Реферат по предмету "Психология"


Особенности застенчивости детей старшего дошкольного возраста

Шадринский Государственный Педагогический Институт
Факультет коррекционной педагогики и психологии
Кафедра общей психологии
Курсовая работа
Особенности застенчивости детей старшего дошкольноговозраста

Выполниластудентка 2 курса,
255 группыочного отделения
РядинскихНаталья Николаевна
Научныйруководитель
Медведева И.А.
Шадринск – 2009

Содержание
 
Введение
Глава1. Теоретические психолого-педагогические исследования особенностейзастенчивости
1.1Понятие застенчивости в психолого-педагогической литературе
Глава2. Экспериментальное изучение особенностей застенчивости
2.1 Проект коррекционной программы по застенчивости с использованиемпсихологических игр и упражнений для коррекции: застенчивости, замкнутости,неуверенности
Заключение
Библиографическийсписок

Введение
 
Проблема застенчивости и порожденных ею трудностейобщения занимает одно из первых мест и в современной педагогической ипсихологической литературе. Поэтому актуальность этой проблемы велика.Проведенный Ф. Зимбардо опрос выявил, что около 80 % опрошенных американцевсчитают себя застенчивыми, а в нашей стране, вероятно, этот процент не меньше.
Застенчивость – это явление всеобщее и широко распространенное,поэтому проблемой застенчивости занимались и отечественные, и зарубежныеученые: Д. М. Болдуин, Е. И. Гаспарова, А. А. Захаров, Ф. Зимбардо, Д. Изард, Ю.М. Орлов, Т. О. Смолева, Д. Б. Уотсон, В. Штерн, Т. Шишова и другие.
Слабее всего освещен вопрос об особенностяхзастенчивости. Исходя из этого, мы определили тему нашей работы: «Особенностизастенчивости детей старшего дошкольного возраста».
Цельюявляется исследование особенностей застенчивости детей старшего дошкольноговозраста.
Объект исследования:дошкольники 5-7 лет.
Предмет исследования:застенчивость у детей 5-7 лет.
Гипотеза исследования — уровень застенчивости дошкольника можно снизить, используя психологическиеигры и упражнения для коррекции застенчивости, замкнутости, неуверенности.
В соответствии с целью, предметом, объектом игипотезой исследования в работе решались следующие задачи:
1. Изучениепсихолого-педагогической литературы по данной проблеме.
2. Выявлениеособенностей застенчивости у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработкапроекта коррекционной программы.
Методом исследованияявляется анализ литературы по проблеме исследования.
Теоретической основой исследованияпослужили теоретические и экспериментальные исследования особенностейзастенчивости (Ф. Зимбардо, Д. Б. Уотсон, В. Штерн, Д. Изард, Ю. М. Орлов, Е.И. Гаспарова, Т. О. Смолева).
особенность застенчивость коррекция дошкольник

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЗАСТЕНЧИВОСТИ
 
1.1 ПОНЯТИЕ ЗАСТЕНЧИВОСТИ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙЛИТЕРАТУРЕ
Проблему застенчивости изучали за рубежом: Д.Болдуин, К. Гросс, Ф. Зимбардо, К. Изард, Д. Б. Уотсон, В Штерн.
У нас в стране этим вопросом занимались: Е. И.Гаспарова, А. А. Захаров, Я. Копчак, Ю. М. Орлов, Т. О. Смолева.
Исследователей застенчивости интересуют ее природа,причины, форма проявления и формы предупреждения отрицательных последствий.
По мнению Е. И. Гаспаровой и Ю. М. Орловой застенчивостьпредставляет собой свойство личности, характеризующееся отсутствием свободыобщения, характеризующееся наличием внутренней скованности поведения, непозволяющей индивиду реализовать в полной мере свой наследственный и личностныйпотенциал.
В контексте развития эмоций и чувств человека,застенчивость рассматривается то, как синоним чувства страха (В. Штерн, К.Гросс), то, как выражение чувства стыда или вины (Д. Изард, В. Зеньковский).
В Оксфордском словаре английского языка даноопределение застенчивости: «Быть застенчивости» значит быть человеком, скоторым трудно общаться из-за его осторожности, робости и недоверчивости».
Застенчивый человек «избегает взаимодействия сопределенными лицами и предметами». «Осторожный в словах и поступках, ненастаивающий на своих правах, болезненно робкий».
Словарь Уэбстера определяет застенчивость как состояние«стеснение в присутствии других людей».
В «Русском толковом словаре» В.В. Лопатина Л. Е.Лопатиной застенчивость описывается как стыдливо-робкий в обращении, вповедении.
В «Педагогическом словаре» застенчивость описываетсякак психическое состояние или качество личности, проявляющееся в смущении,скованности, необоснованной молчаливости, в затруднениях речи. Возникает учеловека (чаще у подростка) из-за неуверенности в том, какое впечатлениепроизводит на других людей (преимущественно незнакомых или малознакомых) егоповедение.
В своей работе мы опирались на следующее определениеи считаем что застенчивость – это свойство личности, которое формируется приопределенных условиях воспитания и характеризуется отсутствием свободы общения,наличием внутренней скованности.
Более 85 % тех, кто считает себя застенчивым, нескрывали, что чрезвычайно озабочены собственной персоной. Такого родасосредоточенность на себя может иметь характер как внешний, как и внутренний.
«Внешний» самоанализотражает озабоченность человека тем, какое он производит впечатление: «Что обомне подумают?», «Как ко мне относятся?», «Как бы узнать, нравлюсь ли я?», «Яозабочен своим стилем поведения», «Я озабочен своей манерой держаться», «Менябеспокоит, как я выгляжу», «Меня волнует мнение других обо мне», «Я частобеспокоюсь по поводу своей внешности».
При «Внутреннем» самоанализе сознаниенаправлено исключительно на самого себя. Это не просто сосредоточенностьвнимания на себя, а негативно окрашенный эгоцентризм: «Я дурак», «Я урод» и т.п.
Каждая собственная мысль подвергается исследованиюпод мощным аналитическим микроскопом. «Я постоянно стараюсь разобраться всебе», «Я много думаю о самом себе», «Часто я выступаю героем своих фантазий»,«Я часто настроен критически по отношению к себе», « Я чувствителен к сменаммоего настроения», «Я постоянно анализирую мотивы моего поведения».
Застенчивость – это свойство личности, котороеформируется при определенных условиях воспитания и характеризуется отсутствиемсвободы общения, наличием внутренней скованности.
Застенчивость охватывает широкий кругпсихологических проявлений – от смущения, возникающего иногда в присутствиидругих людей, вплоть до травмирующей тревожности, полностью нарушающейтревожности, полностью нарушающей жизнь человека. Кое-кто, сам предпочитаетзастенчивость в качестве своего жизненного стиля; для других она – суровыйприговор без надежды на помилование.
Наибольшая часть застенчивых относится к среднемууровню; это те, кто чувствует страх и неловкость при столкновении сопределенными обстоятельствами определенными типами людей. Их замешательствосильно настолько, что нарушает их жизнь и поведение, делая затруднительным илиневозможным сказать, что думаешь, или сделать, что хочешь.
Хронически застенчивые люди, испытывают ужас каждыйраз, когда требуется сделать что-либо публично, и они столь беспомощны в этомсвоем состоянии, что единственный выход для них – убежать и спрятаться. Такогорода проявления крайней застенчивости свойственны не только молодежи, но ивзрослым. С возрастом они не проходят. В худшем случае застенчивость принимаетформу невроза – паралича сознания, который выражается в депрессии и порой можетпривести к самоубийству.
У застенчивости есть и положительные стороны.Застенчивые люди не задевают других, сдержаны, скромные, уравновешенные.Человек может позволить себе быть более разборчивым в личных контактах.
Застенчивость дает возможность отстраниться,понаблюдать, чтобы потом вести себя осмотрительно.
Исходя из этого, застенчивость – это особенность,характерная для очень многих людей, как детей, так и взрослых. Наверное, еедаже можно назвать наиболее распространенной причиной, осложняющей общение.
Застенчивость может быть душевным недугом, калечащимчеловека не менее чем самая тяжелая болезнь тела. Ее последствия могут бытьудручающими:
— Застенчивостьпрепятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей иполучать удовольствие от потенциального приятного отдыха;
— Онаудерживает человека от того, чтобы выражать свое мнение и отстаивать своиправа;
— Застенчивостьне дает другим людям возможность положительно оценить личные достоинства;
— Онаусугубляет чрезмерно сосредоточенность на себя и на своем поведении;
— Застенчивостьмешает ясно мыслить и эффективно общаться;
—   Застенчивость,как правило, сопровождается негативными переживаниями одиночества, тревожностии депрессии.
Быть застенчивым значит бояться людей, особенно тех,от которых по какой-то причине исходит эмоциональная угроза: незнакомцев –из-за неизвестности и неопределенности.
На сегодняшний день в психологии распространенаточка зрения, что застенчивость является результатом реакции на эмоции страха,которая возникает в определенный момент при взаимодействии людей с другимилюдьми и закрепляется.
Таким образом, исследователи застенчивости, впроцессе наблюдений нашли причины, формы проявления и формы предупреждения отрицательныхпоследствий застенчивости. Анализ теоретических источников показал, что,рассматривая понятие «застенчивость» психологи различных направлений убеждены,что застенчивость представляет собой индивидуальную особенность личности. Посколькузастенчивость является очень распространенным явлением жизни и, по мнениюмногих авторов, возникает в детстве, необходимо рассмотреть ее проявления удошкольников.
Е. И. Гаспарова, Т. А. Репина, Т. О. Смолева, Ю. М.Орлов, В. И. Гарбузов выделяют несколько предпосылок появления застенчивости:
1. Биологическая(слабость нервной системы, генетическая предрасположенность, наличиефизического дефекта – задержка физического развития, отклонение его от нормы:хроническая болезнь);
2. Социально-обусловленная– неприятие детей родителями, отсутствие в семье отца, неблагополучная семья,неправильный тип воспитания: тревожно-мнительный (родители постоянно тревожатсяза здоровье ребенка и чрезмерно опекают его), авторитарный (ребенка не хвалят,не ласкают, требовательны), обособленный уклад жизни старших членов семьи.
Кроме того, в литературе указывается сопутствующиезастенчивости явления:
—   Неумениедетей быстро включаться в коллективную деятельность;
—   Статьполноправным членом группы;
—   Боязньначать какие-то новые дела;
—   Страхперед темнотой, болезнью.
В психологии выделены так же причины, способствующиевозникновению застенчивости. Их рассматривали Ф. Зимбардо, Е. И. Гаспарова.
Так Ф. Зимбардо выделяет несколько причин, из-зачего может возникнуть застенчивость:
— Негативногоопыта общения с людьми в определенных ситуациях, основанного либо насобственных прямых контактах, либо на наблюдении за тем, как другие «погорели»;
— Отсутствияправильных навыков общения;
— Предчувствиянеадекватности собственного поведения, и – как следствие – постоянной тревогипо поводу своих действий;
— Привычкик самоуничтожению из-за своей неадекватности («Я застенчивый», «Я жалкий», «Янеспособный», «Я без мамы не смогу!»).
По утверждению Е. И. Гаспаровой причинамизастенчивости может стать чрезмерная опека родителей над ребенком.
Беззащитность застенчивых детей – прямой результатих ранимости, впечатлительности и отсутствие необходимых навыков общения, ихчувство неуверенности в себе в своих действиях, сформировавшиеся чаще всего подвлиянием гиперопеки, связано, кроме того, с повышенной чувствительностью коценкам любого рода (осуждением, поощрениями, порицаниям и похвалам, а так женасмешкам).
Недостаточный опыт общения не позволяет детямразобраться в причинах того или иного отношения к себе со стороны других людей.Он не знает, почему он нравится или не нравится, а привычно обобщает свойжизненный опыт: «У меня все равно ничего не выйдет, и все будут смеяться».
На начальном этапе (если ребенок на чужих людей –кричит, плачет, убегает или замирает около матери, избегая смотреть на чужого)следует постепенно расширять круг пассивного общения. Не нужно сразу безнеобходимости приглашать чужого взрослого человека, но можно начатьразговаривать в присутствии малыша с кем-то посторонним на прогулке.
Надо учитывать, что у некоторых детей существуетвыборочная реакция на «чужих» — одни могут сильнее стесняться высокихгромкоголосых женщин, другие – пугаться незнакомых мужчин (чаще, когда дома вокружении ребенка нет мужчин).
Родители застенчивого ребенка должны постепеннорасширить круг его знакомств – чаще приглашать в гости друзей и знакомых,изредка, а потом и чаще брать малыша в гости к хорошо знакомым людям, приусловии, что они близко живут (в том же доме или рядом с домом), что бы эти визитыне нарушили режима дня ребенка.
Очень часто родители стараются избавить ребенка отлюбого общения с чужими людьми, не подпускают к другим детям, таким образом,изолируют их от общества, а значит, не дают развиваться умению жить средилюдей. Низкий уровень развития общения, затруднения в контактах с другимилюдьми – и взрослыми, и сверстниками, замкнутости – мешают детям включаться вколлективную деятельность, стать, стать полноправным членом группы в детскомсаду.
Наблюдая за детьми, мы видим, что застенчивостьпрослеживается уже в раннем возрасте, а в младшем дошкольном возрасте этикачества определяют поведение ребенка.
Так же в исследованиях было показано, чтоочередность рождения детей в семье имеет для него определенные последствия впсихологической, социальной и профессиональной сферах.
Родители, как правило, бывают более озабоченысостоянием здоровья и перспективами на будущее своих первенцев по сравнению сдетьми, родившимися впоследствии. Они ставят перед первенцами более высокиецели и, соответственно, предъявляют к ним повышенные требования. Первенцыобычно более целеустремленные и настойчивы, и поэтому добиваются успеха. Еслиже они не обладают особыми талантами, но испытывают со стороны родителейподобное давление, это вызывает у них ощущение собственной неполноценности иснижение самооценки.
Так, Доктор Люсиль Форер, специалист в областимедицинской психологии, отмечает, что «первенцы при наличии младших детей всемье в большей степени нуждаются в одобрении и поощрении, чем младшие братья исестры или единственные дети. Поэтому в целом самооценка у первенцев ниже, чему более поздних детей».
Помимо причин, исследований, описано и поведениезастенчивых детей.
Профессор психологии Дж. Каган, считаетзастенчивость наследственной чертой. Он обнаружил, что уже в течении первогогода жизни у застенчивых детей пульс более частый, чем у их общительныхсверстников, они более возбудимы и чаще плачут, а в четырехлетнем возрасте уних наблюдалось повышенное кровяное давление. А взрослые чаще страдают оталлергии, сенной лихорадки и экземы, которые считают наследственными болезнями.
Это открытие привело исследователя к выводу, чтогены застенчивости и гены иммунной системы – звенья одной цепи.
Застенчивый ребенок не умеет и не решается вступатьв контакты с другими, малознакомыми и незнакомыми людьми. Даже среди хорошознакомых он теряется, с трудом отвечает на вопросы, на обращение к немувзрослых (за исключением близких родственников). Они разговаривают и общаютсяизбирательно, только по своему выборы. В основном, естественно, с домашними. Напрофессиональном языке такое отклонение называется «избирательный мутизм».Однако при ближайшем рассмотрении почти всегда отказывается, что убеззащитного, вроде бы робкого мутиста железная воля и очень властный, упрямыйхарактер.
В детском учреждении такой ребенок адаптируетсякрайне медленно, с большим трудом. Активные контакты с воспитателем нередкоостаются недоступные ему до окончания детского сада: он не может задать вопросвоспитателю, даже самый необходимый, стесняться попроситься в туалет и т. п. Непоняв задания воспитателя, такой ребенок не решается переспросить и в то жевремя боится не выполнить то, что требуется, в результате выполняет заданиенастолько неправильно, что вызывает недоумение, смех детей и недовольствовоспитателя.
На занятиях такого ребенка трудно заставить отвечатьна вопрос, а если это все-таки удается, т о он говорит тихо и невнятно, обычнократко. Выступление на празднике превращается для таких детей в настоящую муку.
Положение подобных ребят в группе сверстников оченьнезавидное. Не пользуясь симпатией других детей, не вступая с ними в контакт,они обречены на изоляцию, одиночество. В лучшем случае остальные дети незамечают их, безразлично отстраняют их от своих игр. В худшем – обращаются сними насмешливо и грубо, дразнят, бьют, отнимают игрушки и другие вещи (одежду,сандалии).
Ребенок может быть незастенчивым по природе, анаоборот обладать неуемной жаждой лидерства. Но, не умея ее реализовать истолкнувшись с неудачей, предпочитает уходить от контактов (подсознательно).Застенчивые дети больше чувствуют и понимают, чем могут выразить, большенакапливают информации, знаний и умений, чем используют в реальной жизни.
Дети подобного склада особенно ранимы,чувствительны, обидчивы, и поэтому отношение к ним должно быть мягкое, теплое,поддерживающее.
Повышение голоса, крик, понукание, одергивание,частые заперты, порицания и наказания вызывают противоположную реакцию: ведут кзаторможенности, повторению правильных действий или их усугублению.
А пренебрежительные высказывания воспитателя типа:«Эх ты, опять тебя обидели! Что же ты, растяпа, сдачи не даешь? Вечно с тобойтак!» — не только не дают положительного эффекта, но напротив, подкрепляют удетей убежденность в своей неполноценности, и могут привести к проявлениюневротических расстройств у детей.
Застенчивый ребенок очень часто бывает настолькоробок, скован, что создается впечатление, что он не в состоянии справиться дажес простейшим заданием. Но его неудачи объясняются тем, что он не знает, какдействовать, а тем, что его будут ругать. Таким детям требуется достаточномного времени, что бы ознакомиться с заданием, понять, что от него требуется,какой должен быть результат. А если взрослый начинает торопить, то ребенок, какправило, вообще прекращает работу. После нескольких таких случаев дети начинаютотказываться или отклоняться от выполнения любых заданий.
Давая детям задание, необходимо показывать ему своюуверенность в успешности его действий, но не акцентировать чрезмерно на этомсвое внимание. Если ребенок почувствует пристальный интерес к его действиям, тозастесняется еще сильнее. Если же взрослый отнесется к происходящему как к самособой разумеющемуся, малыш будет спокойным.
Застенчивые дети внушаемы: они хорошо чувствуютотношение к себе взрослого, его эмоциональный настрой. Поэтому спокойнаяуверенность взрослого – лучшее лекарство.
За результат, достигнутый ребенком, его следуетобязательно похвалить.
Не прибавляет уверенности малышу и родительскаятревожность. Пуповинная связь с матерью сохраняется долго: до 3 – 4, а унервных детей и до школы.
Взволнованность родителей предается детям и этооказывает влияние на его поведение. Родители часто передают детям своитревожные ожидания, авторитарность, что порождает детскую застенчивость.
Многие родители не отдают себе отчета в том, чтозастенчивость представляет собой определенное нарушение поведения, и болеетого, личностного развития ребенка, обычно они довольны своими детьми, считаяего застенчивость положительным и единственно социально приемлемым качеством.Если им предлагают приложить какие-то усилия, чтобы преодолеть стеснительностьребенка, они заявляют: «Пусть лучше будет хорошим, скромным мальчиком, чемтаким нахалом!». Родители не отличают скромности от застенчивости, что на самомделе – совсем не одно и тоже. Если скромность положительное качество, которомупротивопоставляют нахальство, неумение вести себя в обществе и т. д., тозастенчивость, основанная на полной неуверенности в себе, — недостаток, ведущийко многим неприятным последствиям в развитии личности. Именно из-за непониманияэтой разницы сознательная работа по преодолению застенчивости у детей кажетсямногим не только ненужной, но даже вредной: они боятся, что лишившисьзастенчивости, из ребенок сразу станет неприятным и развязным, приставалой изазнайкой.
Помимо сказанного в психологической литературе естьданные о застенчивости от пола и возраста детей. Как показали психологическиеисследования (Ф. Зимбардо, Н. В.Клюева и Ю. В. Касаткина), уровеньзастенчивости у мальчиков и девочек имеют относительные реакции. Так, например,в дошкольном возрасте застенчивости более подвержены девочки, чем мальчики.Рассказы застенчивых мальчиков и девочек о себе слишком краткие,недооценивающие.
Мальчики считают, что они слишком слабые, слишкомвысокие, слишком
Толстые, очень некрасивые и вообще несимпатичные,чем их незастенчивые сверстники.
 Аналогично застенчивые девочки описывают себя кактощих, непривлекательных и менее умных, чем их подруги. Все это определяетнаиболее важный аспект самоопущения этих детей.
Родители девочек обращаются за помощью кспециалистам немного реже – обычно в тех случаях, когда это принимает крайниеформы (например, в незнакомом месте девочка и рта не может раскрыть, а ей черезгод предстоит идти в школу) или порождает заикание, тики и другие невротическиерасстройства. Это не значит, что родители девочек менее внимательны изаботливы. Просто у нас традиционно считается, что девочка должна бытьскромной. И застенчивость, пусть даже ярко выраженная ей не повредит.
Иногда застенчивость у детей с возрастом проходит,из нее можно «вырасти», но такое счастливое преодоление застенчивостивстречается не всегда. Большинству детей необходима помощь со стороны взрослых:родителей – с одной стороны и воспитателей детского сада – с другой. Работа попреодолению застенчивости должна вестись согласовано, постоянно и терпеливо.Она требует от взрослых осторожности, деликатности, т. к. застенчивые детимогут отреагировать на вмешательство взрослых совсем не так, как вы от нихожидаете. Особая тактичность по отношению к таким детям требуется отвоспитателя: в группе перед «зрителями» неуверенность в себе становитьсябольше, и ребенок острее реагирует на все обращенные к нему слова и действия.
В психологии выделены так же три вида проявленийзастенчивого поведения дошкольников:
Во-первых, это внешние наблюдаемые способыповедения, которые как бы сигнализируют окружающим: «Я застенчив». Для негохарактерна неуверенность, которая проявляется в ожидании неуспеха в осложненныхситуациях.
Во-вторых, это физиологические симптомы тревожности,например, краска стыда.
В-третьих, это сильнейшие ощущения стесненности исамососредоточенности, самоанализ. Хроническая неуверенность,распространяющаяся на все виды деятельности.
Внимательно рассмотрев эти характеристикизастенчивости, мы сможем проникнуть во внутренний мир застенчивого человека.
Основной принцип поведения, определяющий природузастенчивости, — вести себя ровно и тихо. Поэтому застенчивому человекуприходится подавлять множество мыслей, чувств и побуждений, постоянно грозящихпроявиться. Именно собственный внутренний мир и составляет ту среду, в которойживет застенчивый человек. И хотя внешне он может казаться неподвижным, в душеу него бушуют и сталкиваются потоки чувств и неудовлетворенных желаний.
Наиболее характерная особенность застенчивогочеловека – повышенная склонность к самоанализу. Адекватное самосознаниеявляется ключевым понятием всех теорий здоровой личности и целью множествасовременных течений психотерапии. Однако, когда тенденция к самоанализу исамооценке становится навязчивой, это, наоборот, свидетельствует о некоторомпсихическом нарушении. Это касается многих застенчивых людей.
Работа детского сада и семьи по преодолениюзастенчивости должна вестись в двух основных направлениях.
Во-первых, необходимо постепенно расширить кругобщения ребенка, формировать у него необходимые для этого навыки, приодновременной работе с остальными членами группы.
Во-вторых, следует всемерно укреплять у ребенкауверенность в себе, в собственных силах. И, естественно, при этом нужениндивидуальный подход, учет возможностей, так и его личных особенностей.
Застенчивых детей нужно приучать к выполнениюпоручений взрослого постепенно. От разовых, простых следует переходить кпостоянным, например, поливать цветы на подоконнике, раздавать бумагу передзанятием рисования и т. п. Те же задания, которые связаны с включением ребенкав общении с взрослыми, лучше поручать ему не одному, а «на пару» с другим, — более активным и общительным ребенком. При этом застенчивый ребенок стесняетсяменьше и одновременно усваивает необходимые в конкретной ситуации способыобщения. Даже если он допустит какую-то оплошность, ему будет легче этопережить.
Еще одним эффективным методом включения застенчивыхдетей      в коллективе является организация совместной деятельности, в которойв качестве партнеров выступают младшие дети. Как правило, застенчивые дети ихне стесняются и охотно принимают на себя роль старшего умелого и опытноготоварища. Эта роль обычно для них недоступна в общении со сверстниками ипоэтому особенно привлекательна. Чувствуя свое превосходство над младшимидетьми, робкий в других ситуациях ребенок здесь охотно помогает им в различныхзатруднениях, обучает тем действиям и умениям, которыми овладел сам. Копируявоспитателя или другого взрослого, ребенок наслаждается возможностью выполнитьв общении непривычную для него активную роль, используют многиекоммуникационные навыки, которые не решается реализовать в игре со сверстникамиили в общении со взрослыми.
Анализ теоретических данных и результатов нашегоисследования показал, что застенчивые дети представляют собой многочисленнуюкатегорию, которые ничем особенным не выделяются из общего количества детей, ачасто являются «удобным».
Внешне они скромны и нравственны, не нарушают правилповедения и не доставляют неудобства родителям и воспитателям.
Наша задача – составить проект коррекционнойпрограммы для застенчивых детей. Для выявления застенчивых детей мы можемиспользовать: наблюдение, ситуацию общения с незнакомым человеком, беседы сдетьми, тестирование, анкетирование среди родителей и педагогов.
В результате проведения диагностической работыпрактический психолог выделяет группу застенчивых детей, с которым затемпланирует коррекционную работу.
Коррекционная работа предусматривает устранение чертнезависимости, научения детей навыками расслабления, повышенная уверенность всебе, улучшения внутреннего состояния. Коррекционная работа ведется психологомв трех направлениях: работа с детьми, работа с родителями, работа спедагогическим коллективом.
Проведя исследование литературы по застенчивости, мыпришли к выводу, что справиться с застенчивостью у дошкольников можно толькопри совместных усилиях детского сада и семьи, по двум направлениям:
— изменить позицию ребенка в общении;
— повысить уверенность в себе.
Эта задача разрешима, но делать это надо, пока ребенокеще маленький.
С возрастом у застенчивого ребенка уже складываетсяопределенный стиль поведения, он начинает отдавать себе отчет в этом своем «недостатке».Однако осознание своей застенчивости не только не помогает, а даже мешает еепреодолеть.
Ребенок не в силах победить свою застенчивость,поскольку он не верит в свои силы, а то, что он фиксирует внимание наособенностях своего характера и поведения, еще больше его сковывает.
Опираясь на имеющиеся в литературе данные, мывыделили комплекс поведенческих симптомов, характеризующих застенчивых детей. Внего вошли следующие показатели:
1. Локомоции,в которых отражается борьба двух противоположных тенденций приближения –удаления, чаще всего проявляется при встрече с незнакомыми людьми;
2. Эмоциональныйдискомфорт, который ребенок испытывает при встрече и в ходе общения спосторонними, а иногда и со знакомыми и взрослыми;
3. Боязньлюбых публичных выступлений, в том числе на занятиях;
4. Избирательностьв контактах с людьми: предпочтение общения с близкими и хорошо знакомымивзрослыми и отказ или затруднения в общении с посторонними.
На основании этих показателей можно провести сдетьми предварительную пробу на застенчивость. Например, ситуация «подзывания»,в которой незнакомый ребенку взрослый просит подойти к нему.
Проба может проводиться во время свободной игрыдетей в группе детского сада. В этой ситуации можно фиксировать выделенные вышеособенности поведения.
Застенчивость – это комплексное состояние, котороепроявляется в разных формах – от легкого смущения, дискомфорта, страха итревожности, до глубокого невроза.
Источниками застенчивости можно считать:
— Определенныйстиль воспитания (гиперопека, лишение самостоятельности, отсутствиетребовательности к детям или наоборот сверхтребовательности, повышеннаястрогость);
— Малаяконтактность;
— Низкаясамооценка;
— Факторочередности в семье;
— Застенчивостьродителей;
— Страхперед людьми
Таким образом, в психолого-педагогической литературедано определение застенчивости, выделены виды, формы и причины застенчивости.Но мало сведений о коррекции данного свойства личности. Поэтому мы решилиразработать проект коррекционной программы застенчивости детей дошкольноговозраста.
О проекте коррекционной программы пойдет речь во второйглаве нашей работы.

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙЗАСТЕНЧИВОСТИ.
 
2.1 ПРОЕКТ КОРРЕКЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ ПО ЗАСТЕНЧИВОСТИС ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ: ЗАСТЕНЧИВОСТИ,ЗАМКНУТОСТИ, НЕУВЕРЕННОСТИ
 
ЗАНЯТИЕ 1.
Задачи:
1. Преодолениезастенчивости, замкнутости, нерешительности;
2. Развитиеэмоционально-выразительных движений;
3. Развитиекоммуникативных способностей;
4. Снижениепсихоэмоционального напряжения
Ход занятия
1. Приветствие
2. Прослушиваниесказки «Три подружки»
Психолог читает детям сказку:
«Жили-были три подружки: свинка Хрюша, кошка Мурка,утка Крякуша. Однажды в теплый летний день они надели новые платья, и пошлигулять. Мамы строго-настрого наказали малышам не пачкаться и далеко друг отдруга не отходили. Но Мурка увидела птичку, подкралась, протянула лапки, чтобысхватить ее, а птичка упорхнула. Зацепилась кошечка за пенек и разорвалаплатье. А тем временем Хрюшке захотелось полежать в глубокой луже. Забраласьона в лужу, а вылезти не может. Утка Крякуша стала помогать ей выбраться насушу и потеряла при этом шляпу и бошмачок.
Вот идут они с прогулки, опустив головы, громкоплача… что-то будет, что скажут мамы? Мамы встретили малышей около дома, оченьудивились, расстроились и хотели их наказать. Но когда они узнали, что Крякушкавыручила Хрюшку, перестали сердиться м похвалили ее».
—   Инсценировкасказки «Три подружки».
Психолог распределяет роли между детьми, показываямимику всех персонажей, и предлагает разыграть сказку.
— Очень замкнутые дети выступают в роли зрителей.
—   Упражнение«Глубокое дыхание»
Детям предлагается сесть на стульчики, выпрямить ирасслабить спину.
 Психолог говорит: «На счет 1, 2, 3, 4 – делайтеглубокий вдох носом, на счет 4, 3, 2, 1 – выдыхайте через рот».
 -время выполнения 2 – 3 минуты.
ЗАНЯТИЕ 2.
Задачи:
1. Преодолениезастенчивости, замкнутости, нерешительности;
2. Развитиеспособности понимать эмоциональное состояние партнеров по общению;
3. Снижениепсихоэмоционального напряжения.
Материалы к занятию:    
Игрушка «Чебурашка»;
Магнитофон, кассета с записью «Песни Чебурашки»(слова Э. Успенского, музыка В. Шаинского).
Ход занятия
— Приветствие
— Этюд«Робкий Чебурашка».
Психолог показывает детям Чебурашку, сажает его настульчик и говорит: «В детский сад пришел Чебурашка. Он очень стесняется, нехочет ни с кем разговаривать и играть. Я прочитаю ему стихотворение А.Бродского «Новичок». Может быть, это поможет стать ему более смелым.
В детский сад пришел Молчек – очень робкий новичек.
Он сначала был не смел, с нами песенок не пел.
А потом, глядим, привык: словно зайка – скок дапрыг,
До чего же осмелел: даже песенку запел!»
—   Этюд«Смелый Чебурашка».
Чебурашка встает со стула, подпрыгивает и поетпесенку из мультфильма «Чебурашка» («Я был когда-то странной игрушкойбезымянной…»).
—   Психологпредлагает кому-нибудь из детей взять Чебурашку и разыграть оба этюда.
— разыгрывание этюдов повторяется 2-3 раза.
—   Упражнение«Глубокое дыхание».
ЗАНЯТИЕ 3.
Задачи:
1. Преодолениезастенчивости, замкнутости, нерешительности;
2. Развитиеэмоционально-выразительных движений;
3. Развитиекоммуникативных способностей;
4. Снижениепсихоэмоционального напряжения.
Материал к занятию:
Мяч («волшебная палочка», сердечко, сшитое изткани.)
Ход занятия
—   Приветствие.
—   Упражнение«Ласковое имя».
Дети встают в круг и, передавая мяч, называют другдруга ласковым именем, например: Сереженька, Танюша и т. п.
—   Игра«Кто это?»
Педагог предлагает детям показать, как двигаютсякошка, медведь, лиса, заяц, лев.
Дети выполняют задание.
Затем каждый из детей, не называя животное,изображает его с помощью выразительных движений. Остальные участники игрыугадывают, кого изобразил водящий.
—   Упражнение«Лифт».
Психолог говорит:
 «Положите ладонь на живот. Представьте, что живот –это первый этаж дома. Немного выше находится желудок – это второй этаж дома.Подержите там ладонь. Теперь положите ладонь на грудь и представьте, что этотретий этаж дома.
 Приготовьтесь, мы начинаем «поездку на лифте»:
 Вдохните ртом медленно и глубоко так, чтобы воздухдошел до первого этажа – до живота. Задержите дыхание. Выдохните ртом.
 Вдохните так, чтобы воздух поднялся на один этажвыше – до желудка. Задержите дыхание. Выдохните ртом.
 Вдохните – и «поднимите лифт» еще на один этаж – догруди. Задержите дыхание. Выдохните ртом.
 Во время выдоха вы ощущаете, что напряжение иволнение выходят из тела, словно из дверей лифта.
— упражнение выполняется стоя. Время выполнения 2 –3 минуты. Дыхание задерживается на 2 – 3 секунды.
ЗАМКНУТЫЙ РЕБЕНОЙ.
«ПРЕДСТАВЬ СЕБЯ»
Для этой игры вы можете сделать костюмы короля икоролевы, их придворных и гостей. Дети облачаются в королевские наряды. Корольи королева сидят на троне, а придворные по очереди подходят к ним, с поклономпредставляются и рассказывают что-либо о себе, после чего получают от короляили королевы подарок (конфету, небольшую игрушку и т. п.).
«ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
Дети по очереди заканчивают каждое из предложений:
Я хочу…
Я умею…
Я смогу…
Я добьюсь…
Каждого ребенка можно попросить объяснить тот илииной ответ.
Это упражнение способствует повышению уверенности всебе, в своих силах.
СОВМЕСТНЫЙ РИСУНОК «КАК МЫ БОРЕМСЯ С ТРУДНОСТЯМИ»
«Не нужно бояться ошибок, неудач. Мы с вами растем,развиваемся. Каждый день ставит перед нами новые задачи, с которыми нам нужносправиться, каждый день мы учимся делать что-то новое. А на новой дороге необойтись без ошибок и неудач. Не бойтесь их! Трудности, с которыми мысправляемся, делают нас сильнее, умнее, увереннее в себе. Главное – нерасстраиваться, не опускать руки, не обвинять себя и окружающих в том, что неповезло. Нужно терпеливо исправлять ошибки, преодолевать трудности! Давайтеподумаем вместе, что значит «на ошибках учатся». Наши ошибки помогают понятьнам, что было сделано не так, и в следующий раз поступить так, чтобы добитьсяуспеха. Если трудно, непонятно, попросите о помощи других ребят или взрослогочеловека. Может быть они уже сталкивались с такой ситуацией, и у них есть опытвыхода из нее, который они могут вам передать»
После беседы обговорите вместе с детьми различныеспособы преодоления трудностей, пусть они попробуют придумать их сами, вспомнятпримеры, как они или их друзья преодолевали различные жизненные препятствия. Послебеседы предложите детям нарисовать эти способы. Совместное рисование на этутему, помимо развития уверенности в себе, поможет замкнутому ребенку вступить вконтакт с другими людьми, приоткрыть сверстникам свой внутренний мир.

ЗАЛЮЧЕНИЕ
Чаще всего гармоничному развитию ребенкапрепятствует эмоциональная нестабильность. Эмоции отражают состояние человека иего отношение к чему-либо. В этом мы убедились в нашей работе. Ребенок познаетокружающий мир и делает это не отвлеченное и бесстрастно, а переживаетпроисходящее с ним, формирует свое собственное отношение к тому, что егоокружает, выбирает одни виды деятельности и ситуации и отвергает другие.Познание всего эмоционально. Любые психические окрашиваются эмоциями – будь тоощущение или воображение, мышление или память. Наш мир – это вечная борьбапротивоположностей. Избежать воздействия отрицательных эмоций невозможно. Любоеактивное участие в жизни, наряду с успехами и достижениями, предполагаетналичие неудач, ошибок и срывов. Таков суровый закон жизни: толькопреодолевание препятствий и барьеров, поднимаясь после «падений», учась наошибках, человек познает себя и свои связи с миром. Важно научить детей неотступать перед трудностями, не падать духом, спокойно и мужественно приниматьнеудачи и ошибки.
На основе проведенной работы мы пришли к следующимвыводам:
1. Проблемазастенчивости в психолого-педагогической литературе рассмотрена достаточноподробно. Описаны определения, виды формы проявления, возрастная динамика,половые различия, поведение и причины застенчивости.
2. Спомощью экспериментальных исследований можно выявить группу застенчивыхдошкольников и характерные особенности их личности и поведения (уклонение оттого, чтобы первыми начать разговор, затеять какое-либо дело, задать вопрос).
3. Возможнокорректировать особенности личностной и поведенческой сферы застенчивостидошкольников путем предложенного нами проекта коррекционной программы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
 
1. Болдуин Д. М.Духовное развитие детского индивидуализма человеческого рода. – М., 1987
2. Большая советскаяэнциклопедия. /Под редакцией Прохорова А. М. – М., 1985
3. Василюк Ф.Е.Психологические переживания. – М., 1984.
4. Вачков И. В.Сказочный потенциал //Школьный психолог. – 2000. — № 39 – С. 8 – 9
5. Вачков И. В.В зеркале сказки // Школьный психолог. – 2001, — №21. – С. 12 – 13
6. Введение впсихологию сказки //Школьный психолог. – 2001, — № 12. – С. 12 – 13
7. Волков Б. С.,Волкова Н. В. Методы изучения психики ребенка. – М., 1994
8. Галигузова Л.Н., Смирнова Е. Ступеньки общения от года до семи. – М., 1992
9. Гаспарова Е.Застенчивый ребенок // Дошкольное воспитание. – 1989, — №3. – С. 71 – 78
10. Даль В. И.Толковый словарь живого великого русского языка. – М., 1994. – 864с.
11. Зимбардо Ф.Застенчивость. – М.: Просвещения, 1991
12.Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Если ребенок стал «Изгоем» //Социономия. – 2001, — №3. – С. 71 -78
13. Зинкевич-ЕвстигнееваТ. Д. Лекарство от страхов// Социономия. – 2001, — №5. – С. 122
14. К газетеЗинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии//Школьный психолог – 2001,-№25. – с. 5 -12, — №26, — С.4 -12
15.  Зинкевич-ЕвстигнееваТ. Д. Практикум по сказкотерапии. Изд. «Речь», — СПб., 2000. – С. 314
16.Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. путь к волшебству. – СПб., 1998
17. Зинкевич-ЕвстигнееваТ. Д. Сказкотерапия: путь и адаптация//Социономия. – 2001. — №1. – С. 124 – 126
18. Зинкевич-ЕвстигнееваТ. Д. Сказкотерапия – терапия образом//Психологическая газета. – 2000. — №6. –С.18 – 19
19.  Изард К.Эмоции человека. – М., 1986
20. Клюева Н.В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению
21.  Кон И. С.Психология ранней юности. – М., 1989
22.  ЛебединскаяК. С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма: Начальныепроявления. – М.: Просвещение, 1991, — 96с.
23. Левин В. А.Нестандартный ребенок. – М., 1983
24. ЛюблинскаяА. А. Детская психология. – М., 1971
25. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. – М., 1996
26. Ожегов С. И.Словарь русского языка. /Под редакцией Н. Ю. Шведовой. – М., 1988, — 784с.
27. Прихожан А.М., Толстых М. И. дети без семьи. – М., 1990
28. Пропп В.Я.Исторические корни волшебной сказки. – Л., 1986. – 364с.
29. Пропп В. Я.Проблемы комизма и смеха. – М., Искусство, 1976, — 183с.
30. Психокоррекционнаяи развивающая работа с детьми //Под редакцией И. В. Дубровиной. – М., 1998
31. Психологическийсловарь / Под редакцией А. В. Петровского. – М., 1990
32.  Психологияличности и деятельности дошкольника /Под редакцией А. В. Запорожца, Д. Б.Эльконина. – М., 1965
33. Рабочаякнига школьного психолога. /Под редакцией И. В. Дубровиной. – М., 1991
34. Репина Т.А., Смолева Т. О. Неуверенный ребенок. //Дошкольное воспитание. – 1980, — №3
35. Рогов Е. И.Настольная книга практического психолога в образовании. – М., 1996
36. РубинштейнТ. М. Основы общей психологии. – М., 1946
37. Русскийтолковый словарь / В. В. Лопатина, Л. Е. Лопатина
38. Симонов В.П., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. – М.: изд. Наука, 1984
39. Славина Л.С. Дети с аффективным поведением. – М., 1966
40. Смирнова О.Сказкотерапия как метод коррекции и развития детей с мультидефектами // Вестникпсихосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 1999. — №2 – С.24 – 28
41. Соколов Д.Сказки и сказкотерапия. – М., 2000
42. Стрелкова Л.П. Уроки сказки. – М.: Педагогика, 1989. – 128с.
43. Тренинг посказкотерапии. Сборник программ по сказкотерапии /Под ред. Т. Д.Зинкевич-Евстигнеевой. – Спб., 2000. – 253с.
44.Шишова Т.Застенчивый невидимка. – М., 1997
45. Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 1956


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.