тронули землю, трава умирает(«Смерть»).
Игра света, цвета и тени поддерживается контрастным сочетанием красок:синее ночное небо — и золотые звезды; красноватый свет костра—и тьма, высовывающиесяиз тьмы головы белых лошадей, залетевший белый голубь («Бежин луг»); зеленыйлисток березы на голубом клочке неба («Касьян с Красивой Мечи»), светлое летнеенебо—и белые облака, края которых на солнце просвечивают розовым и золотым; ит. д.
НаблюдательностьТургенева столь велика, что ему оказываются доступными оттенки, которыеобнаруживаются только в сочетании цветов, света и тени. Это внимание художникак переходам света и тени, к сосуществованию света с цветом и взаимоотношениюразличных цветов обусловливает поразительное богатство оттенков в палитреТургенева, неизвестное до него русской литературе. Нельзя сказать, что он лишьследует общей моде на мягкие, сглаженные, пастельные тона: ему не чужды чистые,яркие, несмешиваемые цвета, но он, по-видимому, понимал, что такие беспримесныекраски не что иное, как абстракция цвета; полутона и непрестанные переходыцветов несомненно более достоверно воспроизводят окрашенность реального мира. Инадо признать, что на протяжении творческого пути Тургенева его палитранепрерывно обогащается именно полутонами, новыми оттенками цвета, для которыхне всегда находились соответствующие цвето-обозначения. Это творческоезатруднение Тургенев преодолевал особым способом: цветообозначение, цветоваяиллюзия создается с помощью цветоносителя.[8]
Так,в «Бурмистре» воссоздаются различные оттенки красного, как бы минуя их точноеопределение: петух с черной грудью и красным хвостом, медведь с красным языком.В очерках «Касьян с Красивой Мечи», «Лес и степь», «Смерть» воссоздаютсяоттенки зеленого, не имевшие тогда точных определений в русском языке: листьяеще зеленые, но уже мертвые; жидко-зеленые тени; стеклянно-ясные волны; листьясквозят изумрудами, сгущаются в золотистую, почти черную зелень; серо-зеленаялиства осин; кошка… с зелеными глазами; зеленая конопля; сверкающие,обагренные кусты-; зеленые обои с розовыми разводами; трава с красноватымстебельком; «зеленой чертой ложится след ваших ног по росистой, побелевшейтраве»; водянисто-зеленые луга; мелкий бархатный мох; зеленая, испещреннаятенями дорожка; зеленый цвет неба над красноватым лесом.
Но цвета, краски, их оттенки — не самоцель для художника: они настолькоорганично срастаются с деталями создаваемой им картины действительности,составляя ее плоть, выражая ее эстетическое существо, что их практически невозможноизымать; взятые вне контекста, изолированные от поддерживающих их косвенныхсредств цветообозначения, они немедленно тускнеют, мертвеют, лишаются тойособой «текучести», которая составляет одно из важнейших отличийпалитры Тургенева.
Изымание красок из текста, естественно, не происходит безболезненно.Подобная операция с «Лесом и степью» влечет перерождение поэтическогодинамичного пейзажного портрета России в отрывочные путевые зарисовки. Тургеневымбыло предусмотрено эстетическое содержание цветов и красок – палитрапоследовательно превращается им в одно средств выражения идейно-образногозамысла. Но Тургенева как художника отличает не только богатство доступных емуцветов и свето-теневых оттенков: его палитре свойственна особая гармония,выражающая, по-видимому, принципиально иное, нежели например, у Достоевского, мировосприятиес утверждением в мрачных свето-цветовых контрастов.
Цвета сочетаются такимобразом, чтобы вызвать эстетически облагороженное впечатление, в особенностикогда Тургенев изображает русскую природу. В свое время К. М. Григорьевзаметил: «Никто не сравнится с Тургеневым в умении владеть красками, вспособности наложить на изображаемый предмет именно тот оттенок, который характеризуетего в действительности»[9] .3. Некоторые особенности пейзажа в рассказе«Бежин луг»
Природа в «Бежине луге» дана в богатстве ее красок, звуков изапахов. Вот какое богатство цвета дает Тургенев в картине раннего утра: «Неуспел я отойти двух верст, как уже полились кругом меня… сперва алые, потомкрасные, золотые потоки молодого горячего света… Всюду лучистыми алмазамизарделись крупные капли росы...»
Вот какими звукамипронизана величавая тургеневская мочь: «Кругом не слышалось почти никакогошума… Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснет большаярыба, и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшейволной… Одни огоньки тихонько потрескивали». Или: «Вдруг, где-то в отдалении,раздался протяжный, звенящий, почти стенящий звук, один из тех непонятныхночных звуков, которые возникают иногда среди глубокой тишины, поднимаются,стоят в воздухе и медленно разносятся, наконец, как бы замирая. Прислушаешься —и как будто нет ничего, а звенит. Казалось, кто-то долго, долго прокричал подсамым небосклоном, кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким, острымхохотом. и слабый, шипящий свист промчался по реке».
А вот как весело и шумнопробуждается у Тургенева ясное летнее утро: «Все зашевелилось, проснулось,запело, зашумело, заговорило… мне навстречу, чистые и ясные, словно…обмытые утренней прохладой, принеслись звуки колокола».
Любит Тургенев говорить ио запахах изображаемой им природы. К запахам природы писатель вообще неравнодушен. Так, в своем очерке «Лес и степь» он говорит о теплом запахе ночи»,о том, что «воздух весь напоен свежей горечью полыни, медом гречихи и кашки».Так же, описывая летний день в «Бежином луге», он замечает:
«В сухом и чистом воздухепахнет полынью, сжатой рожью, гречихой; даже за час до ночи вы не чувствуетесырости».
Изображая ночь, писательговорит и о ее особом запахе:
«Темное, чистое неботоржественно и необъятно-высоко стояло над нами со всем своим таинственнымвеликолепием. Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный томительный исвежий запах—запах русской летней ночи».
Природа у Тургеневаизображается в движении: в сменах и переходах от утра к дню, ото дня к вечеру,от вечера к ночи, с постепенным изменением красок и звуков, запахов и ветров,неба и солнца. Изображая природу, Тургенев показывает постоянные проявления ееполнокровной жизни.Эпитеты в картине летнего дня при существительных при глаголах «ПРЕКРАСНЫЙ июльский день»; «небо ЯСНО»; «КРОТКИЙ румянец» (зари); «солнце СВЕТЛОЕ, ПРИВЕТНО ЛУЧЕЗАРНОЕ» «МОГУЧЕЕ светило» Солнце «МИРНО всплывает»; «СВЕЖО просияет»; «ВЕСЕЛО и ВЕЛИЧАВО поднимается»

В обрисовке ясноголетнего дня автор использовал по преимуществу эпитеты, так как преследовал цельотметить наиболее яркие признаки природы в один из летних дней, которые он наблюдал.
Как писатель-реалист, Тургенев изображает природу глубоко правдиво. Егоописание пейзажа психологически обосновано. Так, для описания ясного летнегодняТургенев предпочтительно пользуется зрительным эпитетом, потомучто автор ставит себе цель показать богатство красок озаренной солнцем природыи выразить свои самые сильные впечатления от нее. При изображении наступающейночи характер и значение изобразительных средств уже совершенно иные. Оно ипонятно. Здесь автор ставит цель показать не только картины ночи, но инарастание ночной таинственности и чувство возрастающей тревоги, котороевозникло в нем в связи с наступлением темноты и потерей дороги. Поэтомуотпадает надобность в ярком изобразительном эпитете. Вдумчивый художник,Тургенев пользуется в данном случае эмоциональным, выразительным эпитетом,хорошо передающим тревожные чувства рассказчика. Но и им он не ограничивается.Чувство страха, тревоги и беспокойства автору удается передать лишь сложнымкомплексом языковых средств: и эмоционально-выразительным эпитетом, исравнением, и метафорой, и олицетворением:
«Ночь приближалась иросла, как грозовая туча; казалось, вместе с вечерними парами отовсюдуподнималась и даже с вышины лилась темнота… с каждым мгновением надвигаясь,громадными клубами вздымался угрюмый мрак. Глухо отдавались мои шаги взастывающем воздухе… Я отчаянно устремился вперед… и очутился в неглубокой.кругом распаханной лощине. Странное чувство тотчас овладело мною. Лощина имелавид почти правильного котла с пологими боками; на дне ее торчало стоймянесколько больших белых камней,— казалось, они сползлись туда для тайногосовещания,— и до того в ней было немо и глухо, так плоско, так уныло висело наднею небо, что сердце у меня сжалось. Какой-то зверек слабо и жалобно пискнулмежду камней».
Писатель в данном случаене столько озабочен изобразить природу, сколько выразить свои беспокойныечувства, которые она у него вызывает.
 
Картина наступления ночи в изобразительных средствахязыкаСравнение . Метафора Олицетворение Эпитет «Ночь приближалась и росла, как грозовая туча»; «кусты словно вставали вдруг из земли перед самым моим носом»; «громадными клубами вздымался угрюмый мрак» «Отовсюду поднималась и даже с вышины лилась темно та»; «с каждым мгновением на двигаясь, громадными клубами вздымался угрюмый мрак»; «сердце у меня сжалось» «На дне ее (лощины) торчало стоймя несколько больших белых камней,— казалось, они сползлись туда для тайного совещания» «Ночная птица пугливо нырнула в сторону»; «вздымался угрюмый мрак»; «глухо от давались мои шаги»; «я отчаянно устремился вперед»; в лощине «было немо и глухо, так плоско, так уныло висело над нею небо»; «какой-то зверек слабо и жалобно пискнул»
Приведенных примеров вполне достаточно, чтобы окончательно убедитьучащихся в том, как вдумчиво отбирал Тургенев изобразительные средства языка.Следует при этом особо подчеркнуть, что картина надвигающейся ночи раскрываетсячерез восприятие обеспокоенного, встревоженного человека, который окончательноудостоверился в том, что он заблудился. Отсюда и помрачнение красок в описанииприроды: обеспокоенному воображению все представляется в мрачном свете. Таковапсихологическая подоснова картины ночи в ее первоначальной стадии.
Тревожный ночной пейзаж заменяется высокоторжественными и спокойно-величавымикартинами природы, когда автор вышел наконец на дорогу, увидел крестьянскихребятишек, сидевших у двух костров, и присел вместе с детьми у веселопотрескивавших огоньков. Успокоенный художник увидел во всем великолепии высокоезвездное небо и даже почувствовал особый приятный аромат русской летней ночи.

Летняя ночь у ТургеневаПризнаки ночи Картины ночи Впечатления мальчиков и автора
Зрительные образы
Тишина
Таинственные звуки
Запахи
«Темное, чистое небо торжественно и необъятно высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием»; «я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь»; «бесчисленные золотые звезды, казалось, тихо текли все, наперерыв мерцая, по на правлению Млечного Пути...»
«Кругом не слышалось почти никакого шума… Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснет большая рыба, и прибрежный тростник слабо зашумит, едва поколебленный набежавшей волной… Одни огоньки тихонько потрескивали»
«Вдруг, где-то в отдалении, раздался протяжный, звенящий, почти стенящий звук...»; «казалось… кто-то другой как будто отозвался ему в лесу тонким, острым хохотом, и слабый, шипящий свист промчался по реке»; «странный, резкий, болезненный крик раздался вдруг два раза сряду над рекой и спустя несколько мгновений повторился уже далее»
«Сладко стеснялась грудь, вдыхая тот особенный, томительный и свежий запах — запах русской летней ночи»; под утро «в воздухе уже не так сильно пахло, — в нем снова как будто разливалась сырость»
«Картина была чудесная!»
«Гляньте-ка, гляньте-ка, ребятки,— раздался вдруг детский голос Вани, — гляньте на божьи звездочки, — что пчелки роятся»
«Глаза всех мальчиков поднялись к небу и не скоро опустились»
«Мальчики переглянулись, вздрогнули»; «Костя вздрогнул. — Что это? — Это цапля кричит.—спокойно возразил Павел»

Полная загадочных звуков,ночная природа наводит на мальчиков чувство безотчетного страха и вместе с темусиливает обостренное, почти болезненное любопытство их к рассказам отаинственном и страшном.
Таким образом, природапоказана Тургеневым как сила, активно воздействующая и на автора, и на егогероев. И на читателя, добавим мы от себя.

Заключение
 
Тематика рассказов в «Записках охотника» связана с охотой лишьчисто внешним образом. В некоторых из них об охоте вообще ничего не говорится.В других – два-три слова, две-три фразы, употребленные автором как вступлениедля развития действия: «Я возвращался с охоты», «Мы отправилисьна тягу» и т.д. И только один очерк («Лес и степь») весь целикомпосвящен охоте.
Условность самогоназвания книги, отнюдь не охватывающего все многообразие и глубину еесодержания, становится еще более очевидной, когда сравниваешь «Запискиохотника» Тургенева с книгой его старшего современника – С.Т.Аксакова. [10]По случайному стечению обстоятельств обе они появились почти одновременно, ноони не исключали одна другую, не дополняли и не соперничали между собой.
Важным аспектом«Записок охотника» является пейзаж, описание природы. В решенииданной творческой задачи И.С.Тургенев выступил новатором. Рассмотрев в работетакие вопросы как палитра писателя и описание природы в рассказе «Бежинлуг», можно сделать следующие выводы:
1. Автор сумел наоснове продолжения традиций А.С.Пушкина и Н.В.Гоголя значительно расширитьвозможности описания природы.
2. Пейзажи Тургеневав «Записках охотника» реалистичны и глубоко психологичны.
3. Пейзаж показан вразвитии, природа в рассказах, как и в жизни, находится в постоянном изменении.
Разумеется, представленная работа не претендует на полноту рассмотреннойтворческой проблемы. Природа, пейзаж в «Записках охотника» ждет болееглубокого исследования.
А пока не теряют своей актуальности слова В.Г.Белинского: «Природа –вечный образец искусства, а величайший и благороднейший предмет в природе –человек. А разве мужик – не человек? – Но что может быть интересного в грубом,необразованном человеке? – Как что? – его душа, ум, сердце, страсти,склонности, — словом, все то же, что и в образованном человеке».[11]
 
Список использованнойлитературы
1. Тургенев И.С.Записки охотника. Собрание сочинений в шести томах. Том 1. Библиотека«Огонек». Издательство «Правда», М., 1968.
2. Белинский В.Г.Взгляд на русскую литературу 1847 года. Собрание сочинений в девяти томах, том8. Издательство «Художественная литература», М., 1982.
3. Богословский Н.В.Тургенев. Издательство «Молодая гвардия», М., 1959.
4. Воробьев П.Г.Рассказы И.С.Тургенева в школе. Пособие для учителя. Издательство«Просвещение», М., 1968.
5. «Записки охотника»И. С. Тургенева. Статьи и материалы». Орел, 1955.
6. Муратов А.Б.Тургенев-новеллист. Издательство Ленинградского университета, Ленинград, 1985г.
7. Петров С.М.И.С.Тургенев. Творческий путь. Издательство «Художественнаялитература», М., 1979 г.
8. Шаталов С.Е.Художественный мир И.С.Тургенева. Издательство «Наука», М., 1979 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.