Реферат по предмету "Социология"


Выбор брачного партнера

--PAGE_BREAK--Глава 2  Выбор брачного партнера и чувство любви 2.1 Развитие отношений в добрачной паре.
М.А. Абалакина обосновала теоретическую модель соотношения процессов межличностного восприятия и динамики добрачных отношений. Автор выделяет три стадии позитивного развития отношений в добрачной паре. На первой стадии происходит встреча партнеров и формирование первых впечатлений друг о друге. Вторая стадия начинается, когда отношения переходят в устойчивую фазу, т. е. и сами партнеры, и окружающие воспринимают диаду как достаточно стабильную пару. Отношения становятся более или менее интенсивными и характеризуются высокой эмоциональностью. Третья стадия возникает после решения партнеров о вступлении в брак. Снижается степень идеализации, возрастает удовлетворенность отношениями с партнером. В промежутке между первой и второй стадиями стимульные, чисто внешние параметры, в частности физическая привлекательность, уступают место сравнению мотивационно-потребностной, ценностной или ролевой сфер личности партнера. [6, c.29 — 30].

Результаты многих исследований показали: совокупность добрачных факторов, побудивших молодых людей заключить семейный союз, существенно влияет на успешность адаптации супругов в первые годы совместной жизни, на прочность брака или вероятность развода. Такими добрачными  факторами являются: место и ситуация знакомства молодых людей; первое впечатление друг о друге (положительное, отрицательное, амбивалентное, индифферентное); социально-демографические характеристики вступающих в брак; продолжительность  периода ухаживания; инициатор брачного предложения: юноша, девушка, родители, другие; время обдумывания брачного предложения; ситуация оформления брака; возраст будущей пары; родители и отношение последних к браку своих детей; динамические и характерологические особенности супругов; отношения в семье с братьями и сестрами.

Установлено, что благотворно влияют на брачные отношения: знакомство на работе или в учебном заведении; взаимное положительное первое впечатление; период ухаживания от одного до полутора  лет; инициатива брачного предложения со стороны мужчины; принятие предложения после непродолжительного обдумывания (до двух недель); сопровождение регистрации брака свадебным торжеством.

Специальных компенсирующих мер требуют добрачные отношения, имеющие некоторые особенности:

·                        Случайный характер знакомства. Исследования показали, что более 60%  благополучных супругов  познакомились на работе или студенческой скамье.

·Отрицательное, амбивалентное и индифферентное первое впечатление.

·Короткий (до шести месяцев) или долгий (более трех лет) период ухаживания

· Проявление прямой или косвенной инициативы заключения брака со стороны женщины  (вынужденное или спровоцированное). В первую очередь речь идет о беременности. Исследования показали, что вероятность распада семей с добрачной беременностью примерно в 2 раза выше по сравнению с другими ситуациями. Это можно объяснить тем, что, во-первых, добрачная беременность нарушает процесс адаптации жениха и невесты к браку. Из нормального хода развития  взаимоотношений мужчины и женщины практически выпадает важнейшая стадия развития семьи – освоение  новых для себя супружеских ролей. Молодые люди сразу «перескакивают» на следующую  стадию семейной жизни, связанную с рождением и воспитанием ребенка. Во-вторых, появление ребенка резко обостряет экономические проблемы, вызывая частые конфликты, напряженность супружеских взаимоотношений, провоцирует принятие решений о разводе.

·Продолжительность брачного предложения(более двух недель).

·Возраст будущей  пары. Это относится к тем молодым людям, которые  спешат или вынуждены по разным причинам сразу после школы выйти замуж или жениться. В 18 лет девушка, как правило, способна стать матерью, ее организм полностью сформировался, она уже окончила школу, и определилась в своей дальнейшей жизни. Но в этом возрасте, а тем более раньше (современное белорусское законодательство разрешает заключение брака, начиная с 16 лет) вряд ли стоит торопиться выходить замуж. Наиболее приемлемое время для замужества, по мнению психологов, социологов, — 22 -23 года [6, c.30 — 32].
       Личность женщины формируется, моделируется, также как и личность мужчины, в подростково-юношеском возрасте, приблизительно на рубеже от 16 до 20 лет, или, если угодно, смотря как у кого, в возрасте от 15 до 19 лет. Чтобы удовлетворительно жить и успешно функционировать как личность в динамично развивающихся обществах стран мира, женщина обучается, адаптируется к среде, дабы обладать рядом качеств, необходимых ей в борьбе за свое особенное существование [10, с.7].

       Мужчине тоже вряд ли стоит жениться в 16-18 лет. Мужской организм созревает позднее женского: до 25 лет будут расти кости, мышцы, формироваться характер, темперамент. Кроме того, супружество – это  начало регулярной половой  жизни, часто непосильная нагрузка для неокрепшего мужского организма, и он преждевременно изнашивается. Прибавляются  материальные проблемы, сложности быта – у 18-19-летнего мужа может наступить глубокое разочарование в семейной жизни. Ранний брак по плечу не каждому, но социально определившимся людям, зрелым  личностям не следует надолго  откладывать его заключение.

В последние годы отмечается тенденция к «взрослению» брачного возраста. Все больше молодых людей стараются получить образование, профессию, иметь материальный достаток и жилищные условия, а потому считают оптимальным для вступления в брак  возраст после 27 лет. Однако эмпирически доказано, что поздний возраст вступления в брак также является добрачным фактором «риска». Компенсирующих мер требуют и психологическая (темперамент), и социокультурная (различие в ценностных ориентациях, мировоззрении, установках, религии и др.) несовместимость молодых людей, а также отрицательное отношение родителей и других референтных людей к данному браку, серьезные ссоры во время ухаживания. [6, с.32 — 33].

А вообще, предбрачное общение надо потратить на подробное интервьюирование друг друга по значимым жизненным темам. Например, хорошо бы поговорить о том, сколько детей должно быть в семье, как распределять будущий семейный бюджет, где проводить отпуск., приоритеты в приобретении знаний и т.д. [3, с.20].
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.