ВВЕДЕНИЕ
Изучение этнологии и этнических процессов представляется необходимым в свете событий XX века, которые заставили человечество обратить внимание на проблемы этничности. Процессы расширений межкультурных взаимосвязей, объединение Европы, распад целого ряда межнациональных государств, агрессивный многонационализм, этнические конфликты и геноцид, полностью опровергли гуманистические иллюзии о едином человечестве.
В работе Г.Т. Тавадова «Этнология» дается изложение истории и теории этнологической науки.
В работе А.П. Садохина и Грушевицкой «Этнология» рассматривается этнология как наука, исследуются проблемы этнологии.
В своих работах авторы обращают внимание на самостоятельность этнологии как науки. Ключевыми словами, используемыми в работах, являются общество, народ, человечество, этническая идентичность, этническое сознание, межэтнические конфликты, этнические процессы и этнические группы. В становлении отечественной этнологии большую роль сыграла теория этногенеза Л.Н. Гумилева. В настоящее время в современной этнологии появилось много смежных дисциплин, таких как: этносоциология, этнопсихология, этнолингвистика.
Этнология – это наука, изучающая процессы формирования и развития этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, закономерности их культурного поведения и взаимодействия, взаимосвязи личности и социальной среды. Таким образом, предметное поле современной этнологии очень широко, и различные его направления в той или иной степени пересекаются с близкими, родственными науками. Основным объектом исследования этнологии являются этносы, которые реализуют свою жизнедеятельность в экономической, социальной и культурной и других сферах, эти же стороны человеческой жизнедеятельности изучаются соответствующими науками. Среди этих наук наиболее близкими к этнологии являются: антропология, культурология, социология, психология, география, лингвистика, этнография.
ГЛАВА I
Самой близкой к этнологии наукой является антропология. Общим предметом исследований для них являются вопросы происхождения рас, их распределения по регионам и континентам нашей планеты, изменение физического облика людей в результате культурно-исторического процесса, антропологического состава этносов. При этом каждая наука сохраняет свою самостоятельность за счет собственных методологических оснований и исследовательских аспектов. По своей предметной области этнология шире, чем антропология. Антропология была и остается наукой о биологической, физической природе человека. В отличие от антропологии этнология занимается исследованием общественных изменений и изменений этнических общностей. В настоящее время во взаимосвязи этих наук существует некоторая неопределенность, которая вызвана существованием таких направлений как социальная антропология и культурная антропология. Социальная антропология изучает групповые отношения и социальные процессы. Предметом этой науки является социальная организация жизни человека и его жизненного мира. В качестве объектов выступают сообщества людей, объединенных сходными условиями жизни: единым местом проживания, политической организацией, общей культурой и языком.
Предметом изучения культурной антропологии является взаимоотношения человека и культуры. Она стремиться раскрыть вопросы происхождения, строения и развития культуры в рамках конкретно-исторической социальной организации. При этом социум рассматривается как среда существования человека и культуры, имеющая как естественную, так и искусственную природу. Таким образом, отметим, что социальную и культурную антропологию следует рассматривать как два научных направления, изучающих один и тот же объект в разных аспектах. «В то же время в научной литературе существует широко распространенная точка зрения, согласно которой этнология, культурная антропология и социальная антропология, разные названия одной и той же науки. При внимательном анализе каждого из этих трех научных направлений обнаруживается, что такого рода отождествление является весьма условным и не всегда правомерным»1.Этнология шире, чем антропология по своему предметному полю. Проблемы этногенеза, проблемы этничности и этнических групп, расселения народов, демографических процессов в поле зрения антропологии никогда не попадали, и следовательно, антропологию условно можно рассматривать как часть этнологии.
Этнология и социология. Этносы как объект изучения этнологии являются результатом развития не только природных, но и социокультурных процессов. Поэтому этнология включает социологический и культурологический аспекты исследования этнических процессов и тем самым пересекается с социологией и культурологией. При этом необходимо отметить, что социология и этнология имеют общую историю и единые корни. Изначально социология складывалась как наука о формах совместной жизни и деятельности людей, предметом её изучения были формы человеческой социальности: социальные группы и слои, социальная культура, социальные институты. Центральной категорией в изучении социологии являются общество, обозначающее формы связей между людьми, как правило живущими и действующими на общей территории. Социологи ориентируются на исследование форм социального взаимодействия. Эти элементы социальных отношений представляют научный интерес и для этнологии. Но изучение этих вопросов этнологией осуществляется иным способом, чем в социологии.
Близость и широта взаимных научных интересов к одним и тем же общественным явлениям в социологии и этнологии оказались настолько велики, что в 30-е годы прошлого столетия на стыке этих двух наук сформировалось отдельное научное направление – этносоциология. Таким образом, «этнологию определили как пограничную научную дисциплину, изучающую социальные процессы в разных этнических средах и этнические процессы в социальных группах».1
Этнология и культурология. Этнос является и культурной общностью и, поэтому, этнологи в своих работах используют и культурологические концепции. Этнология принимает изменчивость и гибкость культурной традиции, и конечно её интересует вопрос, какие специфические процессы происходят в этносе в период модификации культурной традиции. Под культурологией чаще всего понимают науку, изучающую историю и теорию культуры, историю культурно-логических учений, философию культуры, социологию и психологию культуры, экологию культуры, знания об искусстве и учреждениях культуры (театроведение, музееведение, библиотечное дело). Этнология же неразрывно связана с изучением культурной специфики этносов, отличающей народы друг от друга. Ведь являясь родовым свойством человека, культура каждого этноса тем не менее возникает в результате приспособления именно этого народа к конкретным условиям его быта. Изучение специфики этнических культур, бесспорно задача этнологии. Таким образом, авторы делают выводы о прекрасном дополнении культурологи и этнологии. «Этнология, культурология и социология имеют пересечения в предмете своего исследования, но каждая изучает этот предмет с новой стороны, заимствуя, конечно, выводы и достижения друг друга».2
Этнология и этнография. Наиболее близкой и родственной к этнологии является этнография. Первоначально этнография фиксировала культурно-бытовые и социальные отличия между народами, и прежде всего отличия неевропейских народов от европейских, и это породило представление о ней как о науке , изучающей культурно отсталые народы. Особое внимание этнография уделяет отжившим или отживающим явлениям в культурной и социальной жизни этносов с целью ретроспективного анализа человеческой истории, и это объективно способствует оценке её как науки о пережитках, и следовательно, не имеющей будущего. Современная историческая практика свидетельствует об ошибочности такой оценки, поскольку интерес этнологии к традиционным основам жизни народов усиливается с обострением общей этнической ситуации во многих регионах мира. И сегодня и в обозримом будущем все этносы стремятся сохранить свои особенные черты, которые отличают один этнос от другого. А необходимость решения многочисленных этнических конфликтов постоянно стимулирует потребность в изучении этих особенностей этнографией и в теоретическом обобщении её данных этнологией, т.е. современная этнология дает этнографии концептуальный аппарат. Этнография как таковой является в большей мере описательной наукой. Этнология является её теорией.
Этнология и психология. Весьма важное значение для этнологии имеет её взаимосвязь с психологией. Психология , как известно, изучает психические состояния личности, стереотипы поведения и восприятия, психические отклонения, типичные характеры. В настоящее время психология – одна из наиболее динамично развивающихся дисциплин. Внутри психологии проблемой взаимосвязи индивида с окружающей средой занимается социальная психология, знания которой часто оказываются полезными и для этнологии. Особенно это относится к вопросам ролевого, нормативного и отклоняющегося поведения человека, механизмов формирования стереотипов сознания и этнического самосознания. Этнологический подход к психологическим и социально-психологическим проблемам состоит, с одной стороны, в определении культурной и социальной обусловленности психических состояний и внутриличностных процессов восприятия мышления, эмоций, сознания, индивидуальных особенностей, желаний, целей и интересов личности, а с другой – в понимании социокультурной природы межличностных отношений и групповой динамики. В этой области этнологии сложились отдельные исследовательские направления, среди которых следует выделить теорию социализации и инкультурации, этнологию детства, теорию аккультурации, концепцию этнического характера.
Взаимосвязь этнологии и психологии получила свое выражение в формировании общей межпредметной области знания – этнопсихологии. Предметное поле этнопсихологии включает в себя вопросы этнических особенностей психики людей, национального характера, этнического самосознания и этнической самоидентификации, культурно-психологических характеристик этнических групп, рас, семейно-родственных отношений в разнообразной культурной среде.
Кроме того, не без влияния этнологии в психологической науке сравнительно недавно возникло такое направление, как психология культуры, поставившая в качестве своей научной цели выявление закономерностей становления и развития психологических характеристик человека в зависимости от его культурных ориентаций. Она также стремиться раскрыть особенности символического мира и ценностных приоритетов личности, механизмы влияния культуры на психическое состояние и поведение этнических групп.
Этнология и лингвистика. Исследования лингвистов в области родства тех или иных языков важны для этнологии как показатели общности культур и, соответственно, народов на, говорящих на этих языках. Языки проходят сложный путь исторического развития, как и этнические личности.
Этнология в языковой классификации исходит из представления о взаимопонимании между людьми, принадлежащих к одной этнической группе. Наряду со взаимопониманием этнология учитывает также осознание людьми своей культурно-языковой близости с другими народами и этническими группами. Как мы видим, лигвистические исследования играют очень важную роль в этнологии. Но все же лингвистическая классификация народов мира не полностью совпадает с этнологической, т.к. понятия «этнос» и «язык» не идентичны. Этническая дифференциация человечества имеет более комплексный характер. В связи с этим при формировании этнической картины мира языковая классификация учитывает строгое языковое родство между народами и этническое своеобразие каждого из них.
ГЛАВА II
Наука является одной из определяющих особенностей современной культуры. Сегодня невозможно обсуждать социальные, культурные, антропологические проблемы, не принимая во внимание развитие научной мысли. Одной из основных отличительных черт современного этапа человеческого развития является возрастание роли науки в жизни общества. Специфика науки состоит в выработке особых, научных знаний, доказанных и подтвержденных опытом, экспериментами и сопоставлением. Споры о роли науки в области социальной работы усилились с ростом научной деятельности и появлением философских основ в критике преобладающей научной парадигмы. Возникает вопрос о роли научных исследований в знаниях социальных работников, проверка достаточности достоверных научных знаний, какие знания могут быть применены и использованы и споры о полезности методов применения на практике.
Наука обеспечила хорошие знания специалистам по социальной работе, которые они могут применить на практике. Знания об окружающей нас социальной действительности – это важное орудие практического воздействия на науку. Существенными компонентами системы элементов научной теории являются вытекающие из закономерностей и принципов следствия, запечатленные в методах, технологических алгоритмах и приемах. Они дают ключ к решению проблемных ситуаций и практических задач. Акцент на методологический плюрализм в исследованиях и разработке общих стандартов для оценки знаний может помочь содействовать дальнейшему сближению между различными группами в спорах о роли науки в социальной работе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При рассмотрении взаимосвязи этнологии с другими науками была проанализирована специальная и учебная литература по этнологии, были исследованы данные периодической литературы. В реферате использован научный стиль написания.
Исходя из всего этого, мы делаем выводы, что этнология – это новая и важная область научного познания. И каждый человек с пытливым умом, стремящийся узнать что-то новое о самом себе, о происхождении народов и их отличия друг от друга, найдет в этой науке немало интересного. Кроме того, этнология ориентирована на достижение целей, поставленных социальными работниками и проявляется в гуманном и милосердном отношении к человеку.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
www.ethnology.ru
Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А .Этносоциология: учебное пособие для вузов. М.- Аспект пресс, 2006. – 256с.
Основы социальной работы/Ответств.ред.П.Д.Павленок.-М.:Инфра-М,2007.-560с.
Садохин А.П. Этнология: учебник/А.П.Садохин.-М.,2006.-287с.
Тавадов Г.Т. Этнология .-М.: Дашков и Ко,2009.- 408с.
Этнология / Под ред. Миськовой Е.В., Мехедова И.Л., Пименова В.В.: Учебное пособие – М.: Академический Проект; Издательство «Культура»,2005.-624с.
1 Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Этнология: учебник. - М.,2006. – 14 с.
1 Арутюнян Ю.В, Дробижева Л.М, Сусоколов А.А. Этносоциология. – М .:Аспект пресс.,2005.-10 с.
2 Тавадов Г.Т. Этнология. - М.: Дашков и Ко.,2009.-24 с.
! |
Как писать рефераты Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов. |
! | План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом. |
! | Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач. |
! | Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты. |
! | Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ. |
→ | Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре. |