Реферат по предмету "Менеджмент"


Банкротство и пути вывода предприятия из кризиса

КУРСОВАЯ РАБОТА
«БАНКРОТСТВО И ПУТИ ВЫВОДА ПРЕДПРИЯТИЯ ИЗ КРИЗИСА»

Введение
 
Объективным процессомрыночной экономики, основанной на конкуренции, является постоянный перетоккапиталов в наиболее доходные сферы, перераспределение собственности отнеэффективных хозяйствующих субъектов к эффективным. Осуществляется данноеперераспределение посредством процедуры банкротства. Поэтому в любойцивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основныхэлементов механизма регулирования рыночных отношений является процедурабанкротства.
Банкротство – этосравнительно новое для российской экономики явление, которое стало насущнойнеобходимостью в условиях рыночных отношений.
В настоящий момент нашейрыночной экономике присущи такие явления как спад промышленности, экономическийкризис, отсутствие инвестиций, ужесточение денежно-кредитных отношений, чтонесомненно приводит к несостоятельности хозяйствующих субъектов. И передобществом встает вопрос: что же делать с этими обанкротившимися предприятиями.
Существующая до 1998 г.в России нормативно-правовая база, регламентирующая процесс банкротства,оказалась неработоспособной в современных экономических условиях и привела ктому, что крупные предприятия получили возможность, не опасаясь банкротства,продолжать усугублять кризис неплатежей. Но, не смотря на это, с каждым годомчисло дел о несостоятельности, рассмотренных арбитражными судами, растет, что,несомненно, свидетельствует о том, что институт банкротства в России занимаетодно из ведущих мест в развитии нормальных экономических отношений средиучастников хозяйственного оборота.
В настоящее времяосновным нормативным документом, регламентирующим процедуру банкротства,является Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 30 октября2002 года №130-Ф3. Актуальность и практическая значимость темы настоящейкурсовой работы обусловлена рядом причин.
Во-первых, в настоящеевремя, в российской экономике ключевой проблемой является кризис неплатежей, идобрую половину российских предприятий следовало уже давно объявить банкротами,а полученные средства перераспределить в пользу эффективных производств, чтонесомненно бы способствовало оздоровлению российского рынка.
Во-вторых, в условияхмассовой неплатежеспособности российских хозяйствующих субъектов особоезначение приобретают меры по предотвращению кризисных ситуаций, а такжемероприятия, направленные на восстановление платежеспособности предприятия истабилизацию его финансового состояния. Данная деятельность объединяетсяпонятием антикризисный менеджмент и на сегодняшний день весьма актуальна иперспективна.
Основной целью курсовойработы является освещение проблемы банкротства в целом с учетом современныхроссийских условий. Основными задачами курсовой работы являются:
1. Рассмотреть понятиебанкротства как неотъемлемого атрибута рыночной экономики;
2. Определить основныекритерии несостоятельности и процедуры банкротства, установленные российскимзаконодательством;
3. Проанализироватьпоказатели платежеспособности и финансовой устойчивости несостоятельногопредприятия;
4. Охарактеризоватьпричины банкротства предприятий, способы предотвращения банкротства и путивыхода из кризиса.
В работе рассмотреныпричины банкротства предприятия и проанализированы основные пути выхода изкризисных ситуаций. В теоретической части изложена обобщенная методика анализафинансового состояния предприятия, являющаяся основным инструментомантикризисного менеджера.
В практической части наоснове вышеуказанной методики проведена оценка потенциального банкротства предприятияООО ТК «Симбирск». Анализ финансовых коэффициентов позволил сформулироватьнаправления по преодолению кризиса.
При написании работы былоиспользовано множество различной литературы, включая труды известныхэкономистов, законодательство о банкротстве, а также методические материалы поанализу и статьи практикующих юристов и экономистов, рассматривающих проблемыбанкротства.

1. Понятие банкротства
В условиях рыночнойэкономики принцип ответственности предприятий за результатыфинансово-хозяйственной деятельности реализуется в случае образования убытков,неспособности предприятия удовлетворять требования кредиторов по оплате товаров(работ, услуг) и обеспечивать финансирование производственного процесса, т.е.при наступлении банкротства предприятия.
Экономическаянесостоятельность (банкротство) – это неплатежеспособность предприятия, имеющаяили приобретающая устойчивый характер, признанная хозяйственным судом илиправомерно объявленная должником в соответствии с законодательством. Сутьбанкротства состоит в отсутствии денег у предприятия для оплаты своихобязательств, это состояние финансовой необеспеченности, то есть абсолютноерасстройство производственно-хозяйственной деятельности, являющееся причинойразорения и ликвидации предприятия.
Банкротство предопределеносамой сущностью рыночных отношений, которые всегда связаны с риском потерь,неопределенностью достижения поставленных целей или возможностью постановкиошибочных целей.
Рисковые ситуации могутвозникнуть на всех стадиях хозяйственного процесса: от закупки и доставкисырья, материалов, комплектующих изделий до производства и продажи готовойпродукции. Их причинами могут быть: неплатежеспособность потребителей,невыполнение договорных обязательств поставщиками ресурсов, длительные задержкис оплатой счетов за поставленную продукцию, некачественное по различнымпричинам производство продукции, некомпетентность управленческого персонала имногое другое.
Эти потери ведут куменьшению прибыльности капитала и возникновению финансовых средств, чтоусугубляется, если кредиторы не возобновляют финансирование. Тогда предприятиедолжно выплатить не только проценты, но и сумму основного долга. В условиях жеотсутствия наличных средств появляется проблема ликвидности активов. Этосостояние называют технической неплатежеспособностью. Уже на этой стадиивозможно обращение кредиторов в суд о признании предприятия банкротом. Смыслбанкротства состоит в том, что из хозяйственного оборота исключаютсянеплатежеспособные предприятия. Поскольку экономическая несостоятельностьодного предприятия сказывается на финансовом положении других субъектовхозяйствования, являющихся его контрагентами, то банкротство позволяетсубъектам хозяйствования улучшить свои дела и достичь финансовой стабильности[13].
Без процедуры банкротстваэкономика не может быть эластичной. Именно экономическая ответственность,формой реализации которой выступает банкротство, заставляет хозяйствующихсубъектов работать эффективно. В противном случае финансовые, трудовые иматериальные ресурсы через рыночную инфраструктуру переходят от неэффективно куспешно работающим предприятиям. В этом проявляется жесткость рыночныхмеханизмов регулирования экономических процессов. Таким образом, банкротствопредприятий и определенный уровень безработицы являются своего рода платой зарезультативность производственно-хозяйственной деятельности. Предприятие, неспособное к конкуренции, не нашедшее свое место на рынке товаров и услуг, неимеющее собственных сил провести санацию и реструктуризацию, должно в концеконцов прекратить свое существование, чтобы дать возможность на его местевозникнуть другому, более конкурентоспособному предприятию.
Процедуры банкротства,как правило, проводятся при участии государства. Его задача состоит в том,чтобы сделать эту процедуру как можно безболезненней для общества, однако приэтом естественный процесс банкротства неэффективных, а порой и убыточныхпредприятий не должен искусственно сдерживаться через механизм дотаций. В этомслучае упускается возможность санации и реструктуризации предприятий иоздоровления экономики в целом.
В мировой практикепроцедура банкротства состоит в том, что кредиторы (физические и юридическиелица, которым должно данное предприятие) добиваются санации или ликвидациибанкрота. Собственники предприятия теряют право собственности на имуществопредприятия-банкрота, а созываемое собрание кредиторов решает судьбупредприятия. При этом могут быть использованы два варианта:
· ликвидацияпредприятия;
· санация.
В случае ликвидациипредприятия право собственности в отношении имущества передается в судебномпорядке уполномоченному на то лицу (органу) – ликвидатору (или синдику), задачакоторого состоит в продаже целого предприятия или его части с цельюудовлетворения требований кредиторов.
На практике иногдавозникают случаи, когда рыночная цена имущества предприятия не можеткомпенсировать средства кредиторов, вложенные в ликвидируемое предприятие.Тогда кредиторы на свой риск пробуют провести санацию предприятия, то естьвозобновить его работу, но при смене аппарата управления и проведении комплексаоздоровительных мероприятий.
Ликвидация недееспособныхпредприятий имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
К недостаткам банкротстваможно отнести:
· потерюработниками ликвидируемого предприятия рабочих мест и обострение в этой связисоциальной напряженности в обществе;
· потерюкредиторами (банками, инвестиционными компаниями, фондами, государственнымбюджетом и т.п.) значительных средств, вложенных в обанкротившееся предприятие;
· распылениеи омертвление неликвидного имущества вследствие того, что порой ликвидаторы немогут найти для него покупателей.
Достоинствами банкротстваявляются:
· закрытиенерентабельных производств, что приводит к снижению издержек и повышениюэффективности общественного производства;
· высвобождениересурсов, вовлеченных в неконкурентоспособное производство;
· ротацияменеджерского персонала, обеспечивающая рост квалификации, усилениепредприимчивости, заинтересованности работников аппарата управления и рабочих вконечных результатах своей деятельности;
· приобретениеопыта и формирование эффективной инвестиционной политики инвестиционнымиорганизациями и т.п.
Мировой практике известнодва противоположных подхода к проблеме критерия банкротства. Первый подход – объективный:должник признается банкротом, если не имеет средств расплатиться с кредиторами,о чем делается вывод из неисполнения под угрозой банкротства обязательств наопределенную сумму в течение определенного времени. Если должник под страхомликвидации в результате банкротства не способен изыскать средства (например,реализовав часть дебиторской задолженности) для удовлетворения интересовкредиторов, то такой должник не в состоянии функционировать в рыночныхусловиях; более того, его деятельность может нанести ущерб интересам кредиторов(как реальных, так и потенциальных). Описанный критерий получил названиекритерия неплатежеспособности, либо потока денежных средств.
Второй подход к критериюбанкротства заключается в том, что банкротом может быть признан должник,стоимость имущества которого меньше общего размера его обязательств. При этомне имеет значения, насколько размер задолженности превышает установленныйзаконом минимальный для признания банкротства, насколько просрочена этазадолженность по сравнению с установленным минимальным сроком просрочки [14].При использовании этого критерия (он получил название критерия неоплатностилибо структуры баланса) предприятие-должник имело возможность годами неисполнять свои обязательства, для чего нужно было делать только одно – поддерживатьразмер задолженности на уровне чуть меньшем, чем стоимость активов. Признатьтакого должника банкротом было невозможно, даже если он явно пользовался всвоих интересах описанной ситуацией.

2. Банкротство в сфересервиса. пути вывода туристической организации из кризиса
2.1 Сущность и причинывозникновения банкротства в туристическом секторе экономики
Неэффективное управлениерисками в условиях конкуренции может привести к разбалансированию экономикитуристической организации, т.е. к банкротству. Банкротство – это ситуация, прикоторой туристическая организация работает убыточно, не способна выполнятьтребования кредиторов и обеспечивать финансирование производственного процесса.
Как отмечалось ранее,эффективность туристического бизнеса является результатом взаимодействия целогоряда факторов – внешних (на которые предприятие не может оказывать влияние) ивнутренних (которые зависят от организации работы самого предприятия).Способность предприятия адекватно реагировать на изменения внешних и внутреннихфакторов является гарантией не только его выживания, но и процветания. Выделимиз общего состава факторы, которые являются определяющими в плане возникновениякризисных ситуаций и банкротства.
Внешние факторы оказываютсильное влияние на деятельность туристических организаций, В их составе можновыделить: демографические факторы (размер и структура потребностей населения);состояние культуры, науки и техники; политическую ситуацию, а такжекредитно-денежную и налоговую политику государства; уровень инфляции и доходовнаселения, покупательскую способность, финансовое состояниепредприятий-должников; международную конкуренцию и др.
На финансовом положениибольшинства предприятий сферы СКСиТ негативно сказываются последствияобщеэкономического спада, инфляции, а также неожиданные перемены в сфере государственногорегулирования. Бороться с кризисом, имеющим национальные масштабы, отдельнойорганизации не по силам, но проведение им гибкой политики способно значительносмягчить негативные последствия общего спала в экономике.
Внутренними факторами,усиливающими кризисную ситуацию туристических организаций, являются:
• неопытность инекомпетентность руководства, несоответствие его изменяющимся объективнымусловиям;
• возникновение убытковтуристической организации в связи с неконкурентоспособностью ее услуг,несвоевременным обновлением их номенклатуры;
• резкое повышение уровняиздержек производства и сбыта туристических услуг в связи с нерациональнойструктурой управления, многочисленностью штата управления, применениемдорогостоящих технологий, средств и предметов труда и т.д.;
• снижение уровнякультуры производства и культуры туристической организации в целом, включаяквалификацию персонала, технический уровень производства, взаимоотношения вколлективе, его уверенность в эффективной работе;
• отсутствие стимуловтруда у персонала туристической организации,
В классической рыночнойэкономике внешние факторы обусловливают 1/3 всех банкротств, а внутренние – 2/3.В России характерной является обратная пропорция влияния этих факторов.Политическая и экономическая нестабильность, нарушение регулированияфинансового механизма и инфляционные процессы следует отнести к наиболеесущественным факторам, усугубляющим кризисную ситуацию на российскихпредприятиях сферы социально-культурного сервиса и туризма [3, c 7–8].
Все принципиальныевопросы банкротства туристических организаций регламентируются Законом РФ «Онесостоятельности (банкротстве) предприятий» от 30 октября 2002 года №130-Ф3.
Под несостоятельностью(банкротством) понимается неспособность туристической организации удовлетворитьтребования кредиторов по оплате товаров, работ и услуг включая неспособностьобеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды в связи спревышением обязательств должника над его имуществом [6, c. 22–25]
Можно выделить три стадиибанкротства туристических организаций:
1. Скрытое снижение ценытуристской организации. Такое снижение предполагает уменьшение прибыльностилибо увеличение средней стоимости обязательств, которые организация будетвынуждена принять на себя в ближайшем будущем.
2. Финансоваянеустойчивость. Это означает появление некоторых ранних признаков банкротства.К ранним признакам банкротства относят: изменения в стратегии организации,вызывающие отрицательную реакцию со стороны партнеров по бизнесу (например,реорганизационные мероприятия, смена поставщиков и др.); изменения в структуреуправления (конфликты среди высшего руководства); изменение финансовыхпоказателей организации и качества финансовой отчетности, проведениеаудиторских проверок, уменьшение денег на счетах, увеличение дебиторской и(или) кредиторской задолженностей, нарушение баланса дебиторской и кредиторскойзадолженностей, уменьшение доходов предприятия и снижение прибыльности,обесценивание акций предприятия и др.; внеочередные проверки организации,ограничение ее коммерческой деятельности органами власти, отмена и изъятиелицензий и др.
3. Юридически очевидноебанкротство. Внешним признаком несостоятельности туристической организацииявляется приостановление ее текущих платежей, если организация неспособнаобеспечить выполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со днянаступления сроков их выполнения. Формально туристическая организация считаетсянесостоятельной по решению арбитражного суда или в силу добровольной ликвидациисо дня официального уведомления.
Первые две стадиибанкротства при своевременном выявлении и внедрении элементов антикризисногоуправления решаются без вмешательства судебных органов, третья стадия чащевсего рассматривается в судебном порядке.
Судебные дела обанкротстве начинаются по заявлению:
1) должника, которыйофициально признает свою неспособность своевременно оплачивать долги;
2) кредитора, которыйподает заявление в том случае, если не получает причитающихся платежей попрошествии трех месяцев со дня наступления сроков их исполнения;
3) прокурора – приналичии подозрений ложного банкротства – в соответствии с УК.
Уголовно наказуемыми являютсянеправомерные действия при банкротстве (сокрытие имущества, уничтожение илифальсификация бухгалтерских документов и др.), неправомерное удовлетворениеимущественных требований отдельных кредиторов организации-должника в ущербдругим кредиторам, преднамеренное банкротство (умышленное создание илиувеличение неплатежеспособности, совершенное организацией в своих интересах илиинтересах лиц), ложное банкротство (заведомо ложное объявление организации онесостоятельности в целях введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочкиили рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов, а равнодля неуплаты долгов).
Арбитражный суд можетпринять одно из возможных решений:
• признать банкротство,открыть конкурсное производство и исключить туристическую организацию изреестра действующих;
• отклонить заявление,если выявляется финансовая состоятельность туристической организации и ееспособность оплатить долги;
• приостановитьпроизводство в связи с передачей туристической организации под внешнееуправление или санацию (в первом случае используются внутренние резервыпредприятия, во втором – конкурсным порядком определяются возможные вкладчикидополнительных средств);
• согласиться сдоговоренностью туристической организации и ее кредиторов об отсрочке долгов.
Согласно решению суда вотношении организации-должника могут применяться следующие процедуры:реорганизационные, ликвидационные, мировое соглашение [7, c. 153–160]
2.2 Реорганизациятуристической организации
Когда анализ состояниятуристической организации подтверждает невозможность ее сохранения в существующемвиде, может быть использован метод реорганизации. Это позволит выйти из кризисапутем изменения формальной организации и правового положения хозяйствующегосубъекта.
Реорганизациятуристической организации как юридического лица может быть осуществлена как порешению его учредителей, так и по основаниям, предусмотреннымзаконодательством. При этом ее права и обязанности переходят к вновь возникшимюридическим лицам в соответствии с разделительным балансом.
Реорганизационныепроцедуры направлены на поддержание (или развитие) деятельности и (или)оздоровление туристической организации с целью предотвращения ее ликвидации.Реорганизационные процедуры могут быть связаны с банкротством и иметьпринудительный характер, а могут быть добровольными.
Принудительнаяреорганизация включают наблюдение, внешнее управление имуществом должника исанацию.
Наблюдение – процедурабанкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности егоимущества посредством проведения анализа финансового состояния и разработкирекомендаций повышения финансовой устойчивости должника.
Внешнее управление,своего рода судебная санкция, применяемая к должнику для восстановления егоплатежеспособности с передачей полномочий по управлению должником внешнемууправляющему. Внешнее управление имуществом должника – реорганизационная процедура,направленная на продолжение деятельности организации-должника, назначаемаяарбитражным судом по заявлению должника, собственника организации-должника иликредитора и осуществляемая на основании передачи функций по управлениюорганизацией-должником арбитражному управляющему.
По решению суда наосновании ходатайства должника, собственника организации-должника или кредитораможет быть назначено внешнее управление имуществом должника. Основанием для назначениявнешнего управления имуществом должника является наличие реальной возможностивосстановить платежеспособность организации-должника с целью продолжения еедеятельности путем реализации части ее имущества и осуществления другихорганизационных и экономических мероприятий.
Продолжительностьпроведения внешнего управления имуществом должника не должна превышать 18месяцев. На период внешнего управления имуществом должника вводится мораторийна удовлетворение требований кредиторов, предъявляемых к должнику. Например,письмом Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 мая 1995 г. №ОП-13/4разъяснено, что «кредиторы, у которых право требований долга вытекает изобязательств, возникающих до введения моратория, имеют право в периодпроведения внешнего управления начислять предусмотренные договорами проценты запользование кредитом, а также санкции по обязательствам должника. Однакопредъявление должнику указанных требований возможно только после окончанияморатория, то есть после прекращения внешнего управления имуществом должника.Это правило применяется и в отношении обязательств должника перед бюджетом»[11].
Согласно разъяснению,содержащемуся в письме Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 апреля 1995 г., №С1–7/ОП-237,необходимо иметь в виду, что действие указанного моратория не распространяетсяна обязательства должника, возникающие после назначения внешнего управления.При назначении внешнего управления имуществом должника арбитражный судназначает арбитражного управляющего, кандидатура которого может быть предложенакак должником, так и кредитором. При наличии нескольких кандидатур арбитражныйуправляющий назначается на конкурсной основе.
Арбитражный управляющийруководит предприятием-должником, принимает на работу и увольняет сотрудников,распоряжается имуществом должника, разрабатывает план проведения внешнегоуправления имуществом должника, согласовывает этот план с кредиторами иорганизует его выполнение. Он обращается в арбитражный суд с заявлением озавершении внешнего управления имуществом должника в следующих случаях: еслицель внешнего управления имуществом должника достигнута; если он убедился, чтодостижение этой цели невозможно,
В зависимости отрезультатов проведения внешнего управления имуществом должника и характеразаявления арбитражного управляющего арбитражный суд может:
• принять решение опрекращении внешнего управления имуществом должника, признании должниканесостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
• внести определение озавершении внешнего управления имуществом должника и прекращении производствапо делу о несостоятельности (банкротстве) туристической организации;
• внести определение опродолжении проведения внешнего управления имуществом.
Санация (оздоровление)организации-должника представляет собой реорганизационную процедуру, когдаорганизации-должнику оказывают финансовую помощь собственник, кредитор(кредиторы) или иные лица.
По ходатайству должника,собственника организации-должника кредитора арбитражным судом может бытьназначена санация. Основанием для проведения санации является наличие реальнойвозможности восстановить платежеспособность организации-должника продолжениядеятельности путем оказания финансовой помощи собственником и (или) инымилицами. Если в течение 36 месяцев повторно подано заявление о возбуждениипроизводства по делу о несостоятельности данной туристической организации,арбитражный суд не вправе выносить определение о проведении еще одной санации.
Арбитражный суд объявляетконкурс желающих принять участие в санации, к которому допускаются как юридические(в том числе и иностранные), так и физические лица (в том числе и членытрудового коллектива организации-должника). Избранные участники санации обязаныпровести собрание по выработке соглашения, в котором должно содержатьсяобязательство обеспечить удовлетворение требований всех кредиторов всогласованные с ними сроки, указывается предпочитаемая продолжительностьсанации, согласованное с участниками санации распределение ответственности ихкредиторами, ответственность участников санации в случае их отказа от участия всанации после ее начала, а также другие условия» которые участники санациисочтут необходимым предусмотреть.
По истечении 12 месяцев сначала санации должно быть удовлетворено не менее 40% общей суммы требованийкредиторов. Продолжительность санации не должна превышать 18 месяцев.Арбитражный суд вправе по ходатайству участников санации, за исключениемслучаев санации государственных или муниципальных туристических организаций,продлить срок ее проведения, но не более чем на шесть месяцев.
Достижение санации даетарбитражному суду основание для вынесения определения о ее завершении ипрекращении производства по делу о несостоятельности туристической организации.При этом сохраняются все права участников» установленные в соглашении о санации.
Выбор одной из названныхформ принудительной реорганизации зависит от конкретной ситуации и возможностейорганизации-должника, но все три формы используются в случае наличия серьезныхфинансовых проблем, А добровольная реорганизация осуществляется по инициативесобственников и далеко не всегда свидетельствует о существовании трудностей вбизнесе. Она может быть осуществлена одним из следующих способов; слиянием,присоединением, выделением, разделением, преобразованием.
При слиянии туристическойорганизаций права и обязанности переходят к вновь возникшему юридическому лицув соответствии с передаточным актом. Слияние осуществляется путем объединенияконтрольных, пакетов акций с последующей конверсией акций либо путем изъятияакций одного общества с эквивалентной заменой акциями другого общества иконсолидацией балансов. Туристическая организация считается реорганизованной вформе слияния с момента государственной регистрации вновь возникшегоюридического лица, Слияние не редкость для туристического бизнеса. Так, в 1999 г.объединились два крупных российских туроператора «Инсайт» и «ММС-Лингва»,работающих в секторе образовательного туризма. Слияние позволило вновьсозданной компании «Инсайт-Лингва» существенно увеличить объемы продаж иповысить конкурентоспособность на рынке услуг в сфере обучения за рубежом.
При присоединениитуристической организации к другому юридическому лицу к последнему переходятправа и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии спередаточным актом. Присоединение осуществляется путем приобретения однойорганизацией всех акций другой организации» с утратой последней хозяйственнойсамостоятельности и прав юридического лица и с консолидацией балансов. Приреорганизации туристической организации в форме присоединения ее к другомуюридическому лицу туристская организация считается реорганизованной с моментавнесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращениидеятельности присоединенного юридического лица. Примером присоединения можетслужить приобретение Intercontinental Hotels Group (IHG) сети CandiewoodSuites, Поглощение Candtewood позволило IHG осуществить глобальную экспансию.Так, в декабре 2003 г. IHG владела и управляла уже более чем ЗЗСЮ отелямив 100 странах мира (из них 108 – это бывшая сеть Candlewood).
При выделении из составатуристической организации одного или нескольких юридических лиц к каждому изних переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица всоответствии с разделительным балансом. Туристической организация считаетсяреорганизованной в форме выделения с момента государственной регистрации вновьвозникших юридических лиц. Открытием филиалов и представительств занимаютсяпрактически все туристические организации, удержавшиеся на рынке туристическихуслуг более одного сезона. Это позволяет организациям существенно увеличитьсвое присутствие на рынке, хотя и требует значительных инвестиций. По сути,создается новая организация в рамках уже функционирующей, поэтому возникаютдополнительные сложности с оборудованием офиса, подбором персонала и др.
При разделениитуристической организации одно юридическое лицо делится на два юридических лицаи более, к которым переходят права и обязанности реорганизованного юридическоголица в соответствии с разделительным балансом. Туристической организациясчитается реорганизованной в форме разделения с момента государственнойрегистрации вновь возникших юридических лиц. Российским антимонопольнымзаконодательством предусмотрено принудительное разделение хозяйствующих субъектов,занимающих доминирующее положение на рынке. Данная форма реорганизации нехарактерна для туристического бизнеса, большинство хозяйствующих субъектов всоциально-культурном сервисе и туризме стремятся к укрупнению. Разделение же,как правило, является следствием внутрифирменных конфликтов и обычно приводит кдобровольной ликвидации туристической организации и разделу фирменногоимущества [10].
При преобразованиитуристической организации одного вида в юридическое лицо другого вида(изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицупереходят права и обязанности реорганизованного юридического лица всоответствии с передаточным актом, Туристическая организация считаетсяреорганизованной в форме преобразования с момента государственной регистрациивновь возникшего юридического лица.
 
2.3 Методы выходатуристических организаций из кризиса
Выход из кризиснойситуации всегда существует. Другое дело, какой ценой его приходится оплачивать.Этой ценой и определяется эффективность антикризисного управления. Успешноеантикризисное управление – это прежде всего грамотное управление, основанное наумении правильно применять достижения современного менеджмента. В этом смыслеоно ничем не отличается от эффективного управления фирмой в обычных условиях.Однако кризисное положение фирмы меняет акценты. То, с чем можно было бымириться в период относительного благополучия, становится совершенно недопустимымв чрезвычайных обстоятельствах.
Выбор между ликвидацией иоздоровлением предприятия является сложной задачей, которая решаетсясовместными усилиями управленческих служб предприятия, местными региональными ифедеральными органами власти. Если ограничиваться финансовыми аспектамипроблемы, то недостаток средств предприятия и возможности его компенсирования ивосполнения, с одной стороны, затраты на ликвидацию – с другой, являютсякритериями, по которым можно решить вопрос о сохранении или ликвидациипредприятия.
Затем должны определятьсяпредприятия, которые не способны существовать в рыночной среде или мешаютразвитию региона (например, фактически несостоятельные экологически вредные, подлежащиеликвидации или выводу из региона по другим причинам) и разрабатыватьсямероприятия по их реорганизации или ликвидации (использование основных фондов иземельных участков трудоустройство высвобождающегося персонала, развитие на ихпроизводственной базе малого предпринимательства и так далее).
Речь идет в первуюочередь о методах выхода предприятия из кризиса. Выбору методов решения этойзадачи предшествует анализ следующих проблем:
1. В случае еслинеплатежеспособность туристической организации является временной и в течениекороткого периода времени с возобновлением денежных поступлений может бытьпреодолена, кредиторы могут договориться о предоставлении фирме времени навыполнение ее обязательств.
2. Должно линеплатежеспособное предприятие быть сохранено в силу своей особой значимостидля экономики страны, для того, чтобы оно продолжало функционировать или егонеобходимо ликвидировать, а имущество выставить на аукцион для продажи?
В процессе оздоровленияфирмы или ее ликвидации должно ли оставаться на своем месте и выполнять всефункции управления прежнее руководство или должен назначаться внешнийуправляющий?
Собственники предприятийсовместно с кредиторами могут принять меры по досудебной санации предприятия, вчастности оказать финансовую помощь предприятию-должнику для восстановленияплатежеспособности. Каковы размеры такой помощи, каким образом она может бытьнаиболее рационально предоставлена – все эти вопросы для анализа, как самимпредприятиям-должникам, так и аналитическими службами кредиторов, органоввласти, других организаций.
Таким образом,принимается решение либо о реорганизации предприятия с целью его сохранения, либоо его ликвидации. Зарубежный опыт констатирует, что ликвидация предприятия фирмыкорпорации должна осуществляться в том случае, если их восстановлениемаловероятно и продолжение его деятельности связано для кредиторов с ещебольшим риском или большими убытками.
Однако реструктуризацию вполном объеме необходимо и возможно проводить лишь при первых признакахнадвигающегося кризиса (т.е. на первой самое позднее – второй фазах), тогда какв зоне «ближнего» банкротства ни времени, ни средств уже нет.
В случае сохранениятуристической организации его менеджменту предстоит решать, как минимум двеосновные задачи:
– восстановитьплатежеспособность и стабилизировать финансовое положение туристическогопредприятия;
– разработатьстратегию развития и провести на ее основе реструктуризацию предприятия с цельюустранения причин кризиса, недопущения повторения кризисных явлений в будущем[4].
«Алгоритм выбора методовфинансового оздоровления включает следующие этапы:
Первый этап – устранениевнешних факторов банкротства. На этом этапе реализуются оперативные методывосстановления платежеспособности: совершенствования платежного календаря;регулирование уровня незавершенного производства; перевод низкооборотныхактивов в высокооборотные; переоформление краткосрочной задолженности вдолгосрочную другие меры.
Второй этап – проведениелокальных мероприятий по улучшению финансового состояния.
Цель применения данныхметодов финансового оздоровления заключается в обеспечении устойчивогофинансового положения предприятия в среднесрочной перспективе, которое проявляетсяв стабильном поступлении выручки от реализации достаточном уровне ликвидностиактивов повышении рентабельности до 40–60%.
На втором этапеприменяются следующие методы:
– установление путейвосстановления штрафных санкций за просроченную краткосрочную задолженность;
– обеспечениедостаточности финансовых ресурсов для покрытия вновь возникающих текущихобязательств;
– постепенноепогашение старых долгов.
При этом оцениваетсявозможность привлечения дополнительных внутренних источников финансирования:реализация ненужных и неиспользуемых высокооборотных активов, сокращение затратдо минимально допустимого уровня проведение энерго- и ресурсосберегающихмероприятий.
Третий этап – созданиестабильной финансовой базы.
Целью долгосрочныхметодов финансового оздоровления является обеспечение устойчивого финансовогоположения предприятия в долгосрочной перспективе – создание оптимальнойструктуры баланса и финансовых результатов, устойчивости финансовой системыпредприятия к неблагоприятным внешним воздействиям.
Долгосрочными методамифинансового оздоровления являются:
– активный маркетингс целью поиска перспективной рыночной ниши;
– поискстратегических инвестиций;
– смена активов подновую продукцию».
Сущность стабилизационнойпрограммы заключается: в маневре денежными средствами для заполнения разрывамежду их расходованием и поступлением. Маневр осуществляется, как ужеполученными и материализованными в активах предприятия средствами, так и теми чтомогут быть получены, если предприятие переживет кризис.
Заполнение «кризиснойямы» может быть осуществлено и увеличением поступления денежных средств(максимизацией) и уменьшением текущей потребности в оборотных средствах(экономией). Рассмотрим мероприятия стабилизационной программы, обеспечивающиерешения этой задачи.
Увеличение денежныхсредств основано на переводе активов предприятия в денежную форму. Это требуетрешительных и нередко шокирующих обычного руководителя предприятия шагов, таккак связано со значительными потерями. Потери неизбежны [2].
Продажа краткосрочныхфинансовых вложений – наиболее простой и сам собой напрашивающийся шаг длямобилизации денежных средств. Как правило, на кризисных предприятиях он ужесовершен. Еще одно замечание. В условиях фактической стагнации фондового рынкадисконт при продаже ценных бумаг бессмысленно рассчитывать – они идут по тойцене, по которой их готовы купить.
Продажа дебиторскойзадолженности также очевидна и предпринимается в настоящее время многимипредприятиями. Специфика этой меры в рамках стабилизационной программызаключается в том, что дисконты здесь могут быть гораздо больше, чемпредставляется руководству кризисного предприятия.
Продажа запасов готовойпродукции сложнее так как, во-первых предполагает продажу с убытками, аво-вторых ведет к осложнениям с налоговыми органами. Однако как уже отмечалось,суть стабилизационной программы заключается в маневре денежными средствами.Убытки в данном случае представляют собой жертвование частью полученных впрошлом денежных средств, а проблемы с уплатой налогов при такой реализациизакрываются уменьшением возможных будущих поступлений.
Продажа избыточныхпроизводственных запасов. Наличие на складе сырья А на месяц являетсяизбыточным запасом, если сырья Б осталось еще на одну неделю, а денег для егозакупки нет. Поэтому для обеспечения производства необходимо реализовать частьзапасов сырья А, даже по цене ниже покупной и несмотря на то что черезнекоторое время его опять придется закупать вероятно по более высокой цене. Этоеще один пример маневра прошлыми и будущими денежными средствами.
Продажа инвестиций(деинвестирование) может выступать, как остановка ведущихся инвестиционныхпроектов с продажей объектов незавершенного строительства и неустановленногооборудования или как ликвидация участия в других предприятия (продажа долей).Решение о деинвестировании принимается на основании анализа сроков и объемоввозврата средств на вложенный капитал. При этом стратегические соображенияиграют определяющие роли – если конкретный инвестиционный проект начнет даватьотдачу за пределами горизонта антикризисного управления, он может бытьликвидирован. Сохранение долгосрочных инвестиционных проектов в условияхкризиса – верный путь к банкротству.
Продажа нерентабельныхпроизводств и объектов непроизводственной сферы наиболее сложна и предполагаетособый подход. Часть нерентабельных производственных объектов, как правило, входитв основную технологическую цепочку предприятия. При этом в стабилизационнойпрограмме невозможно корректно определить, какие из них имеет смысл сохранить, акакие в любом случае следует ликвидировать – это требует детального анализа осуществимоготолько в рамках реструктуризации.
Для того чтобыминимизировать риск от подобного шага, необходимо ранжировать производства постепени зависимости от них технологического цикла предприятия. Ранжированиеввиду сжатых сроков осуществляется преимущественно экспертным методом с учетомпоследующих правил.
В первую очередь продажеподлежать объекты непроизводственной сферы и вспомогательные производстваиспользующие универсальное технологическое оборудование (например,ремонтно-механические и строительно-ремонтные цеха). Их функции передаютсявнешним подрядчикам.
Во вторую очередьликвидируются вспомогательные производства, отдельные ремонтные подразделения.Отсутствие этих производств в будущем можно будет компенсировать как за счетпокупки соответствующих услуг так и их воссоздания в экономически оправданныхмасштабах необходимости.
В третью очередьизбавляются от нерентабельных объектов основного производства находящихся всамом начале технологического цикла (литейные и кузнечно-прессовые цеха). Ихфункции также передаются внешним поставщикам. В некоторых случаях объектывторой и третьей очередей целесообразно поменять местами.
В четвертую очередьотказываются от нерентабельных производств, находящихся на конечной стадиитехнологического цикла. Причем такая мера скорее приемлема для предприятий, обладающихне одной, а несколькими технологическими цепочками, а также для предприятий, полуфабрикатыкоторых имеют самостоятельную коммерческую ценность. Особенно, если этиполуфабрикаты более рентабельны, чем конечный продукт, что нередко встречаетсяна химических заводах.
Ликвидация объектовосновного производства в жестких условиях антикризисного управления весьманежелательна и допустима только в качестве крайней меры. Оптимальным было бырешение их судьбы в рамках реструктуризации, а не стабилизационной программы.Продажу основных фондов, скорее всего придется производить по цене ниже ихбалансовой стоимости, а это означает проблемы с налогообложением в будущем.
Основное отличие всехперечисленных процедур предупреждения банкротства заключается в том, что ихприменение не влечет за собой прекращение деятельности предприятий-должников.Главная задача – обеспечить вывод предприятия из неплатежеспособного состоянияи нормальное его функционирование.

3. Практическая часть напримере ООО ТК «Симбирск»
 
3.1 Общая характеристикапредприятия
 
ОООТуристическая компания «Симбирск» (ООО ТК Симбирск) была основана в 2006году. Основная цель создания – предоставление всем желающим туристическиеуслуги, продвижение на российский рынок новых продуктов в сфере туризма иотдыха. ОООТК «Симбирск» находитсяпо адресу: 432071, г. Ульяновск, ул. Гагарина, д. 34.
Основнымизадачами, которые ставит перед собой компания ООО ТК «Симбирск» являются:
·Предоставление клиентамширокого спектра услуг туристического рынка;
·Обеспечение высокогоуровня обслуживания по единому стандарту качества;
·Индивидуальный подход ккаждому клиенту.
Компания, уверенно развиваясьна рынке, старается предлагать своим клиентам новые услуги и открывать новыемаршруты путешествий. Палитра предложений весьма широка: экскурсионные игорнолыжные программы, отдых на море, озерах, термальных источниках, морскиепутешествия и бизнес-туризм. ООО ТК «Симбирск» представляет собой общество сограниченной ответственностью и ведет свою деятельность согласноЗаконодательству РФ. Общество является юридическим лицом и действует на основеУстава и Учредительного договора, имеет собственное имущество, самостоятельныйбаланс и расчетный счет.
ООО ТК «Симбирск»действует на основании лицензий, выданных Федеральным агентством по туризму РФ на осуществлениетурагентсткой и туроператорской деятельности, имеет сертификат соответствия,подтверждающий гарантию качества предоставляемых туристических услуг, котороеобеспечивает безопасность для жизни, здоровья туристов, сохранность ихимущества и охраны окружающей среды в соответствии с действующимзаконодательством.
ООО ТК «Симбирск»является коммерческой организацией, преследующей в качестве основной цели своейдеятельности извлечение прибыли. Организационная структура фирмы постоянносовершенствуется адекватно её стремительному развитию. В фирме работает 6специалистов. Все сотрудники имеют надлежащее профессиональное образование,подготовку и опыт работы. Компания реализует рекламную политику, постоянноизыскивая наиболее эффективно работающие рекламные пространства в газетах,журналах, использует внешнюю рекламу, Интернет. У каждого позвонившего клиентаспрашивают, из какого источника информации он узнал о фирме, и проводятсяисследования эффективности рекламы. Туристские маршруты отличаютсяиндивидуальностью и высоким уровнем обслуживания. Партнеры компании – надежные,проверенные и известные туроператоры.
Руководство текущейдеятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом –директором ООО ТК «Симбирск», который вправе осуществлять любые видыдеятельности, направленные на достижение цели Общества и не запрещённыезаконодательством. В соответствии с направлениями работы,организационно-управленческая структура предприятия выглядит следующим образом.
Директор компании имеет вподчинение секретаря, ведущего основные вопросы, непосредственно касающиесякомпетенции высшего руководства, секретарь может по мере необходимостиреорганизовать встречи с клиентами, решить некоторые финансовые вопросы, но врамках своих должностных обязанностей. Так же в подчинении Директора находитсяруководитель отдела выездного туризма, по совместительству финансовый директоркомпании, в обязанности которого входит:
· составлениеи предоставление отчетов по эффективной деятельности компании;
· изучениефинансового положения компании и ее конкурентов на основе маркетинговыхотчетов;
·  рассмотрение вопросов ценообразованияи объемов продаж в каждом месяце;
·  прогнозированиедальнейших путей развития бизнеса.
Менеджерыпо направлениям занимаются оформлением туристических путевок, бронируютгостиницы, авиабилеты, железнодорожные билеты, контролируют и осуществляютоперативное оповещение об изменениях клиентов турфирмы, работаютнепосредственно с клиентами и с фирмами поставщиками услуг, с туроператорскимифирмами, с партнерами за рубежом. Менеджеры по направлениям подчиняютсяруководителю отдела выездного туризма.
 
3.2 Характеристика бизнес-процессов
ООО ТК «Симбирск»оказывает туристические услуги по основным направлениям:
· Турция: сезон с апреля пооктябрь, возможность зимнего отдыха.
Летом– пляжный и экскурсионный туризм, а зимой – горнолыжный.
· Греция: сезон конец марта –середина июня или начало сентября – конец октября. Экскурсионный и пляжныйтуризм.
· Египет: сезон длится с серединыфевраля до конца ноября.
Пляжный, экскурсионныйтуризм, дайвинг.
· Кипр: длится с начала мая доконца октября. Пляжный туризм.
· Испания: сезон летнего отдыхадлится с начала мая до середины октября. Экскурсионный туризм. На островах –пляжный.
Для более наглядногоотображения представленных направлений отдыха, оказываемых ООО ТК «Симбирск»все данные представлены в таблице 3.1.
Из данных таблицы 3.1 можносделать вывод, что данные направления деятельности ООО ТК «Симбирск» подверженысезонным колебаниям и компании следовало бы рассмотреть возможность внедренияновых маршрутов отдыха на зимний период времени.
Ценовая политика ООО ТК«Симбирск» рассчитана на широкий круг потребителей. Диапазон цен напредоставляемые услуги представлен в таблице 3.2, цена зависит от категорииотеля и условий комфортности.
Ценоваяполитика фирмы дополняется специальными маркетинговыми приёмами психологическоговоздействия на покупателей, побуждающего их приобрести товар. Например, приёмпсихологической цены. К примеру, если турпакет будет стоить 19500 или 19800рублей, то его цена будет восприниматься ниже рубежа цены в 20 тысяч рублей.Также используется приём специальных скидок с цены для фиксированного периодавремени или по какому-то специальному поводу (праздники и т.п.).
 
3.3 Анализ финансового состояния предприятия
Предварительный обзор осуществляется по важнейшимпоказателям, характеризующим общие результаты и эффективность деятельностипредприятия. Такой анализ даёт возможность в общих чертах охарактеризоватьработу предприятия и определить динамику показателей по сравнению спредшествующим периодом. В таблице, приведен обзор хозяйственной деятельностиООО «Симбирск» в сравнении 2008 и 2009 гг. Рассмотрим ипроанализируем данные предварительного обзора, которые приведены в таблице 3.3.
По сравнению с 2008 годом, в 2009 году произошло снижениетаких основных показателей, как объем реализованных услуг, фондоотдача, прибыльот реализации услуг, балансовая прибыль. Снизилась общая рентабельность фирмына 0,5%. Увеличение фонда оплаты труда составило 0,4%, но при этом отметимуменьшение числа работников организации. При наличии в стране фактическойгодовой инфляции, равной 12%, несложно посчитать, что фактический прирост фондаоплаты труда не покрыл темпов инфляции. Приведенные показатели характеризуютпредприятие с позиции финансовой неустойчивости и невысокой социальнойобеспеченности. Причиной тому явился мировой экономический кризис, которыйсерьезно сказался на туристическом бизнесе в целом.
 
3.4 Анализ и оценка финансовойустойчивости предприятия
Важной характеристикой финансового состояния предприятияявляется стабильность его деятельности в свете долгосрочной перспективы.
Задачей анализа финансовой устойчивости является оценкастепени независимости от заёмных источников финансирования. Это необходимо,чтобы ответить на вопросы: насколько организация независима с финансовой точкизрения, растет или снижается уровень этой независимости и отвечает ли состояниеего активов и пассивов задачам её финансово-хозяйственной деятельности.Показатели, которые характеризуют независимость по каждому элементу активов ипо имуществу в целом, дают возможность измерить, достаточно ли устойчиваанализируемая организация в финансовом отношении. В условиях рынканезависимость предприятия от внешних заёмных источников приобретает особуюзначимость. Многие предприятия любят вкладывать в дело минимум собственных средств,финансируя его за счёт средств, взятых в долг. Однако, если при этом будетдопущен значительный перекос в сторону долгов, предприятие, в случаенемедленного их востребования, может обанкротиться.
В практике аналитическойработы используется следующая система показателей.
1. Коэффициентконцентрации собственного капитала
Этот показательопределяется как отношение собственного капитала предприятия к итогу баланса.Он показывает, какова доля владельцев предприятия в общей сумме средств,вложенных в предприятие. Считается, что доля СК должна быть ³0,6.
Ккск = (СК /Бн)
Ккск 2008 =(276 / 829) = 0,33
Ккск 2009 =(240 / 767) = 0,31
Отклонение2008-2009составило (-0,02).
Очевидно, что данноезначение показателя не достигло нормативного значения ни в 2008, ни в 2009году.
2. Коэффициентфинансовой зависимости
Является показателемобратным коэффициенту концентрации собственного капитала и определяется какотношение итога баланса к собственному капиталу. Если показатель равен единице,– это означает, что владельцы полностью финансируют своё предприятие.
Кфз = Бн / СК
Кфз 2008 = 829/ 276 = 3,00
Кфз 2009 = 767/ 240 = 3,19
Отклонение2008-2009составило (+0,19).
Снижение этого показателяв отчетном периоде означает увеличение доли заёмных средств в финансированиипредприятия. Данное значение (3,19) показывает, что на каждый собственныйрубль, вложенный в активы, 3 рубля 19 коп. являются заёмными.
3. Коэффициентсоотношения собственных и привлечённых средств.
Показывает пропорциональноесоотношение собственных и привлечённых средств и определяется отношением суммывсего привлечённого капитала к сумме собственного капитала.

Кс = ПК / СК
Кс 2008 = 552 / 276 = 2,0;
Кс 2009 = 526/ 240 = 2,19;
Отклонение2008-2009 составило(+0,19).
Значение показателя за 2008 год говорит о том,что на каждый рубль собственных средств приходится 2 рубля 00 коп. заёмных, а в2009 году на рубль собственных средств приходилось 2 рубля 19 копеек заёмных.Увеличение данного показателя в динамике показывает увеличение зависимостипредприятия от внешних источников финансирования, т.е. о снижении финансовойустойчивости.
4. Коэффициент обеспеченности собственнымиоборотными средствами.
Косс = (текущие активы – текущие обязательства) /(Запасы + НДС по приобретенным ценностям + дебиторская задолженность +краткосрочные финансовые вложения + денежные средства + прочие оборотныеактивы)
Косс2008 = 491 – 477 / 16+ 190 + 357 + 131 + 6 = 0,03.
Косс2009 = 464 – 439 / 26+ 216 + 342 + 119 + 9 = 0,05
Коэффициент обеспеченности собственнымиоборотными средствами характеризует наличие собственных оборотных средств уорганизации, необходимых для её финансовой устойчивости. Нормативное значениеэтого коэффициента равно 0,1. В нашем случае наблюдается невыдерживание нормативногозначения показателя, как в 2008, так и в 2009 году.
5.Коэффициент текущей ликвидности
Клик = (текущие активы – расходыбудущих периодов) / (текущие обязательства – доходы будущих периодов – резервыпредстоящих расходов)

Клик 2008 = 491 – 6 / 477 = 1,03.
Клик 2009 = 464 – 9 / 439 = 1,06;
Коэффициент текущейликвидности характеризует степень общего покрытия всеми оборотными средствамипредприятия суммы краткосрочных кредитов и займов и кредиторской задолженности.В нашем случае, наблюдается увеличение данного показателя на 0,03, чтообъясняется уменьшением величины текущих обязательств организации, а точнее ихсоставляющей – кредиторской задолженности. Значение показателя превышаетпороговое значение равное единице, означающее превышение текущих активов надтекущими обязательствами. Нормативным же значением коэффициента текущейликвидности является его значение равное 2, т.е. превышение оборотных средствнад краткосрочными обязательствами в два раза. Представим рассчитанныепоказатели в таблице 3.4 в разрезе 2008–2009 гг.
Из данных таблицы можно увидеть следующуюкартину. Наблюдается рост таких показателей как коэффициент финансовойзависимости, коэффициент соотношения привлеченных и собственных средств, приэтом снижается коэффициент концентрации собственного капитала. Также отметимнезначительное увеличение показателей коэффициентов текущей ликвидности иобеспеченности собственными оборотными средствами. При этом следует обратитьвнимание на то, что значение коэффициента текущей ликвидности превышаетпороговое значение равное единице, но нормативные значения приведенныхкоэффициентов не выдерживаются, В итоге можно сделать заключение, чтоорганизация является финансово зависимой. И если тенденция к росту даннойзависимости будет продолжаться, то предприятие, в случае немедленноговостребования погашения собственных долгов, может обанкротиться.
Планирование финансовой политики, направленных наснижение коэффициентов зависимости и комплекс управленческих антикризисныхмероприятий займет определенное время, но при правильном ходе дел это позволитвывести предприятие из кризиса.
 
3.5 Разработка мероприятий по улучшению финансовогосостояния ООО ТК «Симбирск»
 
Опираясь на проведенный выше анализ финансовойустойчивости предприятия можно сделать вывод, что организация являетсяфинансово нестабильной, прослеживается уменьшение прибыльности, что можетговорить о скрытом снижении цены организации, но о явном банкротстве говоритьпока рано. Хотелось бы предложить ряд мероприятий (см. Рис. 3.2),направленных на укрепление финансовой устойчивости и снижение финансовойзависимости.
Для финансированиятекущей деятельности предприятия главными источниками являются доходы и прибыльот основной деятельности компании. Расширение основной деятельности за счётразличных мероприятий позволит дополнительно решить этот вопрос.
 
3.5.1 Мероприятие посовершенствованию ассортимента. Открытие нового туристического маршрута
С целью расширенияассортиментного ряда предлагаемых маршрутов, а также с целью привлечения новыхклиентов, сглаживания сезонных колебаний и тем самым укрепления финансовойустойчивости фирмы, предлагается открыть новые туристические маршруты. Большинствотуристических фирм, в том числе и ООО «Симбирск» специализируются наорганизации туров в страны Европы, северной Африки и ближнего Востока, в товремя как территория самой России и Ульяновской области имеет достаточнорекреационных ресурсов и таит в себе множество неизведанных красот. Такиестандартные экскурсионные маршруты, как путешествие по Золотому Кольцу, на озероБайкал, в Карелию, Санкт-Петербург, на курорты Кавказа также являютсяпрактически обязательным набором многих туристических компаний. Разрабатываявозможность открытия нового маршрута, учитывая высокую конкурентную борьбу нарынке туристических услуг, а также растущую популярность к исконно русскимтрадициям обращение к российским корням стоит обратить внимание на возможностьоткрытия нового маршрута с говорящим названием «Туристическая деревня».
Россия славится богатымина красоту местами и Ульяновская область не исключение. Клиентам представитсяпрекрасная возможность посетить одни из самых красивых и исторически знаменитыхуголков на земле. Широкие берега реки Волги, величественные холмы и реликтовыелеса, богатые флора и фауна, умеренный климат и сохранившие свою нетронутостьсовременной цивилизацией деревни и села. Посещение Ульяновского края будетнезабываемым приключением, которое запомнится на всю жизнь.
Идея тура основывается наоткрытии деревенских домиков в живописном месте, возможно уже в существующейдеревне. В программу отдыха, помимо традиционных шашлыков и бани можно включитьрыбалку, охоту, конные прогулки, клиенты по желанию могут попробовать себя вроли крестьянина, фермера или пастуха. Главное отличие от действующихтуристических баз – это настоящий антураж деревни (пасущиеся стада, жители иперсонал в национальной одежде, только натуральные продукты и блюдастарорусской кухни, и т.п.). В этой программе удачным образом сочетаютсяэлементы культурно-познавательного и экологического туров. Комфортноеразмещение в курортной местности плюс настоящая русская экзотика. Наличие у ОООТК «Симбирск» лицензии на туроператорскую деятельность позволить разработатьнесколько уникальных направлений по подобным маршрутам и самостоятельнореализовывать их как напрямую, так и через агентства.

3.5.2Мероприятия по расширению рынка сбыта и ускорению реализации
Внастоящее время проблема покупки подарка не стоит так остро, как во временавсеобщего дефицита. Но, тем не менее, многие хотят, чтобы именно их подарокпроизвел неизгладимое впечатление, оставил о себе приятное воспоминание ипросто пришелся по душе. По данным социологического опроса, большинство людейиспытывает затруднения с выбором подарка. Путешествие – один из лучших и в тоже время необычных подарков любимым, близким и друзьям, а также наиболеерезультативный способ поощрения сотрудников. Поэтому предлагается наладитьвыпуск подарочных туристических сертификатов и тем самым подарить людямуникальную возможность раз и навсегда забыть о проблеме выбора.
Данная форма поздравлениябудет выгодно, и приятно отличатся от стандартных и традиционных подарков. Сего помощью можно поздравить с праздником коллег по бизнесу, сотрудников,партнеров или просто близких друзей. Дополнительным бонусом для туристическойфирмы станет не только продажа подарочных сертификатов, но и привлечение новыхклиентов, которые, получив однажды такой подарок, смогут стать постояннымиклиентами.
Преимущества подарочноготуристического сертификата для клиентов
Универсальность.ПТС – хороший подарок длялюбого человека, вне зависимости от пола, возраста и занимаемой должности, ведьтакой подарок оставляет его владельцу свободу выбора времени поездки, страны,курорта, транспорта и т.д. Гибкость. Стоимость подарка может быть любой, взависимости от важности подарка. Срок действия сертификата такжеустанавливается. Мобильность. ПТС может использовать любой человек – друг,родственник, знакомый клиента. ПТС может быть и именным документом. Элементнеожиданности. В отличие от приобретения туристической путевки, не нужнораскрывать свои намерения раньше времени. Можно просто подарить ПодарочныйТуристский Сертификат.
Подарочный ТуристскийСертификат может быть красочно оформлен, изготовлен на номерной бумаге сводяными знаками, по желанию клиента может быть именным. Также будет возможнаподарочная упаковка. Для организаций, желающих приобрести Подарочный ТуристскийСертификат для поощрения или мотивации персонала, может предлагатьсяиндивидуальное согласование условий и заключение договора.
Наиболее видимымпреимуществом от реализации ПТС является, конечно, как сама продажа ПТС, так ипривлечение новых клиентов. Получив однажды столь неожиданный подарок, человек,несомненно, оценит преимущества работы именно с ООО ТК «Симбирск» и впоследствииможет стать постоянным клиентом компании.
 
3.5.3 Мероприятия посовершенствованию сервиса компании
В настоящее время большинстводеловых людей, решающих для себя проблемы, связанные с отдыхом и выборомтурагенства, вынуждены доверять столь деликатный вопрос своим помощникам,полагаться на выбор знакомых или советы приятелей вместо того, чтобы подобратьнаиболее оптимальный вариант именно для себя. Это связано с постояннойзанятостью и неимением свободного времени для поездки в офисы туристическихкомпаний. Можно учесть все эти факторы и выйти на рынок с уникальнымпредложением. Ненужно будет отвлекаться от дел, сотрудники тур фирмы всесделают за клиента. Особенность данной идеи состоит в том, что можно выбратьнаиболее подходящий тур не выходя из офиса, дома, находясь в деловой поездкеили просто отдыхая с друзьями на даче. Большинство турагентств предлагаютподъехать к ним в офис, посмотреть каталоги и выяснить все интересующие вопросыу менеджера лично. Но что делать, если на все это просто не хватает времени?Теперь вся информация о туре сможет поступать по электронной почте. А дляпредотвращения малейшей возможности недопонимания, специалисты тур фирмы всегдамогут связаться с потенциальным клиентом в любое удобное для него время ипровести консультацию в режиме он-лайн, используя телефонную связь, электроннуюпочту или Интернет-пейджер ICQ.
Для клиентов, активноиспользующих современные средства связи, можно реализовать следующие услуги:
· Адреснаяэлектронная рассылка (директ-мейл), содержащая рекламную информацию о фирме,оказываемых ею услугах, а также о существующих (Тур в кредит) и новых (Турон-лайн) уникальных предложениях от фирмы ООО ТК «Симбирск» на рынке.
· Консультированиепосетителей Интернет-сайта по всем интересующим их вопросам, путём общения сними в режиме чата и форума.
· Консультированиепотенциальных клиентов по электронной почте, ICQ и телефону. Отправкапотенциальным клиентам электронных каталогов, брошюр, помощь в загрузке с сайтакомпании ознакомительно-презентационных видеороликов и т.п.
· Согласованиес клиентом всевозможных нюансов, касающихся заказа тура; подготовка необходимыхдокументов, необходимых для оформления путевки и передача их курьеру.
· Внедрениеэлектронных систем платежей и возможность оплачивать туры с помощью электронныхкошельков Веб-Мани или Яндекс-Деньги.
В итоге можно сказать,что при достаточно небольших затратах: закупка дополнительной оргтехники ирасходных материалов, введение в организационно-управленческую структуру новыхштатных единиц, полиграфические затраты; компания сможет добиться рядазначительных преимуществ перед конкурентами.
Реализовав на рынкепредложенные инновационные решения, компания увеличит годовой доход, чтопоможет снизить показатели финансовой зависимости. Повышение известности и расширениерынка сбыта своих услуг, позволит ООО ТК «Симбирск» повысить эффективностьсвоей деятельности и укрепить свою финансовую устойчивость.

Заключение
 
Неизбежное в условияхформирования рыночной экономики реформирование предприятий предполагает созданиев обществе законодательных предпосылок для развития эффективных взаимоотношениймежду предприятиями-заемщиками и заимодавцами, должниками и кредиторами. Однаиз таких предпосылок – наличие законодательства о банкротстве, реализациякоторого должна способствовать предупреждению случаев банкротства, оздоровлениювсей системы финансовых взаимоотношений между предпринимателями, а в случаепризнания должника банкротом – сведению к минимуму отрицательных последствийбанкротства для обеих сторон, осуществлению всех необходимых процедур вцивилизованной форме.
В настоящее времяосновным нормативным документом, регламентирующим процедуру банкротства,является Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 30 октября2002 года №130-Ф3.
Безусловно, необходимопринимать все меры по предотвращению кризисной ситуации. C этой цельюнеобходимо проводить анализ финансового состояния предприятия. Если жепредприятие оказалось в долговой яме, необходимо предпринимать комплексныеусилия по восстановлению его платежеспособности. Конкретный переченьмероприятий будет зависеть от целесообразности и возможности санации должника,масштаба кризиса и значимости данного предприятия.
В результате написанияданной работы были изучены следующие понятия и определения антикризисногоуправления, анализ причин появления кризиса в компании, приведены универсальныесредства выхода из кризиса. Был рассмотрен вариант кризисной ситуации мерыкоторые были приняты с целью выхода из неё и внесены собственные предложения поконкретной ситуации, по результатам работы.
Важнейшим выводом поданной работе также является тот факт, что задача предотвращения кризиса иливыявления его на ранних этапах развития, должна быть приоритетнейшей задачейкак топ – менеджмента компании, так и рядовых менеджеров. В этой связи считаемважным отметить, что специфика туристической отрасли играет не малую роль вопределении и действиях компании в кризисной ситуации, поскольку туристическийбизнес является одним из наиболее подверженных влиянию сезонных факторов развитияи необратимых воздействий (стихийные бедствия, катастрофы и т.п.)
В практической части быларассмотрена туристическая компания ООО «Симбирск», была предоставлена:общая характеристика предприятия, характеристика бизнес-процессов, анализфинансового состояния предприятия, разработка мероприятий по улучшениюфинансового состояния ООО ТК «Симбирск».
В разработку мероприятийбыли включены следующий пункты:
1. мероприятиепо совершенствованию ассортимента. Открытие нового туристического маршрута;
2. мероприятияпо расширению рынка сбыта и ускорению реализации сервиса компании;
3. мероприятия,направленные на совершенствование.
 

Список используемыхисточников и литературы
 
1. Аудиторскиеведомости» Н.Ф. Щербакова: «Устойчивость и диагностика возможного банкротстваорганизации» №10 2002 г.
2. Бланк И.А.«Финансовый менеджмент» г. Киев: Ника-Центр 2002 г.
3. Виноградова М.В,Панина З.И. «Организация и планирование деятельности предприятий сферысервиса»: учебное пособие – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко»,2008 г.
4. Волков О.И.«Экономика предприятия» г. Москва: Инфра-М 1998 г.
5. Горфинкель В.Я.,Швандари В.А. «Экономика предприятия» г. Москва: Юнити 2002 г.
6. Дмитриев М.Н.,Забаева М.Н. «Экономика и предпринимательство в социально культурномсервисе и туризме», Учебник – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006 г.
7. Егорова Н.Н. Экономикаи предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме. Часть II.Предпринимательство в социально-культурном сервисе и туризме. Учебное пособие –Кемерово: КузГТУ, 2006
8. Калинина Е.В.«Особенности законодательного развития и усовершенствование процедурынесостоятельности (банкротства)» №5 г. Москва: Юрист 2002 г.
9. Короткова Э.М.«Антикризисное управление», Москва, ИНФРА-М, 2000 г.
10. Кошкин В.И., Карпов П.А., Модульнаяпрограмма для менеджеров «Антикризисное управление», ИНФРА-М, 2000 г.
11. Приложение к «Российской газете» №45 2002 г.
12. Сафронова Н.А. «Экономикапредприятия» г. Москва: Юрист 2000 г.
13. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В.«Методика финансового анализа», Москва, «ИНФРА-М», 2002 г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.