Иеремия Бентам
А.А. Баканов, А.Ф. Грязнов
Бентам
(Bentham) Иеремия (Джереми) (1748–1832) - английский правовед, философ,
экономист и общественный деятель. Его главное филос. произведение — «Введение в
принципы нравственности и законодательства» — было написано в 1780, но впервые
опубликовано лишь в 1789 по просьбе друзей автора. В первоначальном варианте
текста, который назывался «Введение в уголовный кодекс», Б. нашел ряд недостатков,
которые устранял в течение нескольких лет. В 1823 вышло расширенное и дополненное
издание произведения, содержащее 17 глав. Оно вошло в первый том одиннадцатитомного
собр. соч. Б., издававшегося в Эдинбурге с 1838 по 1843. Первое рус. издание
вышло в 1867. Исправленное и дополненное переиздание данного перевода
осуществлено в 1998. Б. рассматривал «Введение» как подготовительный текст и в
известной мере как развернутый план для написания целой серии трактатов по вопросам
юриспруденции и моральной философии. «Введение» явилось основополагающим
текстом для нескольких поколений философов-моралистов, а также юристов. Как этическое
произведение оно содержит первое и наиболее полное изложение доктрины
утилитаризма. В основе позиции Б. лежит «принцип полезности», согласно которому
любые действия следует поощрять или порицать в зависимости от их тенденции
усиливать или ослаблять пользу для отдельного индивида или группы лиц. Этот
принцип не доказуем на основе к.-л. др. принципа, ибо имеет абсолютно
фундаментальный характер. Впоследствии Б. стал называть данный принцип
«принципом наибольшего счастья», имея в виду, что все законы и общественные
ин-ты следует оценивать с т.зр. того, насколько они способствуют наибольшему
счастью наибольшего числа людей. Правда, при этом он считал совершенное счастье
нереальным и говорил о необходимости стремиться лишь к возможному счастью.
Б.
никогда не претендовал на приоритет в открытии рассматриваемого принципа,
называя в качестве своих непосредственных предшественников Ф. Хатчесона, Ч.
Беккария, Д. Пристли и К. Гельвеция. Он также подчеркивал то влияние, которое
на него оказала третья книга («О морали») работы Д. Юма «Трактат о человеческой
природе». Однако никто до Б. столь последовательно не опирался на сам «принцип
полезности», выводя из него все конкретное содержание этической и юридической
теории. «Принцип» действует в четырех сферах: физической, политической,
моральной и религиозной. В последней его действие наименее постоянно. Б.
считал, что христианская мораль слишком опирается на альтруизм, а это опасно
для общества, ибо способно нарушить его единство. Наиболее же постоянно
действие «принципа» в первой сфере («физическая санкция» присутствует во всех
перечисленных сферах, включая религиозную, в той мере, в какой та имеет
отношение к посюсторонней жизни). Этический утилитаризм является
«консеквенционализмом»: при моральной оценке человеческих действий принимаются
во внимание только последствия действий. Иметь хорошие намерения и мотивы — еще
не значит быть нравственным человеком. В этом утилитаризм противостоит основным
принципам кантианской этики.
Англ.
мыслитель отнюдь не предполагал, что все люди именно с помощью «принципа
полезности» будут регулировать свое поведение, ибо каждый, как он подчеркивал,
стремится максимизировать свое личное счастье, а не действует на основе одного
лишь чувства долга. Поэтому «принцип» был прежде всего адресован законодателям
и политическим деятелям, способным вносить изменения в общество (сам Б., как известно,
был лидером партии реформаторов-радикалов). Законодатели должны использовать
силу поощрений и наказаний (последние важнее) для того, чтобы преследование
личного счастья индивидом соответствовало возрастанию счастья других. Т.о., в трактовке
«принципа» содержится нормативный момент. У Б. есть рассуждения и о «личной
этике» (в поздних произведениях — «личной деонтологии»), которая призвана
инструктировать индивида, как увеличить свое собственное счастье, являющееся
элементом счастья всего сообщества. Образование должно помочь индивиду
осознать, что, преследуя общие интересы, он действует и в свою пользу. Трактуя
максимализацию счастья как критерий правильности действий, Б., однако, ничего
не говорил о справедливости в распределении счастья.
Причиной
любых действий он называл удовольствия (как чувственные, так и интеллектуальные)
и страдания, рассматривая человека как стремящееся к удовольствиям и избегающее
страданий существо. Величина удовольствия отдельной личности зависит от его
интенсивности, длительности, определенности (или неопределенности), близости
(или удаленности) источника удовольствия. Если же речь идет о группе личностей,
то добавляются еще и такие факторы, как плодотворность, чистота и широта
распространения (т.е. зависимость от числа людей, на которых оно распространяется).
Критики Б. не без основания отмечали, что он переоценивал сходство людей в отношении
удовольствий и страданий.
В
утилитаристской концепции Б. причиной того или иного действия является,
собственно, не удовольствие или страдание, испытываемое в момент совершения
действия, а их идея, фиксирующая вероятный баланс удовольствия, достигаемого в результате
действия. Правильные действия людей увеличивают сумму удовольствий, а неправильные
— уменьшают. Наказания также приносят людям страдания и ухудшают их баланс
удовольствий. Поэтому правителям и законодателям важно точно определять
минимально необходимое наказание за тот или иной проступок. Б. стремился
сделать мораль и право столь же строгими и точными, как и физические науки,
предвосхищая будущую разработку Дж.С. Миллем «логики нравственных наук». Он говорил,
что «логика воли» важнее «логики разумения» (логики Аристотеля), которой
занимались многие поколения метафизиков. В связи с этим Б. строил
«гедонистическое исчисление», которое, по его замыслу, должно было
математически точно определять соотношение удовольствий и страданий,
получающееся в результате действий. Б. дал исчерпывающую, как он предполагал,
классификацию главных удовольствий (14 видов) и страданий (12 видов). Образцом
для него служили классификации болезней и лекарств в медицине, а также
классификации биологических видов.
Согласно
Б., все моральные теории, отвергавшие «принцип полезности», сводились кдвум
главным: аскетическим теориям и теориям, основанным на принципе симпатии —
антипатии. Принцип аскетизма, по его мнению, основывается на извращенной идее
пользы, отдавая предпочтение страданию. Теории симпатии (или врожденного
морального чувства в целом) основывались на чисто субъективных переживаниях и,
как правило, сами зависели от «принципа полезности». Оба подхода лишены той «объективности»,
которая присуща этике пользы.
Для
методологии этического и юридического исследования Б. характерны пристальное
внимание к деталям, апелляция к фактам и борьба с терминологическими фикциями.
Все существительные, отмечал он, делятся на имена фиктивных и реальных
сущностей. Имена фиктивных сущностей должны быть элиминированы из языка науки.
Он, в частности, был противником абстрактных моральных принципов, требуя их редуктивного
анализа (напр., сводил утверждения об общем благе к утверждениям об индивидуальном
благе и т.п.). Б. критиковал такие понятия, как «общий интерес», считал
риторическими метафорами популярные среди просветителей понятия «общественного
договора», «естественного права», «естественного закона», «человеческой
природы», а также понятие неотчуждаемых «прав человека». Одновременно он ввел в
научный оборот ряд новых слов, которые закрепились в языке моральной и правовой
теории (напр., «интернациональный», «кодификация», «максимализация»,
«минимизация» и некоторые др.). Во «Введении» осуществляется тонкий
концептуальный анализ понятий: «удовольствие», «страдание», «мотив»,
«предрасположенность», «эмоция», «страсть», «стремление», «добродетель», «зло»,
«чувствительность», «намерения», «сознательность». В этом отношении подход Б.
предвосхищает подходы аналитической метаэтики и лингвистической философии в 20
в. Утилитаристская этика, основные положения которой были заложены «Введением в
принципы нравственности законодательства», оказывает значительное влияние и на
современную моральную философию (в основном англо-амер.), представляя собой
главную альтернативу кантианской антиэвдемонистической традиции в этике.
***
Британский
философ, социолог, юрист, виднейший представитель утилитаризма. Изучал право в Оксфорде
(1760–1763), где получил степень магистра, в дальнейшем занимался
преимущественно научной и публицистической деятельностью. Основные сочинения:
«Труды Иеремии Бентама» (тт. 1–11, 1838–1843). В 1785–1788 предпринял
путешествие в Россию (через Италию и Турцию), где служил его брат. Некоторое
время проживал в Беларуси, в Кричеве, где им было написано несколько писем,
впоследствии опубликованных под названием «В защиту ростовщичества».
В
1789 был опубликован его главный труд «Введение в принципы морали и законодательства».
Б. характеризовал примененный им метод как попытку привнести в изучение
социальных наук методы, применявшиеся в экспериментальной физике. По его
мнению, каждый человек стремится увеличить получаемое им от жизни удовольствие
и, соответственно, уменьшить страдания. При этом каждый отдельный человек лучше
чем кто-либо другой может оценить источники удовольствий и страданий, выпавшие
на его долю.
Целью
законодательства должно быть «возможно большее счастье для возможно большего
количества людей». Этого можно достичь политическими и правовыми реформами
либерального характера. Свою последующую деятельность Б. посвятил разработке
проектов реформ и их пропаганде. Он состоял в переписке со многими видными
общественными и политическими деятелями.
Учение
Б. имело многочисленных приверженцев в различных странах. В 1792 он стал
почетным гражданином Франции. Его труды были популярны и в России, особенно в период
царствования Александра I. К числу его приверженцев причисляли себя Д.Рикардо,
Милль, Спенсер.
Список литературы
The Works of J. Bentham Edinburg,
1838–1843. Vol. 1–2
в рус. пер. — Избр. соч. СПб., 1867. Т 1.
Smart J.J., Williams В. Utilitarianism. For and Against.
Cambridge, 1973
Dinwiddy J. Bentham. Oxford, 1989.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ariom.ru/