Реферат по предмету "Предпринимательство"


О Т Ч Е Т по преддипломной практике ( на примере столовой предприятия ЗАО”Атлант”)

О Т Ч Е Т по преддипломной практике ( на примере столовой предприятия ЗАО”Атлант”) СОДЕРЖАНИЕ Введение…1.Структура и краткая экономическая характеристика предприятия….…2.Использование производственного и кадрового потенциала предприятия. Оценка использования кадрового потенциала………… …3.Организация работы предприятия.… 4.Политика ценообразования на предприятии.………… 5.Прибыль и рентабельность предприятия.…6.Финансы предприятия.…4.Индивидуальное


задание ….22 Заключение… ……… 28 Список использованных источников….…… 29 Введение Цель написания данного отчета по практике – закрепление теоретических знаний, полученных за время обучения в университете, их расширение и углубление на предприятии, приобретение навыков в организационной, экономической, организаторской работе. В процессе практики необходимо приобрести высокие профессиональные навыки, обеспечивающие полноценную практическую деятельность будущего специалиста.


Место прохождения практики: столовая предприятия ЗАО «Атлант». Основной задачей анализа является выявление, изучение и мобилизация резервов повышения качества и эффективности работы данного объекта, улучшения обслужива¬ния потребителей путем устранения недостатков в хозяйствова¬нии, улучшения использования экономического потенциала. В работе приведена организационная структура предприятия, дан анализ финансовой деятельности, описана


материально-техническая база. Кроме того, предложены рекомендации по совершенствованию организационной работы, сделаны выводы. При написании работы использовалась такая литература, как ”Организация обслуживания предприятий питания”/под.общей ред. И.Н.Фурс и др Т.К.Серегина, “Коммерческая деятельность “; .Н.Н.Скриба, И.М.Микулич, Р.П.Валевич “Бизнес-планирование”;.А.


И.Ильин ”Организация технологического процесса”,;.А.З.Коробкин “ Оценка результатов коммерческой деятельности. Эти и другие источники в разной степени способствовали достижению поставленной цели. 1. Структура и краткая экономическая характеристика предприятия Минский завод холодильников основан в 1959 году на базе небольших мастерских по производству несложных


товаров домашнего обихода. В 1961 году отделом главного конструктора разработаны чертежи первого белорусского холодильника ХКС-125 «Минск-1», емкостью 120 литров, вмонтированного в кухонный стол. А уже в августе 1962 года была выпущена первая партия холодильников в количестве 25 штук. За год выпущено 854 холодильника «Минск-1». 1964 год - начало серийного выпуска холодильников «Минск-2», выпущенных за год в количестве 30 тысяч. Столовая предприятия


ЗАО “Атлант” юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, рас¬четный и другие счета в учреждениях банков, печать со своим фирменным наименованием: изображением Государственного герба Республики Беларусь, штампы, фирменные бланки, то¬варный знак, может выступать истцом и ответчиком в суде. Столовая предприятия ЗАО “Атлант” обладает полной хозяйственной самостоятельностью, действует на принципах самофинансирования и самоокупаемости.


Деятельность столовой предприятия ЗАО “Атлант” осуществляется в соответствии с Законом Республики Беларусь «О предприятиях», другими законодательными актами Республики Беларусь, а также Уставом. Устав столовой предприятия ЗАО “Атлант” регламентирует следующую деятельность (по разделам): 1) Общие положения. 2) Цели и предмет деятельности предприятия.


3) Органы управления предприятия. 4) Производственно-хозяйственная деятельность прадприятия. 5) Финансово-экономическая деятельность, права и обязанности предприятия. 6) Социальные гарантии работников. 7) Реорганизация и ликвидация предприятия. Имущество столовой предприятия ЗАО “Атлант” составляют его основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость которых отражается в самостоятельном балансе общества.


Главной задачей предприятия является деятельность, направленная на получение прибыли для удовлетворения социальных интересов трудового коллектива предприятия, инте¬ресов собственника имущества. Предприятие несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом", находящимся на его самостоятельном балансе. Оно не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества, за исключением случаев, предусмотренных за¬конодательством


Республики Беларусь. Для обеспечения эффективного использования всех имею¬щихся видов ресурсов руководство столовой предприятия ЗАО “Атлант” проанализиро¬вало действующую организационную структуру, структуру уп¬равления и оптимизировало их с тем, чтобы дать возможность "управляющему — управлять, специалистам — выполнять свои функции, администраторам — действительно администриро¬вать" (рис.1). Рис.1.Организационная структура управления. Столовая предприятия


ЗАО “Атлант” Столовая предприятия ЗАО “Атлант” вправе от своего имени заключать договоры, приобретать имуществен¬ные и личные неимущественные права и нести обязанности. Столовая предприятия ЗАО «Атлант» оснащена современным торгово-технологическим оборудованием. Так, на производстве используется оборудо¬вание признанных мировых лидеров: «FAGOR» (Италия) - холодильное, теп¬ловое, пароконвекционное, посудомоечное оборудование, «LIEBHERR» (Гер¬мания) - низкотемпературное


холодильное оборудование, «DITO SAMA» (Франция) - взбивальное оборудование, «ROBOT COUPE» (Франция) - овощерезательное оборудование и др. Внедрены современные методы обслуживания посредством пластиковых карт, чеков и пластиковых «таблеток», обслуживание покупателей за наличный расчет осуществляется посредством кассовых аппаратов «ОМРОН». Установ¬лена система кондиционирования воздуха, что позволяет поддерживать в тор¬говых залах постоянную


температуру, тем самым созданы оптимальные усло¬вия работы для персонала объектов. Уставный фонд общества согласно учредительному договору объявлен в размере 10800 тысяч рублей. Основные финансово-экономические показатели хозяйственной деятель¬ности столовой предприятия ЗАО «Атлант» представлены в таблице 1. Таблица 1. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности столовой предприятия ЗАО «Атлант» за 2006 - 2007 гг.


Показатели Ед. изм. 2006 год 2007 год отклонение Темп изменения, % Товарооборот В действующих ценах млн. руб. 8820 10341 +1521 117,2 В сопоставимых ценах млн. руб. 8820 9575 +755 108,6 Розничный товарооборот В действующих ценах млн. руб. 7963 9971 +2008,6 125,2 В сопоставимых ценах млн. руб.


7963 9233 +1270 116,0 Оборот по продукции собственного производства В действующих ценах млн. руб. 6612 7414,1 +802,1 112,1 В сопоставимых ценах млн. руб. 6612 6864,9 +252,9 103,8 Доля оборота продукции собственного производства % 75,0 71,7 -3,3 - Товарооборот по покупным товарам В действующих ценах млн. руб.


2208 2926,9 +718,9 132,6 В сопоставимых ценах млн. руб. 2208 2710,1 +502,1 122,7 Товарооборот без НДС и сборов млн. руб. 7458,5 8807,2 +1348,7 118,1 Валовой доход млн. руб. 3890,5 4598,2 +707,7 118,2 Налоги и отчисления, уплачиваемые из валового дохода млн. руб. 92,5 106,2 +23,7 114,8 Уровень налогов и отчислений % 1,24 1,21 -0,03 -


Уровень валового дохода нетто % 50,92 51,0 +0,08 - Издержки производства и обращения млн. руб. 3719 4367 +648 117,4 Уровень издержек производства и обращения % 49,86 49,58 -0,28 - Прибыль от реализации млн. руб. 79 125 +46 158,2 Рентабельность товарооборота % 1,06 1,42 +0,36 - Прибыль отчетного периода млн. руб. 83 133 +50 160,2


Одним из основных показателей, характеризующих деятельность организации общественного питания, является товарооборот. Фактический товарооборот за 2006 год был равен 8820 млн. руб фактический товарооборот за 2007 год - 10341 млн. руб. В сопоставимых ценах к 2006 году товарооборот составил 9575 млн. руб. Темп роста в сопоставимых ценах составил 117,2 %. Это произошло за счет использования разумной ценовой политики, увеличения числа посетителей.


Важным показателем, характеризующим торгово-производственную деятельность организации питания, является доля периоде составил 71,7 %-ных пунктов. По сравнению с прошлым годом доля реализации продукции собственного производства имеет тенденцию снижения. Она уменьшилась на 3,3 %-ных пунктов. Реализация покупных товаров в действующих ценах возросла на 32,6 % и за 2007 год составила 2926,9 млн. руб. По сравнению с 2006 годом наблюдается увеличение суммы реализованных торговых надбавок и наценок


на 707,7 млн. руб или на 18,2 %. Величина дохода, остающегося в распоряжении организации, в динамике возросла на 694 млн. руб или на 18,3 %. Уровень доходности увеличился за анализируемый период на 0,05 % к товарообороту. Уровень налогов и отчислений, взимаемых за счет дохода, уменьшился на 0,03 % к обороту и составил 1,21 %-ный пункт. Издержки производства и обращения увеличились на 648 млн. руб. и соста¬вили за 2007 год 4367 млн. руб. Темп прироста товарооборота без


НДС составил 118,1 %, а сумма издержек производства и обращения возросла на 17,4 %, что и обусловило уменьшение их уровня на 0,28 % к обороту. Темп уменьшения уровня издержек составил 0,6 % (0,28/49,86*100). Такая ситуация свидетельст¬вует о повышении эффективности использования текущих затрат. Столовой предприятия ЗАО «Атлант» за 2007 год получена прибыль от реализации в сумме 125 млн. руб что на 46 млн. руб. больше, чем за 2006 год. Прибыль отчетного периода возросла на 50 млн. руб или на 60,2


%, и за 2007 год составила 133 млн. руб. Из приведенных выше данных можно сделать вывод, что столовая предприятия ЗАО «Атлант» работает довольно эффективно. 2. Использование производственного и кадрового потенциала предприятия. Оценка использования кадрового потенциала Столовая предприятия ЗАО “Атлант” самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспекти¬вы развития, исходя из


заказов отрасли, спроса на продукцию и услуги и необходимости обес¬печения производственного и социального развития предприятия, повышения личных доходов его работников. Столовая предприятия ЗАО “Атлант” может материально поощрять работников организаций, обслуживаю¬щих трудовой коллектив и не входящих в состав предприятия. Произведем анализ динамики численности работников.


Таблица 2. Анализ показателей движения рабочей силы столовой предприятия ЗАО “Атлант” за 2006 - 2007 г.г. Показатели 2006 год 2007 год Отклонение 1. Среднесписочная численность работников 70 54 -16 2. Принято работников 100 133 +33 3. Уволено работников 87 98 +11 В т.ч. по сокращению численности, прогул и др. нарушения трудовой дисциплины 59 55 -4 4.


Коэффициенты - по приему 0,34 0,49 +0,15 - по увольнению 0,3 0,36 +0,06 - оборота рабочей силы 0,64 +0,85 +0,21 - текучести кадров 0,2 0,2 - - сменяемости работников 0,87 0,74 -0,13 Как видно из таб¬лицы 2, почти все коэффициенты движения рабочей силы имеют положительную динамику. Коэффициент по увольнению увеличился в динамике на 0,06, коэффициент по приему - на 0,15, что отразилось на изменении общего коэф¬фициента оборота рабочей силы.


Коэффициент сменяемости за 2007 год соста¬вил 0,74 и уменьшился на 0,13, т.е. численность уволенных работников меньше принятых в 2007 году на 26 %. Положительной тенденцией в движении кадров по столовой предприятия ЗАО «Атлант» в отчетном периоде является, что коэффициент текучести кадров не изменился и составил 0,2. Среднесписочная численность работников столовой предприятия ЗАО “Атлант” в ди¬намике уменьшилась на 16 человек и по состоянию на 1.01.2008 года составила 54 человека


(таблица 3). Анализ показателей по труду произведем на основании отчета по труду и движению работников (форма № 1-труд). Таблица 3. Анализ показателей по труду и заработной плате за 2006 - 2007 г.г. Показатель 2006 год 2007 год Оклонение (+ ) В% к прошлому году Среднесписочная численность работников, чел. 70 54 -16 94,5 Фонд заработной платы, млн. руб. 1431,7 1706,7 +275 119,2


Фонд заработной платы в % к товарообороту 19,2 19,38 +0,18 - Фонд заработной платы спи¬сочного состава, млн. руб. 1414,7 1689 +274,3 119,4 Среднемесячная заработная плата, тыс. руб. 406,5 513,7 +107,2 126,4 Производительность труда, млн. руб. в действующих ценах 30,41 37,74 +733 124,1 в сопоставимых ценах 30,41 34,95 +43 114,9 По столовой предприятия


ЗАО “Атлант” производительность труда в действующих ценах в отчетном году составила 37,74 млн. руб. По сравнению с прошлым го¬дом она возросла на 24,1 %. Однако рост производительности во многом обу¬словлен ценовым фактором. В отчетном периоде выработка на 1 работника в сопоставимых ценах составила 34,95 млн. руб. Следовательно, повышение про¬дажных цен на товары и продукцию собственного производства привело к рос¬ту


выработки на 2,79 млн. руб. (37,74 - 34,95). Следует отметить, что почти весь фонд заработной платы формируется за счет выплат, относимых на издержки производства и обращения организации. Так, за 2006 год доля этих выплат составила 100 %, а за 2007 год - 99Д %, т.е. она снизилась на ОД %. Меньшая часть выплат осуществляется за счет прибыли организации. За отчетный период доля этих выплат возросла на 1,7 млн. руб.


Таблица 4. Структура источников образования фонда заработной платы столовой предприятия ЗАО “Атлант” за 2006 - 2007 г.г млн. руб. Показатель 2006 год 2007 год Отклонение (+г) В % в прошло¬му году сумма уд.вес, % сумма УД-вес, % сумма УД-вес, % Фонд заработной платы, всего 1431,7 100,0 1706,7 100,0 +275 - 119,2 В т.ч. выплаты, вклю¬чаемые в издержки про¬изводства и обращения 1431,7 100,0 1705 99,9 /273,3


-0,1 ' 119,1 Выплаты из прибыли, остающейся в распоря¬жении организации - - 1,7 од +1,7 +0,1 При анализе уровня расходов на оплату труда, включаемых в издержки, следует учитывать, что трудоемкость производства и реализации продукции собственного производства примерно в 3 раза выше трудоемкости продажи по¬купных товаров. В связи с этим поправочный коэффициент по расходам на оп¬лату труда рассчитывается по формуле: Урот*(3,0-1,0) Крот= ─── 472;&


#9472;──&am p;#9472;─── ;─ Дсп*(3,0-1,0)+100 , к товаро¬обороту за 2006 год; Дсп - удельный вес продукции собственного производства в общем объе¬ме товарооборота за 2006 год, %. 19,2*(3,0-1,0) 38,4 Крот= ─── 472;───&am p;#9472;─── ;─ = ─── 472;─&


#9472; =0,15 75*(3,0-1,0)+100 250 По организации по сравнению с 2006 годом произошло снижение удельно¬го веса продукции собственного производства на 3,3 %-ных пунктов, что при¬вело к снижению уровня расходов на оплату труда на 0,5 % к обороту (3,3*0,15). Среднемесячная заработная плата за 2007 год составила 513,7 тыс.руб. По сравнению с предшествующим годом она возросла на 26,4 %. Темпы роста средней зарплаты превысили темпы роста всего фонда заработной платы.


Из¬менение фонда заработной платы списочного состава обеспечено ростом сред¬ней зарплаты и снижением численности персонала. 3. Организация работы предприятия Работа столовой предприятия ЗАО “Атлант” направлена на выполнение основной задачи — выпуск вкусной питательной пищи в широком ассортименте при высоком уров¬не обслуживания. Этому способствует четко налаженная про¬изводственная деятельность.


Организация производственной деятельности предприятия включает в себя следующие вопро¬сы: рациональное размещение производственных помещений, обеспечение их высокопроизводительным секционным модуль¬ным и другим новейшим оборудованием, размещение его по ходу технологического процесса в соответствие с организуе¬мыми рабочими местами. Для производства продукции определенного ассортимента или выполнения той или иной стадии технологического про¬цесса в столовой предприятия


ЗАО “Атлант” организуются цеха. Цех - это производственное подразделение предприятия, в котором осу¬ществляется механическая кулинарная обработка сырья и при¬готовление полуфабрикатов или выпускается готовая продук¬ция. Цехи в столовой предприятия ЗАО “Атлант” подразделяются на заготовочные (мясной, рыбный, овощной, птицегольевой), доготовочные (горячий, холодный), специализированные (кондитерский, кулинарный, цех мучных изделий). Кроме горячего и хо¬лодного цехов организуются цехи доработки полуфабрикатов и обработки зелени.


На современном этапе организуется значительное количе¬ство предприятий, работающих на полуфабрикатах (в том числе высокой степени готовности) и имеющих небольшую произ¬водственную программу и ограниченный ассортимент выпус¬каемой продукции, где отсутствует деление производства на цеха. Столовая предприятия ЗАО “Атлант” тесно сотрудничает с рядом предприятий, которые являются поставщиками своей продукции либо выступают в роли оп¬товых посредников:


Хладокомбинат № 2 - мороженое, мясные полуфабрикаты; Слонимский мясокомбинат, ООО «Викос» - мясная гастрономическая продук¬ция, мясные полуфабрикаты; Птицефабрика им. Крупской и Дзержинская пти¬цефабрика - птица, полуфабрикаты из птицы; Рыбокомплекс, рыбхоз «Волна», УП «Стайлерс» - рыба, морепродукты рыбные полуфабрикаты; ООО «Атабел», ОДО «Крутобор» - свежие овощи и овощная консервированная продукция;


Ев¬ропейские вина, Гарсия - спиртные напитки и так далее. Поставщиками продукции и полуфабрикатов для столовой предприятия ЗАО “Атлант” выступают: предприятия пищевой промышленности, сельскохозяйственные предприятия, торговые посредники, розничные торговые предприятия, пред¬приятия массового питания, государственные учреждения, насе¬ление, индивидуальные производители. В качестве торговых предприятий выступают предприятия и объединения


раз¬личных функциональных типов: оптовые, оптово-розничные, розничные, массового питания. Данные предприятия осущес¬твляют хозяйственную деятельность в рамках определенных организационно-правовых форм (АО, ООО, ОДО, товарищес¬тва и др.). Предприятия, участвующие в поставке продуктов питания для столовой предприятия ЗАО “Атлант” могут принадлежать отдельным, независимым соб¬ственникам. Или же несколько предприятий, занимающихся различными видами деятельности в системе снабжения (нап¬ример,


розничная и оптовая торговля), могут принадлежать одному собственнику. Однако независимо от распределения собственности основные функции производства, переработки, торговли остаются неизменными, а продвижение товаров по каналам товародвижения от одного предприятия к другому характеризуется процессом купли-продажи (включая и внут¬ренние операции реализации между отдельными предприяти¬ями и структурными единицами, объединенными одним соб¬ственником).


Рынок промежуточных продавцов для столовой предприятия ЗАО “Атлант” представлен: оптовыми организациями и предприятиями; оптово-розничными пред¬приятиями; оптовыми и мелко-оптовыми рынками; предприя¬тиями малого и среднего бизнеса, которые осуществляют доставку на рынок отдельных групп продовольственных товаров в соответствии со сложившейся рыночной конъюнктурой. Поставщиками основных групп продовольственных това¬ров для столовой предприятия


ЗАО “Атлант” являются более 50 предприятий пище¬вой промышленности республики и более 400 – коммерческих структур. Длительные и устойчивые связи сложились у пред¬приятия с минским объединением мясной промышленности, мясоперерабатывающим заводом, ОАО «МЛИТЭПС» (ГМЗ-1), гормолзаводами № 2 и 3, Гродненским мясокомбинатом. Борисовским и Бобруйским мясокомбинатами, заводом "Крис¬талл", хладокомбинатами № 1 и 2, Минскхлебпромом, кобринским и березовским молочными заводами,


НПООО Продукты питания, ООО Гисвуд, ДЛВ ОД, заводом безалко¬гольных напитков, АП «Криница», пивзаводами и др. Взаимоотношения столовой предприятия ЗАО “Атлант” с названными партнерами строятся на договорной основе, в рамках которой опреде¬ляются все условия сотрудничества. Особенности заключаемых в настоящее время договоров на поставку продукции для столовой предприятия ЗАО “Атлант” обусловлены сохраняющейся системой фондирования: договоры с поставщиками


заключа¬ются после выделения фондов и квот государством на обяза¬тельную поставку продукции внутри республики. Специалисты столовой предприятия ЗАО “Атлант” постоянно работают над рас¬ширением связей и увеличением количества поставщиков. Большое количество поставщиков дает возможность предприятию диверсифицировать (распределить на всех субъектов рынка) риск, связанный с недопоставкой товара или невыполнением заявки, увеличить ассортимент реализуемой продукции. Коммерческая сторона вопроса сдерживает систему фондирования


и ограничивается коммерческая инициатива. 4. Политика ценообразования на предприятии Розничные цены на товары (продукцию, реализуемую населению) формируются субъектом хозяйствования, осуществляющим розничную торговлю, исходя из: - отпускной цены; - оплаченной оптовой надбавки (при закупке их на территории республики у оптовых поставщиков); - торговой надбавки, определяемой субъектом хозяйствования, исходя из плановых издержек обращения, установленных налогов, неналоговых платежей и прибыли, взимаемой к отпускной


цене, или цене импортера (если не установлено ограничение по уровню взимаемой оптовой надбавки на всех участвующих посредников), но не выше 30 процентов, с учетом оптовой надбавки независимо от количества участвующих посредников. Отпускная цена (тариф) - цена (тариф), применяемая субъектами хозяйствования в расчетах за поставляемую продукцию (товары, работы, услуги) со всеми покупателями, за исключением населения. Торговая надбавка - надбавка, устанавливаемая торговыми предприятиями (иными субъектами хозяйствования)


при реализации товара (продукции) населению. Предназначена для покрытия расходов, связанных с продажей товара (продукции) в розницу, и получения прибыли от этих операций. В соответствии с законодательством уполномоченные органы государственного управления могут устанавливать ограничение (в процентном выражении) торговой надбавки. При определении цен на продукцию собственного производства столовая


ЗАО «Атлант» руководствуется Инструкцией по ценообразованию для пред¬приятий общественного питания всех форм собственности г. Минска, утвер¬жденной решением Мингорисполкома от 02.09.2002 г. № 1315. Продажные це¬ны определяются организацией с применением предельных наценок к рознич¬ным ценам в следующих размерах: - на полуфабрикаты - 30 %; - на кулинарные, булочные изделия - 50 %; - на кондитерские изделия -


60 %; - на остальную продукцию - 70 %. При формировании предприятиями общественного питания продажных цен на продукцию собственного изготовления на основе себестоимости и норматива рентабельности сырье и товары включаются в калькуляцию по ценам приобретения. Цены на покупные товары, поступившие в предприятия общественного питания по отпускным ценам и реализуемые без кулинарной обработки, устанавливаются с добавлением торговой надбавки.


Наценки в пользу предприятий общественного питания в этом случае не применяются, за исключением товаров, продаваемых в разлив и порционно. 5. Прибыль и рентабельность предприятия Столовая предприятия ЗАО “Атлант” имеет следующую динамику прибыли. Прибыль от реализации в отчетном периоде по сравнению с прошлым годом увеличилась на 46 млн.руб. За 2007 год была получена прибыль от реализации продукции собственного производства и покупных товаров


в размере 125 млн.руб. При¬быль от операционных операций увеличилась на 4 млн.руб. Прибыль отчетного периода возросла с 83 до 133 млн.руб или на 60,2 %. Уровень рентабельности увеличился до 1,51 % к товарообороту. Прибыль, остающаяся в распоряжении организации, увеличилась на 38,1 % и за 2007 год составила 87 млн.руб, или 0,99 % к обороту. Таблица 5. Динамика прибыли по столовой предприятия


ЗАО “Атлант” за 2006 - 2007 г.г млн.руб. Показатель 2006 год 2007 год Отклонение В % к про¬шлому году • 1. Товарооборот без НДС 7458,5 8807,2 +1348,7 118,1 2. Валовой доход 3890,5 4598,2 +707,7 118,2 3. Уровень валовых доходов, % 52,16 52,21 +0,05 - 4. Налоги от валового дохода 92,5 106,2 +13,7 114,8 5. Уровень налогов и отчислений, % 1,24 1,21 -0,03 - 6.


Издержки производства и обращения 3719 4367 +648 117,4 7. Уровень издержек производства и обращения, % 49,86 49,58 -0,28 8. Прибыль от реализации 79 125 +46 158,2 9. Уровень рентабельности, % 1,06 1,42 +0,36 - 10. Сальдо доходов и расходов по операционным операциям 4 8 +4 200,0 11. Сальдо доходов и расходов по внереализационным операциям - - - -


12. Прибыль отчетного периода 83 133 +50 160,2 13. Уровень рентабельности, % 1Д1 1,51 +0,4 - 14. Прибыль, остающаяся в рас¬поряжении организации 63 87 +24 138,1 15. Уровень рентабельности, % 0,84 0,99 +0,15 - Для измерения влияния факторов на прибыль произведем расчеты (табли¬ца 6). Таблица 6. Расчет влияния факторов на динамику прибыли за 2006 -


2007 г.г млн. руб. Фактор Влияние на прибыль расчет сумма 1. Изменение объема товарооборота в действующих ценах +1348,7*1,06/100 +14,3 2. Изменение уровня валового дохода +0,05*8807,2/100 +4,4 3. Изменение уровня налогов и отчислений, взимаемых за счет валового дохода -(-0,03)*8807,2/100 +2,6 4. Изменение уровня издержек производства и обращения -(-0,28)* 8807,2/100 +24,7 5.


Изменение сальдо доходов и расходов по операционным операциям 8-4 +4 6. Изменение сальдо доходов и расходов по внереализаци¬онным операциям - Итого 133-83 +50 Все факторы положительно повлияли на динамику прибыли. Так, за счет роста товарооборота на 1348,7 млн.руб. прибыль возросла на 14,3 млн.руб. Снижение уровня налогов, уплачиваемых с валового дохода, на 0,03 % к оборо¬ту способствовало росту


прибыли на 2,6 млн.руб. Уменьшение уровня издер¬жек производства и обращения на 0,28 %-ных пунктов привело к росту прибы¬ли на 24,7 млн.руб. Рост уровня валовых доходов на 0,05 % к товарообороту привело к увеличению прибыли на 4,4 млн.руб. Для оценки рентабельности столовой предприятия ЗАО “Атлант” проведем анализ динамики этого показателя. Таблица 7. Динамика рентабельности за 2006 - 2007 г. г, %


Показатель 2006 год 2007 год Отклонение 1. Рентабельность товарооборота 1,11 1,51 +0,4 2. Рентабельность текущих затрат 2,1 2,9 +0,8 3. Рентабельность фонда заработной платы 5,8 7,8 +2 4. Маржа прибыли 1,6 1,9 +0,3 5. Рентабельность совокупного капитала 4,0 3,3 -0,7 6. Рентабельность собственного капитала 4,2 4,9 +0,7 Результаты расчетов свидетельствуют о значительном росте рентабельно¬сти деятельности столовой предприятия


ЗАО “Атлант”. Рентабельность затрат живого тру¬да увеличилась на 2 %-ных пункта. Эффективность использования затрат по организации имеет тенденцию к росту - с 2,1 до 2,9 %, т.е. с каждого рубля за¬трат организация получила 2,9 руб. Доля прибыли, остающейся в распоряжении организации, в доходе возросла с 1,6 до 1,9 %, т.е. на 0,3 %. Эффективность ис¬пользования собственного капитала возросла на 0,7 % и за 2007 год составила 4,9


%. 6. Финансы предприятия Анализ финансового состояния начнем с анализа структуры активов (таб¬лица 8). Таблица 8. Структура активов столовой предприятия ЗАО “Атлант” за 2007 год Показатели Значение на 01.01.2007 Значение на 01.01.2008 Отклонение млн. руб. в%к итогу млн. руб. в%к итогу млн. руб. в%к итогу 1 2 3 4 5 6 7 Основные средства (стр.110) 1703 99,9 4271 99,9 +2568 -


Нематериальные активы 1 0,1 1 0,1 - - Итого внеоборотные активы (стр.190) 1704 100,0 4272 100,0 +2568 - В % к общей стоимости имущест¬ва 66,8 76,2 +9,4 Сырьё и материалы с учетом НДС (стр.211+214+220) 254 30,0 613 46,0 +359 +16 Незавершенное производство (стр.213) 4 0,5 5 0,4 +1 -од Готовая продукция и товары (стр.230) 344 40,7 346 26,0 +2 -14,7 Товары отгруженные, выполнен¬ные работы, услуги (стр.


240) 3 0,4 3 0,2 - -0,2 Дебиторская задолженность (стр.250) 5 0,6 68 5,1 +63 +4,5 Финансовые вложения (стр.260) 167 19,7 177 13,3 +10 -6,4 Денежные средства 65 7,6 115 8,6 +50 +1 Прочие оборотные активы 4 0,5 5 0,4 +1 -од Итого оборотные средства (стр.290) 846 100,0 1332 100,0 +486 - В % к общей стоимости имущест¬ва 33,2 23,8 -9,4 ,


Общая стоимость имущества (стр.390) 2550 100,0 5604 100,0 +3054 - Наибольший удельный вес в активах организации на начало года занимают внеоборотные активы (66,8 %), и их доля повышается. На 1января 2008 года удельный вес внеоборотных активов составил 76,2 %. На протяжении всего пе¬риода во внеоборотных активах наибольший удельный вес занимают основные средства (99,9 %). Стоимость основных средств увеличилась на 2568 млн.руб или более, чем в 2 раза.


Это связано с покупкой нового оборудования и транс¬портных средств. Удельный вес оборотных активов за анализируемый период уменьшились на 9,4 %-ных пунктов, а в абсолютном выражении возросли на 486 млн.руб. и составили 1332 млн.руб. Основная доля в оборотных средствах принадлежит запасам сырья — 46 %-ных пунктов и запасам товаров и продукции -26%. Анализ структуры пассивов свидетельствует о том, что источником фор¬мирования финансовых


ресурсов являются заемные средства (таблица 9). Таблица 9. Структура пассивов столовой предприятия ЗАО “Атлант” за 2007 год Показатели Значение на 01.01.2007 г. Значение на 01.01.2008 г. Отклонение млн. руб. в%к итогу млн. руб. в%к итогу млн. руб. в%к итогу 1 2 3 4 5 6 7 Уставный фонд (стр.510) 11 0,6 И 0,6 - - Резервный фонд (стр.


520) - - - - - - Добавочный фонд (стр.530) 1821 98,0 1876 98,6 +55 +0,6 Нераспределенная прибыль, убы¬ток (стр. 540-550) 27 1,4 16 0,8 -11 -0,6 Итого источников собственных средств (стр.590) 1859 100,0 1903 100,0 +44 - В % к общей стоимости имущест¬ва 72,9 34,0 -38,9 Доходы и расходы (стр.690) -70 -2,7 -105 -1,9 -35 +0,8 Заемные средства - - 515 13,5 +515 +13,5 Кредиторская задолженность и прочие расчеты и обязательства 761 100,0 3291 86,5


+2530 -13,5 Итого обязательств 761 100,0 3806 100,0 . +3045 - Общая стоимость имущества (стр.390) 2550 100,0 5604 100,0 +3054 - Источники собственных средств в общей сумме составляют на 01.01.2008 34 %, при этом по сравнению с 01.01.2007 г. этот показатель уменьшился на 38,9 %-ных пунктов. Расходы возросли на 35 млн.руб а их доля снизилась на 0,8 %.


Заемные средства представлены краткосрочными кредитами и кредитор¬ской задолженностью. Доля заемных средств возросла на 38,1 %-ный пункт, а сумма - на 3045 млн.руб Определим собственные оборотные средства - из суммы итогов разделов 3 и 4 вычтем итог 1 раздела. На 1 января 2007 года - 1859 - 70 - 1704= 85 млн.руб. На 1 января 2008 года - 1903 - 105 - 4272= -2474 млн.руб.


Расчет коэффициентов финансовой устойчивости произведем, руково¬дствуясь Инструкцией по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности, утвер¬жденной Министерства финансов, экономики и анализа и статистики от 14.05.2006 № 81/128/65 (в ред. 02 25.05.2008 № 57/88/58). Таблица 10. Динамика коэффициентов финансовой устойчивости столовой предприятия ЗАО “Атлант” за 2007 год Коэффициент На 1.01.2007г.


На 1.01.2008г. Отклонение Оптимальное значение 1. Автономии 0,7 0,32 -0,38 >0,5 2.Обеспеченности финансо¬вых обязательств активами 0,3 0,68 +0,38 не > 0,85 3. Соотношения заемных и собственных средств 0,43 2,12 +1,69 <1 4. Платежеспособности 1,1 0,33 -0,77 >1 5. Покрытия 2,33 0,47 -1,86 >4 6.Обеспеченности собствен¬ными оборотными средствами од -1,9 -2 >0,1 7. Абсолютной ликвидности 0,3 0,08 -0,22 >0,3 8.


Промежуточной ликвидно¬сти 0,31 0,09 -0,22 >0,5 9. Текущей ликвидности 1,11 0,35 -0,76 >1 Одним из важнейших показателей, характеризующих финансовую авто¬номность организации, является коэффициент соотношения заемных и собст¬венных средств. Если отношение заемных средств к собственному превышает 1, то финансовая устойчивость организации достигает критического уровня. В анализируемой организации на 1 января 2008 года он составил 2,12, что на 1,69


пунктов больше, чем на 1 января 2007 г. Таким образом, зависимость столовой предприятия ЗАО “Атлант” от внешних источников финансирования значительно повы¬силась. По расчетам коэффициент платежеспособности на начало года составил 21,1, на конец отчетного года - 0,33, то есть он находится ниже оптимального уров¬ня. Способность организации выполнять свои обязательства анализируется через коэффициент покрытия задолженности.


На начало 2007 года коэффици¬ент составлял 2,33, на 1 января 2008 года - 0,47, то есть на конец исследуемого пе¬риода величина показателя находится ниже допустимого уровня. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами уменьшился с 0,1 до -1,9, что объясняется отсутствием собственных оборотных средств. Коэффициент автономии уменьшился на 0,38 и составил 0,32. Платежеспособность организации характеризуют также коэффициенты ликвидности.


Так, коэффициент текущей ликвидности должен быть больше 1, фактически на конец периода он составил 0,35. Коэффициент промежуточной ликвидности должен быть больше 0,5, а его значение изменилось с 0,31 до 0,09. Коэффициент абсолютной ликвидности на 1 января 2008 года составил 0,08, а его оптимальная величина - 0,3. Таким образом, показатели ликвидности столовой предприятия ЗАО “Атлант”, рас¬смотренные в различных аспектах, характеризуют неспособность организации к погашению


своих финансовых обстоятельств. 4. Индивидуальное задание Сбор данных для выполнения дипломной работы Для дипломной работы собирались данные статистической и бухгал¬терской отчетности предприятия, а также оперативно¬го учета результатов коммерческой работы, све¬дения об общем объеме товарооборота, его структуре, динамике, объеме закупок, размере товарных запасов, товарооборачиваемости, размерах дебиторской и кредиторской задолженности, вы¬полнения договоров поставки,


издержках обращения, рентабель¬ности и так далее. Все исследования осуществляются с двух позиций: оценка тех или иных маркетинговых параметров для данного момента времени и прогнозирование их значений в будущем. Как правило, прогнозные оценки используются при разработке как целей и стратегий развития организации в целом, так и ее деятельности. Предприятие, которое заказало проведение исследования или проводит его


самостоятельно, должно получить информацию относительно того, что продавать и кому, а также о том, как продавать и как стимулировать продажи, что имеет решающее значение в условиях конкуренции. Результаты исследования могут предопределить изменение целей деятельности компании. После завершения сбора данных производится их систематизация и анализ. Анализ данных начинается с перевода «сырых» данных в осмысленную информацию и включает их введение


в компьютер, проверку на предмет ошибок, кодирование, представление в матричной форме. Все это называется преобразование исходных данных. Анализ преследует цель определения потенциальной емкости рынка для выпускаемой продукции, определение характера потребительского спроса, распределение спроса по разным регионам. Задачей маркетинговой деятельности по исследованию товаров является определение потребностей рынка


в новых изделиях, улучшения или модернизации уже существующих. Анализ собранной информации необходим для вывода из совокупности полученных данных показателей среднего уровня, переменных составляющих и выявления разного рода взаимосвязей. Анализ, в основе которого лежит использование статистических процедур (например, проверка гипотез) с целью обобщения полученных результатов на всю совокупность, называется выводным анализом.


Анализ различий используется для сравнения результатов исследования двух групп (двух рыночных сегментов) для определения степени реального отличия в их поведении, в реакции на одну и ту же рекламу и так далее. Анализ связей направлен на определение систематических связей (их направленности и силы) переменных. Например, определение, как увеличение затрат на рекламу влияет на увеличение сбыта. Предсказательный анализ используется в целях прогнозирования развития событий в будущем, например,


путем анализа временных рядов. Особое значение при проведении анализа отводится прогнозированию. Учитывая, что экономическая среда определяется разновекторными и многофакторными составляющими, то при осуществлении прогнозирования при проведении исследований наиболее целесообразно использовать следующие группы методов: корреляционно – регрессионный анализ, многофакторное моделирование. Методы экстраполяции сами по себе не способны с необходимой надежностью использоваться для прогнозирования,


хотя и являются важным дополнительным методом. Наиболее комплексные и сложные показатели можно прогнозировать с помощью экспертных методов (хотя это и не всегда возможно). В последнее время для прогнозирования маркетинговых показателей все чаще используется метод сценариев, совмещающий в себе качественные и количественные методы. Изучение бизнес-плана предприятия Успех любой деятельности субъекта хозяйствования напрямую зависит


не только от влияния рыночных механизмов, но и от того насколько успешно планирует субъект хозяйствования свои действия. Этап предварительного анализа и планирования намечаемой деятельности всегда должен предшествовать этапу внедрения и функционирования. В этом случае немаловажной является предварительная оценка, анализ получаемой прибыли, расчет рентабельности, ликвидности и так далее, то есть на основании этих показателей предприятие решает вопрос о дальнейшей деятельности в данном направлении.


Первичный анализ деятельности должен выявить наиболее слабые стороны предприятия с целью дальнейшего их исправления. Для того, чтобы выжить в условиях конкуренции предприятие первым должно проявить инициативу (прежде всего и в отношении своих работников). Любой субъект хозяйствования независимо от формы собственности имеет шансы на успех только в том случае, если он работает с полной отдачей. Только проявив первым инициативу можно первым получить выигрыш от этого.


Бизнес-план является объектом интеллектуальной собственности, предметом коммерческой тайны и подлежит соответствующей защите. Бизнес-план является также одним из первых обобщающих документов обоснования инвестиций и содержит укрупненные данные о планируемой номенклатуре и объемах выпуска продукции, характеристики рынков сбыта и сырьевой базы, потребность производства в земельных, энергетических и трудовых ресурсах, а также содержит ряд показателей, дающих представление о коммерческой, бюджетной и экономической эффективности


рассматриваемого проекта и в первую очередь представляющих интерес для участников-инвесторов проекта. Расчеты показателей адаптированы к требованиям и условиям современного отечественного и зарубежного инвестирования. Необходимость бизнес-плана обусловлена следующими причинами: -решением вопросов планирования, строительства проектов, их реализацией, расширением, реструктуризацией, модернизацией и др. причинами; -привлечением денежных средств в виде кредитов для реализации проектов, коммерческих сделок; -привлечением


к реализации планов предприятия потенциальных партнеров, которые могут вложить собственный капитал или имеющиеся у них новейшие технологии. Функции бизнес-плана: Первая функция связана с возможностью использования для разработки концепции, стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима как в период создания предприятий, так и выработки (выбора) новых направлений деятельности. Вторая - функция планирования, позволяющая оценить возможности развития нового направления


деятельности, контролировать процессы развития предприятия, выполнение бизнес-плана. Третья функция позволяет привлекать денежные средства (ссуды и кредиты). Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов предприятия потенциальных партнеров, которые смогут вложить собственный капитал или имеющиеся у них новейшие технологии. Бизнес-план должен убедить потенциального инвестора в том, что он сможет получить прибыль, вступив


в коммерческие отношения с данным предприятием. Конечная цель разработки бизнес-плана - планирование хозяйственной деятельности предприятия на будущее. Планирование деятельности фирмы дает многое, например: -заставляет руководителей заниматься перспективами фирмы. -позволяет осуществлять более четкую координацию предпринимаемых усилий по достижению поставленных целей. -устанавливает показатели деятельности фирмы, необходимые для последующего контроля. -заставляет


руководителей четче и конкретнее определить свои цели и пути их достижения. -делает фирму более подготовленной к внезапным изменениям рыночных ситуаций. -наглядно демонстрирует обязанности и ответственность всех руководителей фирмы. Розничный товарооборот и вскрытие резервов его увеличения Развитие товарооборота столовой предприятия ЗАО “Атлант” характеризуется данными таблицы 11. Таблица 11. Анализ товарооборота столовой предприятия


ЗАО “Атлант” за 2006 – 2007 г. г млн. руб. Показатели 2006год 2007 год Отклонение В%к прошл ому году сумма удельн ый вес, % сумма удельн ый вес, % сумма удельн ый вес, % 1. Розничный товаро¬оборот а) в действующих ценах 7963 90,3 9971,6 96,4 +2008,6 +6,1 125,2 б) в сопоставимых ценах 7963 90,3 9233 96,4 +1270 +6,1 116,0 2. В т.ч. розничная реа¬лизация собственной продукции а) в действующих ценах 5755 65,3 7044,7 68,1 +1289,7 +2,8 122,4 б) в сопоставимых ценах 5755 65,3 6522,9 68,1


+767,9 +2,8 113,3 3. Оптовая реализация товаров а) в действующих ценах 857 9,7 369,4 3,6 -487,6 -6,1 43,1 б) в сопоставимых ценах 857 9,7 342 3,6 -515 -6,1 39,9 4. Реализация продукции а) в действующих ценах 6612 75,0 7414,1 71,7 +802,1 -3,3 112,1 б) в сопоставимых ценах 6612 75,0 6864,9 71,7 +252,9 -3,3 103,8 5. Общий товарооборот а) в действующих ценах 8820 100,0 10341 100,0 +1521 - 117,2 б) в сопоставимых ценах 8820 100,0 9575 100,0 +755 -


108,6 В отчетном периоде по сравнению с прошлым общий товарооборот в дей¬ствующих ценах возрос на 17,2 %, в т.ч. розничный - на 25,2 %, оборот по про¬дукции собственного производства - на 12,1 %. Следовательно, более высокие темпы прироста товарооборота наблюдаются по розничному товарообороту. Общий товарооборот возрос на 1521 млн. руб в т.ч. за счет розничной реа¬лизации - на 2008,6 мн. руб а за счет оптовой реализации снизился на 487,6 млн. руб.


За счет ценового фактора товарооборот столовой предприятия ЗАО “Атлант” уве¬личился на 766 млн.руб что составляет 8,7 % к товарообороту прошлого пе¬риода (766/8820* 100). Доля розничного товарооборота увеличилась с 90,3 до 96,4 %, или на 6,1 %-ный пункт, соответственно уменьшился удельный вес оптовой реализации. Доля собственной продукции в общем товарообороте в отчетном периоде составила 71,7 %-ных пунктов. По сравнению с прошлым годом доля реализа¬ции продукции собственного


производства имеет тенденцию снижения. Она уменьшилась на 3,3 %-ных пунктов. Таблица 12. Оценка динамики розничного товарооборота столовой предприятия ЗАО “Атлант” за 2006 - 2007 г.г млн.руб. Показатели 2006 год 2007 год Отклонение В%к про¬шлому году сум¬ма удель¬ный вес, % сумма удель¬ный вес, % сумма удель¬ный вес, % 1. Розничный товарообо¬рот а) в действующих ценах 7963 100,0 9971,6 100,0 +2008,6 -


125,2 б) в сопоставимых ценах 7963 100,0 9233 100,0 +1270 - 116,0 2. В т.ч. реализация соб¬ственной продукции а) в действующих ценах 5755 72,3 7044,7 70,6 +1289,7 -1,7 122,4 б) в сопоставимых ценах 5755 72,3 6522,9 70,6 +767,9 -1,7 113,3 3. Продажа покупных то¬варов а) в действующих ценах 2208 27,7 2926,9 29,4 +718,9 +1,7 132,6 б) в сопоставимых ценах 2208 27,7 2710,1 29,4 +502,1 +1,7 122,7 По сравнению с прошлым годом в действующих ценах наблюдается


рост розничного товарооборота на 25,2 %, в том числе по реализации собственной продук¬ции - на 22,4 %, по покупным товарам - на 32,6 %, т.е. наиболее быстрые тем¬пы роста отмечены по продаже покупных товаров. Розничный товарооборот в сопоставимых ценах по покупным товарам увеличился на 22,7 %, а по собст¬венной продукции - на 13,3 %. Это обусловило повышение доли реализации покупных товаров по сравнению с прошлым периодом на 1,7 %-ных пунктов и соответственно снижение доли розничной реализации продукции


собственного производства. На развитие товарооборота большое влияние оказало повышение рознич¬ных цен на товары и сырье. Фактический розничный товарооборот за 2007 год в сопоставимых ценах составил 9233 млн.руб. Следовательно, за счет ценового фактора розничный товарооборот организации в динамике увеличился на 738,6 млн.руб. (9971,6 - 9233). Темп роста розничного товарооборота в сопоставимых ценах к прошлому году составил 116 %. Физический объем товарооборота в динамике увеличился на 1270 млн.руб.


Для повышения эффективности торгово-производственной деятель¬ности организации необходимо: • расширить ассортимент предлагаемых блюд; • увеличивать заинтересованность работников в результатах своего труда с помощью применения дифференцированных премиальных выплат за счет выплат из чистой прибыли; • совершенствовать организацию труда и режим работы с целью повышения эффективности использования оборудования и др; • повышение эффективности использования оборотных средств.


Столовая предприятия ЗАО “Атлант” является одним из динамично развивающихся организаций общественного питания и имеет большие перспективы роста. Заключение Сделаем основные выводы и заключения. Услугами предприятий общественного питания население пользуется ежедневно. Сущ¬ность требований населения сводится к обеспечению возможности своевременно приобретать все необходимые това¬ры высокого качества, в нужном ассортименте с наименьшими затратами времени при


максимальных удобствах. Результаты деятельности торговой отрасли, которые обеспе¬чивают ее участие в формировании современного образа жизни населения, и уровень ее развитая можно свести к трем характе¬ристикам: культура торговли, качество торгового обслуживания, культура обслуживания покупателей. В будущем, с появлением на рынке потенциальных конку¬рентов, предприятие будет активно воздействовать на них в части проведения соответствующей ценовой и ассортиментной политики, а также путем расширения


круга дополнительно предоставляемых покупателям услуг. Обозначенные цели и направления их достижения опреде¬ляют стратегию деятельности столовой предприятия ЗАО “Атлант” как стратегию рос¬та и обеспечения устойчивого положения на рынке. Основой проводимой ассортиментной политики будет яв¬ляться увеличение ассортимента реализуемых блюд вширь (разнообразие товарных позиций), так и вглубь (рост то¬варных разновидностей в пределах одной


товарной группы). Расширение ассортимента реализуемых блюд в столовой предприятия ЗАО “Атлант” предпола¬гается вести по следующим направлениям: расширение связей с поставщиками товаров по номенкла¬туре продукции и полуфабрикатов; установление постоянных связей с фирмами, ввозящими товары в республику, и работа с ними по заказам; расширение связей с колхозами и совхозами, имеющими перерабатывающие цеха; открытие собственного цеха по изготовлению полуфабрика¬тов и кулинарных изделий (что даст возможность


повысить уровень торговой надбавки); открытие собственного цеха по выпечке хлебобулочных и кондитерских изделий с установлением мини-пекарни; оказание услуг по формированию заказов и доставке их по указанному адресу. Список использованных источников 1.Закон «О защите прав потребителей». Введен в действие с 1 января 1994 г. 2.Правила разносной торговли и продажи товаров по зака¬зам. Приказ Министерства торговли Республики Беларусь от 4 апреля 1997 г №44. 3.Правила торговли на рынках


Республики Беларусь. Тон¬кая Министерства торговли Республики Беларусь от 8 июля 1998 г №100. 4.Правила работы магазинов-складов на территории Рес¬публики Беларусь. Приказ Министерства торговли Республики Беларусь от 16 июня 1998 г № 84. 5.Типовое положение о фирменном магазине предприятия (объединения). Приказ Министерства торговли Республики Бела¬русь от 27 октября 1998 г № 138. 6.О развитии фирменной


торговли. Указ Президента Рес¬публики Беларусь от 20 марта 1996 г № 113, а также другие за¬конодательные и специальные нормативные акты. 7.Основные правила ведения розничной торговли и торгово-производственной деятельности на территории Республики Беларусь. Мн.: Госстандарт, 1993. 8.Браймер Роберт А. Основы управления в индустрии гостеприимства. М.: Аспект Пресс, 1995. 9.Захарченко М.Н Кучер Л.С.


Обслуживание на предприятиях общественного питания. М.: Экономика, 1986. 10.Котлер Ф. Маркетинг. Гостеприимство и туризм / Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 1998. 11.Общественное питание. М.: Приор, 1998. 12.Организация обслуживания потребителей на предприятиях общественного питания / Под ред. И.Н.Фурса. Мн.: Бел.Ассоц.кулинаров, 1998. 13.Организация общественного питания //


Справочник / Сост. Т.А.Баранов. М.: Росагропромиздат, 1988. 14.Организация работы предприятий общественного питания: Учеб. пособие. М.:, Экономика, 1990. 15.Пятницкая Н.А„ Лазарев Б.Г. Организация обслуживания в предприятиях общественного питания. Киев: Вища шк 1989.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.