Реферат по предмету "Государство и право"


Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Правовое обоснованиедеятельности федеральной службы по надзору в сфере образования и науки какфедеральный орган исполнительной власти
1.1 Понятие и правовое закреплениефедеральной службы по надзору в сфере образования и науки как федеральный органисполнительной власти
1.2 Место федеральной службы понадзору в сфере образования и науки в системе федеральных органовисполнительной власти
Глава 2. Полномочия и организациядеятельности федеральной службы по надзору в сфере образования и науки
2.1 Полномочия федеральной службы понадзору в сфере образования и науки как федеральный орган исполнительной власти
2.2 Организация деятельностифедеральной службы по надзору в сфере образования и науки как федеральногооргана исполнительной власти
Заключение
Список нормативных актов и литературы

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность моейкурсовой работы состоит в том, что в России проблема связанная с получениемобразования вышла на первый план. От уровня образования населения (в особенностимолодого поколения граждан ) и качества образования непосредственно зависитпоступательное развитие общества и государства. Именно по этому особоговнимания со стороны государства заслуживает высшее профессиональноеобразование, которое имеет целью готовить специалистов с высшим образованиемдля всех отраслей и сфер жизни страны. Сейчас каждый третий – около 50млн.россиян – учится или повышает свою квалификацию. В России имеется около 600государственных и более 200 негосударственных вузов.
На современном этаперазвития общества неотъемлемой его частью является образованность. В связи сэтим необходим контролирующий орган, каким является федеральная служба понадзору в сфере образования и науки.
Исходя из этого я считаювыбранную мной тему достаточно современной и актуальной.
Проблемой исследованияданной темы занимались такие личности, как Овсянко Д.М., доктор юридическихнаук, профессор. Он занимался рассмотрением организационно – правовой системыфедеральных органов исполнительной власти, понятием и видами данных органов.Буденко Н.И. кандидат юридических наук, доцент. Изучал систему иадминистративно – правовой статус федеральной службы по надзору в сфереобразования и науки, а так же полномочия и организацию деятельности. СтариловЮрий Николаевич, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой административного,муниципального и финансового права Воронежского государственного университета.Исследовал и проанализировал проблемы федеральной службы, а так же её место ироль в системе федеральных органов исполнительной власти.
Объектом курсовой работы является изучениеобщественных отношений, возникающих в процессе деятельности Федеральной службыпо надзору в сфере образования и науки при осуществлении контрольно – надзорныхфункций образовательной и научной деятельности.
Предметом курсовой работы является контрольно- надзорная деятельность Федеральной службы по надзору в сфере образования инауки в исполнительно-распорядительной деятельности государства.
Основной целью данной курсовой работы являетсяопределение места и роли Федеральной службы по надзору в сфере образования инауки в управлении обществом.
Основные задачикурсовой работы:
1.        Выявить местофедеральной службы по надзору в сфере образования и науки в системе федеральныхорганов исполнительной власти.
2.        Изучить основныеполномочия и организацию деятельности федеральной службы по надзору в сфереобразования и науки.
Научная и практическаязначимость моей работы заключается в том, что полученные в ходе исследованиярезультаты помогут понять точное нахождение федеральной службы в сфереобразования и науки в системе федеральных органов исполнительной власти,разобраться с организацией и полномочиями Службы. Это связано с тем, что запоследнее шесть лет постоянно происходили изменения в данной области, а вработе проанализирована достаточно «свежая»информация. Данная курсовая работаявляется сравнительным анализом Федеральной службы по надзору в сфереобразования и науки как Федерального органа исполнительной власти и можетприменяться в будущем в качестве лекционного материала или дополнения к такомупо дисциплине Административное право.
Основные положения,выносимые на защиту:
1. Проводя анализпринципов деятельности, организации работы, а также правовой базы по даннойслужбе, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки являетсяФедеральным органом исполнительной власти.
2. Полномочия Федеральнойслужбы по надзору в сфере образования и науки регламентируются нормативнымиактами и представляют собой исчерпывающий на данный момент перечень;
3. Понятие Федеральной службыпо надзору в сфере образования и науки является частным случаем понятияФедеральных органов исполнительной власти и включает в себя основные егоположения.

ГЛАВА 1.ПРАВОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ КАК ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОРГАН ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
 
1.1 Понятиеи правовое закрепление федеральной службы по надзору в сфере образования инауки как федерального органа исполнительной власти
 
Тема «Органы исполнительнойвласти» является частью современного Административного права. Она представляетту его часть, которую можно назвать «правом организации управления» и включаеттакие понятия, как признаки органов исполнительной власти, система и структура,виды, полномочия, и правовые основы образования, а также их деятельность,реорганизация и упразднение (ликвидация).
Исполнительные органыявляются составной частью всякого публичного управления. Они также осуществляютуправленческую деятельность, решают задачи управления, реализуют его функции.При этом исполнительные органы государственных учреждений, предприятий,негосударственных образований, общественных объединений по своему правовомусодержанию, полномочиям, юридическим последствиям управленческой деятельности существенноотличаются от органов государственного управления.
Очевидно, что если речьидёт об исполнительной власти, о государственной деятельности по еёпрактической реализации, неизбежен вопрос о том, какому именногосударственно-властному механизму, построенному на началах разделения властей,поручается такого рода деятельность. До того как Конституция РоссийскойФедерации 1993 года установила, что государственная власть в странеосуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную(ст. 10 Конституции РФ), данный вопрос решался достаточно просто: на различныхуровнях государственной организации была построена и соответствующим образомфункционировала система органов государственного управления. Она полностьюсоответствовала одному из ведущих проявлений государственной власти, а именногосударственно-управленческой или исполнительно-распорядительной деятельности,осуществляемой наряду с законодательной и судебной.
Законодатель неустанавливает понятия органа исполнительной власти, ограничиваясь лишьуказанием на существование единой системы государственных органовисполнительной власти и определением в Конституции РФ (например: ст. 77, 78,85, 110, 112, 125), Федеральных конституционных законах, Федеральных законах,законах субъектов Российской Федерации и иных нормативных правовых актах ихполномочия. В ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организациизаконодательных (представительных) и исполнительных органов государственнойвласти субъектов Российской Федерации» речь идёт о системе органовисполнительной власти субъекта Российской Федерации. В российскомзаконодательстве встречаются несколько терминов, обозначающих, по сути, органыисполнительной власти: «государственные органы управления», «исполнительныеорганы», «исполнительные органы государственной власти», а термины«исполнительные органы государственной власти субъекта РФ» и «органыисполнительной власти субъекта РФ» используются в вышеназванном законе в одномзначении.
Субъекты исполнительнойвласти осуществляют государственное управление в рамках установленнойкомпетенции. Исполнительная власть не может быть вне системы органовгосударственного управления, реализующих её функции и назначение. Организация идеятельность исполнительной власти – это организация и функционирование системыеё органов, то есть органов государственного управления, имеющих нормативноустановленные цели, задачи, компетенцию, структуру и необходимые для работыгосударственные должности государственной службы (управляющий персонал).
Определяя основные инаиболее существенные признаки органа исполнительной власти, характеризующиеего административную правосубъектность, необходимо подчеркнуть следующее.
1. Государственно-правовая природаорганов исполнительной власти обусловлена конституционным разделениемгосударственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Наличие всистеме государственной власти исполнительных органов — следствие нормативногозакрепления принципа разделения властей.
2. Федеральные органы исполнительной власти— это внешняя форма выражения исполнительной власти. Они образуются дляпрактической реализации функций и задач самой исполнительной власти,посредством которой, как известно, осуществляется государственное управление вэкономической, социально-культурной и административно-политической сферах жизниобщества.
3. Работа федеральных органовисполнительной власти строится в соответствии с такими принципами ихдеятельности, как:
а)государственнаяи территориальная целостность Российской Федерации;
б)распространениесуверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;
в)верховенствоКонституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ;
г)единствосистемы государственной власти;
д)разделениегосударственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целяхобеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всехполномочий или большей их части в ведении одного органа государственной властилибо должностного лица;
е)разграничениепредметов ведения и полномочий между органами государственной власти РоссийскойФедерации и органами государственной власти субъектов РФ;
ж)самостоятельноеосуществление «органами исполнительной власти субъектов РФ принадлежащихим полномочий;
з)обеспечениесамостоятельного осуществления своих полномочий органами местногосамоуправления, расположенными на территории, где образованы и действуютсоответствующие органы исполнительной власти.
4. Главная задача федерального органаисполнительной власти — правоисполнительная деятельность, т. е. исполнениедействующих законов и иных нормативных правовых актов, а также обеспечение ихвыполнения всеми субъектами права.
5. Деятельность федеральных органовисполнительной власти по своему содержанию имеет управленческий, организующий,исполняющий, контрольный и распорядительный характер; в результате этойдеятельности решаются и реализуются государственные задачи и функции.
6. Существует организационная структурафедерального органа исполнительной власти, т. е. наличие в нем государственныхдолжностей и функциональных структурных подразделений (департаментов, отделов,управлений, главных управлений и т. д.), способствующих наиболее эффективномуосуществлению задач, функций и полномочий данного органа. Каждаягосударственная должность замещается государственным служащим, который имеетспециальный административно-правовой. Совокупность должностей составляет штаторгана исполнительной власти. Так Росрегистрацию возглавляет директор, которыйимеет 4 заместителей, в том числе одного первого. Имеет 7 управлений по основнымнаправлениям деятельности, а также территориальные органы исполнительной властисубъектов Российской Федерации.
7. Федеральные органы исполнительнойвласти наделены государством особыми государственно-властными полномочиями,которые реализуются в специальных правовых формах, отличающихся от правовыхформ деятельности органов других ветвей власти; обладают компетенцией,установленной в различных нормативных правовых актах (конституциях, законах,положениях, уставах, приказах и т. д.). В компетенцию, как правило, включаютсяв качестве основных компонентов задачи, права, обязанности, полномочия иответственность органа исполнительной власти. В пределах своей компетенцииорганы издают правовые акты управления и обеспечивают их выполнение. Всодержание полномочий органов исполнительной власти входят:
а)исполнительно-распорядительнаядеятельность;
б)контрольно-надзорныефункции;
в)действияюридического характера и принятие решений, вызывающих важные правовыепоследствия;
г)нормотворческаядеятельность;(Не имеет права нормотворчества)
д)правоохранительная(юрисдикционная) деятельность.
8.Федеральныйорган исполнительной власти постоянно и непрерывно действует на определеннойтерритории РФ.
9Федеральные органы исполнительной власти наделены правом нормотворческойдеятельности, т. е. правом издания актов управления (административных актов).Для решения поставленных задач и осуществления функций государственногоуправления каждый орган исполнительной власти имеет право издавать правовыеакты управления. Акты управления являются подзаконными правовыми актами, т. е.они издаются в обязательном соответствии с требованиями и положениями законов иразвивают их, а также обеспечивают решение возникающих в сфере управленияспоров и административных дел. В соответствии с указом Президента РФ от13.10.2004 №1315 «Вопросы Федеральной Регистрационной службы» не можетвыполнять функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфередеятельности.
10. Определен нормативно установленный порядок образования, формирования,реорганизации и ликвидации федерального органа исполнительной власти.
11. Каждый федеральный орган исполнительной власти имеет свое наименование.Это Федеральная Регистрационная служба – Росрегистрация.
12. Федеральными законами и законами субъектов РФ предусмотренаответственность федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц.
13. Федеральный орган исполнительной власти— юридическое лицо — имеетгербовую печать, может вступать в гражданско-правовые отношения.
14. Финансирование федерального органа исполнительной власти осуществляетсяза счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта РФ,предусмотренных отдельной статьей[1].
Правовойстатус федеральных органов исполнительной власти характеризуется тем, что этиорганы являются самостоятельными и независимыми именно в осуществлениипредоставленных им полномочий. Независимость от органов законодательной властиустанавливается Конституцией РФ, федеральными законами, актами Президента РФ иПравительства РФ, а также другими нормативными правовыми актами. Превышениепределов установленных компетенций означает незаконное присвоение властныхполномочий.
Таковынаиболее общие черты, совокупность которых позволяет получить необходимоепредоставление об административной правосубъектности федеральных органовисполнительной власти.
Исходяиз этого можно сделать вывод, что федеральный орган исполнительной власти –государственная организация, часть системы органов государственной властиРоссийской Федерации, учреждённая самим государством для исполнения иобеспечения исполнения законов и иных нормативных правовых актов, реализациифункций государственного управления во всех сферах жизни государства и обществапосредством использования специальных форм и методов осуществленияуправленческих действий, обладающих соответствующей структурой, компетенцией,государственно-властными полномочиями и штатом государственных служащих.Из этоговытекает, что федеральная служба по надзору в сфере образования и науки – этофедеральный орган исполнительной власти осуществляющий контрольные, надзорные,организационные, мобилизационные и другие функции в сфере образования и науки.
1.2 Место федеральной службы по надзору в сфере образования и науки всистеме федеральных органов исполнительной власти
 
Конституция РФ, закрепляяединую систему органов исполнительной власти в Российской Федерации, не дает ихполного перечня; неясны конституционные термины «система» и «структура»федеральных органов исполнительной власти, от/>/>сутствует четкая научнаяклассификация субъектов, нет законов о федеральных органах исполнительнойвласти. Ликвидация этих пробелов позволила бы на уровне субъектов Федерацииразработать и внедрить различные модели их управленческих органов. При этомзаконы и положения о всех звеньях управления обязательно должны включать всеэлементы их правового статуса: цели, функции, связи, полномочия,ответственность, организацию работы.
В Российской Федерациисоздано множество органов исполнительной власти, различающихся по уровню ихнахождения в структуре исполнительной власти, роли и масштабу деятельности,сферам и отраслям управления, порядку принятия решений, способу образования,характеру компетенции, в связи с чем представляется важным вопрос классификацииэтих органов
Запоследнее десятилетие система органов, выражающих федеральную исполнительнуювласть, подвергалась неоднократным изменениям в целях определения Значительнуюроль при этом сыграли указы Президента РФ. Назовем в их числе Указ «О системецентральных органов федеральной исполнительной власти» от 30 сентября 1992 г.;«О структуре федеральных органов центральной исполнительной власти» от 10января 1994 г.; «О системе федеральных органов исполнительной власти» от 14августа 1996 г.; «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 14августа 1996 г.; «Вопросы федеральных органов исполнительной власти» от 6сентября 1996 г.; «О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительнойвласти» от 17 марта 1997 г.; «О структуре федеральных органов исполнительнойвласти» от 30 апреля 1998 г. и от 22 сентября 1998 г. и «О системе и структуреФедеральных органов исполнительной власти» от 9.03.2004 (с изменениямиот18.11.04). На основе последнего Указа строится действующая сейчас системаэтих органов. Система федеральных органов исполнительной власти представляетсобой совокупность органов государственного управления, установленныхКонституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законамии иными федеральными нормативными правовыми актами и имеющих свое специальноеназначение, организационную структуру и нормативно определенную компетенцию длярешения задач и осуществления функций управления.
Системафедеральных органов исполнительной власти представляет собой совокупностьорганов государственного управления, установленных Конституцией РФ,федеральными конституционными законами, федеральными законами и инымифедеральными нормативными правовыми актами и имеющих свое специальноеназначение, организационную структуру и нормативно определенную компетенцию длярешения задач и осуществления функций управления.
К числуфедеральных органов исполнительной власти можно отнести следующие органы:
1. Правительство РФ.
2. Федеральные министерства, которыеявляются федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функциипо выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию вустановленной сфере деятельности. Федеральное министерство возглавляет входящийв состав Правительства РФ министр Российской Федерации (федеральный министр). Федеральноеминистерство самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленнойсфере деятельности, координацию и контроль деятельности находящихся в еговедении федеральных служб и федеральных агентств. Федеральное министерство невправе осуществлять функции по контролю и надзору, правоприменительные функции,а также функции по управлению государственным имуществом.
3.  Федеральные службы являются федеральнымиорганами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору вустановленной сфере деятельности, а также специальные функции в областиобороны, государственной безопасности, защиты и охраны Государственной границыРоссийской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности.Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы.Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметьстатус коллегиального органа. Федеральная служба в пределах своей компетенциииздаёт индивидуальные правовые акты и не вправе осуществлятьнормативно-правовое регулирование (кроме случаев, устанавливаемых указамиПрезидента Российской Федерации), а федеральная служба по надзору – такжеуправление государственным имуществом и оказание платных услуг. Федеральнаяслужба может быть подведомственна Президенту Российской Федерации илинаходиться в ведении Правительства Российской Федерации.
4.  Федеральные агентства являютсяфедеральными органами исполнительной власти, осуществляющими в установленнойсфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлениюгосударственным имуществом и правоприменительные функции, за исключениемфункций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель(директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статусколлегиального органа. Федеральное агентство в пределах своей компетенциииздаёт индивидуальные правовые акты и не вправе осуществлятьнормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности, а такжефункции по контролю и надзору (кроме случаев, устанавливаемы указами ПрезидентаРоссийской Федерации). Федеральное агентство ведёт реестры, регистры и кадастры[2].
Конкретный перечень существующих в настоящее времяфедеральных министерств, федеральных служб и федеральных агентств определёнУказом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительнойвласти».
Федеральнаяслужба по надзору в сфере образования и науки находится в ведении Министерстваобразования и науки РФ. Министерство возглавляет входящий в составПравительства РФ министр Российской Федерации.
Территориальныеорганы федеральных министерств и ведомств РФ входят в единую систему органовисполнительной власти РФ и осуществляют свою деятельность под руководствомсоответствующих федеральных органов федеральной исполнительной власти, а повопросам, входящим в компетенцию краев, областей, автономной области,автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, — во взаимодействии ссоответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ. Таким образом,территориальные органы федеральной исполнительной власти не входят в систему органовисполнительной власти соответствующих субъектов РФ, так как они являютсяподразделениями федеральных органов государственной власти и непосредственноподчиняются последним. Территориальные органы исполнительной властивзаимодействуют с администрациями соответствующих субъектов РФ.
Структураи штаты территориальных органов определяются федеральными органамиисполнительной власти по согласованию с исполнительными органами субъектов РФ.
Самымсущественным в административно-правовой характеристике территориальныхподразделений федеральных органов исполнительной власти является то, что они,действуя на территории субъектов РФ, не входят в систему органов исполнительнойвласти этих субъектов. В этом смысле они являются организационным звеномсистемы соответствующих федеральных органов исполнительной власти, вертикальноподчиненным последним. Поэтому их невозможно квалифицировать в качестве местныхорганов исполнительной власти.
Такимобразом, обобщая всю выше изложенную информацию мы видим, что Федеральная службапо надзору в сфере образования и науки не является самостоятельной, а находитсяв ведении Министерства образования РФ. Служба вправе создавать территориальные органыисполнительной власти как и все остальные органы исполнительной власти. Ихфинансирование осуществляется из федерального бюджета. Но порядок их создания идеятельности определяется Правительством РФ и с разрешения Правительства РФ присогласовании с администрацией субъектов Российской Федерации. Их структура иштаты определяются в форме решений, принимаемых исключительно на заседанияхПравительства РФ согласованных с исполнительными органами РФ.

ГЛАВА 2. ПОЛНОМОЧИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПОНАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
 
2.1Полномочия федеральной службы по надзору в сфере образования и науки как федеральныйорган исполнительной власти
В области образованияведению Российской Федерации в лице её федеральных органов исполнительнойвласти, каким является федеральная служба по надзору в сфере образования и наукиподлежат следующие полномочия.
Федеральная служба по надзорув сфере образования и науки призвана осуществлять контроль и надзор закачеством образования в образовательных учреждениях и подготовки выпускников образовательныхучреждений по завершении каждого уровня образования. В случае некачественной подготовкивыпускников аккредитованным образовательным учреждением вправе предъявить данномуобразовательному учреждению иск по возмещению дополнительных затрат на переподготовкуэтих выпускников в других образовательных учреждениях. Основанием для предъявленияиска является рекламация Высшей аттестационной комиссии на качество подготовки обучающихся.[3]
А основанием для рассмотрениявопроса о направлении рекламации (применительно к образовательным учреждениям) могутявляться: решение общего собрания родителей (законных представителей )обучающихся образовательного учреждения; официальное представление отделения Высшейаттестационной комиссии по месту нахождения образовательного учреждения. Для образовательныхучреждений реализующих профессиональные образовательные программы основанием можетявляться решение общего собрания обучающихся образовательного учреждения и официальноепредставление Высшей аттестационной комиссии. Решение о направлении указанной рекламацииили об отклонении требований заявителей о рекламации принимается высшим органомВысшей аттестационной комиссии и сообщается заявителю в месячный срок. ОтказВысшей аттестационной комиссии от направления рекламации может быть обжалован заявителямив суд. Повторная в течении двух лет рекламация автоматически влечёт за собой лишениеобразовательного учреждения его государственной аккредитации. Возобновлениегосударственной аккредитации осуществляется в порядке, что и её получение.[4]
Так же службаосуществляет контроль и надзор за деятельностью советов по защите докторских икандидатских диссертаций (диссертационных советов), ученых (научно-технических)советов образовательных учреждений, научных учреждений и организаций повопросам присвоения ученых званий работникам образовательных учреждений,научных учреждений и иных организаций. ВАК России создает действующие наобщественных началах советы по защите докторских и кандидатских диссертаций(диссертационные советы), утверждает их персональный состав; устанавливаетперечень специальностей, по которым предоставляется право приема к защитедиссертаций; контролирует деятельность диссертационных советов; присуждает наосновании ходатайств диссертационных советов ученую степень доктора наук;присваивает по представлению ученых (научно-технических) советов ученое званиепрофессора по специальности; выборочно проверяет аттестационные дела идиссертации соискателей ученой степени кандидата наук; проводит научный анализзащищенных докторских диссертаций; заслушивает отчеты руководителейдиссертационных и ученых (научно-технических) советов.
ВАК России уполномоченлишать права приема к защите диссертаций диссертационные и ученые(научно-технические) советы, грубо нарушающие установленный порядок защитыдиссертаций; отменять решения диссертационных советов о присуждении ученойстепени кандидата наук в случаях грубого нарушения установленного порядказащиты диссертаций; лишать (приостанавливать) научных и научно-педагогическихработников ученых степеней и ученых званий. По вопросам аттестации научных инаучно-педагогических кадров высшей квалификации ВАК России издает инструкции.Указом Президента Российской Федерации от 24 октября 1994 года утвержденоПоложение о порядке присуждения научным и научно-педагогическим работникамученых степеней и присвоения научным работникам ученых званий.
/>Ученая степень доктора наук присуждается ВАКом Россиина основании ходатайства диссертационного совета, принятого после публичнойзащиты диссертации соискателем, имеющим высшее или послевузовскоепрофессиональное образование, и с учетом заключения соответствующего экспертногосовета ВАКа.
Ученая степень кандидатанаук присуждается диссертационным советом на основании публичной защитыдиссертации соискателем, имеющим высшее или послевузовское профессиональноеобразование.
/>Ученое звание профессора по специальности работниканаучных, научно-исследовательских и научно-производственных организацийприсваивается ВАКом России по представлению соответствующих ученых(научно-технических) советов этих организаций.
Ученое звание старшегонаучного сотрудника по специальности присваивается научному работнику научнойорганизации или высшего учебного заведения приказом руководителясоответствующей организации или высшего учебного заведения на основании решенияученого (научно-технического) совета.[5]
/>Положение о диссертационных советах,утверждаемое ВАКом России, определяет порядок сдачи кандидатских экзаменов,требования к диссертациям, процедуру защиты диссертаций, порядок присвоенияученых знаний и так далее.
Ещё одним важным полномочиемслужбы является то что она на основании и в порядке, установленныхзаконодательством Российской Федерации, осуществляет лицензирование, аттестациюи государственную аккредитацию образовательных учреждений и их филиалов, атакже научных организаций (в сфере послевузовского и дополнительногопрофессионального образования).
Аккредитация-этопроцедура признания государственного статуса (типа и вида) образовательногоучреждения, осуществляемая на основе обследования его характеристик согласноклассификационным признакам, установленным соответствующими типовымиположениями об образовательных учреждениях. Государственная аккредитацияпроводится уполномоченными органами управления образованием (при участиизаинтересованных министерств и ведомств) на основании заявленияобразовательного учреждения и заключения по его аттестации. По ее положительнымитогам выдается свидетельство о государственной аккредитации, подтверждающееправо и способность данного образовательного учреждения осуществлять своюдеятельность на официально признанном уровне. С момента получения такогосвидетельства образовательное учреждение приобретает ряд прав, в том числе навыдачу своим выпускникам документа об образовании государственного образца, на пользованиепечатью с изображением государственного герба Российской Федерации, навключение в схему централизованного государственного финансирования.
Аттестация позволяетустановить соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускниковобразовательных учреждений требованиям государственных образовательныхстандартов. Условием аттестации образовательного учреждения являютсяположительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины еговыпускников в течение трех последних лет.
Аттестация образовательногоучреждения, как правило, проводится один раз в пять лет государственнойаттестационной службой или по ее поручению другими органами. Особый порядокпредусмотрен для аттестации образовательных учреждений некоторых типов:дошкольных; специальных (корекционных) для обучающихся, воспитанников сотклонениями в развитии; детей-сирот и детей, оставшихся без попеченияродителей (законных представителей).
Важность аттестациисостоит также и в том, что по ее результатам образовательное учреждение можетбыть лишено государственной аккредитации.
Лицензированиепредставляет собой выдачу документа (лицензии), подтверждающего право наосуществление образовательной деятельности. Лицензия выдается государственныморганом управления образованием или по его поручению органом местногосамоуправления по месту нахождения образовательного учреждения на основаниизаключения экспертной комиссии. Она может быть выдана только при соответствииусловий осуществления образовательного процесса (состояния материально-техническойбазы, соблюдения санитарно-гигиенических норм, укомплектованности необходимымикадрами), предъявляемыми к образовательным учреждениям и установленным государственными местным требованиям. В лицензии фиксируются соответствующие контрольныенормативы, предельная численность контингента обучающихся либо воспитанников, атак же срок её действия.[6]
/>Федеральная служба по надзору в сфере образования инауки осуществляет организационное и техническое обеспечение работы Высшейаттестационной комиссии, о которой неоднократно упомяналось выше. Она занимаетспецифическое место в системе федеральных органов исполнительной власти,функционирующих в сфере науки, принадлежит Государственному высшемуаттестационному комитету Российской Федерации (ВАК России), действующему наосновании положения, утвержденного Правительством Российской Федерации 22февраля 1993 года.
Основное назначение ВАКаРоссии — присуждение научным и научно-педагогическим работникам ученых степенейи присвоение ученых званий. Вместе с тем ВАК России, проводя единуюгосударственную политику, осуществляет контроль и координацию деятельности вобласти аттестации научных и научно-преподавательских кадров высшейквалификации, участвует в формировании научного потенциала РоссийскойФедерации, проводит экспертизу научных и технических программ и проектов.
Служба вправеорганизовывать проведение необходимых расследований, испытаний, экспертиз,анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществленияконтроля и надзора в установленной сфере деятельности. Для научной экспертизыдиссертаций, а также для рассмотрения вопросов о присвоении ученых званийГоскомитет создает с учетом рекомендаций вузов, НИУ, предприятий, организаций иучреждений экспертные советы из числа ведущих ученых и специалистов в областинауки, техники, образования и культуры.
Компетенция данной службыне замыкается в пределах территории Российской Федерации, а наоборот направленона укрепление международного сотрудничества. Это видно из того что одним изполномочий службы является взаимодействие в установленном порядке с органамигосударственной власти иностранных государств и международными организациями вустановленной сфере деятельности. Международное сотрудничество осуществляется всоответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ. В томслучае если международным договором установлены иные правила, чем те, которыепредусмотрены законодательством, применяются правила международного договора.На основе этого образовательные учреждения имеют право устанавливать прямыесвязи с иностранными предприятиями, учреждениями и организациями.Обучение, подготовка и повышение квалификации иностранных граждан в образовательныхучреждениях РФ, а равно как и граждан РФ в иностранных образовательныхучреждениях, осуществляются по прямым договорам, заключаемым образовательнымиучреждениями, ассоциациями, юридическими и физическими лицами.
Не меньшее вниманиеуделено вопросу привлечения научных и иных организаций, а так же ученых испециалистов для проработки вопросов отнесенных к компетенции Службы.Привлекаемый персонал выполняет научную работу, участвует в подготовке проектовнормативных документов, работают в качестве экспертов и научных консультантов.
Для реализациивозложенных на Службу функций она наделена правом осуществлять функции главногораспорядителя и получателя средств федерального бюджета. В связи с этим правомона осуществляет финансирование образовательных учреждений на основеустановленных нормативов финансирования. Федеральные нормативы финансированияобразовательных учреждений ежегодно устанавливаются федеральным законом, принимаемым одновременно с федеральным законом о федеральном бюджете наочередной год.Нужно отметить что региональные и местные нормативыфинансирования должны учитывать специфику образовательного учреждения, нормыфинансирования негосударственных образовательных учреждений не могут быть ниженормативов финансирования аналогичных государственных и муниципальныхобразовательных учреждений, образовательные учреждения в праве привлекать, впорядке установленным законодательством РФ, дополнительные финансовые, в томчисле валютные, средства за счёт предоставления дополнительных платных услуг, атак же за счёт добровольных пожертвований и целевых взносов физических июридических лиц.
ПолномочияСлужбы достаточно широки и нет смысла раскрывать их полностью, но нужноотметить те которые небыли затронуты выше: а) обеспечивает в пределах своейкомпетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
б)организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрениеобращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы вустановленный законодательством Российской Федерации срок;
в)обеспечивает мобилизационную подготовку Службы;
г)организует профессиональную подготовку работников аппарата Службы, ихпереподготовку, повышение квалификации и стажировку;
д)осуществляет в установленном порядке сбор, накопление и обработку отчетности ииной документированной информации, в том числе с ограниченным доступом, вобласти контроля качества образования, науки, научно-технической деятельности,молодежной политики и аттестации научных и научно-педагогических кадров;
е) осуществляет всоответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию,хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходедеятельности Службы.
Из вышеизложенного мывидим, что полномочия Федеральной службы по надзору в сфере образования и наукидостаточно обширны и затрагивают все сферы деятельности Службы. Они не сводятсяк регулированию правовых отношений только внутри страны, а распространяются ина иностранные государства (в пределах своей компетенции) которые поддерживаютсямеждународными договорами РФ.

2.2 Организациядеятельности федеральной службы по надзору в сфере образования и науки какфедерального органа исполнительной власти
Организация деятельностиСлужбы непосредственно связана с реализацией её основных задач. К таким задачамотносятся: осуществление государственной политики в сфере образования,обеспечивающей сохранение единого образовательного пространства РФ инеобходимые условия для реализации конституционных прав граждан России наполучение образования и для удовлетворения потребностей государства и обществав работниках квалифицированного труда; разработка и реализация системыуправления сферой научной деятельности, координация научно-исследовательских иопытно-конструкторских работ в учреждениях и организациях сферы образования,реализация кадровой политики в сфере образования и сфере научной деятельности;совершенствование организационно-экономического механизма функционированиясферы образования; информатизация сферы образования; организация и развитиемеждународного сотрудничества в сфере образования, участие в формированииединого образовательного пространства .
Реализацияэтих задач возложена на руководителя Службы, который назначается на должность иосвобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлениюМинистра образования и науки Российской Федерации.
РуководительФедеральной службы по надзору в сфере образования и науки несет персональнуюответственность за выполнение возложенных на Службу функций.
РуководительФедеральной службы по надзору в сфере образования и науки имеет заместителей,назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром образования инауки Российской Федерации по представлению руководителя Службы.
Количествозаместителей руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования инауки устанавливается Правительством Российской Федерации. Федеральной службепо надзору в сфере образования и науки разрешено иметь до 3 заместителейруководителя, а также в структуре центрального аппарата до 5 управлений поосновным направлениям деятельности Службы.
Установленапредельная численность работников центрального аппарата Федеральной службы понадзору в сфере образования и науки которая составляет 161 единицу (безперсонала по охране и обслуживанию зданий).
Руководитель Федеральнойслужбы по надзору в сфере образования и науки распределяет обязанности междусвоими заместителями. Права должностных лиц определяются в установленномзаконодательством порядке в соответствии с их должностями. При этом недопускается приравнивание их к более высоким должностям в форме наделенияправами по этим должностям или присвоения должностного ранга.
РуководительСлужбы представляет Министру образования и науки Российской Федерации:
а)проект положения о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки;
б)предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников Службы;
в)предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителейруководителя Службы;
г)ежегодный план работы и прогнозные показатели деятельности Службы, а такжеотчет о ее деятельности;
д)предложения по формированию федерального бюджета и финансированию Службы;
е) вустановленном порядке назначает на должность и освобождает от должностиработников Службы;
ж) решаетв соответствии с законодательством Российской Федерации о государственнойслужбе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы вФедеральной службе по надзору в сфере образования и науки.
З)утверждает структуру и штатное расписание аппарата Службы в пределахустановленных Правительством Российской Федерации численности и фонда оплатытруда работников, смету расходов на ее содержание в пределах утвержденных насоответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;
и) на основании и воисполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционныхзаконов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации,Правительства Российской Федерации и Министерства образования и наукиРоссийской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенцииСлужбы.
К её компетенцииотносятся:
1.реализует федеральныецелевые программы в области образования;
2.разрабатывает сучастием других федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительнойвласти субъектов РФ, образовательных учреждений и организаций системыобразования, общественных объединений федеральные целевые, межгосударственные имежведомственные программы и проекты в области образования и научнойдеятельности в системе образования;
/>/>/>/>/>3.организует работу по формированию целевых программразработки и производства учебной техники, пособий и оборудования дляобразовательных учреждений, формирует программы научно-исследовательских работв этой области и обеспечивает их реализацию;
4.разрабатывает типовыеположения об образовательных учреждениях, разрабатывает и утверждает типовыеположения о филиалах государственных учреждений высшего и среднегопрофессионального образования и порядок их организации;
5.обеспечивает контрольза реализацией законодательства в области образования, научной деятельности всистеме образования и аттестации научных и научно-педагогических работников;
6.определяет с участиемзаинтересованных федеральных органов исполнительной власти перечень профессий испециальностей, по которым ведутся профессиональное образование ипрофессиональная подготовка в образовательных учреждениях;
7.координируетдеятельность государственных образовательных учреждений независимо от ихведомственной принадлежности по вопросам определения объемов и структурыподготовки специалистов, а также определяет порядок организации их подготовкипо профессиональным образовательным программам (направлениям, специальностям);
8.устанавливает порядокприема граждан в государственные учреждения среднего и высшегопрофессионального образования и перевода обучающихся из одного учебногозаведения в другое;
9.определяет в пределахсвоей компетенции перечень учебной и учебно-методической литературы дляобразовательных учреждений, обеспечивающий реализацию федеральных компонентовгосударственных образовательных стандартов, разрабатывает и утверждаетдолгосрочные и краткосрочные программы выпуска учебной и учебно-методическойлитературы, технических и других средств обучения;
10.участвует совместно сдругими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительнойвласти субъектов Российской Федерации в формировании и реализациигосударственной научной и научно-технической политики, способствующейсохранению и развитию научного потенциала системы образования, взаимодействиювысшей школы, фундаментальной и прикладной науки, повышению качестваобразовательного процесса;
11.организует разработкугосударственных образовательных стандартов и утверждает их федеральныекомпоненты, устанавливает федеральные требования к содержанию образования иразработке общеобразовательных программ и профессиональных образовательныхпрограмм;
12.осуществляет совместнос органами управления образованием субъектов Российской Федерациигосударственный контроль за качеством образования.
к) финансированиерасходов на содержание Службы осуществляется за счет средств, предусмотренных вфедеральном бюджете .
Федеральнаяслужба по надзору в сфере образования и науки является юридическим лицом, имеетпечать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своимнаименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а такжесчета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Местонахождения Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки — г.Москва.
Из рассмотренногопараграфа видно, что механизм деятельности Службы четко отлажен и организован.Организация деятельности полностью возложена на руководителя Федеральной службы,который играет главную роль в её деятельности. По моему мнению такая чёткаяорганизация достигается тем, что у Службы имеется ежегодный план работ, штатноерасписание аппарата на которое она опирается, а так же то что Службойпроводится анализ прогнозных показателей её деятельности с помощью которогоудается выявить и устранить возникающие трудности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Мною было проведенокомплексное структурно-логическое исследование понятия, правового, закрепления,место нахождения, полномочий и организации деятельности Федеральной службы понадзору в сфере образования и науки как федерального органа исполнительнойвласти.
В ходе работы были решеныследующие задачи:
1.Рассмотренагосударственно-правовая природа органов исполнительной власти обусловленныхконституционным разделением государственной власти на законодательную,исполнительную и судебную. Наличие в системе государственной властиисполнительных органов.
2.Поняли главную задачуфедерального органа исполнительной власти.
3.Изучили организационнуюструктуру федерального органа исполнительной власти.
4.Уточнили какими государственно-властнымиполномочиями наделены федеральные органы исполнительной власти.
А так жесистематизировали знания связанные с компетенцией Федеральной службы по надзорув сфере образования и науки.
Но, несмотря на этоостались незатронутыми вопросы, касающиеся взаимодействия Службы с другимиФедеральными органами исполнительной власти.
Проведён анализ принциповдеятельности, организации работы, а также правовой базы по данной службе,Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки является Федеральныморганом исполнительной власти.
Раскрыты полномочияФедеральной службы по надзору в сфере образования и науки.
Понятием Федеральной службыпо надзору в сфере образования и науки является частным случаем понятияФедеральных органов исполнительной власти и включает в себя основные егоположения.
Таким образом по работе вцелом можно сделать вывод:
Чтофедеральный орган исполнительной власти – государственная организация, частьсистемы органов государственной власти Российской Федерации, учреждённая самимгосударством для исполнения и обеспечения исполнения законов и иных нормативныхправовых актов, реализации функций государственного управления во всех сферахжизни государства и общества посредством использования специальных форм и методовосуществления управленческих действий, обладающих соответствующей структурой,компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственныхслужащих. Из этого вытекает, что федеральная служба по надзору в сфереобразования и науки – это федеральный орган исполнительной власти,осуществляющий контрольные, надзорные, организационные, мобилизационные идругие функции в сфере образования и науки.
Федеральнаяслужба по надзору в сфере образования и науки не является самостоятельной, анаходится в ведении Министерства образования РФ. Служба вправе создаватьтерриториальные органы исполнительной власти как и все остальные органыисполнительной власти. Их финансирование осуществляется из федеральногобюджета. Но порядок их создания и деятельности определяется Правительством РФ ис разрешения Правительства РФ при согласовании с администрацией субъектовРоссийской Федерации. Их структура и штаты определяются в форме решений,принимаемых исключительно на заседаниях Правительства РФ согласованных с исполнительнымиорганами РФ.
Полномочия Федеральнойслужбы по надзору в сфере образования и науки достаточно обширны и затрагиваютвсе сферы деятельности Службы. Они не сводятся к регулированию правовыхотношений только внутри страны, а распространяются и на иностранные государства(в пределах своей компетенции) которые поддерживаются международными договорамиРФ.
Механизм деятельностиСлужбы четко отлажен и организован. Организация деятельности полностьювозложена на руководителя Федеральной службы, который играет главную роль в еёдеятельности. По моему мнению такая чёткая организация достигается тем, что уСлужбы имеется ежегодный план работ, штатное расписание аппарата на которое онаопирается, а так же то что Службой проводится анализ прогнозных показателей еёдеятельности с помощью которого удается выявить и устранить возникающиетрудности.

СПИСОКНОРМАТИВНЫХ АКТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные акты:
1. Закон Российской Федерации «обобразовании» от 07.08.2000г.№122-ФЗ
2. Указ Президента Российской Федерации«О системе федеральных органов исполнительной власти» от 14.08.1996г. №1176
3. Постановление ПравительстваРоссийской Федерации «О федеральной службе в сфере образования и науки» от17.06.2004г. №300
4. Постановление ПравительстваРоссийской Федерации «Вопросы федеральной службы в сфере образования и науки» от06.04.2004г. № 159
Учебная и научная литература:
1. «Административное право»: учебникдля Вузов. Под ред. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В.- Москва: Норма, 2004г.
2. «Административное право»: учебник/ под ред. Козлова Ю.М., Попова Л.Л.: Юрист, 2004г.
3. Учебник «Административное правоРоссийской Федерации»: Алёхин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М.-М., ИКД«Зерцало» 2003-608с.
4.Учебник «Курс Административногоправа и процесса» под ред. Тихомирова Ю.А.-М., Юристъ, 1998-798с.
5. Учебник «административное право»Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. изд. Проспект ,2004г.
6. Учебник «административное правоРоссии» часть 2. Под ред. Коренева А.П.: МЮИ МВД России. Изд. «Щит – М» 1997г.
Переодическая печать.
1.        «Российскаягазета» от 26.09. 2000г. «Вопросы федеральной службы по надзору в сфереобразования и науки»
2.        «Аргументы ифакты» от 12.10.2002г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Ii международной научно-практической конференции аспирантов и молодых ученых
Реферат Население и трудовые ресурсы России
Реферат Международное частное право в средние века
Реферат Практика перевода числа из одной системы счисления в другую + блок-схема алгоритма определения наименьшего числа
Реферат Іменем Дмитра Шепеленка названо одну з вулиць села», «Майстри села», «Герої-односельчани», «Трагічні сторінки Орловця», «Історичні пам’ятки Орловця». Дані матеріали використовуються на урок
Реферат Глобальные стратегии конкуренции
Реферат Психология. Современные теории и Тора
Реферат Мотивы испытания на человечность в повести В. Быкова "Сотников"
Реферат Методи прогнозування стану маркетингового середовища та кон юнктури ринків
Реферат Саудовская Аравия (Доклад)
Реферат Разработка концепции информационной системы для поддержки принятия управленческих решений в области маркетинга региона
Реферат Биотические и абиотические факторы
Реферат Обучение учащихся стратегиям идентификации слова в процессе чтения иноязычных текстов электронных
Реферат Определение суммы страховых платежей и показателей страхования
Реферат Конституционные гарантии предпринимательства в Российской Федерации