Реферат по предмету "Ботаника"


Развитие взглядов на питание растений до Либиха

Доклад по агрохимии


Развитие взглядов на питание растений до Либиха


Историю развития агрохимии в нашей стране можно подразде-


лить на три периода. Первый период охватывает конец XVIII


и первую половину XIX столетия. Этот период характеризует-


ся накоплением данных по вопросам питания растений, приме-


нением удобрений и первыми попытками их обобщения.


Второй период охватывает вторую половину XIX и начало XX


столетия до октябрьского переворота 17-го года. Для этого


периода характерно развитие опытов в лабораториях, на


опытных станциях и в производственных условиях.


Работами этого периода показана необходимость глубокого


изучения питания растений, химических и биологических про-


цессов в почве, являющихся основой для применения удобре-


ний.


Третьим периодом в развитии агрохимии является советский


период. Его можно охарактеризовать, как период реконструк-


ции сельского хозяйства в целом, механизайией и химизацией


земледелия.


В XVIII столетии в России господствовала крепостническая


система хозяйства. Наряду с этим возникали капиталистичес-


кие формы хозяйства в виде мелкого товарного производства.


Наиболее высокого для того уровня достигла металлургическая


промышленность. Под влиянием металлургической, военной,


кораблестроительной промышленности в россии стали разви-


ваться естественные науки. В 1725 году в Петербурге была


организована академия наук, а в 1755 г. по инициативе ге-


ниального Ломоносова создан Московский университет. XVIII


век ознаменовался в России рядом изобретений и достижений


в области науки (Ползунов и др.). Это положительно сказа-


лось на творчестве Ломоносова. В 1748 году Ломоносовым бы-


ла построена первая в России научно-исследовательская хи-


мическая лаборатория, в которой он проводил работы по хи-


мии, физике, минералогии и геологии. К гениальным открыти-


ям Ломоносова, составившим эпоху в развитии передовой нау-


ки всех стран, относится открытие и естественно-научное


обоснование закона сохранения вещества и движения, ставше-


го одним из краеугольных камней материалистического исто-


кования природы. Этот закон открыт открыт им совершенно


самостоятельно, и задолго до Лавуазье. На основе этого за-


кона Ломоносов по-новому объясняет многие явления природы,


в частности, им была создана и научно обоснованная теория


о природе тепловых явлений. М.В. Ломоносов сыграл огромную


роль в обосновании и дальнейшем развитии основных принци-


пов материалистической философии в нашей стране. Работы


Ломоносова оказали большое влияние на развитие науки в


России, в частности, естествознания, на развитие передовой


мысли. Можно сказать, что Ломоносов был начальником естес-


вознания в России.


Особенно сильно влияние Ломоносова сказалось на развитии


физики и химии. Он ввел в химию весы и количественные наб-


людения. Это сказалось и на исследованиях в агрономии.


И.И.Комов (1750-1792),профессор земледелия и других на-


ук, в своей книге следующим образом определяет сущность


земледелия :" Земледелие же с высокими науками тесной союз


имеет, каковы суть История естественная, наука лечебная,


Химия, Механика и почти вся Физика, и само оно ничто есть


иное, как часть Физики опытной, только всех полезнейшая.


Комов призывает к развитию опытной работы, которая долж-


на дать более глубокие ответы на различные вопросы агроно-


мии, причем рекомендует не полагаться на " однократный


опыт", а для большей уверенности повторять его.


В книге Комова подробно изложено значение многих сель-


скохозяйственных культур, описываются обработка почвы,


удобрение, севообороты, земледельческие орудия. Характери-


зуя почвы, Комов говорил, что " о доброте" и глинистой и


песчаной и всякой земли по количеству чернозема в них со-


держимого судить можно. Для определения в почве количества


глины, песка, извести и "питательного сока" он предлагал


механический анализ, основанный на разделении глины от


песка отмучиванием водой, и химический анализ.


Комов писал, что питательный сок родится от "согнития


животных", травяных веществ и корней в земле, стеблей и


ветвей растений на воздухе. Песчаная земля от него плот-


нее, а глинистая делается рыхлее. Узнав свойства земли,


главное дело земледельца состоит, по Комову, в том, чтобы


"худую " землю удобрить, и удобрив, стараться, чтобы она


доброе не потеряла. Первое делается пахотой, а последнее


очередным севом различных культур.


Обработка почвы, по мнению Комова, не может заменит


внесение навоза. При этом Комов подчеркивал, что навоз


имеет большое значение в улучшении физических свойств поч-


вы, в создании рыхлости почвы и сохранении влаги. Комов


отмечает также важную роль в улучшении почвы и повышении


урожая. По его мнению, известкование глинистой почвы поло-


жительно сказывается в продолжении 20 лет и более. При


этом известь глинистую почву не только делает рыхлой, но и


всякую кислоту в глинистой по большой части земле находя-


щуюся истребляет. Поэтому Комов рекомендует искать извест-


няки и мергель и вносить по 100-150 четвертей сыромолотого


известняка на десятину (1 четверть - около 200 л).


И.И.Комов подробно описывает приготовление фекальных


компостов. Куриный помет он предлагает вносить под озимь


во время сева вместе с семенами либо весной, когда сойдет


снег, в подкормку. Навоз он рекомендует вывозить на поле


свежим, а не сгоревшим или сгнившим, так как при этом сила


питательная исчезнет. После вывозки в поле навоз должен


немедленно заделываться в почву.


Комов придавал большое значение в питании растений


органическому веществу почвы. В этом отношении он явился


предшественником немецкого ученого Тэера, развившего так


называемую гумусовую теорию (см.ниже) питания растений.


Болотов А.Т. (1738-1833) в течение ряда десятилетий


занимался вопросами сельского хозяйства и сыграл большую


роль в развитии русской агрономии. Большое внимание им


уделено удобрению почв. Им опубликовано более 20 статей по


вопросам использования удобрений. Хранить навоз он реко-


мендовал не под животными, а в специальных навозохранили-


щах в уплотненных кучах.


В статье О навозных солях А.Т.Болотов пишет об обра-


зовании из органических удобрений доступных растениям пи-


тательных веществ.


А.П.Пошман (1792-1852) в своей книге Наставление о


приготовлении сухихи и влажных туков, служащих к удобрению


пашен (1809) высказал соображение о том, что в удобрении


действующим началом являются щелочно-соляные вещества, со-


держащиеся в навозе и в золе, иначе говоря, минеральные


вещества, которые и служат пищей для растений. Таким обра-


зом, за много лет до опубликования Ю.Либихом теории мине-


рального питания Болотов и Пошман писали о значении мине-


ральных солей в питании растений.


М.Г.Павлов (1794-1840), являвшийся профессором Мос-


ковского университета, читал лекции по физике, технологии,


лесоводству, сельскому хозяйству и руководил земледельчес-


кой школой. Он впервые в России увязал химию с агрономией.


В 1825 г. М.Г.Павловым издан труд Земледельческая химия.


М.Г.Павлов писал, что земледельческая химия есть нау-


ка о веществе тех исключительно предметов, которые имеют


отношение к земледелию и знание веществе коим может руко-


водствовать с выгоднейшему устройству производств сего ис-


кусства. Удобрить почву, по М*Г*Павлову, значит сделать ее


более плодоносной. Землеудобрение может быть осуществлено


с целью улучшения физических свойств или устранения кис-


лот, или ускорения разрушения органических веществ почвы,


или повышения плодородия. Целью последнего, по Павлову,


является умножение в почве питательных веществ или по


крайней мере вознаграждение того, что похищается из земли


возрастающими на ней растениями с помощью органических


удобрений.


Работы этих ученых относятся к первому, начальному пе-


риоду в развитии агрохимии,когда главным образом накапли-


вались свещения о питании растений и удобрении и делались


попытки обобщения накопленного опыта.


Обобщение сведений о питании и удобрении, как мы ви-


дели, привело Комова в конце 18-го века к выводу о важной


роли гумуса в питании растений, а в начале 19-го века,


обобщая данные по удобрениям, Пошман пришел к заключению,


что в удобрениях действующим началом является минеральная


часть.


Развитие агрохимии в Западной Европе


Не входя в изложение исследований в области агрохимии


в Западной Европе более раннего периода, отметим работы по


агрохимии, начиная с Х1Х столетия, когда в лабораториях


развернулась работа по изучению питания растений.


В 1804 г. получили известность исследования по асси-


миляции углерода и дыханию растений. Французский ученый


Соссюр провел детальный анализ золы растений и на основа-


нии этих данных пришел к выводу, что минеральные вещества


не случайно проникают с растение. Например, фосфорнокислая


известь была найдена им взоле всех растений.


В 1800 г. Шрадер нашел в проростках в 4 раза больше


золы, чем в семенах (причина - нечистота условий опыта), и


пришел к выводу, что растения сами производят свои зольные


вещества посредством жизненной силы и не нуждаются в дос-


тавлении их извне. Для проверки этого утверждения СОссюр


выращивал растения на дестиллированной воде и нашел в них


минеральных веществ столько же, сколько их было в семенах.


Таким образом, Соссюром были экспериментально опровергнуты


виталистические представления Шрадера о питании растений.


На основании своих опытов Соссюр пришел к выводу, что


главным источником углерода для растений является атмосфе-


ра, а почва - источником зольных веществ. Либих впоследс-


твии использовал анализы и выводы Соссюра в качестве дово-


дов в пользу теории минерального питания растений.


В конце ХУ111 и в начале Х1Х столетия в Западной Ев-


ропе была широко распространена так называемая гумусовая


теория питания растений. Один из наиболее видныхъ сторон-


ников этой теории немецкий ученый Тэер говорил о гумусе


следующим образом. Плодородие почвы зависит собственно це-


ликом от гумуса, так как, кроме воды, он представляет


единственное вещество почвы, могущее служить пищей расте-


ний.


В то время считалось, что чем больше питательных ве-


ществ содержит растение, тем больше оно поглощает и гуму-


са. Сторонниками гумусовой теории минеральным веществам


отводилась косвенная роль: они лишь ускоряют, по их предс-


тавлениям, процессы разложения органических веществ в поч-


ве и переводят гумус в удобоусвояемую для растений форму.


Тэер и другие сторонники гумусовой теории считали


важным условием для поддержания плодородия почвы накопле-


ние и сбережение в ней гумуса. Необходимость севооборота


обосновывалась стремление уравновесить расход органическо-


го вещества с его приходом в почву.


В гумусовой теории сочетались верные наблюдения агро-


номов-практиков о большом значении гумуса для плодородия


почвы с неверными метафизическими представлениями о том,


что гумус является единственным веществом почвы, могущим


служить пищей для растений.


Ряд ученых того времени выступали против гумусовой


теории. К ним относятся прежде всего Буссенго,Шпренгель и


Либих.


Буссенго (Франция) известен своими работами (опубли-


кованными в 1836-1841гг.) по физиологии, биохимии и агро-


химии. ОН установил, что источником углерода для растений


служит угленкислота воздуха. Им было показано также влия-


ние внешних условий на ассимиляцию углерода листьями.


Изучение особенностей питания животных и растений


сыграл большую роль в дальнейшем развитии исследований по


азотному питанию растений. Опыты с растениями в искусс-


твенных условиях привели Буссенго к разработке вегетацион-


ного метода для изучения питания растений.


Отвергнув гумусовую теорию питания растений, Буссенго


развил так называемую азотную теорию. В своем имении он


устроил опытную станцию с хорошо оборудованной лаборатори-


ей, где занимался исследованиями с 1836 г. В нескольких


севооборотах опытного поля он провел учет урожаев и опре-


делил содержание углерода, азота и золы в урожаях. Это


позволило Буссенго произвести учет круговорота веществ в


хозяйстве. Он обнаружил, что накопление углерода в урожаях


не связано с его количеством в навозе. Особенно ценным бы-


ло установление того факта, что количество азота в урожаях


за целый севооборот превосходит то его количество, которое


дается растениями с навозом. Излишек азота в урожае был


тем выше, чем большее было участие в севообороте бобовых


растений - клевера и люцерны.


Таким образом, в полевых условиях было установлено,


что бобовые культуры обогащают почву азотом, доступным


другим растениям, что и сказывается на повышении их уро-


жая, например, урожай пшеницы после клевера выше урожая


пшеницы после картофеля и корнеплодов.


Буссенго высказал мнение, что азот, который накапли-


вают бобовыее, происходит из воздуха. Позднее он пытался


вопроизвести фиксацию азота бобовыми в вегетационных опы-


тах с предварительной стерилизацией песка и сосудов. Обна-


ружилось, что чем более чистые условия создавал он в опы-


тах, тем менее ясные получались результаты. В то время та-


кое явление было неясно. Теперь известно, что при стерили-


зации среды отсутствовал симбиоз бобовых с клубеньковыми


бактериями, поэтому фиксации азота воздуха не происходило.


Работы Буссенго привели к установлению важного значе-


ния азотных удобрений в повышении урожаев. Своими исследо-


ваниями Буссенго решил ряд важных вопросов физиологии рас-


тений, биохимии и агрохимии.


Немецкий ученый Шпренгель, опубликовавший свои взгля-


ды на питание растений в 1837-1839 гг., был одним из бли-


жайших предшественников Либиха. Шпренгель, писал, что рас-


тения - из неорганических веществ, получаемых ими из почвы


и воздуха, образуют тела органические с помощью света,


тепла, электричества и влаги. Объяснение падения урожаев


при непрерывной культуре он видел в том, что минеральные


вещества необходимы для жизни растений и потому должны


возмещаться в почве.


При этом Шпренгель не отрицал одновременного исполь-


зования растениями, кроме главного источника углерода, уг-


лекислоты воздуха, также и перегноя почвы корнями.


Недостаток фактических данных не позволил ему более


четко поставить вопрос о значении гумуса в питании расте-


ний, однако развитые Шпренгелем представления и питании


растений имеют серьезное значение в развитии агрохимии.


Из истории вопроса об азоте


Ряд противоположностей связан со словом азот: с одной


стороны - это нежизненный газ, а с другой стороны - нет


жизни без азота, ибо он является непременной составной


частью белков: азот дает соединения то окисленные, то


восстановленные, то кислотного , то щелочного характера,


причем, в отличие от других элементов, играет роль в жизни


растения способность использовать в процессах синтеза раз-


ные степени окисления и восстановления, как азотная, азо-


тистая и азотноватая кислоты, аммиак и гидроксиламин, а у


низших организмов -и свободный азот. С экономической сто-


роны также азот является то самым дорогим элементом, если


речь идет о минеральных удобрениях, то самым дешевым, если


иметь в виду использование азота бобовых.


Историю вопроса об азоте нужно начинать, конечно, не


с Шульца, а с Буссенго, но и это будет правильно лишь в


том случае, если говорить о периоде настоящей химии, нача-


ло которой положил Лавуазье.


Но на деле вопрос этот возник еще задолго до Лаву-


азье, во времена алхимии и иатрохимии, хотя терминология в


то время была совершенно иная5 речь шла обычно о воздушном


начале селитры. Предполагалось, что зародыши селитры


(germes,oeufs) носятся в воздухе, но только в почве проис-


ходит инкубация и развитие зародышей и рождается драгоцен-


ная соль (соль земли).


Уже Альберт Великий (Х111 столетие) в своем трактате


De mirabilibus mundi (О чудесах света) говорит о селитре.


У авторов Х1У века встречаются рецепты для очищения


селитры как компонента пороха ( ), а затем ею начинают ин-


тересоваться как солью плодородия. В 1540 г. во Франции


был запрещен вывоз селитры за границу, ее нужно было сда-


вать государству, а в 1544 г. был издан эдикт о создании


300 пунктов по добыванию селитры. Для того же времени име-


ется указание, что голландские корабли привозили селитру


из Индии. Путешественники сообщали, что селитра образуется


в природных условиях не только в Индии, но в Америке6 в


Китае и даже в Испании. В 1563 г. появился трактат Бернара


Палисси о значении солей в земледелии Les sels vegetatifs -


способствующие росту соли -, где он ставит плодородие поч-


вы в зависимость от содержания в ней известных солей и го-


ворит, что навоз был бы бесполезен, если бы не содержал


соли, которая остается после разложения соломы и сена, а


затем один из слушателей его лекций в Париже говорит еще


более определенно, что навоз содержаит соль мочи и что по-


вышение плодородия почвы зависит от образования в ней sucs


nitreux или la salure de nitre - соки селитры или соль


(суть) селитры. Он не раз повторял тезис Палисси, что для


почвы соль есть отец плодородия, но у него яснее, чем у


Палисси6 видно, какой именно соли придается главное значе-


ние. Но наиболее замечательными являются в ХУ11 веке мысли


о значении азота в жизни растений и о круговороте азота в


природе, высказанные Иоганном Рудольфом Глаубером.


Правда, пока он не употребляет название азот, он го-


ворит:nitrum. Трудно сказать, как следует перевести это


слово, но это не селитра: он редко говорит отдельно о се-


литре и отдельно о nitrum. Я бы сказал, пользуясь термино-


логием Синей птицы , что nitrum - это душа селитры, это


предчувствие существования азота. При переводе на совре-


менный язык можно было бы сказать, что nitrum у Глаубера


иногда означает азот, а иногда ион NOз.


В своем труде Teutschlands Wohlfaht - Благо Германии


(1656) он говорит: Sal et nitrum est unica vegetatio,


generatio omnium vegetabilium animalium, mineralium, что


буквально перевести трудно, но в модернизированном изложе-


нии это близко к утверждению, что зольные вещества (соли)


и азот (или душа селитры) представляют единственную причи-


ну роста растений, если говорить только о почве. Характер-


но следующее место у Глаубера: Вероятно, вся селитра (или


начало селитры), которой мы пользуемся, происходит из рас-


тений. Указывая, что сенлитра образуется на стенах конюшен


и скотных дворов, он ставит вопрос: как она образуется?


Очевидно, за счет мочи и экскрементов животных. Но они


происходят из пищи животных, из травы или сена, словом, из


растительных материалов. Следовательно, эти последние со-


держат начало селитры, а органы пищеварения только подго-


товляют его отщепление. Глаубер отмечает, что селитра об-


разуется и без участия экскрементов, если смешивать с зем-


лей листья и другие материалы растительного или животного


происхождения, и указывает, что это может быть использова-


но для промышленного добывания селитры. Дальше он говорит,


что селитру (nitrum) можно посеять, как полевые культуры,


и малым количеством фермента заразить громадное количество


земли, которая не замедлит покрыться селитрой, подобно то-


му, как небольшое количество пивных дрожжей может вызвать


брожение громадного количества теста. Таким образом, у не-


го есть уже понятие о каком-то сходстве процесса образова-


ния селитры с брожением.


У Глаубера были некоторые представления о круговороте


связанного азота. Он говорил, что начало селитры (nitrum)


поднимается из глубин земли в царство воздуха, откуда


возвращается насыщенным астральными влияниями и растворен-


ными в воде дождя, снега и росы, чтобы дать плодородие


почве.


Дальше Глаубер так говорит о начале селитры: Это как


бы птичка без крыльев, которая летает день и ночь без от-


дыха, она проникает между всеми элементами и несет с собой


дух жизни. От nitrum происходят минералы, растения и жи-


вотные. Это начало никогда не погибает, оно меняет только


форму: когда входит в тело животных под видом пищи, оно


выходит оттуда в экскрементах и таким образом возвращается


в землю, чтобы оттуда подняться частично в воздух с парами


и выделениями, и вот оно снова среди элементов. Оно су-


ществует в корнях растений, и вот оно снова в пищевых ве-


ществах. Таким образом, круговорот идет от элементов в пи-


щевые вещества, из пищи - в экскременты и оттуда снова в


элементы.


Глаубер советует давать селитру корням винограда, со-


ветует смачивыать посевное зерно раствором селитры, чтобы


увеличить урожаи. Свой гимн началу селитры Глаубер закан-


чивает тем, что наряду с другими эпитетами и сравнениями


он ставит вопрос: может быть, это и есть азот, о котором


пишут философы? Но как могло быть известно Глауберу слово


азот ? Обычно считают, что это слово ведет начало от Лаву-


азье и образовано из греческого слова (живу) и отрицание &


(alpha privatiwum). На деле же это слово гораздо старше -


он встречается у алхимиков, хотя и в другом смысле.


Откуда же взялось это слово, которым пользовались ал-


химики? Оно искусственно построено так: альфа - первая


буква всех тогдашних алфавитов, на которых писались науч-


ные произведения (греческого, латинского и еврейского),


зет - последняя буква латинского алфавита, омега - гречес-


кого и тов - последняя буква еврейского алфавита. Из соче-


тания этих букв и получается слово Azot. Это вариант на


мотив из Апокалипсиса: Аз есмь альфа и омега, начало и ко-


нец: словом азот обозначали то неизвестное начало всех на-


чал, то философский камень, этот чудодейственный фермент,


способный превратить металлы в золото, то вообще какой-то


таинственный ключ красоты, здоровья и богатства.


Поэтому когда Глаубер говорил, что душа селитры и


есть азот философов, то это, конечно, нельзя понимать так,


что Глаубер имел в виду азот в понимании Лавуазье: это бы-


ло только фигуральное сравнение, употребленное для того,


чтобы подчеркнуть все значение начала селитры: однако мож-


но думать, что и Лавуазье знал об азоте философов и только


вложил в это слово конкретный смысл.


Нужно заметить, что в ХУ11 веке Глаубер не был единс-


твенным автором, говорившим о значении селитры. В 1621 г.


вышло сочинение врача при Людовике Х111 Ги де Бросс О при-


роде, свойствах и пользе растений (Gui de Brosse. De la


nature, de la vertu et de l`utilite des plantes). В этой


книге наряду с неопределенными утверждениями, что пищей


растений являются соль, масло и spiritus , местами гово-


рится о нитрозных соках почвы (les sucs nitreux), и выра-


жение соль земли у него включает представление о селитре


(навоз содержит соль мочи).


В другом месте: Земля без соли бесполезна для плодоно-


шения, или, вернее, соль - это отец плодородия.


Некий доктор Стубс сообщил в Лондонском королевском


обществе в 1668 г. о своих наблюдениях на острове Ямайке,


что на землях, содержащих селитру (les terres nitreuses -


во французском переводе), сахарный тростник растет пышнее,


чем на других, что табак, выросший на таких землях, при


курении издает треск: попутно он отмечает, что расте-


ния,насыщенные селитрой, плохо хранятся и легко загнивают.


Очень давно еще у алхимиков существовала идея о воз-


душном начале селитры le niyre aerien).


В 1660-1669 гг. различные авторы (Digby,


Hengshaw,Beal) говорили о присутствии начала селитры в ро-


се и рекомендовали намачивать семена в растворе селитры.


Фрэнсис Бэкон уделял немало внимания селитре, и в своем


трактате Silva silvarum (1626) он также называет селитру


солью плодородия: и у него было понимание, что некоторая


субтильная часть селитры становится существенной составной


частью растения. К той же эпохе относятся весьма интерес-


ные высказывания Мэйоу, автора Tractatus guingue


medico-physici, guarum primus agit de sal-nitro et spiritu


nitro-aereo (1671) (Пять трактатов медико-физических, в


первом из которых говорится о соли селитры и воздушной се-


литре). Мэйоу первый высказал определенное утверждение,


что селитра состоит из кислоты и щелочи, что воздух участ-


вует в ее образовании, давая летучую ее часть, но земля


тоже тут участвует, давая нелетучую щелочь (le sel fixe


alcali - соль связывает щелось), Мэйоу изучал образование


селитры в почве и показал, что ее содержится больше весной,


при начале вегетации, а затем количество ее уменьшается,


так как растения ее поглощают.


Роберт Бойль (1626-1691), известный химик и физик, ос-


нователь Лондонского королевского общества, посвящает се-


литре специальныемемуары: A fundamental experiment made


witf nitre - (Основательный опыт, проведенный с селитрой),


в которых говорит, что селитра состоит из двух начал: кис-


лотного, которое летуче и представляет род минерального


уксуса, и другого - нелетучего, щелочной природы. В те же


годы в Германии члены Академии любителей природы (Academia


Naturae Curisorum) немало занимались с селитрой, и Балдви-


нус (Baldwinus) писал, между прочим: Навоз полон началом


селитры. Барбье (Barbier) в 1681 г. написал мемуары под


заглавием Spiritus nitro-aereo operationes in microcosmo


-(Деятельность воздушной селитры в микрокосме). Джиованни


(Giovanni) в 1685 г. представил диссертацию О брожении,


воздухе и о селитре: Регис в своей Физике (Regis, 1691)


говорит о распространенности селитры в почве,и, наконец,


Шталь (Stahl) в 1698 г. уделил распространению селитры


большое внимание в своем небольшом сообщении Opusculum


chimicum: он также говорит, что неправильно считать селит-


ру происходящей только из земли или только из воздуха, но


нужно допустить участие того и другого.


Итак, задолго до Лавуазье сложилось представление не


только о значении начала селитры в жизни растений, но и об


отмосферном происходении этого начала.


Когда Пристлей открыл, что воздух состоит из кислоро-


да и какого-то остатка, не поддерживающего горение, то он


сначала назвал этот остаток флогистонированным воздухом.


Однако Лавуазье показал, что этот газ содержится как тако-


вой в атмосфере, а не образуется при горении, причем глав-


ное внимание привлекла неспособность этого газа поддержи-


вать дыхание и горение: отсюда первоначальное выражение


Лавуазье mofette, atmospherigue, т.е. миазмы, или удушли-


вые газы, воздуха. Никакой связи с воздушным началом се-


литры тогда не было установлено, на первое меесто выступа-


ло противоположение этого газа кислороду в отношении про-


цессов дыхания и горения: но в 1783 г. Кавендиш показал,


что при пропускании электрической искры через воздух этот


газ соединяется с кислородом и дает окислы азота, что при-


вело к названию nitrogene (так, в сущности, найден был


мостик от нежизненного азота к дающей жизнь растениям се-


литре). С другой стороны, Бертоле вскоре нашел, что тот же


элемент входит в состав alcali volatil, т.е. аммиака (а


следовательно, и в состав ряда веществ животного происхож-


дения), поэтому Фуркруа предложил термин alcaligene. Но в


1787 г. комиссия по химической терминологии, состоявшая из


Лавуазье, Бертоле, Фуркруа и де Морво, предпочлда вместо


положительной характеристики нового газа отмептить отрица-


тельные его свойства и назвала его нежизненным газом или


азотом (Azote), производя это слово от греческого слова


zoo - живу и объясняя приставку & как отрицание (в греческом


языке, действительно, применяется так называемое alpha pri-


vativum). Но нужно заметить, что законность такого словооб-


разования вызывает сомнения, так как буквы t совсем нет в


конце слова zoo,от него происходит слово zoe - жизнь, кото-


рое образовано без участия буквы t: то же относится к комбини-


рованным терминам, как зоология, зоотехния и пр.


Слово азот взято было, конечно, от алхимиков, но была


сделана попытка вложить в него иной смысл.


Своеобразно, что азот, получивший от Лавуазье назва-


ние нежизненного газа, не сразу занял место души селитры


Глаубера, которая из элементов переходит в растения, из


них - в тела животных и через экскременты возвращается снова


в мир элементов (т.е. неорганическую природу). О роли души


селитры в жизни растений и животных как будто иногда сов-


сем забывали.


По крайней мере в биографии Буссенго, написанной Дегере-


ном, приводится рассказ о том, как один путешественник наблюдал,


что когда поток лавы достиг луга, покрытого пышной травой, то


почувствовал ясный запас аммиака, распространившегося в воздухе,


и причина этого явления ему была неизвестна. Когда путешествен-


ник обратился к Бунзену за объяснением этого факта, Бунзен отве-


тил, что этот аммиак должен был получиться при действии расплав-


ленной лавы на траву, так как Буссенго недавно показалч,что рас-


тения содержат азот.


Этот рассказ звучит несколько странно, так как извест-


ный химик Дэви, знаменитый в истории химии прежде всего


благодаря открытию металлического калия, в своих лекциях


по агрономической химии (1812) с ясностью говорит об азоте


как важнейшей составной частью растения: ему было известно


особенное богатство азотом бобовых, и он даже высказывал


предположение, что бобовые заимствуют азот из воздуха. Но


немногие физиологические опыты Дэви были грубо примитивны.


Поэтому если оставить в стороне эпоху алхимии и период


Глаубера, то историю строго экспериментального изучения


вопроса об азоте растений приходится все-таки начинать не


с Дэви, а с Буссенго, который даже в большей мере, чем Ли-


бих, имеет право считаться основателем современной агрохи-


мии: он раньше Либиха отверг господствовавшее тогда учение


Тэера и, зная, что источником углерода в растениях являет-


ся углекислота атмосферы, поступающая через листья, в об-


ласти взаимоотношения между растениями и почвой вместо гу-


мусовой теории выставил теорию азотного питания растений и


поставил азотистые удобрения на первое место по воздейс-


твию на урожай растений Les engrais les plus puissants


sont ceux qui contiennent le plus d azote, 1837) (Наиболее


сильно действуют те удобрения, которые содержат в себе


больше всего азота.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Письмо Раскольникову
Реферат Индивидуальная форма обучения
Реферат Ассимиляционный потенциал региона
Реферат Суспільно-політичні погляди правителів Київської Русі
Реферат Глаголы в повелительном наклонении латинский
Реферат Учет основных средств. Понятие и классификация основных средств. Учет движения основных средств
Реферат Людовик Великий Дофин
Реферат Биржевая торговля 2
Реферат Письменная форма коммуникации в деловом общении
Реферат Українська архітектура другої половини XVII-XVIII ст.
Реферат Article 23 Essay Research Paper Universal Declaration
Реферат Особистісно орієнтована підготовка соціального педагога та працівника – нова парадигма дослідження соціальної педагогіки
Реферат Особенности рекламозависимых и рекламонезависимых потребителей
Реферат Parallels Essay Research Paper HamletIn Hamlet by
Реферат Анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО "Люкс Аетерна"